Диагностика леворукости и ее использование в школьной практике

Содержание

Введение 4

Глава 1. Природа леворукости 7

1.1 Причины происхождения леворукости 7

1.2 Особенности развития психических процессов леворуких детей 13

1.3 Психологические проблемы леворуких детей в школе, пути их решения 16

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния леворукости на адаптацию детей к их обучению в школе. 27

2.1 Методы диагностики леворукости. 27

2.2 Организация, этапы и результаты исследования. 35

2.3 Практические рекомендации для педагогов и родителей по предупреждению дезадаптации леворуких детей. 49

Заключение 54

Библиография 57

Введение

До сегодняшнего дня не существует четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости, и чем отличаются психологические характеристики леворуких и праворуких детей. Ясно одно: леворукий ребенок отличается от большинства праворуких сверстников, и педагогам и родителям надо сделать все, чтобы помочь раскрыться его неповторимой индивидуальности, предотвратить негативные проявления личности ( тревожность, агрессивность, неврозы и т.д)

Основной вопрос, на который пытаются ответить современные психологи (Николаева Е.И., Безруких М.М., Айрапетянц В.А.), невропатологи, педиатры звучит так: нужно ли и можно ли переучивать леворукого ребенка и заставлять его писать правой рукой? На сегодняшний день существует уже немало свидетельств того, что насильственное переучивание и негативное отношение к леворукости приводит к нервно-психическим расстройствам, пагубно сказывается на здоровье, развитии и школьных успехах детей, чьи родители не смогли помочь им отстоять свое право на леворукость.

Главным препятствием на пути к спокойному принятию педагогами и родителями леворукости ребенка является высокий количественный перевес окружающих людей в пользу правшей: родители из самых лучших побуждений стремятся подготовить своего «необычного» ребенка к жизни в праворуком мире.

В деятельности леворукого особенности их развития и воспитания">ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

1. Сниженная способность зрительно-двигательных координации

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... между: - объективно существующими возрастными предпосылками музыкально-творческого развития личности дошкольника и недостаточной ориентацией на них в практике музыкального воспитания; - потенциальными возможностями детей в проявлении музыкально-творческих способностей ...

2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности при анализе пространственных соотношений

3. Особая стратегия переработки информации, аналитический стиль познания.

4. Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.

5. Речевые нарушения: ошибки звуко-буквенного анализа.

Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (в меньшей степени – чтением), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности.

Одной из важнейших особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, обидчивость, раздражительность, а также сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Это – следствие не только специфики межполушарной асимметрии, но и попыток переучивания.

Перечисленные выше психологические особенности леворуких детей требуют повышенного внимания как со стороны педагогов и родителей, так и со стороны психологов. Своевременная диагностика леворукости позволит во многом предотвратить или компенсировать возможные нарушения в социализации и развитии личности леворуких детей. Исходя из вышеизложенного тема дипломной работы является чрезвычайно важной и актуальной.

Целью дипломной работы является изучение особенностей диагностической деятельности по определению леворукости и ее использование в школьной практике. Для достижения данной цели нами выдвигались следующие задачи:

1. Изучить теоретические подходы к обоснованию вопроса происхождения леворукости.

2. Проанализировать особенности развития психических процессов леворуких детей и психологические проблемы, возникающие у них в школе.

3. Рассмотреть средства диагностики для выявления леворукости.

4. Выявить преобладание леворукости среди учащихся 1-х классов с помощью средств диагностики;

5. Исследовать особенности адаптации и тревожности леворуких детей при обучении в школе;

6. Выявить закономерности между преобладанием леворукости и проявлением таких личностных характеристик младших школьников, как дезадаптация вследствие повышенного уровня тревожности.

Исходя из вышеизложенного, нами выдвигалась следующая гипотеза: диагностика ведущей руки учащихся, поступающих в школу позволяет спрогнозировать трудности адаптации леворуких детей к обучению в школе вследствии повышенного уровня их тревожности.

Объектом исследования является леворукость.

Предмет исследования: диагностика леворукости и ее взаимосвязь с причинами дезадаптации детей при обучении в школе…….

Библиография

1. Агафонова И.Н. // Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.

2. Айрапетянц В.А. Леворукий ребенок // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2003, №3

3. Безруких М. М., Ефимова С. П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. М., 1991.

4. Безруких М.М. // Прописи для леворуких детей. – М., 1997.

5. Безруких М.М., Князева М.Г. // Если ваш ребенок левша. М., 1994.

6. Безруких М.М.. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. — М.:Вентана-Граф, 2001. — 64 с.: ил. — (Готовимся к школе).

4 стр., 1907 слов

1.Диагностика мотивационной структуры личности

... и общежитейской направленности личности. Позволяя выявить личностные свойства, диагностика мотивационной структуры личностипредставляется самостоятельным профессиональным средством тестирования. Условное ... «труд-деньги». Прохождение эффективного всестороннего тестирования трудно реализуемо без диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере такой, как ...

7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998

8. Брагинский В. Почему левша талантлив? // Будь здоров! №2, 2000 г.

9. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Школьные трудности благополучных детей М. 1994 – 189 с.

10. Венгер А. Л. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. – М.,1989 г.

11. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов // М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. М, изд-во МГОПУ АНОО НОУ. 1999

12. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,-Томск, 1992г.

13. Диагностика школьной дезадаптации. М., 1993.

14. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога // Под редакцией Дубровиной М. 1987 – 235 с.

15. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. // М.: Книга, 1994

16. Ефремов К. Левый-правый мозг. // Знание-сила №8, 2002 г

17. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.

18. Крылов Д.Н., Кулакова Т.П. Доклинические формы нервно-психических нарушений у школьников и их профилактика // Школа и психическое здоровье учащихся. – М., 1988.

19. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология», М., 1991 — 335 с.

20. Люблинская А. А. «Учителю о психологии младшего школьника», М., 1977 — 278 с.

21. Майская А. Ребенок-левша. Как достичь гармонии с «правым» миром М.: 2006 г

22. Макарьев И. Если ваш ребенок левша Издательство: Лань, 1995 г.

23. Микадзе Ю.В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диаг-ностика и коррекция младших школьников. – М., 1994.

24. Мой ребенок — левша. Наш малыш №10, 2001 г

25. Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. – СПб.: “Детство-пресс», 2005

26. Обухова. Л.Ф. Детство как предмет психологического исследования М., Тривола, 1995

27. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.

28. Перельштейн Людмила Осторожно: дети! или пособие для родителей, способных удивляться Санкт-Петербург 1998

29. Практикум по возрастной и педагогической психологии, под редакцией И. В. Дубровиной, М. 1998 – 225 с.

30. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. — 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000

31. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998

32. Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М., 1989.

33. Санько А. К., Кафеева Ю. Ж. «Введение в школьную жизнь», «Школьный психолог», 1999, № 23 – с 51 – 63.

34. Светлов С. Левши и правши. Какой рукой открыть дверь истины? Издательство: ИГ «Весь», 2004 г.

35. Светлова Е. Чем левши хуже?. Совершенно секретно №10, 2000 г

5 стр., 2334 слов

Диагностика к экзамену

... Они могут быть адаптированы и с успехом применяться в музыкальной диагностике детей дошкольного возраста. 1.Правомерность использования метода цветового моделирования с целью выявления ... традиционных и инновационных технологий музыкального образования (АнисимовВ.П. Диагностика муз способностей детей – М., 2004). Задачи современной диагностики направлена на то, чтобы по возможности дифференцированно ...

36. Семенович А. В. Эти невероятные левши. Практическое пособие для психологов и родителей // Психологическая работа с детьми Издательство: Генезис, 2005 г.

37. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988.

38. Федосова Н.А. Обучение письму леворуких детей //Начальная школа. 1987. №12.

39. Ходорыч А. Право левой руки. Деньги №24, 2000 г.

40. Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь», Томск, 1992 – 94 с.

41. Чижова С. Если ребенок левша. Как наиболее эффективно развивать таланты вашего ребенка // Издательства: Эксмо, ОЛИСС, 2007 г.

42. Чуприков В.А. Как быть левшой? //Семья и школа. 1986. №11.

43. Шохор-Троцкая М. Не переучивайте левшу!. Наука и жизнь №8, 2002 г.

44. Юдин Н. Муталимова А. О феномене леворукости. Воспитание школьников №10, 2002

45. Юдин Н. Психокоррекционная работа с леворукими детьми. Воспитание школьников №2, 2003 г.