6289 Д Формирвоание социальных компетенций у девочек старшей группы

6289 Д Формирование социальных компетенций у девочек старшей группы

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования социальных компетенций у дошкольников 8

1.1 Содержание понятия «социальные компетенции» 8

1.2 Особенности формирования социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста 17

1.3 Психолого-педагогические условия формирования социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста 30

Выводы по главе 1 41

Введение

Проблема развития социальной компетентности детей — важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать воспитанникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным направлениям развития, но и обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития нашего общества на основе более эффективного использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает переход на компетентностное образование.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время ведется активная разработка компетентностного подхода в образовании, обосновывается выбор ключевых компетенций, исследуются пути реализации указанного подхода на практике. Указывается, что базовыми для формирования личности, востребованной современным обществом, являются социальные компетенции. Именно они способствуют как успешной самореализации и самообучению выпускника образовательного учреждения всю дальнейшую жизнь, так и наиболее полной реализации его потенциала на благо общества.

В рамках внедрения федеральных государственных стандартов (ФГТ) определено, что программа ДОУ определяет и учитывает содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

14 стр., 6824 слов

Программа работы социального педагога с детьми младшего школьного ...

... детей младшего школьного возраста из неполных семей. 1.3 Специфика работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполной семьи ГЛАВА 2. Программа социального педагога с детьми младшего школьного возраста ... моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные ...

Содержание образовательной области «Социализация» в ФГТ направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

• развитие игровой деятельности детей;

• приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Но комплекс проблем, связанный с разработкой компетентностного образования, в том числе формирования социальной компетентности, решается в основном для высшего и общего образования. В дошкольном образовании лишь одна базовая программа развития детей дошкольного возраста «Истоки» использует компетентностный подход как основной. В научных работах (А.Г. Гогобиридзе, Т.В. Ермоловой, Ю.А. Лебедева, JI.B. Трубайчук, P.M. Чумичевой и др.) вопросы формирования социальной компетентности дошкольника разрабатываются, но недостаточно активно, что и обусловливает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.

В теории и практике педагогики общепризнано, что «дошкольный возраст» — важнейший этап в развитии личности (Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Е.А. Флёрина, Е.И. Тихеева, Е.А.Аркин, Ф.И. Фрадкина, Н.М. Аксарина, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Т.А. Маркова, Н.С. Морова и др.).

Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых (родственников, воспитателей и других людей) необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее — к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости — компетентности ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Не случайно, в программах дошкольного образования специальное внимание уделяется формированию необходимых для этого возраста навыков, способствующих благополучной социализации в окружающей среде.

Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.

Процесс социализации определяется индивидуальными свойствами ребенка, а также возрастными особенностями протекания психических процессов и особенностями внешнего воздействия.

В работах Г.А. Берулава, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной отмечается, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая для этого психолого-педагогические условия — через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики.

Занятия по социальному развитию продолжают носить характер наставлений, теоретических обсуждений, и, несмотря на то что дети получают определенные знания о нормах социального поведения перевод их на уровень практических умений не происходит из-за отсутствия условий для постоянной практики, отработки моделей поведения. Недостаточно понимается значение специально подготовленной предметно-пространственной среды в формировании социальных навыков у детей, которая при правильной ее организации предоставляет возможность развития самостоятельности, ответственности, умения самостоятельно работать, развивать коммуникативные навыки и другие социальные умения. Не используется в практике ДОУ потенциал разновозрастных групп, предоставляющих возможность прожить разные роли, научиться сопереживать, помогать, принимать людей такими, как они есть. Требуется внедрение социально активных форм работы с детьми, таких, например, как проектная деятельность, решение проблем, проигрывание социальных ситуаций, но педагоги ДОУ либо вообще не владеют этими методами, либо используют их на основе старого опыта.

4 стр., 1612 слов

Формирование социальных компетенций детей младшего школьного возраста

... формированию социальных компетенций детей младшего школьного возраста. Объектом исследования является социальная компетентность. Предмет исследования - процесс формирования социальных компетенций. Исходя из цели исследования, определены следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования. 2. Охарактеризовать сущность социальных компетенций ребенка ...

Таким образом, в настоящее время существуют противоречия между:

— возрастающей потребностью общества в позитивной социализации детей и существующими традиционными подходами к социальному развитию детей в дошкольных учреждениях, не позволяющими в полной мере формировать начальную социальную компетентность детей;

— необходимостью формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста и неразработанностью теоретических аспектов и адекватных практических путей и средств развития социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы определила выбор темы исследования: «Формирование социальных компетенций у девочек старшей группы».

Целью настоящей работы является теоретическое обоснование и экспериментальная оценка эффективности психолого-педагогических условий формирования социальных компетенций у девочек старшей группы

Объект исследования: социальные компетенции.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования социальных компетенций у девочек старшей группы.

Гипотезой исследования является предположение о том, что процесс формирования социальных компетенций у девочек старшей группы будет эффективным при соблюдении следующих условий: разработан комплекс занятий по формированию социальных компетенций; задания по формированию социальных компетенций включаются в содержание других видов деятельности; разработана и внедрена системы взаимодействия ДОУ и семьи по формированию социальных компетенций у девочек старшей группы.

Для достижения цели и доказательства гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Анализ литературы по теме исследования.

2. Раскрыть сущность социальных компетенций.

3. Охарактеризовать особенности формирования социальных компетенций у дошкольников.

4. Разработать систему мероприятий по формированию социальных компетенций девочек старшего дошкольного возраста.

5. Провести анализ эффективности реализации психолого-педагогических условий.

Методы исследования:

• теоретические (анализ литературы, анализ документов, моделирование).

9 стр., 4247 слов

Пути формирования межкультурной компетенции социального антрополога

... компетенции. Объект: межкультурная компетенция социального антрополога. Предмет: структура и пути формирования межкультурной компетенции специалиста социальной ... коммуникативном поведении представителей других культур; способность преодолевать социальные, этнические и культурные стереотипы; владение ... внутри или за пределами своей группы; кросс-культурными исследованиями дискурса; сопоставительным ...

• эмпирические (анкетирование, наблюдение, беседы).

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап – констатирующий — изучалась и анализировалась литература по исследуемой проблеме; были определены основные методологические и теоретические положения исследуемой проблемы; разработана программа эксперимента, проведена начальная диагностика.

Второй этап – формирующий: на основе анализа литературы нами была разработана система мероприятий, направленная на формирование социальных компетенций девочек старшей группы.

Третий этап – обобщающий – проведение контрольных срезов по определению уровня сформированности социальных компетенций у девочек старшей группы, оценена эффективность проводимой работы, проведена систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование теоретических выводов, формулирование общих выводов, оформление работы.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования социальных компетенций у дошкольников

1.1 Содержание понятия «социальные компетенции»

Компетентностный подход впервые начал разрабатываться в Англии. Это был подход, который порождался и осмысливался не внутри образования, а был ответом на конкретный заказ профессиональной сферы.

На международном уровне проблема компетентности находит свое отражение в материалах ЮНЕСКО, где очерчивается круг компетенций, которые уже должны рассматриваться всеми как желаемый результат образования. В частности, в докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор определил основные, глобальные компетентности, сформулировав «»четыре столпа», на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» [49, с. 37]. О глобальности заявленных целеориентиров свидетельствует, в частности, такая формулировка, данная Жаком Делором: «научиться делать, с тем чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе» [49, с. 37].

В 1996 году на симпозиуме в Берне по программе Совета Европы заговорили о категории «ключевые компетенции», которые И.А.Зимняя определила как наиболее общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе [57].

В Глоссарии терминов Европейского фонда образования (ЕФО, 1997) компетенция определяется как:

Способность делать что-либо хорошо или эффективно.

Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.

Способность выполнять особые трудовые функции.

То есть компетентность — это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем. Знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетентности, но сами по себе еще не делают человека компетентным.

В этом определении усматривается два подхода к содержанию понятия «компетенция». Одни исследователи делают акцент на компетенции как интегральном личностном качестве человека (характеристика человека), другие — на описании составляющих его деятельности, ее различных аспектов, которые и позволяют ему успешно справляться с решением проблем [5].

8 стр., 3946 слов

Выявление и развитие творческих способностей и социальной активности ...

... была отмечена на муниципальном и республиканском уровне.   Выявление и развитие творческих способностей и социальной активности обучающихся. Год Количество обучающихся в ОО Вид внеурочной деятельности   ... к замечаниям и стараются не повторять ошибок при проведении последующих мероприятий. Многие научились не только планировать свою работу, но и анализировать свои успехи и недостатки. ...

Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва дал следующее определение понятия «компетенции»

Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке человека, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере [8].

В. Хутмахер приводит принятое Советом Европы содержание пяти ключевых компетенций. Это :

— политические и социальные компетенции: способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, ненасильственно разрешать конфликты, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;

— компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе, препятствующие проявлению (возрождению — resurgence) расизма и ксенофобии и развитию нетолерантности — то есть, межкультурные компетенции: принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;

— компетенции, относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией, в том числе (обязательно!), иноязычной;

— компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества: владение новыми информационными технологиями, понимание способов их применения, слабых и сильных сторон, способность к критическому суждению в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой;

— компетенции, связанные с развитием «самости»: способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни» [163, с.38].

Термин «социальная компетенция» все чаще используется не только в научных публикациях, но и на практике. С 80-х годов отмечается экспоненциальный рост научных исследований по этой проблематике.

Ставшее модным в наши дни выражение «социальная компетенция» определяется по-разному. При широкой трактовке сюда включают от таких качеств, как эмпатия (способность к сопереживанию), социальная чуткость, умение держать ролевую дистанцию, терпимость к чужому мнению, непосредственность, независимость, способность к коммуникации и творчеству, до таких, как активное поведение, открытость, терпимость к конфликтным ситуациям, самоограничение и доверие. Некоторые авторы частные аспекты социальной компетенции сводят к двум основным параметрам – автономия и кооперация.

В связи с содержательным многообразием общеприемлемое определение социальной компетенции до сих пор еще не закрепилось. Трудности здесь связаны, во-первых, с тем, что в разных научных дисциплинах общее понятие компетенции конкретизируется по-разному.

9 стр., 4452 слов

Глава II. Сущность и цели социальной работы

... Российской Федерации гласит: «Россия – социальное государство». Конечно, любое государство социально, поэтому термин «социальное государство» предназначен лишь подчеркнуть способность такого государства осуществлять современную социальную политику: заботиться о трудовом устройстве ...

Во-вторых, надо иметь в виду, что конструкция «социальная компетенция», к которой можно отнести личную компетенцию по таким категориям, как персональное развитие, ключевая квалификация и индивидуальность, обнаруживает сильнейшую зависимость от ситуативной специфики. Что считать социальной компетенцией, определяется специфическими требованиями, регулированием, поведенческими ожиданиями. То, что в быту является успешной моделью поведения, в профессиональной повседневной жизни – особенно в организациях, управляемых с ориентацией на рынок – может привести к краху. Кроме того, ожидания по отношению к одному и тому же лицу сильно меняются в зависимости от роли, которую оно выполняет (например, управляющий, коллега, сотрудник).

В-трет…

**************************************************************