Духовно-нравственное воспитание военнослужащих

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Глава I. Формирование духовной культуры.

1.1. Понятие и проблемы формирования духовной культуры.

1.2. Анализ возможностей офицера в формировании духовной культуры

военнослужащих.

Глава II. Морально-психологическая подготовка.

2.1. Характеристика морально-психологического состояния.

2.2. Социально-психологическая работа.

Глава III. Воинское воспитание военнослужащих и воспитание

на боевых традициях.

3.1. Воинская составляющая духовно-нравственного воспитания.

3.2. Воспитание личного состава на боевых традициях Вооруженных Сил.

Заключение.

Литература.

ВВЕДЕНИЕ

Духовно-нравственное воспитание предполагает формирование нравственно-ценностной концепции по овладению лучшими образцами и опытом человеческой культуры на уровне общечеловеческих, национально-этнических, воинских и личностно-гуманистических ценностей. Достижение данной цели возможно при активном взаимодействии трех видов технологий совершенствования офицера: образовательных (традиционные — воспитание и ретроспективно-репродуктивное обучение, и инновационное — обучающее сотворчество), самообразовательных и информационных технологий.

Важное место в духовно-нравственном воспитании отводится моральному фактору. На его роль в войне неоднократно указывали великие полководцы А.В. Суворов, и М.И Кутузов, Г.К. Жуков. Этому вопросу отводили первостепенное значение М.В. Фрунзе, Н.Н. Головин, П.И. Изместьев и другие военные теоретики.

В современных условиях проблема морально-психологического обеспечения подготовки и ведения боевых действий приобретает все более острый характер, и успешное ее решение в значительной степени зависит от умения командиров, штабов и воспитательных структур учитывать рекомендации науки и опираться на отечественный и зарубежный опыт.

Актуальность данной работы состоит в том, что нам, как будущим офицерам, представляется возможным творчески осмыслить духовно-нравственные и психологические предпосылки эффективности боевых действий, а, следовательно, и всей системы воспитательной работы в Вооруженных силах, составить представление о ее структуре, формах и видах нашей дальнейшей деятельности по совершенствованию духовно-нравственного воспитания подчиненных.

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Понятие и проблемы формирования духовной культуры

Альтернативой расцвету технократии и дегуманизации человека является новая «гуманистическая парадигма». Проблема эта относится к обществу в целом; более того — она имеет поистине глобальный характер. Свой особый вклад в ее решение призвано внести и современная педагогика. Гуманизация военно-педагогического процесса — это пока еще общее направление, связанное с поисками в войсках конкретных и многообразных путей решения проблемы. Здесь мы имеем и бесспорные удачи, и разочаровавшие неудачи.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... цель. Цель воспитания — формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Социально, духовно и морально зрелая творческая личность — личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим ...

Формирование духовной культуры личности военнослужащих является, на наш взгляд, одним из важных направлений духовно-нравственного становления молодежи, подготовки их к самостоятельной жизни и важнейшей составляющей развития общества и государства.

В данной работе под формированием духовной культуры будет пониматься особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем нравственных общечеловеческих качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этических знаний; формирование способности жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в практической деятельности.

Ориентация на решение этих задач и на развитие военнослужащего как личности, как индивидуальности и как активного субъекта деятельности может быть реализована лишь на основе построения соответствующей стратегии деятельности офицеров, создающих условия для самореализации творческих сил военнослужащих и системе их взаимодействия между собой.

В процессе формирования духовной культуры широкое распространение в современной армии получают назидательные, порицательные и поощрительные методы, а сами военнослужащие превращаются в пассивных потребителей нравственной информации. Но знание нравственных норм далеко не тождественно самим этим нормам, реализуемым в реальном поведении.

На практике подобные воспитательные усилия нередко предстают как безрадостная и безуспешная борьба одних людей с другими или человека с самим собой, оборачиваются результатами, противоположными целям обретения духовной культуры. Основным противоречием приобщения к духовной культуре является рассогласование (разрыв) между двумя сторонами единого процесса формирования военнослужащего как личности: общественной практикой, проблемами ее совершенствования и специальной, целенаправленной воспитательной деятельностью. Подобная ситуация связана с тем, что усилия воспитателей направлены в основном на «приспособление» (адаптацию) военнослужащих к наличным условиям общества, жизни, сведению их личных интересов к обществу, к обеспечению дисциплины и порядка (воинского, учебного и т.п.), к формированию «удобного», послушного человека. Но у нравственного человека требования дисциплины, порядка, ответственности органично сочетаются с активностью, направленной на совершенствование окружающей жизни, сферы своего труда, быта, общения. И если адаптивный характер проводимой воспитательной работы оказывается чрезмерным, то это чревато много-образными опасностями как для самого военнослужащего, так и для армии. Прежде всего, происходит духовное подавление военнослужащего, основной принцип его развития — нравственное самосовершенствование — не имеет для него практической ценности и значения.

14 стр., 6722 слов

Психологические факторы деформации личности военнослужащих

... приобретения профессионального мастерства и качества подготовки. 3. Влияние особенностей личности на характеристики профессиональной деятельности часто опосредованы таким важным субъективным ... деятельности, что необходимо учитывать при прогнозе. Основные закономерности развития личности профессионала Важнейшим недостатком традиционного подхода, связанного с диагностикой профессиональной ...

Становление армии на демократических, гуманных началах, прежде всего, означает отказ от авторитарной, императивной педагогики с ее ориентацией ни некоего «среднего» воина и взглядом на него как ни пассивный объект обучения и воспитания. Вместо педагогики диктата и послушания в армейской жизни должны утверждаться принципы и идеи педагогики сотрудничества, в центре которой — внимание к личности военнослужащего и создание условий для максимальною развития его способностей и возможностей. Помочь офицеру дойти до каждого своего питомца призвана и духовная культура. Каким же образом она должна формироваться, чтобы армия реально могла выполнять одну из ответственейших задач готовить солдат к выполнению воинского долга.

1.2. Анализ возможностей офицера в формировании духовной

культуры военнослужащих

Традиционно считалось, что образовательные институты (к которым можно, на наш взгляд, отнести и вооруженные силы) являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной культурной базой воспитания и развития молодежи. Практически во всех стратегиях обучения обновление процесса воспитания в общеобразовательном учреждении связано с формированием качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта; созданием разнообразных воспитательных систем, стимулированием разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышением эффективности действия его механизмов, установлением и поддержанием баланса государственного, семейного и общественного воспитания.

Концепция воспитания армейской молодежи ставит перед офицерами-педагогами задачу воспитания военнослужащего как представителя своей среды, своего народа с присущими ему национальным самосознанием и миропониманием, вместе с тем готового к диалогу и восприятию других культур.

Однако для анализа возможностей армии в формировании духовной культуры личности военнослужащих необходимо выработать систему объективных педагогических ценностей и норм.

И.А. Ильин, например, считает, что следует ориентироваться на: уважение человека к самому себе, стержень человеческой личности; историческое сознание, применительно к молодежи — чувство времени, умение плыть по реке времени, ощущать прошлое и будущее; отношение к предметному миру и умение вычленить в нем наиболее интересные окументальные свидетельства эпохи — предметы и памятники, беречь и ценить их.

Л.А. Аза указывает на необходимость воспитания разумных потреб-ностей, культуры потребления, формирования общественно значимых интересов.

Не забыта и известная мысль о том, что все дело воспитания, образования и обучения молодежи должно стать воспитанием в ней общечеловеческой морали, высокой гражданственной сознательности, готовности защищать свою отчизну.

Современные психологи считают центральной задачей формирования личности процесс формирования ее сознания. Этот процесс предполагает овладение знанием (присвоение культуры), овладение способами получения нового знания (гносеологическими способностями, логикой), наконец овладение системой определенных ценностей общества (присвоение норм общества).

Хорошие традиции формирования духовной культуры личности военнослужащих в процессе воинской службы были заложены в советский период. Сегодня постсоветское общество переживает переходный период. Произошел резкий слом общественных отношений, социально-эконо-мических устоев. Очевиден кризис системы воспитания. В этих условиях встает вопрос о возрождении опыта предшествующих лет и о разработке новых подходов к формированию духовной культуры личности военнослужащих.

13 стр., 6122 слов

Ценностно-смысловая структура личности современной молодежи

... значение в процессе формирования потребностей личности. Как считает ... личности современной молодежи. Цель исследования: изучить ценностно-смысловую структуру личности современной молодежи. Объект исследования: ценностно-смысловая структура личности. Предмет исследования: ценностно-смысловая структура личности современной молодежи. ... находится в обществе, культуре и личности; ) ценности оказывают ...

Одним из важных компонентов возрождения России, культурного богатства страны является процесс его духовного возрождения, формирования патриотического сознания. Патриотизм выступает мерилом нравственного воспитания молодежи. Важная роль при формировании патриотизма отводится отечественной истории, литературе. Обращение к этим предметам способствует получению военнослужащими знаний о трудовой истории страны, значимости чело…

**************************************************************