Фазы психосексуального развития

Лекция 2. Психоаналитическая (психодинамическая) теория личности З.Фрейда.

Три основные части (механизма) психики. Структурная модель. Движущие силы поведения. Тревога: природа и типы. Защитные механизмы эго. Фазы психосексуального развития. Типы характера.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ.

Концепция З.Фрейда в данном курсе дается в сокращении, так как работы этого автора подробно изучаются в других курсах института психоанализа. Изучая материал данной темы, следует обратить внимание на то, что предложенная З. Фрейдом структурная модель, базируется на топографической модели психики, включающей три слоя – сознательный, предсознательный и бессознательный. Структурная модель состоит из трех компонентов – Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-эго).

Сознательное ЭГО – это то, что обозначает термин «Я», это соответствует понятию «личность» в академической психологии. Важнейшей функцией считается самосохранение, а также приобретение средств, которые позволяли бы осуществлять одновременную адаптацию к воздействиям со стороны Оно (Ид) и к требованиям окружающей реальности. Эго-система берет на себя функцию задержки инстинктивной разрядки и ее контроля и осуществляет ее с помощью различных механизмов, в том числе механизмов защиты. 3. Фрейд осуществлял каузальный подход, отыскивая основания личности в раннем детском опыте.

Психоаналитическая (психодинамическая) теория личности З.Фрейда.

 

Три основные части (механизма) психики

В психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.

Сознательное – сознательно воспринимаемые образы и идеи (содержание памяти, мысли, интересы, чувства).

Предсознательное – обычно не осознаваемые содержания, которые при определенных условиях и достаточной концентрации внимания достигают области сознания.

Бессознательное – психическая инстанция, состоящая из представлений (содержаний), не допущенных в систему «Предсознание – сознание» в результате первичного или вторичного вытеснения. Ядром бессознательного являются доиндивидуальные схемы, которые присутствуют с момента рождения и определяют наиболее примитивные формы поведения.

 

Структурная модель

Структурная модель состоит из трех компонентов:

ОНО (ИД) содержит наиболее примитивные желания и влечения, иррациональные стремления, комбинации «страх-желание» и фантазии. Деятельность этой инстанции направлена на обеспечение разрядки психического возбуждения в соответствии с принципом удовольствия. Оно (Ид) довербально, выражает себя в образах и символах. Законы логики, морали, времени не действуют. Ид относительно неизменно и полностью бессознательно, и может быть обнаружено по его производным – представлениям, речевым конструкциям, действиям, эмоциям.

11 стр., 5072 слов

Личность и психика

ЛИЧНОСТЬ И ПСИХИКА 1. Понятие о личности в психологии. Источники развития и структура личности Проблемы личности, ее изучения и управления формированием относятся к числу фундаментальных направлений психологии. Наряду с этим следует отметить, что эффективность правоохранительной деятельности существенно зависит от учета психологических особенностей личности каждого правонарушителя, динамики и ...

Я (ЭГО) обозначает психические функции, находящие способы управления безудержными устремлениями, приспосабливающими их к требованиям реальности. Эго, развивается непрерывно в течение всей жизни, но наиболее быстро формируется в детстве. Сознательное ЭГО – это то, что обозначает термин «Я» то, что соответствует понятию «личность» в академической психологии. Бессознательное Эго включает защитные механизмы и процессы, которые активно не осознаются, но определяют сознательное поведение.

СВЕРХ-Я (СУПЕР — ЭГО)- часть психического аппарата, которая формируется на основе родительских образов и социальных запретов. Задачей этой инстанции является подавление требований Оно (Ид) посредством морального влияния на Я.

 

«Роль, которую позднее берет на себя Сверх-Я, исполняется сначала внешней силой, родительским авторитетом…Сверх-Я, которое, таким образом, берет на себя власть, работу и даже методы родительской инстанции, является не только ее преемником, но и действительно законным прямым наследником» (Фрейд З. , Лекции по психоанализу).

 

Супер-эго выполняет три функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. Именно Супер-эго делает возможным переживание вины – внутреннего отражения наказания, а в качестве предупреждения возникает тревога. Человек начинает демонстрировать защитное поведение в той или иной форме, чтобы избежать тревоги, устранив защитные импульсы из сознания. Ценности и табу накладывают ограничения на возможные формы удовлетворения влечений.

Между тремя компонентами личности существует неустойчивое равновесие, т. к. не только содержание, но и направление их развития противоположны друг другу. Влечения Оно (Ид) входят в противоречия с содержанием Сверх-Я (Супер-эго), вызывая внутренний конфликт и труднопереносимое личностью состояние тревоги.

Конфликт между несовместимыми требованиями Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго) разрешается инстанцией Я (Эго), которая с этой целью использует различные механизмы, в первую очередь, механизмы психологической защиты.

 

Движущие силы поведения

В качестве интрапсихической динамической силы выступают влечения. Они находятся под контролем Эго и Супер-эго, и определяют все виды активности личности. Влечения – внутренние импульсы, «одухотворенные репрезентации инстинктов». Влечение соотносится одновременно и с соматической, и с психической сферами. Влечения отличаются от инстинктов, тем, что они не жестко детерминированы биологическими программами поведения. В норме влечения проявляются через свои репрезентации – чувства, фантазии, сновидения и т.п.

Были выделены две антагонистические группы влечений: влечение к жизни («эрос», объединяющий сексуальные влечения и влечения самосохранения) и влечение к смерти («танатос»).

Эрос манифестирует собой любовь, связь с внешним миром, созидание, а Танатос, напротив, направлен на разрыв связей, разрушение.

У каждой конкретной личности может доминировать либо влечение к смерти (деструктивная психическая структура личности), либо влечение к жизни (деструктивная составляющая в этом случае нейтрализуется, а агрессия используется в интересах Я, и направляется преимущественно на социально значимые цели и задачи).

Деструктивная составляющая энергии либидо, переносимая на внешние объекты, может проявляться в различных формах – стремление к лидерству, подавлению, господству и власти.

В качестве характеристик влечений выступают: источник, цель, объект, напряжение.

 

название описание характеристики влечений
источник состояние соматического возбуждения в каком-либо органе или части тела
цель удовольствие от устранения этого возбуждения прямым или обходным путем
объект внешние объекты или части собственного тела, благодаря которым достигается удовлетворение. Один и тот же объект может служить одновременно для удовлетворения нескольких влечений. Тесная привязанность к объекту называется «фиксация на объекте».
напряжение сила и энергия влечения в соответствии, с которыми оно переживается как внутреннее давление, побуждающее к активности

 

Тревога: природа и типы.

Пересмотрев свою первоначальную концепцию природы тревоги, Фрейдпостулировал: тревога является функцией эго, и назначение ее состоит в том,чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, дает возможностьличности в угрожающих ситуациях реагировать адаптивно.

Психоаналитическая теория выделяет три типа тревоги в зависимости от источника угрозы.

Реалистическая тревога – это эмоциональный ответ на угрозу и/или пониманиереальных опасностей внешнего мира. Онавыполняет функцию самосохранения.

Невротическая тревога – это эмоциональный ответ на опасность того, чтонеприемлемые импульсы со стороны Ид станут осознанными. Невротическая тревога первоначально переживается как реалистическая (усматривается внешний источник наказания), и только когда возникает реальная возможность импульсам ид прорваться через контроль эго, возникает невротическая тревога.

Моральная тревога. Возникновение моральной тревоги объясняется ответомна угрозу наказания эго со стороны Супер- эго. Моральная тревога возникаетвсегда, когда ид стремится к активному выражению безнравственных мыслей илидействий, и Супер-эго отвечает на это чувством вины, стыда.

 

Защитные механизмы эго.

 

Основная функция тревоги – помогать избегать выявления неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение их в надлежащей форме и в подходящее время. Защитные механизмы помогают осуществлению этой функции. По мнению Фрейда, Я (Эго) реагирует на угрозу прорыва импульсов Оно (Ид) двумя способами:

1. Блокированием выражения импульсов в сознательном поведении

2. Искажением их до такой степени, что начальная интенсивность снижается или преобразуется.

Существуют следующие защитные стратегии.

Вытеснение. Вытеснение считается первичной защитой эго, потому что обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги. Вытеснение или «мотивированное забывание» представляет собой процесс удаления из сознания мыслей или чувств, причиняющих страдания.

Регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребяческим, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному.

Реактивное образование. Этот механизм действует в два этапа: неприемлемый импульс подавляется, а в сознании проявляется противоположенный. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений

Изоляция. Проявляется в блокировании мыслей, чувств и воспоминаний, связанных с аффективными переживаниями прошлого. Например, внезапные остановки в процессе мышления и речи, использование ритуалов, прерывающих активную последовательность действий.

Уничтожение сделанного (аннулирование) – из сознания удаляются не только последствия какого-либо события, но и само это событие. Человек с навязчивостью регулярно включает свет, чтобы его тут же выключить.

Проекция. Проекция представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям. Проекцией объясняется социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для ее проявления.

Отрицание. Отрицание включается, как защитный механизм, когда человек отказывается признать, что произошло неприятное событие. Например, ребенок, переживающий гибель любимой кошки, верит, что она до сих пор жива. Отрицание наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов старшего возраста со сниженным интеллектом.

Расщепление. Эго утрачивает свою целостность, образуя как бы две независимые психические структуры, вплоть до множественной личности.

Сублимация. Этот механизм защиты дает возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, что их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. Сублимация рассматривается как единственная конструктивная стратегия обуздания нежелательных инстинктов.

Рационализация. Другой способ справиться с фрустрацией и тревогой – исказить реальность. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным. Наиболее часто употребляемым видом является рационализация по типу «зелен виноград», берущий название из басни « Лиса и виноград»

Замещение. В данном защитном механизме проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта к менее угрожающему. Одной из форм замещения является перенаправление враждебных импульсов на самого себя, что вызывает ощущение подавленности и осуждение самого себя.

 

Фазы психосексуального развития

Психосексуальное развитие биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от культурного уровня. З.Фрейд выделял пять фаз психосексуального развития: оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную.

 

Оральная фаза (0-18/24 месяцев). Источником получения удовольствия и взаимодействия с окружающим миром является рот и процесс сосания. Рот младенца главный орган реализации его влечений, единственно доступный ему инструмент внешней деятельности, посредник при пищевом удовлетворении и фрустрации (плаче) при голоде, канал проявления любви к заботливому объекту и ненависти к отсутствующему, первый опыт и первое средство реального социального контакта. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Рот остается важной эрогенной зоной на протяжении всей жизни человека.

Анальная фаза (2-4 года). В этот период ребенок проявляет интерес к актам дефекации и мочеиспускания и приобретает новые навыки управления своим телом (сфинктерами), а также усваивает правила гигиены. Сталкиваются два противоположных процесса – физиологический и социально-психологический. С приобретения гигиенических привычек начинается процесс социализации. Зона сосредоточения либидо — анус (выталкивание или удержание фекалий).

Ребенка приучают к туалету, и он учится разграничивать требования ид (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей, постепенно переходя к самостоятельному контролю над потребностями. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало на этой стадии.

Фаллическая фаза (3-6 лет).

Зона сосредоточения либидо половые органы. На протяжении фаллической фазы психосексуального развития дети могут исследовать половые органы, мастурбировать и проявлять интерес в вопросах связанных с рождением и половыми отношениями. Дети имеют весьма смутное представление о сексуальных отношениях мужчины и женщины, и понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери. Доминирующий конфликт этой стадии у мальчиков называется эдиповым комплексом, и аналогичный у девочек – комплекс Электры. Суть инфантильных фантазий — в желании каждого ребенка обладать родителем противоположенного пола и устранении родителя одного с ними пола.

 

Латентная фаза (5/6 лет до начала «пубертата»). В это время ослабляется инфантильная сексуальность, снижается интерес к вопросам пола и собственным гениталиям. Ребенок более адекватно принимает родительские запреты, требования и ограничения. Его интересы направляются на общение, познание, учебу и творческую деятельность. Развиваются устойчивые нравственные и эстетические представления и стремления, формируются представления о себе, совесть, стыд, отвращение и чувство вины. Усиливается защитное вытеснение и возникает инфантильная амнезия — вытеснение из памяти воспоминай о первых годах жизни.

 

Генитальная фаза (у девушек от 12 -16; у юношей от 14- 18 лет). Основной зоной сосредоточения либидо снова становятся половые органы. Начальная фаза характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Вступление в генитальную фазу отмечено наиболее полным удовлетворением сексуального влечения.

 

Типы характеров

В психологии характер определяется как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые вкладываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливая типичные для личности способы поведения. Психоаналитическая теория развивает представления о том, как формируется характер в зависимости от точек патологической фиксации на определенной стадии психосексуального развития, и как впоследствии это сказывается на мыслях, идеях, отношениях и поступках человека.

Основные типы характера: оральный, анальный, фаллический, истерический, депрессивно -мазохистический и шизоидный.

 

Оральный характер.

Представители этого типа характера невротически фиксированны на оральной стадии развития. Фиксация возникает из-за неудовлетворения потребностей ребенка в пище, уходе или неудовлетворительности взаимодействия с материнским объектом. Для людей этого типа характерны: страх утраты объекта, ощущение внутренней пустоты, назойливость и демонстрация зависимости в межличностных отношениях. Им присуща словоохотливость, склонность быть в центре внимания, нетерпеливость к удовлетворению собственных потребностей, проявление оральных зависимостей (еда, курение, поцелуи).

В совокупности все эти проявления отражают потребность в инкорпорации (в поглощении другого).

В литературе описаны варианты орального характера:

Орально — пассивный – веселый, оптимистичный, ожидает «материнского» отношения к себе. Он характеризуется доверчивостью, пассивностью, незрелостью и чрезмерной зависимостью.

Орально — агрессивный – выражается в таких чертах как любовь к спорам, пессимизм, циничное отношение. Этому типу свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения своих нужд.

 

Анальный характер.

Представители этого типа характера ориентированы на удержание в себе или у себя. Они проявляют такие черты как аккуратность, любовь к порядку, доходящую до скупости бережливость, упрямство. Аналогом удержания естественных выделений становятся во взрослой жизни деньги и подарки. Способность к управлению собственной моторикой в сочетании с наблюдением за тем, как «туалетное поведение» влияет на поведение родителей, в последующем перерастает в склонность контролировать поведение окружающих, манипулировать ими, наслаждаться своим могуществом и испытывать раздражение, когда это не удается. Лица с анальным характером считают, что они должны все делать сами, у них формируются идеи собственной уникальности с вечным недовольством другими и стремлением их критиковать и поучать. Иногда их скупость подвергается трансформации и формируется реактивное образование, когда созданные накопления беспечно растрачиваются.

В литературе описаны варианты анального характера:

Анально- удерживающий тип проявляет скупость, методичность, пунктуальность.

Анально-выталкивающий тип — его чертами является склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистская жестокость.

 

Фаллический характер.

Первоначально у мальчиков и девочек имеется представление о наличии у всех людей мужских гениталий. Девочки могут восприниматься детьми как лишенные фаллоса по какой-то причине, а мальчики переживать страх, что их могут наказать таким же образом. В психоаналитических работах описаны «комплекс кастрации» у мальчиков и «зависть к пенису» у девочек.

Люди с фаллическим характером демонстрируют своеобразную беспечность и дерзость, решительную и самоуверенную манеру поведения, определенный нарциссизм и склонность к соперничеству. Но это поведение во многом связано с непреодоленным в детстве страхом кастрации. Человек с таким характером живет в предвосхищении нападок на себя, и поэтому стремится нападать первым. Его агрессивность выражается в манере действовать.

Мужчины фаллического типа несут в себе некоторую женскую идентичность, и стремятся это скрыть. Они сексуально привлекательны, успешны в карьере, активны, энергичны, импульсивны, достигают того, чего хотят. Однако за их стремлениями обнаруживается страх потерпеть фиаско. У них энергия либидо обычно растрачивается «во вне», а удовлетворения от разрядки не наступает, что обеспечивает бесконечную погоню за удовлетворением.

Поведение женщин фиксировано на зависти к пенису, она определяет их бессознательное стремление доминировать как в сексуальных, так и социальных отношениях.

Генитальный характер.

Термин, введенный Фрейдом для обозначения идеального психического здоровья. Такой тип характера встречается у индивидуума, обладающего нормальной сексуальностью, способного к интимным отношениям с другими, вносящего свой вклад в общество благодаря продуктивной работе.

 

 

Истерический характер

Ядром истерической личности выступает «истероидность». Она проявляется в чрезмерной реактивности, склонности к манипулированию окружающими, демонстрации зависимости от него в сочетании со стабильно сексуально провоцирующим поведением. Для таких типов характерны также эмоциональная лабильность, эротизация всех социальных отношений эгоцентризм, повышенная внушаемость и эксгбиционистские тенденции.

«Истероидное» ядро ярче проявляется у мужчин, чем у женщин. Характерно, что женщины, демонстрирующие гиперсексуальность, на самом деле, отличаются сексуальной холодностью и заторможенностью. Это интерпретируется как конфликт между интенсивным страхом сексуальности и интенсивным, но подавленным, сексуальным влечением. Одним из важнейших факторов формирования такого характера является «инцестуозный семейный климат», когда ребенок отвергается одним из родителей и оказывается нежно любимым другим.

 

Депрессивно — мазохистический характер

Основным фактором развития этого типа характера является конфликт между потребностью быть любимым матерью и опытом страдания от «рук объекта его любви». Вторым существенным фактом является перенос матерью ответственности на ребенка за свои неудачи в семейной и профессиональной жизни. Как защита формируется идея: «Я так плох, что меня невозможно любить». Такой тип характера обычно формируется в период от 1 до 3 лет. Закрепляется «страдательное состояние», не предполагающее никакого противодействия – покорное, неактивное, инертное. На поведенческом уровне это проявляется в хроническом ощущении страдания, тенденции бесконечно искать сочувствия и жаловаться, склонности к самобичеванию. Создается фантазийный образ защищающей и любящей матери, а агрессия обращается против самого себя во всем виноватого.

 

Шизоидный характер

Внутренний мир приобретает особую значимость, человек «уходит в себя», энергия либидо отключается от внешнего мира и перенаправляется в интрапсихическую сферу – на себя, поэтому человек неспособен любить других. Одной из причин формирования такого характера считается «шизфреногенная мать». Она холодна, доминантна, безучастна к эмоциональным и духовным потребностям ребенка, ее любовь всегда чем-то обусловлена и зависит от соответствия поведения ребенка ее жестким требованиям. Первичный конфликт шизоидных личностей связан с понятиями близости и дистанции, любви и страха. Невозможность получить эмоциональный отклик со стороны значимого человека, вынуждает ребенка искать другие объекты привязанности, однако в условиях сверхконтроля и гиперопеки это оказывается затруднительным. Происходит «расщепление» Эго на части, контактирующую с внешним миром и, другую часть, которая уходит во внутренний мир.

На поведенческом уровне такие люди демонстрируют замкнутость, отгороженность, неспособность и нежелание устанавливать близкие отношения, отсутствие друзей. Часто противоречивые особенности сочетаются, поэтому возможны холодность и утонченная чувствительность, упрямство и податливость, настороженность и легковерие, выраженная апатия и повышенная целеустремленность, необщительность и назойливость и т.п. Внутренний мир шизоидных личностей почти всегда закрыт для других.

 

Вопросы для самопроверки

1. Для какого типа характера подходит следующее утверждение: «важнейшим фактором формирования такого характера является инцестуозный семейный климат, когда ребенок отвергается одним из родителей и оказывается нежно любимым другим».

а) орального

б) анального

в) фаллического

г) истерического

д) депрессивно — мазохистического

е) шизоидного

Ответ г) истерического

2.Для какого типа характера подходит следующее утверждение: «Основным фактором развития этого типа характера является конфликт между потребностью быть любимым матерью и опытом страдания от «рук объекта его любви».

а) орального

б) анального

в) фаллического

г) истерического

д) депрессивно -мазохистического

е) шизоидного

Ответ д) депрессивно -мазохистического

Литература:

1.Введение в классический психоанализ: лекции. Под научной редакцией проф. М.М.Решетникова — СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2014.- 318 с.

 

Глоссарий:

Психоанализ.Теория личности — личностной структуры развития, динамики и изменений, — созданная Фрейдом. В психоанализе делается сильный упор на роль биологических и неосознаваемых факторов в регуляции поведения. Также утверждается, что поведение человека в своей основе иррационально и является результатом взаимодействия между ид, эго и суперэго.

Психодинамическая теория.Теория или точка зрения, подчеркивающая неосознаваемые психические или эмоциональные мотивы в качестве основы человеческого поведения.

Психосексуальное развитие.Теория, сформулированная Фрейдом, объясняющая развитие личности на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума. Социальный опыт на каждой стадии предположительно оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретенных на данной стадии.

Тип характера.Фрейдовская классификация людей на категории, в зависимости от фиксации на определенной стадии психосексуального развития.

Топографическая модель.Описанная Фрейдом модель трех уровней психики (сознание, предсознательное и бессознательное).

Фиксация.Остановка развития личности на одной из ранних психосексуальных стадий, вызванная фрустрацией или вседозволенностью со стороны родителей.

Энтропия.Закон термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится к состоянию равновесия. В теории психоанализа энтропия означает, что всем живым организмам присуще обязательное стремление вернуться в неживое состояние, из которого они изначально произошли.

Презентация: