Цели и задачи курсового проекта
Курсовойпроект является квалификационной работой, подтверждающей уровень самостоятельной научно-исследовательской практико — ориентированной работы студента на определенномэтапе обучения.
Целью курсовогопроекта является овладение навыками организации проектной деятельности, развитие творческой активности, формирование компетенций выпускника.
К основным задачам курсовогопроекта относятся:
— Развитие научно-исследовательского творчества студентов.
— Развитие способности работать в коллективе,толерантно воспринимая социальные, этические, конфессиональные и культурные различия.
— Развитие способности к самоорганизации и самообразованию.
— Формирование готовности к кооперации с коллегами, к работе на общий результат,обладание навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других.
— Систематизация, углубление и расширение теоретических, прикладных и практических знаний в командообразовании.
— Практическое овладение методикой научного исследования и анализа научных фактов.
— Развитие умения логично, грамотно и аргументированно излагать содержание и оформлять курсовой проект.
Выбор темы курсовогопроекта и его утверждение
Выбрать тему проекта студенту необходимо в течение установленного кафедрой срока. Студент должен согласовать ее с руководителем (ведущий преподаватель).Список примерных тем см. в приложении 1.
Студент обязан предоставлять материал курсовогопроекта научному руководителю в утвержденные сроки.
Материалы курсовогопроекта в завершенном виде предоставляются студентами научному руководителю не позднее 10 дней до защиты.
Курсовые проекты обязательно предоставляются в машинописном варианте и надлежащим образом оформленные.
Курсовой проект, не прошедший защиту, считается академической задолженностью.
Курсовой проект выполняется группой студентов до трех человек.
Структура и содержание курсовогопроекта
3.1 Структура курсового проекта
Курсовой проект включает следующие обязательные разделы:
· введение
· теоретическая часть
· практическая часть
· рекомендации (проект мероприятия)
· заключение
Развитие стиля управления в организации (на примере СК «Авиакор»)
... стиля управления Глава 3. Технология выполнения Глава 4. Мероприятия по развитию стиля управления в организации Глава 5. Оценка эффективности мероприятий Заключение Библиографический список Введение Оценка ... как базиса эффективного руководства, а также рассмотрение стиля управления на конкретной организации. Для раскрытия цели были поставлены задачи: 1. изучить современную классификацию стилей ...
· библиографический список
· приложения.
(О.Я. Пономарева «Социология и психология управления: компетентностный подход к подготовке курсовой работы», 2014, с. 50.)
Исходя из рекомендаций структуры курсового проекта, егообъем должен составлять примерно 35-45 страниц печатного текста (без учета приложений).
Таблица 1 — Типовая структура курсовогопроекта
№п/п | Наименование раздела курсовогопроекта | Примерное количество страниц |
Введение | 2-3 | |
1 | Теоретические и методологические основы изучения проблемы | 12-15 |
1.1 | Понятийный аппарат | 2-3 |
1.2 | Теоретические подходы к изучаемой проблеме. | 5-6 |
1.3 | Методы, приемы развития (коррекции) социально-группового явления. | 5-6 |
2 | Исследование изучаемой проблемы на примере конкретнойсоциальной группы | 20-25 |
2.1 | Социально-психологическая характеристика группы | 3-5 |
2.2 | Организация исследования. Анализ результатов диагностики. | 7-9 |
2.3 | Рекомендации по решению проблемы. Проект мероприятия. | 10-11 |
Заключение | 2-3 | |
Библиографический список | 1-2 | |
Приложения* | ||
Всего страниц | 35-45 |
*Примечание: материалы приложения не учитываются в общем объеме курсовогопроекта
Этапы организации курсового проекта
Этап 1 – выбор социальной группы (10-20 человек): трудовой, школьный, студенческий коллектив.
Этап 2 – изучение и составление социально-психологической характеристики группы (п. 2.1.).
Этап 3 – выявление и формулирование проблемы (задачи) исследования, характерной (актуальной) для избранного коллектива. Постановка предварительной цели проектной работы.
Этап 4 – теоретическое изучение проблемы, вопроса (Глава 1).
Этап 5 – составление плана и подбор методов исследования – 2-3 диагностики (п. 2.2)
Этап 6 – проведение исследования, анализ результатов диагностик. Подтверждение, корректировка проблемы исследования, цели проектной работы.
Этап 7 – выработка рекомендаций и предложений, план организации мероприятия, направленного на устранение выявленной проблемы.
Содержание курсового проекта
Указанные выше разделы курсовогопроекта имеют определенное внутреннее содержание.
Введение
Введение традиционно включает:
— Актуальность темы исследования
— Объект исследования
— Предмет исследования
— Цели
— Задачи исследования
— Степень разработанности проблемы в науке и практике
— Методику и методы научного исследования
Введение – вступительная часть, которая в сжатом виде отражает актуальность и суть курсового проекта.
Актуальность темы исследования – степень ее важности для решения конкретной проблемы (задачи, вопроса).
Объект исследования – часть объективной реальности в ее конкретном пространственно-временном проявлении. Выбор объекта совпадает с существующей классификацией или систематизацией наук.
Предметисследования – это категория, обозначающая определенную целостность, выделяемую в структуре объекта в виде ее основных, наиболее существенных свойств и признаков. Объект и предмет как категории научного исследования соотносятся между собой как общее и частное. Различные науки находят в одном и том же объекте различные предметы для исследования.
Определение объекта и предмета не обязательно в работах практико-ориентированной направленности.
Цельпроекта –результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.
Задачи логически вытекают из его общей цели и представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования. Чаще всего формулировки таких задач делаются в форме перечисления. Например: «Исходя из вышеуказанной цели проекта, его основными задачами являются: 1) изучить…, 2) выявить…, 3) проанализировать …, 4) разработать…, и т.д. Задачи необходимо формулировать как можно точнее и тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов курсового проекта, а также должны быть отражены в заключении в форме выводов по решению поставленных задач.
Степень и уровень разработанности проблемывключает в себя исторический экскурс развития темы, степень научной изученности проблемы. Дается оценка главных достижений и недостатков в исследовании темы в отечественной и зарубежной литературе.
Методика и методы научного исследования включают описание методов диагностики проблемы, которые использовались в практической части (п. 2.2.) и методики устранения выявленной проблемы (п.2.3.)
1.Теоретические и методологические основы изучения проблемы (в конкретном курсовомпроекте должна иметь свое название)
1.1. Понятийный аппарат
В этом параграфе необходимо сформулировать полно и четко основные теоретические понятия, связанные с темой вашей работы. Например, в теме «Влияние ролевой структуры команды на характер межличностных взаимоотношений в ней» необходимо рассмотреть сущность таких понятий как: команда, командные роли, ролевая структура команды, межличностные взаимоотношения и другие понятия, используемые в практической части работы.
Рассмотрите несколько вариантов толкований понятий, проанализируйте их отличия и изберите окончательный вариант, которому будете следовать при дальнейшем изложении материала. Обязательно аргументируйте свой выбор данного варианта толкования.
Для описания понятийного аппарата необходимо изучить энциклопедии, справочники, словари, предметные указатели основных учебников по выбранной теме, монографии и журнальные статьи (список рекомендованной литературы см. в приложении 1).
Помните: при оформлении работы необходимо делать ссылки на используемую литературу, чтобы ваша работа не считалась плагиатом. Поэтому, при подборе материла важно сразу записывать полную информацию об источнике и номер страницы, на которой находится найденное вами определение. Это в дальнейшем значительно сократит время на оформление работы (образец оформления библиографического списка см.в приложении 4).
1.2. Теоретические подходы к изучаемой проблеме
В этом разделе необходимо:
— определить сущность исследуемой проблемы, какие ученые рассматривали этот вопрос, какие теории сформулированы по этой теме. Необходимо перечислить все существующие точки зрения на эту проблему, сравнить и проанализировать противоречивые взгляды ученых на причины возникновения данной проблемы. Описать виды, принципы, закономерности данного социального явления. Например, в теме «Управление конфликтами в команде» в параграфе 1.2. можно описать структуру и виды конфликтов, этапы и фазы конфликта, способы разрешения конфликта, классификацию и причины возникновения конфликтов в организации, типы конфликтных ситуаций и др.
-дать характеристику степени проработанности проблемы в литературных источниках (монографиях, журнальных и газетных статьях, материалах конференций и т.п.), а также уровня ее реализации в практике работы организаций.
В некоторых случаях параграфы 1.1. и 1.2. могут быть объединены. Например, при рассмотрении таких тем как:
Командообразование в проекте
Командообразование и преимущества работы в команде
Командообразование как социально-психологическая проблема
Командообразование на предприятии в различных сферах деятельности
Подходы к формированию команды
Принципы и практика построения команды
Пути формирования эффективной команды
Реконструкция коллективной инженерной мысли в области машиностроения, механики (на примере анализа истории научных школ УГТУ-УПИ-УРФУ).
1.3. Методы, приемы развития (коррекции) данного социально-группового явления.
В этом параграфе важно подробно описать существующие в теории и практике методы развития или приемы, способы коррекции описанного вами явления. Например, в теме «Эффективность команды и особенности ролевой перцепции руководителя, его самооценки» необходимо рассмотреть методы повышения эффективности работы команды с точки зрения ученых, а также собрать и описать материал журнальных статей, раскрывающих практический опыт разрешения этой проблемы. Рассмотреть приемы развития самооценки.
2. Исследование изучаемой проблемы на примере конкретной социальной группы
Практическая часть работы проходит в следующем порядке:
1. Выбрать объект исследования – трудовой, студенческий или школьный коллектив (10-20 человек).
2. Изучить социально-психологические особенности данной группы по плану (см. п. 2.1.).
3. Выявить проблему актуальную для этого коллектива. Это будет темой вашего дальнейшего исследования. И в итоге — темой вашего курсового проекта.
4. Подобрать методики исследования выявленной проблемы 2-3 диагностики (подробнее об этом см. в п. 2.2.).
5. Проведение исследования.
6. Анализ результатов диагностики.
7. Формулирование рекомендаций и предложений по устранению выявленной проблемы. Разработка сценария тренинга, праздника или другогомероприятия, направленного на решение данной проблемы.
2.1. Социально-психологическая характеристика группы
Здесь приводится историческая справка: когда был создан данный коллектив, каковы основные показатели его деятельности. Далее дается социально-психологическая характеристика группы на основе наблюдения, изучения и анализа документов, а также беседы с руководителем и членами коллектива.
План социально-психологической характеристики группы:
1. Количество членов группы, пол, возраст.
2. Национальность и социальное происхождение членов группы, если эти показатели влияют на характер их совместной деятельности, межличностные отношения между ними.
3. Наличие неформальных микрогрупп и взаимоотношений между ними.
4. Статус и социальные роли членов коллектива.
5. Обязанности членов группы.
4. Социальные позиции. Их соотношение. Выводы о сплоченности коллектива.
5. Уровень конфликтности членов группы и коллектива в целом.
6. Традиции, существующие в группе.
Для трудовых коллективов: опыт работы членов группы, должность, образование, стаж работы в данном коллективе.
Для большей наглядности материал лучше оформить в виде таблиц, диаграмм (рис), схем (рис).
Помните: после каждой таблицы, диаграммы, схемы должен быть анализ показателей и вывод. Выводы должны соответствовать выбранной теме.
В конце параграфа необходимо сформулировать проблему (задачу) в сфере командообразования, актуальную для данного коллектива. Например, «Анализ данных показал наличие конфликта «личность-группа», который мешает развитию позитивных межличностных отношений и негативно влияет на социально-психологический климат коллектива, что ведет к снижению уровня работоспособности всех членов группы».
2.2. Организация исследования. Анализ результатов диагностики.
Исследование направлено на подтверждение наличия проблемы в коллективе и выявление причин ее возникновения.
При планировании исследования требуется учесть следующие моменты:
1. Исключить использование популярных психологических тестов и вопросников.
2. Полученные данные подлежат глубокому анализу. Результаты анализа оформляются в виде графиков, таблиц.
В исследовании рекомендуется использовать следующие методы: наблюдение, опрос, тестирование.
Научное наблюдение предполагает четкий план и фиксацию результатов в карте наблюдений.
Алгоритм наблюдения:
1. Составляется схема наблюдения. Например, для выявления командных ролей в группе (по модели Р. Белбина) можно составить следующую схему наблюдения.
Реализатор
— работу выполняет качественно и быстро;
— может работать только по готовому плану, чертежу, схеме;
— выполняет работу лучше других;
— с недоверием относится к новым идеям;
— дисциплинирован.
Контролер
— следит за ходом выполнения работы другими членами команды;
— указывает на ошибки, требует их устранения;
— стремится к получению наилучшего результата;
— беспокоится по мелочам;
— чрезмерно придирчив
и т.д. по каждой командной роли.
2. Наблюдатель фиксирует на бумаге конкретные действия членов группы, слова, невербальное поведение (жесты, мимика и т.д.).
3. По окончании процедуры, записи сопоставляются со схемой наблюдения (п.1).
В случае если конкретное поведение соответствует одному или нескольким поведенческим признакам, то в схеме делается пометка.
4. Для каждой поведенческой характеристики (в данном примере — командной роли) рассчитывается суммарное количество пометок (например, для командной роли «реализатор» количество пометок – 3, а «контролера» — 9).
Делается вывод о приверженности данного члена команды тем или иным командным ролям.
Опрос– метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), устным (беседы, интервью).
Вопросы для опроса можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться готовыми (из научных источников), адаптировать их.
Тестирование – метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.
Для получения объективных результатов недостаточно использовать одну диагностику, необходимо провести 2-3 различных диагностики, которые позволят подтвердить результат и более точно выявить причины возникновения проблемы.
В тексте данного параграфа должно быть представлено краткое описание выбранных методик: название методики, источник информации – книга, сайт; цель проведения методики, инструкция для испытуемого; перечень исследуемых показателей; способ обработки полученных данных (схема наблюдения, формула подсчета и т.д.).
Результаты исследования подвергаются анализу, устанавливаются причины, мешающие эффективному функционированию процесса (социальной группы или заявленной «проблемы» исследования), делаются выводы.
Результаты диагностик должны быть представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков. После каждого рисунка должен быть подробный анализ полученных результатов и вывод.
Из представленных результатов практического исследования должно быть ясно, какие показатели исследуются, каким образом получена информация для анализа тех или иных показателей, каким способом анализируется состояние показателей.
В конце параграфа подводится общий итог, подтверждающий наличие проблемы, заявленной вами как тема курсового проекта.Также необходимо перечислить причины возникновения данной проблемы.
2.3. Рекомендации по решению проблемы. Проект мероприятия.
Исходя из причин возникновения проблемы, описанных в выводе пункта 2.2., в этом параграфе перечисляются формы и методы устранения этих причин – в виде рекомендаций и предложений. Они должны иметь «адресный» характер.
Для того чтобы грамотно и точно их сформулировать, вам необходимо обратиться к теоретическому материалу п. 1.3., где вы описывали методы и приемы развития (коррекции) социально-группового явления, в соответствии с темой вашего курсового проекта. Здесь вам необходимо этот теоретический материал приложить к конкретным условиям данного коллектива и изложить в виде точных рекомендаций (с фамилиями сотрудников (лучше зашифровать), должностями и конкретными мероприятиями).
Пример
Рекомендации по устранению негативного влияния ролевой структуры команды на характер межличностных взаимоотношений в студенческом коллективе группы М-100100 .
В результате проведенного исследования влияния ролевой структуры студенческого коллектива на характер межличностных взаимоотношений в нем установлено, что группа разделилась на 3 подструктуры. В двух их них выявлены конфликтные отношения лидеров друг к другу. В группе 26% студентов занимают неблагоприятные позиции (7% — отвергаемые, 9% — пренебрегаемые, 10% — изолированные), что негативно влияет на результаты учебы и участие во внеучебных мероприятиях.Это снижает уровень социально-психологического климата и повышает конфликтность межличностных взаимоотношений.
В связи с выявленными проблемами рекомендуется:
1. Организовать совместную подготовку к Новогоднему балу. Ответственные – лидеры двух конфликтующих подструктур, которые в равной степени отвечают за подготовку и участие в мероприятии.
2. Выявить потенциальные возможности членов группы, занимающих неблагоприятные позиции в коллективе (Иванов А.А., Петров Б.Б., Сидоров В.В., …).
Привлечь их к учебной и внеучебной деятельности в соответствии с их способностями. Например, выступление в межвузовских соревнованиях;подготовка к сессии, объяснение материала отстающим в учебе студентам; помощь в выполнении контрольных и домашних работ.
3. Организовать соревнование с параллельной группой М-100101. По итогам сессии лучшую группунаградить бесплатной поездкой на турбазу.(!))
Также в этом параграфе будет уместным привести пример организации конкретного мероприятия (тренинга, праздника, соревнования), которое, на ваш взгляд, помогло бы разрешить выявленную проблему.
План проекта мероприятия:
1. Название мероприятия.
2. Цель.
3. Ответственные, организаторы (должность).
4. Список участников мероприятия.
5. План подготовки к проведению мероприятия.
6. Описание мероприятия (где происходит, что делают участники).
Фрагмент сценария мероприятия.
Заключение
В заключении подводятся основные итоги проведенного исследования, степень решения поставленных во введении задач, основные выводы по теоретической и практической части.
Библиографический список
В конце курсовогопроекта приводится список используемой литературы (в том числе конкретные ссылки на интернет-ресурсы).
Он оформляется в строгом соблюдении следующих требований.
В алфавитном порядке фамилии авторов или названия сборников. Каждый источник оформляется в следующем порядке: фамилия и инициалы автора, название работы, место издания, год издания и количество страниц в книге. При ссылке на журнальную статью или статью в сборнике указываются фамилия и инициалы автора, название статьи, название сборника или журнала, год издания, номер (для журнала), страницы (см. приложение 4).
Например,
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Технология создания команды /Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко, Д. Ф. Фролов.-СПб.: Речь, 2010. — 256 с.
2. Жуков Ю.М. Технологии командообразования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология» / Ю. М. Жуков, А. В. Журавлев, Е. Н. Павлова.— Москва : Аспект Пресс, 2008 .— 320 с.
Иные информационные источники:
·www.yandex.ru
·www.psychologs.ru
Приложение
В приложении помещаются вопросы анкет и тестов, схемы наблюдений, полный вариант заполненных испытуемыми бланков, сценарий мероприятия, а также другие материалы, использование которых в тексте курсового проекта перегружает его и нарушает логическую стройность изложения.
Иллюстрации, таблицы, текст вспомогательного характера допускается давать в виде приложений. Приложение оформляют как продолжение курсового проекта на последующих его листах. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху справа слова «Приложение», после которого следует арабская цифра, обозначающая его последовательность (номер).
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично тексту с прописной буквы отдельной строкой, как и при оформлении таблицы.
Все приложения должны быть перечислены в содержании курсовогопроекта с указанием их номеров и заголовков.
В тексте курсовогопроекта на все приложения должны быть даны ссылки, например: «… в приложении 1».