Связь детско-родительских отношений с риском нарушения пищевого поведения у девушек-подростков

36

Департамент образования города Москвы

Московский Городской Психолого-Педагогический Университет

Факультет клинической и специальной психологии

Курсовая работа на тему:

Выполнила студентка:

Абдусамадова Л.

СПК 4-5

Научный руководитель:

Николаева Н.О.

Москва 2010

Оглавление:

Оглавление: 2

ВВЕДЕНИЕ 3

Актуальность исследования 3

Цель исследования: 4

Предмет исследования: 4

Объект исследования: 4

Задачи исследования: 5

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 5

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 5

Семейные факторы, влияющие на расстройство пищевого поведения 5

Пищевые традиции в семье 6

Стили неправильного воспитания 7

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ 12

Контроль со стороны матери, доминирующая роль матери 12

Непоследовательность в воспитании со стороны отца 13

ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ 14

Расстройства пищевого поведения (анорексия, булимия) и лечение 15

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ 24

Описание методик 25

Описание выборки 26

РЕЗУЛЬТАТЫ 26

Обсуждение результатов 34

ВЫВОДЫ 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Введение Актуальность исследования

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. В частности это может быть связано с риском для пищевого поведения ребенка.

С каждым днем растет число заболеваний нарушения пищевого поведения. И анорексия, и булимия считаются психическими заболеваниями, природа их остается малопонятной, как природа и других душевных болезней, и они также плохо поддаются лечению. Медики считают, что в цивилизованных странах от анорексии страдают примерно 2-5% девушек и молодых женщин. И что самое печальное – цифры эти ежегодно растут. При отсутствии лечения смертность достигает почти 20 процентов. [5].

Установлены многие предпосылки, способствующие развитию анорексии. Во многих случаях возможно установить, какая комбинация этих факторов сыграла решающую роль. Однако не существует единственной, строго определенной схемы, объясняющей стремление стать худой. Большинство исследователей единодушны в том, что это расстройство развивается у молодых женщин, когда они подвергаются определенным личным, семейным или общественным психическим нагрузкам.

4 стр., 1524 слов

Влияние детско-родительских отношений на становление образа Я ребенка

... Я» будет проходить успешнее в условиях гармоничных детско-родительских отношений. Задачи исследования: 1) Провести теоретико-методологический обзор проблем гармонизации детско-родительских отношений; 2) Изучить особенности детско-родительских отношений в психолого-педагогической литературе; 3) Проанализировать ...

Исследования показывают, что одной из ведущих проблем отношений с родителями у пациенток с расстройствами приёма пищи является проблема отделения от семьи и становления независимости. Они описывают своих родителей как не поддерживающих попытки дочерей быть независимыми. Страдающие анорексией склонны к зависимости от родителей. Стремление стать как можно более худой расценивается как попытка вернуться детское, инфантильное состояние.

Как правило, нервная анорексия является этапом булимической симптоматики, и оба заболевания как бы препятствуют становлению зрелой взрослой личности, возникая в свою очередь на почве опять же недостаточной личностной зрелости и независимости [8,9].

Все приведенные выше факты говорят об актуальности выбранной темы исследования.

В работе применялись теоретические методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, обобщение научного медико-педагогического опыта.

Гипотеза исследования:

У девушек, чьи матери демонстрируют контролирующий стиль воспитания, имеется склонность к риску нарушения пищевого поведения.

Цель исследования:

Установить связь между стилем воспитания матерей и риском нарушения пищевого поведения у девушек-подростков.

Предмет исследования:

Пищевое поведение.

Объект исследования:

Стиль воспитания матери как фактор риска нарушения пищевого поведения.

Задачи исследования:

1.Изучить литературу по теме работы

2.Исследовать особенности пищевого поведения девушек-подростков

3.Исследовать представление девушек-подростков о стиле их взаимодействия со своими матерями.

4. Установить связь между стилем воспитания матерей и риском нарушения пищевого поведения у девушек-подростков.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Семейные факторы, влияющие на расстройство пищевого поведения

Изучение роли семьи в возникновении нарушений, связанных с приемом пищи, по­казало, что такого рода нарушения встречаются в семьях с расплывчатыми грани­цами в системе «родитель—родитель» или «родители—дети». Для этих семей характерны сверхпротективность; желание контролировать все, что возможно и невозможно; ригидность — невозможность смены стереотипов, застревание на них; неумение разрешать конфликты с прямым или косвенным включением взрос­лых детей.

Johnson и Flach (1985) пишут о том, что пациенты с булимией характеризуются измененным восприятием собственных семей, воспринимающих семьи как малоспа­янные, не стимулирующие независимость своих членов. Например, родители, с од­ной стороны, стремятся к тому, чтобы их дети были независимыми, а с другой — проявляют по отношению друг к другу определенную зависимость и доминиро­вание. Характерен высокий уровень конфликтности, наряду с частым подавле­нием отрицательных эмоций [11].

19 стр., 9206 слов

Объект исследования: социально-психологические особенности подростков, ...

... исследования. Объект исследования: социально-психологические особенности подростков, воспитывающихся в детских домах. Предмет исследования: социально-психологические особенности подростков с разным уровнем агрессивности. Цель исследования: ... складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального ... возраста у юношей и девушек формируется чувство идентичности, при ...

Авторы обращают внимание на то, что анорексия у детей, воспитывающихся в таких семьях, связана со стремлением к самовыражению, при котором ребенок таким образом старается продемонстрировать себе и родителям свою волевую и эмоциональную состоятельность. Ребенок относится к голоданию как к герои­ческому поступку, заслуживающему признания.

Современная семейная психиатрия при оценке болезненных расстройств рас­сматривает в качестве причины расстройства не влияние отдельных личностей, а семью в целом как основного носителя психопатологии, исходя из принципа, что целое всегда больше, чем сумма его отдельных составляющих. То есть члены се­мьи, состоящей из нескольких человек, соединяясь вместе, функционируют как новая единица с определенными взаимоотношениями [10].

Пищевые традиции в семье

Каждая семья создает и поддерживает свои собственные традиции ведения домашнего быта. Особенно это справедливо в отношении культуры, ценностей, отношений и убеждений, касающихся приема пищи и отмечания праздников. Традиции, связанные с пищей, могут оказаться решающими в определении того, что будет кушать ребенок и при каких обстоятельствах. С младенчества обычаи и правила, связанные с пищей, усваиваются ребенком часто подсознательно. Это может оказывать существенное влияние на развитие расстройств пищевого поведения [5].

При изучении характера питания семей, в которых есть дети с анорексией, булимией или компульсивным перееданием, были выявлены определенные пищевые стереотипы. Нередко родители всячески стараются добиться у детей постоянного положительного отношения к еде, считая это основным критерием их «хорошего поведения». Корм­ление детей при этом может носить даже насильственный характер. В некоторых случаях встречается культ еды в семье. Присутствует реакция гиперфагического типа на стрес­совую ситуацию. В ряде семей существует противоположный подход к еде. В та­ких семьях много говорится о необходимости ограничивать себя в пище, «чтобы не полнеть», полнота ассоциируется с «грубостью», «неэстетичностью», «вуль­гарностью» [6].

Стили неправильного воспитания

Некоторым людям может быть свойственна биологическая уязвимость, которая взаимодействует с социальными и психологическими факторами, увеличивая вероятность развития у них расстройства питания (Bulik, Sullivan, Wade & Kendler, 2000).

Например, наследуемые черты личности, такие как эмоциональная неустойчивость и слабый самоконтроль, создают предпосылки того, что индивид ответит на стресс эмоциональной реакцией, что в свою очередь может приводить к импульсивному приему пищи в попытке избавиться от чувств, связанных со стрессом. Неправильное воспитание при акцентуациях характера способствует возник­новению патохарактерологических реакций и неврозов, формированию психо­патического развития. Некоторые виды неправильного воспи­тания, какими они предстают перед психиатром, были описаны Н. И. Озерецким, Г. Е. Сухаревой, О. В. Кербиковым и др. Для расстройств пищевого поведения подчеркивается значение следующих видов:

20 стр., 9866 слов

Особенности девиантного поведения подростков из семей с разными ...

... аспекты этого явления. Проблеме проявления девиантных форм поведения у подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы В.Г. Бочаровой, Ю.Р. ... Г.Г. Буторин). Проблема исследования: каковы особенности девиантного поведения у подростков, воспитывающихся в семьях с разными стилями семейного воспитания? Цель исследования: изучение взаимосвязи ...

Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недо­статком опеки и контроля, а главное — истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Лишь иногда гипопротекция простирается до такой сте­пени, что подросток оказывается совершенно заброшенным — ненакормленным, неодетым, живущим в тяжелых бытовых условиях. Обычно же в наши дни в усло­виях всеобщего материального достатка гипопротекция не сказывается на удов­летворении насущных нужд подростка, а проявляется только недостатком вни­мания, заботы, руководства. В духовной жизни подростки оказываются полнос­тью предоставленными самим себе [8].

Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением и жизнью подростка как будто осуществляется, но на деле отличается крайним фор­мализмом. Подросток чувствует, что старшим не до него, что они несут в отноше­ний его лишь тяжкие для них обязанности, что на деле они бы рады от них осво­бодиться.

Скрытая гипопротекция нередко сочетается с описываемым далее скры­тым эмоциональным отвержением. Обычно подросток научается обходить формальный контроль и живет своей жизнью [12].

Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каж­дым шагом, каждой минутой, каждой мыслью вырастает в целую систему посто­янных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком, достига­ющего иногда постыдной для него слежки. Непрерывные запрещения, невозмож­ность принять когда-либо собственное решение путают подростка, создают у него впечатление, что ему «все нельзя», а его сверстникам «все можно». Гиперпротек­ция не позволяет с ранних лет учиться на собственном опыте пользоваться свобо­дой, не приучает к самостоятельности. У гипертимных подростков доминирующая гиперпротекция еше в младшем или среднем подростковом возрасте приводит к резкому обострению реакции эмансипации. Почувствовав возмужание, такие подростки подымают бунт про­тив «притеснения» и в какой-то момент напрочь рвут все родительские запреты и устремляются туда, где, с их точки зрения, «все можно» [5].

На подростков с психастенической, сенситивной и астеноневротической ак­центуациями доминирующая гиперпротекция оказывает иное действие — усили­вает их астенические черты: несамостоятельность, неуверенность в себе, нере­шительность, неумение постоять за себя и свое дело. Эти недостатки дают себя знать при вступлении в самостоятельную жизнь, то есть в старшем подростковом и послеподростковом возрасте [7].

Потворствующая гиперпротекция. В крайнем проявлении речь идет о том, что ребенок и подросток становятся «кумиром семьи». Здесь дело не столько в посто­янном контроле/сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении освобо­дить любимое чадо от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанно­стей. Это дополняется восхищением мнимыми талантами и преувеличением дей­ствительных способностей. Такие дети растут в атмосфере похвал, восторгов и обожания, ими любуются и восхищаются.

4 стр., 1914 слов

Девиантное поведение подростков как результат наркомании

... и взаимоотношения в семье, особенности личности, физическое и психическое здоровье ребенка. Девиантное поведение подростков как результат наркомании Несмотря на то, что не существует ... оптимальному развитию личности. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей, могут сформировать эффективную потребностно-мотивационную систему человека, позитивный взгляд ...

Это культивирует эгоцентрическое же­лание всегда быть в центре внимания окружающих, ловить полные интереса к своей особе взгляды, слышать разговоры о себе, а все желаемое получать с легко­стью, без особого труда.

Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков к систематиче­скому труду, упорства в достижении цели, умения постоять за себя. Для подрост­ка создается кризисная ситуация: с одной стороны, желание быть на виду, лиди­ровать среди сверстников, пользоваться их вниманием, вызывать у них восхище­ние, а с другой стороны — полное неумение осуществлять лидерские функции, подчинять себе, руководить другими [4].

Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитания ребенок и подросток постоянно ощущают, что им тяготятся, что он — обуза в жизни родителей, что без него им было бы легче, свободнее и привольнее. Ребенок ищет причину отвержения в себе, нередко находя ее в несовершенстве своей внешности. Еще более ситуация усугубляет­ся, когда рядом есть кто-то другой — брат или сестра, отчим или мачеха, кто го­раздо дороже и любимее (положение Золушки)[1].

Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители, сами себе не признаваясь в этом, тяготятся сыном или дочерью, хотя гонят от себя подоб­ную мысль, возмущаются, если кто-либо им укажет на это. Силами разума и воли подавленное эмоциональное отвержение обычно гиперкомпенсируется подчерк­нутой заботой, утрированными знаками внимания. Однако ребенок и особенно подросток чувствует искусственную вымученность такой заботы и внимания и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.

Условия жестоких взаимоотношений. Обычно сочетаются с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться открыто — суровыми рас­правами за мелкие проступки и непослушание или тем, что на ребенке, как на существе слабом и беззащитном, срывают зло на других. Но жестокие отношения в семье могут быть скрыты от посторонних взоров.

Душевное безразличие друг к другу, забота только о себе, полное пренебрежение интересами и нуждами других членов семьи, незримая стена между ними, семья, где каждый может рассчиты­вать только на себя, не ожидая ни помощи, ни участия, — все это может быть без громких скандалов, без драк и без избиений. И тем не менее такая атмосфера ду­шевной жестокости не может не отразиться на подростке [2].

Давние клинические предположения, что основополагающей причиной расстройств питания у некоторых людей может быть сексуальное насилие над ребенком, подтверждаются продолжающимися исследованиями этого важного вопроса. Выборка из общей совокупности показала, что женщины с булимией подвергались в детстве сексуальному насилию примерно в 3 раза чаще, чем женщины без этого расстройства (35 и 12,5%, соответственно).

Схожие результаты были получены по выборкам подростков школьного возраста из общей совокупности, где подростки, у которых был велик риск нарушения режима питания, чаще сообщали о негативном восприятии своей семьи и родителей и о случаях сексуального или физического насилия. Вдобавок дети, подвергающиеся сексуальному насилию, сообщают о многих ранних признаках возможных расстройств питания, таких как более высокий уровень неудовлетворенности весом, а также очищение желудочно-кишечного тракта и соблюдение диеты [3].

13 стр., 6237 слов

Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов

... особенно матерей. 1.2 Основные направления семей с детьми-инвалидами Семья, ближайшее окружение ребенка с ... - психические расстройства и расстройства поведения (14%). Последующие места занимают ... к инвалидам со стороны общества, социальных служб, ... семьи, редко - отдельная комната или специальные приспособления для ребенка. В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, ...

Условия повышенной моральной ответственности. В таких случаях родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, его способностей и талантов. Они нередко лелеют мысль, что их потомок воплотит в жизнь их собственные несбывшиеся мечты. Подросток чувствует, что родители от него ждут многого.

В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего подростка возлагаются недетские заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи [8].

Противоречивое воспитание. В одной семье каждый из родителей, а тем более бабки и деды могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей, со­четать несовместимые воспитательские подходы, осуществлять разные виды не­правильного воспитания. При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом. Например, могут сочетаться доминирующая гипер­протекция со стороны отца и потворствующая со стороны матери, эмоциональ­ное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со сто­роны бабки. Подобные ситуации оказываются особенно пагубными для под­ростка, создавая большой риск для удара по слабым сторонам его характера [9].

Особенности влияния детско-родительских отношений на пищевое поведение у подростков Контроль со стороны матери, доминирующая роль матери

Многие исследователи подчеркивают особенности детской и семейной ситуации лиц, страдающих нарушением пищевого поведения. Женщины, страдающие булимией и анорексией, как правило, описывают отношения с обоими родителями негативно. Было обнаружено, что пациентки с расстройствами приёма пищи в большинстве случаев описывают низкий уровень родительской заботы. Отцы, как правило, описываются как эмоционально сдержанные и отвергающие. Матери описываются как доминирующие, сверхопекающие и склонные к перфекционизму. Нередко со стороны матери применялось авторитарное и жесткое воспитание.

Для него характерны:

  • чрезмерная требовательность
  • жесткая регламентация и контроль
  • подавление врожденного типа реагирования
  • постоянное навязывание единственно допустимого типа поведения
  • либо недостаток контроля на почве равнодушного попустительства, игнорирование индивидуальных особенностей ребенка, неприятие по различным мотивам (от агрессивного стремления «подавить амбиции» до безразличия) потребностей ребенка, его интересов, его тревоги, страхов, вызванных поведением взрослых.

Воспитание по типу «гиперопеки» возникает на почве тревожной мнительности матери в отношении здоровья ребенка и других членов семьи, социального статуса ребенка среди сверстников и особенно его успехов в учебе [5].

6 стр., 2940 слов

Психологические особенности матери ребенка-инвалида с ДЦП

... Финни, Л.М. Шипицына и др.). Однако раскрытие проблемы психологических особенностей матери ребенка с ДЦП в научной литературе практически не рассматривается (В.В. Ткачева). ... работы – теоретическое и экспериментальное изучение психологических особенностей матери ребенка-инвалида с ДЦП. Объект исследования – личность матери, воспитывающей ребенка-инвалида. Предмет исследования – процесс и результат ...

Проявляется доминирующее влияние матери в чрезмерной озабоченности будущим ребенка и семьи. Это чаще наблюдается в семьях с единственным ребенком, слабым физически, длительно и часто болеющим, у родителей в возрасте, при наличии нескольких взрослых в семье и чрезмерно выраженной у них «позиции отца, матери, бабушки, дедушки, тети и т.д.». Данный тип воспитания проявляется в виде сверхзащиты и гиперсоциальности, часто сопровождается ранним многопрофильным обучением ребенка (инностранные языки, музыка, рисование, спортивные кружки и т.д.) и к информационным перегрузкам. Ребенок должен быть, по мнению такой матери, тепло одет и хорошо накормлен, а все прочее менее важно. Интерес к духовным потребностям ребенка, к его внутреннему миру отсутствует, а потому и нет эмоционального контакта. Согласно психодинамическим представлениям, отказ от пищи в подростковом возрасте часто отражает неосознанный протест против того, что все внимание к ребенку исчерпывается заботой о формальном удовлетворении его физических потребностей. Когда интерес матери к дочери исчерпывается заботой о том, чтобы она была сыта (нередко в этих случаях такая забота даже преувеличена) то не следует удивляться, если в конце концов у дочери сформируется отвращение к пище, маскирующее собой отвращение к матери. Этот механизм может играть роль в развитии расстройств пищевого поведения [8].

Непоследовательность в воспитании со стороны отца

Отцы больных расстройствами пищевого поведения часто описываются как крайне требовательные, с одной стороны стремясь иметь идеального ребенка, с другой — не оказывая ему достаточной поддержки и не выражая любви и привязанности. Ребенок не чувствует любви к себе как к личности. Он видит, что за какие-то достижения его хвалят и поощряют, однако никакая успешность не приводит к формированию стабильной самооценки и контакта с отцом.

В результате такого взаимодействия у девочек появлялось чувство «раздвоения», несоответствия ожиданиям родителей. Вспоминая свое детство, пациенты с анорексией говорят о себе как об очень послушных, образцовых детях, старавшихся делать то, чего от них ожидали окружающие. Жизнь пациентки, страдающей анорексией, пронизана стремлением сделать все так, чтобы окружающие это одобрили. Всегда присутствует тревога о том, что если что-то сделать не так, как этого ожидают другие, то шансы быть любимой и уважаемой очень малы. Многие взрослые испытывают подобные тревоги, но для пациентов с анорексией эти переживания определяют всю их жизнь. Нервная анорексия, таким образом, интерпретируется как способ оставаться зависимым ребенком, лишая свое тело возможности приобретать взрослые очертания, а тем самым и ответственности, которая неизбежно приходит по мере взросления. Анорексия позволяет привлечь к себе внимание, доказать себе свою силу и способность контролировать свою жизнь [10]. Таким образом, женщины, у которых в детстве имели место конфликты, касающиеся взросления, сепарации, сексуальности, самооценки [11] и трудностей в регуляции психического напряженияболее предрасположены к развитию пищевых нарушений.

Пищевое поведение

В основе пищевого поведения лежит чувство голода, которое проявляется в виде аппетита. Интересно, что организм запрограммирован ощущать потребность в пище далеко не всегда при истощении пищевых ресурсов, которые необходимо сейчас, немедленно добыть. Вовсе нет. Аппетит вынуждает принимать пищу впрок. Ибо, пишут А.М.Уголев и В.Г.Кассиль, «Многочисленные раздражители, формирующие состояние голода и аппетита, имеют до известной степени сигнальный характер».

Регуляция пищевого поведения многоуровневая, в этом процессе участвует, в частности, головной мозг, его отделы — гипоталамус, височные и лобные доли.

В гипоталамусе обнаружены центры голода и сытости, которые соответственно побуждают организм добывать пищу или, наоборот, тормозят поиски еды. Значительная роль в формировании пищевого поведения у человека принадлежит коре больших полушарий головного мозга. Его многогранная деятельность в определенной (и немалой) степени зависит от информации, получаемой из внешней (окружающей) и внутренней среды организма. И, как пишет А.И.Уголев, «Потребление пищи, ее переработка и всасывание в пищеварительном канале, депонирование и расход — все эти процессы трансформируются в разнообразные потоки информации, которые в конечном итоге определяют повышение или понижение (вплоть до прекращения) пищевой активности» [2].

Важным стимулом (мотивацией) пищевого, репродуктивного и любого другого поведения служат положительные эмоции, испытываемые при удовлетворении потребности. Человек, в отличие от животного, осознает удовольствие, которое он испытывает при положительных эмоциях, и потому он активно стремится получить удовольствие, например от еды, даже будучи сытым (отсюда — гурманство) [7].

Расстройства пищевого поведения (анорексия, булимия) и лечение

Расстро́йство приёма пи́щи (наруше́ние пищево́го поведе́ния) — психогенно обусловленный поведенческий синдром, связанный с нарушениями в приёме пищи. Среди прочих, к расстройствам приёма пищи относят нервную анорексию, нервную булимию, психогенное переедание, а также ряд других расстройств. Относится к психическим расстройствам.

АНОРЕКСИЯ

Нервная анорексия (F50.0) представляет собой расстройство, характеризующееся преднамеренным снижением веса, вызываемым и/или поддерживаемым самим пациентом [3].

Начало болезни

Проблема начинается с того, что девочка в раннем подростковом возрасте высказывает недовольство своим внешним видом. Она считает, что ей следовало бы сбросить пару килограммов, и начинает придерживаться определенной диеты. Желание применить диету появляется впервые в возрасте 12—14 лет. Однако оно может возникнуть и раньше (в 9—10 лет) или позже (после 20 лет).

Забота молодых мужчин о своем весе чаще всего связана с занятиями спортом. Они начинают придерживаться диеты, чтобы добиться «правильного веса», необходимого для определенного вида спорта.

Что касается девочек-подростков, то такие приступы желания похудеть наблюдаются довольно часто, но они бывают очень непродолжительными и редко оказывают вредное воздействие на психическое и физическое здоровье. Но для некоторых из них низкокалорийное питание приобретает всевозрастающее психологическое значение и постепенно становится опасным. Эти девушки одержимы мыслями о стройности и больше всего боятся прибавки веса. Вопросы соблюдения диеты и питания становятся главной заботой их жизни и захватывают всю их энергию и внимание. Продолжительное голодание сопровождается физическими и поведенческими изменениями. Анорексия может стать хронической, если заболевание не распознано на ранней стадии [9].

Изменения поведения

Изменения настроения, установок и поведения часто почти драматичны и могут еще до серьезной потери веса дать повод к тревоге. Эти изменения часто ставят окружающих в тупик и заставляют их пытаться понять причины стремления близкого человека похудеть. Некоторые изменения возникли из-за скрытых психических проблем, а другие, напротив, являются непосредственным следствием голодания [12].

Прежде всего бросается в глаза навязчивый интерес к вопросам питания. Многие пациенты собирают сборники диет, поваренные книги и отдельные рецепты. Они берут на себя приготовление еды для всей семьи и часто варят обильные и высококалорийные блюда, к которым сами не притрагиваются, но при этом настаивают, чтобы члены семьи съедали все без остатка.

У них развиваются фетиши питания. Так, например, они могут в течение недели питаться только зеленым салатом и помидорами, а на следующей неделе приготовлять мельчайшие порции разных блюд, размещая их на одной тарелке, и есть их в строго определенной последовательности. Многие употребляют только вегетарианскую пищу и становятся фанатиками в вопросах питания. Другие употребляют только соленое печенье и минеральную воду с малым содержанием солей. Многие отказываются есть в присутствии других, ссылаясь на то, что «не в состоянии смотреть на то, как другие наедаются до отвала». Некоторые упиваются своим героическим самообладанием, глядя, как другие жуют. Часто аноректики прибегают ко лжи, говоря о своих привычках в еде. Так, например, они говорят родителям, что уже поели в школе, а в школе сообщают, что поели дома [4].

Несмотря на то, что термин «анорексия»в дословном переводе означает «нервная потеря аппетита», в действительности аппетит не исчезает. Более того, лица, страдающие нарушениями приема пищи, постоянно испытывают чувство голода и ведут непрерывную борьбу с нормальным желанием поесть. Их поведение, касающееся еды, ни в малейшей степени не отличается от поведения людей, которые вследствие голода или заключения страдают от недостатка питания. В это время у них развиваются своеобразные ритуалы приема пищи, они находятся во власти мыслей о различных блюдах и процессе еды, постоянно говорят об этом и часто мечтают о застольях и рецептах приготовления пищи. Физические, биохимические и психические проявления недостаточного питания и постоянного чувства голода вносят свои существенные черты в их поведение, отклоняющееся от нормы [7].

В поведении аноректиков ритуалы играют существенную роль. Так, например, они неусыпно следят за тем, чтобы домашние весы в ванной всегда находились строго в одном и том же месте; они по нескольку раз выключают и включают свет, прежде чем выйти из комнаты. Встречаются и навязчивые требования соблюдения особой чистоты в хозяйстве и в содержании личных вещей.

Эти процедуры представляют собой замаскированное стремление пациентов добиться контроля за своей жизнью со стороны близких. Возможно, что чувство, будто жизнь вышла из-под контроля, одно из глубинных причин анорексии [5].

Это стремление добиться контроля над собой часто сопровождается бурными конфликтами в семье. Больные ожидают от близких, что те любыми путями обеспечат им «специальное лечение». Действительно, их состояние, внушающее опасения и их странное поведение, привлекают к себе внимание других членов семьи, которые стараются учитывать запросы больных и удовлетворять их требования, думая таким образом облегчить их страдания или из-за страха, что больной может погибнуть в результате своей болезни или покончить с собой. Эти молодые женщины и мужчины часто манипулируют членами семьи до такой степени, что наносят вред распорядку дня, потребностям и социальным контактам своих близких. Особенно большая нагрузка ложится на плечи родителей, в частности под влиянием самообвинений, так как они считают себя виновными в заболевании своего ребенка и упрекают себя в том, что бессильны их вылечить [3].

В свою очередь, истощенные голоданием люди часто оказываются в изоляции от общества. Девушки, которые были приветливыми и общительными, становятся замкнутыми и необщительными. Они проводят большую часть времени в одиночестве, пренебрегают старыми друзьями и не заводят новых. Голодающие часто теряют чувство юмора. Вследствие усиленного голодания могут начаться расстройства внимания, им трудно сосредоточиться, из-за чего страдает учеба. Многие пациенты подвергают себя безжалостным тренировкам в одиночку или в рамках спортивных соревнований, и прежде всего в беге. Посторонние часто удивляются выдержке и энергии, которые проявляют в спортивных занятиях девушки, безмерно исхудавшие и похожие на скелеты [8].

Признаки анорексии

  • Значительная потеря веса.
  • Отсутствие или запоздавшее начало менструаций.
  • Нарушения в восприятии своего тела: жалобы на избыточные размеры при очевидном дефиците веса.
  • Постоянное применение модных диет, ведущее к недостаточному питанию.
  • Продолжение диеты после того, как объявленный ранее желаемый вес уже достигнут.
  • Чрезмерные фитнес-тренировка.
  • Отсутствие хорошего настроения, нетерпение, невежливость, таинственность, социальная изоляция.
  • Депрессия, жалобы на «внутреннюю пустоту», замечания типа «не желаю более сотрудничать».
  • Несмотря на вес, который существенно ниже нормы, постоянный страх прибавить в весе, «стать толстой».

Лечение

Чем дольше расстройство остается без лечения, тем труднее становится терапия и тем больше опасность хронификации заболевания, которая оказывает влияние на дальнейшую жизнь не только в вопросах питания и веса, но также и общей душевной адаптации.

Первую консультацию проводит, как правило, детский или семейный врач, а не психиатр или психолог, которые могли бы надлежащим образом подтвердить диагноз. Родители поступят правильно, если обсудят с психотерапевтом возникшую проблему и свои опасения по поводу возможности анорексии и сообщат об особенностях поведения до визита к нему совместно с дочерью или сыном. Если это условие не соблюдено, нарушение может быть истолковано как обычный случай «юношеского стремления к стройности».

О серьезности заболевания на ранней стадии можно судить по изменениям поведения, которые начинаются в большинстве случаев раньше, чем потеря веса достигает драматического уровня [2].

С самого начала лечения основные усилия должны прилагаться к тому, чтобы выровнять потерю веса, так как больному трудно справляться со своими эмоциональными проблемами в то время, когда он еще страдает от недостатка питания. Кроме того, необходимо отвлечь внимание больного от проблемы питания, веса и внешнего вида и сконцентрировать его на психических и личностных проблемах, лежащих в основе заболевания. Психотерапевт и пациент должны вместе работать над тем, чтобы найти приемлемые формы решения этих вопросов. Таким образом, задача терапии заключается в выработке новых моделей мышления и поведения [8].

Госпитализация необходима в тех случаях, когда потеря веса достигает опасного порога (около 25% нормального веса).

В большинстве случаев вес может быть восстановлен. Однако прибавка в весе сама по себе не решает проблемы. Необходимо обнаружить более глубокие причины заболевания. Если эта цель не достигнута, то пациенты с нарушениями приема пищи часто подчиняются правилам, принятым в больнице, для того чтобы побыстрее набрать нужный вес и выписаться. Тогда они снова немедленно возобновляют курс голодания.

БУЛИМИЯ

В дословном переводе булимия означает «нестерпимый голод, обжорство». Люди, страдающие этим расстройством, стремятся к оргиям застолья, во время которых теряют всякую меру. Большинство пациентов с этим расстройством стараются тотчас после приема пищи избавиться от нее и содержащихся в ней калорий, вызывая у себя рвоту, принимая мочегонные и слабительные средства или усиленно занимаясь спортом и другими физическими упражнениями [4].

Несмотря на все попытки похудеть, пациенты обычно мало теряют в весе. При этом, однако, хотя они и проглатывают большие количества пищи, большинство сохраняет нормальный вес. Вывод проглоченной пищи у больных булимией даже после приема слабительного или мочегонного, происходит не полностью. Организм сохраняет достаточно калорий для того, чтобы предотвратить потерю веса. Это еще больше затрудняет распознавание болезни. Лица, страдающие приступами обжорства, которые, несмотря на искусственно вызванную рвоту, прибегают еще и к слабительным и мочегонным, как правило, имеют избыточный вес.

Булимию часто сравнивают с зависимостью. Лица, склонные к эксцессам переедания, подобно алкоголикам, испытывают после каждого эксцесса чувство вины и стыда. Многие дают себе клятву «никогда больше не делать этого», но оказываются неспособными справляться со своим влечением. Одной силы воли здесь недостаточно [7].

Как и почему начинается булимия

Иногда булимия развивается во время курса голодания, когда голод и отказ от еды становятся невыносимыми. Тогда больная, страдающая анорексией, впадает в противоположную крайность и безудержно пытается взять под контроль свой вес, прибегая к искусственной рвоте, приему слабительных и мочегонных. Считают, что примерно четверть страдающих булимией в прошлом страдали анорексией. В некоторых случаях больным булимией ранее не удавалось с помощью диеты удерживать свой вес на низком уровне. Это означает, что, несмотря на повторные попытки, они никогда не теряли в весе достаточно для того, чтобы их можно было рассматривать как страдающих анорексией [6].

Булимия начинается обычно в юношеском возрасте, несколько позже, чем анорексия, хотя первые ее проявления возможны в возрасте между 13 и 30 с небольшим годами. Так же как и среди больных анорексией, большинство составляют женщины. Начало расстройства чаще всего связано с курсом соблюдения диеты.

Для возникновения булимии нет той единственной причины, которую можно было бы считать ответственной за развитие болезни. Факторы, вызывающие эти особенности поведения, часто сходны с теми, которые ведут к анорексии. Кроме того, некоторые исследователи отмечают пониженную самооценку, конфликты, связанные с чувством зависимости от кого-то, потребность проявить себя. Многочисленные исследования подтвердили связь между булимией и депрессией.

Несмотря на то что некоторые специалисты считают булимию формой аффективных расстройств, эта гипотеза считается научно необоснованной. У больных булимией установлены нарушения восприятия вкуса, чувства голода и насыщения, которые, однако, не могут считаться последствиями сменяющих друг друга периодов голодания и переедания [5].

Соматические изменения

Последствия булимии для организма могут развиваться в широком диапазоне от легких до смертельно опасных, хотя в подавляющем большинстве они протекают относительно «доброкачественно» по сравнению с изменениями при анорексии. Переедание может быть столь же обременительным, как и стремление к похуданию. Однако оно причиняет меньше вреда соматическому состоянию, а смертность от нее очень низка. В противоположность анорексии вред вызывается не потерей веса, а мерами, которые предпринимаются с целью похудания, т.е. употреблением слабительных и мочегонных. Довольно часто наблюдаются нарушения менструального цикла, но они выражены не столь сильно, как у больных анорексией. Вследствие частого соприкосновения с соляной кислотой из-за искусственного вызывания рвоты страдает зубная эмаль. Поэтому первичный диагноз булимии нередко устанавливают зубные врачи[10].

Булимия может также обусловить определенные кризисные состояния, требующие неотложной госпитализации. К числу состояний, представляющих потенциальную опасность для жизни, относятся нарушения сердечного ритма, вызванные резкими колебаниями в обмене веществ, разрывы пищевода, вызванные рвотами, и прободения желудка вследствие переедания. Смертельно опасные поражения мышц и сердца могут быть обусловлены чрезмерным употреблением препаратов, вызывающих рвоту.

Признаки булимии

• Приступы обжорства.

• После еды пациент сразу идет в туалет или слишком долго сидит в ванной.

• Пациент делает вид, что не знает, куда делись исчезнувшие продукты.

• Пациент отрицает, что с ним что-то не в порядке, но проявляет депрессию, агрессию, страх.

Изменения поведения

Женщины, страдающие булимией, точно так же как алкоголики, озабочены тем, что у них может закончиться запас продуктов. Они запасаются продуктами и нередко крадут готовую еду (и полуфабрикаты) или деньги для их покупки. Иногда они почти тиранят своих близких, требуя соблюдения сохранения в семье запаса продуктов, к которым никто не смеет прикасаться.

По сравнению с анаректичками, которым далеко не так легко удается скрывать свою болезнь и которые в основном испытывают чувство гордости своим самообладанием и достигнутой потерей веса, женщины, страдающие булимией, держат свои намерения втайне и прилагают все возможные усилия к тому, чтобы их поведение не вызвало у членов семьи никаких подозрений. Они сами считают свои периоды голодания и переедания противоречивыми и разрушительными. Некоторые называют это «моя грязная маленькая тайна». Тот, кто склонен к оргиям обжорства, часто будет упорно отрицать этот факт, даже если ему будут представлены неопровержимые доказательства. Страдающие булимией боятся своей неспособности совладать с приступами обжорства. У них часто наблюдаются черты навязчивого поведения, свойственного и аноректичкам, но они реже, чем последние, изолированы от общества и сексуально более активны. В отличие от аноректичек, они более склонны к зависимости от психоактивным веществ и алкоголя и чаще испытывают большие трудности, когда требуется умение сдерживать импульсивное поведение.

В некоторых случаях наблюдаются нанесение себе увечий и суицидальные мысли или попытки[1].

Лечение

В первую очередь усилия врачей сосредоточены на выработке специального режима питания. Более глубокими психическими проблемами занимается поведенческая терапия.

Больных булимией просят описать их привычки приема пищи и обучают регистрировать свое эмоциональное состояние перед каждым приступом обжорства. Таким образом, они учатся распознавать сигналы, которые предшествуют приступу обжорства, будь то стрессовая ситуация, одиночество, скука или большой период времени без приема пищи. Больных учат справляться с этими ситуациями с помощью физической нагрузки, работы или поддержки других людей. При этом очень эффективно сотрудничество со специалистами по питанию, которые помогут спланировать питательный и здоровый рацион.

Женщины, страдающие булимией, извлекают немалую пользу из своего участия в группах самопомощи. В последнее время врачи с успехом используют в лечении булимии некоторые антидепрессанты независимо от того, наблюдаются ли у пациента в данное время признаки депрессии [12].

Материалы и методы Описание методик

  1. EAT-26.

ЕАТ-26 («Eating Attitudes Test») содержит 26 вопросов. Опросник был предложен Д. Гарнером (Garner) и соавторами в 1982 г*. На русский язык название теста можно перевести как «Тест пищевых установок». Опросник проявил себя в качестве надежного инструмента для оценки степени выраженности проблем, типичных для пациентов с нарушениями пищевого поведения: стремлению к похуданию, опасениям набора веса и ограничительных тенденций в стиле питания.

По результатам ответов на все 26 основных пунктов шкалы определяется суммарный балл.

  1. ВРР

Опросник «Взаимодействие родитель— ребенок» явля­ется «зеркальным» и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей. Кроме того, имеется два варианта опросника:

  • Вариант для подростков и их родителей.
  • Вариант для родителей дошкольников и младших школьников.

Таким образом, опросник имеет три формы: одну детскую и две взрослые. по 60 вопросов в каждой.

Текст опросника включает 10 шкал — критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми. На каждую шкалу варианта опросника для подростков приходится равное количество вопросов, кроме двух, которые выделяет большинство исследователей и которые могут считаться базовыми в родительско-детских отношениях.

Это шкалы «Автономия — контроль» и «Отвержение — приня­тие», в них вошло по 10 утверждений, а в остальные шкалы — по 5 утверждений.

Взрослый вариант опросника для родителей подростков тоже включает 60 вопросов и имеет аналогичную детскому варианту структуру.

При заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить сте­пень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе:

1 балл — «совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит.

5 баллов — «совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит.[14]

Описание выборки

В исследовании принимали участие 25 человек.

Все испытуемые девочки в возрасте от 14 до 16 лет.

Исследование проходило в школе № 339. Все испытуемые ученицы 9 классов.

У большинства испытуемых не возникало проблем с выполнением методик и пониманием предъявляемых инструкций.

Результаты

По результатам исследования можно сделать выводы о некоторых взаимосвязях:

Переменные

N

Spearman

t(N-2)

p-level

Summa Eat & M_1

25

0,35

1,82

0,08

Summa Eat & M_2

25

-0,22

-1,11

0,27

Summa Eat & M_3

25

0,44

2,41

0,02

Summa Eat & M_4

25

0,04

0,23

0,81

Summa Eat & M_5

25

0,05

0,26

0,79

Summa Eat & M_6

25

0,21

1,04

0,30

Summa Eat & M_7

25

0,11

0,56

0,57

Summa Eat & M_8

25

-0,33

-1,72

0,09

Summa Eat & M_9

25

0,23

1,14

0,26

Summa Eat & M_10

25

0,01

0,08

0,93

Таблица № 1.

Корреляции между шкалами теста взаимодействия родитель-ребенок и суммы баллов по тесту EAT-26

Судя по данным таблицы можно выявить взаимосвязь между суммой баллов по тесту EAT-26 и шкалой № 3 (автономность-контроль по отношению к ребенку) теста взаимодействия родитель-ребенок.

Именно эта взаимосвязь подтверждает гипотезу исследования о том, что у девушек, чьи матери демонстрируют контролирующий стиль воспитания, имеется склонность к риску нарушения пищевого поведения.

Переменные

Группа 1

Группа 3

t-value

df

p

N

N

Std.Dev.

Std.Dev.

F-ratio

p

Summa Eat

23,16

45,14

-2,70

11

0,02

6

7

11,54

16,73

2,10

0,43

EAT_1

2,83

3,42

-0,53

11

0,60

6

7

1,47

2,37

2,59

0,31

EAT_2

0,66

0,85

-0,32

11

0,75

6

7

1,03

1,06

1,07

0,95

EAT_3

1,00

1,42

-0,68

11

0,50

6

7

1,26

0,97

1,68

0,54

EAT_4

0,66

1,71

-1,62

11

0,13

6

7

0,81

1,38

2,85

0,26

EAT_5

0,16

1,42

-1,84

11

0,09

6

7

0,40

1,61

15,71

0,00

EAT_6

1,83

2,14

-0,33

11

0,74

6

7

1,47

1,77

1,45

0,70

EAT_7

1,00

1,14

-0,23

11

0,81

6

7

1,09

1,06

1,05

0,93

EAT_8

1,66

2,28

-0,50

11

0,62

6

7

2,25

2,13

1,10

0,88

EAT_9

0,00

0,57

-0,91

11

0,37

6

7

0,00

1,51

0,00

1,00

EAT_10

0,00

1,28

-1,65

11

0,12

6

7

0,00

1,88

0,00

1,00

EAT_11

1,33

3,71

-2,64

11

0,02

6

7

1,36

1,79

1,73

0,56

EAT_12

2,16

3,42

-1,18

11

0,26

6

7

1,94

1,90

1,04

0,94

EAT_13

0,50

2,71

-2,64

11

0,02

6

7

0,83

1,88

5,10

0,09

EAT_14

1,50

2,57

-1,14

11

0,27

6

7

1,37

1,90

1,90

0,49

EAT_15

0,16

2,28

-2,95

11

0,01

6

7

0,40

1,70

17,42

0,00

EAT_16

0,66

1,42

-1,04

11

0,32

6

7

0,81

1,61

3,92

0,15

EAT_17

0,50

0,71

-0,48

11

0,63

6

7

0,54

0,95

3,01

0,24

EAT_18

0,50

1,42

-1,82

11

0,09

6

7

0,83

0,97

1,36

0,75

EAT_19

0,50

1,42

-1,52

11

0,15

6

7

0,83

1,27

2,31

0,37

EAT_20

0,50

1,57

-1,53

11

0,15

6

7

0,83

1,51

3,26

0,21

EAT_21

0,16

1,28

-2,32

11

0,04

6

7

0,40

1,11

7,42

0,04

EAT_22

0,33

1,28

-1,14

11

0,27

6

7

0,51

1,97

14,64

0,00

EAT_23

0,66

1,57

-1,79

11

0,10

6

7

0,81

0,97

1,42

0,71

EAT_24

0,50

1,00

-0,56

11

0,58

6

7

1,22

1,82

2,22

0,39

EAT_25

0,00

0,57

-0,91

11

0,37

6

7

0,00

1,51

0,00

1,00

EAT_26

3,33

1,85

1,86

11

0,08

6

7

0,81

1,77

4,71

0,10

Таблица №2

Сравнение крайних групп по вопросам теста EAT-26 и суммой полученных баллов со шкалой № 3 (автономность-контроль по отношению к ребенку) теста взаимодействия родитель-ребенок.

К 1 группе относятся девушки наименее подверженные контролю со стороны матери (набравшие <16 баллов по шкале № 3 «автономность-контроль»)

В 3 группе представлены девушки, чьи показатели превышают 19 баллов по шкале № 3 теста взаимодействия родитель-ребенок, т. е. подверженные сильному контролю со стороны своей матери.

Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности. Низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.

Переменные

Группа 3

Группа 1

t-value

df

p

N

N

Std.Dev.

Std.Dev.

F-ratio

p

VRR_M1

4,20000

3,16667

2,45885

20

0,023178

10

12

0,788811

1,114641

1,99675

0,308645

VRR_M18

1,60000

2,50000

-2,13420

20

0,045392

10

12

0,843274

1,087115

1,66193

0,454704

VRR_M30

4,60000

3,83333

2,13504

20

0,045316

10

12

0,516398

1,029857

3,97727

0,047478

VRR_M35

4,40000

3,41667

2,46810

20

0,022727

10

12

0,843274

0,996205

1,39560

0,626939

VRR_M39

1,70000

3,50000

-3,37122

20

0,003036

10

12

0,823273

1,507557

3,35320

0,079833

VRR_M40

3,40000

3,66667

-0,51661

20

0,611092

10

12

1,074968

1,302678

1,46853

0,573639

VRR_M42

4,10000

3,16667

2,74993

20

0,012348

10

12

0,737865

0,834847

1,28015

0,722235

VRR_M52

2,60000

3,83333

-2,20704

20

0,039163

10

12

1,264911

1,337116

1,11742

0,881927

VRR_M59

4,40000

3,16667

2,52309

20

0,020211

10

12

0,843274

1,337116

2,51420

0,176975

Таблица №3

Сравнение крайних групп по сумме баллов теста EAT-26 с тестом взаимодействия родитель-ребенок.

1 группа представлена в виде нескольких человек с самыми низкими показателями по тесту EAT-26 (<15)

К 3 группе, напротив, относятся девушки, набравшие самые высокие показатели по тесту EAT-26 (>49)

В таблице представлены корреляции между двумя крайними группами по тесту EAT-26 и некоторыми вопросами из теста ВРР.

Судя по данным таблицы можно сделать вывод о том, что девушки с высокими показателями теста на пищевое поведение больше подвержены контролю со стороны матери.

Большинство вопросов, кореллирующих с суммой баллов по EAT-26 относятся к 5 шкале: отвержение—принятие ребенка родителем. (Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.)

А также к шкале № 9: авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом. Поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности—негативности отношений ребенка к родителю.

По результатам таблицы можно судить о том, что девушки, относящиеся к группе № 3 (набравшие самые высокие результаты по тесту EAT-26) в наибольшей степени подвержены контролю и влиянию со стороны матери, но в тоже время дают высокую оценку авторитетности родителя, а поведение матери воспринимается ими как принимающее.

Девушки, набравшие самые низкие баллы по тесту пищевого поведения, судя по данным из таблицы, в наименьшей степени проявляют положительное отношение к родителю (в сравнении с группой № 3 поведение матери меньшим образом воспринимается как эталонное), а также меньше находятся под контролем матери и не столь подвержены ее влиянию.

Диаграмма распределения по индексу массы тела.

  • <17 – Недостаточный ИМТ
  • 17-21 – Нормальный ИМТ
  • >22 – Избыточный ИМТ

Индекс массы тела — величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и, тем самым, косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной. ИМТ= Вес/рост2

Нормальные значения индекса массы тела для подростков равны приблизительно от 17 до 19-20.

Судя по данным на диаграмме, можно сделать вывод о том, что испытуемые с нормальным индексом массы тела преобладают над испытуемыми с недостаточным или избыточным ИМТ.

График распределения по сумме баллов теста EAT-26

Судя по этому графику, среднее значение полученных результатов по тесту

EAT-26 равно

Большинство испытуемых, принимавших участие в исследовании набрали достаточно высокие баллы по данному тесту (более 20), что говорит о вероятном риске расстройства пищевого поведения.

Обсуждение результатов

В результате проведенных исследований была выявлена взаимосвязь между шкалой контроля в тесте взаимодействия родитель-ребенок и суммы баллов по тесту EAT-26, что позволяет сделать вывод о том, что гипотеза исследования полностью подтвердилась. Чем больше контроль со стороны матери, тем выше вероятность расстройства пищевого поведения у ребенка.

В большинстве случаев одной из ведущих проблем отношений с родителями у пациенток с расстройствами приёма пищи является проблема отделения от семьи и становления независимости. Повышенная гиперопека со стороны родителей, в частности матери, нередко приводит к нарушением пищевого поведения у детей.

Корреляция между шкалой теста взаимодействия родитель-ребенок (по отцу) и суммой теста EAT-26 отсутствует.

Непоследовательность в воспитание со стороны отца нередко побуждает ребенка к тому, чтобы добиваться полного одобрения со стороны родителей. Однако при отсутствии этой последовательности в воспитании никакая успешность не приводит к формированию стабильной самооценки и контакта с отцом. Это становится одной из причин нарушения пищевого поведения.

Большинство испытуемых, принявших участие в данном исследовании всё же имеют нормальный индекс массы тела, но у многих девушек высокие показатели по сумме баллов теста EAT-26, что может говорить о вероятности расстройства пищевого поведения.

Результаты данного исследования подтверждаются данными работы Т.А. Мешковой, Н.О. Николаевой, Копниной О., где также была получена положительная связь баллов EAT-26 с контролирующим стилем воспитания матерью (R = 0,31, p < 0,05) и отрицательная — с последовательностью в поведении отца (R = –0,49, p < 0,05).[13]

ВЫВОДЫ

В ходе проделанной работы, а также изученного материала можно сделать следующие выводы:

Исследователи и клиницисты, рассматривая причины расстройств питания, придают большое значение роли семьи и родительской психопатологии в частности. Они заявляют, что конфликты или паттерны взаимодействия внутри семьи могут играть причинную роль в развитии расстройств питания у некоторых детей.

В целом, картина обычно состоит из сверхконтролирующей, перфекционной матери, не поддерживающей попытки ребенка к отделению; эмоционально отвергающего отца, и дочери, которая чувствует себя отвергаемой, контролируемой и неадекватной [3]. Было так же обнаружено, что в детстве пациентки получали от родителей двойные послания о своем отношении к дочери: их одновременно поддерживали и подрывали их уверенность в себе. В результате такого взаимодействия у девочек появлялось чувство «раздвоения», несоответствия ожиданиям родителей. Кроме того, в исследованиях было показано, что женщины, страдающие расстройствами приёма пищи, реагировали на предполагаемое отделение от близких очень бурно, даже неадекватно, по сравнению с людьми, не страдающими нарушением пищевого поведения[6].

Значимость семейных факторов способствовала появлению ценных лечебных подходов. Тем не менее семейные факторы следует рассматривать в связи с индивидуальными и социокультурными факторами, если мы хотим объяснить, почему конкретные особенности расстройств питания проявляются в одних семьях с подобной динамикой, но не в других.

Список литературы

  1. Бодалев А. А. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2002.
  2. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. СПб.: Питер, 2009.
  3. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979.
  4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 2004.
  5. Микиртумов Б. Е., Кощавцев А. Г., Гречаный С. В. Клиническая психиатрия раннего детского воз­раста. СПб.: Питер, 2001.
  6. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпрета­ция данных. СПб.: Речь, 2004.
  7. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2005.
  8. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб.: Речь, 2007.-400 с.
  9. Психиатрия детского и подросткового возраста / Под ред. К. Гиллберга и JI. Хеллгрена. М: ГЭОТАР-МЕД, 2004. С. 227.
  10. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
  11. Филиппова Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы пси­хологии. 2001. № 2. С. 22-37.
  12. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.
  13. Meshkova T., Nikolaeva N., Kopnina O. Parenting style and eating behavior of adolescent girls. / The 12th Biennial Conference of the European Association for Research of Adolescence. Mykolas Romeris University, Vilnius, Lithuania. — 2010, May 12–15.

14.Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб., 2006. — 150 с.