Неполная семья как социальная проблема современности

Содержание

Введение

Глава 1. Неполная семья как социальная проблема современности

1.1 Понятие и причины возникновения неполных семей

1.2 Социально — экономическое положение неполных семей на современном этапе российского общества

Глава 2. Технологии социальной работы с неполными семьями

2.1 Нормативно-правовая база поддержки неполных семей

2.2 Направления государственной социальной политики в оказании помощи неполным семьям

2.3 Основные технологии социальной работы с неполными семьями

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы: Семья — малая группа, развивающаяся и функционирующая по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений. И одновременно семья — относительно самостоятельная ячейка общества.

Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьей. Благополучие семьи и детей принадлежит к числу основных ценностей современного человека. В это понятие входит не только материальное благополучие, свобода от нужды и лишений, возможность обеспечить себе и своим близким достойный уровень жизни, но и семейный лад, благоприятный психологический климат, ощущение любви и поддержки.

Какая же семья может сегодня считаться благополучной как с точки зрения внутренних потребностей, так и с точки зрения ее социальных функций? Безусловно, это полная семья. Хотя миллионы семей с одним родителем успешно преодолевают трудности, воспитывают детей, однако для адекватной социализации детей желателен вклад в их воспитание обоих родителей.

В науке изучение семьи выделено в самостоятельную отрасль научного изучения — семьеведение, которая соединяет и интегрирует в себе знания из различных научных областей (социологии, психологии, педагогики, медицины, права, философии и др.).

Наибольшее число работ посвящено вопросам поведения семьи, проблемам совмещения профессиональных и семейных ролей работающих женщин, распределению власти и семейных обязанностей. В то же время некоторые важные проблемы изучены еще явно недостаточно (анализ воспитательной функции семьи, роль мужчины в семье, последствия разводов и т.д.).

К числу малоизученных в отечественной науке вопросов относятся также проблемы неполных семей и вопросы теории и практики социальной работы с этой категорией.

10 стр., 4589 слов

Современные социальные технологии в работе с сиротами

... влияния на личность и семью. Применительно к предотвращению проблемы социального сиротства первичными профилактическими мероприятиями могут быть: ·работа социального педагога в школах с ... здоровья; медико-социальные проблемы (инвалидность, хронические заболевания членов семьи); социально-демографические факторы (неполная или многодетная семья, семья с повторным браком и сводными детьми, криминальное ...

Тема о неполных семьях актуальна потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество. Несмотря на то, что мы давно живем в относительно цивилизованном обществе, несмотря на то, что издано огромное количество работ по психологии, социологии, ??дагогике и многим другим наукам, проблем в среднестатистической семье не уменьшается. Об этом свидетельствует статистика разводов и различные социологические исследования. Кроме того, решение внутрисемейных проблем происходит на достаточно примитивном уровне. Об этом регулярно сообщает хроника из о??ративных сводок МВД России. Мы узнаем об убийствах, тяжких телесных повреждениях, нелицеприятных разделах имущества, о том, почему дети убегают от своих родителей и не хотят возвращаться в родной дом из приюта.

Степень изученности темы: Как писал Викторов О.И., любая полная семья может являться нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие педагогические задачи. Отмечается статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Определение понятия неполной семьи дает Дементьева И.Ф. По ее мнению это когда одинокий родитель проживает с ребёнком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несёт за него (них) основную ответственность. Павленок Р.Д. выделяет три причины образования неполных семей. Это рождение женщиной ребенка вне брака, развод и смерть одного из родителя.

Рашитова Л.К., ссылаясь на Указ, писала, что члены неполных семей пользуются определенными льготами. Детям одиноких матерей выдаются бесплатные или по специальной цене путевки в летние оздоровительные лагеря для школьников. Одной из форм государственной помощи неполным семьям являются бесплатные выдачи нуждающимся детского питания.

Для работы с неполной семьей можно использовать все современные социальные технологии. Это и диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, терапия, коррекция, консультирование, посредничество. В своих научных трудах Савинов Л.И. и Холостова Е.И. писали, что социальные технологии предстают как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, умений и практики работы субъектов социальной деятельности. Так же сущность социальных технологий можно интерпретировать как «совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание людям помощи, поддержки, защиты, особенно так называемым уязвимым слоям и группам населения.

14 стр., 6824 слов

Программа работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей в условиях общеобразовательной школы

... неполных семей; 3. Описать специфику работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполной семьи; 4. Обобщить опыт работы социального педагога с детьми из неполных семей; 5. Разработать программу работы социального ...

Данная тема изучена полно, но не очень глубоко, так как на данный момент нет оснований делать вывод о том, что эта тема до конца продумана и изучена специалистами в этой области. Ведь с каждым годом такие семьи увеличиваются, а проблемы до конца не решаются.

Объект данной работы — неполные семьи как одна из современных форм семейного жизнеустройства и, одновременно, объект социальной работы.

Предмет данной работы — основные направления, технологии и методы социальной работы с неполными семьями.

Цель работы — проанализировать современное состояние и социальное положение в обществе неполных семей.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие неполной семьи и выявить причины ее возникновения;

2. Изучить социально-экономическое положение неполных семей;

3. Рассмотреть нормативно-правовую базу поддержки неполных семей;

4. Проанализировать государственную социальную политику в оказании помощи неполным семьям;

5. Изучить основные технологии социальной работы с неполными семьями.

Эмпирическая база исследований: В качестве эмпирической базы послужили статистические данные Московского центра Гендерных исследований, данные социологических исследований, указы и законы Российской Федерации, касающиеся проблемам семьи, материнства и детства, Семейный и Уголовный Кодексы, материалы газеты Демоскоп Weekly №393.

Структура исследования: Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Неполная семья как социальная проблема современности

10 стр., 4868 слов

Семья как фактор рзвития ребенка

... из супругов. В неполной семье один из супругов, чаще мать, воспитывает ребенка. 4. Материнская (внебрачная) семья – мать не состоит в браке с отцом своего ... 15 – 16 лет, когда она еще не в состоянии самостоятельно ни содержать своего ребенка, ни воспитывать его. Такие семью создаются не только ...

1.1 Понятие и причины возникновения неполных семей

В человеческом обществе семья представляет собой комплексное социальное образование, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и социальных потребностей. Она представляет собой такую социальную группу, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и вообще со своим существованием. Все это приводит к тому, что по отношению к семье вовсе не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отмечал американский социолог В. Гуд, «мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно». [16;198]

В конце 90-х гг. ХХ в. — начале XXI в. быстрыми темпами стали появляться такие формы семьи, которые не совсем типичны для многих стран и народов, в том числе и для России. Речь идёт о неполных семьях. Интересен факт рассмотрения самого понятия «неполная семья».

Неполная семья — группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

В неполных семьях воспитывается каждый седьмой российский ребенок, не достигший 18 лет.

Приведем еще несколько понятий «неполной семьи» из словарей.

Неполная семья — это неполное ядро семьи, обычно один из родителей с одним или несколькими детьми, не состоящими в браке. Характеристика неполноты относится, таким образом, к супружеской чете. [24]

Неполная семья — это нуклеарная семья, в которой один из супругов отсутствует. [25]

Среди неполных семей есть так называемые прочие семьи, их еще называют неполными расширенными семьями (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки).

Средний размер таких семей всегда меньше среднего размера семей с брачными парами. [11;169]

Нельзя сказать, что любая полная семья может являться нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие педагогические задачи. Отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. [8;63]

13 стр., 6384 слов

Социология семьи и брака 2

... семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми. Происходит значительный рост малообеспеченных семей среди многодетных и неполных. ... и экономических мотивов брачно-семейных отношений; - характеристика перспектив развития семьи и брака. 1. Брак и семья как социальные институты и их функции Когда говорят ...

Таким образом, в определение понятия «неполная семья» ложится количественная характеристика, которая заключается в следующем: неполными считаются семьи, в которых одинокий родитель проживает с ребёнком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несёт за него (них) основную ответственность. [9;159]

За рубежом термин «неполная семья» практически не используют, заменяя его выражением «материнская семья», подчеркивая ее особенность, но вместе с тем социальное и психологическое равноправие. [12;19]

Как и в обычных семьях, в неполных существуют различные проблемы. К ним относятся:

1. Экономическая нестабильность;

2. Здоровье детей;

3. Бытовые трудности;

4. Адаптация к новому образу жизни после развода;

5. Предвзятое и недоброжелательное отношение окружающих к одиноким матерям, имеющим внебрачного ребенка.

А вот причинами возникновения неполных семей являются:

— Рождение женщиной ребёнка вне брака;

— Развод;

— Смерть одного из супругов. [17;111]

Рождение женщиной ребёнка вне брака

В последние десятилетия быстро растет число детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. В 1990 году таких было 8,5% от всех родившихся, в 2000 году — 18,6%, в 2005 году — 24,1%, в 2008 году этот показатель снизился до 20,1%.

В настоящее время каждый четвертый-пятый ребенок в стране рождается вне зарегистрированного брака.

Наиболее высокая доля рождений вне зарегистрированного брака отмечается у матерей моложе 20 лет (39,5% от всех родившихся у матерей этого возраста в 2008 году) и матерей в возрасте старше 35 лет (35-39 лет — 25,5%, 40-44 лет — 31%, 45-49 лет — 23,7%).

В средних возрастах доля детей рожденных вне зарегистрированного брака значительно ниже (в возрасте 25-29 — 18,6%), однако и здесь она довольно высокая. Практически каждое пятое — шестое рождение происходит вне зарегистрированного брака.

Причины рождения детей вне зарегистрированного брака имеют существенные различия по возрасту матери. У самых младших из них основная причина связана в основном с низкой культурой контрацепции. Внебрачные рождения в возрасте до 20 лет чаще всего являются результатом нежелательной беременности. В старших возрастах — это в основном результат осознанного намерения женщины родить ребенка, не вступая в зарегистрированный брак. Наряду с трудностями подбора брачного партнера, в данном случае сказываются также возросшие требования к браку и брачному партнеру и экономическая независимость женщин. [23;17]

13 стр., 6204 слов

Социальная работа с семьёй и детьми

... нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспи­тывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, ... не везде узаконенные и осуждаемые обществом однополые браки 34. Брак: определение, юридический статус Брак -семейная связь между двумя людьми, достигшими брачного ...

Существует некоторая дифференциация между городом и селом по уровню внебрачной рождаемости. Среди сельского населения рождение детей вне брака относительно общего числа рождений происходит гораздо чаще, чем среди городского. В 2006-2007 годах почти каждый третий ребенок,

родившийся в сельской местности, был внебрачным, в городской — каждый пятый. Однако, в виду значительно большего в абсолютном выражении числа рождений в городах, и количество родившихся вне зарегистрированного брака тоже больше в городах. В результате более 63% внебрачных рождений приходится на города. [23;18]

Развод

Времена, когда развод был редкостью и повсеместно осуждался, остались в далеком прошлом. С семидесятых годов прошлого столетия количество разводов в России составляет не менее 140 тысяч в год. Это означает, что тысячи семей ежегодно оказываются разбитыми.

Статистика разводов в России в 2010 году — составляет 153 406 на 185 969 браков. Таким образом, процент разводов в России за 2010 год составил 80%.

Демографы объясняют такую печальную статистику тем, что в 2010 году наступил брачный возраст юношей и девушек, рожденных в начале девяностых годов. А девяностые годы отличились крайне низкой рождаемостью. Многие семьи в те времена считались крайне неблагополучными. Тем не менее, это не единственная причина того, что многие супружеские пары в России разводятся.

По многочисленным социологическим опросам специалисты выявили основные причины развода в РФ;

1. Алкоголизм и наркомания. Эта причина является наиболее распространенной, и вызывает распад 41% браков.

2. Отсутствие собственного жилья. По этой причине разводятся около 26% супружеских пар.

3. Вмешательство родственников в семейную жизнь. Эта причина вызывает около 14% разводов.

4. Невозможность завести ребенка — 8% разводов.

5. Длительное раздельное проживание — 6% разводов. [26]

Смерть одного из супругов

Неполные семьи, образовавшиеся по причине смерти одного из родителей, которые определяют специфику таких семей: «естественность» или искусственность ее образования. В первом случае причиной является смерть одного из супругов от естественных причин (наследственных тяжелых заболеваний или старости и сопровождающих ее болезней), во втором — вследствие несчастных случаев, пагубных пристрастий, внезапных заболеваний и т.п. По статистике больше неполных материнских семей, чем отцовских. Возможно, этот факт можно объяснить тем, что смертность мужчин выше, чем женщин. [6;34]

7 стр., 3230 слов

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ И СТРАХОВ В НЕПОЛНЫХ И ПОЛНЫХ СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ

... литературе проблеме изучения взаимосвязи стилей воспитания и страхов в неполных и полных семьях детей дошкольного возраста 5-6 лет. Проведенная нами теоретическая и практическая ... нами практическом исследовании проблемы приняли участие родители (12 человек) и дети (10 человек) из полных и неполных семей. Основными методиками исследования стали: 1) Тест-опросник ...

Таким образом, рассмотрев данный параграф, можно сделать вывод о том, что неполные семьи являются очень серьезной группой риска, с такими семьями нужно вовремя начать работу социальным работникам, психологам, педагогам. Надо стараться решать их проблемы, а причины возникновения таких семей нужно вовремя выявить, спрогнозировать и продиагностировать.

1.2 Социально-экономическое положение неполных семей на современном этапе российского общества

Неполные семьи сегодня находятся в наиболее сложном материальном положении. Общий доход их, включая все государственные пособие и льготы, не превышает и двух третей прожиточного минимума. А прожиточный минимум, если кто не знает, обеспечивает только физиологическое выживание человека.

Но и скудные пособия зачастую проходят мимо малообеспеченных семей. Например, из 23,3 млрд. рублей бюджетных средств, направленных в 2006-2009 годах на выплату пособий и оказание других мер поддержки семьям с детьми в Республике Башкортостан, Курской и Нижегородской областях, только 4,8 млрд. получили те, кто реально в них нуждался. Это результат того, что в стране нет надежных способов проверки достоверности представляемых гражданами сведений. Иначе говоря, справки предоставляют липовые, а по-настоящему нуждающаяся семья может, как говорится, пролететь мимо кассы. [27]

Рост частоты разводов в последние 25 лет в большинстве развитых стран и тяжелое материальное положение матерей, остающихся с детьми после распада брака, привели к возникновению тенденции «феминизации бедности». Действительно, среди неполных семей уровень бедности гораздо более высок, чем среди семей, состоящих из супругов с детьми; отношение средних доходов неполных семей к средним доходам в полных составляют 85% в Скандинавских странах, от 69% до 76% — в странах Западной Европы (76% — во Франции) и менее 60% — в США, Канаде,Австралии. Положение неполных семей в России полностью совпадает с ситуацией в других странах. Именно неполные семьи по доле бедных опережают все другие типы семей, а по сравнению с полными семьями с детьми их средний доход составлял в 1993г. 62%. По регионам этот показатель колебался от 55% — в Тверской области и Республике Чувашия до 69% — в Орловской области, где и в период реформ пытались сохранить государственный патернализм, пусть и на региональном уровне.

Основную долю неполных семей составляют разведенные женщины с детьми. Поэтому представляется важным рассмотреть в какой мере материальная поддержка бывшего мужа (алименты) и государства (пособия на детей) помогает матерям осуществлять полноценный уход и воспитание детей. [18;19,24]

Гипотетически совокупный бюджет неполных семей должен складываться из всех видов доходов, получаемых совместно проживающими членами конкретной категории семьи. Для материнских семей — это заработная плата матери, увеличенные пособия на детей, ежемесячное пособие на каждого ребенка, пенсия или заработная плата представителя старшего поколения или других родственников в случае сложных семей, приработки; бюджет неполной семьи после расторжения брака строится из зарплаты матери (отца) на основном месте работы, алиментов на содержание ребенка/детей, ежемесячного пособия на каждого ребенка и доходов остальных членов семьи, приработков; дети-инвалиды с детства получают социальную пенсию; во вдовьих семьях на детей назначаются пенсии по случаю потери кормильца, а опекунам по решению главы муниципального округа на содержание ребенка — фиксированная дотация в размере 500 рублей. [28]

Годами зажатые в тисках нужды, люди привыкают думать только об удовлетворении простейших потребностей. Бедность страшна обреченностью души. Дети из бедных семей часто повторяют путь своих родителей. Они не покупают туристических путевок, не ездят в такси и стараются экономить даже на общественном транспорте. Младшие братья донашивают одежду старших, а старшие братья — своих родителей. Одни из них предпочитают купить килограмм мяса, а не сборник стихов, другие, напротив, предпочитают остаться скорее без материальной, нежели без духовной пищи. И в отличие от среднего класса, у представителей которых проблемы только в удовлетворении дополнительных потребностей, бедные постоянно рассчитывают, как им выкрутиться, чтобы удовлетворить первичные потребности. На первый взгляд, справедливость требует, чтобы объективная экономическая уязвимость большинства неполных семей компенсировалась за счет выплаты определенных материальных пособий. Однако перед специалистами в сфере социальной политики в данном случае встает сложная дилемма, решение которой, кстати, еще не найдено и на Западе. [13;24]

С одной стороны, в соответствии с принципами гуманности неполные семьи должны получать определенную материальную поддержку со стороны государства и общества. С другой стороны, создание слишком отдельных привилегий одиноким родителям для облегчения их экономического бремени может способствовать развитию в них патерналистских установок, а также содействовать дальнейшему увеличению числа разводов и росту неполных семей, как это уже было в начале — середине 1990-х гг. в России. Последнее вызывает к жизни формирование порочного замкнутого круга — экономической ловушки, в которой оказываются как сами и неполные семьи, так государство и все общество в целом. [13;25]

Таким образом, социально-экономическое положение неполных семей в России находится в плачевном состоянии. Это нехватка средств на удовлетворение нужд семьи, более того расцветает бедность. Женщины после развода остро нуждаются в материальной помощи от бывшего супруга и государства. Но этих средств все равно не хватает, так как пособия очень маленькие и прожить на них одинокой матери с детьми невозможно.

социальный защита неполный семья

Глава 2. Технологии социальной работы с неполными семьями

2.1 Нормативно-правовая база поддержки неполных семей

Семья в современном обществе представляет собой не только особую социальную группу, но и правовой институт. Как правовой институт семья представляет собой группу связанных между собой брачными и родственными отношениями лиц, которые наделены правами и обязанностями, соответствующими правовыми нормами. [16; 200]

В российском законодательстве эти права и обязанности в основном определяются Конституцией РФ и Семейным кодексом РФ, а также рядом специальных законодательных и нормативно-правовых документов.

К числу основных прав семей относится их право на меры дополнительной социальной поддержки. Неполные семьи, согласно российскому законодательству, обладают различными правами на дополнительные меры социальной поддержки. Объем и специфика этих прав зависит от того, к какому типу неполных семей относится данная конкретная семья. В зависимости от этого семья может обладать большими правами, чем обычные семьи, или, наоборот, может быть лишена этих прав вовсе.

Так, дети из неполных семей, ставших таковыми в результате смерти одного из родителей, в соответствии с российскими законами, имеют право на трудовую или социальную пенсию по случаю потери кормильца.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», дети-сироты, в том случае, если их умерший родитель был застрахован, имеют право на получение единовременной страховой выплаты по потере кормильца.

Неполные расширенные семьи, образовавшиеся после потери родителей и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников, согласно пункту 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ,имеют право на получение (опекунами, попечителями) ежемесячно выплачиваемых денежных средств на содержание ребенка. Порядок и размер этих выплат устанавливается законами субъекта Российской Федерации. [4]

Основаниями прекращения выплаты денежных средств на содержание подопечных детей являются:

— достижение подопечным совершеннолетия;

— усыновление ребенка;

— устройство подопечного на полное государственное обеспечение в воспитательное учреждение, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в другое аналогичное учреждение;

— передача ребенка в приемную семью, семью патронатного воспитателя, детский дом семейного типа;

— вступление подопечного в брак;

— освобождение, отстранение опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей;

— смена места жительства подопечного на другой субъект РФ;

— признание подопечного, опекуна (попечителя) безвестно отсутствующими или объявление их умершими;

— смерть опекуна (попечителя), подопечного;

— возврат подопечного родителям.

В перечисленных случаях прекращение выплаты денежных средств на содержание подопечного производится на основании распоряжения органа опеки и попечительства, которое в трехдневный срок направляется в управление социальной защиты.

Следует особо отметить, что действующим законодательством предусмотрены дополнительные меры поддержки не только в отношении детей, находящихся под опекой (попечительством), но также отдельные льготы для их опекунов (попечителей).

Гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством, распространяются также в полном объеме на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.

Особенность правового статуса неполных семей, образовавшихся в результате развода супругов, заключается в том, что несовершеннолетний ребенок из такой семьи обладает правом получать на свое содержание и воспитание алименты. Ребенок, чьи родители до своего расставания фактически проживали семьей без официального оформления своих отношений путем государственной регистрации брака (так называемый внебрачный союз), также имеет право на алименты в том случае, если отцовство его родителя является официально установленным — через добровольное признание отцовства путем указания в свидетельстве о рождении ребенка и в паспорте, или — через суд.

По Семейному кодексу РФ, размер алиментов на несовершеннолетних детей определяется в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более детей — половины заработка и (или) иного дохода родителей. Размер этих долей, однако, может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств. [3;146]

Важно обратить внимание на то, что взыскание алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка является не столько правом, сколько обязанностью. Алиментная обязанность у родителей в отношении несовершеннолетних детей возникает независимо от того, являются ли родители дееспособными или недееспособными, трудоспособными или нетрудоспособными, совершеннолетними или несовершеннолетними, а также независимо от того, нуждаются дети в получении алиментов или нет. [19;43]

Поэтому тот из родителей, который взял на себя основную ответственность за дальнейшее воспитание ребенка должен предъявить иск о взыскании алиментов со второго родителя в суд. Если мать этого не делает, то, согласно статье 80 Семейного Кодекса РФ, вместо нее предъявить такой иск должен сделать орган опеки и попечительства.

Розыск алиментщиков осуществляется федеральной службой судебных приставов при активном содействии МВД и Пенсионного фонда РФ. В отношении злостных неплательщиков алиментов применяются уголовно-правовые средства. В Уголовном кодексе РФ предусмотрена специальная статья (ст. 157), согласно которой злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, наказывается обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. [5]

В статье 5 Закона «О занятости населения в РФ» одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, упомянуты как категория граждан, испытывающих трудности в поиске работе (наряду с инвалидами, беженцами и вынужденными переселенцами, многодетными родителями и т.д.).

Согласно данной статье закона, в отношении одиноких родителей несовершеннолетних детей должны осуществляться мероприятия, содействующие их занятости. [1]

Таким образом, одинокие родители являются приоритетным объектом государственной социальной политики в сфере занятости населения. К сожалению, на сегодняшний день в федеральном законодательстве это единственная действенная норма, содержащая признаки особого внимания государства к неполным семьям как объекту социальной политики и социальной работы.

2.2 Направления государственной социальной политики в оказании помощи неполным семьям

Как говорилось раньше, проблема увеличения численности неполных семей в нашей стране назревает уже давно, но в последнее десятилетие она стоит особенно остро. Нашей властью не до конца осознается масштабность и глубина кризиса семьи и не ведется полноценная дискуссия о поиске выхода из сложившейся ситуации. На Западе с этой проблемой столкнулись гораздо раньше. В США существуют организации, которые занимаются проблемой разводов, вдовства и расставанием родителей. Их главная цель — помочь приспособиться к новым условиям жизни: программы помощи включают психологическую, юридическую и социальную поддержку. В нашей стране такая система помощи только начинает создаваться и, следовательно, еще не распространена так, как в Америке.

Наше государство на всех этапах своего существования проявляло заботу об одиноких матерях, имеющих несовершеннолетних детей. Конечно, формы и масштабы такой помощи не оставались неизменными.

В Кодексе о браке и семье указано, что государство проявляет заботу о семье путем предоставления пособий и льгот одиноким матерям (наряду с другими мерами охраны прав и интересов семьи).

Огромное значение в обеспечении жизнедеятельности неполных семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.

Государственная семейная политика — это целенаправленная деятельность государства, ориентированная на обеспечение социальной безопасности семьи, ее благополучие, укрепление и развитие, создание необходимых условий для ее функционирования. Цель семейной политики по заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. [2]

В нашей стране семейные отношения регулируются Семейным кодексом РФ от 29.12.1995 г., ФЗ №223, который определяет следующие вопросы, касающиеся неполных семей: установление происхождения ребенка, порядок усыновления детей, а также установление алиментных обязательств членов семьи.

Согласно Указу члены неполных семей пользуются определенными льготами.

В дошкольные образовательные учреждения в первую очередь принимаются дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей. Детям одиноких матерей выдаются бесплатные или по специальной цене путевки в летние оздоровительные лагеря для школьников. Одной из форм государственной помощи неполным семьям являются бесплатные выдачи нуждающимся детского питания. [20;86]

Наиболее важное значение в оказании комплексной помощи неполной семье для решения разного рода проблем имеют учреждения социального обслуживания. Учреждения социального обслуживания позволяет решить часть проблем неполных семей путем предоставления психолого-педагогических, медико-социальных, социально-правовых, материально-бытовых и других услуг.

Из всех видов учреждений социального обслуживания основным механизмом регулирования семейно-брачных отношений являются Центры помощи семьи и детям. Основными задачами являются профилактика семейно-брачных отношений, предотвращение разводов, помощь в воспитании детей и др. Чаще всего за помощью обращаются женщины, имеющие самые разнообразные проблемы в отношениях с супругом или с детьми, а также матери-одиночки. Деятельность таких социальных служб является важным инструментом профилактики внутрисемейных конфликтов, образования неполных семей, способствует стабилизации внутрисемейных отношений, существованию успешной семьи, а также позволяет решить разнообразные проблемы неполных семей.

Экстренную социальную поддержку членам неполной семьи оказывают социальные приюты, в которых предоставляется возможность временного пребывания для лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, в первую очередь для женщин и детей. Социальные учреждения такого типа проводят не только медицинскую, но и социально-психологическую реабилитацию подобных клиентов, а также оказывают помощь в последующем жизнеустройстве. [29]

Важное значение в расширении сети служб планирования семьи, безусловно, имело принятие федеральной целевой программы «Планирование семьи». Основными направлениями данной программы являются: организация служб планирования семьи; обеспечение полной информации в области планирования семьи и сексуальной культуры населения посредством создания теле- и радиопрограмм по проблемам семьи, издания специальной литературы для различных групп населения; закупка и разработка средств контрацепции. Проведение этих мероприятий, безусловно, способствует профилактике возникновения неполных семей и роста численности внебрачной рождаемости.

В рамках президентской программы «Дети России» осуществляется программа «Безопасное материнство», основными направлениями которой являются: меры государственной поддержки безопасного материнства — предусматривается увеличение льгот и размеров компенсаций для отдельных категорий беременных женщин; совершенствование качества акушерско-гинекологической помощи, обеспечение информированности населения по вопросам безопасного материнства и здоровья женщин. [7;17]

Вклад в решение различных проблем неполных семей вносят также территориальные центры социальной помощи семье и детям, предоставляющие целый комплекс социальных услуг. Так, в отделении социально-экономической помощи нуждающимся семьям оказываются услуги социально-экономического характера: содействие в получении льгот, пособий и других выплат, материальной и натуральной помощи, алиментов; проведение благотворительных аукционов для малообеспеченных семей, содействие в решении вопросов занятости. В отделении медико-социальной помощи проводится индивидуальная работа с подростками и молодежью по подготовке к созданию семьи и рождению ребенка, консультирование по вопросам планирования семьи. Отделение психолого-педагогической помощи оказывает помощь родителям в воспитании детей и преодолении педагогических ошибок, семейных конфликтов. Данное отделение имеет особо важное значение как в профилактике образования неполных семей, так и в решении проблем уже существующей неполной семьи, поскольку зачастую мать-одиночка не знает, как поступить в той или иной ситуации при общении с ребенком, или же разводящиеся супруги часто конфликтуют по поводу воспитания ребенка. [7;18]

Таким образом, безусловно, все вышеперечисленные социально-значимые учреждения, предоставляющие различного рода социальные услуги, имеют немаловажное значение в решении разносторонних проблем неполных семей. Однако приоритетным направлением в деятельности таких учреждений, а также государственной семейной политики в целом, должна быть профилактика. Профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, и в то же время на предотвращение возможных проблем.

2.3 Основные технологии социальной работы с неполными семьями

Именно в социальной работе как деятельности в концентрированном виде социальные технологии предстают как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, умений и практики работы субъектов социальной деятельности. [21;81]

Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать как «совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание людям помощи, поддержки, защиты, особенно так называемым уязвимым слоям и группам населения». [22;28]

Для работы с неполной семьей можно использовать все современные социальные технологии: диагностику, профилактику, адаптацию, реабилитацию, терапию, коррекцию, консультирование, посредничество.

Рассмотрим их. Эффективность мер по решению какой-либо проблемы прежде всего зависит от объективности и точности ее оценки как на момент возникновения, так и в процессе сбора и анализа данных о ней. Иными словами, многое определяет правильный социальный диагноз. Анализируя неполную семью, социальную диагностику можно определить как комплексный процесс исследования с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. В рамках же изучения неполной семьи с детьми как малой группы, функции социальной диагностики изменяются. Главной ее целью становится определение социальной проблемы клиента и поиск правильных средств для ее разрешения. [22;68]

Принятые на основе социальной диагностики решения и рекомендации реализуются через иные технологии социальной работы, одна из которых — социальная профилактика.

Под социальной профилактикой понимаются «научно обоснованные и одновременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов». [14;292]

Социальная профилактика в рамках работы с неполной семьей предполагает снятие внешних причин, которые могут приводить к состоянию психологического напряжения и дискомфорта (первичная профилактика).

С другой стороны, она означает предупреждение дальнейшего развития проблем, возникших в результате распада семьи (вторичная профилактика).

Социальные работники являются своеобразным связующим звеном между семьей и различными государственными и негосударственными учреждениями и социальными институтами, дошкольными учреждениями и школой, органами здравоохранения, правоохранительными службами. Социальное посредничество — это «процесс содействия достижению согласия между социальным субъектом и объектом для решения социальных проблем последнего и оказания ему помощи». [14;345]

Социальное посредничество в разрешении конфликтов может быть многовариантным. К основным его формам относятся:

— посредничество в разрешении психологических, педагогических, медико-социальных проблем семьи и отдельных ее членов;

— посредничество в решении социально-правовых, жилищно-бытовых сложностей;

— посредничество в поиске социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту помощь и поддержку. [21;83]

Качественной подобная работа не может быть без применения технологии консультирования. Социальное консультирование — это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и активизации их социальных функций, выработки социальных норм общения. [14;351]

Несмотря на то, что исследуется неполная семья, в центре внимания в ходе консультирования должны быть проблемы семьи как целостного образования. Оно имеет своей целью повысить качество внутрисемейного взаимодействия. В неполных семьях проводятся:

социально-психологическое консультирование с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях;

социально-правовое консультирование, позволяющее неполной семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой; педагогическое консультирование, которое содействует преодолению трудностей в процессе социализации и воспитания ребенка;

медико-социальное консультирование, направленное на повышение уровня жизнедеятельности членов неполной семьи. [21;84]

Коррекция и терапия — тесно связанные технологические социальные процедуры, применение которых необходимо на этапе профилактической работы с семьями «группы риска».

Социальная коррекция — это «деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам». [14;316]

Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях. Восстановление предполагают воссоздание тех качеств социального объекта (в данном случае неполной семьи), которые преобладали до появления отклонения. Стимулирование направлено на активизацию положительных качеств, деятельности социального объекта, формирование определенных ценностных ориентации, установок отдельных клиентов, создание положительного эмоционального фона, отношений в микросоциуме. Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта положительными. [15;130,132]

Центром любого коррекционного воздействия является конкретный клиент социальной службы. Этим объясняется распространение в повседневной практической деятельности психокоррекционных методов, связанных с личностно-ориентированной психотерапией, которая включает в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства психологического воздействия. Они направлены на изменение отношения человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, на выработку и развитие терпения, понимания, способности видеть положительное во всем и опираться на него.

Технологии семейной терапии и коррекции многочисленны. Их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты клиентов, так и личностными качествами специалиста по семейной терапии, его вкусами и предпочтениями. Значение приобретает комплексное применение компенсационных технологий, таких как социальные адаптация и реабилитация, с учетом их взаимодействия с процедурами диагностики, профилактики, консультирования, терапии, коррекции.

Компенсация — один из важных видов адаптационной реакции организма на повреждение, которая заключается в том, что не пострадавшие непосредственно системы берут на себя функцию поврежденных структур путем усиления или качественной перестройки функций. В работе с неполной семьей, под компенсацией его деструктивных последствий нами понимается возмещение тех характеристик, условий жизни, социальных связей, которые были утрачены, разрушены. Хотя компенсацию нельзя отождествлять со всем комплексом реакций ребенка на отсутствие одного их родителей, следует иметь в виду, что психолого-педагогические, материальные, медицинские и другие последствия родительского разрыва могут обусловить появление нарушений, непосредственно не связанных с повреждающим воздействием так называемых вторичных дефектов, которые, в свою очередь, могут вызвать дальнейшие (третичные) нарушения. Как следствие, можно говорить о долговременном негативном влиянии. С другой стороны, происходит перестройка функций детского организма, привычек, образа жизни, социальных связей ребенка, обеспечивающая процесс адаптации организма в этой стрессовой ситуации, включающая резервные возможности организма и т.п., т.е. происходит компенсация в широком смысле.

Под адаптацией понимают «процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда — воспроизведения и вступления в иную, восходящую, стадию». [14;298]

Специфика человеческой адаптации в том, что она связана с социализацией человека. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального и территориального перемещения, либо при изменении социальных условий. [10; 298]

Относительно членов неполной семьи, процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:

общество (макросреда) — адаптация личности к той системе норм, ценностей, отношений и т. д., которая сложилась в том или ином обществе;

социальная группа (микросреда) — адаптация разведенных супругов и их детей или, наоборот, нестыковка их интересов с социальной группой — ближайшим окружением (производственный коллектив, родственники и пр.);

сам индивид (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней самооценки с позиции индивидуумов.

Социальная адаптация личности ребенка в неполной семье направлена на восстановление норм, социально полезных отношений с социальными субъектами (группами и ее отдельными членами), изменение в позитивном плане общения, поведения и деятельности. Психологическая адаптация в данном случае есть усвоение социально полезных стандартов поведения и ценностных ориентации, сближение установок личности ребенка и разведенных родителей с ожиданиями социальной среды. [21;88]

Эффективная социальная адаптация детей из неполных семей будет затруднена без хорошо организованной профессиональной работы со стороны социальных служб. Речь идет, прежде всего, о социально-реабилитационных формах их деятельности.

Социальная реабилитация — «комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных по каким-либо причинам». [14;307]

Будучи общей технологией социальной работы, реабилитация направлена на восстановление не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, ее правового положения, психологического равновесия, уверенности в себе.

Между тем уровень социально-реабилитационной работы невысок. Практика показывает, что практическое решение проблем перестройки социально-реабилитационной работы затрудняется тем, что в настоящее время в социальной практике сложилось положение, когда, к участию в данной деятельности привлечено большое число социальных институтов и общественных организаций, наличествует ведомственная разобщенность этих служб, не решен ряд вопросов организационно-управленческого, методического, правового и кадрового обеспечения. [21;89]

Во многих странах, включая Россию, родители верят, что только государство с помощью своей системы социальной защиты избавит семью от многих проблем. Люди верят и ждут помощи от государства. Однако более внимательное рассмотрение взаимосвязи, с одной стороны, институтов семьи и родительства, а, с другой — института государства, показывает, что государственная система социальной защиты не решает глубоких социальных проблем семьи и родительства. Государство просто приняло на себя роль отца, обеспечивающего безопасность матери и детей и предоставляющего средства на воспитание потомства. Сравнивая взнос в семейный бюджет со стороны государства с результатами социального урона, можно выразить сомнения, что оно является адекватным заместителем отцов, так как они не только обеспечивают своих детей ресурсами, но и еще играют роль в социализации и воспитании. [21;90]

Таким образом, профилактические и компенсационные технологии являются основными в социальной работе с неполными семьями. При условии грамотного и комплексного применения социальной диагностики, социальной профилактики, социального посредничества, социального консультирования, социальной терапии, социальной адаптации и реабилитации возможны в некоторой степени снижение и нейтрализация негативных последствий.

Заключение

Исходя из вышесказанного, можно отметить то, что неполные семьи являются очень серьезной группой риска, с такими семьями нужно вовремя начать работу социальным работникам, психологам, педагогам. Надо стараться решать их проблемы, а причины возникновения таких семей нужно вовремя выявить, спрогнозировать и продиагностировать. Что же касается социально-экономического положения неполных семей в России, то оно, как уже говорилось, находится в плачевном состоянии. Это нехватка средств для удовлетворения нужд семьи, более того расцветает бедность.

Женщины после развода остро нуждаются в материальной помощи от бывшего супруга и государства. Но этих средств все равно не хватает, так как пособия очень маленькие и прожить на них одинокой матери с детьми невозможно. Поэтому одинокие родители являются приоритетным объектом государственной социальной политики в сфере занятости населения. На сегодняшний день в федеральном законодательстве это единственная действенная норма, содержащая признаки особого внимания государства к неполным семьям как объекту социальной политики и социальной работы.

Немаловажную роль в социализации неполных семей играют и передовые технологии социальной работы с этой группой населения. Профилактические и компенсационные технологии являются основными в социальной работе с неполными семьями. При условии грамотного и комплексного применения социальной диагностики, социальной профилактики, социального посредничества, социального консультирования, социальной терапии, социальной адаптации и реабилитации возможны в некоторой степени снижение и нейтрализация негативных последствий.

Если уж случилось так, что семья стала неполной, все должны понять, что состав семьи — далеко не первоочередная составляющая душевного здоровья детей и родителя. Важнее всего психологический климат в доме, эмоциональное состояние семьи, взаимная поддержка и их отношения.

Список использованной литературы

1. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

2. Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. №712

3. Научно-практический комментарий к Федеральному Закону // М.: Юридическое бюро «Городец», 2005 г.,146 с.

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ // Гарант — справочная правовая система

5. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ

6. Басов Н.Ф. «Основы социальной работы» 4-е издание // М.: 2009 г, 34 с.

7. Борденко Ю.А. Женский альманах «Амфора» // М.: 2010 г.-17,18 с.

8. Викторов О.И., Николаева Я.Г. «Неполная семья и воспитание»//М.:2002 г, 63с

9. Дементьева И.Ф. «Негативные факторы воспитания детей в неполной семье» // М.: Педагогика, 2009 г, 159 с.

10. Елсуков А.Н., Бабосов Е.М., Данилов А.Н. и др. «Социология». Учебное пособие для студентов вузов // Минск: ТетраСистемс, 2000 г, 238с

11. Зубкова Т.С. «Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи» // М: Академия, 2004 г, 169 с.

12. Козлов А.А. «Социальная работа с неполной семьей за рубежом: состояние, тенденции, перспективы» // Российский журнал социальной работы-2010 г №2, 19 с.

13. Кравченко А.И. «Основы социологии». Учебное пособие // М.: 24, 25с

14. Курбатов В.И. «Социальная работа» // Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 г, 345, 351,316,298,307 с.

15. Малярова И.А. «Семейный консультант и его роль в регулировании брачно-семейных конфликтов» // Семья как объект социальной политики // М.: ИСИ АН СССР, 1986 г, 130,132 с.

16. Маркович Д. «Общая социология» // Пер. серб.-хорв.- Ростов-на-Дону, 2007 г., 198, 200 с.

17. Павленок Р.Д. Руднева М.Я. «Технологии социальной работы с различными группами населения. Учебное пособие // М.: Инфра-М, 2009 г, 111с

18. Прокофьева Л.М. «Алименты, пособия и доходы семей после развода»//М.: Фести П, 1997 г, 19,24с

19. Пчелинцева Л.М. «Комментрарий к Семейному кодексу РФ // М.: Норма, 2006 г, 43 с.

20.Рашитова Л.К. «Об основах и формах помощи членам неполных семей» // М.:, 2007 г, 86 с.

21.Савинов Л.И. «Социальная работа с детьми в семье разведенных родителей». Учебное пособие // Савинов Л.И., Камышова Е.В. // М.: Дашков и Ко, 2008 г., 81, 83, 84, 88, 89, 90 с.

22. Холостова Е.И. «Технологии социальной работы» // М.: Инфра-М, 2001 г, 28,68 с.

23. Газета Демоскоп Weekly №393, 2009 г, 17, 18 с.

24. Демографический энциклопедический словарь

25. Энциклопедия социологии

Размещено на