ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ИГРУШКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.

1.1 Развитие восприятия в онтогенезе

1.2 Особенности процесса развития восприятия у детей с нарушением слуха

ГЛАВА II ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ИГРУШКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.

2.1 Методики и организация исследования

2.2 Приемы развития восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Восприятие является необходимой стороной любой деятельности. Важнейшую роль в формировании восприятия детей дошкольного возраста играет игровая деятельность (О.В.Боровик [3, с.79], А.Жатсель [11,с.65], Т.Г. Казакова [12, с.90], К.Д. Кириллова [13, с.54], Т.С.Комарова и др.).

Игровая деятельность занимает значимое место в жизни ребенка, т.к. является средством познания мира, самопознания и самовыражения. Игровая деятельность способствует формированию всех необходимых качеств восприятия: широты, произвольности, устойчивости, яркости, оригинальности; развивает способность оперировать образами и создавать на их основе новые.

Формированию активной личности глухих и слабослышащих учащихся также способствует игровая деятельность. Развитие детей с нарушением слуха характеризуется определенными особенностями, а это вызывает необходимость более глубокого, всестороннего изучения протекания психических процессов и функций детей данной категории с целью совершенствования их воспитания и обучения.

Ограниченность общения с взрослыми и слышащими сверстниками лишает детей с нарушениями слуха необходимого объема информации и знания приемов реконструкции имеющихся представлений. Процесс восприятия в данном случае выполняет помимо отражательной еще и компенсаторную функцию.

Изучение особенностей восприятия глухих и слабослышащих детей как существенной стороны познавательной сферы и определение стратегии формирования данного психического процесса – одна из актуальных проблем специальной психологии и коррекционной педагогики. Г.Л. Выгодская выявила своеобразие процессов восприятия у глухих дошкольников в связи с изучением их игровой деятельности. Исследование А.Ф. Понгильской продемонстрировало: у глухих учащихся при чтении рассказа возникают образы, не всегда соответствующие описанию, что связано с непониманием учащимися смысла прочитанного текста [2, с.100]. Результаты исследования М.Ю.Рау [3, с.89] свидетельствуют о том, что у глухих школьников чаще, чем у слышащих сверстников, возникают трудности не только в понимании сказки, но и в нахождении наиболее удачных изобразительных решений при её воссоздании в виде аппликации.

16 стр., 7520 слов

Развитие предметно-практической деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи

... 1. Характиристика категорий детей с тяжёлыми нарушениями речи Дети с тяжёлыми нарушениями речи - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не ... функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребёнка. Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Проявляется в неправильном ...

М.М. Нудельман [20, с.34] выявил ряд особенностей восприятия глухих школьников в процессе иллюстрирования ими рассказа, творческой реконструкции басни, описания картин. Так, выполняя иллюстрации к рассказу, учащиеся испытывали значительные трудности в пространственном расположении объектов, часто допускали ошибки в окраске предметов, вносили в рисунки много подробностей из своего прошлого опыта, не относящихся к содержанию рассказа. В процессе реконструкции басни у школьников наблюдались сложности в оперировании представлениями. Дети не всегда задумывались над тем, соответствуют ли выбранные ими действующие лица персонажам басни; при замене действующих лиц оставляли без изменения ситуацию, в которой разворачивалось описываемое событие и т.д. Творчески описывая картины, школьники чаще всего ограничивались описанием непосредственно воспринятого на картине и характеризовали события только данного момента, а, кроме того, не включали слуховые впечатления в описание.

В специальной литературе сравнительно мало данных об особенностях восприятия дошкольников с нарушением слуха в процессе игровой деятельности.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически выявить особенности процесса формирования восприятия игрушки детей с нарушением слуха дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть развитие восприятия в онтогенезе у детей с нарушением слуха;

2. Экспериментально выявить состояние восприятия у дошкольников с нарушением слуха;

3. Предложить методические рекомендации по развитию восприятия у дошкольников с нарушением слуха средствами игрушки.

Объект исследования: восприятие детей с нарушением слуха.

Предмет исследования: особенности процесса формирование восприятия детей с нарушением слуха дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Методы исследования:

• теоретический анализ отечественной и зарубежной, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;

• эксперимент;

• методы наблюдения, беседы.

Структура курсовой работы. Курсовое исследование состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка используемой литературы и приложения.

………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. 30 уроков для развития творческих способностей и восприятия / авт.-сост. И. А. Андреева. – Мн.: Соврем, шк., 2009. — 32 с.

8 стр., 3589 слов

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ ...

... детей с нарушениями зрения 4-5 летнего возраста». Объект исследования: процесс развития зрительного восприятия у дошкольников 4-5 летнего возраста с нарушениями зрения. Предмет исследования: особенности зрительного восприятия предметов сложной формы у детей с нарушениями ... по себе, а в активной познавательной деятельности человека. По мнению А.В.Петровского, восприятие - это первая ступень познания, ...

2. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2012. — С. 3-203.

3. Боровик, О.В. Развитие восприятия. Методические рекомендации. — М.: 2010.

4. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избранные псих. Труды / Академия пед. и соц. наук. Московский психолого-социальный институт. — М.: Институт практической психологии, 1996. — 390 с.

5. Веккер, Л.М. Психические процессы. — Л.: 1974. Т. 1. — 460 с.

6. Венгер, А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. – М.: 1972. – 187 с.

7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. — М.: 2001. – 96 с.

8. Григорьева, Т.А. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие. / Т.А. Григорьева. — Мн.: БГПУ, 2009. — 67 с.

9. Грицук, Н.А., Киселева А.В. Преподавание изобразительного искусства в школе для детей с нарушением слуха: Учеб.-метод. пособие. Мн.: БГПУ, 2011. – 102 с.

10. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы восприятия и творчества. – Смоленск: 1974. – С. 54.

11. Жатсель, A. Восприятие. — М.: 2012.

12. Казакова, Р.Г. Проблема одаренности в изобразительной деятельности дошкольника // Ленинские чтения. – М.: Прометей, 1991. – Ч. 1. — С.42.

13. Кириллова, К.Д. Развитие восприятия в детстве / Учебно-метод. пособие. – Орел: 1992. – С. 23.

14. Киселева, А.В. О некоторых особенностях восприятия младших школьников с нарушением слуха // VIII республиканская межвузов. науч-метод. конференция молодых ученых: сб. материалов, Брест, 19 мая 2006 г.; под общ. ред. Б.М. Лепешко. – Брест: Изд-во БрГУ, 2006. – С. 219-221.

15. Киселева, А.В. Коррекционно-педагогическая работа по формированию восприятия младших школьников с нарушением слуха в процессе изобразительной деятельности / А.В. Киселева // От инклюзивного образования к инклюзивному обществу: сб. науч. тр. / под ред. Ю.Л. Загуменнова. – Мн.: – С. 89-01.

16. Киселева, А.В. О некоторых особенностях воссоздающего восприятия детей с нарушением слуха / А.В. Киселева // Молодежь в науке – 2007 : прил. к журн. «Весцi Нацыянальнай акадэмii навук Беларусi»: материалы междунар. науч. конф. молодых ученых, Минск, 23–26 окт. 2007 г.: в 4 ч. – М.: 2008. – Ч. 2.: Серия гуманитарных наук. – С. 308-312.

17. Киселева, А.В. Основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия младших школьников с нарушением слуха / А.В. Киселева // Актуальныя пытаннi сучаснай навукi : зб. навук. прац. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: В.В. Бущик (отв. ред.) [и др.]. – Мн.: 2007. – С. 49-52.

18. Киселева, А.В. Восприятие глухих и слабослышащих учащихся и его формирование в процессе изобразительной деятельности / А.В. Киселева // Спецыяльная адукацыя. 2011. № 1 (78).

– С. 29-34.

19. Киселева, А.В. Формирование восприятия младших школьников с нарушением слуха в процессе обучения изобразительной деятельности / А.В. Киселева // 2011. № 6. – С. 50-57.

3 стр., 1439 слов

Ощущения и восприятие. Виды нарушений

... в основе которого ле­жит нарушение восприятия, сочетающееся, по-видимому, со своеобразным нарушением сознания. Больные узнают окружающую обстановку, ... циация восприятий происходят автоматически. Только у детей в самом начале познавательной деятельности слож­ный процесс восприятия состоит ... контакта с объектом внешнего мира (зрение, слух, обоняние, термические ощу­щения), и контактные, или ...

20. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Амалфея, 2009. – 368 с.

21. Леонтьев, А.А. Научите человека фантазии… // Вопросы психологии. 1998. №5. — С.82-85.

22. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству/ О.А.Белобрыкина. — Новосибирск: 1993. — 64 с.

23. Немов, Р.С. Психология. В 3 т. — М.: Просвещение, Владос, 1995.