Глава I. Внимание: понятие, сущность, виды

34

Сегодня, в век развития цифровых технологий, создания «умных» приборов бытового пользования, человек лишен возможности напрягать свой мозг, тренировать его. С одной стороны это направлено на экономию времени и усилий, с другой – это освобождает от необходимости что-то запоминать, находить решение, замечать что-либо вокруг себя. Всевозможные смартфоны, навигаторы, органайзеры заменяют человеку мыслительные процессы, уже нет необходимости самостоятельно думать, искать пути решения различных проблем, анализировать, быть внимательным, а это, как известно, приводит только к деградации человека, как мыслящей личности.

Одной из главных проблем современного человека остается отсутствие развитого внимания, и это касается не только взрослых, но и детей.

Ребенку во много раз труднее сконцентрироваться на чем-то одном и удерживать на этом внимание какое-нибудь значительное время. Если взрослый человек просто не утруждает свой мозг, то ребенок, напротив, обращает внимание на все сразу: он замечает все вокруг себя, однако не способен остановиться на чем-то конкретном. С поступлением ребенка в школу ситуация усугубляется, так как информация, направленная на усвоение школьником резко увеличивается и ребенок просто не способен справится с ее потоком, направить на нее свое внимание.

Таким образом, дети, начинающие обучаться в школе, страдают от рассеянности или неразвитости внимания. И одной из важнейших первостепенных задач, способных обеспечить дальнейшее успешное обучение ребенка в школе, становится развитие внимания. Именно это позволит учителю достичь своей главной цели – обеспечить усвоения детьми учебного материала.

Кроме того, внимание – необходимое условие выполнения любого вида деятельности. Каждый познавательный процесс, имеющий своей целью достижение эффективного результата, зависим от внимания, невозможен без него.Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными, только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности.

Таким образом, актуальность изучения развития внимания детей младшего школьного возраста становится очевидной – ведь именно внимание является тем стержнем, накотором держится вся познавательная деятельность ребенка. А процесс развития внимания, обучения навыкам его концентрации весьма непрост и интересен. Этим и объясняется выбор данной темы исследования.

2 стр., 901 слов

Руководство развитием личности в процессе деятельности

... межличностных отношений руководство развитием личности в процессе деятельности 5. авторитарность руководителей педагогического процесса 405. Для эффективного воспитательного процесса характерны: 1. авторитарность ... Поликультурное воспитание и развитие личности 357. Направление современной педагогической науки, рассматривающее ребенка субъектом совместной с педагогом деятельности, основанное на ...

Наиболее исследованными вопросами можно считать функциональное значение внимания, связь внимания с другими психическими процессами. В меньшей степени изучено развитие особенностей внимания в онтогенезе и механизмы регуляции процессов внимания. Значимыми в этом плане являются труды зарубежный ученых, Л.С. Выготского, П. Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Г.С. Костюка, А.М. Леонтьева, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинского, Б.В. Эльконина, А. Валлон, К. Коффка, Ж. Пиаже, Т. Рибо, Е.Б. Титченер и других авторов.

Однако, несмотря на имеющиеся исследовательский вклад в изучение данной проблемы, крайне мало работ по изучению развития внимания младших школьников. Это и определило тему нашего исследования.

Большинство современных исследований внимания проводится в рамках зарубежной когнитивной психологии, которая начиналась с анализа внимания и памяти. На первом этапе своего развития она находилась под мощным влиянием гештальтпсихологии, кибернетики и методологических установок необихевиоризма. Область когнитивной психологии определяют как исследование процессов приема, хранения, воспроизведения и использования информации. В отличие от различных вариантов бихевиоризма здесь утверждается и подчеркивается внутренняя активность субъекта. В то же время когнитивная психология старается придерживаться строго научного подхода к изучению познавательной деятельности человека.

Объектом исследования является внимание детей младшего школьного возраста. Предмет представляет собой особенности развития внимания указанной категории школьников.

Целью данной работы является изучение развития внимания у детей младшего школьного возраста. Данной цели подчинены следующие задачи:

  • определить общее понятие внимания, его сущность;
  • выявить функциональный свойства внимания, его виды;
  • изучить основные аспекты развития внимания;
  • рассмотреть особенности развития внимания младших дошкольников;
  • установить ряд методик, применяемых в исследовании развития и корректировки внимания младших школьников.

Структура исследования обусловлена поставленными задачами: работа состоит из введения, двух глав, включающих несколько параграфов, и заключения.

Методологическую основу исследования составляюттеоретические методы (анализ, сравнение, обобщение литературы по проблеме) и эмпирические (методики, диагностики).

Глава I. Внимание: понятие, сущность, виды

§1. Определение внимания, его сущность

13 стр., 6241 слов

Генезис и сущность человека

... что этот процесс был длительным, знал свои скачки и периоды плавно го развития. В Европе первые люди появились более ... необходимо дать ответ любому мыслителю, постигающему сущность человека и человечества: Что такое человек? Что я должен знать? На что ... начали состязаться в мастерстве друг с другом. Природное развитие человека подготовило возникновение принципиально нового, над биологического, сверх ...

Существуют противоречивые точки зрения по поводу проблемы внимания. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои свойства и закономерности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

В современной отечественной психологии преобладает мнение, что внимание представляет собой не самостоятельный психический процесс, а лишь характеристику других психических процессов (восприятия, памяти, мышления и прочее).

Внимание сливается с другими психическими процессами, составляет их характеристику. Его нельзя рассматривать как отдельную, обособленную форму психики; оно не имеет своего специфического содержания (С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, И.В. Страхов и другие).

Вместе с тем, в отечественной психологии была высказана и противоположная точка зрения. Она принадлежит П.Я. Гальперину, который предположил, что внимание, как и другие психические процессы, имеет своё собственное специфическое содержание. Оно есть внутреннее (психическое) действие контроля. Оно всегда направлено на то, что хотя бы частично уже существует или происходит, создано другими процессами; чтобы контролировать, нужно иметь, что контролировать1.

В современной отечественной психологии эта точка зрения не может считаться ни принятой, ни окончательно отвергнутой, так же, как и сущность внимания остаётся не определённой.

Большинство других исследователей, указывая на трудность и даже невозможность выделения специфики содержания и продукта внимания, склоняются к мысли о том, что внимание не является самостоятельным психическим процессом. Оно – лишь необходимая сторона или характеристика других психических процессов. Но утверждение об этом не снимает вопроса о сущности внимания. На него на протяжении всего периода изучения внимания было дано большое количество разных ответов. Дискуссия о природе внимания и сегодня не может считаться завершённой.

В современной отечественной психологии большинством исследователей внимание определяется как направленность психики на определённые объекты, имеющие важное значение для личности в определенный момент времени. Современные психологи трактуют внимание как концентрацию сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов.

Таким образом, внимание – избирательная направленность сознания человека на определенный объект (предмет, явление), сосредоточенность на нем при одновременном отвлечении от другого.

Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и сохранение этой выбранной деятельности, а под сосредоточением – углубление в данную деятельность и отвлечение от всего остального. Человек может сосредотачиваться не только на внешних предметах, но и на внутренних состояниях и переживаниях.

12 стр., 5527 слов

Сравнительная характеристика произвольного и непроизвольного запоминания

... и воспроизведение осуществляются в форме непроизвольных и произвольных процессов. Забывание обычно протекает как непроизвольный процесс. Непроизвольная память занимает большое место в жизни и деятельности людей: человек многое запоминает и воспроизводит без ...

Существуют различные классификации видов внимания.

1) в зависимости от объекта сосредоточении (то есть того, что находится в поле внимания) выделяют сенсорное (перцептивное), интеллектуальное и моторное (двигательное) внимание.

2) по характеру происхождения и по способам осуществления выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. Круг объектов произвольного внимания потенциально безграничен, так как он не определяется особенностями стимуляции или интересами личности. Произвольное внимание свойственно лишь человеку и может быть определено как сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.

Ученик, подчиняя своё внимание вначале словесным указаниям учителя, постепенно научается сам формулировать стоящие перед ним задачи и организует своё внимание. Произвольное внимание требует определённого опыта, умения организовать свою деятельность. Поэтому у детей раньше возникает непроизвольное внимание, и лишь позднее, в ходе их развития формируется произвольное, преднамеренное.

Этот вид внимания тесно связан с волей. Условием формирования произвольного внимания является постановка цели деятельности. Уровень развития такого внимания характеризует не только направленность интересов человека, но и его личностные, волевые качества: ведь если непроизвольным вниманием, так сказать, командуют, распоряжаются внешние объекты, то хозяином произвольного внимания является сама личность2.

Внешние условия влияют на организацию произвольного внимания. Труднее заставить себя быть внимательным в непривычной обстановке, когда появляется много дополнительных конкурирующих раздражителей. Поэтому лучше всего работается тогда, когда есть четкий режим, хороший ритм работы, когда рабочее место (пусть это даже рабочий стол или парта) специально подготовлено (ничего лишнего), когда сильные посторонние раздражители устранены.

Произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно связаны друг с другом, так как произвольное возникло от непроизвольного. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка в процессе общения со взрослыми. Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное внимание также связано с чувствами, интересами, с прежним опытом человека 3.

Непроизвольное внимание — человек внимателен независимо от ближних и отдаленных сознательных целей и даже вопреки им. Оно направляет психическую активность на те объекты, которые либо обладают собственными особенными характеристиками (новизна, сила раздражителей), либо отвечают внутренним детерминантам человеческого поведения и деятельности (эмоциям, мотивам, целям).

Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также непреднамеренным и пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами.

13 стр., 6332 слов

Соотношение произвольной и непроизвольной памяти дошкольников

... форме непроизвольных и произвольных процессов. Забывание обычно протекает как непроизвольный процесс. Непроизвольная память занимает большое место в жизни и деятельности людей: человек ... Предметом исследования – Соотношение непроизвольной и произвольной памяти дошкольников. Целью данного исследования явилось изучение особенностей развития непроизвольной и произвольной памяти дошкольников. Задачи: ...

При непроизвольном внимании поток психической жизни психическая деятельность человека устремляются в том или ином направлении как бы, сами по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения. Непроизвольное внимание возникает под влиянием двух рядов факторов: внешних — особенностей предметов и явлений — и внутренних — отношения личности к тем или иным фактам, явлениям, предметам, событиям, благодаря которому они и становятся привлекательными.

Феномены непроизвольного внимания обусловлены ненаправленной поисковой активностью человека.

Н.Ф. Добрынин выделяет три группы причин, способствующих непроизвольному вниманию, и описывает соответственно три вида непроизвольного внимания.

«Вынужденное» внимание. Причиной вынужденного внимания является характер раздражителя с точки зрения силы, экстенсивности, длительности, прерывистости.

«Эмоциональное» внимание обусловлено соответствием или противоречием раздражителя внутренним условиям или внутреннему состоянию личности. Этот вид непроизвольного внимания уже заметно отличается от вынужденного, так как зависит не только от особенностей раздражителя, но и от особенностей личности. Раздражитель должен быть значим для человека.

«Привычное» внимание обусловлено прошлым опытом человека и связан в большой мере с его привычками4.

Так врач даже у прохожих на улице замечает признаки распространенных болезней. В силу особенностей профессиональной деятельности это стало его привычкой. Лингвист, читая плохой перевод романа, замечает стилевые и культурные несоответствия. Воспринимая раздражители, не отличающиеся контрастностью, мы непроизвольно обращаем внимание на то, что нам уже известно. В толпе незнакомых людей мы легко замечаем знакомое лицо.

Непроизвольное внимание к конкретному раздражителю или объекту непродолжительно. Оно либо исчезает вместе с исчезновением интереса к раздражителю, либо переходит в произвольное, если объект оказывается значимым или интересным для человека.

Послепроизвольное внимание — вид внимания был предложен отечественным психологом Н.Ф. Добрыниным. Если в целенаправленной деятельности для личности интересными и значимыми становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только ее результат есть основание говорить о послепроизвольном внимании. Деятельность так захватывает субъекта, что ему не требуется заметных волевых усилии для поддержания своего внимания.

Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредотачивает сознание на каком-то предмете или деятельности (иногда даже с помощью немалых волевых усилий), а затем этот процесс вызывает нарастающий интерес и внимание продолжает удерживаться уже без всякого волевого усилия. С непроизвольным его роднит отсутствие усилия, сильная эмоциональная вовлеченность (произвольным же связывает целенаправленность, подчиненность намерению быть внимательным5.

25 стр., 12412 слов

Особенности концентрации и устойчивости внимания детей старшего ...

... задач: 1. Изучить имеющуюся литературу по проблеме исследования. 2. Выявить особенности концентрации и устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 3. Изучить ... вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности ...

Таким образом, послепроизвольное внимание, появляясь вслед за произвольным, не может быть сведено к нему. Оно не является и вариантом непроизвольного внимания, так как связано с сознательно поставленной целью.

§2. Свойства внимания

Внимание характеризуется различными качественными проявлениями или свойствами. Основными из них являются устойчивость, переключение, концентрация, распределение, объем6.

Объём внимания – это количество объектов, которые одновременно могут находиться в зоне внимания человека, в единицу времени. Установлено, что при восприятии множества простых объектов (букв, цифр и т.п.) в интервале времен и 0,07-0,1 секунды объем внимания у нормального человека равен в среднем 5-7 элементам, независимо от того, каковы объекты, буквы или слова.

У младших школьников объём внимания не превышает 3-4 объектов, а у некоторых детей и того меньше. Маленький объём внимания не даёт ребёнку возможности концентрироваться на нескольких предметах, удерживать их в уме. Педагогическая коррекция объёма внимания имеет ограниченные возможности. Поэтому учителю скорее просто надо учитывать маленький объём внимания. Он будет возрастать по мере развития детского мозга. Основные условием расширения объема внимания является систематизация, группировка материала в более крупные единицы.

Устойчивость внимания – это способность сохранять концентрацию сознания на определённом объекте. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность в том предмете, на котором оно сосредоточено, раскрывать новые свойства и связи.

С устойчивостью внимания мы имеем дело тогда, когда человек погружен и какую-то деятельность или сосредоточен на предмете в максимальной степени и не реагирует на посторонние раздражители. Устойчивость внимания характеризуется как длительность его протекания, так и степенью его концентрации во все время его сохранения. Устойчивость внимания зависит от особенностей объектов сосредоточения и активности человека при направленном сосредоточении.

У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 мин. Для учителя это, прежде всего, означает, что объяснение нового материала со всей подготовительной работой не должно длиться более 7 мин. Ошибочно было бы думать, чем больше мы подберём подготовительных упражнений, тем лучше ученики поймут новую тему. Часто при объяснении учебного материала мы видим, что ребёнок вроде бы слушает нас, не отвлекается, не разговаривает, но по взгляду видно, что концентрация ослабла. Психологи советуют на несколько секунд прервать объяснение и попросить ребят, чтобы каждый задал себе вопрос «Что я сейчас делаю?», после этого устойчивость внимания возвращается.

4 стр., 1753 слов

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного ...

... теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогические условия организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе. ... обучению в школе. Предмет исследования – педагогические условия организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе. ...

Одной из динамических особенностей внимания являются его колебания. Под колебаниями внимания понимается периодические кратковременные непроизвольные изменения интенсивности внимания. Например, временами мы слышим тиканье часов в комнате, а порой перестаем, затем тиканье вновь появляется в поле нашего сознания7.

Распределяемость внимания – это концентрация сознания на двух разных объектах в одно и то же время. Высокий уровень распределения внимания является одним из обязательных условий успешности многих современных видов труда8.

Это свойство необходимо младшим школьникам, например, при выполнении комментированного письма (ребёнок должен одновременно говорить, что именно он записывает, и осуществлять процесс письма), при проверке собственных работ (нужно читать написанный текст и одновременно искать орфограммы, проверять их и сверять с написанным), при проведении математических диктантов. Однако, оно не формируется до 7 лет при нормальном психическом развитии ребёнка. Поэтому в 1-м классе дети, отвечая у доски, способны сначала сказать, а потом написать предложение. К 8 годам распределение внимания на 2 учебных объекта становится нормой, если одно из необходимых действий хоть в какой-то степени автоматизировано. Если у школьника автоматизировался процесс письма, тогда он может научиться одновременно при этом говорить.

Концентрация внимания – сосредоточенность на объекте внимания, процесс погружения. Иногда человек настолько углубляется в выполнении того или иного дела, увлечён чтением книги, просмотром фильма, что ничего не видит и не слышит вокруг. Большой проблемой современных школьников является отсутствие умения и желания концентрировать внимание на каком-либо предмете на длительное время, это связано с тем, что современные условия жизни, отсутствие необходимости самостоятельного решения определенных бытовых задач понижают мотивацию на развитие усидчивости и, тем самым, затрудняют процесс обучения.

Переключение внимания – это преднамеренный переход с одного объекта на другой, от одной деятельности к другой от одного действия к другому. Разница между отвлечением и переключением в осознанности последнего. Переключение зависит от характера деятельности, привычки переключаться с одного на другое, легче переключаться со слабого раздражителя на сильный. Наоборот, труднее с сильного на слабый. Разумеется, волеизъявление и мотивация являются сильнейшими действующими силами при осознанном переключении внимания.

§3. Психологические теории внимания

Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т.Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания. Для Т.Рибо было особенно характерно подчеркивание значения физиологических коррелятов психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке интересующего нас явления. Имея это в виду, концепцию Рибо можно назвать психофизиологической. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание, кроме того, влечет за собой усиление кровообращения в занятых мышлением органах тела. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.

4 стр., 1802 слов

особенности овладения трудовой деятельностью детьми с церебральным параличём

... раскрыть особенности овладения трудовой деятельности детьми с ДЦП дошкольного возраста Объект исследования: образование детей с ДЦП. Предмет исследования: дошкольные системы образования детей с ДЦП. Задачи: 1. ... признаками поражения пирамидных путей и подкорковых (базальных) ядер. В становлении функций нервной системы при нормальном раз­витии мозга наблюдается преемственность и стадийность. У здоро ...

Основную роль движений в акте внимания Т.Рибо обозначил следующим образом. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств — зрения и слуха — внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем.

Двигательный эффект внимания, по мнению Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания, предложенной Т.Рибо.

Имеется еще одна теория, которая связывает внимание с понятием установки

Теория установки предложена Д.Н.Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния преднастройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия. Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых шаров. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий шар, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых шара на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.

Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта тем не менее могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

... технического моделирования мышления; 6) проблема творческого мышления. 2. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс ... КАК ДЕЙСТВИЕ КОНТРОЛЯ П.Я.ГАЛЬПЕРИН 37 36. СВЯЗЬ ВНИМАНИЯ С СОЗНАНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 38 37. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ 39 38. РОЛЬ И МЕСТО ВООБРАЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ...

С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название — «объективация»).

Интересную теоретическую концепцию внимания предложил П.Я.Гальперин. Основные положения этой концепции сводятся к следующему.

1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека,

2. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.

3. В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата

4. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

5. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.

6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.

7. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.

8. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.

Анализируя сказанное, приходим к выводу о том, что внимание — направленность психической деятельности на определенные предметы или явления действительности при отвлечении от всего остального. Внимание – это выделение предмета или явления действительности из множества других, окружающих человека. В современной отечественной психологии под вниманием понимается концентрация сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов.

Внимание классифицируется на произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. Данные виды отличаются степенью волеизъявления человека, реакцией на влияние внешних и внутренних условий.

Внимание характеризуется различными качественными проявлениями или свойствами. Основными из них являются устойчивость, переключение, концентрация, распределение, объем.

Внимание играет важную роль в процессе обучения младших школьников и имеет решающее значение для его эффективности.

Глава II. Развитие внимания детей младшего школьного возраста

§1. Развитие внимания

Обучение в школе – сильнейший стимул развития внимания. Внимание – одно из основных условий успешной учебной деятельности, в то же время в учебной деятельности оно и развивается9. Психологи установили, что чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность и есть главная причина плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах.

С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети приступили к систематическому школьному обучению. И это вполне понятно, поскольку учебная деятельность требует от ребенка новых, более высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием. Однако причины отсутствия внимания различны и требуют индивидуального рассмотрения. Рассмотрим некоторые из них.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.

Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон).

При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание.

Индивидуальные особенности нервной системы. Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.

Переутомление и перегрузки. Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками собственно учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий (при этом далеко не все из них ребенок посещает по собственному желанию).

Нередко график функционирования школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого — недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности.

Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности». На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.

К 9–10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка.

Недостаточная мотивация выполнения деятельности. Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы детям можно было делать только то, что им нравится, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии детского внимания. Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого.

Нередко в роли малопривлекательного занятия выступает учебная работа: ребенок, невнимательный на уроках в школе или при выполнении домашних учебных заданий, может со вниманием заниматься тем, что с учебой не связано (достаточно долго и сосредоточенно играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером).

В этих случаях речь может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной учебной мотивации, обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность. Однако учебные занятия, зачастую действительно рутинные и однообразные, далеко не всегда способны сами по себе пробудить и поддержать познавательную активность ребенка.

И тогда на помощь в организации учебной деятельности ребенка и поддержания его внимания к ней приходят другие, непознавательные, мотивы: чувство долга и ответственности, желание получить хорошую отметку, удостоиться похвалы взрослого или избежать наказания и др. Во всех этих случаях речь идет о требовании от ребенка произвольного внимания, то есть направленности, сосредоточенности на процессе деятельности, осуществляемом сознательно, при помощи волевого усилия.

Таким образом, повышение внимательности школьника напрямую связано с развитием его полноценной познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, развитием мотивационной сферы в целом, а также волевых качеств. Решение этих непростых воспитательных задач требует от родителей достаточного времени и немалых усилий10.

§2. Особенности развития внимания младших школьников

Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения. Одни и те же внешние раздражители совершенно по-разному воспринимаются человеком в зависимости от возраста и вызывает у него различные реакции. Поэтому успех деятельности учителя зависит не от того, в какой мере учитель знает своих учеников, учитывает их индивидуальные и возрастные особенности. Эти особенности зависят от физиологического созревания, от пройденного человеком жизненного пути, от воспитания, которое он получил.

Если в первые месяцы школьной жизни детей интересуют не столько собственно учебные занятия, сколько все, что с ними связано и что их окружает, то со временем они начинают проявлять интерес к тому, что изучают в школе, причем к одному в большей мере, а к другому — в меньшей. Ребенок в школе вынужден заниматься не только тем, что ему интересно, а это требует произвольного внимания.

Петровский предлагает, для того, чтобы это внимание сложилось, необходима организация действий ребенка11.

Развитию произвольного внимания могут способствовать специальные игры. Внимания младших дошкольников более устойчиво при выполнении внешних действий и менее устойчиво при выполнении действий внутренних, умственных. С детьми этого возраста работу нужно чередовать. Важно развивать у детей способность делать определенные волевые усилия в ходе решения различных интеллектуальных задач. Устойчивость внимания существенно повышается, если ребенок активно взаимодействует с объектом, например, рассматривает его и изучает.

Объем внимания младших школьников весьма невелик. Исследования показали, что первоклассники, рассматривая картинки, сосредоточиваются по преимуществу на 2—3 объектах. Для того чтобы обратить достаточное внимание на большее количество предметов, необходимо повторное восприятие картинки12. Эти ограничения необходимо обязательно учитывать в обучении, поскольку причиной плохого усвоения материала является часто не столько отношение к учебе ученика, сколько превышение оптимального объема информации, сообщаемого учителем. Как правило, они не способны думать более чем об одной вещи сразу.

В I классе детям еще трудно одновременно следить и за ходом урока и за своим поведением (например, за своей позой на уроке).

Ребенку трудно следить и за тем, что он выводит в тетради, и за положением своего тела и пишущей руки, трудно распределять внимание при выполнении этих двух дел.

Слабо развито у детей этого возраста и распределение внимания. Так, первоклассники еще не в состоянии осуществлять одновременно два действия. Эксперименты, проведенные психологами, в частности Н. Ф. Добрыниным, показали, что распределение внимания оказывается чрезвычайно упражняемым и очень быстро развивается в процессе обучения; в результате уже в III классе дети могут одновременно следить и за содержанием того, что они пишут, и за его орфографической правильностью. Они также слышат указания учителя, не прекращая своей работы. Однако более сложные действия, осуществлять которые необходимо практически одновременно, им еще не доступны.

Требуют совершенствования и такие свойства внимания детей, как избирательность и переключение. Способность к переключению внимания имеет очень важное значение в игровой и учебной деятельности ребенка. Неумение быстро переключать внимание может приводить детей к затруднениям, когда с одного предмета деятельности надо переключиться на другой. Возможно повышение показателей переключения путем специальной тренировки.

Основную роль в жизни дошкольника играет познавательная потребность. Если создаются благоприятные условия для удовлетворения этой потребности то ребенок проявляет интерес и эффектно обучается13. Привлечь внимание ребенка можно также, используя и свойства самого объекта. Например, громкий звук, яркий свет.

Важнейший источник внимания ребенка в процессе обучения или в игре – его интерес. Этот интерес у младшего школьника вначале носит диффузный характер, распространяется на все, что связано с обучением. В дальнейшем учебные интересы у школьника начинают дифференцироваться и постепенно приобретают познавательный характер. В связи с этим дети становятся более внимательными при одних видах работы и отличаются рассеянностью при другого рода учебных занятиях. К числу факторов, стимулирующих возникновение интереса, относят следующие:

• оптимальное соотношение известного и неизвестного, необычного. Пока не исчерпан элемент новизны, внимание ребенка можно удерживать достаточно долго;

• определенный дефицит информации, стимулирующий ассоциации и воображение;

• использование нестандартного вопроса, постановка проблемы или загадки.

Детский интерес приобретает чрезвычайное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Детское внимание направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные.

Л.С. Выготский высказал интересную мысль о том, что педагогу следует проявлять заботу как о внимании, так и о рассеянности и что глубоко ошибается тот учитель, который в рассеянности видит своего злейшего врага и не понимает, что наиболее внимательным может быть именно тот, кто наиболее рассеян у него в классе. «Секрет превращения рассеянности во внимание есть, в сущности говоря, секрет перевода стрелки внимания с одного направления на другое и достигается он общим воспитательным приемом переноса интереса с одного предмета на другой, путем связывания их обоих. В этом и заключается основная работа по развитию внимания и по превращению непроизвольного внешнего внимания во внимание произвольное»14.

Успешность тренировки внимания в значительной мере определяется также индивидуально-типологическими особенностями. Установлено, что разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или, напротив, препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания.

В частности, люди с сильной подвижной нервной системой имеют устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание. Для лиц с инертной и слабой нервной системой более характерно неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание. При сочетании инертности и силы показатели устойчивости повышаются, свойства переключения и распределения достигают средней эффективности.

Таким образом, необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого конкретного ребенка позволяют тренировать его внимание лишь в определенных пределах.

Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространенных причин сниженной успеваемости. Ошибки «по невниманию» в письменных работах и во время чтения – самые обидные для детей. К тому же они являются предметом для упреков и недовольства со стороны учителей и родителей.

Наличие значительного числа таких ошибок у первоклассников можно объяснить влиянием сразу многих факторов: общевозрастных особенностей развития, начальным этапом в овладении навыками организации учебной деятельности и прочими причинами, связанными с периодом адаптации к новым условиям школы. Поэтому в первых классах занятия по развитию внимания рекомендуется проводить, прежде всего, как профилактические, направленные на повышение эффективности функционирования внимания у всех детей15. Вместе с тем возникает необходимость организации специальных занятий с детьми, отличающимися особой невнимательностью.

Внимание развивается постепенно и на определенный момент становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Внимательный человек — это человек наблюдательный, он полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекают успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности.

Подчеркивая педагогическое значение внимания, Л.С. Выготский указывает на его интегральный, целостный характер. От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и самих себя. «Управляя вниманием, — писал Л.С. Выготский, — мы берем в свои руки ключ к образованию и к формированию личности и характера»16.

§3. Диагностический материал исследования внимания

Безусловно, проблема развития внимания младших школьников остается одной из самых важных вопросов психологии, от положительного ее решения зависит успешное обучение ребенка и, как следствие этого, дальнейшее жизненное развитие.

В связи с этим представляется необходимым уделять особое внимание диагностике и корректировке внимания детей младшего школьного возраста.

Для фронтального исследования внимания подходят следующие виды тестов:

1. Методика Пьерона–Рузера. Кодирование геометрических фигур в течение 3 минут. Ребенку предлагается закодировать четыре фигуры: ромб — горизонтальная черточка, круг — оставить пустым, квадрат — в центре точка, треугольник — вертикальная черточка. Сначала все вместе заполняют образец. На бланке всего десять строчек по десять фигур в каждой.

2. Методика кодирования Д. Векслера делится на два вида: кодирование 5 фигур для детей 5–7 лет (5 рядов по 10 цифр) и кодирование 9 цифр для детей 8–15 лет (4 ряда по 25 цифр).

За 2 минуты ребенок должен закодировать как можно больше фигур или цифр.

3. Методика для определения умственной работоспособности П.Я. Кеэса. В течение 2 минут ребенок должен среди повторяющихся геометрических фигур найти и отметить три фигуры, соответствующие образцу. Всего семь рядов по 15 знаков в каждом.

4. Корректурная проба Бурдона. Необходимо в течение 5 минут вычеркивать разными способами 2–3 буквы. Всего 40 строчек по 40 знаков в каждой.

5. Проба Ландольта представляет собой ряды незамкнутых колец (24 строки по 24 знака в каждой), при этом разрывы находятся в разных местах колец. Предлагается в течение 5 минут зачеркивать два типа колец.

Данные методики изучения развития внимания основываются на двукратном проведении в течение учебного года.

Подобное тестирование помогает лучше узнать учащихся, с первого класса определить уровень развития внимания у каждого ребенка, выделить детей «группы риска» — тех, у кого могут возникнуть проблемы в дальнейшем. Повторная диагностика позволяет проследить, какие произошли изменения: проследить индивидуальную динамику развития внимания или выявить дефицит внимания у определенных детей.

Заключение

Таким образом, проблема развития внимания у детей младшего школьного возраста весьма актуальна в современном мире – от своевременного диагностирования и устранения дефицита внимания у школьников указанной категории зависит эффективность процесса обучения и результаты познавательной деятельности в целом.

Внимание – это направленность психической деятельности на определенные предметы или явления действительности при отвлечении от всего остального. Внимание – это выделение предмета или явления действительности из множества других, окружающих человека. В современной отечественной психологии под вниманием понимается концентрация сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов.

Внимание классифицируется на произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. Данные виды отличаются степенью волеизъявления человека, реакцией на влияние внешних и внутренних условий.

Внимание характеризуется различными качественными проявлениями или свойствами. Основными из них являются устойчивость, переключение, концентрация, распределение, объем.

Внимание играет важную роль в процессе обучения младших школьников и имеет решающее значение для его эффективности.

Повышение внимательности школьника напрямую связано с развитием его полноценной познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, развитием мотивационной сферы в целом, а также волевых качеств. Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения.

Необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого конкретного ребенка позволяют тренировать его внимание лишь в определенных пределах.

Современная педагогическая психология обладает рядом методик для исследования уровня развития внимания, все они должны применяться индивидуально для разных групп детей, учитывать особенности каждого ребенка.

Разумеется, главным условием является учет индивидуальных особенностей ребенка при планировании диагностики, ее проведении, анализе результатов и корректировке внимания.

Список использованной литературы

  1. Артюхова, И. Не оставим без внимания // Школьный психолог. – 2002, № 23. [Электронный ресурс]. URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200202311 (дата обращения – 21.04.2013);
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна — М.: МОДЭК, 2001. – 256 с.;
  3. Бурменская, Г. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. – М.: МПСИ, 2008. – 656 с.;
  4. Вачков, И. Внимание // Школьный психолог. – 2002, № 18. [Электронный ресурс]. URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200201802 (дата обращения – 21.04.2013);
  5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 2001. – 563 с.;
  6. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания /П.Я. Гальперин, С.Л.Кабыльницкая. М: Директ-Медиа, 2008. – 208 с.;
  7. Данилова, Е. Поможем ребенку сосредоточиться // Школьный психолог. [Электронный ресурс]. URL: http://psy.1september.ru/article_ext.php?dir=2002/18/&file=12.htm (дата обращения – 21.04.2013);
  8. Детская практическая психология / под ред. Т.Д. Марцинковской – М.: Гардарики, 2009. – 255 с.;
  9. Запорожец, А.В.Избранные психологические труды. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 1287 с.;
  10. Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Психология онлайн. – 2011. — 25 января. [Электронный ресурс]. URL:http://psychology-online.net/articles/doc-1683.html(дата обращения – 21.04.2013);
  11. Кравцова, М. Развитие внимания в начальной школе // Школьный психолог. – 2003, № 46. [Электронный ресурс]. URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200304602 (дата обращения – 21.04.2013);
  12. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников. — М.:Просвещение, 2002. – 244 с.;
  13. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб, Питер, 2008. – 583 с.;
  14. Мальцева К.П. Развитие внимания школьника. – М.: Академия, 2000. – 219 с.;
  15. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 623 с.;
  16. Петровский А.В. Общая психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр Академия, 2004. – 512 с.;
  17. Рибо Д.И. Учителю о психологии младшего школьника // Под ред. Реан А.А.. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 264 с.;
  18. Степанов С. Качество, способность, процесс? // Школьный психолог. [Электронный ресурс]. URL: http://psy.1september.ru/article_ext.php?dir=2002/18/&file=2_3.htm(дата обращения – 21.04.2013);
  19. Тугушев, Р.Х. Проблема внимания. Внимание как сторона психики, как психический процесс, состояние и свойство личности / Общая психология. Учебник для вузов. Саратов: Научная книга, 2003. – 683 с.;
  20. Узнадзе Д.Н. Хрестоматия по общей психологии. – М.: Просвещение, 2004. – 244 с.

1Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания /П.Я. Гальперин, С.Л.Кабыльницкая. М: Директ-Медиа, 2008. – С. 110

2Немов, Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1. С. 207

3Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб, Питер. – С. 114

4Тугушев, Р.Х. Проблема внимания. Внимание как сторона психики, как психический процесс, состояние и свойство личности / Общая психология. Учебник для вузов. Саратов: Научная книга, 2003. – С. 137

5Немов, Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1. С. 209

6Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания /П.Я. Гальперин, С.Л.Кабыльницкая. М: Директ-Медиа, 2008. – С. 116

7Немов, Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1. С. 210

8Там же.

9Немов, Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1. С. 232

10Данилова, Е. Поможем ребенку сосредоточиться // Школьный психолог. [Электронный ресурс]. URL: http://psy.1september.ru/article_ext.php?dir=2002/18/&file=12.htm (дата обращения – 21.04.2013)

11Петровский А.В. Общая психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр Академия, 2004. – С. 91

12Бурменская Г. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. – М.: МПСИ, 2008. – С. 91

13Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 2001. – С. 284

14Там же.

15Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб, Питер, 2008. – С. 119

16Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 2001. – С. 288