Личность как особая реальность

Лекция 8. Понятие личность в трудах А.Н.Леонтьева.

Биография. Личность как особая реальность Развитие личности. Автономизация индивидов из первичной совокупной личности. Направление развития личности. Два рождения личности. Внутренняя работа личности. Структура личности Характер. Параметры личности. Теория А.Н.Леонтьева и экзистенциальная психология

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ.

Изучая материал данной темы, следует обратить внимание на то, что теория личности А.Н.Леонтьева представляет собой целостную самостоятельную психологическую теорию. Публикации автора, посвященные проблеме личности, укладываются в небольшой отрезок времени – в пять лет. Первой публикацией на эту тему была статья «Некоторые психологические вопросы воздействия на личность» (Леонтьев, 1968); после этого была написана глава «Деятельность и личность», она сначала была опубликована в журнальном варианте, а затем вошла в книгу «Деятельность. Сознание. Личность» (Леонтьев, 1974; 1975).

Этот материал и является тем, что известно как теория личности А.Н.Леонтьева. Однако недавно опубликованные «Методологические тетради» из архива А.Н.Леонтьева, относящиеся к 1940 году, но вышедшие в свет через 15 лет после смерти автора (Леонтьев, 1994), содержат в тезисном виде почти все идеи, которые легли в основу публикаций 1970-х годов. Их публикация была долгое время невозможной по идеологическим соображениям. В своих небольших текстах А.Н.Леонтьев, не мог разработать теорию личности во всех деталях. Однако он успел построить довольно стройный и логически связный каркас теории личности, который послужил основой для работ его учеников, с именами которых сейчас связывается отечественная психология личности. Наиболее заметный вклад в развитие этого направления работ за последние три десятилетия сделали А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, Б.В.Зейгарник, В.А.Петровский, Е.В.Субботский.

Прочтите конспект лекции, ответьте на вопросы самопроверки, познакомьтесь с терминами глоссария и посмотрите презентацию.

«Личностный смысл порождается бытием человека, жизнью…» А.Н.Леонтьев

Биография. Леонтьев Алексей Николаевич (5 февраля 1903, Москва — 21 января 1979, Москва) — советский психолог, занимавшийся проблемами сознания и деятельности. Ученик Л. С. Выготского. В 1924 году окончил МГУ им. М. В. Ломоносова. С 1941 года — профессор МГУ и с 1945 — заведующий кафедрой психологии философского факультета. С 1950 года — действительный член АПН РСФСР, а уже с 1968 года — АПН СССР. Основал в 1966 году факультет психологии МГУ и руководил им 1960-70-е годы. Сын – психолог А. А. Леонтьев. Внук – психолог Д.А.Леонтьев.

8 стр., 3707 слов

Леонтьев, Теплов и т.д

... жизненные ценности, мотивы и потребности. Общепсихологическая концепция деятельности, сознания и личности, разработанная Леонтьевым, сыграла важную роль в дальнейшем развитии отечественной психологии. Основателем еще ... В своей последней книге «Деятельность. Сознание. Личность» (1975 г.), которую можно рассматривать как научное завещание Леонтьева, он особое внимание уделил системному анализу ...

Личность как особая реальность

В житейском понимании личность — это «хозяин психических процессов», или то, что управляет отдельными психическими процессами, деятельностью и поведением. Взаимосвязь психических процессов – это то, что относится к психической реальности. Такой взгляд подводит личность под категорию «психики»; она оказывается одной из структур психики.

А.Н.Леонтьев, напротив, принципиально выводит понятие личности за пределы понятия психики в плоскость отношений с миром. В его понимании личность имеет иную природу: «проблема личности есть проблема единства, взаимосвязи отдельных деятельностей», а не психических процессов.

Это положение, идущее от Л.С. Выготского, коренным образом отличает подход А.Н.Леонтьева от взглядов А.Ф.Лазурского, С.Л.Рубинштейна, В.С.Мерлина и почти всех других отечественных и зарубежных авторов

Личность есть особая реальность, заслуживающая особого предмета, «личность не есть простое биологическое единство, это есть высшее единство, историческое (общественное) по своей природе. Это единство — личность — не дано изначально. Человек не родится в качестве личности. Личность человека возникает в ходе развития его жизни». «Индивид превращается в личность … в ходе своей биографии. В этом смысле личность и есть «сгусток» биографии». Другими словами, личность – не биологическое и не социальное, не условия и не факторы, а биография, опыт жизни. Личность есть результат «кристаллизации» биографии.

Личность развивается, т.е. существуют качественно особые стадии развития личности, которые не имеют отношения к развитию психических процессов.

Личность имеет строение. С самого начала вводится разведение индивида и личности. Если индивид представляет собой некое биологическое единство, связь естественных органов и их функций, то личность — небиологическое единство. Она постепенно возникает, формируется в ходе жизни, поэтому есть строение индивида, и есть независимое от него строение личности.

Вопросы для самопроверки:

Согласно теории личности А.Н.Леонтьева, входит ли личность в структуру психики?

а) да

б) нет

Ответ: нет. А.Н.Леонтьев выводит понятие личности за пределы понятия психики в плоскость отношений с миром. В его понимании «проблема личности есть проблема единства, взаимосвязи отдельных деятельностей».

Согласно теории личности А.Н.Леонтьева, развитие личности не сводится к развитию познавательных процессов

а) да

б) нет

Ответ: а) существуют качественно особые стадии развития личности, которые не имеют отношения к развитию психических процессов, так как личность есть результат «кристаллизации» биографии.

Согласно теории личности А.Н.Леонтьева:

а) индивид включен в личность

б) личность включена в индивида

в) индивид и личность разделяются

Ответ: в) Индивид и личность разделяются. Если индивид представляет собой некое биологическое единство, связь естественных органов и их функций, то личность — небиологическое единство.

Развитие личности

Индивид – это связь естественных органов и их функций, которая возникает на основе дифференциации и одновременно интеграции живых схем. Это связь естественных потребностей, определяющая естественную иерархию деятельности. Личность, напротив, есть «связь и иерархия деятельностей, определяемых не биологически, но исторически» Она определяется процессом дифференциации деятельности и их переподчинения, новой иерархизацией, возникают новые, вторичные, высшие связи.

Внутренняя работа личности.

«На каждом повороте жизненного пути ему (человеку) нужно от чего-то освобождаться, что-то утверждать в себе». Человек является в определенной степени кристаллизацией биографии, но считать человека полностью результатом биографии нельзя, потому что при этом упускается главный психологический факт – «человек вступает в отношение к своему прошлому, которое по-разному входит в наличное для него — в память его личности». На уровне личности прошлые впечатления не выступают как покоящиеся пласты его опыта, в этом прошлом одно умирает, лишается своего смысла, другое открывается в новом смысле. Эти изменения происходят постоянно; прошлое может переоцениваться и человек «сбрасывает с себя груз своей биографии» Конечно, человек является в определенной степени кристаллизацией биографии, но неправильно считать человека полностью продуктом своей биографии. С одной стороны, личность формируется в процессе жизни, биографии, с другой стороны, она – не только результат того, что происходит, но и результат того, что человек делает из себя. «Как и прошлое, будущее составляет наличное в личности. Открывшаяся человеку жизненная перспектива есть … его достояние» .

Вопрос для самопроверки:

Согласно А.Н.Леонтьеву, может ли личность «сбросить с себя груз биографии»?

а) да

б) нет

Ответ: а) да. Неправильно считать человека полностью продуктом своей биографии. С одной стороны, личность формируется в процессе жизни, биографии, с другой стороны, она – не только результат того, что происходит, но и результат того, что человек делает из себя

Структура личности

Личность характеризуют:

Ø «богатство, многообразие действительных отношений субъекта, составляющих его жизнь. Это и есть основание, реальный базис личности». А.Н. Леонтьев, правда, делает оговорку: не всякая фактически осуществляющаяся деятельность человека есть часть его жизни. Отдельные деятельности могут отчуждаться от человека. Человек делаем целый ряд вещей, которые к его внутренней жизни могут не иметь никакого отношения, быть чем-то внешним для него.

Ø иерархизация связей, то есть «степень развития «вторичных», высших связей действий (мотивов) между собой. Это именно степень развития личности», ее генетическая характеристика. Вектор развития личности — это одновременно вектор ее иерархизации, упорядочивания. Эта идея перекликается с теориями личности таких авторов как Г.Олпорт, С.Л.Рубинштейн, К.Левин, К.Г.Юнг.

Ø тип строения личности: моновершинный, поливершинный и т.д., тот есть имеется в виду общий структурный профиль. Не всякий мотив или жизненная цель способна стать вершиной, вынести всю нагрузку вершины личности. Существует не пирамида с широким основанием внизу и сужающаяся кверху, к высшей жизненной цели, а скорее наоборот, перевернутая пирамида, стоящая на вершине — жизненная цель несет на себе всю ее нагрузку. И от того, какова главная жизненная цель, ведущий мотив, будет зависеть, выдержит ли он всю конструкцию на себе, или не выдержит. Ведущий мотив человека должен быть таким, чтобы держать на себе всю конструкцию.

Вопрос для самопроверки:

Что из перечисленного относится к параметрам структуры личности по А.Н.Леонтьеву?

а) широта связей с миром

б) иерархизация связей с миром

в) структура связей с миром

Ответ: а),б) и в) все перечисленные ответы.

Личностный смысл

Единицей анализа личности выступает личностный смысл как отражение в сознании человека отношения мотива к цели. Личностный смысл обычно соотносится с понятием значения. А.Н. Леонтьев утверждает, что значение не может быть использовано как единица анализа личности, поскольку действительность отражается в нем в независимой от личности форме.

 
 

 

 

А.Н. Леонтьев приводит пример того, как изменяется личностный смысл при изменении мотива деятельности. Например, чтение студентом научной литературы выступает для него как сознательная цель. Мотивом же может быть и стремление приготовить себя к будущей профессии, и желание формально сдать экзамен. Зная, что личностный смысл определяется отношением мотива к цели, мы в этих двух случаях по-разному проинтерпретируем смысловое содержание деятельности студента.

Вопрос для самопроверки:

Ученик приступает к чтению учебника, чтобы сдать экзамен по физике, но содержание настолько его увлекает, что он начинает серьезно интересоваться этим предметом. О каком явлении идет речь в этом примере?

Ответ: Речь идет о механизме «сдвига мотива на цель, описанным А.Н. Леонтьевым. Этот механизм объясняет расширение круга мотивов и изменения в мотивационной сфере личности. «Рождение новых высших мотивов и форми­рование соответствующих им новых специфических че­ловеческих потребностей…— писал А. Н. Леонтьев,— происходит в форме сдвига мотивов на цели и их осо­знания». В Вундт описывал подобный феномен. Используя категорию «гетерогении целей». Он указывал на случаи, когда человек приступает к изучению иностранного языка для общения с местными жителями при поездке за рубеж и первоначально руководствуется сугубо утилитарными соображениями. Но в ходе занятий языком настолько увле­кается, что это занятие перерастает в самостоятельное значимое дело, продолжающее существовать и раз­виваться уже вне зависимости от побудившей его первоначально цели. Сход­ные процессы были описаны и Г. Олпортом, он, в своей концепции функциональной автономии, отмечал, что при превращении «средств в цели» они могут приобретать силу самостоятельных мотивов.
Проблема исследования личностных смыслов была тем направлением, в русле которого идеи, сформулированные А.Н. Леонтьевым, продолжают развиваться его сотрудниками и последователями в разных направлениях психологии .

Характер

А.Н.Леонтьев четко разводит характер в широком и в узком смысле слова. Под характером в широком смысле он понимает практически все индивидуальные различия, все, что характеризует человека, не позволяет смешивать его с другим. Характер, личность, индивидуальность, — эти три слова выражают при таком понимании фактически одно и то же.

Характер в узком смысле слова А.Н.Леонтьев не определяет, но указывает, что «только такое употребление термина «характер» в психологии является оправданным» Трактовка характера не как синонима личности, а как ее частной подструктуры получила раскрытие в ряде работ в 1980—1990-е годы (А.Г.Асмолов, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев и др.).

Теория А.Н.Леонтьева и экзистенциальная психология

Экзистенциальную психологию и философию роднит с теорией деятельности ключевой принцип, который лаконично сформулировал Ж.-П. Сартр: «Существование предшествует сущности».

В деятельностном подходе аналогичный принцип гласит, что все психические и личностные структуры изначально существуют как структуры деятельности, реализуясь в реальных отношениях с миром, лишь после этого они кристаллизуются в виде каких-то стабильных структур.

Для А.Н.Леонтьева, начиная уже с 1940-х гг., деятельность, прежде всего, является формой взаимодействия с миром, а потом уже всем остальным. И само это взаимодействие не выводится из чего-то другого — черт, мотивов, диспозиций, — наоборот, из него выводятся структуры психики, сознания и личности. И врожденное, и приобретенное оказываются только сырьем, глиной, инструментом; ни биологическое, ни социальное не определяют личность; они «равноудалены» от личности, которая не сводится ни к тому, ни к другому. ««Центр личности», который мы называем «я»,… лежит не в индивиде, не за поверхностью его кожи, а в его бытии».

Дополнительная литература:

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Книга по требованию. 2011,С.130.

2. Соколова Е.Е., Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность, сознание, личность: Смысл.. 2005, С.431

 

 

 

Глоссарий:

Индивид— биологическое единство, связь естественных органов и их функций, которая возникает на основе дифференциации и одновременно интеграции живых схем. Это связь естественных потребностей, определяющая естественную иерархию деятельности.

Личность— небиологическое единство, это «связь и иерархия деятельностей, определяемых не биологически, но исторически» Она определяется процессом дифференциации деятельности и их переподчинения, новой иерархизацией, возникают новые, вторичные, высшие связи.

Параметры личности: 1) «богатство, многообразие действительных отношений субъекта, составляющих его жизн;.2) иерархизация связей, то есть «степень развития «вторичных», высших связей действий (мотивов) между собой; 3) тип строения личности: моновершинный, поливершинный и т.д., тот есть имеется в виду общий структурный профиль

Развитие личности: индивид превращается в личность … в ходе своей биографии. В этом смысле личность и есть «сгусток» биографии.

Смыслообразующие мотивы- побуждают деятельность и придают ей личностный смысл. Иерархия этих мотивов составляет центральную в структуре личности мотивационную сферу личности

 

 

 

Основные положения концепции личности А.Н.Леонтьева
Деятельность субъекта является единицей психологического анализа личности
А.Н.Леонтьев развел понятия индивид и личность. Индивид – неделимое целостное со своими особенностями генотипическое образование. Личность- целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей
Если субъект жизни обладает самостоятельной силой реакции, иными словами активностью, то тогда справедливо « внутренне субъект действует через внешнее» и этим сам себя изменяет»
Развитие личности есть процесс взаимодействия множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они же и образуют ядро личности.
Для психологической трактовки понятия «иерархии деятельностей» используются понятия потребность мотив эмоция значение смысл
Существуют мотивы – стимулы, побуждающие, эмоциональные, лишенные смыслообращующей функции
Существуют мотивы – цели, смыслообразующие мотивы, побуждающие деятельность и придающие ей личностный смысл
Иерархия этих мотивов составляет центральную в структуре личности мотивационную сферу