Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Проблема агрессии в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Особенности дошкольного возраста и причины агрессии у дошкольников 12
1.3 Психолого-педагогические условия предупреждения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста 19
2 ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Этапы, методы, методики исследования 26
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования 30
2.3 Формирующий эксперимент и анализ результатов повторного исследования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ЛИТЕРАТУРА 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Введение
Проблема агрессивности и агрессивного поведения человека все больше и больше привлекает внимание исследователей, отражая социальные запросы об-щества, испытывающего на себе все усиливающееся воздействие насилия и жес-токости. В изучении этой проблемы особое значение уделяется профилактике и коррекции агрессивного поведения (Г. Аммон, А. Бандура, А.Х. Басс Ю.М. Антонян, С. Миллгрэм, Г.В. Морозов, Н.Г. Незнанов, В.П. Пошивалов, С. Фишбах, и др.).
Исследование особенностей агрессивного поведения у детей и его предупреждения является необходимым элементом для решения широкого круга актуальных и практически значимых задач, стоящих перед обществом на современном этапе развития: диагностика психологического механизма агрес-сивных реакций позволяет понять причины и условия, способствующие их возникновению и закреплению как поведенческого стереотипа, определить адекватные и наиболее эффективные пути первичной и вторичной профилактики агрессивных проявлений. Особое значение имеет изучение особенностей агрессии у дошкольников, что способствует выявлению предрасположенности к агрессивному поведению и профилактики социальной дезадаптации и девиантного поведения.
Актуальность данного исследования определяется значимостью свойства агрессивности в структуре личности человека, ее влиянием на формирование тех или иных форм поведения, конструктивных, социально позитивных, либо, напротив, разрушительных, деструктивных, придающих поступкам асоциальный и противоправный характер. Отсутствие четкого представления об агрессивности как свойстве личности, функционирующем в ее целостной структуре, и недостаточная разработанность проблемы особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста подчеркивают акту-альность темы исследования. Это определило тему исследования: «Агрессия детей дошкольного возраста».
Психологические особенности агрессивного поведения детей подросткового ...
... работы - изучить особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в семье и в условиях школы-интерната. Предмет исследования - психологические особенности агрессивного поведения детей в подростковом возрасте. Объектом исследования - дети подросткового возраста из школы - интерната (5 ...
Цель настоящего исследования – изучить особенности агрессии детей до-школьного возраста.
Объект исследования: агрессия детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности агрессии и возможности ее психо-лого-педагогической коррекции у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: психолого-педагогические методы являются эффективным средством коррекции агрессии детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования и его гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессии детей дошкольного возраста и методов ее психолого-педагогической коррекции.
2. Исследовать проявления агрессивности и агрессивного поведения в группе детей дошкольного возраста.
3. Составить и апробировать программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения у дошкольников.
4. Провести повторное исследование проявлений агрессивности и агрес-сивного поведения в группе детей дошкольного возраста
5. Сравнить результаты первичного и повторного исследований и сделать выводы об эффективности коррекционной программы.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литерату-ры по проблеме исследования;
2. Эмпирические: наблюдение, анкета, тесты (методика «Структурализированное наблюдение» А.А. Романова; анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко; проективный тест «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич).
3. Статистические: U-критерий Манна-Уитни.
Исследование проводилось на базе МДОУ д/с № 458. Выборку исследования составили 10 детей в возрасте 5,5-6,5 лет.
1 Теоретический анализ проблемы агрессии детей дошкольного воз-раста
1.1 Проблема агрессии в психолого-педагогической литературе
Агрессия – это сложный, многоуровневый феномен, множественные проявления которого значительно варьируют по объекту, целям, механизмам, методам, результатам и масштабу воздействия [7; 11; 39].
Существует различные подходы к определению данного феномена, при этом каждый из исследовательских подходов акцентирует внимание на каком-либо отдельном аспекте агрессии.
Ряд авторов акцентируют внимание на последствиях агрессивной деятель-ности, т.е. той или иной форме деструкции. При этом одни авторы определяют как агрессивное лишь то поведение, которое приводит к физической дест-рукции и телесным повреждениям [11], другие понимают под ним любой поступок или поведение, которое причиняет боль другому человеку физически или психически [29], уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи [48], наносит ему материальный ущерб, препятствует осуществлению его намерений или противодействует его интересам [53].
Контрольная работа. Педагогические условия развития, обучения, ...
... задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным. 4. Развитие и воспитание детей раннего возраста. Ранний возраст — это период с года до 3 лет. В это время происходят ... картинку, все детали которой имеют одинаковое значение. Поэтому помощь взрослого, при воспитании ребенка раннего возраста, должна быть направлена прежде всего на анализ и выделение отдельных деталей ...
Другие авторы акцентируют внимание на намерении агрессора, подчеркивая, что агрессия имеет место тогда, когда есть намерение нанести ущерб. В этом случае агрессия понимается как вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому, нацелено на оскорбление или причинение вр……
Литература
1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии: пер. с нем. / А. Адлер. – М.: Когито-Центр, 2002. – 220 с.
2. Аммон Г. Психосоматическая терапия / Г. Аммон. – СПб.: Речь, 2000. – 238 с.
3. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. – М.: Наука, 1991. – 246 с.
4. Антонян Ю.М., Тихонова Т.П., Тюменкова Г.В. Механизмы человеческой агрессии / под ред. Е.Н. Гаповой, А.Р. Усмановой. – Минск : Нропилеи, 2000. – 268 с.
5. Бандура А., Уолтерс Р. Принципы социального научения // Современная зарубежная социальная психология. – М. : Издательство Московского университета, 1984. – С. 55-60.
6. Беличева С.А. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершенно-летних с девиантным поведением. – М., 1999. – 182 с.
7. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л.И. Берковиц. – СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-Пресс, 2002. – 512 с.
8. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
9. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
10. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл, 2004. – 544 с.
11. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
12. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М., 1991. – 88 с.
13. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты : иллюстрированное руководство. – М. : Изд-во ВЛАДОС, 2003. – 336 с.
14. Выготский Л.С. Развитие психики в детском возрасте [текст] / Л.С. Выгот-ский // Хрестоматия по психологии. – М. : Просвещение. – 1991.
15. Дьяченко О.М. Психолог в дошкольном учреждении. – М. : Гном и Д, 2002.
16. Завражец С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. – 1993. – №5, C. 8-16.
17. Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелева А.Д. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. – М. : Педагогика, 1986. – 176 с.
18. Изард К. Психология эмоций. – СПб. : Питер, 2007. – 464 с.
19. Капалин А.И., Немудрая Е.Ю., Моисеева С.А. Этапы работы по коррек-ции девиантного поведения // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Сер. Профилактика девиантного поведения / под ред. А.Ф. Аменд. – 2003. –№17. – с. 140 -147.
20. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: учебное пособие. Российское педагогическое агентство – М., 1997.
21. Краткий психологический словарь: 2-е изд., расшир., испр. и доп. / под об-щей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского; ред.-составитель Л.А. Карпенко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 512 с.
Анализ агрессивного поведения детей в старшем дошкольном возрасте ...
... Проблему агрессии также рассматривал Дэвид Майерс. Глубокий анализ этой проблемы представлен в его работе “Социальная психология”. В старшем дошкольном возрасте проявление форм агрессивного поведения у детей ... Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399с. 12. Изард К. Психология эмоций. – СПб. «Питер», 1999 13. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности. - М., 1998. – 368с. 14. Ковалев ...
22. Крейхи Б. Социальная психология агрессии / Б. Крейхи ; пер. с англ. А. Лисицыной. – СПб. : Питер, 2003. – 336 с.
23. Крутецкий В.А. Психология: Учеб. Для учащихся пед. Уч-щ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 185 с.
24. Кудрявцев И.А. Криминальная агрессия / И.А. Кудрявцев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 192 с.
25. Лебедева Л.Д., Арттерапия детской агрессивности // Начальная школа. – 2001. – №2. – С. 26-28.
26. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
27. Лоренц К. Агрессия: так называемое зло / К. Лоренц. – М.: Прогресс, 1994. – 272 с.
28. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997. – 688 с.
29. Мацумото Д. Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. – СПб.: Питер, 2003. – 718 с.
30. Мид М. Культура и мир детства / Сост. и предисл. И.С. Кона. – М.: Наука, 1988. – 429 с.
31. Милгрэм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 336 с.
32. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: 4-е изд. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
33. Мясищев В.Н. Психология отношений. – СПб. : НИИПиН, 1998. – 240 с.
34. Охматовская А.В. Психологические особенности враждебности у больных с психосоматическим заболеванием (бронхиальная астма): дис. … канд. психол. наук / А.В. Охматовская. – М., 2001. – 120 с.
35. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М. : Форум, 1997. – 152 с.
36. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: 2-е изд., перераб. и доп. / К.К. Платонов. – М.: Высшая школа, 1984. – 174 с.
37. Ратинова Н.А. Саморегуляция поведения при совершении агрессивно-насильственных действий: Дис. канд. психол. наук. М., 1998.
38. Рожков М. И., Ковальчук М. А., Кузнецова И. В. Воспитание трудного ре-бенка. Дети с девиантным поведением. – М. : Владос, 2001. – 239 с.
39. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. – М., 1991.
40. Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии. – М. : Смысл, 2003. – 218 с.
41. Северный А.А., Вострокнутый В.М. Школьная дезадаптация : эмоциональ-ные и стрессовые расстройства у детей и подростков. – М. : Новая школа, 1995. – 178 с.
42. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996.
43. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии. – М. : Речь, 2007. – 350 с.