«Модель современного рабочего, специалиста»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО РАБОЧЕГО, СПЕЦИАЛИСТА………………………………..6

1.1. Характеристика личности современного специалиста……………………….6

1.2. Требования, предъявляемые к современному рабочему специалисту……..16

1.3. Формирование личности специалиста в процессе профессионального образования и адаптации…………………………………………………………..23

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РАБОЧЕГО, СПЕЦИАЛИСТА………………………………31

2.1. Общая психологическая характеристика личности рабочего………………31

2.2. Анализ сформированности качеств, необходимых для коммуникативного взаимодействия……………………………………………………………………..36

2.3. Определение уровня конфликтности в рабочем коллективе………………42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….54

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….57

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….60

ВВЕДЕНИЕ

Главная цель сегодняшнего высшего профессионального образования вырастить не нашпигованного информацией узкого специалиста, а многомерную творческую личность, целостно воспринимающую мир, способную активно действовать в профессиональной и социальной сферах деятельности. Вместе с тем статус будущего специалиста и конкретный профиль его учебной деятельности в целом допускают определенные возможности выхода за пределы учебного общения, в силу его заинтересованности в информации, касающейся его специальности. Этот интерес обусловлен также расширением информационного поля и возрастанием информационных процессов, необходимостью решения многочисленных коммуникационных задач будущими специалистами. В России, где открываются новые возможности для общения во многих сферах общественной и экономической жизни развиваются политические и деловые контакты, весомей становится роль специалиста, владеющего навыками профессионального общения на иностранном языке – посредника межкультурного общения, обеспечивающего информационную деятельность общества.

Все чаще в последнее время ощущается потребность в специалистах, владеющих необходимыми профессиональными компетенциями в определенной предметной области. С другой стороны, специалисты сами стремятся получить необходимые профессиональные компетенции, позволяющие осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне. В связи с этим, в частности, встает вопрос о качестве обучения профессиональному общению на иностранном языке в процессе подготовки специалистов, что в свою очередь требует поиска эффективных путей повышения качества образовательного процесса, создания условий для мобильности обучения, самосовершенствования будущих специалистов.

5 стр., 2222 слов

Социальный статус современного рабочего класса страны и его проблемы

... между остатками идеологии, призывающей гордиться принадлежностью к рабочему классу и нынешним состоянием. 2. Социальный статус рабочего класса Условно современный рабочий класс можно разделить на две группы: квалифицированные ... России. Их в стране примерно 20%. Качество жизни этих современных рабочих в несколько раз выше, чем у рабочих времен СССР "Синие воротнички" - самая большая из социально ...

Таким образом, учитывая специфику профессиональной деятельности специалистов инженерного профиля, что современное образование должно давать студенту не только сумму базовых знаний, не только набор профессионально важных качеств, умений и навыков, но и умение воспринимать и осваивать новое: новые знания, новые виды и формы профессиональной деятельности, новые приемы организации и управления, новые эстетические и культурные ценности.

Необходимо выработать у будущего специалиста способы адаптации к изменяющейся профессиональной среде и достижениям научно-технического прогресса, способность к творчеству, способствовать превращению творчества в норму и форму его существования, в инструмент свершений во всех сферах деятельности – профессиональной, научной, технической, управленческой. Формировать потребности, умения и навыки освоения и предвидения нового, не разового, постоянного самообразования. Совершенно очевидно, что современный инженер в своей профессиональной деятельности, совмещая две компетенции: профессиональную и языковую, получает третью, а именно, лингвопрофессиональную компетентность. Только благодаря ей, он сможет посредством компьютеризации и глобальной сети INTERNET оперативно знакомиться с новейшими достижениями в своей профессиональной области. Реализация перечисленных требований к профессиональной подготовке принципиально изменяет содержание и методы образования, основывающиеся на фундаментальных философских, социологических и психологических исследованиях деятельности и личности. Иностранный язык из предмета второго плана становится в один ряд с наиболее востребованными учебными дисциплинами.

Достижение вышеизложенного заключается в разработке новой технологии обучения, а также такой разработке содержания модели обучения специалиста, понятие, определяющее требования к его обучению, в условиях которого возможно было бы повышение качества формирования профессиональных компетенций будущего специалиста.

В соответствии с этим целью представленной работы является исследование особенностей содержания и структуры модели современного специалиста.

Для достижения цели в работе были поставлены и решены соответствующие задачи:

1) дать характеристику личности современного специалиста;

2) обобщить требования, предъявляемые к современному рабочему специалисту;

3) рассмотреть особенности формирования личности специалиста в процессе профессионального образования и адаптации;

4) на примере конкретного специалиста провести исследование личности и особенностей ее сформированности: дать общую психологическую характеристику личности рабочего;

5) провести анализ сформированности качеств, необходимых для коммуникативного взаимодействия;

6) определить уровень конфликтности в рабочем коллективе;

7) сделать выводы и разработать рекомендации.

Объект исследования – модель личности современного специалиста с точки зрения профессионального и личностного развития.

18 стр., 8899 слов

Особенности самоактуализации в зависимости от включенности личности ...

... зависимости от включенности в профессиональную деятельность. Объект исследования : самоактуализация личности. Предмет исследования : особенности самоактуализации в зависимости от включенности личности в профессиональную деятельность психолога. Гипотеза : степень включенности личности в профессиональную деятельность (что определяется стажем ...

Предмет анализа – структура и особенности формирования личности современного специалиста в процессе высшего образования.

Методы: при подготовке работы были использованы методы анализа и синтеза, обобщения материалов научной, учебной литературы, психологического тестирования.

В силу смены направленности вектора профессионального образования, многочисленными направлениями реформирования и модернизации системы образования в целом и профессионального образования в частности проблема построения модели личности специалиста в процессе образования, адаптации и профессионального развития в последнее время находится в центре внимания исследователей. В соответствии с этим изучается поведение и формирование личности в процессе профессионального образования и развития. Исследователи выстраивают соответствующую структуру личности для выпускников высшего и среднего профессионального образования (Смирнова Е.А. «Пути формирования модели специалиста с высшим образованием»), определяют необходимость ее связи с особенностями развития личности и системы образования в целом (Чепига О.И. «Становление модели современного специалиста в контексте интегративного гуманизма»), указывают на необходимость саморазвития и соответствующего анализа в процессе образования (Шадриков В.Д. «Проблемы системогенеза профессиональной деятельности»).

В соответствии с этим разрабатываются, апробируются и активно используются методики исследования личности в процессе профессионального образования, становления и развития (Иванова Е.М. «Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности»), активно используются наработки российских ученых для построения системы профессионального образования в соответствии с особенностями личности и ее склонностями и способностями (Климов Е.А. «Психология профессионала: Избранные психологические труды»).

В соответствии с имеющимися наработками, современными исследованиями, а также на основании современных особенностей развития выстраиваются требования к личности современных специалистов, носящие как общий, универсальный для различных специальностей, так и с точки зрения отдельных направлений профессиональной деятельности (Мельничук О., Яковлева А. «Модель специалиста», Сергеев В., Исхакова Д., Ярошевская Х., Кочнев А. «О моделях деятельности и подготовки специалиста образования»), важные с точки зрения направлений развития профессионального образования и формированию соответствующих качеств и свойств личности у выпускников средних и высших профессиональных образовательных учреждений.

………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. Собрание сочинений. В 2 томах. – М.: Новость, 2012. – Т. 1. – 684с.

2. Байденко В.И. Модернизация профессионального образования: современный этап. / В.И.Байденко, Джерри ван Зантворт. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2012. – 673с

3. Болотов В.А., Сериков В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2013. – №10. – С.8-14.

4. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.-359 с.

3 стр., 1418 слов

Психологические основы профессионального развития личности

... профессионального развития характеризует конструктивный путь личности в профессии, т.е. путь ус- пешной, конкурентоспособной личности, тогда как модель адаптивного поведения определяет деструктивный путь в профессии, путь стагнации и невротизации специалиста. ...

5. Добрускин М.Е. Гуманизация как стратегия высшего образования//Философия и общество. — 2015. — №3. – С. 11 – 16.

6. Додонов Б.И. О системе «личность» // Психология в трудах отечественных психологов. – СПб.: Пи-тер, 2012. – С.110-119.

7. Дорофеев Ф. Профессиональная компетентность как показатель качества образования // Высшее образование в России. – 2015. – №4. – С. 30–33.

8. Замошкин Ю.А. Основные тенденции развития высшей школы в контексте общественно-политического развития. – М.: Слово, 2014. – 558с.

9. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. – 2-е изд. – М.: Изд-во Москов. психолого-социал. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2013. – 480 с.

10. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2013. — №5. — С.34-42.

11. Зимняя И.А. Личностная направленность образования и компетентностный подход // Воспитание будущего учителя в процессе предметной подготовки. Материалы Всерос. совещания-семинара: в 2 ч. / Авт.-сост. И.Э.Ярмакеев. – Казань: Изд-во Казан. пед. ун-та, 2014. – Ч.2. – С.23-32.

12. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности /Е.М. Иванова: Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психол. ун-тов.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. — 94 с.

13. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды/ Е.А. Климов. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013. — 456 с.

14. Ковалев А.Г. Психология высшей школы. – М.: Новость, 2013. – 512с.

15. Краевский В.В. Общие основы педагогики // Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Пед. об-во России, 2012. – С.5-116.

16. Леонтьев А.Н. Психология личности. – М.: Вузовский учебник, 2014. – 612с.

17. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 2012. – 308 с.

18. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И., Чошанов М.А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. – Казань: ТГЖИ, 2013. – 88 с.

19. Мельничук О., Яковлева А. Модель специалиста //Высшее образование в России. — 2013. — №5.

20. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития. – М.: Издат. центр «Академия», 2014.– 320 с.

21. Сергеев В., Исхакова Д., Ярошевская Х., Кочнев А. о моделях деятельности и подготовки специалиста образования // Высшее образование в России. – 2014. – №8. – С.159 – 161.

22. Педагогика профессиональной деятельности / Е.П.Белозерцев, А.Д.Гонеев, А.Г.Пашков и др.; под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издат. центр «Академия», 2014. – 368 с.

23. Петрунева Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования //Высшее образование в России. – 2014. — №4. – С. 40-46.

24. Пищулин В.Г. Модель выпускника университета //Педагогика. – 2014. — №11. — С. 22-27.

25. Платонов К.К. Психология. – М.: Дрофа, 2014. – 486с.

26. Покушалова Л. В. Проблема качества подготовки современного специалиста // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 107-109.

3 стр., 1138 слов

Виртуальная психология в россии

... психология. - М., 2000. - 432 с. 2. Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития ... ощущение пребывания в виртуальной реальности более высокого уровня, чем константная реальность. Ингратуал ... России термин «виртуалистика» впервые был использован при создании в Институте человека РАН лаборатории виртуалистики. Здесь были разработаны основы виртуальной философии, психологии ...

27. Половинкин А.И. Современная модель профессионального развития личности.//Педагогика. – 2014. — №11. – С. 23 – 28.

28. Психолого-педагогические аспекты профессионального образования молодежи // Межрегиональный сб. науч. трудов. / Под ред. Сохранова и др. – Пенза, 2011. – 183 с.

29. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. – СПб.: Питер, 2014. – 316 с.

30. Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием /Е.А. Смирнова. Л.: Издательство лен