Дети ‘Индиго’, тревожные дети и гиперактивные дети: факторы риска в процессе воспитания и обучения

Курсовая работа

Дети «Индиго», тревожные дети и гиперактивные дети: факторы риска в процессе воспитания и обучения

Содержание

Введение

. Дети «Индиго»

.1 Кто такие дети «Индиго»

.2 Рекомендации по воспитанию детей «Индиго»

. Гиперактивные дети

.1 Понятие гиперактивности и критерии ее оценки

.2 Коррекционно-развивающая работа с гиперактивными детьми

. Тревожные дети

.1 Понятие тревожности, портрет тревожного ребенка

.2 Работа с тревожными детьми

Выводы

Список литературы

Введение

Актуальность темы обуславливается тем, что в наше время количество детей с личностными особенностями, такими как гиперактивность, тревожность, неуклонно растёт. Гиперактивные дети приносят массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Чрезмерная тревожность одна из причин эмоциональных расстройств, снижающих способность к адаптации. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Только при своевременной квалифицированной помощи мы можем помочь этим детям адаптироваться в коллективе сверстников, а не стать изгоем в обществе. В данное время тема остаётся неизученной до конца, но очень важной. В детских дошкольных учреждения ведётся профилактика по предотвращению гиперактивности и тревожности детей, но настоящих результатов можно достичь только совместными и своевременными стараниями специалистов и родителей.

Сложность с детьми Индиго заключается в не принятии устарелых учебных программ и методов преподавания. Учителя, администрация школ, не сумев втиснуть ребенка в рамки «стандартного ученика», советуют родителям пройти врачебную проверку.

У детей Индиго есть такие свойства личности, которые позволяют им отстаивать собственную точку зрения. Уникальные лидерские качества и обостренное чувство справедливости одаренных детей Индиго — это тот камень преткновения, с которым сталкиваются родители и педагоги в процессе их воспитания. Задачей данной работы является изучить литературу по теме гиперактивности и тревожности детей, дети «Индиго».

5 стр., 2069 слов

Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях доу" Что такое гиперактивность?

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ Тема: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ...

Целью данной работы является раскрыть понятия гиперактивный ребенок, тревожный ребенок, дети «Индиго». Выявить различия между гиперактивными, тревожными детьми, детьми «Индиго». А так же дать рекомендации по воспитанию таких детей.

1. Дети «Индиго»

.1 Кто такие дети «Индиго»

Дети Индиго — уникальная категория подрастающих на нашей планете детей, которые выделяются особым складом сознания, а также умом, талантами, необычными способностями и непривычным отношением к миру. Явление Детей Индиго так широко входит в жизнь, что отсутствие знаний о них ставит в тупик многих родителей и воспитателей.

В конце 70-х — начале 80-х годов ХХ-го столетия стали рождаться дети, не похожие на обычных мальчиков и девочек. Врачей поражали совершенно взрослые глаза этих младенцев. Обычно новорожденные не могут сфокусировать взгляд, эти же дети смотрели в упор и не по-детски пристально. Дети подрастали, и у родителей возникала масса проблем в общении с ними: не хотят учиться в школе, не слушаются, не принимают внушения и поучения, трудно входят в контакт со сверстниками, но очень способны и талантливы. В США таким детям врачи часто ставили диагноз — «синдром дефицита концентрации внимания плюс гипер-возбудимость» и лечили их психотропными таблетками, нанося огромный вред здоровью этих детей.

Однако дальнейшее изучение этих особых детей поразило учёных. Их умственные способности оказались чрезвычайно высоки. Выявилось, что они прекрасно развиты и образованы, и имеют знания, намного превосходящие школьную программу. [ 3 ]

Американский психолог Ли Кэрролл доказал, что эти дети по интеллектуальным способностям и познанию мира оставляют далеко позади себя своих родителей и, тем более, сверстников. Это — умные и развитые дети, но не желающие подчиняться привычным стереотипам поведения. Они чрезвычайно одарённые существа с особой программой жизни, о которой сами эти дети прекрасно знают. Уже в раннем детстве они уверяют окружающих, что в этом мире у них есть чрезвычайно важная миссия, есть высшее предназначение [14].

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Официального термина для таких детей долго не существовало, их называли по-разному. Например, «детьми нового тысячелетия» за необычайные психические способности. Или «детьми Света», так как их мировоззрение отличалось от обычного и связывалось с будущей Эпохой Света, Эпохой Огня. Часто использовался термин «одарённые». Затем утвердился американский термин «Дети Индиго» после выхода в 1982 году книги американского психолога, биоэнергетика и ясновидящей Нэнси Тэпп «Как цвет помогает лучше понять твою жизнь».

Доктор Тэпп изучала ауры детей, которые она видела. Так было обнаружено, что со временем в обществе меняется преобладающий цвет человеческих аур. В начале 80-х годов XX века Тэпп впервые увидела над головой новорожденного младенца ярко синий цвет, цвет индиго, или «фиалковый» цвет. Дети с аурой индигового цвета стали открытием XX века. С тех пор началось довольно пристальное изучение этих детей, особенно — в США и Китае.

Дети Индиго — это не просто дети с необычным цветом ауры (кстати, что такое аура, тоже никто не смог толком объяснить), это в первую очередь неординарные дети, которые буквально всем отличаются от обычного представления о детях. С малого возраста они рассуждают о судьбах мира, проявляют уникальные феномены и таланты, отличаются от других необычной линией поведения, обладают уникальными лидерскими качествами, в результате чего отвергают все шаблоны воспитания. Одним из известных примеров ребенка Индиго является мальчик, в 5 лет освоивший весь мировой репертуар произведений для скрипки и в том же возрасте выступавший с оркестром уже взрослых музыкантов в качестве первой скрипки[ 6 ].

До тех пор, пока к изучению детей Индиго будут подходить однобоко, то есть искать причины необычности в материальных или физических факторах, понять их особенности, отличия от других и методы воспитания будет невозможно. Только после того, как будут приняты во внимание невидимые разум и душа и их потенциальные свойства, только тогда найдется ответ на вопрос «кто такие дети Индиго?».

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

Понятие воспитания и его принципы. Структура процесса воспитания. Классификация видов воспитания. Воспитанность и самовоспитание. Понятие воспитания и его принципы. Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «вос-питание» - это вскармливание, питание ребёнка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при ...

Для того, чтобы прояснить большинство вопросов относительно детей Индиго, нужно вспомнить идею Д.И. Менделеева о троичности человека и окружающего мира, о том, что все вокруг имеет три сущности: разум, душу и тело (материальную оболочку), и разум среди них — главный. Именно исследованием разума занимался последователь Д.И. Менделеева В.И. Вернадский. Он первый среди ученых сформулировал концепцию об устройстве ноосферы, то есть сферы разума — среды, в которой содержатся совершенные, истинные знания и с которой абсолютно совместим разум человека.

Отсюда становится очевидным, что одаренность и высокоразумность детей Индиго обусловлена не наследственностью, не генетическими изменениями или воспитанием (т.е. сущностями материального мира), а именно особыми свойствами их невидимых разумов и душ, потенциал которых на несколько порядков выше предшествующего им поколения детей.

Ли Кэролл и Джен Тоубер выявили у Детей Индиго следующие характерные для них особенности поведения:

oповышенную чувствительность;

oчрезмерную энергию;

oпотребность менять занятия;

oпотребность в общении со спокойными и уравновешенными взрослыми;

oвосстание против авторитарности;

oсамостоятельность в выборе способа обучения;

oнаполненность великими идеями, которые трудно реализовывать из-за отсутствия ресурсов;

oотказ от зубрёжки и пассивного обучения в пользу приобретения знаний эмпирическим путём;

oотсутствие усидчивости, если нет увлечённости делом;

oсострадательность;

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

oчасты отказы этих детей от учёбы из-за существующей системы обучения.[ 14 ]

Главной особенностью детей Индиго является их способ познания окружающего мира: в отличии от привычного логического метода проб и ошибок они используют интуицию, посредством которой получают информацию Свыше о том, какое решение будет единственно верным и наиболее эффективным в конкретной ситуации.

Именно этим уникальным свойством обусловлена их категоричность в высказываниях, их своевольность и отрицание стереотипов, причем проявляются эти качества с малого возраста.

.2 Рекомендации по воспитанию детей «Индиго»

Существует множество версий о том, кто такие, так называемые, дети Индиго, чем обусловлено их появление и как их воспитывать.

Отрицание подобного свойства детей Индиго может вызвать массу противоречий и конфликтов в процессе воспитания, так как родители по привычке стараются воспитать ребенка в соответствии со своими взглядами на жизнь, предполагают, что ребенок неразумен и ничего не знает о мире, следовательно, права голоса не имеет. Это несоответствие во взглядах и понимании родителей и ребенка вызывает огромное количество конфликтов, неприятия, нервных срывов и т.п. В особо острых случаях таких конфликтов сопротивление ребенка родителям может перерасти в какие-либо заболевания, трудно поддающиеся излечению.

А по большому счету, дети Индиго не нуждаются в воспитании как таковом в общепринятом понимании, так как подход к их воспитанию должен основываться не на обеспечении тела ребенка едой и обстановкой, а на возрождении их разума — Божественной сущности, родившейся не в материальном мире, а данной Богом и заключенной в теле. [ 3 ]

Нет большей беды для такого ребенка, чем родители-атеисты. В силу высокой одаренности детей Индиго и большого риска их непонимания и неприятия со стороны родителей и окружающих, существует также вероятность асоциального поведения у таких детей, так как это единственная форма протеста, доступная им в раннем и подростковом возрасте.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2-3 лет

Физическое развитие ребенка 2 - 3 лет Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит в том, что он совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а так же может действовать по показу или по словесному указанию взрослого. В период от 2 до 3 лет: ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на ...

Ввиду этого необходимо предостеречь родителей от попыток подчинить себе детей Индиго, навязать им свое видение и мировоззрение, так как это чревато тем, что в более взрослом возрасте такие дети могут стать наркозависимыми, страдать алкоголизмом или вести антисоциальный образ жизни.

Дети Индиго — это дети, имеющие в своих разумах множество даров и талантов, количество и предназначение которых в несколько раз превышает одаренность детей предшествующего поколения.

Авторы книги «Дети Индиго» [14], Ли Кэрролл и Джен Тоубер, утверждают бесспорность того факта, что старые методы воспитания и обучения для Детей Индиго не работают. Они пишут: «Индиго — не плод земной человеческой эволюции, но это надежда для всех нас. …Мы оказались на перекрёстке развития сознания, и теперь «наши» знающие, мудрые дети требуют принципиально новых приёмов воспитания и школьного образования. …Пора «перевернуть школы вверх ногами»». Необходимо, чтобы главным в школе стал ребёнок, а не учитель старого и отжившего. Родители же должны считать главным способом воспитания — доверительные, дружеские беседы с детьми, беседы «на равных».

Индиго не поддаются обычным приёмам воспитания, с помощью которых их родителям в своё время внушались определённые идеи и правила поведения. Чувством стыда и чувством вины их невозможно склонить на свою сторону, а тем более ограничениями и наказаниями. Их «воля» оказывается сопоставимой с волей родителей и других форм власти. Но это у них не «своеволие», это их собственная правда жизни Задача родителей — не управлять ими, а только направлять. Получая поддержку, признание, одобрение, эти дети могут доставить родителям истинное счастье. В противном случае они ведут себя с беспримерным упорством, борясь с глупым авторитаризмом взрослых.

Ш.A. Амонашвили, основатель Гуманной Педагогики, писал: «Каждый ребёнок есть явление в земной жизни. Он родился, потому что должен был родиться. Родился, потому, что именно его не хватало миру. Он — путь для мира, также как мир есть путь для него. И не сравнивайте душу его с его телом — он младенец не душою, а телом. А душою он — носитель Истины, Бессмертия и Беспредельности. В нём предназначение и миссия. Служение своей миссии даст его духу восхождение. Ибо служение его есть щедрая отдача даров духа. Служением слагается эволюция человечества. В ребёнке — Чаша познаний. В теле его — вся мудрость Матери Природы. В ребёнке — Слово, которое было в Начале. Он создан, чтобы творить Божью Волю — сеять добро и орошать его любовью» [15].

11 стр., 5260 слов

Комплекс упражнений № 1 Горизонтальная восьмёрка

Кнопки мозга. Бесспорно, все мы знаем, что наш мозг находится в черепной коробке в непрерывной связи с остальными частями нашего тела. Но на практике, когда мы исследуем мышление, пробуем стимулировать его, создавать благоприятные условия для учения и творчества, мы стремимся рассматривать его как бестелесный процесс, словно роль тела заключается только в том, чтобы "переносить" мозг с места на ...

Авторы книги «Дети Индиго» дают следующие советы о том, как строить отношения с Детьми Индиго:

. Обращайтесь с Детьми Индиго уважительно.

. Помогайте им принимать самостоятельные решения в том, что касается их дисциплины.

. Всегда и во всём предоставляйте им свободу выбора.

. Никогда не унижайте их.

. Всегда объясняйте им свои инструкции, но без авторитаризма.

. Сделайте их своими партнёрами в их собственном воспитании.

. В самом раннем детстве объясняйте им всё, что вы делаете.

. Не спешите лечить их и обращаться к врачам.

. Избегайте порицания и критики по отношению к ним. Создайте им ощущение безопасности.

. Не говорите им, кто они сейчас и кем будут. Они знают это лучше вас.

. Дайте им возможность самим решать, что им интереснее. [14]

Первая исследовательница Индиго Нэнси Гэпп советует побольше разговаривать с Индиго обо всём происходящем, объяснять им ситуацию. Она пишет, что эти дети требуют, чтобы с ними считались, они остро чувствуют фальшь в общении. «Эти дети не признают придуманных нами правил, ибо они знают правила Реального Мира. Они не признают правил нашего фальшивого мира, мира лжи. Они хотят, чтобы мы действительно были для них родителями, заботились о них, не жалея своего времени, причём не формально, а искренне. Они придерживаются мнения, что главное всё делать сердечно, с любовью, а не так, как считается, якобы, «правильным» .

«Однако дисциплина необходима для Детей Индиго. Поскольку они натуры очень творческие и подвижные, они постоянно экспериментируют с разными вещами и испытывают на прочность границы дозволенного» [14]

первоклассник гиперактивность тревожный ребенок

2. Гиперактивные дети

.1 Понятие гиперактивности и критерии ее оценки

Гипер — (от греч. hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный, деятельны».

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением.

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.[9]

Причины возникновения гиперактивности:

oгенетические факторы,

oособенности строения и функционирования головного мозга,

oродовые травмы,

oинфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики.

При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…» [13]

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Но нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это.

Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка «отрицательных» черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.

Очень часто педагоги задают себе вопрос: ‘Что делать, если у ребенка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом все пройдет.

В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: невропатологу. Ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач.[7]

Важно убедить родителей, что ребенку необходима помощь специалиста.

Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются. Особенно часто педагоги и родители не обращают должного внимания на проявление у ребенка импульсивности. [12]

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)

Дефицит активного внимания:

. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

. Не слушает, когда к нему обращаются.

. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

. Испытывает трудности в организации.

. Часто теряет вещи.

. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность.

. Постоянно ерзает.

. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

. Очень говорлив.

Импульсивность:

. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

. Плохо сосредоточивает внимание.

. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).[10]

«Импульсивность — особенность поведения человека (в устойчивых формах — черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях».

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

.2 Коррекционно-развивающая работа с гиперактивными детьми

Одной из важных задач работы с гиперактивными детьми является создание комфортной психологической атмосферы, в которой ребенок не только ощущает себя в безопасности, но и успешно реализует свой потенциал. Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на выявление сильных сторон ребенка — его умений, навыков, черт личности. Игры и упражнения помогут ребенку ощутить себя успешным, повысят самооценку и мотивацию достижений. Для работы с гиперактивными детьми необходимо использовать комплекс игр и упражнений, для этого была разработана специальная программа, в которую обязательно должны входить следующие игры:

Растяжки — для нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц( Лучики, Травинка на ветру, Кошечка, Половинка;

Дыхательные упражнения — для улучшения ритмирования организма, развития самоконтроля и произвольности ;

Глазодвигательные упражнения — для расширения поля зрения и улучшения восприятия ;

Функциональные упражнения- для развитие внимания, произвольности и самоконтроля ( Черепаха, Руки-ноги, Считалочки — бормоталочки, Буратино, Шалуны);

Упражнения для развития мелкой моторики рук ( Колечки, Кулак-ребро-ладонь, Лезгинка, Ухо-нос, Зайцы);

Коммуникативные упражнения- восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом ( Тряпичная кукла, Животные, Головомяч);

Массаж — рассказывание сказки, стихотворения на спине;

Музыкальные игры — упражнения с лентами, хороводные игры.

Чаще всего работа проводится индивидуально или небольшими подгруппами. Желательно использовать новые нетрадиционные формы работы с элементами арттерапии, одной из таких форм является песочная терапия.

Пескотерапия (sand-play).

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто — ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит. Но именно это простое действие хранит уникальную тайну — нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка — возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! [4]

Правила работы с гиперактивными детьми

. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

. Предоставлять ребенку возможность выбора.

. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества!

3. Тревожные дети

.1 Понятие тревожности, портрет тревожного ребенка

Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово «тревога» означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника.

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности:

Тревожность — это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности.[10]

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.

Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом).

. Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными).

. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Портрет тревожного ребенка:

он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг;

робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на край стула;

старается держать свои проблемы при себе;

чрезмерное беспокоен, причем иногда боится не самого события, а его предчувствия;

кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей;

испытывает чувство беспомощности;

опасается играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности;

у него высокие требования к себе, он очень самокритичен;

самооценка низкая;

он ищет поощрения, одобрения взрослых во всех делах;

для него характерны соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др.;

во время проявления тревоги он часто ощущает сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение. [2]

Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет — девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Через 6 недель после начала учебного года у школьников обычно повышается уровень тревожности, и они нуждаются в 7- 10-дневном отдыхе.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе ‘достойной’ школы, ‘перспективного’ учителя. Озабоченность родителей передается и детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает. [11]

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

.2 Работа с тревожными детьми

Работу с тревожными детьми желательно проводить в трех направлениях:

повышение самооценки;

обучение умению снимать мышечное напряжение;

Отработка навыка уверенного поведении в конкретных ситуациях.

Повышение самооценки

Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их (успехи) в присутствии других детей. Но надо учитывать и то, что похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

Желательно, чтобы тревожные дети как можно чаще участвовали в играх в кругу, которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей». А чтобы о достижениях каждого ребенка узнали окружающие, в классе можно оформить стенд «Звезда недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка.

Каждый ребенок, таким образом, получит возможность быть в центре внимания окружающих. Количество рубрик для стенда, их содержание и расположение обсуждаются совместно взрослыми и детьми.

Можно отмечать достижения ребенка в ежедневной информации для родителей (например, на стенде «Мы сегодня»).

Такое сообщение даст лишнюю возможность родителям проявить свою заинтересованность. Ребенку же будет легче отвечать на конкретные вопросы, а не восстанавливать в памяти все, что происходило в группе за день.[12]

Позитивная информация очень важна и для взрослых, и для детей, для установления взаимопонимания между ними. Причем нужна она для родителей детей любого возраста.

Таким образом, использование наглядной формы работы помогает решить сразу несколько педагогических задач, одна из которых — повышение уровня самооценки детей, особенно тех, у кого высокая тревожность.

Обучение детей умению управлять своим поведением.

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится. Это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: «Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию» или «Ваш сын закончил рисунок последним».

Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их.

Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз.

Совместное с взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

Так же можно использовать прием отработки конкретного навыка. Ребенок представляет себя в роли какого-либо сказочного героя в тревожащей для него ситуации.

Например, они играют в школу, многократно повторяя ситуацию, которая их волнует.

Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка (например, ситуация «боюсь учителя» даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация «боюсь войны» позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть чего-то страшного, чего боится ребенок).

Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка — роль взрослого, помогут ребенку выразить свои эмоции, а вам — сделать много интересных и важных открытий. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре (война, «казаки-разбойники») ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.[12]

Снятие мышечного напряжения.

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела. Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми мамиными помадами или красками. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия. Состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц именно поэтому необходимо проводить различные игры и упражнения, способствующие расслаблению ребенка. Такие игры и упражнения могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Сопровождение адаптации первоклассников. Рекомендации учителю.

Учитель должен помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Учителю следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.

Используя игровые психологические методики и психотехнические упражнения, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться. В процессе обучения ребенок постигает науку общения с другими детьми, знакомится с правилами поведения в школе, осознает необходимость следовать определенным нормам взаимоотношений со сверстниками и учителем.

Дети учатся сдерживать свои импульсивные желания, агрессивность или излишнюю активность. В то же время учитель может объяснить им, как можно «выплеснуть» избыток энергии без вреда для окружающих и как отдыхать и полностью восстанавливать силы после учебной деятельности.

Выводы

Из выше изложенного материала, можно сделать следующие выводы.

Основные конфликты в воспитании и обучении детей «Индиго» возникают из-за того, что родители по привычке стараются воспитать ребенка в соответствии со своими взглядами на жизнь, предполагают, что ребенок неразумен и ничего не знает о мире, следовательно, права голоса не имеет. Это несоответствие во взглядах и понимании родителей и ребенка вызывает огромное количество конфликтов, неприятия, нервных срывов и т.п. В особо острых случаях таких конфликтов сопротивление ребенка родителям может перерасти в какие-либо заболевания, трудно поддающиеся излечению.

Прислушивайтесь к своему «особому» ребенку. Ваш малыш — индивидуальность. В его воспитании нельзя опираться ни на чей, пусть положительный опыт, т.к. он может быть исключением изо всех правил. Все, что нужно вашему ребенку, независимо от цвета его ауры, это ваши любовь и терпение, на которые он сможет рассчитывать всегда.

Факторы риска в воспитании и процессе обучения так же имеют особое место у гиперактивных и тревожных детей.

Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка, дефицит активного внимания, импульсивность.

Основным в воспитании гиперактивных детей является искреннее желание помочь ребенку со стороны родителей. Нужно постараться, чтобы обстановка дома была спокойной. Очень важно правильно организовать режим дня. У ребенка должен быть безопасный для окружающих выход его гиперактивности. Хороши занятия спортом, за исключением борьбы, провоцирующей агрессивность — ее у гиперактивных детей вполне достаточно. Не следует также устраивать соревнований. Когда ребенок соревнуется с кем-то, пытаясь доказать, что он лучше, он волнуется и возбуждается. А вот этого гиперактивным детям как раз не нужно, их нервная система возбуждена и без того.

Следует отметить, что из тревожных детей, без должной коррекции в воспитании, вырастают неуверенные в себе и своих решениях люди, они все время ждут неприятностей, эмоционально неустойчивы, мнительны, недоверчивы. А это уже предвестники невроза.

Самый общий совет в работе с такими детками — в каких бы формах не проявлялась тревожность ребенка, надо повышать его самооценку, хвалить как можно чаще, не скупиться на проявление любви, предоставить ему полную свободу проявления любой инициативы. Давать ребенку выговариваться, делиться своими страхами, рисовать и разыгрывать пугающие ситуации; создать ситуацию успешности, компетентности; дать выход активности и агрессии ребенка.

Список литературы

1.Альтхерр П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебное пособие для студентов ВУЗ. М.:Академия, 2011.

.Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции. // Вестник МУ, сер. Психология. 1998

.Артемьева Л. Дети, которые подарят нам счастье. Как строить жизнь с ребёнком индиго. — М.:АСТ Прайм Еврознак, 2008

.Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду: пособие. М.: Книголюб, 2008.

5.Балашова Ю.Ю. Проблема школьной тревожности // Педагогика. — 1999

.Войтинас З. Кто они, Дети Индиго?. — М.: Духовное познание, 2003

.Депутат И.С. Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: монография. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2011.

.Леви В. Как воспитывать родителей, или Новый нестандартный ребенок. — М.: Торобоан, 2007

.Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского, 2-е изд., испр и доп. М.:: Политиздат, 1990

.Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М., 1996

.Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова «Эмоциональная устойчивость школьника» — Москва: Знание, 1988.

.Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей: гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Творческий центр «Сфера», 2010.

.Токарь О.В. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб.-метод. пособие. М.: Флинта, 2009.

.Ли Кэрролл и Джен Тоубер, «Дети Индиго» и «Дети Индиго-2». Киев, «София», 2001-2005