Психосоматические расстройства у детей и их коррекция

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Исследование сложностей с чтением и письмом, связанных с нейро-соматическими нарушениями 6

1.1 Нейропсихологический подход к изучению трудностей письма 6

1.2 Нейропсихологический подход к изучению трудностей чтения в начальной школе 14

Выводы 16

Глава 2. Исследование психосоматических расстройств у детей и их коррек-ция 18

2.1 Цель, задачи, сбор анамнеза 18

2.2 Результаты исследования 19

2.3 Программа нейропсихологической коррекции 20

Выводы 39

Заключение 41

Список литературы

Введение

Курсовая работа посвящена проблеме нейрокоррекции психосоматиче-ских состояний и расстройств у детей.

Развитие психических функций у ребенка — длительный процесс; одни функции формируются раньше, другие — позже. В это общее для всех людей «расписание» каждый ребенок вносит свои «поправки», определяющиеся индивидуальной генетической программой и средой (Егорова, Марютина, 1992).

Психологические исследования, направленные на анализ механизмов трудностей учения этих детей, показывают, что для большинства из них характерно парциальное, т.е. частичное, отставание в развитии высших психических функций. Состояние этих функций изучает особая отрасль психологии — нейропсихология, создателем которой в нашей стране является А.Р. Лурия (1902-1977).

Согласно нейропсихологии чтение, письмо, решение математических задач так же, как и устная речь, и ее понимание, представляют собой сложные функциональные системы, состоящие из многих компонентов, каждый из которых опирается на работу особого участка мозга и вносит свой специфический вклад в функционирование всей системы. Один и тот же компонент может входить в разные функциональные системы. Так, фонематический слух (возможность различать звуки речи) необходим для восприятия устной речи, письма, чтения, однако его роль в решении задач минимальна. Зрительный анализ, узнавание и запоминание зрительных образов букв и слов необходимы в первую очередь для чтения. Сопоставляя выполнение разных заданий, в том числе специальных тестов, имеющих разный набор компонентов, нейропсихолог выявляет сильные и слабые звенья высших психических функций ребенка и тем самым определяет механизмы его трудностей.

9 стр., 4205 слов

Как увлечь ребенка чтением

Зачем детям читать Книги – это один из мощнейших инструментов, который есть у родителей, помогающий обогатить мир, в котором ребёнок живёт каждый день. Не всех животных можно увидеть в зоопарке или в деревне у бабушки с дедушкой. И именно книга открывает неограниченные возможности. Мир книг одновременно является безопасным, веселым и полным новизны. Из рассказов дети узнают о добре и зле, о таких ...

Все выше изложенное составляет теоретико-методологическую основу исследования.

Актуальность темы исследования выражается в том, что раннее выявление и коррекция психосоматических состояний и расстройств способствует их устранению с максимальной вероятностью.

Цель – исследование основных психосоматических расстройств в детей и их коррекция.

Объектом исследования – психосоматические отклонения и расстрой-ства у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – нейрокоррекция.

Гипотеза исследования – раннее выявление психосоматических рас-стройств и их коррекция способствует их практически полному устранению.

Задачи исследования:

• Провести исследование сложностей с чтением и письмом, связан-ных с нейро-соматическими нарушениями

• Применить нейропсихологический подход к изучению трудностей письма

• Применить нейропсихологический подход к изучению трудностей чтения в начальной школе

• Провести исследование психосоматических расстройств у детей и их коррекция

• Разработать программу нейропсихологической коррекции

Методы и методики исследования:

Сбор анамнеза осущесвлялся на оснвовании рекомендаций Семено-вич А.В.

В частности учитывалось:

развитие до года,

зрительный гнозис,

конвергенция,

кинестетический праксис

реципрокная координация рук

слухоречевая память

проба «Гомункулус».

А также течение беременности и родов, перенесенные после года заболевания.

База исследования (испытуемые): школьники младших классов. В исследовании принимали участие 10 испытуемых обоего пола, младшего школьного возраста. У каждого их них имелись определенные отклонения от нормального развития.

Новизна, теоретическая и практическая значимость заключается в комплексном подходе в решении проблемы нейрокоррекции и устранения психосоматических состояний и расстройств у детей.

1. Исследование сложностей с чтением и письмом, связан-ных с нейросоматическими нарушениями

6 стр., 2552 слов

Исследование возможных причин психосоматических заболеваний у детей до 1 года

Исследование возможных причин психосоматических заболеваний у детей до 1 года Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты исследования причин психосоматических заболеваний у детей до 1 года 1.1. Характеристика и виды психосоматических заболеваний 6 1.2. Особенности психофизиологического развития ребенка до 1 года 17 1.3. Изучение психосоматических расстройств у детей до 1 года 28 Глава 2. ...

1.1 Нейропсихологический подход к изучению трудностей письма

В современной школе все большую роль начинают играть методы нейропсихологической коррекции и профилактики трудностей обучения, включая трудности обучения письму и чтению. Теоретической основой работы нейропсихолога в школе являются разработанные Л.С. Выготским и А.Р.Лурия принципы нейропсихологии:

• принцип социального происхождения высших психических функций (ВПФ),

• принцип системного строения ВПФ,

• принцип динамической организации и локализации ВПФ.

Принцип социального генеза ВПФ, выдвинутый Л.С. Выготским, иначе говоря, основной онтогенетический закон развития, широко известен: «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах – сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая». Иная формулировка этого закона: «Всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию в своем развитии, потому что она является первоначально социальной функцией».

Социальное происхождение письма и чтения очевидно: совместная развернутая деятельность ученика и учителя только значительно позже сменяется самостоятельным творческим письмом и чтением про себя. В ходе освоения письма и чтения формируются функциональные системы, понимание которых раскрывается в следующем принципе.

Второй принцип нейропсихологии – принцип системного строения ВПФ — формулируется А.Р. Лурией следующим образом. Любая высшая психическая функция человека является сложной функциональной системой, состоящей из многих компонентов, каждый из которых опирается на работу определенного участка мозга и вносит в обеспечении этой функции свой специфический вклад. При нарушении любого компонента страдает вся функция в целом, но каждый раз это расстройство специфично в зависимости от вклада первично пострадавшего звена. Из этого принципа вытекает важное для диагностики следствие: в каждом наблюдаемом комплексе симптомов необходимо различать непосредственно пострадавший функциональный компонент (первичный дефект), его системные следствия (вторичные дефекты) и системные перестройки для компенсации дефекта (третичные изменения).

7 стр., 3373 слов

Функция слов — именно в том, чтобы

З А К Л Ю Ч Е Н И Е Функция слов - именно в том, чтобы быть высказанными и, попав и внед- рившись другому в душу, произвести там свое действие П.А.Флоренский В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. (от Иоана святое благовествование) Если определить науку в целом (вслед за "Философским энцикло- педическим словарем") как сферу человеческой деятельности, "функ- цией которой ...

Рассмотрим системное строение письма у первоклассников, в акте кото-рого участвуют все три струкурно-функциональных блока мозга, по А.Р. Лурии (1973).

Функциональный состав письма.

I блок — блок регуляции тонуса и бодрствования

Поддержание оптимального тонуса коры при письме.

П блок — блок приема, переработки и хранения информации

1. Переработка слухо-речевой информации – восприятие слов, продиктованных учителем, опознание лексем (переход от звуковых образов слов к их значениям), удержание слов в слухо-речевой памяти, фонематический анализ.

2. Переработка кинестетической информации – проговаривание диктуе-мых слов с целью уточнения звукового состава слова — дифференциации артикулем, позднее в акте письма — обеспечение двигательной обратной связи, сопоставление движений с набором двигательных признаков буквы (графемой).

3. Переработка зрительной информации — актуализация зрительных образов букв (аналитическая звуко-буквенная левополушарная стратегия) и зрительных образов целых слов (холистическая, целостная правополушарная стратегия).

4. Переработка зрительно-пространственной информации — актуали-зация зрительно-пространственных образов букв и слов, ориентация на листе бумаги, нахождение начала рабочей строки, зрительно-моторная координация при письме, поддержание определенного размера и наклона букв (холистическая, целостная правополушарная стратегия с участием аналитической левополушарной стратегии).

Ш блок — блок программирования, регуляции и контроля

1. Серийная (эфферентная) организация движений — моторное (кинетическое) программирование графических движений

2.Программирование и контроль произвольных действий — плани-рование, реализация и контроль акта письма, поддержание активного произвольного внимания в ходе письма, оттормаживание побочных раздражителей.

Представим ситуацию на уроке в 1 классе, когда учитель диктует предложение «Мама варит кашу». Приступая к письму, ребенок не должен быть вялым, сонным, легко истощаемым или гипервозбужденным (функция 1 блока).

Услышав предложение, он может вспомнить написание слова «мама» целиком (правополушарная стратегия), а слово «варит» анализировать, выделяя фонемы и артикулемы и актуализируя соответствующие буквы (левополушарная стратегия).

Переработав информацию (функции П блока), он может приступать к записи предложения. Моторный акт письма осуществляется при взаимодействии кинетических и кинестетических звеньев под контролем зрительных и зрительно-пространственных функций. Весь в целом акт письма зависит от способности программирования произвольного действия, от возможности поддержать стойкую программу и «ди-рижировать» сложным функциональным ансамблем (функции передних отделов Ш блока).

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

Такая развернутая функциональная система с участием большого числа корковых зон и связанных с ними нижележащих отделов в ходе овладения навыком письма перестраивается. Эти изменения отражаются следующим нейропсихологическим принципом.

Принцип динамической организации и локализации ВПФ предполагает определенную изменчивость структуры функции и соответственно ее топики. Структура функции меняется в онтогенетическом развитии, при авто-матизации функции и при использовании различных стратегий.

В экспериментальном исследовании письма дошкольников, прове-денном Н.П.Павловой , было обнаружено, что частотные (и часто встречающиеся в письменной форме) слова с безударными А и О пишутся детьми в основном правильно: МАШИНА, АВТОБУС (100%), ТРАМВАЙ (95%), ЧЕЛОВЕК (76%), ВОДА (50%).

Для правильного написания этих слов недостаточен фонетический принцип письма, следовательно, можно думать, что дети воспроизводят целостные зрительные гештальты слов, которые помогают им приблизиться к морфологическому принципу письма. При написании незнакомых слов дети действуют по аналогии. При этом у них может получиться как нормативное написание, например, АВТОРУЧКА (66%) или ненормативное, связанное с расширением границ, на которые может распространяться аналогия. Например, по аналогии со словом СОЛЬ дети обозначают мягким знаком мягкость Л и в других словах, где она должна обозначаться другим способом: ЛЮБА > ЛЬУБА, ЗЕМЛЯ > ЗЕМЛЬА или ЗЕМЛЬЯ. Таким образом, поскольку в русском языке сфера применения фонетического принципа достаточно широка, дети-дошкольники могут самостоятельно приходить к элементам фонетического письма, включающего звуко-буквенный анализ, т.е. подключать левополушарную стратегию письма. Но в целом дошкольники используют механизм холистического письма (без анализа звукового состава слова) чаще, чем первоклассники.

Подытожим, какие функции существенны для письма у дошкольников. Главную роль в письме играют зрительные и зрительно-пространственные функции, а также технические моторные функции. Вклад слуховой функции и кинестетического анализа артикуляции не велик. Что касается функций программирования и контроля и поддержания оптимального уровня бодрствования, то они в большой мере зависят от взрослого. Взрослый выбирает то время для занятия письмом, когда ребенок готов к сотрудничеству, когда он не устал и не перевозбужден; взрослый мотивирует ребенка к письму, задает задание, эмоционально подкрепляет ребенка и не дает ему отвлекаться. Таким образом, эти функции разделены между ребенком и взрослым. Можно уподобить структуру письма у дошкольников бутону, который разворачивается – расцветает — при систематическом обучении письма, а затем сворачивается в плод при зрелом навыке письма.

5 стр., 2353 слов

Специфика ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста

... нарушении слов, нарушении каллиграфических характеристик письма, автоматизации каллиграфических навыков, графо-моторной зрелости. Действительно, если у детей с ... Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период. — В кн.: Нарушение речи у дошкольников. - М., 2006. ... При ринолалии изменяется голосовой резонанс из-за нарушения функции нёбно-глоточного смыкания и, при закрытой ринолалии ...

У первоклассников самая развернутая система письма. У старшеклассников она свертывается. Так, сокращается роль слухового и особенно кинестетического анализа в определении звукового состава слова – ученики уже знают, как пишется подавляющее число слов. Кроме того, не вызывает затруднений и актуализация зрительных образов букв и слов. Поддержание одинакового размера и наклона букв также требуют минимального произвольного коркового контроля. Таким образом, максимальная нагрузка падает на смысловую организацию содержания письма.

Даже у первоклассников с одинаковым уровнем овладения письмом со-став операций письма может быть несколько различным. Дети с хорошим развитием холистических зрительных и зрительно-пространственных процессов могут больше опираться на образ целого слова, однако, если эти процессы развиты недостаточно, дети больше используют звуко-буквенную аналитическую стратегию (Stuart and Coltheart, 1988; Wimmer and Hummer, 1990; Temple, 1998).

Доля холистических и аналитических процессов также может коле-баться в зависимости от объема письменного словаря (чем больше словарь, т…

**************************************************************