Медицинская классификация нарушений слуха у детей (Л.В.Нейману)

Я группа

Слепые дети

В группе слепых детей выделяют следующие подгруппы:

Ø 1-я подгруппа.Дети, имеющие тотальную или абсолютную слепоту на оба глаза;

Ø 2-я подгруппа.Дети, имеющие частичную или парциальную слепоту:

• а) дети со светоощущением, что позволяет им различать свет и темноту;

• б) дети с остротой зрения 0,005–0,01, которая дает возможность различать контуры предметов;

• в) дети с остротой зрения от 0,02 до 0,04 на лучше видящем глазу при использовании коррекции, что позволяет ориентироваться при помощи зрения при ходьбе, различать на некотором расстоянии формы предметов, их величину и яркие цвета;

Ø 3-я подгруппа.Дети с сужением поля зрения до 5–10° при сохранности остроты зрения свыше 0,04. Такое сужение поля зрения не позволяет продуктивно использовать зрительный анализатор в процессе познания окружающего мира.

Слепые дифференцируются по временному параметру на две группы:

1) слепорожденные – лица, потерявшие зрение до становления речи, т.е. приблизительно до трех лет и не имеющие зрительных представлений;

2) ослепшие– лица, утратившие зрение в последующие периоды жизни и сохранившие в той или иной мере зрительные образы в памяти.

Более поздние нарушения зрения позволяют ослепшему использовать в познавательной деятельности уже сформировавшиеся ранее на основе зрения связи. В этом случае образуются иные опосредствованные системы связей при компенсации дефекта.

Обучение слепых детей в основном осуществляется с помощью осязания и слуха.

Во время занятий они пользуются тактильно-слуховым способом восприятия учебного материала, читают и пишут по системе Брайля.

Дети с остротой зрения 0,02 и выше могут, насколько им позволяет зрение, овладеть при определенных условиях зрительным способом чтения и письма крупного плоскопечатного шрифта. Однако их остаточное зрение не является достаточно устойчивым и надежным. Для данной группы детей является обязательным овладение навыками тактильного, тактильно-зрительного, тактильно-слухового способа восприятия, умениями и навыками чтения и письма по Брайлю.

Я группа

Слабовидящие дети

В группе слабовидящих выделяют следующие подгруппы:

Ø 1-я подгруппа. Дети с глубоким слабовидением, которые имеют остроту зрения от 0,05 до 0,08, что позволяет им дистантно различать предметы в движении, воспринимать контуры предметов, цветовые оттенки, читать крупный, плоский шрифт, плоские контурные изображения, цветные иллюстрации, контрастные образы;

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... творчеством понимал процесс создания произведения искусства.[19] С точки зрения философии, творчество есть инстинктивно-интуитивная практическая деятельность человека, направленная либо на ... способностей, творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребенка как важнейший и необходимый компонент его музыкально-творческого развития. Проблема ...

Ø 2-я подгруппа. Слабовидящие детис остротой зрения от 0,09 до 0,2, которая дает возможность воспринимать учебный материал с помощью зрения в специально организованных условиях (при наличии специальных учебников, специального оборудования, повышенных нормативов освещенности и т.д.);

Ø 3-я подгруппа. Дети, имеющие прогрессирующее заболевание глази с остротой зрения 0,3–0,4 на лучше видящем глазу с использованием коррекции.

Этиология нарушений зрения:

Экзогенные факторы:

§ Инфекционные заболевания во время беременности (туберкулез, токсоплазмоз, болезни, нарушающие обмен веществ, интоксикации);

§ Патологии родов;

§ Постнатальные инфекции (менингит, опухоль мозга);

§ Вредные привычки.

Эндогенные факторы:

§ Наследственная предрасположенность;

§ Генетическая недостаточность органов зрения.

2. Сурдопсихология (от лат. surdus – глухой) –раздел специальной психологии, в котором рассматривается психическое развитие детей с недостатками слуха.

Предмет сурдопсихологии –изучение особенностей психофизического развития детей и взрослых с недостатками слуха, раскрытие закономерностей развития психических процессов и становления внутреннего мира человека в условиях недостаточного функционирования слухового анализатора.

Задачи сурдопсихологии:

q изучение закономерностей психического развития людей с нарушениями слуха;

q установление зависимости психического развития от степени, характера и времени возникновения нарушения слуха;

q определение путей компенсации недостатка слуха;

q обоснование и разработка психологических оснований эффективной коррекционно-педагогической помощи детям с недостатками слуха;

q изучение особенностей развития личности людей с нарушениями слуха и разработка направлений социально-педагогической работы, способствующих их оптимальному психическому развитию и интеграции в общество.

Медицинская классификация нарушений слуха у детей (Л.В.Нейману)

Нарушение слуха диагностируется по возможности человека воспринимать звуки определенной частоты и силы.

Первый критерийчастота звука. Диапазон частот разговорной речи находится в пределах от 500 до 3500 Гц (колебаний в секунду).

Если нарушение слуха не позволяет воспринимать эти диапазоны, то это означает, что восприятие разговорной речи невозможно.

Второй критерийсила звука. Разные звуки имеют разную силу звучания, которая измеряется в децибелах (дБ).

При потере слуха более 80 дБ наступает глухота, при частичном нарушении (тугоухости) отмечается потеря от 15 до 80 дБ. Степени тугоухости устанавливаются в зависимости от средней арифметической потери слуха в области речевого диапазона частот.

8 стр., 3853 слов

Дети с нарушениями зрения Классификация детей по степени нарушения ...

... этих детей в основном осуществляет­ся с помощью осязания и слуха. Часть из них при чтении и письме опираются на остаточное зрение. Наряду с этим, если им позволяет зрение, ... шко­ле для слабовидящих и в массовой школе. Особенности психического развития детей с нарушениями зрения Зрение играет огромную роль и в трудовой деятельно­сти человека, обеспечивая при ...

Психолого-педагогические критерии классификации лиц с нарушениями слуха (Р.М. Боскис)

ü степень потери слуха

ü время возникновения нарушения слуха

ü уровень развития речи

Опираясь на предложенные критерии, выделяют следующие группы детей с нарушениями слуха:

Я группа

Глухие дети

Дети, слух которых не может служить основой самостоятельного овладения речью.

Обычно это дети, родившиеся с глубокими нарушениями слуха, или ранооглохшие, потерявшие слух в раннем возрасте до начала речевого развития или на ранних его этапах (до 3 лет).

Глухие дети не воспринимают звуки силой менее 70 – 80 Дб, и это лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею.

Они овладевают зрительным (чтение с губ) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в условиях специального обучения. Если глухих детей не обучают речи специальными средствами, они становятся немыми (глухонемыми).

У большинства глухих детей имеется остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки (силой от 70 – 80 дБ) в диапазоне не выше 2000 Гц. Обычно глухие лучше слышат низкие звуки (до 500 Гц) и совсем не воспринимают высокие (выше 2000 Гц) (Т.В. Розанова).

Я группа

Позднооглохшие дети

Дети, потерявшие слух в том возрасте, когда они уже владели речью и сумели ее сохранить.

Р.М. Боскис предлагает называть таких детей «глухими, сохранившими речь». У позднооглохших детей могут наблюдаться разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи, так как при возникновении нарушения слуха без специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться.

Дети, входящие в эту группу, имеют опыт и навыки словесного общения, и это играет существенную роль. В том случае, когда глухой ребенок сохранил в той или иной степени речевой запас и продолжает в какой-то мере осмысливать окружающую его действительность с помощью словесных обобщений, его развитие более сходно с развитием слышащих детей, чем ранооглохших. Это сходство оказывается тем большим, чем лучше сохранены речевой запас и связанные с ним возможности отражения действительности при помощи словесных обобщений (Р.М. Боскис).

Я группа

Слабослышащие дети

Дети с неполноценной речью вследствие слухового дефекта.

В эту группу входят дети, существенно различающиеся по возможностям слухового восприятия, но все они способны к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи имеющегося слуха.

Среди слабослышащих выделяют детей с разной степенью тугоухости (слабослышания):

1) легкая степень тугоухости, при которой шепотная речь воспринимается на расстоянии 3 – 6 м от уха, а разговорная – на расстоянии 6 – 8 м;

7 стр., 3044 слов

Устная форма речи

... сам автор. Это обусловливает точность и правильность письменной формы речи. Устная форма речи Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Способность ... значение имеют порядок слов, строгая последовательность, стройность в изложении мыслей. Письменную форму речи отличает предварительное обдумывание высказываний, редакторская обработка текста, которую может выполнить и ...

2) умеренная степень тугоухости, при которой шепотная речь воспринимается на расстоянии 1– 3 м от уха, а разговорная – на расстоянии 4 – 6 м;

3) значительная степень тугоухости, при которой шепотная речь воспринимается на расстоянии 1 м от уха, а разговорная – на расстоянии 2 – 4 м;

4) тяжелая степень тугоухости, при которой шепотная речь воспринимается на расстоянии 0,5 м от уха, а разговорная – на расстоянии до 2 м;

Этиология нарушений слуха:

Экзогенные факторы:

§ Инфекционные заболевания во время беременности (краснуха, корь, грипп и т.д.);

§ Врожденные заболевания (сифилис, токсоплазмоз);

§ Постнатальные инфекции (корь, скарлатина, менингит, отит);

§ Вредные привычки.

Эндогенные факторы:

§ Наследственная предрасположенность;

§ Генетическая недостаточность органов слуха.

 

3.ДЦП – заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга, и характеризующееся двигательными расстройствами, а также расстройства-ми психоречевых функций.

Этиология ДЦП:

·воздействие токсических факторов в пренатальный период (инфекции — грипп, краснуха, токсоплазмоз);

·соматические и эндогенные заболевания матери (врожденные пороки сердца, сахарный диабет и др);

·иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору, системе ABO и другим антигенам);

·вредные привычки матери;

·асфиксии новорожденных;

·родовая травма;

·нейроинфекции постнатального периода (менингиты, менингоэнцефалиты различной этиологии).

Классификация ДЦП по К. А. Семеновой:

1.Спастическая диплегия (болезнь Литтла)

Самая частая форма. Имеет место двустороннее, иногда асимметричное поражение или недоразвитие центрального двигательного нейрона.

Двигательные нарушения-тетрапарез (поражены руки и ноги), нижние конечности поражены в значительно большей степени.

Основной признак — повышение мышечного тонуса в конечностях с ограничением силы и объема движений в сочетании с сохраняющимися тоническими рефлексами.

Тяжесть речевых, психических и двигательных расстройств варьируется в широких пределах, это связано с временем и силой воздействия вредных факторов.

2.Двойная гемиплегия

Самая тяжелая форма ДЦП. Тотальное поражение мозга, прежде всего больших полушарий. Двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и ногах, либо руки поражены сильнее. Клинические проявления — преобладание ригидности мышц, усиливающейся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет интенсивных тонических рефлексов.

3.Гемипаретическая форма ДЦП

Она характеризуется односторонним поражением одноименных (левых или правых) конечностей (руки и ноги).Имеет место поражение преимущественно одного полушария, его корковых отделов и ближайших подкорковых ядер. Нарушение корковых функций одного из полушарий проявляется в виде гемипареза. Эти дети обучаемы.

4.Гиперкинетическая форма ДЦП

Эта форма связана с поражениями подкорковых отделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений — гиперкинезов. Гиперкинезы возникают непроизвольно, усиливаются при волнении, а также при утомлении и при попытках выполнения любого двигательного акта.

22 стр., 10654 слов

Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве

... возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это ... довольно размытые границы: включало такие неоднородные моменты взаимодействия матери с ребенком, как кормление грудью, физический уход, осуществление ... и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости ...

В 60-70% случаев дети обучаются самостоятельно ходить, однако произвольная двигательная активность, особенно тонкая моторика, в значительной степени нарушены.

5.Атонически-астатическая форма ДЦП

Имеет место поражение мозжечка и лобных отделов мозга.

Двигательная патология: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений).