Значение педагогического знания в подготовке современного врача.

Психолого-педагогическая компетентность в ряде исследований трактуется по аналогии с общей и профессиональной компетентностью и понимается как представленность в сознании индивида психологического содержания, психологических ситуаций и владение способами их решения, как «качество функционирования системы саморегуляции».

Педагогические составляющие деятельности врача.

Задачей терапии с точки зрения влияния врача на самосознание больного является улучшение его способности к сознательному целенаправленному управления психической саморегуляцией, активному противодействию болезни.

Врач как педагог при общении с пациентом наиболее полно реализует принцип «исцеление через осознание» и то известное многим клиницистам положение, что больного часто надо не только лечить, но ещё и учить и воспитывать.

 

 

Связь педагогики с другими науками и ее структура.

  Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие.Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной. Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерно и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе и соответствующего решаемым задачам осмысления места человека в мире. Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Требования понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями, выдвигали все выдающиеся педагоги. Связи педагогики с другими науками не исчерпываются философией и психологией, общим моментом которых является изучение человека как личности. Педагогика тесно связана и с науками, изучающими его как индивида. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), антропология и медицина. Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическа политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Не менее важна связь педагогики с социологией, политологией.

7 стр., 3187 слов

Каково соотношение понятий человек , индивид , индивидуальность , личность

... Личности. Человек – наиболее общее понятие, вся совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям (не важно, есть она у данного человека или нет). Индивид – Человек как индивид –это ... нейродинамические свойства мозга; функциональная геометрия мозга (ассиметричность). Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Высшая ...

Факторы развития личности. Признаки личности.

Факторы развития личности – это те движущие силы, которые формируют личность человека, делая его таким, каков он есть. Сегодняученыевыделяютчетыреосновных–этонаследственность, воспитание, среда и деятельность.

Наследственность.

Каждый из нас от рождения наделен задатками различных черт, которые определяют наклонность к тому или иному виду деятельности. Считается, что в этом ведущую роль играет наследственность. Генотип, или наследственная основа, состоит из набора независимых генов, которые в материальном плане представлены хромосомами, состоящими из белков и ДНК. Благодаря тому, что ген способен определять синтез белка, он существенно влияет на тип нервной системы, различиявкоторойкотораяиопределяютсобойпсихическиеособенностичеловека.

Стоит отметить, чтотольковпроцесседеятельностичеловекагенетическиепредпосылкиприобретаютформуегопсихическихособенностей. Это происходит не само собой, а именно благодаря усилиями воле человека, его трудолюбию и целеустремленности. Если вы хотите чем-то заниматься, никакие факторы не могу вам помешать, ведь упорный труд позволяет развивать даже слабые задатки. При этом бездействие, слабоволие и несерьезное отношение способны погубить любой талант. Именнопоэтомупараллельноснаследственностьюстоитрассматриватьидеятельностькакфакторразвитияличности. Без реальных усилий невозможно добиться высот ни в одной области.

 

Среда.

Среда–этосовокупностьобстоятельствиусловийрожденияиростачеловека. В понятие среды входят три ее вида: географическая, домашняя и социальная.

Среда оказывает очень большое влияние на человека. Новорожденный наблюдает за родителями, копирует их поведение, перенимает манеры, и таким образом приобщается к социуму. Однако если ребенок поволе обстоятельств вырос среди животных, вернувшись в человеческое окружение, ему будет сложно освоить походку, манеры, мышление. Они навсегда остаются на уровне детского возраста, сохраняя примитивную модель мышления. Именнопоэтомуобщениекакфакторразвитияличностиявляетсяоченьважнымивомногомопределяющимсудьбучеловека.

Важно понимать, что источник развития–это не все то, что видит человек с раннего возраста, а те конкретные объекты действительности, которые он усваивает. Именноблагодаряособенностямпсихикипроисходитфильтрацияпоступающейинформации. Каждый человек получает индивидуальную ситуацию развития, поскольку главное при этом–не сами факторы, а отношение к ним самого человека. Простой пример: одни мальчики, у которых развелись родители, во взрослой жизни не верят в браки не хотят заводить семью, а если и заводят, то она в скорее рушится; другие твердо решают, что женятся один раз и на всю жизнь, чтобы их дети никогда не пережили того, что пережили они.

3 стр., 1023 слов

Физические факторы среды и самочувствия человека

... свинец, марганец, радиоактивные вещ-ва, стирол).     Физические факторы среды и самочувствия человека В ходе исторического развития человек приспособился к определенному ритму жизни, обусловленному ритмическими изменениями в природной ...

 

Воспитание

Воспитание–процесс, направленный на активацию самоконтроля, саморазвития и саморегуляции человека. Человек–творец самого себя, иесликзаложеннойсрожденияпрограммеразвитияприбавитьпривитуюсдетстватягуксамосовершенствованию, человек может добиваться любых высот. Видеалевоспитаниедолжнопроходитьпоопределеннойнаучнообоснованнойпрограмме, которую мудрые родители могут узнать из специализированной литературы.

Воспитание позволяет проектировать развитие личности, поднимать его на новые ступени развития, благодаря чему относится к определяющим факторам развития.

Деятельность –форма бытия и способ существования человека, его активность, направленнаянаизменениеипреобразованиеокружающегомираисамогосебя.
По мнению Л.М. ФридманаиИ.Ю. Кулагиной (1991), ключевыми системообразующими признаками личности выступают: эмоциональ­ность, активность, саморегуляция и побуждения.

Эмоциональность – совокупность качеств личности, определяющих динамику возникнове­ния, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствитель­ность к эмоциогенным ситуациям.

Активность – характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частотуиразнообразиевыполняемыхдействийилидеятельностейкакого-либорода.

Саморегуляция – системная характеристика, отражающаяспособностьличностикустойчивомуфункционированиювразличныхусловияхжизнедеятельности. Значениеэтойхарактеристикипроявляет­сявнамереннойрегуляцииличностьюпараметровсвоегофункциони­рования (состояния, поведения, деятельности, взаимодействия с окружением), которые оцениваются субъектом как желаемые.

Побуждение– мотивационный компонент характера.