Психосоматические расстройства у детей и их коррекция

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Исследование сложностей с чтением и письмом, связанных с нейро-соматическими нарушениями 6

1.1 Нейропсихологический подход к изучению трудностей письма 6

1.2 Нейропсихологический подход к изучению трудностей чтения в начальной школе 14

Выводы 16

Глава 2. Исследование психосоматических расстройств у детей и их коррек-ция 18

2.1 Цель, задачи, сбор анамнеза 18

2.2 Результаты исследования 19

2.3 Программа нейропсихологической коррекции 20

Выводы 39

Заключение 41

Список литературы

Введение

Курсовая работа посвящена проблеме нейрокоррекции психосоматиче-ских состояний и расстройств у детей.

Развитие психических функций у ребенка — длительный процесс; одни функции формируются раньше, другие — позже. В это общее для всех людей «расписание» каждый ребенок вносит свои «поправки», определяющиеся индивидуальной генетической программой и средой (Егорова, Марютина, 1992).

Психологические исследования, направленные на анализ механизмов трудностей учения этих детей, показывают, что для большинства из них характерно парциальное, т.е. частичное, отставание в развитии высших психических функций. Состояние этих функций изучает особая отрасль психологии — нейропсихология, создателем которой в нашей стране является А.Р. Лурия (1902-1977).

Согласно нейропсихологии чтение, письмо, решение математических задач так же, как и устная речь, и ее понимание, представляют собой сложные функциональные системы, состоящие из многих компонентов, каждый из которых опирается на работу особого участка мозга и вносит свой специфический вклад в функционирование всей системы. Один и тот же компонент может входить в разные функциональные системы. Так, фонематический слух (возможность различать звуки речи) необходим для восприятия устной речи, письма, чтения, однако его роль в решении задач минимальна. Зрительный анализ, узнавание и запоминание зрительных образов букв и слов необходимы в первую очередь для чтения. Сопоставляя выполнение разных заданий, в том числе специальных тестов, имеющих разный набор компонентов, нейропсихолог выявляет сильные и слабые звенья высших психических функций ребенка и тем самым определяет механизмы его трудностей.

4 стр., 1547 слов

Психодиагностика трудностей в обучении детей младших классов

... трудностей в обучении детей младших классов 2. Провести психодиагностическое исследование трудностей в обучении чтению ... что разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или, напротив, ... детей является традиционной. Это во многом обусловлено особенностями психического развития младших школьников. Наиболее характерны «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» для детей ...

Все выше изложенное составляет теоретико-методологическую основу исследования.

Актуальность темы исследования выражается в том, что раннее выявление и коррекция психосоматических состояний и расстройств способствует их устранению с максимальной вероятностью.

Цель – исследование основных психосоматических расстройств в детей и их коррекция.

Объектом исследования – психосоматические отклонения и расстрой-ства у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – нейрокоррекция.

Гипотеза исследования – раннее выявление психосоматических рас-стройств и их коррекция способствует их практически полному устранению.

Задачи исследования:

• Провести исследование сложностей с чтением и письмом, связан-ных с нейро-соматическими нарушениями

• Применить нейропсихологический подход к изучению трудностей письма

• Применить нейропсихологический подход к изучению трудностей чтения в начальной школе

• Провести исследование психосоматических расстройств у детей и их коррекция

• Разработать программу нейропсихологической коррекции

Методы и методики исследования:

Сбор анамнеза осущесвлялся на оснвовании рекомендаций Семено-вич А.В.

В частности учитывалось:

развитие до года,

зрительный гнозис,

конвергенция,

кинестетический праксис

реципрокная координация рук

слухоречевая память

проба «Гомункулус».

А также течение беременности и родов, перенесенные после года заболевания.

База исследования (испытуемые): школьники младших классов. В исследовании принимали участие 10 испытуемых обоего пола, младшего школьного возраста. У каждого их них имелись определенные отклонения от нормального развития.

Новизна, теоретическая и практическая значимость заключается в комплексном подходе в решении проблемы нейрокоррекции и устранения психосоматических состояний и расстройств у детей.

1. Исследование сложностей с чтением и письмом, связан-ных с нейросоматическими нарушениями

1.1 Нейропсихологический подход к изучению трудностей письма

В современной школе все большую роль начинают играть методы нейропсихологической коррекции и профилактики трудностей обучения, включая трудности обучения письму и чтению. Теоретической основой работы нейропсихолога в школе являются разработанные Л.С. Выготским и А.Р.Лурия принципы нейропсихологии:

• принцип социального происхождения высших психических функций (ВПФ),

• принцип системного строения ВПФ,

• принцип динамической организации и локализации ВПФ.

Принцип социального генеза ВПФ, выдвинутый Л.С. Выготским, иначе говоря, основной онтогенетический закон развития, широко известен: «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах – сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая». Иная формулировка этого закона: «Всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию в своем развитии, потому что она является первоначально социальной функцией».

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... теоретического блока Тема 1. Методологические основы исследования •Понятие о методологии науки. Задачи, функции и уровни методологии науки на примере педагогики. •Общие методологические принципы научного исследования. Частные методологические принципы психологопедагогического исследования. ...

Социальное происхождение письма и чтения очевидно: совместная развернутая деятельность ученика и учителя только значительно позже сменяется самостоятельным творческим письмом и чтением про себя. В ходе освоения письма и чтения формируются функциональные системы, понимание которых раскрывается в следующем принципе.

Второй принцип нейропсихологии – принцип системного строения ВПФ — формулируется А.Р. Лурией следующим образом. Любая высшая психическая функция человека является сложной функциональной системой, состоящей из многих компонентов, каждый из которых опирается на работу определенного участка мозга и вносит в обеспечении этой функции свой специфический вклад. При нарушении любого компонента страдает вся функция в целом, но каждый раз это расстройство специфично в зависимости от вклада первично пострадавшего звена. Из этого принципа вытекает важное для диагностики следствие: в каждом наблюдаемом комплексе симптомов необходимо различать непосредственно пострадавший функциональный компонент (первичный дефект), его системные следствия (вторичные дефекты) и системные перестройки для компенсации дефекта (третичные изменения).

Рассмотрим системное строение письма у первоклассников, в акте кото-рого участвуют все три струкурно-функциональных блока мозга, по А.Р. Лурии (1973).

Функциональный состав письма.

I блок — блок регуляции тонуса и бодрствования

Поддержание оптимального тонуса коры при письме.

П блок — блок приема, переработки и хранения информации

1. Переработка слухо-речевой информации – восприятие слов, продиктованных учителем, опознание лексем (переход от звуковых образов слов к их значениям), удержание слов в слухо-речевой памяти, фонематический анализ.

2. Переработка кинестетической информации – проговаривание диктуе-мых слов с целью уточнения звукового состава слова — дифференциации артикулем, позднее в акте письма — обеспечение двигательной обратной связи, сопоставление движений с набором двигательных признаков буквы (графемой).

3. Переработка зрительной информации — актуализация зрительных образов букв (аналитическая звуко-буквенная левополушарная стратегия) и зрительных образов целых слов (холистическая, целостная правополушарная стратегия).

4. Переработка зрительно-пространственной информации — актуали-зация зрительно-пространственных образов букв и слов, ориентация на листе бумаги, нахождение начала рабочей строки, зрительно-моторная координация при письме, поддержание определенного размера и наклона букв (холистическая, целостная правополушарная стратегия с участием аналитической левополушарной стратегии).

Ш блок — блок программирования, регуляции и контроля

1. Серийная (эфферентная) организация движений — моторное (кинетическое) программирование графических движений

2.Программирование и контроль произвольных действий — плани-рование, реализация и контроль акта письма, поддержание активного произвольного внимания в ходе письма, оттормаживание побочных раздражителей.

Представим ситуацию на уроке в 1 классе, когда учитель диктует предложение «Мама варит кашу». Приступая к письму, ребенок не должен быть вялым, сонным, легко истощаемым или гипервозбужденным (функция 1 блока).

Услышав предложение, он может вспомнить написание слова «мама» целиком (правополушарная стратегия), а слово «варит» анализировать, выделяя фонемы и артикулемы и актуализируя соответствующие буквы (левополушарная стратегия).

3 стр., 1055 слов

Нарушение структуры слова у детей с дизартрией

... -7 лет.–СПб: КАРО, 2003.–163с. 5. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей.–СПб, 2003.–287с. 6. Коррекционная педагогика: Основы обучения и развития /Под ... приглушенный. Объект исследования: дизартрия. Предмет исследования: нарушение структуры слова у детей с дизартрией. Цель исследования: рассмотреть нарушение структуры слова у детей с дизартрией. Для выполнения поставленной цели были ...

Переработав информацию (функции П блока), он может приступать к записи предложения. Моторный акт письма осуществляется при взаимодействии кинетических и кинестетических звеньев под контролем зрительных и зрительно-пространственных функций. Весь в целом акт письма зависит от способности программирования произвольного действия, от возможности поддержать стойкую программу и «ди-рижировать» сложным функциональным ансамблем (функции передних отделов Ш блока).

Такая развернутая функциональная система с участием большого числа корковых зон и связанных с ними нижележащих отделов в ходе овладения навыком письма перестраивается. Эти изменения отражаются следующим нейропсихологическим принципом.

Принцип динамической организации и локализации ВПФ предполагает определенную изменчивость структуры функции и соответственно ее топики. Структура функции меняется в онтогенетическом развитии, при авто-матизации функции и при использовании различных стратегий.

В экспериментальном исследовании письма дошкольников, прове-денном Н.П.Павловой , было обнаружено, что частотные (и часто встречающиеся в письменной форме) слова с безударными А и О пишутся детьми в основном правильно: МАШИНА, АВТОБУС (100%), ТРАМВАЙ (95%), ЧЕЛОВЕК (76%), ВОДА (50%).

Для правильного написания этих слов недостаточен фонетический принцип письма, следовательно, можно думать, что дети воспроизводят целостные зрительные гештальты слов, которые помогают им приблизиться к морфологическому принципу письма. При написании незнакомых слов дети действуют по аналогии. При этом у них может получиться как нормативное написание, например, АВТОРУЧКА (66%) или ненормативное, связанное с расширением границ, на которые может распространяться аналогия. Например, по аналогии со словом СОЛЬ дети обозначают мягким знаком мягкость Л и в других словах, где она должна обозначаться другим способом: ЛЮБА > ЛЬУБА, ЗЕМЛЯ > ЗЕМЛЬА или ЗЕМЛЬЯ. Таким образом, поскольку в русском языке сфера применения фонетического принципа достаточно широка, дети-дошкольники могут самостоятельно приходить к элементам фонетического письма, включающего звуко-буквенный анализ, т.е. подключать левополушарную стратегию письма. Но в целом дошкольники используют механизм холистического письма (без анализа звукового состава слова) чаще, чем первоклассники.

Подытожим, какие функции существенны для письма у дошкольников. Главную роль в письме играют зрительные и зрительно-пространственные функции, а также технические моторные функции. Вклад слуховой функции и кинестетического анализа артикуляции не велик. Что касается функций программирования и контроля и поддержания оптимального уровня бодрствования, то они в большой мере зависят от взрослого. Взрослый выбирает то время для занятия письмом, когда ребенок готов к сотрудничеству, когда он не устал и не перевозбужден; взрослый мотивирует ребенка к письму, задает задание, эмоционально подкрепляет ребенка и не дает ему отвлекаться. Таким образом, эти функции разделены между ребенком и взрослым. Можно уподобить структуру письма у дошкольников бутону, который разворачивается – расцветает — при систематическом обучении письма, а затем сворачивается в плод при зрелом навыке письма.

5 стр., 2353 слов

Специфика ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста

... обучении письму обусловлены недостаточным развитием мелкой моторики пальцев руки, мышц спины. У детей 6–7 лет не закончилось формирование зрительно- ... При ринолалии изменяется голосовой резонанс из-за нарушения функции нёбно-глоточного смыкания и, при закрытой ринолалии ... и отсутствие связности букв при письме; несоблюдение интервала между буквами в словах, между словами на строке; слишком узкие или ...

У первоклассников самая развернутая система письма. У старшеклассников она свертывается. Так, сокращается роль слухового и особенно кинестетического анализа в определении звукового состава слова – ученики уже знают, как пишется подавляющее число слов. Кроме того, не вызывает затруднений и актуализация зрительных образов букв и слов. Поддержание одинакового размера и наклона букв также требуют минимального произвольного коркового контроля. Таким образом, максимальная нагрузка падает на смысловую организацию содержания письма.

Даже у первоклассников с одинаковым уровнем овладения письмом со-став операций письма может быть несколько различным. Дети с хорошим развитием холистических зрительных и зрительно-пространственных процессов могут больше опираться на образ целого слова, однако, если эти процессы развиты недостаточно, дети больше используют звуко-буквенную аналитическую стратегию (Stuart and Coltheart, 1988; Wimmer and Hummer, 1990; Temple, 1998).

Доля холистических и аналитических процессов также может коле-баться в зависимости от объема письменного словаря (чем больше словарь, т…

**************************************************************