ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
К Д. УШИНСКОГО
(К 150-летию со дня рождения)
Г. С. Костюк
В созданном великим русским педагогом Константином Дмитриевичем Ушинским сто лет тому назад «Опыте педагогической антропологии», явившемся первым трудом такого рода не только в отечественной, но и мировой педагогической литературе, вопросы психологического изучения человека как предмета воспитания заняли центральное место. Такое внимание к ним автора «Опыта» обусловливалось признанием, что психология «в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для педагога занимает первое место между всеми науками», призванными обеспечить всестороннее познание человека в целях совершенствования искусства его воспитания. Последнее, полагал Ушинский, представляет собой «…самое обширное, сложное, высокое и самое необходимое из всех искусств». Чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо познать его во всех отношениях. Поскольку главная деятельность воспитания совершается в области ‘психофизических и психических явлений человеческой жизни, научное обоснование его требует знания их законов. Ушинский уверен был в том, что психологическое изучение человека позволит значительно расширить возможности воспитательного руководства его психическим развитием, что оно будет способствовать избавлению воспитания от всякой рутины, превращению его, «сколь возможно, в рациональное и сознательное дело».
Автор «Опыта» критиковал попытки некоторых педагогов (Гербарта, Бенеке и др.) вывести педагогическую теорию прямо из психологических оснований, в качестве которых они выдвигали свои умозрительные концепции, игнорируя данные других наук о человеке. Вместе с тем он считал, что психология должна принимать участие в определении целей воспитания и что ясное их определение является «лучшим пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий». Она необходима и для разработки методов воспитания (в широком значении этого слова, включающем обучение и образование), соответствующих его целям, и для оценки результативности, анализа и обобщения педагогического опыта.
Понятие о воспитании в педагогической психологии
... Советской власти показали полную несостоятельность чисто атеистического воспитания. Человеку часто просто невозможно объяснить, почему нельзя причинять зло другим людям или государству. Под любое преступление можно подвести ... понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. Все передовые достижения педагогической психологии основаны на глубоком человеколюбии, то есть полностью подтверждают одну из ...
Замысел Ушинского создать целостное учение о человеке как предмете воспитания являлся смелым, прогрессивным и дальновидным. Он опережал развитие отдельных наук о человеке. Только сейчас идея построения педагогической антропологии находит в нашей и зарубежной психолого-педагогической литературе признание своей важности, происходит ее активное обсуждение. Вместе с тем этот замысел помог Ушинскому критически оценить состояние тех наук, данные которых должны были послужить реализации его идеи. Обратившись к психологии, Ушинский убедился в том, что она была далеко не готова к тому, чтобы дать ответы на многие из тех вопросов, которые поставила перед ней общественно-педагогическая жизнь нашей страны в 60-х годах прошлого столетия. Он нашел в психологии обилие умозрительных противоречивых концепций, на которых «невозможно было строить что-нибудь прочное», и недостаточное количество опытных обобщений. В таком состоянии психологии, по его мнению, повинна была и педагогика, которая не сыграла по отношению к ней той роли, какую выполняла уже медицина в отношении анатомии и физиологии. Поставив своей задачей разработать, насколько это было возможно, психологические основы задуманной педагогической антропологии, Ушинский критически рассмотрел историю основных проблем психологии в их отношении к педагогике, выявил и развил положительные достижения в их решений, обогатив их своими идеями и проницательными жизненными наблюдениями. Скромно оценивая результаты своей творческой работы, изложенные в первых двух томах капитальной монографии «Человек как предмет воспитания», он писал, что труд его, как первая попытка такого рода, имеет в виду не психологов-специалистов, а педагогов, осознавших необходимость психологии для педагогического дела. В действительности же его монография явилась важным вкладом ‘в развитие и самой психологической науки в нашей стране.
Ушинский выступил как поборник опытной научной психологии, которая занимается не рассуждениями о душе, а ставит нерешенные вопросы, изучает факты с целью получения ответов на них, выдвигает гипотезы, проверяет их, делает выводы, обобщения. Психологический факт, отмечал он, «точно такой же несомненный факт, как и факт какой бы то ни было иной науки». Источниками фактов в психологии являются не только наблюдения человека за собственной психической деятельностью как проявления его самосознания, но и наблюдения за ее проявлениями у других людей, взрослых и детей, изучение объективных результатов их деятельности, общечеловеческого психологического опыта, воплощенного в языке, фольклоре, в произведениях литературы, искусства и пр. Вместе с тем Ушинский далек был от того, чтобы ограничивать задачи психологии описанием и обобщением фактов. Конечную ее цель он усматривал в создании теории, раскрывающей законы протекания и развития психической жизни человека.
Поставив перед собой задачу разработать психологические основы педагогической антропологии, Ушинский должен был прежде всего ответить на принципиальный вопрос о том, что представляет собой человек как объект воспитания, какова его природа и сущность. И он сделал это, обратившись к данным естественных и исторических наук. В его антропологии человек выступил как природное и общественное существо, как высший продукт эволюции жизни на Земле, законы которой впервые научно раскрыл Ч. Дарвин, придав тем самым «живой смысл всему естествознанию», и как создание человеческой истории. Ушинский отмечал общие черты в строении и функциях нервной системы высших животных и человека, органов чувств и движений, в психических процессах, усматривая в них доказательства естественного их происхождения. Вместе с тем он подчеркивал и возникшие исторически качественные отличия психических свойств человека. Не поднимаясь до уровня материалистического понимания человеческой истории, Ушинский высказал идущие в направлении этого понимания мысли о роли труда, создания орудий, общения и языка в становлении специфически человеческих психических свойств людей. Язык—«не дар, упавший людям с неба»,—писал он, а «плод бесконечно долгих трудов человечества». Создаваясь народом, он являлся не только средством общения, но и хранителем его духовных достижений, орудием их передачи от старших поколений к младшим поколениям. Вполне современно и сейчас звучит тезис автора «Антропологии» о том, что эти достижения передаются «не органической наследственностью, а исторической преемственностью», что последняя «заменила в человеке органическую наследственность». Этому тезису он придавал принципиальное значение в обосновании роли воспитания в психическом развитии человека. Он не снимал вообще вопроса о наследовании некоторых приобретенных психофизиологических свойств, но сдержанно относился к поспешному ламаркистскому его решению.
Ушинский о целях образования и воспитания
... к печати два тома главного своего психолого-педагогического сочинения «Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии)» (т. 1—2. 1867—1869) и собрал материалы ... учительской семинарии». Воспользовавшись обстановкой наступления реакции, начальница института, священник и уволенные Ушинским учителя усилили травлю, обвинили его в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности. ...
Ушинский не располагал теми данными, которые сейчас имеются в биологии и истории по вопросам антропологии. Однако в принципиальном отношении он стоял выше некоторых представителей современной зарубежной педагогической антропологии, которые исходят из представления о человеке как изначально общественном, духовном существе или прибегают к услугам «теологической антропологии», рассматривающей психику человека как «образ божий», а ее развитие как «восхождение к божеству». Психология, как и «всякая фактическая наука—а другой науки мы не знаем, — стоит вне всякой религии, ибо опирается на факты, а не на (Верования»…», хотя и учитывает религию как общественное явление, влияющее на психическое развитие человека, —это положение Ушинский последовательно проводил в системе своих психологических идей.
Педагогическая антропология, по Ушинскому, изучает человека как существо, развивающееся в процессе воспитания. Последнее является тем главным процессом, посредством которого достижения общества становятся достоянием индивида и обеспечивают его психическое, духовное развитие. От рождения человек не несет в своей природе преформированных психических свойств, якобы проявляющихся с возрастом путем «естественного их развертывания» (Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребель и др.).
Дитя рождается «без всяких следов в своей памяти и в этом отношении представляет собой как бы «чистую таблицу…, на которой еще ничего не написано». От свойств этой таблицы зависит уже, легко или трудно писать на ней и как она сохраняет написанное. Но природные предпосылки — не «доска», а свойства нервной системы, возможности усвоения человеческих достижений ‘и развития психических свойств. От природы человек наделен, по Ушинскому, стремлением быть (т. е. существовать) и стремлением жить (т. е. действовать).
Психические процессы как форма человеческой деятельности.Воображение, ...
... зависит от требований, которые предъявляет жизнь, деятельность человека. При отсутствии дефектов в строении анализаторов ... профессиональной специфики на функционирование психической познавательной деятельности (восприятие, память, мышление). Пример, конечно, гротескный. Что же такое ... отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. ...
На их основе и под влиянием жизненного опыта вырабатываются у него различные действия, виды деятельности и связанные с ними психические свойства. От рождения у него нет ни единого образа и готового действия, «все ему предстоит сделать собственным трудом, трудом, к которому он получает стремление вместе с рождением младенца». Будучи «бедным», беспомощным от рождения, он несет в своей природе богатые потенции человеческого развития, реализуемые в общественных условиях его жизни посредством воспитания. Ушинский стремился в этих положениях, сохраняющих свое значение и ныне, преодолеть преформистские и механистические концепции условий индивидуального развития человеческой психики.
Антропологический подход Ушинского к изучению психики положительно проявился в попытках преодолеть «элементное» ее понимание, характерное для ассоциативной (гербартианской и др.) психологии и дать ее характеристику как единого целого, выражающуюся в различных формах. Объединяющую их основу Ушинский усматривал в деятельности человека. Последний «не для того живет, чтобы существовать, а для того существует, чтобы жить». А жить—это действовать. Из врожденного стремления жить развивается стремление к сознательной деятельности, образуется сама деятельность с присущими ей психическими процессами и свойствами. Выделяя основные их виды, а именно познание, чувствования и волю, Ушинский отмечал, что это деление является общечеловеческим, хотя и не строго научным, но себя оправдывающим, ибо действительно «сознавать, чувствовать и желать—три главные психические акта», необходимые для всякой познавательной и практической деятельности. Выяснение специфической функции каждого из них и их взаимосвязи имеет важное педагогическое значение.
Конкретизируя свое понятие деятельности, Ушинский уделил специальное внимание психологической характеристике труда человека как основного вида его сознательной деятельности, источника его материальных и духовных богатств, необходимого условия физического, умственного и нравственного развития. Согласно этой характеристике, труд включает наличие сознательной цели, на достижение которой направлены действия человека, определенные знания, побуждения к ее достижению (стремления, чувства), волевые усилия, направленные на преодоление трудностей. Труд потому и называется трудом, что он труден. Трудовая деятельность воспитывает и развивает человека, если он положительно, любовно к ней относится, вкладывает в нее все свои силы, если она свободна. Великий педагог-демократ Ушинский решительно выступал против всякого порабощения человеческого труда. Он считал, что «свободный, т. е. излюбленный труд, идущий успешно и прогрессивно, преодолевающий препятствия и связанные с ними страдания,—вот что должно быть идеалом здравого воспитания…». Свободным трудом является и школьное учение, как деятельность учащихся, направленная на овладение созданными обществом благами, как их подготовка к участию в создании новых ценностей.
Ушинский критиковал авторов психологических концепций, игнорировавших организм «человека, его нервную систему. В построении психологических основ антропологии он исходил из признания того, что психическая жизнь животных и человека совершается посредством нервной системы, воспринимающей воздействия внешнего мира на организм и регулирующей его ответные движения. Он использовал достижения современной анатомии и физиологии в целях выяснения «вопроса о субстрате душевных явлений». Он положительно оценил значение учения о рефлексах (образующихся прижизненно) для выяснения механизма образования навыков и привычек. Процесс выработки их начинается еще в раннем, младенческом бессловесном возрасте. Дитя бессознательно учится смотреть, слушать, осязать, координировать движения глаз, головы, органов голоса, рук и ног, благодаря чему человек выходит из этого бессловесного периода со множеством приобретений, которыми он пользуется всю свою жизнь. Эта мысль Ушинского получила свое подтверждение в экспериментальных физиологических и психологических исследованиях, развернувшихся в нашей стране в нынешнем столетии.
Особенности страхов детей среднего дошкольного возраста в зависимости ...
... особенности и характер появления детских страхов. Изучить особенности развития воображения у детей среднего дошкольного возраста. Проследить зависимость развития воображения и появления детских страхов у детей среднего ... 41]. По мнению А.И. Захарова, страх - это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула. Если объективно рассмотреть эмоцию страха, ...
Нервная система участвует, признавал Ушинский, также в образовании навыков и привычек, происходящих из сознательных действий человека. Это признание относится к простым и сложным навыкам, к хорошим и плохим привычкам, в том числе и нравственным. Общепризнанным стало утверждение автора «Педагогической антропологии», что «добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему», процентами с которой он пользуется всю жизнь, расходуя меньше энергии на преодоление всяких трудностей, в то время как дурная привычка является нравственным невыплаченным займом.
Ушинский правильно обратил внимание на то, что нервная система, ее состояния, особенности ее «впечатлительности», «крепости», «раздражительности» и «подвижности» влияют на протекание психических процессов, на образование навыков, привычек и других психических свойств. Нельзя не отметить, что этим он предвосхитил ту идею, которая в нашем столетии получила свою экспериментальную разработку в классических трудах И. П. Павлова и в исследованиях его последователями (физиологами и психологами) индивидуально-типологических различий в свойствах нервной системы у животных и человека.
В трактовке познавательных процессов Ушинский исходил из признания опытного происхождения человеческих знаний. Их источник—воздействия предметов внешнего мира на нервную систему через органы чувств. Вызываемые ими «нервные движения» становятся ощущениями», которые опосредствуются «следами» прошлых впечатлений, приобретенным опытом человека, вследствие чего тот или иной предмет, «отражаясь одинаково на сетчатке глаза взрослого человека и младенца, совершенно различно отражается в их сознании».
Важную роль в чувственном познании играют произвольные движения и связанные с ними осязательные, мускульные и другие ощущения. Особенно выразительно они выступают в движениях человеческой руки, этого чудесного инструмента, которым человек схватывает предметы, работает с ними, изменяет и одновременно ощущает, воспринимает их свойства, вес, величину, форму и движение. Из движений своего тела человек впервые узнает, что тело его существует в пространстве и во времени.
Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности ...
... Задачи: 1.Выевить природу и структуру детских игр. 2.Определить значения игровой деятельности в развитии личности дошкольника. 3.На основе констатирующего эксперимента, разработать рекомендации воспитателю по ... - важное, не единственное условие, побуждающее малыша к самостоятельной игре. Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с ...
Ушинский высказал также ряд важных мыслей о взаимосвязи различных органов чувств в чувственном познании человеком мира, о необходимости широкого использования их в учении, в формировании у школьников активного созерцания объектов, закладывающего основы содержательных представлений о них.
Восприятия и представления являются, по Ушинскому, источниками данных для воображения и мышления. «Строительным материалом» для работы воображения взрослого и ребенка, ученого и поэта выступают впечатления, получаемые от внешнего мира и фиксирующиеся в памяти. Из них создаются путем новых сочетаний образы объектов, реальных и вымышленных, которых не было в опыте человека.
Исходя из наблюдений над явлениями внешнего мира и наблюдений души за собственной деятельностью, вызываемой опять-таки явлениями внешнего мира, мы познаем существенные свойства объектов, их внутренние, закономерные связи в форме понятий, суждений я логических умозаключений. «…Сама логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связей предметов и явлений природы». Мы делаем логические выводы, испытывая уверенность в их истинности, т. е. их соответствии объективной действительности.
Ушинский выступал против субъективного идеализма в толковании человеческого познания и вместе с тем за признание активной роли в нем субъекта. Последняя на первый план выступает в произвольных видах познавательных процессов (внимания, восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения и мышления), являющихся специфическим достоянием человека. В жизни животного, ‘например, «что-то запоминается и вспоминается», а человек намеренно осуществляет эти процессы, они часто превращаются у него «в труд и притом не легкий».
Понимая каждый познавательный процесс как результативную форму психической деятельности человека, Ушинский подчеркивал ведущую роль содержания в его функционировании и развитии. Восприятие обогащается и развивается накапливающимся посредством памяти чувственным опытом человека. В функционировании памяти содержание «…является материалом ее развития, или, лучше сказать, память развивается в том, что она содержит». Развитие ее происходит, если то, что усвоено, способствует усвоению нового. Запоминание бесполезного материала, не входящего в систему того, что мы помним, не содействует развитию памяти. Именно потому, что усвоение нового связывается со старым, ранее усвоенным, память выступает как «…история души, и, притом, история не протекшая, но всегда настоящая», потому что в ней «все ее прошедшее живо в настоящем». Содержание является ведущим фактором развития и воображения и рассудочного процесса, или мышления. Поэтому нецелесообразны попытки «изощрять рассудок» формальными упражнениями, ибо он успешно «…развивается только в действительных реальных знаниях» и «самый ум есть не что иное, как хорошо организованное знание».
Это положение Ушинского, как и критика им современной теории формального развития ума, были прогрессивными, но не лишенными односторонности, на опасность которой в педагогическом деле автор сам указывал. На задний план отодвигалась операционная сторона усвоения и функционирования знаний, — и это было не случайно, а вытекало из мнения Ушинского, будто сами процессы познания (сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение) едва ли имеют возможность развиваться. Они якобы остаются одними и теми же на всех этапах развития ума. Это мнение вступало в противоречие с его же рекомендациями совершенствовать способы получения знаний учащимися и формировать у них, начиная с младшего школьного возраста, необходимые для успешного учения логические операции.
Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого ...
... мир, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала – следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность. ... В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как ...
Рассматривая процессы памяти, на которой «основана вся внутренняя жизнь человека» и средствами которой совершается ее развитие, Ушинский высказал целый ряд прогрессивных идей и поставил целый ряд вопросов, которые ныне являются предметом специальных исследований. К ним относятся его мысли о непроизвольных и произвольных процессах памяти, ее видах в зависимости от уровней психической деятельности и ее содержания («механическая», «душевная» и «духовная» память), их генетической взаимосвязи, о характерных особенностях памяти на различных этапах индивидуальной истории ее развития, о специализации памяти в зрелом возрасте человека, о роли памяти в учении и развитии. Если и нельзя согласиться, отмечал Ушинский, с тем, что «мы есть то, что мы помним», то нельзя и не признать, что психическое развитие наше совершается средствами памяти, что без запоминания и сохранения опыта оно было бы невозможно. Вместе с тем, Ушинский первый в психологической литературе отметил, что забывание как противоположность запоминанию играет не только отрицательную, но отчасти и положительную роль в учении и развитии, предупреждая загромождение мозга излишними впечатлениями.
Положительно оценивая учение об ассоциациях как важное достижение опытной психологии, Ушинский существенно расширил само понятие о видах ассоциаций, включив в их число не только связи по смежности, сходству и контрасту, но и рассудочные ассоциации, в частности причинно-следственное ассоциации «по сердечному чувствованию» (эмоциональные) и ассоциации «разумные», характерные для «духовной» памяти. В понимании Ушинского виды ассоциаций выступили как различные формы, в которых складываются результаты многообразной познавательной деятельности человека, при чем складываются они и их «гипотетические» нервные следы не изолированно, а «парами, рядами, группами, «сетями», сплетаются в «единую систему», стройность, обширность и характер которой бывают при всех общих ее чертах разными потому, что плетут «эти сети разные работники—различные люди и различные жизни». Надо сказать, что шаги Ушинского в разработке учения об ассоциациях шли в направлении, которое нашло свою реализацию в работах ряда советских психологов.
Актуально звучат и сейчас мысли Ушинского о необходимой роли воображения в игровой, учебной, научной, поэтической, художественной и практической деятельности человека, о связи воображения с потребностями и чувствами, о взаимосвязи непроизвольного и произвольного воображения, об его значении в формировании остроумия, изобретательности и нравственных качеств личности. Рассматривая возрастные особенности «истории» воображения, Ушинский справедливо отклоняет мнение, будто с возрастом оно тускнеет, ослабевает, теряет свою живость (такое мнение отстаивал Т. Рибо в начале XX столетия), показав, что в действительности этот процесс совершенствуется с возрастом, освобождаясь от чисто детских особенностей, и достигает высокого уровня своего развития в период юности, когда складываются жизненные планы и творческие замыслы личности.
Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического ...
... жизнедеятельности человека в 90-х годах ХХ века делает актуальной проблему развития творческого воображения личности, которое, как нами указывалось ранее, возможно только в процессе активной деятельности (С.Л. ... жест, поза и походка, воссоздаются конкретные образы». С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр начинает входить в жизнь детских садов. Дети сами начинают в образе ...
Преодолевая сенсуалистическое понимание рассудочного процесса, Ушинский отмечал не только его связь с чувственным познанием, но и специфические особенности, проявляющиеся в поисках ответов на вопросы, порождаемые материальными и духовными потребностями человека. В этих поисках человек не только исходит из чувственных данных, но и выходит за их пределы, стремясь постигнуть свойства, связи и отношения объектов, непосредственно не данные ему. Он прибегает к сравнению, выделяет существенные признаки, отвлекает и обобщает их, выдвигает догадки, гипотезы, ищет их подтверждения, делает выводы. Мыслящий человек пользуется образами наглядно данных объектов, представлениями о них, но ими не исчерпывается содержание его мышления. В нем раскрывается то, что человек не может представить себе, но может мыслить с помощью слова. Существенную роль в мышлении играют наблюдения субъекта за собственной психической деятельностью. «Всякий мыслящий человек… делает опыты в психической сфере и выводы из этих опытов». С помощью слова он осознает свой рассудочный процесс, контролирует его логичность, его истинность, т. е. соответствие получаемых результатов объективной действительности, ранее полученным и проверенным, доказанным данным. В рассудочном процессе актуализируются ранее образованные ассоциации, но он не сводится к их актуализации. Не всякая рассудочная ассоциация истинна, есть множество рассудочных ассоциаций, являющихся основой человеческих предрассудков. Истина получается не сразу, а часто в результате длительных поисков, преодоления ошибочных заключений.
По данным Ушинского, поиски истины человеком являются диалектическим процессом. В нем возникают противоречия между чувственным и рациональным, между старым ‘и новым, воображаемым и реальным, желаемым и действительным. Они усиливаются влиянием чувств, страстей на мыслительный процесс и наоборот. «Воображая, мы немного думаем, — писал Ушинский, — а в отвлеченных умствованиях — мечтаем». Без воображения рассудочный процесс невозможен, но оно и мешает ему. Преобладание воображения неизбежно приводит к подмене научных теорий фантазиями, наличие которых автор вскрывал во многих современных психологических концепциях. Стремление к преодолению противоречий по Ушинскому, — движущий принцип научного познания. Критикуя Гегеля, его идеалистическую концепцию познания, и отмечая присущее ее автору «злоупотребление противоречиями», Ушинский считал, что «самого метода мы отвергнуть не можем, потому что он основан на коренной психической особенности нашей».
В рассудочном процессе человек, по Ушинскому, выступает как общественное существо, обладающее «даром слова», пользующееся языком как средством общения и познания мира, овладения общественным опытом. Слово в его различных формах (устной, письменной, внутренней) помогает ему выделять, абстрагировать и обобщать существенные признаки объектов, фиксировать и сохранять результаты их познания, сообщать их другим. Однако связь между словами и мыслями не проста, а сложна и противоречива. Слова обозначают понятия, хранят их и являются средством сообщения их другим людям. Но за одними и теми же словами скрываются нередко разные мысли. Учет не только единства, но и различия между словами и мыслями очень важен в повседневной жизни и в особенности в учебном процессе. Слова — необходимое, но недостаточное средство усвоения знаний. Понимание—единственный способ добывания действительных знаний как в мире физических, так -и в мире психических явлений.
Влияние различных видов деятельности на психическое развитие ...
... (возрастная периодизация психического развития, возрастные кризисы, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, зона ближайшего развития). Общая характеристика деятельности. Влияние различных видов деятельности на познавательное, эмоционально-волевое развитие детей дошкольного возраста. Роль ...
Ушинский объединял познавательные процессы понятием «сознание», понимая последнее несколько как знание, но и как процесс сознания. Сознание—одна из душевных способностей человека, проявляющаяся в его рассудочной деятельности. Нет оснований, отмечал Ушинский, считать рассудок чем-то отличным от сознания. Последнее — не пустая сцена, на -которой действуют представления, эти гномы человеческой души, неизвестно откуда берущие свою силу (так оно выглядит в концепции Гербарта), а результативная деятельность, включающая ряд связанных между собой психических процессов. Субъект сознает в ней не только окружающую действительность, но и свою собственную деятельность, свои состояния. Не сознаются только нервные механизмы деятельности. Сознание человека выражается в его самосознании. С его развитием деятельность человека становится разумной. Ушинокий признавал наличие рассудка и у животных. Человек ‘начинает с того, что имеется у них, но идет дальше в своем развитии, поднимаясь на ступень, недоступную для животных. Его рассудок становится разумом, основными средствами которого являются идеи я слова. Эти утверждения Ушинского, которые он предполагал, но не успел детальнее раскрыть в третьем томе своей монографии, созвучны с высказываниями Ф. Энгельса об общем и отличном в рассудочной деятельности животных и человека.
Высоко оценивая значение сознания и самосознания в жизни человека, Ушинский отмечал наличие и неосознаваемых процессов. Психическое он понимал как единство, взаимосвязь сознаваемого и неосознаваемого. Последнее генетически предшествует сознаваемому. У младенца, например, психические явления еще не сознаются, причиной чему является и отсутствие у него слова. В основе «всякой нашей сознательной деятельности …лежит бессознательное стремление». Оно превращается в желание посредством чувствований и представлений об объектах, к которым человек стремится. С другой стороны, бессознательное постоянно обогащается в ходе развития сознательных действий и формирования навыков, привычек и склонностей. Оно является результатом предшествующей ему сознательной деятельности. Бессознательное имеет место во всех психических процессах; «душа наша существует и вне процесса сознания, существует прежде, чем этот процесс в ней начинается…». Ушинский придавал важное педагогическое значение правильному решению проблемы сознательного и бессознательного в психической жизни человека. В своих попытках осветить эту проблему он стоял выше тех психологов, которые либо снимали ее, отрицая существование бессознательного психического, либо тенденциозно трактовали и трактуют бессознательные психические процессы как «глубинные» биологические явления, находящиеся в драматических конфликтных отношениях с социально обусловленными инстанциями человеческой личности.
Костюк (Ушинский) — Стр 2
При всей высокой оценке сознания человека Ушинский все же считал, что «средоточием его психической жизни являются чувствования», что именно в них выявляются его характерные особенности как телесного, душевного и духовного существа, как личности, его отношения к окружающей действительности, к общественному миру и к себе самому. <Ни — что, — писал он, — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя». Ушинский часто называл чувства человека его «сердцем», ‘подчеркивая, что чувства в нем «всего дороже», что «только тот человек вполне хороший и надежный», у которого «ум хорош и сердце хорошо».
Ушинский критически рассмотрел различные теории чувств, выявил то положительное, что содержалось в них, и попытался по-новому осветить целый ряд вопросов эмоциональной сферы человеческой психики. Обозревая историю ее изучения, Н. Грот в своей монографии на эту тему правильно отметил «из числа первых» работы Ушинского, как содержащие в себе «попытки развивать «самостоятельные начала» для будущей русской психологической науки». Признавая связь чувствований с познавательными процессами и возможность влияния на них через познание, Ушинский вместе с тем выступил против интеллектуализма в трактовке их происхождения. Он показал, что чувствования вызываются не самими по себе объектами, а их связью с наличными стремлениями субъекта (к существованию, к сознательной деятельности и др.).
Реализация стремлений становится источником развития чувств в зависимости от ее условий, успехов ;и препятствий. Все, что ‘благоприятствует их осуществлению, переживается положительно, а то, что мешает, — отрицательно.
В «Педагогической антропологии» Ушинского получили свое освещение чувствования, связанные с ходом удовлетворения органических потребностей человека, но больше всего внимания уделено в ней эмоциям, чувствам, вызываемым стремлением к сознательной деятельности. Эти чувства не только порождаются деятельностью, но и влияют на ее протекание и результативность, развиваются в связи с ее развитием. Поэтому история индивидуального развития нашей сознательной деятельности, писал автор, является историей развития наших чувств, изменений в «самом строе души». Чувствованиям присуща особенная «задушевность», они являются наиболее чутким показателем хода жизненного процесса, его трудностей и успехов, поражений и побед, а также фактором, влияющим на становление его личности. Отсюда, подчеркивал Ушинский, вытекает важное значение изучения природы чувств и их истории для успешного воспитательного руководства их развитием.
И в настоящее время с большим интересом читаются богатые и живые характеристики Ушинским многообразия переживаний человека, связанных с его стремлением к сознательной деятельности (состояния удивления, ожидания, ‘напряжения, неожиданности, сомнения, уверенности, страха и т. п.).
В этих характеристиках эмоциональная жизнь человека выступает также как сфера, полная противоречий. Противоположные по своим качествам эмоции не только исключают одна другую, но и влияют друг на друга. Так, отрицательное чувство страха, преодолеваем мое ребенком и взрослым, способствует формированию чувства смелости. Чувство уверенности в своих силах существенно необходимо для успеха всякого дела, без него человек ничего не может сделать. Но уверенность должна основываться на опыте и проверяться сомнением. Взаимосвязь уверенности и сомнения проявляется не только в умственной деятельности, но и в нравственных поступках. Она имеет непосредственное отношение к формированию решительности и нерешительности как черт характера. Актуально звучат и сейчас высказывания Ушинского о роли эмоций в труде и учении, о бездеятельности как источнике скуки и других тягостных переживаний.
Отмечая связь чувств с организмом человека, с его телесными потребностями, в том числе с потребностью и стремлением к родовому существованию, Ушинский далек был от биологизации эмоциональной сферы человека. Он подчеркивал социальную обусловленность душевных и духовных переживаний людей, порождаемых их совместной трудовой деятельностью, речевым общением, восприятием произведений литературы, искусства, чтением научных книг и др. В условиях общения и «телесное воплощение чувств» (интонации, -мимика, жесты, пантомимика и пр.) становится средством коммуникации, взаимного влияния людей друг на друга. Включаясь в «язык слов», оно придает ему разное значение. Одна н та же фраза, сказанная с разной интонацией и мимикой, несет в себе разное эмоциональное значение (одобрения, похвалы, удивления, насмешки, осуждения, презрения, восторга и пр.).
Социально обусловлены и устойчивые, сложные чувства (например, любви к человеку, к труду, к знаниям и пр.), проявляющиеся в различных переживаниях в зависимости от хода деятельности личности.
Чувствования являются, по Ушинскому, как бы посредником между познанием и волей человека, заключающейся в образовании желаний, принятии решений и проведении их в жизнь, во власти человека над собой, в его стремлении к свободе. Врожденное стремление к деятельности превращается в желание на основе опыта удовлетворения потребностей, сохранения и воспроизведения следов пережитых чувствований и представлений. Воля рождается из стремлений с помощью чувствований и познания. Она — продукт длительного исторического развития человека и индивидуального его становления. Ушинский критиковал «эксцентрическую» концепцию «объективной воли» Шопенгауэра, справедливо отмечая, что перенесение им этого явления на физическую природу — фикция. По Ушинскому, теория эволюции Дарвина заложила основы для выяснения биологических предпосылок исторического возникновения воли у человека, его способности не просто подчиняться «голосу природы», но и властвовать над ней.
Ушинский обстоятельно осветил сложный процесс принятия решения, его зависимость не только от жизненных ситуаций, в которых приходится действовать человеку, но и от складывающихся у него потребностей, интересов, наклонностей, волевых качеств, а также от особенностей его нервной системы. Воля человека влияет на окружающую его среду, только определяя его движения и действия. Власть человеческой души над телом — бесспорный и очень важный жизненный факт, хотя механизм его покрыт мраком неизвестности, писал Ушинский. Это—огромная специфически человеческая сила, которая дает возможность человеку даже жертвовать собой, своей личной жизнью во имя торжества общественного дела. Только человек может произвольно умереть.
Согласно Ушинскому, воля проявляется и формируется в сознательной деятельности, направленной на достижение определенных целей. Цели бывают разными по своему содержанию, не только большими, но и маленькими, однако если человек не может их перерасти, они являются для него жизненно важными, он преследует их и живет ими. Если их отнять у него, если он не сможет отыскать другие цели, он будет влачить существование или поднимет на себя руки. Отдаленная цель это как бы «задача его жизни». Она конкретизируется в ряде ближайших целей, наполняя содержанием его жизнь. Поэтому для человека «важнее иметь цель жизни, чем достигать ее». Из этих положений Ушинского вытекал его вывод о важности воспитания целенаправленности у молодежи как необходимого внутреннего условия развития ее сознательной волевой деятельности. Этот вывод горячо поддержал И. П. Павлов в своем докладе на III Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике (1916 г.), призвав учителей и родителей лелеять и укреплять целеустремленность у воспитанников, эту «основную форму жизненной энергии каждого из нас», «это «драгоценное свойство их существа».
Стремление к свободе в своей первоначальной форме является врожденным. По данным наблюдений Ушинского, оно проявляется уже у младенцев в условиях, когда взрослые стесняют их движения. На основе таких первоначальных стремлений в дальнейшем в процессе развития целенаправленной деятельности возникают сознательные формы этих стремлений, осознаваемых тогда, когда деятельность человека наталкивается на ограничения. Чувство свободы рождается как отрицание этих ограничений. Нормальные условия для его полноценного развития создаются в условиях свободной и любимой деятельности, основным видом которой является труд. Он неизбежно связан с трудностями, но преодоление их способствует выработке волевых качеств, необходимых для успешного достижения его целей. Поэтому свобода есть «законная дочь вольного, упорного, неутомимого труда, а вольный труд широко развивается только под покровом свободы, ибо как то, так и другое составляет только две стороны «жизни»—это стремление к деятельности сознательной и свободной». Задача школы и родителей—воспитывать у молодого поколения любовь к самостоятельному, свободному труду—источнику подлинного счастья.
Волевые качества человека входят вместе с умственными и эмоциональными свойствами в состав его характера, складывающегося под влиянием природных свойств нервной системы, «жизненных впечатлений» и направляемой воспитанием собственной деятельности. Ушинский понимал характер как сложное единство умственных, эмоциональных и волевых качеств, приобретающее индивидуальное своеобразие у каждого человека. Характер человека связан с его взглядами, убеждениями. Ведущую роль в нем играют эмоциональные, нравственные и волевые компоненты. «Человек более человек в том, как он чувствует, чем в том, как он думает». Поэтому и в формировании характера решающее значение имеет не столько познавательная деятельность, образующая ум человека, сколько «практическая жизнь сердца и воли». Промахи допускает то воспитание, которое заботится исключительно об образовании ума, ибо последнее само не обеспечивает становления положительного нравственного и сильного характера, о чем свидетельствуют и описанные автором противоречия между умом и характером. Ушинский отмечал, что воля не только проявляется в характере человека, но и участвует в его образовании посредством регулируемой ею деятельности, которая всегда включает преодоление препятствий на пути к достижению целей. Серьезная деятельность в сущности своей есть «непременно борьба и преодоление препятствий», она «немыслима без препятствий, стремления преодолевать эти препятствия и без действительного преодолевания их». Эти мысли его и ныне звучат актуально.
По Ушинскому, характер человека тоже имеет свою индивидуальную «историю». Складывается он постепенно, начиная с детского возраста. Особенно значительны достижения в его фондировании в юношеские годы, когда возникают перспективные жизненные цели, новые виды деятельности, когда активизируются стремления к самоусовершенствованию. «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека».
Выступая против «рокового фатализма» в понимании происхождения характера, Ушинский спрашивал: «Неужели человек сам не принимает участия в образовании собственного характера?». Отклоняя отрицательные ответы на этот вопрос, он видел одну из важных задач опытной психологии в обосновании путей руководства участием личности в образовании характера своим собственным трудом. «Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда, вот, — заключал он, — полное определение цели педагогической деятельности».
Автор «Педагогической антропологии» сознавал, что она не может быть построена без решения философских проблем отношения психики к организму, сознания к материи. Он не принимал, как отмечалось выше, идеалистических концепций, но его не удовлетворяли и современные ему материалистические теории, не уделявшие должного внимания специфичности психического и его жизненному значению. Ушинский остро критиковал взгляды на психические явления как на эпифеномен, якобы не оказывающий никакого влияния на деятельность человека, как на случайный, ненужный «аккомпанемент к материальным операциям организма», данный ему «так себе, ради какой-то шутки». Он убежден был в том, что психические процессы — не случайный, а закономерный продукт жизни и необходимый фактор ее развития, исторического и индивидуального становления человека как личности, как общественного деятеля.
В своих высказываниях по проблеме отношения сознания к бытию Ушинский признавал наличие и взаимодействие «двух агентов» в жизни человека, рассматривая это признание, однако, не как теорию, а как непосредственное чувство человека, и полагая, что дуалистическое воззрение на природу людей—единственно возможно и полезно «для педагога, потому что оно идет из всеобнимающей жизни, а не из односторонних теорий науки», хотя и оставляет открытым, «нерешенным вопрос о средствах воздействия души на тело и тела на душу». Оно якобы примиряет противоречие между верой в причинную обусловленность всех процессов мира, являющейся основой науки, и верой в личную свободу человека, необходимой для всякой практической деятельности, а следовательно, и для воспитания. Абсолютно противопоставляя в своем дуалистическом воззрении психическое и физическое, идеальное и материальное не только в гносеологическом, но и в онтологическом плане, Ушинский закрывал себе путь к теоретическому постижению диалектического перехода от материи к сознанию, единства объективной детерминации психических процессов и их активной роли в жизни, в развитии человеческой личности. Это обусловило, как показано в посвященных наследию Ушинского работах советских, в частности украинских психологов, и слабые стороны его богатой системы психологических обобщений, явившихся, однако, несмотря на эти слабые стороны, существеннейшим вкладом в познание человека как предмета воспитания.
10