Арт-терапия, ее использование для преодоления конфликтов

содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПСИХОЛОГИИ
    • 1.1 Понятие внутриличностного конфликта, его особенности
    • 1.2 Психологические теории внутриличностных конфликтов
    • 1.3 Особенности арт-терапии как формы работы в психологии
  • ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
    • 2.1 Программа арт-терапии для преодоления внутриличностных конфликтов
    • 2.2 Описание процедуры исследования
    • 2.3 Эмпирическое исследование влияния арт-терапии на преодоление внутриличностных конфликтов
    • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Данная работа посвящена изучению очень важной темы из курса конфликтологии — «Разработка программы арт-терапии для преодоления внутриличностных конфликтов». Данная тема особенно актуальна, потому как категория внутриличностных конфликтов — наиболее сложная среди конфликтов и объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т.

    д.), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями, а их преодоление — очень сложный процесс, который необходимо изучать и совершенствовать. Такие конфликты являют собой противостоянием двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком, как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление. Арт-терапия способствует профилактике и борьбе с внутрилиностными конфликтами.

  • Основной целью данной работы является изучение психологического аспекта внутриличностного конфликта и разработка программы арт-терапии для его преодоления. Изучение данной темы также дает возможность реально оценить способы преодоления конфликтов с помощью арт-терапии на практике. Для достижения сформулированной цели работы необходимо решить следующие задачи:
  • — рассмотреть понятие внутриличностного конфликта и его показатели в современной конфликтологии;
  • — изучить основные условия возникновения такого конфликта;
  • — охарактеризовать виды внутриличностных конфликтов (мотивационный, когнитивный, ролевой);
  • — проанализировать характер отношений конфликтующих сторон;
  • — проанализировать особенности арт-терапии, как способа преодоления внутриличностных конфликтов;
  • — разработать программу арт-терапии для преодоления внутриличностных конфликтов;
  • — выяснить способы завершения внутриличностных конфликтов;
  • — обобщить полученный материал и отразить его в данной работе.
  • Объектом изучения данной работы является внутриличностный конфликт, как один из основных психологических аспектов современной личности. Предметом — возможности конструктивного преодоления межличностного конфликта с помощью арт-терапии.
  • Гипотеза исследования: арт-терапия помогает в преодолении внутриличностных конфликтов.
  • В качестве теоретической основы изучения в данной работе применялись труды и учебные пособия российских авторов по психологии личности и конфликтологии, затрагивающие изучение темы — «Внутриличностный конфликт». Это труды, таких авторов, как Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Гоноболин Ф.Н., Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л., Ковалев А.Г., Леонтьев А.Н., Богословский В.В., Петровский А.В. и др. В книгах перечисленных авторов рассматривается внутриличностный конфликт с современной точки зрения. Следует сказать, что оценка данного вида конфликтов у авторов разносторонняя (существует несколько подходов и различных точек зрения).

    14 стр., 6844 слов

    Конфликт. Классификация конфликтов

    ... типа внутриличностных конфликтов: конфликт ролей; конфликт, вызванный фрустрацией, конфликт целей. Межгрупповые конфликт — это, как правило, конфликты интересов ... , как неустранимый. Сторонники данной концепции считают, что конфликт выполняет позитивную функцию, способствуя ... Конфликт - есть одновременное развертывание действия и контрдействия. Это реализация намерений и вместе с тем преодоление ...

    В данной работе будет предпринята попытка, комплексно подойти к изучению данной темы и объективно оценить все представленные суждения.

  • Структура данной работы следующая — работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 40 страницах. Для написания работы использовано 24 научных источника.
  • ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПСИХОЛОГИИ

1.1 Понятие внутриличностного конфликта, его особенности

Внутриличностный конфликт, как психологический аспект личности имеет показатели, которые подразделяют на несколько групп:[4]

1. Когнитивная сфера — противоречивость образа — «Я»; снижение самооценки; осознание своего внутреннего состояния, как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.

2. Эмоциональная сфера — психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.

3. Поведенческая сфера — снижение качества и интенсивности осуществляемой деятельности; снижение удовлетворенности этой деятельностью; негативный эмоциональный фон общения.

4. Интегральные показатели — нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.

Условия возникновения внутриличностного конфликта:

1. Личностные условия — связаны с возможностью осознания существующего противоречия:

— актуализация сложности внутреннего мира личности;

— сложная и развитая иерархия потребностей и мотивов;

— высокий уровень развития чувств и ценностей;

— сложно организованная и развитая когнитивная структура, способности индивида к самоанализу, рефлексии.

То есть из вышесказанного становится видно, что внутриличностный конфликт возможен только при условии наличия у индивида сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности. Здесь проходит теоретическая граница между ситуациями фрустрации и конфликта. Ситуация фрустрации предполагает наличие материального или идеального запретов или преград, которые выступают для индивида как самоочевидные, не обсуждаемые, являясь по существу психологически внешними. Запрет может перестать быть самоочевидным, стать внутренне проблематичным, и тогда ситуация фрустрации превращается в собственно конфликтную ситуацию.

2. Ситуативные условия:

— внешние — борьба с окружающей природой, порождение новых мотивов в результате удовлетворения старых, ограничение важных для человека мотивов со стороны общества;

— внутренние — противоречия равно значимых сторон личности, осознание субъективной неразрешимости ситуации [14].

Таким образом, в отечественной психологической литературе существует понятие критической ситуации, которое определяется, как ситуация невозможности, в которой конкретный субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и т. д.).

7 стр., 3461 слов

Развитие личности и жизненные кризисы

... заново.       Жизненные кризисы иразвитие личности представляют глубоко связанные процессы. Кризисы влекут засобой ... nbsp; фрустраций; 3.      конфликтов; 4.      угроз.   ... жизнью грядущих поколений, формамибудущего общества и устройством будущего мира. Те, у кого чувство сопричастности человечеству невыработалось, ...

25 стр., 12204 слов

Конфликт между личностью и группой

... личности тревожность, фрустрацию, стресс и в конечном итоге приводят к внутриличностному и межличностному конфликту. Обратимся теперь к рассмотрению типов межличностных конфликтов.Первый тип межличностных конфликтов ... ее объективные… - проанализировать субъективные мотивы вступления каждого из сотрудников в данную ... ) КОНФЛИКТОВ   Говоря о причинах конфликтов в деловом мире, следует ...

Конкретная работа с критическими жизненными ситуациями определяется ее типом: стресс, фрустрация, конфликт и кризис. Здесь становится понятным, что конфликт — признак довольно сложной душевной организации личности.

Стресс — ответная реакция организма на специфическое воздействие внешней среды, связанное с угрозой, нарушающее адаптацию, контроль и препятствующее самоактуализации личности. Для существа легкого и простого жизненного мира любое самое незначительное нарушение стремления к здесь-и-теперь удовлетворению представляет собой критическую ситуацию, т. е. постановку под вопрос всего существования, так как любая самая простая частная неудовлетворенность мгновенно перерастает в психологическую катастрофу [16].

Следовательно, изнутри для всякого инфантильного существа всякий стресс является кризисом. Отсюда, чем больший вес инфантильная установка имеет в психике данного человека, чем более она определяет его мироощущение, тем больше вероятность, что любая ситуативная неудача или неприятность будет ощущаться как глобальный жизненный кризис. Вес инфантильной установки в жизненном мире человека определяется его психологическим возрастом, конституционально — характерологическими особенностями, текущим психофизиологическим состояниям.[6]

В простом и трудном мире происходит дифференциация стресса и кризиса за счет выработки механизма терпения надежды, назначение которого как раз и состоит в борьбе со стрессом. Но именно этот механизм делает возможным существование стресса, как особой психологической реальности: не будь терпения, мы всякий раз бы сталкивались с инфантильным кризисом. Но в этом мире фрустрация становится тождественной кризису. Это объясняется тем, что при условии неудовлетворения потребности, которая в этом мире фиксируется, как единственная, вся жизнь, подчиненная удовлетворению этой потребности, становится под угрозу, что равносильно кризису. Здесь еще нет конфликтов, так как нет сложности, борьбы мотивов, мир определяется как односоставный. Действия такого индивида, движимого конкретными импульсами, представляют собой постоянные выяснения отношений с внешним миром. Но эти отношения протекают в форме фрустрации актуальный мотив (так легко сменивший предыдущий за счет увеличения его побудительности по сравнению с прошлым) не может быть реализован [18].

Субъект легкого и сложного жизненного мира, как и предыдущий индивид, испытывает стресс как самостоятельное психическое явление. Но этот стресс скорее всего связан с пониманием каждого жизненного устремления или отношения как вечного и единственного (по принципу это навсегда).

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

... психологов согласно с тем, что личностью человек именно становится. Однако существуют различные точки зрения ... конфликтами и кризисными явлениями. Успешное разрешение профессиональных трудностей приводит к дальнейшему совершенствованию деятельности и профессиональному развитию личности ... мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность ...

В условиях сложного мира такое стремление постоянно ущемляется сознательно ценностными иерархизациями жизненных отношений, которые учитывают это и то, распределяя их во времени сначала потом [20].

Механизмами совладания со стрессом являются:

— снижение значимости существующего мотива («Ничего страшного»);

— переключение на другое жизненное отношение («Свет клином не сошелся, есть и получше»);

— терпение («Скоро пройдет, время лечит»);

— надежда («Будет и на нашей улице праздник») [22].

Первые два механизма смиряют аффекты, борясь со стрессом в данной категории жизненного мира. За их пределами начинается конфликт. Но конфликт для этого субъекта становится нарушением единства всей системы сознания. Ибо для такого субъекта нет других ситуаций или будущего, как это свойственно для трудного мира. Никаких там и тогда для него не существует: его жизнь сжата в точку здесь-и-сейчас, а хронотоп представлен как нигде-и-никогда (если не здесь, то нигде, если не сейчас, то никогда).

19 стр., 9448 слов

Особенности психического развития личности взрослого человека

... этого человека жизненных конфликтов, но и во многих случаях человек созревал в инициативную ответственную личность. Например: - люди с ... перед самим собой и перед другими людьми. Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, ... средством лечения, но и методом комплексного исследования человека (личности, поведения, общения и мотивов), средством практической ...

Понятно, что такое состояние и есть кризис.[7]

И только в сложном и трудном мире происходит полная дифференциация всех психологически трудных ситуаций стресса, фрустрации, конфликта и кризиса. Это связано с тем, что между этими мирами существует закономерное отношение включенности — реалистический и ценностный миры включают в себя инфантильный, а закономерности творческого мира включают в себя все предыдущие [24].

Однако, при общем условии подчиненности включенных миров, субъект, конгруэнтный сложному и трудному миру, может время от времени соскальзывать к закономерностям более низших форм (проваливаться в так называемый микрокризис, как на уровне стресса, так и на уровне фрустрации или конфликта).

Такие временные соскальзывания соответствуют существованию на других уровнях жизненных миров легкого и/или простого. Для их преодоления необходимо вернуться в состояние сложного и трудного жизненного мира, где сложившаяся ситуация может выглядеть как критическая, но перестает быть кризисной [3].

Такова основная позиция рассмотрения внутриличностного конфликта в отечественной психологии и конфликтологии. Чтобы лучше усвоить сущность внутриличностного конфликта необходимо рассмотреть конкретные его типы, изученными современными психологами [6].

Способы завершения внутриличностных конфликтов могут быть:

1. Бессознательные связаны с использованием механизмов внутриличностной защиты (идеализация, вытеснение, уход, сублимация и т. д.);

2. Сознательные определяются следующими вариантами: переориентация изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего проблему; компромисс осуществление выбора в пользу какого-либо варианта и его реализация; коррекция изменение «Я концепции» в направлении достижения адекватного представления о себе [9].

Последствия внутриличностных конфликтов могут быть двух видов:

— Конструктивные — это максимальное развитие конфликтующих структур и минимальные личностные затраты на его разрешение, один из механизмов гармонизации личностного развития (это усложнение психической жизни, переход ее на другой уровень функционирования, развитие морального чувства, осознание себя личностью в результате разрешения конфликта, закаляется характер, формируется решительность, устойчивость поведения, стабильная направленность личности, формируется адекватная самооценка).

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... в полном составе, происходят в личности, однако не каждый выступает ... Психологическая структура личности. Психологическое устройство личности есть цельная форма, система свойств и качеств, всецело характеризующая психологическую специфику личности (индивида, человека). Психические процессы, ...

— Деструктивные — наступает усугубление раздвоения личности, перерастание в жизненные кризисы, развитие невротических реакций (например, угроза эффективности деятельности, торможение развития личности, утрата уверенности в своих силах, формирование устойчивого комплекса неполноценности, деструкция существующих межличностных отношений в виде повышенной агрессивности, тревожности и раздражительности; перерастание внутриличностного конфликта в невротическую форму (присущие конфликту переживания занимают центральное место в системе отношений человека, и он не может изменить конфликт так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный выход из этого положения) [12].

Тип, сфера и напряженность конфликтов во многом зависят от цивилизации, в которой живет человек. Если она стабильна и имеются прочные установленные традиции, тогда варианты выборов возможностей ограничены, диапазон потенциальных конфликтов узок. Но даже в этих случаях в них нет недостатка. Но если цивилизация находится в состоянии быстрого изменения, где бок о бок сосуществуют крайне противоречивые ценности, а образ жизни разных людей расходится все сильнее, то выборы, которые приходится делать человеку многообразны и трудны. Россия может быть отнесена к цивилизациям второго типа, проблемы развития которой находят выражение, в том числе, и в многообразных внутриличностных конфликтах [14].

1.2 Психологические теории внутриличностных конфликтов

Исторически одной из самых влиятельных в психологии оказалась традиция, рассматривающая мотивационные конфликты. Классиком в этой области признан Курт Левин, рассматривавший, выводя их из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Предметом изучения для него стали мотивы, вступающие в борьбу по причине несовместимости и одновременной актуализации. К конфликтному Левин относил одновременное воздействие на индивида противоположно направленных мотивов равной величины. При этом он различал три варианта течения этих конфликтов:[8]

1. Альтернативы в равной мере привлекательные, но взаимноисключающие друг друга (Буриданова ослица).

Здесь ключевым являются факторы значимости и единовременности, без которых внутриличностного конфликта как такового просто бы не было.

2. Альтернативы в равной мере непривлекательные (выбор из двух зол, где нет меньшего).

3. Одна и та же цель в равной мере, но в разных аспектах является и привлекательной, и непривлекательной одновременно. Внутренняя борьба в этом случае связана со взвешиванием всех за и против [16].

Более сложным представляется позиция отечественного автора В.В. Столина, описывающего конфликт мотивов, как противоречие смыслов «Я». С точки зрения этого автора действие, объективно связанное с двумя мотивами так, что служит шагом в направлении к одному из них и одновременно шагом в направлении от другого, и в силу этого обладающее конфликтным смыслом, может быть названо поступком. А смысл «Я» возникает в результате соотнесения собственных свойств с мотивами действий: расширяются связи человека с миром, расширяется его мотивационная сфера возникает множественность смыслов «Я». Если бы деятельности никогда не пересекались, то человек имел бы столько социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит (У. Джемс).

В определенных пределах так и происходит: пока две человеческие деятельности не столкнулись в жизни человека, он может иметь непротиворечивый образ «Я», состоящий из потенциально противоречивых свойств. Но деятельности пересекаются в различных обстоятельствах в жизненном пространстве индивида, где поступок и становится перекрестком, пересечением деятельностей. Конфликтный смысл «Я» возникает после совершения поступка.[9]

Таким образом, до совершения поступка личность переживает конфликтную ситуацию субъективную трудность выбора, психическую напряженность, эмоциональный дискомфорт, сигнализирующие об этой конфликтности. Но только поступок инициирует конфликт: смысл Я становится объективно противоречивым. Возникшее противоречие противоречие самосознания. Таким образом, множественность деятельностей приводит к множественности смыслов Я, пересечение деятельностей к поступкам, поступки к конфликтным смыслам Я, а конфликтный смысл Я запускает дальнейшую работу самосознания. Т. е. конфликт, с точки зрения отечественной психологии, это возможный фактор становления личности, при условии, что речь идет о сознательном признании факта поступка. Если же факт совершения поступка отвергается, перед нами работа бессознательного по защите психики от проведения работы по самосознанию [18].

Когнитивные конфликты — в основе таких конфликтов лежат несовместимые представления (когниции) личности. Человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т. д. и испытывает дискомфорт при возникновении несогласования этих структур. Когнитивисты обратили внимание на то, что происходит в психике человека после этого [21].

Согласование идей осуществляется разными путями[10]:

— путем изменения отношения к одной из когниций: сегодняшние мысли изменяют воспоминания (решение создает собственные опоры для поддержки причины, которыми мы оправдываем его целесоообразность).

Все те аргументы, которые были за, после принятия позиции воспринимаются как более значимые и привлекательные, чем на стадии размышления;

— путем изменения одной из когниций (1- когниция знаю, что курю, 2- когниция знаю, что курить вредно: удаляется одна из когниций или снижается ее значимость во внутренней структуре «Я»);

— путем увеличения консонансных составляющих, поддерживающих когниции по сравнению с диссонансными (курить легкие сигареты, у которых снижено количество вредных веществ);

— путем перестройки «Я» — концепции, т. е. проведение ревизии всей системы и включения обеих когниций в более широкий контекст;

— путем создания защитных механизмов, представляющих сложившуюся ситуацию как отсутствие возможности выбора (перекладывание ответственности на другого и представление себя орудием чужой воли) или оправдание себя наличием неконтролируемых внутренних состояний (усталость, опьянение и т. д.) или полное вытеснение самого поступка.

Здесь можно пронаблюдать две прямо противоположные возможности:

— выбор на уровне самосознания (между «Я хороший» или «Я плохой»);

-выбор в пользу ухода от сознательного решения проблемы (временного или абсолютного): «Я не могу поступить плохо, потому, что я хороший» [24].

Ролевой конфликт — одним из способов описания человека как субъекта деятельности является использование представлений о совокупности его ролей, восходящее в западной социальной психологии к работам интеракционистов Дж. Мида и Ч. Кули. С их точки зрения человек получает свою социальную определенность через систему взаимодействий с другими людьми в группе. Сила группы не равна сумме сил всех ее участников, так как существует эффект взаимодействия, называемый синергетическим. [11]

Разные члены группы выполняют в процессе взаимодействия разные функции, которые именуются ролями. Согласие в групповом процессе обеспечивается тем, что каждому члену группы известны ожидания группы по поводу его поведения в рамках предписанной ему роли. Каждая роль имеет свое содержание: шаблоны действий, знаний, умений и навыков; реакций на поступки других людей. Личность может соотнести логику своих действий с логикой социальных ожиданий и норм. И здесь кроется источник внутриличностного конфликта. Возникновение противоречия между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением может привести к ролевым конфликтам [4].

Традиционно различают два типа ролевых конфликтов: [12]

1. Личностно ролевой конфликт — конфликт «Я — роль», где различия возникают между требованиями роли и представлениями о ней личности. Здесь проблема выбора возникает из-за неспособности соответствовать требованиям роли, из-за нежелания ей соответствовать. В этой ситуации человек может отказаться от выполнения роли или выбрать роль и изменить себе; возможен компромиссный вариант снятия этого противоречия.

2. Межролевой конфликт предполагает противоречие между разными ролевыми позициями, которые по каким-то причинам оказываются несовместимыми (семья работа) [8].

Факторы, определяющие силу этого типа конфликтов:

— степень несовместимости разных ролевых ожиданий;

— жесткость, с которой эти требования предъявляются;

— личностные характеристики самого индивида, его отношение к ролевым ожиданиям [12].

Таким образом, в отечественной и западной психологии видно кардинально отличные установки: если наши авторы стремятся рассматривать психический мир личности как целостность и определять конфликт как элемент трудных для психики ситуаций, то западные конфликтологи идут по пути структурирования конфликта на конкретные специфические виды и пытаются работать с каждой формой по-своему. У каждой из описанных парадигм есть свои сильные и слабые стороны, и, по-видимому, они бы только выиграли, если бы попытались найти общую методологическую платформу для взаимодействия.[15]

В целом, стоит отметить, что конфликт, а внутриличностный особенно, — сложное явление, трудно поддающееся классификации. Но, тем не менее, существует два подхода к типологии такого рода конфликтов.

1 Система использует язык переживания человеком трудной для него ситуации. Примером этого называют классификацию Анцупова и Шипилова, опирающуюся на фрейдовскую теорию описания психики человека[5].

а) Мотивационный конфликт — столкновение мотивов, бессознательных стремлений (З. Фрейд, К. Хорни, К. Левин).

«Между хочу и хочу».

б) Нравственный конфликт — столкновение долга и желания, моральных принципов и личных привязанностей, желаний и внешних требований, долга и сомнения в необходимости следования ему (советская школа, В. Франкл).

«Между хочу и надо».

в) Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности — конфликт между желаниями и реальной действительностью, которая блокирует их удовлетворение, или недостаточными физическими возможностями (часто это конфликт между желанием быть таким, как они — референтная группа и невозможностью осуществления) (А. Адлер; советская школа).

«Между хочу и могу».

г) Ролевой конфликт — внутриролевой (различное понимание личностью себя и своей роли: «Я и роль»), межролевой (невозможность соединять несколько ролей одним человеком).

Интенсивность ролевого конфликта определяется степенью совместимости, несовместимости различных ожиданий; уровнем жесткости, с которой предъявляются эти требования; личностными характеристиками самого индивида, его отношением к ролевым ожиданиям. «Между надо и надо».

д) Адаптационный конфликт нарушение равновесия между человеком и окружающей средой (широкий смысл) или нарушение процесса социальной или профессиональной адаптации. «Между надо и могу».

е) Конфликт неадекватной самооценки расхождение между самооценкой, притязаниями и реальными возможностями (низкая или высокая самооценка и низкий или высокий уровень притязаний).

«Между могу и могу».

ж) Невротический конфликт — длительно сохраняющийся любой из вышеописанных видов конфликтов или их совокупностей.

2. Вторая типология конфликтов оперирует иными, более общими единицами и предполагает описание исходя из общей феноменологии самосознания личности. Содержание работы самосознания по преодолению конфликта исследователи называют личностным решением задачи на конфликтный смысл (Столин В.В. Самосознание личности).

Отечественные исследователи подразделяют все концепции, описывающие механизм внутриличностного конфликта по определению предмета столкновения (или по критерию связи с внешней средой): интрапсихические, ситуативные и когнитивистские. [1]

— Психодинамические (интрапсихические) концепции опираются на биопсихическую основу индивида и представлены в теориях З. Фрейда, К.Г. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма, К. Хорни.

— Ситуационные подходы, опирающиеся на представление конфликта, как реакции на внешнее стечение обстоятельств в работах бихевиористов Д. Скинера, необихевиористов Н. Миллера, Дж. Долларда.

— Когнитивистские концепции основываются на понимании конфликта, как познавательного феномена в работах К. Роджерса, А. Маслоу, К. Левина, В. Франкла, Л. Фестингера [16].

Как можно увидеть, решение вопроса о том, что сталкивается в конфликте связано с общей методологической ориентацией исследователя. Эти общие парадигмы сливаются у некоторых авторов в синтетические концепции, которые становятся в большей или меньшей степени эклектичными [20].

Внутриличностный конфликт — это острое негативное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений. Э. Шостром сравнивает конфликт с двухпартийной системой демократии: В каждом из нас заложена двухпартийная система, при которой одна часть у власти, другая в лояльной оппозиции. Но оппозиция может предполагать не только контроль и критику, но и жесткую борьбу, т. е. конфликт [24].

Внутриличностный конфликт довольно специфичен, его специфические особенности состоят в следующем:[2]

— особенность структуры конфликта — отсутствие субъектов конфликтного противостояния в лице отдельных личностей или групп, сторонами конфликта становятся различные внутриличностные образования;

— специфичность форм протекания и проявления — такой вид конфликта протекает в форме тяжелых внутренних переживаний, сопровождается специфическими состояниями — страхом, депрессиями, стрессом, может вылиться в невроз или психоз;

— латентность протекания как для окружения, так зачастую и для самого индивида.

Внутриличностные конфликты можно разделить на две группы, исходя из природы противоречий, лежащих в основе конфликта:

— результат перехода объективных противоречий во внутренний мир человека (моральные, адаптационные конфликты);

— возникающие из противоречий внутреннего мира личности, как отражение отношения личности к окружающей среде (мотивационные конфликты, неадекватная самооценка) [5].

В современной конфликтологии выделяют три уровня развития внутреннего психологического противоречия:[3]

— психологическое равновесие внутреннего мира конкретной личности;

— нарушение равновесия, осложнения, затруднение основных видов осуществляемой деятельности, проекция внутреннего психологического дискомфорта на работу, общение с окружающими, внешний мир в целом;

— невозможность реализации собственных планов и разработанных программ, разрыв жизни, невозможность выполнять свои жизненные функции до тех пор, пока не разрешится жизненный кризис.

1.3 Особенности арт-терапии как формы работы в психологии

Первым термин «арт-терапия» ввел в употребление Адриан Хилл при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Арт-терапия — это форма психотерапии, специализирующаяся на искусстве, в первую очередь — на изобразительном. Впрочем, существуют и другие разновидности арт-терапии — музыкотерапия, сказкотерапия, телесно ориентированная терапия [10].

Арт-терапия возникла в контексте психоаналитических идей Фрейда и Юнга: ведь свобода самовыражения и использование воображения позволяют столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное клиента [15].

Арт-терапия может быть как основным методом терапии, так и вспомогательным. В любом случае у нее существует два механизма воздействия. Во-первых, искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктирирование самим клиентом. Творчество — это одно из средств преодоления страха, возникшего в связи с внутренним конфликтом .

Во-вторых, арт-терапия, будучи полноценным творческим актом, приносит автору удовольствие. Впрочем, клиентов выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно, не заботясь о художественных достоинствах своих работ. При проведении арт-терапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые раскрываются в процессе работы [20].

Арт-терапия позволяет:

— «Выпустить пар» — то есть, дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.

— Облегчить процесс терапии. Неосозноваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать в процессе вербальной коррекции, поскольку невербальное общение лучше ускользает от цензуры сознания.

— Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения сильных пережимваний.

— Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать взаимному принятию.

— Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Арт-терапия дает хорошую возможность для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями [3].

Можно сказать, что во время сеансов арт-терапии пациенты получают важное послание от собственного подсознания. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Важно, что любой человек даже самостоятельно, без помощи специалиста, может заниматься арт-терапией. Это помогает расслабиться и снять напряжение.

В разных странах существуют различные модели арт-терапии. Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Она применяется почти всеми направлениями психотерапии. Нашла она также достаточно широкое применение в педагогике, социальной работе и даже бизнесе. Арт-терапия любому человеку дает возможность выразить свой внутренний мир через творчество [7].

Страхи, сомнения и переживания являются одними из составляющих всех чувств человека, оказывающих деструктивное действие на психику и самооценку, мешающее жить радостной и беззаботной жизнью. Некоторые люди воспринимают данные чувства как естественные и полностью способны контролировать их, не позволяя завладеть их сознанием. Однако многие оказываются не способными противостоять деструктивным чувствам, и они прочно вторгаются в жизни людей, подчиняя человека изнутри, диктуя ему действия и тактику поведения. Это происходит посредством изменения мыслей человека, его принципов и ощущений. Например, если человек считает, что делать добрые дела — похвально и хорошо, то, столкнувшись с тем, как стремление к добрым делам оказывается наказуемым, с несправедливым исходом для желавшего добра и справедливости человека, он способен навсегда изменить свое понимание категорий «добро» и «зло» [9].

Особенно данные человеческие чувства способны оказывать свое негативное влияние на человека в раннем возрасте, когда сознание человека находится в стадии формирования. Примеры детских страхов очень распространены. Причиной одного из детских страхов является наказание ребенка за самостоятельное принятие решения. Если ребенок делает что-либо, считая это правильным, то, получив наказание от родителей, во взрослой жизни он может бояться принять на себя ответственность за свои действия, так как может получить «наказание» в виде потери материальных средств, авторитета, неприятностей для своей семьи [15].

Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: живопись, графика, фотография, рисование и лепка. Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также библиотерапию, маскотерапию, сказкотерапию, оригами, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, видеотерапию, песочную терапию, игротерапию и т. д. [17]

Был разработан и комплексный метод — арт-синтезтерапия. Он основан на использовании сочетания живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики. Причем, количество методик все время увеличивается. Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Это могут быть психологические травмы, потери, кризисные состояния, внутри- и межличностные конфликты, постстрессовые, невротические и психосоматические расстройства, экзистенциальные и возрастные кризисы. Арт-терапия помогает развить в человеке креативность мышления и целостность его личности, а также через творчество позволяет обнаружить личностные смыслы [4].

Многие люди под действием страха способны прочно замкнуться в себе и не бороться с его деструктивным действием, не делясь ни с кем своими переживаниями. Как бороться с человеческими страхами? Одним из верных методов является психотерапия — комплекс мер по оказанию исцеляющего воздействия на сознание человека посредством его психики, преследующий главной целью избавление человека от страхов, переживаний, неверных деструктивных стереотипов, изменение модели поведения человека. Приемы психотерапии проводятся психотерапевтами, имеющими специальное образование и обладающими навыками, способствующими излечению пациента от проблем личностного и эмоционального характера. Наиболее распространенным способом контакта клиента и психотерапевта является обсуждение возникших у пациента проблем. В процессе разговора психотерапевт выделяет основные моменты, тревожащие клиента, делает выводы относительно существующей проблемы и предлагает конкретные способы решения этой проблемы [21].

Тем не менее, способ непосредственной устной беседы с пациентом далеко не всегда способен привести к положительному результату. Это вызвано двумя основными причинами:

1. Пациент по своему характеру является эмоционально замкнутым в себе человеком, который не способен поделиться тревожащей его проблемой с другими людьми. В основе данного поведения лежит страх человека быть непонятым, высмеянным. Такие люди держат все свои мысли за семью печатями, и склонны доверять их только самым близким людям.

2. Стресс от пережитого настолько сильный, что человек не в состоянии рассказать кому-либо о случившемся, так как сразу мысленно возвращается назад в прошлое и испытывает заново все неприятные эмоции. Для того, чтобы избежать очередной боли, человек не хочет делиться своей проблемой с другими людьми [4].

Как поступить психотерапевту, если одна из вышеуказанных причин свойственна его пациенту? Как побудить человека к разговору относительно требующей решения проблемы? На помощь психотерапевту приходит арт-терапия — один из методов психотерапии, использующий для избавления человека от комплексов и его психологической коррекции творческие и художественные приемы, такие как рисование, актерское мастерство, лепка, кинематография и другое [11].

Адриан Хилл, английский художник, врач и арт-терапевт, которого считают основателем арт-терапии, работая в больнице с людьми, больными туберкулезом, Хилл обратил внимание на интересную тенденцию — творческие упражнения позволяли больным на время их выполнения забывать о своих страданиях и переживаниях, что приводило к более быстрым темпам их выздоровления [18].

Сущность арт-терапии заключается в том, что посредством творческого самовыражения своих внутренних проблем на бумаге, при помощи выполненных из пластилина фигур и т. п., человек доносит психотерапевту информацию о существующей проблеме, которую не решился бы озвучить при помощи словесного контакта. Для людей, неспособных рассказать о своих проблемах, арт-терапия зачастую является единственным методом диалога между ним и психотерапевтом, так как выразить свои эмоции посредством творчества гораздо проще, нежели рассказать о них [2].

При разговоре со специалистом некоторые пациенты изначально выстраивают широкий эмоциональный забор, ограждающий их эмоции и переживания от кого бы то ни было, не позволяющий вникнуть в суть проблемы и, соответственно, найти пути ее решения. Методы арт-терапии призваны сломать данный забор, перевести отношения между пациентом и психотерапевтом в более доверительную плоскость. Когда человек изображает свою проблему на бумаге, его действия спонтанны, он изображает свою «картину тревоги», иногда даже не особо задумываясь, зачем все это нужно. На глаза некоторых пациентов наворачиваются слезы лишь спустя пару минут после выполнения задания, так как приходит четкое осознание смысла изображенного на бумаге рисунка [10].

Техника арт-терапии применяется для решения внушительного числа проблем, среди которых: невротические расстройства, травмы, кризисные состояния, потери, внутриличностные конфликты, психосоматические расстройства, постстрессовые расстройства. развитие в человеке способности к креативности и формирование целостности личности. Основные цели, на достижение которых направлена арт-терапия, состоят в следующем:

— Самопознание, осмысление человеком самого себя, собственных способностей, повышение собственной значимости;

— Самовыражение, стремление человека к раскрытию собственного потенциала;

— Накопление собственного опыта, знаний, приобретенных в процессе наблюдений и переживаний, позволяющих в будущем сделать правильный выбор, избрать верную модель поведения в схожей ситуации [18].

Несмотря на сравнительно небольшой срок существования, метод арт-терапии великолепно зарекомендовал себя среди многих экспертов. Это, в первую очередь, вызвано существенными преимуществами арт-терапии в сравнении с другими методами психотерапии, а именно:

1. Способствует раскрытию эмоций и чувств, которые связаны с большой потерей (детские страхи, травмы, насилие, гибель близких людей) для дальнейшего анализа и избавления человека от их последствий.

2. Помогает достичь наивысшей степени доверия пациента к психотерапевту. Когда человек изображает свои чувства на бумаге, ему спокойнее и легче донести свои эмоции, нежели подбирать слова, пытаясь объяснить суть проблемы.

3. В процессе художественного творчества усиливается чувство личностной целостности, реализуются навыки и способности человека к творчеству.

4. Арт-терапия способствует выходу накопленных за долгое время негативных чувств человека посредством творчества, о которых человек никогда не решился бы рассказать.

5. При работе в группах арт-терапия позволяет пациентам установить конструктивные взаимоотношения друг с другом ввиду совпадений в подходах к творчеству различных членов группы [3].

В процессе применения метода арт-терапии человек получает возможность чувственного возврата в прошлое, повторного переживания эмоций, являющихся причинами проблемы, переосмысливания возникшей проблемы. Более того, посредством арт-терапии человек формирует будущую модель своего поведения, от которой, не много ни мало, зависит его настоящее и будущее [12].

Арт-терапия лучше других методов психотерапии формирует способность человека к творческому мышлению, решению запутанных жизненных задач, навыки нахождения разнообразных вариантов выхода из сложившейся ситуации, раскрывает скрытые и неведомые ранее творческие способности человека, помогает легче пережить неприятные моменты жизни, приобрести бесценный опыт решения проблем. И, что самое главное, метод арт-терапии помогает человеку творить свою собственную судьбу своими собственными руками, познавать самое величайшее из искусств — Искусство Жить! [21]

внутриличностный конфликт терапия исследование

ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

2.1 Программа арт-терапии для преодоления внутриличностных конфликтов

Разработанная в данной работе программа направлена на преодоление внутриличностных конфликтов.

Цели программы:

— Выявление внутриличностных конфликтов;

— Преодоление внутриличностных конфликтов;

— Расширение представлений о себе, своем творческом потенциале.

Структура программы

1. Образовательный блок — 3 часа.

2. Супервизорский блок — 11 часов.

3. Интервизорский блок — 6 часов.

Описание программы

Важной составной частью программы является супервизия, т. е. самостоятельная работа слушателей под руководством руководителей программы. Интервизорский блок программы реализуется в ходе занятий участников в микрогруппах между основными ступенями.

Формы работы

— мини-лекции;

— спецпрактикум (моделирование арт-терапевтических сессий, демонстрация классических и авторских арт-техник, упражнения и арт-терапевтические игры, практические занятия по интерпретации продуктов спонтанного изобразительного творчества, перформанс);

— супервизия практики;

— индивидуальные консультации.

Условия работы:

В кабинете с помощью мебели должна быть создана «чистая» зона (стулья образуют круг) для группового обсуждения, «рабочая» зона (пол и стол накрыты пленкой) — для изобразительной работы. Участникам группы представляется возможность выбора, они занимают место в соответствии со своими предпочтениями. Общие работы создаются, как правило, на полу в «рабочей» зоне. Работа в группе ведется самыми разными изобразительными материалами. Наряду с акварельными красками, карандашами, восковыми мелками используются также уголь, специальные краски для работы руками, маркеры для создания изображения на стекле, пластические материалы различной плотности и цвета, бумага разных форматов и оттенков, клей, скотч и т. д. Качество материалов должно быть по возможности достаточно высоким, так как в противном случае это может снизить ценность самой работы или её результатов.

Содержание программы

Программа включает в себя 4 ступени

Ступень 1 (8 часов) Арт-терапия: исцеляющее творчество. Изотерапия.

На данном этапе участники рассматривают искусство как терапевтический фактор, история развития арт-терапевтического метода, модель классической арт-терапии и интегративные формы арт-терапии.

Арт-терапевтические средства и материалы: возможности, ограничения, специфика применения.

Рисунок, коллаж и лепка как средства арт-терапии. Самовыражение при помощи визуальных средств.

Позиция терапевта: продукция как зеркало психофизического состояния. Изотерапия как средство выражения бессознательного. Работа над интерпретацией продукции. Помощь в разрешении конфликтов при использовании изотерапии.

Техники изотерапии: «Рисование в паре»; «Рисование и наблюдение»; «Общий рисунок»; «Портреты»; «Совместный проект», «Фреска» и др. Техники семейной арт-терапии.

Ступень 2 (4 часа) Арт-терапия: работа с мандалами. Трансперсональная арт-терапия, работа с символами.

Мамндала — сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках.

Здесь участники прослушивают теоритический материал о мандалах, как культурном феномене, истории мандалов как средства аутопсихотерапии.

Терапевты используют Юнгианский подход к символике мандалы.

Материалы для создании мандал: символика цвета, работа с готовыми мандалами для ритуалов и медитаций, создание мандал. «Личная мандала как средство фиксации «психической трансформации» (К. Г. Юнг).

Рисуночная мандала. Мандала состояния, мандала снов, мандала «удачи». Насыпная мандала. Песок, зерна, камни. Мандалы — инсталляции. Мандалы — коллажи.

Групповые и парные мандалы.

Ступень 3 (4 часа) Библио-, драма- и сказкотерапия

Психотерапевтический и диагностический потенциал библиотерапии: диагностика эмоционального состояния, прояснение и осознание глубинных ценностей и ресурсов, отреагирование, диссоциация, абсурдизация, расширение ролевого диапозона, катарсис.

Использование готовых произведений: истории, притчи, сказки и анекдоты как метафорические послания об истинах реального мира для расширения мировоззрения и поиска новых ресурсов.

Психодиагностика и психотерапия на основе любимой сказки. Стихосложение — синквейн, рондо. Автобиография как история, сказка, легенда и анекдот.

Библиотерапия в групповой психотерапии. Совместное сочинение. Сказка по кругу.

Терапевтические возможности драматерапии: осознание поведенческих и телесных паттернов, расширение собственных возможностей, развитие спонтанности, «режиссура» собственной жизни, развитие пластики и пластичности (телесной, эмоциональной, когнитивной).

Театр импровизации. Работа различными техниками драматерапии: драма снов, фантазий, страхов.

Структура волшебной сказки. Медиация как терапевтический фактор. Психологические особенности волшебной сказки. Цели и задачи сказкотерапии. Диагностические возможности сказки. Общие принципы терапевтической работы со сказками.

Ступень 4 (4 часа) Фото- и видеотерапия

Теория по история развития фотографии как метода арт-терапии и вида искусства. Фото рассматривается как «сгусток» чувств, желаний, надежд, фантазий автора, и способ зафиксировать «волшебные мгновения». Фототерапия как способ реконструкции утраченной целостности и изменения образа «Я». Использование фототерапии для проявления личной индивидуальности.

Обсуждаются примеры использования фотографий в групповой терапии.

Мультфильмы и художественные фильмы как средство разрешения внутриличностных конфликтов (С. Макнифф), психосоциальной адаптации лиц с эмоциональными и психическими расстройствами.

Практические упражнения: «Фотограф и модель»; «Проба на роль»; «Герой и анти-герой»; «Я и не Я»; тематические коллажи с использованием личных фотографий; «кадрирование» пути достижения цели и др.

2.2 Описание процедуры исследования

Задачами данного исследования являются:

— разработка программы арт-терапии;

— на примере группы испытуемых выявление причин внутриличностных конфликтов и их изучение (диагностика);

— применение методов арт-терапии для преодоления внутриличностных конфликтов;

— изучение влияния арт-терапии на преодоление конфликтов. Доказательство или опровержение гипотезы исследования.

Для проведения эксперимента была отобрана группа из 8 мужчин и 8 женщин в возрасте от 18 до 50 лет, у которых в результате индивидуальной беседы были выявлены внутриличностные конфликты. Для выявления конфликта с каждым была проведена индивидуальная беседа. В ходе беседы с каждым испытуемым обсуждались наиболее сложные для них вопросы (для кого-то это взаимоотношения в семье, для кого-то вопросы материального или карьерного благополучия и т. д.).

В обязательном порядке каждому из испытуемых был задан ряд вопросов, который, вместе с получаемыми ответами, приведен в таблице 1.

Опрос показал, что наиболее важными ценностями являются семья — 40%, здоровье — 30%, материальное положение — 20%. Эти ценности у женщин несколько выше, чем у мужчин. Среди ценностей, которые более превалируют у мужчин — экологическая ситуация — 30,7%, карьера — 23%, родственники — 15,3%, любовь — 15,3%. Женщины в отличие от мужчин обращают внимание на такие ценности как работа — 17,6%, стабильность и мир в обществе — 11,7%, духовность — 11,7% и внутренняя гармония — 11,7%.

Таблица 1. Результаты опроса.

1. Для вас наиболее важные ценности — это:

Семья — 40%, здоровье — 30%, материальное положение — 20%, прочее — 10%

2. На Ваш взгляд, внутренние конфликты чаще всего возникают из-за:

Несовпадения интересов — 33,3%, когда цели расходятся с возможностью по их достижению — 30%, из-за заниженной самооценки — 26,6%, прочее — 10,1%

3. Причина Ваших внутринних противоречий заключается в:

Проблемы с детьми — 30%, проблемы взаимоотношений с друзьями и родственниками — 26,6%, сложности в достижении целей (карьерных, материальных) — 28%, прочее — 15,4%.

4. Как Вы переживаете внутриличностный конфликт? (формы переживания внутрилиностного конликта)

Экспрессивная — 53%, дипрессивная — 52%, ярость и гнев — 33%.

5. Желание забыться (наркотики, алкоголь) выявлено:

У 25% испытуемых.

6. Что для Вас может послужить помощью в преодолении внутриличностного конфликта?

33% назвали фактор поддержки со стороны близких людей, 35% - экономическую стабильность и стабильность в семье.

При изучении конфликтов всегда повышенное внимание уделяется их причинам или источникам возникновения. Это естественно, поэтому, чтобы разрешить конфликт или управлять им, необходимо хорошо разобраться в его причинах, механизмах развития, факторах детерминации. «Универсальной» причиной возникновения конфликта является наличие значимого противоречия, которое может осознаваться или не осознаваться, но всегда воспринимается объектом как реальная угроза. По мнению опрашиваемых внутренние конфликты чаще всего возникают из-за:

— несовпадения интересов — 33,3%, из них 61,5% составили мужчины и 47% - женщин.

— когда цели расходятся с возможностью по их достижению — 30%, из них 64,7% составили женщины и 30,7% мужчины.

— из-за заниженной самооценки — 26,6%, среди которых 35,2%
занимают женщины и 15,3% - мужчины.

В реальной жизни внешние и внутренние причины конфликтов взаимосвязаны, их непросто разграничить. Соревновательность и соперничество пронизывают все сферы нашей жизни. Например, на чисто служебные проблемы могут накладываться семейно-бытовые, жилищные, финансовые и др. В таких условиях окружающая человека среда становится одним из основных источников внутриличностных конфликтов. По данным нашего исследования у 20% опрощенных конфликт возникает из-за проблем с детьми. Менее всего по этому поводу переживают мужчины — 15,3%, а больше всего — женщины — 58,8%.

26,6% опрошенных указали причиной своих переживаний отношение с родственниками, друзьями. По этому поводу больше переживают мужчины — 53,8%, женщины — 23,5%. Третью позицию занимают переживания связанные с проблемами на работе — 28,3%. Подавляющее большинство среди них мужчины -53,8%.

Во время конфликта эмоции переполняют человека и мешают ему действовать рационально. Необходимо научиться управлять своими эмоциями, периодически «очищаться» от избытка негативных чувств. Для этого люди используют самые разнообразные способы и приемы. Наш опрос показал, что у большинство опрошенных переживания проявляются в следующих формах: экспрессивная форма — 53,3%. Подавляющее большинство из них женщины — 82,3%. Также женщинам свойственно депрессивное состояние — 52,9% от общего числа опрошенных жителей — 36,6%. Такие формы как ярость и гнев в основном свойственны мужчинам — 61,5% из общего числа опрошенных респондентов — 33,3%, при этом женщины составили всего 11,7%. Стремление забыться (алкоголь, наркотики) испытывает каждый четвертый респондент, но в основном это мужчины.

Конфликты бывают совершенно разными по
продолжительности, эмоциональному накалу и последствиям. По
продолжительности конфликты бывают кратковременными и
затяжными. Кратковременные обычно базируются на объекте или
являются следствием взаимного недопонимания, непринципиальных ошибок, недостаточной информированности и пр. Поэтому такие конфликты разрешаются быстро, без негативных последствий. Затяжные конфликты, скорее всего, связаны с действием субъективных факторов или очень сложных трудноразрешимых противоречий. По данным нашего исследования первое место занимают кратковременные переживания, длящиеся 1−2 дня. Это 43,3% от опрошенных. Более склонны к таким переживания мужчины (53,8%).

Женщины переживают гораздо дольше (29,4% - месяцы, 35,5% - годы).

По мнению опрошенных, выходом из переживаний может служить поддержка близких людей, друзей, межличностное общение. По данным нашего исследования 33,3% указывают на поддержку близких людей, друзей. Из них большинство нуждаются в такой поддержке женщины (70%), мужчин — 30%.

33,3% респондентов назвали выходом из переживаний — политическую и экономическую стабильность в обществе и в семье. Из них 50% женщин и 50% мужчин. К помощи психолога сочли нужным обратиться 6,6% респондентов. Количество мужчин и женщин здесь одинаковое. Остальные 26,8% пользуются другими способами выхода из стрессов.

Для помощи в преодолении внутриличностных конфликтов испытуемым было предложено в течении трех дней поучаствовать в трех упражнениях арт-терапии и, по прошествии трех дней оценить, помогла ли программа в преодолении конфликта.

2.3 Эмпирическое исследование влияния арт-терапии на преодоление внутриличностных конфликтов

Для изучения влияния арт-терапии на преодоление внутриличностных конфликтов, мы провели с участниками эксперимента по 3 упражнения: в первый день после опроса и изучения существующих конфликтов участникам предложили поучаствовать в первом упражнении. Каждому участнику предложили холст, краски и кисти, и возможность выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе; позволив индивидуально нарисовать какой-нибудь образ. В процессе работы с каждым из участников индивидуально обсуждались образы, которые каждый из них пытался изобразить, ситуации, которые каждый связывает с этим образом и т. п.

Второй день был посвящен следующему упражнению: участникам эксперимента предложили описать существующие «внутри них» противоречия, эмоциональные переживания, трудности в литературной форме. Арт-терапевтические техники направлены на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, эмоциональную поддержку, выработку гуманно ориентированных моделей поведения. Таким образом, цель данного упражнения — не просто воспроизвести в письменной форме какие-то внутренние переживания, но и найти способ их преодоления, увидеть желаемое поведение в данной ситуации и т. д.

На третий день отобранной группе предложили для инсценировки различные ситуации, в зависимости от внуртиличностных конфликтов. Например, людям, для которых причиной внутренних противоречий послужили сложные отношения в семье, было предложено инициировать диалоги на разные темы между детьми и родителями. При чем те родители, которым сложно понять своих детей в жизни, должны были сыграть именно их. Обыгрывались такие ситуации, как реакция родителей на сообщение сына (дочери) о поступлении в «неперспективный», с их точки зрения, ВУЗ (ненужную специальность) и прочее. Данное упражнение позволяет людям взглянуть на ситуацию с другой стороны, не только понять своего собеседника, но и увидеть себя как бы со стороны.

После проведения перечисленных упражнений, со всеми участниками были проведены индивидуальные беседы, результаты которых приведены в таблице 2. Анализ результатов проводился с учетом первоначальной причины конфликта (собственно самой проблемы).

Таблица 2 — Результаты самоотчета испытуемых по итогам проведения упражнений.

Проблема

Вопрос

Проблемы с детьми

Проблемы взаимоотношений с близкими

Проблемы в достижении целей (карьерных, материальных)

1. Смогли ли Вы более глубоко понять причину Вашего внутреннего конфликта?

Да — 100%

Да — 100%

Да — 100%

2. Заметили ли Вы, что стали более сдержанны?

Да — 100%

Да — 88%, нет — 12%

Да — 60%, нет — 40%

3. Заметили ли Вы снижение депрессивного состояния?

Да — 50%, нет — 50%.

Да — 40%, нет — 60%.

Да — 50%, нет — 50%.

4. Снизилась ли тяга к алкоголю (наркотикам)? (задан тем, кто отметил у себя тягу при первой беседе)

-

Да — 50%, нет — 50%

Нет — 100%

В результате которых выявились существенные изменения в лучшую сторону у 13 из 16 испытуемых. Они отметили существенные изменения в лучшую сторону своего внутреннего состояния, осознали причину конфликта и отметили, что смогли биле широко осмыслить сложившиеся ситуации.

Таким образом, гипотеза о том, что арт-терапия помогает в преодолении внутриличностных конфликтов полностью доказана.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Арт-терапия — это очень популярный в наше время вид терапии, поэтому разработка программ арт-терапии — перспективное направление, так как искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество — является одной из трансформирующих сил для преодоления страха, тревоги, возникших в связи с внутренним экзистенциальным конфликтом. Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает клиентов выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.

Метод арт-терапии позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах и танцевать настроение. Реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой по силам каждому — для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.

Между арт-терапией и художественным творчеством существует четкая граница. Для участников психотерапевтических групп искусство лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Эти занятия ориентированы не на результат, а прежде всего на процесс. Одна из задач арт-терапии — помочь человеку узнать и научиться выражать собственные чувства, а артефакты, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение — служат материалом для анализа переживаний, их породивших.

Арт-терапия с успехом используется при работе с детьми, взрослыми, в индивидуальной и семейной терапии, при решении широкого спектра межличностных и внутриличностных проблем, а также вопросов, касающихся физического и психического здоровья: работа со своими зависимостями; различные психические болезни, насилие, отставание в развитии, соматические заболевания, СПИД; дезадаптация в обществе, проституция, бездомные, сексуальное и домашнее насилие. Арт-терапия в группах способствует коммуникации и социализации. Поэтому, нужно отметить, данная работа по исследованию межличностного конфликта и разработке программы арт-терапии для его преодоления — это лишь одно из возможных направлений использования арт-терапии.

Так же помимо огромного спектра направлений существует еще и огромный спектр техник и технологий в арт-терапии. Выделяют собственно арттерапию (визуальные виды искусства), музыкотерапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами. Сейчас появляется все больше и больше новых направлений, которые стоят на стыке арттерапии и других направлений психотерапии: артсинтезтерапия, песочная терапия, киндер-сюрприз-терапия… и это еще не предел. Специалисты-практики понимают, что количество методов равно количеству специалистов, так как каждый вносит в технологию и интерпретацию что-то свое, приобретенное в опыте. В разработанной программе для преодоления межличностных конфликтов использовалось большое число из существующих методик, так как количество их не ограниченно, как и сфера интересов и талантов людей, то остается еще широкое поле для исследования и моделирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Общая психология / под редакцией Петровского А.В. — М.: Просвещение, 1986-с.224

2. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 2004-с.26

3. Общая психология /под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова-М.: Просвещение, 1998-с.159

4. Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3. М., Просвещение, 1999-с.121

5. Общая психология /под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова-М.: Просвещение, 1998-с.160, 163

6. Кузин В.С. Психология. — М.: Высшая школа, 2005-с.201

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, Просвещение, 1968-с.32

8. Платонов К.К., Голубев Г. Г. Психология. — М.: ИНФРА-М, 2005-с.189

9. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. — Л., 1969-с.211

10. Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3. М., Просвещение, 1999-с.123−124

11. Гоноболин Ф.Н. Психология. — М.: Просвещение, 1973-с.166

12. Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3. М., Просвещение, 1999-с.123

13. Общая психология /под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова-М.: Просвещение, 1998-с.163

14. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. — Л., 1969.

15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, Просвещение, 196

16. Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3. М., Просвещение, 1999-с.126

17. Сайт психологической тематики //www.therapy.by/therapy/art-terapiya [Электронный ресурс]

18. Гоноболин Ф.Н. Психология. — М.: Просвещение, 1973.

19. Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3. М., Просвещение, 1999.

20. Кузин В.С. Психология. — М.: Высшая школа, 2005.

21. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 2004.

22. Общая психология / под редакцией Петровского А.В. — М.: Просвещение, 1986.

23. Общая психология /под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова-М.: Просвещение, 1998.

24. Платонов К.К., Голубев Г. Г. Психология. — М.: ИНФРА-М, 2005.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector