Изучение творческих способностей дошкольников (на примере детей с нарушением слуха)

Введение

Творческие способности — Совокупность психических свойств, обеспечивающих творчество. Эти свойства характерны для творческой личности с оригинальным, нестандартным мышлением. К ним относят воображение, гибкость ума, дивергентное мышление, мотивации творчества и другие свойства. [22]

Творческие способности — далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей всегда вызывала большой интерес.

Актуальность темы исследования. Особый интерес представляет исследование развития творческих способностей у детей с нарушенным слухом, так как поте­ря слуха и вторично возникающее своеобразие в развитии речи создают определенные трудности в развитии творческих способностей.

Исследования Р.М. Боскис, А.П. Гозовой, А.И. Дьячкова, Т.А. Григорьевой, С.А. Зыкова, Т.В. Розановой, И.М. Соловьева, Е.Г. Речицкой и других показали, что потеря слуха, задержка и своеобразие формирования речи создают трудности в приобретении жизненного опыта, в развитии познавательных процессов. Дети с нарушенным слухом испытывают большие трудности в мысленном оперировании образами, в их преобразовании.

Важнейшими условиями формирования творческих способностей является:

Во-первых, прошлый опыт, который выражается в уже имеющихся знаниях, представлениях о предметном мире, природных и жизненных явлениях;

Во-вторых, умение мысленно оперировать представлениями, преобразовывать их. Уровень развития творческих способностей зависит от уровня развития восприятия, памяти, мышления и речи.

По­теря слуха, задержка и своеобразие формирования речи создают затруднения в приобретении жизненного опыта. Представления детей с нарушениями слуха оказыва­ются менее полными и точными, чем у слышащих сверстников.

Полноценное восприятие мира ребенком с нарушениями слуха имеет свои особенности. Умение правильно видеть, воспринимать окружающий мир приходит к ребенку не сразу; стихий­ное его формирование не всегда оказывается полноцен­ным даже у нормально развивающегося, слышащего ре­бенка. Там, где речь идет о глухих детях, задача формирова­ния восприятия, т. е. сенсорного воспитания, и тесно свя­занная с ней задача формирования представлений приоб­ретают еще большее значение.

Цель исследования:

Задачи исследования:

Объект исследования: творческие способности дошкольников с нарушением слуха.

16 стр., 7992 слов

Вопрос. Роль слуха в развитии речи Ре

... дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи(до 2-3лет),речью ... целесообразного развития речи улучшается анализ и синтез слышимой речи, способность вычленения фонем ... с ощущений и восприятий.   Исследования показывают, что у значительной части глухих ... возрасте наблюдается отставание в развитии творческого вообр. гл первоклассники проявляют ...

Предмет исследования: особенности творческих способностей детей с нарушением слуха дошкольного возраста.

Методы исследования:

1. Тест креативности Е. Торренса

2. Беседа

3. Наблюдение

Глава I. 1.1.Понятие творчества и творческие способности

Определим то содержание, которое мы будем вкладывать в понятие «творческие способности». Зачастую в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо­жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью понимается такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

14 стр., 6974 слов

Способности человека в понимании Абая

... личности. 2. Природа познавательных способностей человека в понимании Абая. Практическое ... на которые направлена просветительско-педагогическая деятельность Абая. Во всем многообразии ... его просветительско-педагогическое наследие. Поэтическое творчество Абая неотделимо от его ... творческого труда. По мнению поэта, наиболее характерными признаками гуманизма и человеколюбия являются: уважение к человеку, ...

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

1.2. Творчество детей дошкольного возраста

Изучение проблем творчества становится одним из центральных направлений научных исследований психологов, педагогов, социологов в нашей стране и за рубежом. Все большее количество работ посвящается вопросам интеллектуального, художественного и нравственного творчества детей.

Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что формирование детского творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитии способностей ребенка, его потребностей и мотивов поведения.

Творчество в своей развитой форме у взрослого человека имеет существенные качественные и количественные отличия от творчества ребенка, которое, хотя и выступает еще в неразвитой форме, уже содержит в себе важные свойства, дающие полное право говорить о подлинном творчестве. Это не условно понимаемое творчество, а настоящее. Дело в том, что дети в своем творчестве выходят за пределы известных нам знаний и умений, создают новый продукт — рисунок, постройку, сказку и т.д.

Особенности психического развития детей благоприятствуют процессу творчества как в сфере познания, так и художественной деятельности: психические процессы дошкольников — память, мышление, восприятие, воображение, чувства — находятся на стадии своего становления, изменения, развития. Именно поэтому все их психические процессы чрезвычайно подвижны, неустойчивы, изменчивы, противоречивы. Все это обуславливает как существенные недостатки психических процессов ребенка, так и важные достоинства, преимущества по сравнению со взрослым.

Данные особенности детей наиболее ярко проявляются в их речевом творчестве. В исследованиях по речевому творчеству дошкольника выявлены особенности этого процесса (Л. Р. Аносова, Ф. А. Сохин, А. Г. Тамбовцева, О. С. Ушакова).

В языковом творчестве отражаются наиболее характерные черты творческой деятельности дошкольников, но они проявляют творчество не только в речи, а и в процессе основных деятельностей — в игре, изобразительном творчестве, конструирование и т.д. (создание новых игр и замыслов, рисунков, построек из кубиков).

5 стр., 2036 слов

Место творчества в процессах человеческой деятельности

... Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфическим ... с внешней средой; б) осознание взаимосвязи Личность-Природа; в) развитие индивидуальности («Я есть»). В первом случае развивается ... возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества. Творчество связанно с игрой. Игра является ...

Конечно, с точки зрения взрослых в процессе и продуктах детского творчества нет ничего нового. Однако они самостоятельно «выходят» за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, «добывая» новые для себя знания, формируя новые умения.

Творческий процесс — это своего рода качественный переход от уже известного к новому, неизвестному, творчество — это особая форма процесса развития, оно диалектично и противоречиво.

В этом плане важное значение имеет высказывание А. В. Запорожца о движущих силах психического развития ребенка. Анализируя эту проблему, он призывал глубоко осмыслить и конкретизировать применительно к вопросам педагогики и психологии известное положение Гегеля о том, что источником всякого подлинного развития является процесс возникновения и разрешения внутренних противоречий. Процесс детского развития, обусловленный воспитанием и условиями жизни, характеризуется вместе с тем и своей собственной логикой, побуждается внутренними противоречиями и их разрешением. Такая постановка проблемы детского развития делает чрезвычайно актуальной задачу изучения тех педагогических условий, которые благоприятствуют превращению деятельности ребенка, первоначально складывающейся под влиянием взрослого, в подлинную детскую самодеятельность, являющуюся ярким проявлением творчества детей. (А. В. Запорожец).

Творчество детей носит глубоко личностный характер. Оно определяется неповторимостью личности, накопленного опыта деятельности. Поэтому процесс творчества чрезвычайно индивидуален, и его развитие требует тщательного учета индивидуальных особенностей ребенка и не терпит так называемого «вала».

В самом широком значении этого слова творчество есть основной способ существования и развития личности. Полноценная личность — это всегда личность творческая, развивающаяся, характеризующаяся появлением все новых психологических новообразований и перестройки уже сложившихся структур. К сожалению, в ряде случаев наше слишком регламентированное воспитание и обучение детей в детских садах не способствует формированию детского творчества, а иногда просто гасит те «божьи искорки», которые возникают вопреки этому регламентированному обучению и воспитанию (это относится не ко всему процессу воспитательно-образовательной работы в детских садах).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... специ­альную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития этого процесса. В каких формах может ... педагогической науке имеется ряд научных трудов, посвященных исследованию творческого развития детей: музыкального творчества (Н.А.Метлов, 1940, К.В.Головская, 1944; Н.А.Ветлугина, 1968, К.В.Тарасова, 1988), творческих ...

Следует выделить еще одну чрезвычайно важную особенность процесса творчества детей — он всегда насыщен яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для детей, познавших радость первых своих пусть маленьких, но открытий, удовольствие от своих рисунков, построек и т.д. Яркие положительные эмоции — основа формирования острой потребности детей в том или ином виде творчества. Иначе говоря, именно на основе творчества мы имеем возможность управлять формированием новых духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка.

Анализ процесса развития творчества у детей позволил выделить следующее противоречие: развиваясь, ребенок усваивает общественный опыт — способы действий с вещами, способы умственных и речевых действий, которым его обучает взрослый. Эти способы, как правило, достаточно жестко фиксированы, стандартизированы, что фактически исключает творчество дошкольников — от них требуется лишь точное и полное усвоение определенных знаний, умений, способов действий. Но такого точного усвоения знаний и умений, как правило, не происходит.

Дело в том, что ребенок в процессе усвоения преломляет новое знание, новое умение через свое понимание мира, «пропускает» его через свой личный опыт, который неповторим и уникален. Новое знание творчески трансформируется каждым дошкольником и приобретает свой колорит и свои особенности. В этом процессе наблюдаются существенные индивидуальные различия детей. Некоторые при усвоении новых знаний проявляют настоящее творчество: задают педагогу массу вопросов, у них происходит актуализация разнообразных прежних знаний, позволяющих осмыслить новые сведения с самых неожиданных сторон. При этом наблюдается глубокое взаимопроникновение новых и уже имеющихся знаний, ведущее к перестройке прежнего опыта, порождению неожиданных и интересных догадок, предположений, которые не были запрограммированы процессом обучения.

Мы выделяем два генетических источника творчества дошкольников. Первый — практическая деятельность, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения. Начиная с младшего возраста, эта деятельность выступает в форме так называемого экспериментирования, которое интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. Эта деятельность стимулируется насыщаемой потребностью в новых впечатлениях, новых знаниях.

8 стр., 3778 слов

Формирование творческой личности ребенка в процессе постановки музыкально-драматического спектакля

Курсовая работа по педагогике На тему: «Формирование творческой личности ребенка в процессе постановки музыкально-драматического спектакля» Оглавление Введение .Необходимость творческого развития детей через музыкально - драматический спектакль .Педагогика творчества, ее задачи и вопросы .Анализ и взаимосвязь понятий творчество, творческая деятельность и творческие способности .Формирования ...

Вторым генетическим источником детского творчества является игра, в процессе которой развивается воображение и фантазия детей, создаются благоприятные условия для свободного проявления их интересов и потребностей.

Особое значение придается развитию у дошкольников обобщенных умений осуществлять разнообразные преобразования предметов и явлений. Именно в процессе практических преобразований предметов они выявляют скрытые свойства и связи последних. Ряд авторов (Л. И. Божович, С. Л. Новоселова и др.) отмечают неукротимое желание детей пощупать любой новый предмет, что-то с ним сделать, изменить, преобразовать его и даже сломать ради того, чтобы узнать, что же там внутри. Эта деятельность экспериментирования, в которой особенно ярко проявляется творчество. В процессе ее ребенок проявляет удивительную выдумку и изобретательность.

Весь опыт ребенка, приобретенный в процессе его жизни, общения и деятельности, представляет собой сложную структуру, в которой можно выделить весьма устойчивые, стабильные психические образования (консервативный компонент) и чрезвычайно подвижные, незавершенные, находящиеся в процессе развития психические образования (развивающийся компонент).

Соотношение консервативного и развивающегося компонентов может быть различным. При преобладании развивающегося компонента вся структура детского опыта приобретает эвристический характер. Таким образом, структуру опыта ребенка, включающую в себя в качестве преоблада……..

Библиографический список

1. Белобрыкина О. А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству — Новосибирск: 1993. — 64 с.

2. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — С. 3-203.

3. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. — М.: 2000.

14 стр., 6859 слов

Развитие творческого воображения в процессе работы над сказками

... А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. - 1987. - № 1. - ... всей системы познавательных процессов. Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом ... пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М. 2002. 17. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей.- ...

4. Веккер, Л.М. Психические процессы. — Л.: 1974. Т. 1. — 460 с

5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в дет­ском возрасте. Психологический очерк. — М.: 2001. — 96 с.

6. Годфруа Ж. Психология, изд. В 2 т., том 1. — М: Мир, 1992. — 442 с.

7. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. — Смоленск: 1974. — С. 54.

8. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. — Пенза: Уникон-ТРИЗ.

9. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.

10. Кириллова, К.Д. Развитие воображения в детстве / Учебно-метод. пособие. — Орел: 1992. — С. 23

11. Киселева, А.В. О некоторых особенностях творческого воображения младших школьников с нарушением слуха // VIII республиканская межвузов. науч-метод. конференция молодых ученых: сб. материалов, Брест, 19 мая 2006 г.; под общ. ред. Б.М. Лепешко. — Брест: Изд-во БрГУ, 2006. — С. 219-221.

12. Киселева, А.В. Творческое воображение глухих и слабослышащих учащихся и его формирование в процессе изобразительной деятельности / А.В. Киселева // Спецыяльная адукацыя. 2011. № 1 (78).

— С. 29-34.

13. Киселева, А.В. О некоторых особенностях воссоздающего воображения детей с нарушением слуха / А.В. Киселева // Молодежь в науке — 2007 : прил. к журн. «Весцi Нацыянальнай акадэмii навук Беларусi»: материалы междунар. науч. конф. молодых ученых, Минск, 23-26 окт. 2007 г.: в 4 ч. — М.: 2008. — Ч. 2.: Серия гуманитарных наук. — С. 308-312.

14. Краткий тест творческого мышления: Пособие школьных психологов. — М: ИНТОР, 1995.-48с.

15. Леонтьев, А.А. Научите человека фантазии… // Вопросы психологии. 1998. №5. — С.82-85

16. Лернер И.Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974. — 64 с.

17. Немов Р.С Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

18. Нудельман, М.М. Воссоздающее воображение у глухих детей: Об эле­ментарных формах творческого воображения у глухих школьников // Пси­хология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева и др. — М.: 1971. — С. 45.

19. Нудельман, М.М. Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников. // Психология глухих детей. — М.: 1971. — С. 15-17.

20. Палагина, Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. — М.: Институт практической психологии. 1997. — 136 с.

21. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: «Перемена», 1995 — 48с.

22. Психологический словарь онлайн < article_517.htm>

23. Рибо, Т. Творческое воображение. — Спб.: 1901. — С. 132-140.

24. Рубинштейн, С.Л. Воображение. Основы общей психологии. — М.: 1993. — 390с.

25. Скоробогатов, В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения: Философия для педагогики и психологии: Учеб. пособие / Под ред. д-ра филос. наук, проф. В.А. Скоробогатова. 2-е изд., испр. и доп. — Спб., 2002. — 465 С.

26. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: «Академия развития», 1997. — 240 с.

27. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. СПб.: ГУ, 1997. -34с.

28. Урунтаева Г. А. , Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособия для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада/ Под ред. Г. А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.