Краткое изложение

“Тезисы” по литературоведению

Литературоведение как наука; ее структура. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины.

Литературоведение -одна из 2-х филологических наук-наука о литературе. Изучает явления словесности: худ. лит-ру, всю худ.словесность мира – письменную и и устную. Литературоведение и лингвистика. (фольклор), языки античности (латинский и греческий как источник терминологии. Литературоведение и искуствоведение, история.

Искусство в системе культуры. Его истоки. Специфика искусства.Искусство-один из видов общественного сознания и духовной культуры чел-ка. Искусство отражает и осмысливает жизнь по-своему. И. выражает свое содержание образами. Для И. изображение типического –главная и самдовлеющая задача. Типическое – отчетливое и активное выражение общего, родового в индивидуальных явлениях.Образ-воспроизведение и отражение в осознанном художником явлений с помощью материальных средств и знаков. Образы воспроизводят жизнь в ее отдельных явлениях и в единстве и взаимопроникновении их общих и индивид. черт. Родовой строй-синкретизм-природа, образность, тотемы; речь-олицетворение.,гиперболизация.сказки; экспрессивные виды искусства-художественный танец, музыка.

Литература как вид искусства, особенности и место среди других искусств. Специфика словесного образа. Специфика определения материальных средств создания образов. Лит-ра – словесное искусство (материальный носитель – человеческая речь).

Главное свойство поэзии –многозначность слова, его иносказательность. Многозначность – главный источник образности. Влияние контекста. Речь воссоздаёт облик говорящего. Писатель эстетически воздействует на читателей (максим. организ. речи).Худ. лит-ра связана с изобраз. Искусствами. Скульптура, архитектура, театр – наглядность (зрительная достоверность) образов. Слова ассоциативно связаны с изображаемыми предметами. Автор ориентируется на интеллектуальное воображение. Важны детали и подробности, воссоздающие предмет в целостости его облика. Ассоциации – сопоставление предметов и явлений, содержат много субъективного, индивидуального, произвольного (существенная черта лит-ры как искусства).

Читатель – соучастник создания художественных образов. Читатель сам выбирает темп восприятия произведения Словесные образы сохраняют связь со сферой видимого (синтез незримого и зримого, словесная пластика).

Универсальность и открытость проблем лит-ры определяет ее место среди искусств. Тиражирование книг позволило лит-ре преобрести общественно-художественное значение. Словесное искусство воздействует на другие виды искусств (художественные образы живут второй жизнью: театр, радио, кино, хореография.).

2 стр., 961 слов

Речь выступления ВКР

Выступление к предзащите студента группы Н-35 Чеснокова Константина Юрьевича Тема: «Совершенствование речевых умений и навыков младших школьников при изучении синтаксиса». Вопросы развития речи учеников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Важнейшей задачей курса русского языка является обучение школьников речи, потому что свободное владение ...

В синкретическом искусстве древности доминирует танец и пантонима; в античости были наиболее популярны скульптура и пластика; в эпоху Возрождения – живопись; для немецкого романтизма характерны музыка и поэзия; реалистическая эстетика выдвинула на первый план лит-ру. Поблема сосуществования кино, телевидения и лит-ры.

Литературные персонажи. Структура литературного героя.

Литературный персонаж – серия последовательных появлений одного лица в пределах текста и повторяющих устойчивые признаки образных свойств. Поведение –разворот присущих герою свойств. Принцип противоречия –движущий механизм поведения героя. Лит. герои, решая свои задачи, вступают в противоречие с предметным миром, общественной средой, другими людьми, потусторонними силами, с самим собой. Персонаж-антропоморфное существо в мире произведения, выступает в кач-ве объекта повествования. Способы характеристики персонажа: портрет, психологический портрет через какую-то деталь (Толстой, Наташа Ростова-глаза), описание совершённых и несовершённых поступков, биография, отношения со стороны других персонажей, речь (стилевая характеристика, образ мыслей), жесты, отношения к другим персонажам, к общечеловеческим ценностям, прямые авторские оценки; Персонаж может занимать малое место в произведении, появляться в некоторых эпизодах, либо все место в произведении. Персонаж является исторически меняющимся (в 19в.,писатели обыгрывают характер, показывают его разные грани).

Тип мечтателя, юродивый(шут), герой-иностранец, (персонаж-маска.).

Типичный герой начинает развививаться в характер (принцип противоречия, отталкивание персонажей типа, принцип неожиданности, динамики, психологического единства общего и индив.).

Герои в произведении составляют систему. Два героя-оппозиция, герои-близнецы, один+остальные на него похожи. Все параметры лит. произведения офельняются в герое. Ср-ва худ.выразительности работают на героя. Эстетич.реакция-реакция на героя как на целое.

Художественная лексика в системе художественного произведения.

У писателя есть свобода выбора слов (черновики).

4 стр., 1758 слов

Тема. Слова-паронимы

Тема. «Слова-паронимы» План: Понятие о словах-паронимах. Способы появления паронимов. Сходства и различия паронимов с омонимами и синонимами. Использование слов-паронимов в речи. 1. Понятие о словах-паронимах. Термин «паронимия» образовано от греческих слов para — «возле», «около» и onyma — «имя». Существует два понимания термина «паронимия»: широкое и узкое. При расширенной трактовке под термином ...

Избыточность языка, лексич. сост. по отн-ию к коммуник. ф-ии. (Эллочка-людоедка, её 30слов).

Феномен синонимии, синонимических цепочек (есть-кушать-наедаться) отличается оттенками (стилист.,экспресс.), употребление зависит от ситуации(наука, стилистика).

Стиль-как написано, особен.речи. Более экспрессивны те слова, которые употребляются реже, переферийные. Писатели либо соответствуют литературной норме письма, либо нарушают ее, всё зависит от контекста.

Общеупотребительная лексика :

1)диалектизмы-сл., х-ные д/опред.местности (говоры), кот.возник. истор., это некий извод языка, полупонят. др. обл. Диалектология-использ. д/ созд. атмосферы места, эффекта присутствия.

2)жаргон.(арго)-сл.,употреб. в кругу людей, связ. опред. деят-ти;. профес.;жаргоны преступ.мира, богемы. Знак нек-рой отгорож.,отдел. от других.; в лит-ре ж. характеризует человека, его принадлежность к определённому кругу в обществе.

3)архаизмы- устаревшие слова, придают экспрессивно-стилистилистическое звучание, можно подобрать синоним нейтрал. Историзмы –слова, вышедшие из употребления.

4)неологизмы- новые слова в языке, помогают воссоздать колорит времени.

5)окказионализмы – бывает, что они входят в лит. речь и становятся нейтральными(стушеваться).

6)варваризмы-слова, воспринимаемые как заимствованные, пишутся латиницей, курсивом, их функция – сатирическая.

7)просторечья-повыш. фенность (мадам,сеньора), нейтр.-женщина, пониж-тетка.

Ломоносов: 3 штиля:средн-нейтр,но могут и 1(высш), низш.-простонар, но могут и 2.Поэтизмы-сл.,принятые в уст.р.,но не запрещ.,

вульгаризмы-сл.,нерекоменд.для испол.

Тропы; их осн. виды.

Знач. слова опред.контекстом. Тропы – приемы измен. осн. знач. слова.Прямое и перенос. знач.В троп. разруш. осн.знач.слова.2 осн. случая: метаф. и метоним.Метаф. 2компонентна (образ+предмет).

Метаф.:1)предм. и явл. мертвой природ. наз.словами,выраж.живые явл.-антропоморфизм2)отвлеч. замен. конкрет.Метаф. пробужд. ассоц.,образы.Катахреза-распр. знач. Эпитет и сравнение, их связь с тропами. Эпитет –поэт.опред. Эпитеты:пост., тавтол., идеализ., метаф.эпитет (элемент сопостав.), оксюморон,усилит. Сравн. – 3 компонента (что?с чем?как?), сравн-парабола, сравн.-взамиотраж., сравн-параллелизм. Аллегория (иносказ.)не уклад.в одно слово. Посредством образов говор. о чем-то обощ. Аллег. перех. в символ, когда стан. больше. предмет. нежели иносказ. В аллегор. нет переплет. предм. и непредмет. Метоним.(слова в прям.знач., смеш. прям. и перен.): синекдоха (предмет+материал;части+целое), антомазия(собств. в нариц.), эвфемизм (смягч.выраж.груб.).

8 стр., 3689 слов

Речь в форме дикторского текста, авторского комментария

Речь - как основное выразительное средство звукового решения фильма. 1 Речь в форме дикторского текста, авторского комментария. 2 Влияние речи на зрительный ряд.   Речь в форме дикторского текста, авторского комментария. Диктор, он же актёр озвучивания — человек, осуществляющий чтение информационных, политических, художественных, рекламных материалов у микрофона в эфире и в магнитной записи. ...

Перифраз.

Художественный синтаксис. Классификация фигур.

Трудно анализ, большая свобода. Фигуры синтаксич.или риторич.

1) Параллелизм ­­– изображение похожих явлений.

2)эллипсис-выпадение, пропуск во фразе слова, легко выясн. из контекста(покдчеркивают динамизм речи, экспрессию, отсутствует образотворч. функция).

3)инверсия — отступление от грамматически правильного порядка слов. выделение смысловых, авторских доминант.

4)ритор.обращение-не требует ответа, реакции, содействует повышению эмоционального градуса.

5)лексич.повторы, синтаксич.повторы ­—анафора,эпифора.

6)многосоюзие (полисиндетон) -повторение или бессоюзие (асиндетон), придают динамизм.

7)антитеза — противопоставление

8)оксюморон – соединение противоположных понятий, логически исключающих друг друга..

9) амплификация ­– нагнетание однотипных понятий.

10) солецизм ­– сознательное нарушение правил словоупотребления. Разновидности: плеоназм (тавтология), эпаллага, анаколуф-несоглас.грам.,неправ.соедин.разных слов во фразе (реч.хар-ка персон.).

Другие виды фигур: удвоение, градация, стык, кольцо, перенос, анадиплосис, парадокс, каламбур,

Фонетические худ-ые средства. Графика и ее возможности.

Фонетика – первый пласт языка. Язык – звучащая система. Анафония/ анаграммы-повтор звуков так произноссятся автором, что в звуках оказывается спрятаннным ключевое слово. Ключевое слово может быть в конце, выкристаллизоваться из предшествующего отрывка. Автор дает нам услыш.мир, который изображает. Звуки гр,тр,р-р – гром. Ассоциативное мышление работает, звукоподражание иммитирует существующие в природе звуки.(используется для изображении картины мира, показывает динамику).

9 стр., 4092 слов

Нарушения речи

Афазии.— формы распада сформированной речи, возникающие вследствие поражений головного мозга. В настоящее время принята классификация афатических расстройств, предложенная А.Р. Лурия. Причины афатических расстройств различны и могут быть связаны с опухолью мозга, сосудистыми нарушениями (спазмы кровеносных сосудов, кровоизлияния, тромбы), травмами черепа, воспалительными процессами (энцефалиты) и ...

Инструментовка: нет звукоподражания, но есть аллитерация – скопление гласных, ассонанс – скопление согласных, они помогают созданию образа. Осмысение звуков: л-мягкость, р-агрессив., о и у-страсти. Звук может быть содержательным, но звук не обладает смысловым значением. Звуки способны впитывать в себя смыслы из контекстов. Инструментовка –композиция ф-ии, участвует в развитии сюжета, оформляет его, усиливая, углубляя центр. образы текста в зависим. от контекста. Ложная этимология – слова на грани фонетики и морфологии. Слова, воспринимающиеся как родственные. Графика – текстуальное изображение единиц языка, запечатление. Функции: закреплен. текста, овеществл., материализ. после написания текста. Теперь он вещь, ориентирванная на зрительное восприятие -индивидуализация внутреннего строения текста, образотворческая функция. Тексты в виде креста, сердца, их можно рассматривать.

Деление текста на абзацы, курсив, подчеркивание, заглавные буквы, пропуски. Пропуски, многоточия, к-рые читатель заполняет сам., палиндром-слова, читаемые одинаково в обоих направлениях.

Стихосложение

Стих и проза. Понятие стихотворного ритма. Метрико-ритмические формы современного русского стиха. Стихотворная речь/предложение/ –синтагмы с отдельными паузами, повышением или понижением голоса, логическими ударениями. Проза приближается к деловой речи: точность, сжатость, ясность. Структура прозаической речи ничего не теряет при добавлении /убирании/ нового слова. В стихе членение подчеркнуто графически. В стихе наличествует расчлененность речи на интонационные группы, чередование ударных и безударных слогов, в деловой речи главное – логическое значение, в художественной прозе-эстетическое. Промежуточное явление между стихом и прозой – ритмизованная проза (описания природы, лирич.отступ.).

Различия.:1)стихотворная речь дробится на стихи, прозаическая – сплошная. 2)стих обладает внутренней мерой. Звучание стихотворной речи имеет важное значение (походит от песни).

Главное свойство стихотворной речи-ритмичность. Ритм – равномерное чередование однородных языковых явлений. Длина стиха также играет роль в создании ритма. Функции: эмоциесозидательная, смысловыявляющая, мнемоническая, генетическая. Вольные стихи-разное кол-во стоп. Ритмическое окончание-клаузула, виды: ударение на посл. слоге-мужские, на предпоследнем-женские., на 3-м слоге-дактилические., 4-м – гипредактилические. На ритм влияет пропуск ритмического ударения.(пиррихиев и трибрахиев), словоразделы. Стопа – группа слогов с одним ударным и одним или двумя безударными слогами. Виды: ямб, хорей (двусложные стопы), дактиль, амфибрахий, анапест (трёхсложные).

6 стр., 2966 слов

Развитие фонематического восприятия у детей 5 — 6 лет с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами сказки

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....... ГЛАВА 1 Теоретические обоснование необходимости изучения и развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста 1.1Характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………….……… 1.2 Особенности развития фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи третьего уровня ...

Размер – количество стоп в стихотворной строке.

Метр – идеальное сочетание ударных и безударных стоп.

Системы стихосложения

Метрическая (античная) – основана на чередовании длинных и коротких слогов. Основные размеры – гекзаметр и пентаметр.

Тоническая система — важно равное кол-во ударных и практически отсутствуют рифмы, а силлабическая — важно кол-во слогов, но рифмы есть. Силлабо-тоническая. система стихосложения — система, когда стих организуется четким чередованием ударных и безударных слогов, и при этом играет роль кол-во слогов в строке. Силлабо-тоническая система в России обоснована Ломоносовым и Тредиаковским в 18в. Силлабика отмерла потому, что была заимствована из польского стихосложения, а в польском языке, в отличие от русского, фиксированное ударение на втором слоге от конца. В русском оно всегда было подвижным, а посему русские стихи, писанные польским образом, получались корявые.

Анакруза — это ритмический зачин стиха, состоящий из безударных слогов, предшествующие ударения анакрузы могут состоять из какого угодно кол-ва слогов. Русский логаэдический стих. Расцвел в поэзии Фета. Представляет собой трехсложный размер со стяжениями (логаэдами) в строго определенных местах. Стяжение – это двусложная стопа на том месте, где должна быть трехсложная. Сущ. и др.трехсложники со стяж.:Дольники. –почти логаэдический стих, но стяжения в нем расположены не в опред.местах строк, а произвольно. в дольнике стяж, не повтор.регулярно. В логаэдическом стихе у Фета стяжения четко посередине в каждой строчке, регулярно и только в этих местах, больше нигде. А в дольнике — как автор захочет. Акцентный стих (чисто тонический стих).

5 стр., 2184 слов

Формирование диалогической формы речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией

СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………4 Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования диалогической формы речи у старших дошкольников с моторной алалией 1.1 Психолингвистические основы формирования диалогической формы речи …………………………………………………………………………………….7 1.2. Механизм и симптоматика моторной алалии……………………………………………………………………………14 1.3. Психолого-педагогическая характеристика ...

это не совсем силлаботоника. Организ.стиха опред. кол-ом удар. в строке, которое должно быть одинаковым, в акцентном стихе рифма есть и несет свою нагрузку – допол. организ. стиха. Между двумя ударениями в таком размере может быть сколько угодно слогов. Как правило — от одного до восьми. Некот.литературоведы выделяют тактовик – то же, что акцентник, но слогов между ударениями от 1 до 3. Разница в количестве.

Стих.фоника. Рифма.Ее функции и разновид. Строфика.

Поэзия сохраняет ряд признаков музыки. Фоника (эвфония-благозвуч.) – раздел стиховед., расматр.звуки речи с т.зр. их фонет. св-в. Рифма-замет. и регул. звук.набор.: Точная р.-совпад. звуки от удар. и до конца слова; усеч.р.-жен.или дактил.р. с усеч. й в одном из рифм.слов; опрн.согл-согл,стоящ. перед удар.глас.;дост.р.-созвучны окнч.после удар.,но опор.согл.разн.;богат.р.-созвучны оконч. и опорн.согл.; омоним.р.-слова совп. по звук.сост.,но разл. по знач.;тавтолог.р.-повтор одного словая;оригин.р.-вызыв.нов.смысл.ассоц.;сост.р.-слово рифм.с двумя. Неточ.р.: приблиз-неточн. р. – сопад.согл после удар.глас., разл.зауд. согл.; ассонанс-глас.созвуч.,но согл.разл.; диссонанс-совп. согл., но разл.удар.глас.; корн.р.,глуб.р.-созв.в преудар. части; разнес.р.-2слова, рифм.с одним,стоят в разных местах стиха. Объедин. стихов рифм. Белые стихи – без рифм. Способы рифм.: смешанная(аавв),перекрест(авав), кольц (авва), тернарная

Строфа обл. интон., темат, смысл. завершен. Строфа-ед-ца композ.член.стих.произв. Строфа-единство смысловое, синтаксическое, ритмико-фонетическое; есть рифма. Признак строфы -упоряд.черед.стихов разн.длины. Рефрен-стих, повртор. в каждой стр. Пуант-неожид.окнчан. Двустиш.-2 стиха_смеш.р. Четверостиш.(4стиха+все р.), Шестистиш-4 авав илиавва+2сс, Секстина-6ававав. Одич.,баллад.,стр. Восьмистиш(4+4),Октава-8авававсс.

Тверд.формы стиха. Строго определённое кол-во стихотворных строк: сонет(2 катрена-4+2терцета-3), триолет, рондо, газель. Вторичные признаки строфического строения — повтор определённым образом расположенных рифм. Венок сонетов-15сонетов, магистрал-14 первых строк предыдущих сонетов.

Эпос, лирика, драма

Эпико-повест. род, его специфика. Сюжетно-композиц. особенности эпич. произв. Формы повествования.

Решающ. роль – повеств., рассказ о произош. событиях, вед. «со стороны». М/у врем. действ. и врем. повеств. сущ. опр. расст. К повеств. изображ. выступ. как прошед. Для рассказчика хар-на позиц. чел-ка, к-рый вспомин. о случ.Повеств. отраж. динамику жизни. Описания – изображ. предмет. мира в его статике.Авторские рассуждения.Хар-ки действий героев – основа повеств.Подробное описание предмет. мира.Решающ. роль – сценич. эпизоды (изображ. событий, строго сосредоточ. в простр. и во времени).Внутр. монологи персонажей (худ. условность: незаконч. грам.констр.,слова и предл.).Автор. псих. хар-ки (коммент. и поясн. высказ. повеств-ля).Несобственно-прямая речь.Портреты персонажей.Изображ. окруж. чел-ка предметов.Пейзажи (фон действия).Проблема точки зрения (физич.,идейно-эмоц.,псих.,врем.фразеолог.).Объект и субъект речи.Повеств-ль/автор (суб. не выявл.,описанное сущ. само по себе, носителя речи не замечаем).Личный повеств. (носитель речи выявл., все опис. вопринимает тот, кто говорит, суб. огран. «я»).Рассказчик (открыто присутствует в тексте).

Эпические жанры.

Оч. важны различ. в объеме произв. Мал.(рассказ) и сред.(повесть), больш.(роман).Объем опред. воссозд. хар-ов и отн-ий. Ранние стад. нац.-истор. ж. – лич. активно участ. в событ нацю жизни. Героич. народ. песня – знач. героях и событ.Героич. поэма – выбор сюжетов, гипер. изображ.героя,объект. тон повеств. Повести – реал. истор.событ. Нравоопис. ж. –устойчив. сост. всего общ-ва или соц. среды., воплощ. недостат. и достоинств. В фольк.: сатир.,быт. сказки, басни.В антич. лит-ре – идиллии (сентим. воспр.жизни).В среднев.: сатир.ж.-высмеив. нравств. пороки стра.общ-ва.Крит.реализм – выведение нравств. из соц. усл. Роман.ж. – разв. хар-ра отд. личн. в ее отн-ии со средой (сюжет – конфликт м/у героями, мотив. внутр.измен.хар-ов).Народ. волш.сказка – судьба одн. чел-ка, достиг. личн.целей с пом. чуд.сил. Антич. роман – любовно-прикл. сюжет (разлука, злоключ, соедин. влюбл.).

Рыцар.роман – рыцарь –идеал. влюбл. Новелла – тип роман. рассказа. Плутовской роман – восхожд. чел-ка из низш. сослов. по соц. лестнице. В 18в.-изображ.хар-ра во внутр. развит. и связ. с ним психологизм.Реализм – конфликт личн. с окруж. средой – разлад м/у стремлен. личн. к идеалу и невозм. его достиж.В декадент. романе 20в. – личн. оказ. духовно бесплод. и неспособ. к борьбе. Романт. повесть – хроник. нач. в сюжете и голос повеств. Романич. поэма – центр. конфликт м/у героем и неуд. его общ-ом, от к-ого герой ищет спасения. Рассказ: новелла –рассказ с динам. сюж., неожид. сюж.поворотами и развязкой; очерк – опис.-повест. рассказ, имеющий нравоопис. проблем.( спец. в композ., опис. и более свобод.), часто объедин. в циклы по единству идейной проблемы.

Лирика, ее специфика. Особ-ти худ-ого строя лирич-ого произв-ия.Гл.- эмоц. окраш. размышл. и опис.Нет изображ. событий.Гл.объект- хар-р самого носителя речи:внутр. мир, эмоц. отн-ие к жизни.Присут. впечат. от каких-то фактов, раздумья о чем-то, переживания чего-то.Лирич. речь опир. на знач. слов, но познав. и изобраз. возмож.языка.Ролевая лирика (муж.-женщ).Непосредств. и прямота самовыражения.Чел-к – худ-ое произв.Объект и субъект слив. в одно, внутр. мир автора. Познание жизни – самопознание. Лаконизм лирики. Эмпирич. и обобщ. Вершинная точка (взгляд на все происх.).Нет сюжета.Зачин.3 осн. композ.типа( сопостав. 2 образов; разв. и трансф. центр. образа; лог. рассужд.).Концовка. Ассоциативность. Временной план. План изобр.

Лирические жанры.

К лирическому жанру принадл. стихи.Темат. развит. — хар-р стих. речи.Стих – сущ-но деформ-ая речь.Напр. стихи тонич.(равносложного) строя, где стих — слоги удар. и неудар.,а слово – смысл. единиц. и худ-ым звук. комплекс.Увел. внимание к слову,след. выдел. из ритм-ой слоговой послед-ти.Слова выстр. в особом порядке (паралл-ыми рядами).Слово наход. во фразе и стихе (стих. ассоц-ии).Стих.речь — речь смысл. ассоц. след. выдел. почти каждое слово.Стих имеет интонац.Стих. речь – повыш.-эмоц.Эмоц-ая окраска опред. его худ-ую функ.В лирике – фабул. мотивы.Чаще стат. мотивы — эмоц-ые ряды. Действ. и событ. не образ. фабул. ситуации.Схема лирич. стих. (условна): неподвиж. тема + ее разич. вариац. = нов. ассоциац.Тема развив.- наниз. на осн.мотив побоч.Трехчаст. постр. лир-их стих-ий: 1ч. — тема, во 2 – ее разв./+ побоч. мотив./против-ия, 3 ч. – эмоц. закл. в форм. сентен. или срав.В стих. мотивы наниз. — в поряд. перечисл., варьир.путем ряда метафор осн. темы, противопост. мотивов. 3 зад. лир. разв.: 1) введен. темы, 2) развит. т., 3) замык. стих.. Осн. приемы введен. т.: тема – связ. метафор; неразлич. суб. и об. след. олиц. прир. в лир..Против. лир., где т. – отчет. выдел. дет., гл. зрит. Люб. т. м/б т. лир. стих. Осн. – т. прир. К. XIX и нач. XX вв- т. город. жизни. Типичны – интим. т., т. люб. Лир. связ.мотив. — параллелизм. 1) П. темат. Част. случ. – сравн.. Сравн. — «проходного» мотива (не распростр. на сосед. мотивы) или служит замык. стих (доп. цепь мотивов, вводя нов. мотив или толков. стих., как сравн. Сравн. – сопост. 2 разнород. мотивов. П. распр. на однор. мотивы (антитез.).

2) П. синтакс.. Мотивы наниз. — аналогично постр. предл. 3) П. лекс.: анафора.Класс-ть словес. повтор. можно как и звук. повторы (рефрен и кольцо).

Рефреном явл. замык. строф одними и теми же слов. Кольц. постр. — конец стих. повтор. слов.формулы, дан. вначале. 4) П. строф: наниз. мотивов в форме аналог. строф. 5) П. интон: мотивы развив. с однообраз. интон.В замык. стих. – измен. интон. Долж. быть движ.т. — два парал. мотива м/ б отч. тожд., в др.части предст. различ., необходим. для перехода к след. мотиву.Посл. мотив получ. бол. вескость.Лир. произв. в разл. эпохи дел. на разл. жанры. XIX в.:жанры смеш. Высок. лир. — «ода». К нач. XIX в. сохр. ода торж (Ломон.).

В к. XVIII в. ода стала эволюц.Державин снизил ее темат. и лекс.Ода отлич. усил. примен. стилист. приемов и диалектич. разв. мотивов. В совр. поэзии – нек-ые стих. Маяк., посвящ-ые революции, «Скифы» Блока, значит. кол-во стих. на гражд. т.В к.XVIII в. появл. элегия (интим. темат: любов. э., э., окраш. эмоц. печали, горести, уныния; они созд. представ. об э.как о печал. стих.).От э.развил. романсная лирика сер.XIX в. (Фет, Полонский, Ал. Толстой).Оде и эл. против. в XVIII в. мелкие жанры: эпиграмма и ее разновид.В ант. лит-ре эпиграмма – стих. малых размеров. К к. XVIII в. эпиграмма – мал. стих. с комич. темат. Различ. эпиграммат. сказку (стих. анекдот) и сатир.эпиграмму: стих-ие, направл. к осмеянию опред. лица или события. Эпиграмма — посылка, ввод. в опис. обстоят., и неожид. острота в закл. (pointe).Расцвет эпиграмм отн. к XVIII в. и нач. XIX в., после — пришла в упадок. Стих. небол. объема, в к-ых темат. фабулярна — рассказ о ряде событий, связ. в причинно-временную цепь и замык. развязкой. Фабул. стих. объедин. — «баллады». До XVIII в. «баллада» — Франции особ. строфа.В нач.XIX в. в лит-ре модно подраж. шотланд. балладе (род народ. песни), затем «баллада» стали объед. стих., т. предания и мифы фольк. Вскоре балладой стали называть стих. повесть о чудесном, затем отпал и элемент фантастики, и под балладой стали разуметь стих. с фабул. От баллады отлич. басню. Басня развилась из аполога (анекдоте или сказке).

Басня – повеств. как аллегорию, из к-ой извлекается общий вывод — мораль басни. Всегда сущ-ли средние по объему лир-ие жанры, занимающие промеж. место между лир. и поэмой (в нач. XIX в. — сатира, послание).

Драма как лит-ый род. Особ-ти худ-ого строя драм-ого произв.

Гл. – высказ. персонажей.Нет повеств.-опис. хар-ра.Сюжетное вр.-вр. сцен.Мон. и диал. созд. иллюзию врем. Максим. непосред.Нет суммарных хар-к.Больш. кол-во событий.Напряж.конфликтов, переживаний.Условные формы (особ. смысл.нагрузканасыщ. речи сентен., афориз.,монологи в один., реплики в сторону).Ярко выражена фабульность.Изобр. отн-ия людей во всем многообразии.Преоблад. словесных действ.Нет возможн. анализа изображ.Псих-ия:стремит. реакция на происход.Формы поведения людей.Ролевое повед. чел-ка.Проблема видения драмы. Театр и произв.

Драматические жанры.

Основным признаком драм. лит-ры явл. назначение для театр. спектакля. Постановка спект. — игра артистов (речь и движение) и декорации. Речь: монолог. и диалог.Отдел. краткие речи соб-ов- реплики. Произнес. речи сопров. мимикой, мимика лица сопров. мим-ими жестами ( движ.рук, головы, всего тела; мимика иногда может быть заменой речи).Сцен. пред-ие на одной мимике (пантомима).

Игра артистов воспроизв. быт. поступки (персонаж ест, пьет, дерется, убивает) – появл. темат. игра (каждый сцен. поступок – самост. мотив).Спектакль – декорац., реквизитом-бутафорией – явл. мертв., участ. в действиях. Текст драм. произв. распадается на 2 части — речи героев и ремарки.Больш. част. драм. произв. — акты (или действия).Требуется смена декор. (опускание занавеса) внутри акта (части -«картинами» или «сценами»).Часть акта, когда действ. лица на сцене не мен.- явление. Явл. дел. на реплики.Особ. фабул. разверт. драм. произв. — действие происх. перед зрит., ответств. моменты фабулы развив. с законч. полнотой, автор стеснен местом и временем. Действ. лица не выходят за пределы площади, равной площади сцены, и действие занимает столько времени, сколько длится исполнение акта. Темат. фабулы развив. в речах, мотив -предмет разговора. Драм. фактура искл. отвлеч. повеств.Огранич. время – нельзя вводить длин. цепи событий. Для напол. сцены действием ввод. паралл. интриги. Для драм. лит-ры хар-на забота о «разверт. хар-ра».В XVII век драма дел. на траг. и ком. Отлич.призн. траг. – истор. герои (Греции и Рима), «высокая» темат., «траг.» (гибель героев) развязка. Особен. фактуры – преимущ. монолога.Траг. против.ком.: совр. темат., «низкие» (возбужд. смех) эпизоды, счастл. развязку (свадьба).

В ком. — диалог, след. общ. настроен. игры.В XVIII в. — низшие, «ярмарочные»: итальян. комедия-буффонада, водевиль, пародия. Эти жанры явл. источниками совр. фарса, гротеска, оперетки, миниатюры. Комедия раскалывается: «драму», пьеса с совр. быт. темат., но без специф. «комизма». Романтизм нач.XIX в. вводит в траг. приемы из в комедии (наличие игры, сложность персонажей, диалог).Наследником траг. – истор. хроники. Для XIX в. хар-но смеш. драм. жанров.Постр. драм. сюжета: 1) Экспоз: экспоз. обстановки — сообщение о быт. окруж. и о побоч.обстоят., опред. действие; экспоз. хар-ов (внутр. хар-ка (типичные черты героев) и внеш.эмоц.(настраив.сочувст. зрителей по отн-ию к героям пьесы); экспоз. отн-ий м/у действ. лицами.Роль афиш.Приемы экспоз.: рассказ (мотив, например, введ. нов. лица, или сообщ. тайны, воспоминанием),признание, автохар-ка (друж. излияния).

Косв. приемы: намеки, попутные сообщения — мотивы систем. повтор.2) Завязка: введ. динам. мотива, опред. фабул. развитие. Задание, опред. весь ход драмы. Тип. завязка — любовь героев, наталкив. на препятствия. Завязка «перекликается» с развязкой. В развязке – разреш. задания завязки. 3) Развитие интриги: мотивы незнания. Разреш. этого незнания (узнание)- возможность задержать введен. мотива и сообщ. его с запозданием по ходу фабул. времени. 4)Система речей: для введен. мотивов, происход. за пределами сцены, вводились вестники; признания монологи или речами «в сторону». Монологи черед. с беседами героев с их наперсниками (выслушивать своего героя и репликами направлять его речи).

Для введен. внелит-ого матер. (в комедии) вводился резонер.5) Система выходов: отвлеч. место,куда друг за другом приход. герои и, произнеся полож. им, без мотив. удалялись. 6) Развязка: В драме – традиц. развязка (гибель героев, траг. катастрофа, свадьба).

Речи «под занавес»: в зависим. от хар-ра пьесы – закл. сентенция, резюмир. моральное знач. пьесы, или хар-ая для гл. ком.персонажа реплика. Для сцен. интерпрет. драм. произв. сюжет драмы — «сценарий», т.е. нек-ую канва, на к-ой разверт.сцен. положения.

Литературное произведение как система. Внутренний мир литературного произ.,его параметры.

Краткое изложение — Стр 2

Худ. лит. произв. как система: уровни условн., внутр.мир лит.произ.,его структ.особ. универс. целостность, автоном. по отн-ию к фону. Гл. качество — целостность на разных уровнях.

Многоуровневая модель лит.произв.:1)лит. произведение суествует как текст, вещь – уровень текста;текст произ., произ не равн. тексту; текст — материальная форма произв.;текст. оборван. при сохран. целостн. произв.

2)внутренний мир произведения целостен.

3) уровень содержания

(1,2)-форм-ые, 3-содерж.,абстракт. Опр. собой факт. содерж.,дает зад. остальным.

Содерж.-то, что предст. в тексте.Внутр. мир с опред. законами и прав. автор свободен от законов, но должен след. до конца.Ориент. на сущ. действ.Простр.,время,социум.

Образы: макроур-ни (худ.простр.- где есть персонажи: абстрактн. простр.-Я вас любил).

Простр. организ.: линейн.-пут.роман, точечн.-лирика. Времы дискретно раздел. на части, сжимаемо.Точечен., мгнов. Растян., миг в вечность.

Хронотоп-ед-во простр. и врем.(хрон. дороги, провинц., города).

3 сост.части: -герои, вещи, предметы, отн-ия. Мир избир., с пом. черт пред. целый образ.

Сюжет, его структура. Сюжет и фабула. Понятие мотивов,классификация мотивов.

1)событ.план внутр.мира произв.Отн-ия,к-рые динам.,нах-ся не в застывшем положении.2логики,2вн.стержня:Внутри произв.в системе событ.:1)прямая авторская воля,сам располагает события-сюжет-вся система событий,выстраивает в соответствии с авт.замыслом.2)2лог.опред.хронол.,причинно-времен.связью,кот.мы вычленяем,о кот.мы догадываемся.Фабула-принадлжежность внутр.миру произ-ия(герои женятся).Сюжет дан в материал.виде,он напечатан;фабула живет в воображении(мы догад.,что Печорин сначала жил в Питере),воображ.реальность.Ситуация-взаимотн.персонажей в каждый данный момент.Фабулы не будет,если не будет противореч.интересов-коллизии,кот.вызывает напряж.и измен.ситуац.Конфликт-совокупность,система противореч.,кот.движет всем произв.Сюжет-полсед-ть событий в ее образном повеств.Фабула-инф.,сообщ. об опр.сочетании событий.Ф.только ссобщает об объект.действ,указ.на него,инф.о его основных перепитиях.Сюжет ставит перед нами действ.как нечто соверш.на наших глазах.Мотив повтор.,невычленим из темы произ.Тема дробима.М.-конкретика.,он назван,от него можно оттолкнуться,анализ.Лейт-мотив-ведущ.мотив на протяж.всего текста,М.судьбы,памяти,встречи,письма-М.стан.важной темат.особен.М.разраст.до миниобраза,до разветвл.образа.

Текст лит-ого произв.как литвед.проблема. Включенность во внетекстовые связи.

1)Текст в филологии и др.дисциплинах. Текст изначально понятие лингвист.-высказывание на языке. Связный,завершенные,отграничен от фона. Состоит из предл.фраз, представляет коммуник.ед-цу.культурология-наука о культуре.семиотика-наука о знаках. Расширяет понятие текста(+карты,врачебный рецепт,проповедь) Св-ва:выраженность(фиксация в знаках), отгранич.(нач.и кон.),структур.(внутр.орган.).

Текст имеет созд-ля, для кого он написан-чит-я. 2)литвед.проблемы текста. размывание границ. Текст может исп. тесты др.авторов(эпиграф,цитата), реминисценция(переделанная цитата в зависим. от времни,контекста), аллюзии-намек(мин.-отсылка,упоминание,персонаж,читающий др.книгу), интертекстуальность-связь м/у текстами,на ее основе формир-ся особые жанры(пародия,подражание).

Понятие композиции.Аспекты композ.лит-ого произ-ия. Композ.ед-цы.

1)композиция как общеэстетич. и литературовед.понятие.Композ.-расположение и взаимоотнесенность материала в худ.форме. Неоднород.лит.произв.:-по типу речи(стихи+проза);-части произв.посвещены каждый одному предмету.Много разного рода неоднород.Гл.задача комп.-систематиз.формы.2)аспекты и механизация комп.строя:-графика-текст граф.неоднороден,части,главы,абзацы,акты,строфы;-речевая комп.-черед.стиха/прозы,диалогов/монологов;-комп. по способам изображ.:портрет,пейзаж,поступок,письмо;-детализ.пропорций.Подробности-что за чем идет.Линейное прост-во-повтор/знак внимания.Монтажная комп.за кот.не угадыв.внеш.логика;3)комп.ед-цы-отд.взятая реплика,отд.портрет;кусок текста выраж.т.зр.;строфы,строчка.Рама:начало выделено:заглав.,подзаголовок,эпиграф,посвящ.,предисловие.;(1)по типу:-представляет тему(Лошад.фамилия),ориентирует на проблему(В.иМ.),подсказка,толчок к развитию(Робинзон Крузо),персонажное(Хамелеон),жанровые(сага о форсайтах).Нет заглав.-нет подсказки,нет установки(лирика).(2):редко л/совр.лит-ры.жаровые-подготовка чит.(3)капит.дочка-задает внимание,установка и проблематика;4)законы композ.хода:композ.текста и композ.вн.мира.

Автор и чит-ль; диалогический хар-р лит-ры.

Автор-тот, кто созд.произв.:-как биограф.опред.лицо;-как организ.текста,причины целост.текста, носитель автор.идеи;-изображ.самого себя среди персонаж.произв.Литвед нач. с интереса к автору: биограф.метод для 19в. был распространен; изуч.твор.истоии произв.-творческо-генет.подход,чтобы прослед.возник.замысла плана произв.,появл.его редакций.Автор.позиц.:стиль-манера автор.замысла,-эстет. общность всех сторон произв.,облад.оригин.Стильразлит по произв.(синтаксис,фонет.,способ раскрыть героя,выбор г.)стиль-черта,отдел.искус. от реальн.Стиль-индивид.Стадия авторит.-трад.привяз.нек-ые тексты к имени автора.(эзопова басня)Феномен нов.врем.,когда текст в многообраз. т.зр.м/б проинтерпр. по-разн.Чит.-адресат,судья худ.произв.Романт.-проблема чит.,появл.лит.-крит.статей,обзоров.Критик-профес.чит. Чит.разн.,след.дифференц.литры,еерасслоение:классика,беллетрист.,массоваялитра(облег.восприят).Норм.поэтика-поэтика нормы,когда все узнав. Мас.лит-ра-сиюмин.интересы,увлеч.,лит-ра однодневна.Клас.-глуб.пережив.,долговечность,нов.прочтения,проблемы неразреш.,след.ценней,чем мас.Вопросы вечные,кажд.поколение нах.разн.реш.,выходы.Мас.лит-ра расклад.все по полочкам:женс,светск,детектив.романы.,сходство с фолькл.(конец хороший).Открытая переход. м/у клас. и мас.лит-ой.

Литературный процесс.

Факторы лит-ой эволюции. Понятие лит-ого направления.

Лит.процесс-все явл.лит.жизни,увид. и осмысл. нами во внутр.логике собственно хронолог. разв. Два подхода к изуч. лит.процесса:1)аналитика(истор.лит-ры);2)выдел.общих законов,опред. лицо общ-ва,лит-ры(теория лит-ры:переодиз. и уяснение каждого своеобраз.эпох).

Своя менталь., карт.мира,поэтика. Эконом.,соц.,общекульт,черты общ-ва влияют на лит-ру.Период.,осн.на смене эпох,стилей(Европа):-антич.(1тыс.до н.-5н.),среднев(5-14),возрожд(14-16),нов.вр.кул-ра барокко(16-17),классиц(17-18),романт(н.19),реализм(к.19),модерн.(19-сер.20),постмодерн.(сер.20-…).

Механизмы лит.процесса:-наращение сущ.тенден.,сформ.трад.;-контраст-противоп. (антиподы,пародии); убыстр.темпов разв.веков. Лит.эвол.: рассмотр. идет от конструкт. функ. к функ. лит., от лит. к реч.,взаимод.функ. и форм. Лит.напр.-произ.писат.,достигших высокой твор.созн. и принцип.,к-рые появл. в созд. ими соответст. их идейно-твор.стремл.эстет.прогр.

Лит-ый классицизм и романтизм. Классицизм –явл.общеевроп.,слож.во Франц.(сер.17)Упорядочив.всех эпох жизни. На смену хаоса-дисциплина. Нов.гармония опир.на веление разума,долга. Чел.-носитель общих черт:герой-подлец,герой-скупой. Типолог, классиф, четкость, удобство, нормат, правил. 3 кат.эстетики:разум,образец,вкус. Учение о стилях, жанры-иерархия. Завершил эпоху нормат.сентимитализм. Романтизм – перв.десят.19, эпоха индивид.худ.созн.,чел.в центре картины мира,личность,самодостат.,свобода личн.,конфликт м/у мечтой и деят. Романт.двоемирие:деят. и мечты(мир идей).

Время-процесс движ.истории и чел.,самоцен,личност.кач-ва эпох. Проблема автора-творца,автор-личнось,новый стиль писания.Баллада:беспредел фантазии,вымысла;поэтика тайны,запредельного,поэмы-ирон.

Стиль и культурная эпоха. Главные этапы развития европейской художественной кул-ры.

Эпохи различают по типу худ. созн.:-догомеров. Эпоха (мифол.вид.мира,синкретизм,традиц. мышл.,нет теории словесности, нет самопонимания); -18-19в-рефлект.трад-зм,ритор.словесность, стиль;-рефлект. нетрад-зм,новизна,категория автора. Глав.:1)антич.(средиземноморье,греция,рим)-героич.,классич,эллинич. периоды; база-миф-ия,ед-во богов и людей,миф-способ и практ.,и ситор. развития мира.

2)средневек.(христ-во):человек и мир,реал.мир-отраж.дух.мира;2 нач.-вечное и врем.;чел-к двуедин-тело и душа;абстракт,аллегор,символ.,сословная кул-ра,латынь,город.кул-ра.

3)Возрожд.15-16,-переход от среднев. к нов.врем.,размыв.границ,барокко,гуманизм-удовлет.земных желаний чел.,радость сущ.на земле,чел-венец творения,карнавал.кул-ра,самоцен.красоты4)барокко16-19,иск.дурн.вкуса,неправ.,необыч.,позже-период войн,мир непредсказуем, внутр.сконцентр ,дискомф,воля случая,судьба,чел.ищет спасение,опору,переживания сейчас,тяга к дин.,контр,ассиметр.мир,экспрессия5)Нов.вр.-метод.стиль-эстет.устан.Стиль-конкретный рез-т того,как воплощ.метод в худ.ткани поизв.Лит.напр.-конкр.истор.хар-р,эпоха разв.лит-ры,объедин. творцов и чит.

Реализм.

Литературные течения конца 19-нач.20вв.

40-е г.19-кон.19в.(Гончаров,Тургенев,Толстой,Достоевский)Наследует интерес к личности,но подробно осмысленно(мир-мир личностей).Отн-ие личности к др.личности.Чел-к интересен в его отн-ии к др.людям ,как он сформ.,почему он такой, как он влияет на окружающ. мир.Аналитизм,исслед.интерес.Социолог.составл.Свобода автора.

Развитие лит-ры 20-21в. Модернизм и постмодернизм.

Модернизм(сер.19-сер20)или(кон.19-1920гг)противостоит реализму.-от реальн. к реальнейшому,закономерности,сокров.смысл. Искусство для избранных,для посвящ.,уход от идей типизации.Мотив бессилия личности перед лицом непознав.мира.Личность оказ.отчужденнной.Символизм-мирнепознаваем,идеален,в глубине вещей-тайна,задача-воссозд.красоты, мир заведомо един,это не хаос,а ед-во бытия.Авангард(1920-50)-эксперимент ради эксперимента.Соц-ый реализм(1934,30 20в.-до перестройки)-1съезд совет.писат.,программа, установки: свои темы, герои,ценности. Основа-идеалогия, полит. подоснова. Футуризм (нач.20в.(30)) Постмодернизм(сер.20-60-70-утвержд.,70-легализ.) -кризисный хар-р сознания, постепенный отказ от единой модели мира, относит-ть всего,отказ от сущ-ия целостной модели мир децентричен. Мир принцип. противоречив. Мир-хаос. Текст как наследник предшеств.текстов. Деконструкция-раздел.текста. Кризис авторства. Мир, в к-ром невозможно космическое начало. Сращение теории и практики.