Учебный план группы нх – 3 на 5 семестр 2012– 2013 уч. Года
Дисциплина |
Преподаватель |
Зачетная точка |
Контрольная работа |
Традиционная культура Вятского края |
Тимкин Ю. Н. |
Лекции |
|
Основы информатики |
Бунькова Г. В. |
Лекции и практика |
|
Педагогика НХТ |
Александрова Н. С. |
Лекции, семинары |
Есть! |
Семиотические основы НХК |
Быкова Е. В. |
Лекции и практика |
|
Психология художественного творчества |
Ковалева Г.В. |
зачет |
|
Сольфеджио |
Колыванова Е.В. |
экзамен |
|
Фортепиано |
Рублева Т.Е. |
Практика |
|
Хоровой класс |
Кибешова Д. В. |
Практика |
|
Дирижирование |
Кибешова Д.В. |
зачет |
|
Хоровая аранжировка |
Кибешова Д.В. |
Практика |
|
Постановка голоса |
Кибешова Д.В. |
Практика |
|
ДХП |
Кибешова Д. В. |
Практика |
|
Методика работы с фольклорным ансамблем |
Кибешова Д.В. |
Зачет |
|
Изучение репертуара народных хоров и фольклорных ансамблей |
Кибешова Д.В.
|
Зачет |
|
Методика постановки голоса |
Кибешова Д. В. |
установка |
|
Методика собирания и расшифровки народных песен |
Кибешова Д.В. |
Лекции, семинары |
|
СРОК СДАЧИ ВСЕХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ – ПЕРВЫЙ ДЕНЬ СЕССИИ!!!
В противном случае вы не будете допущены до сдачи зачетов и экзаменов
ПЕДАГОГИКА НХТ
Темы семинарских занятий
1.Методические основы руководства коллективом народного художественного творчества.
2.Классификация коллективов народного художественного творчества;
3.Функции руководителя коллектива;
4.Педагогические, художественно-творческие, социально-психологические, организационные.
Список литературы
Основная:
1.Концепция этнохудожественного образования М. 2002г
2.Бережнова Л.Н.Этнопедагогика : учеб.пособие для студ.высших учебных заведений. –М.:Издательский центр «Академия»,2008.-240с.
3. Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований.// Советская этнография. 2005.№3. ……
Дополнительная 1.Мид М. Культура и мир детства. М., 1983. 2.Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. 3.Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.
4.Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований.// Советская этнография. 1983.№3.
5. Агеева Р. А. Какого мы роду — племени? Народы России: имена и судьбы: словарь-справочник. — М.: Akademia, 2000.
6. Балакина Т.И. . Хрестоматия по художественной культуре. Россия 9 — 20 в. М.: Akademia, 2000..
7.. Ларикова Л.В. Творчество в образовании, культуре и искусстве. — Пермь, 2000. — С.
49 — 52.
Занятия для самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом в объеме 50-70% от общего количества часов, должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике.
Задания для самостоятельной работы составляются в том случае, если по разделам и темам не предусмотрены аудиторные занятия или требуется дополнительно более глубоко проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.
Данный раздел программы может быть оформлен в виде таблицы с указанием конкретного вида самостоятельной работы:
– конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;
– проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе), подготовка докладов на семинарах и практических занятиях;
– подготовка к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;
– работа с нормативными документами и законодательной базой;
– поиск и подготовка обзора научных публикаций и электронных источников информации, формирование заключения по обзору;
– выполнение контрольных работ, творческих (проектных) заданий, курсовых работ (проектов);
– решение задач, упражнений;
– написание рефератов (эссе);
– работа с тестами и вопросами для самопроверки;
– выполнение переводов на иностранные языки /с иностранных языков;
– моделирование и/или анализ конкретных проблемных ситуаций;
– обработка статистических данных, нормативных материалов;
– анализ статистических и фактических материалов, формулировка выводов на основе проведенного анализа и т.д.
Самостоятельная работа должна носить систематический характер, быть интересной и привлекательной для студента.
Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет, экзамен).
При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов и сообщений, проверка письменных работ и т.д.
Раздел может включать примерный план-график текущего контроля самостоятельной работы студентов по каждому виду занятий с указанием сроков представления контрольных заданий преподавателю, а также рекомендации по организации самостоятельной работы (планирование времени, порядок освоения материала, работа с литературой и т.д.).
Данный раздел программы может быть дополнен методическими указаниями (рекомендациями) по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов. Методические указания (рекомендации) должны мотивировать студента к самостоятельной работе и не должны подменять учебную литературу. В них также представлены требования к содержанию и оформлению работ.
Темы контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению
В данном разделе комплекса приводятся тематика курсовых/контрольных работ/рефератов, раскрывается цель и задачи исследования, требования к содержанию, объему и оформлению курсовых/контрольных работ, даются рекомендации по их выполнению.
1.Предмет и задачи педагогики народного художественного творчества как одной из отраслей современной педагогической науки
2.Междисциплинарный характер педагогики народного художественного творчества: и ее связь с этнопедагогикой,этнопсихологией, социальной педагогикой и т.д
3.Возможности народного художественного творчества в патриотическом воспитании;
4.Возможности народного художественного творчества в формировании и развитии духовно-нравственной культуры личности.
5.Возможности педагогики народного художественного творчества в социализации, социальной адаптации и психолого-педагогической коррекции личности
6.Теории и концепции, научные школы в педагогике народного художественного творчества. ТрудыК.Д.Ушинского.Л.Н.Толстоого, Г.С.Виноградова. Г.Н.Волкова. Г.М.Науменко и др
7.Любительские кружки и студии в России а конце Х1Х-нач. ХХ века, и формы руководства ими.
8.Развитие коллективов художественной самодеятельности в СССР.
9.Подготовка и переподготовка кадров руководителей самодеятельных художественных коллективов.
10.Методические основы руководства коллективом народного художественного творчества.
11.Классификация коллективов народного художественного творчества;
12.Функции руководителя коллектива:педагогические, художественно-творческие, социально- психологические, организационные;
13.Организационные основы работы коллектива народного художественного творчества
14. Основы подготовки нормативной документации;
15. Основы составления план работы коллектива;
16 Основы разработки программы работы коллектива.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ
Настоящие материалы включают темы контрольных работ и методические рекомендации по их написанию, перечень контрольных вопросов по темам курса, а также список рекомендуемой литературы. Контрольные задания позволяют студенту проверить свою подготовку по основным темам курса, способность ориентироваться в своеобразии художественных периодов в истории европейского и отечественного искусства, в художественных стилях, направлениях, школах, видах и жанрах изобразительного искусства, развить навыки анализа художественного произведения.
При отборе рекомендуемой литературы предпочтение отдавалось наиболее авторитетным изданиям и изданиям последних лет, имеющим научную и справочную ценность. Литература систематизирована по разделам в соответствии с тематическим планом курса. Дополнительно введен общий раздел и список Интернет-сайтов, посвященных истории изобразительного искусства и архитектуры.
Цель написания контрольной работы — составить развернутые тезисы по теме, отобранной из перечня тем.
Содержание тезисов должно быть следующим:
1. Краткая характеристика соответствующего периода в истории искусства:
— истоки и условия формирования;
— особенности художественного мировоззрения и эстетические идеалы;
— художественные направления, стили, школы;
— виды художественного творчества и их взаимосвязь;
— судьба художественного наследия эпохи.
2. Характеристика одного или нескольких художественных произведений эпохи:
— наименование, автор, годы создания, местонахождение, сохранность;
— принадлежность к художественному направлению, стилю, школе;
— идея, замысел, жанр, сюжет (или тип архитектурного строения);
— композиция, колорит, особенности художественного языка;
— историческая судьба художественного произведения; оценка его современниками, потомками (профессионалами и любителями).
Объем и оформление контрольной работы — стандартные: общий объем работы – 15-20 страниц машинописного текста формата А4 14 кеглем, шрифт Times New Roman, 1,5 интервал, поля: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см, поля должны быть выравнены по краям.
Структура работы:
титульный лист;
план (развернутый);
введение (актуальность темы; основные понятия темы; зарубежные и отечественные искусствоведы, разрабатывающие данную тему; цель работы и 3-5 задач, поясняющих цель);
основное содержание – требования к его оформлению:
— материал должен быть отобран из нескольких источников в соответствии с темой, обобщен и структурирован, с выделением ключевых положений;
— представлены сноски или ссылки на использованную литературу. Пример: [5, с. 128] или [8, с. 234-256];
— использовать цитирование используемых источников с ссылками на них;
— в конце параграфов желательно делать обобщающие выводы, выделяющие основные положения;
заключение, в котором делаются ключевые выводы по всей работе в соответствии с поставленными целью и задачами, объем – 1-2 страницы;
список использованной литературы, оформленный по стандарту.
Пример: Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. [Текст] / Т.В. Ильина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2005. – 368 с.: ил.
Вопросы для подготовки к зачету
1.Предмет и задачи педагогики народного художественного творчества как одной из отраслей современной педагогической науки
2.Междисциплинарный характер педагогики народного художественного творчества: и ее связь с этнопедагогикой,этнопсихологией, социальной педагогикой и т.д
3.Возможности народного художественного творчества в патриотическом воспитании;
4.Возможности народного художественного творчества в формировании и развитии духовно-нравственной культуры личности.
5.Возможности педагогики народного художественного творчества в социализации, социальной адаптации и психолого-педагогической коррекции личности
6.Теории и концепции, научные школы в педагогике народного художественного творчества. Труды К.Д.Ушинского. Л.Н.Толстоого, Г.С.Виноградова. Г.Н.Волкова. Г.М. Науменко и др
7.Любительские кружки и студии в России а конце Х1Х-нач. ХХ века, и формы руководства ими.
8.Развитие коллективов художественной самодеятельности в СССР.
9.Подготовка и переподготовка кадров руководителей самодеятельных художественных коллективов.
10.Методические основы руководства коллективом народного художественного творчества.
11.Классификация коллективов народного художественного творчества;
12.Функции руководителя коллектива: педагогические, художественно-творческие, социально- психологические, организационные;
13.Организационные основы работы коллектива народного художественного творчества
14. Основы подготовки нормативной документации.
15. Основы составления план работы коллектива;
16 Основы разработки программы работы коллектива.
.
ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Темы семинарских занятий
Раздел 1. Психологические основы художественного творчества |
|
|
Тема 3. Художественное творчество как деятельность: творческий процесс и творческий продукт |
|
1. Виды деятельности и творчество. Специфика художественно творческой деятельности. 2. Творческий процесс, уровни протекания творческого процесса. 3. Фазы творческого процесса. 4. Творческий продукт, его критерии. Литература: 1. Вайман, С. Т. Диалектика творческого процесса // Художественное творчество и психология. Сборник / Отв. ред. А. Я. Зись, М. Г. Ярошевский. – М.: Наука, 1991. – С. 3–31. 2. Блок, В. Б. Сопереживание и сотворчество // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельчонок. – Мн.: Харвест, 1999. – С. 465–503. 3. Гончаренко, Н. В. Вдохновение и интуиция // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельчонок. – Мн.: Харвест, 1999. – С. 296-319. 4. Дорфман, Л. Я. Человек креативный: особенности мышления и личности // Во времени истории и в пространстве культуры: к 30-летию института / Отв. ред. Е. А. Малянов. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2005. – С. 86–119. 5. Пономарев, Я. А. Фазы творческого процесса (вместо введения) // Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я. А. Пономарев. – М.: Наука, 1983. – С. 3–26. |
Раздел 2. Основные подходы к изучению творчества |
|
|
Тема 4. Когнитивный подход |
|
1. Основные линии исследования в рамках когнитивного подхода. Творческое мышление, его особенности. 2. Концепции творческого мышления Гилфорда и Торренса. 3. Сравнительный анализ подходов к творческому мышлению Э. Боно и Я. А. Пономарева. 4. Исследование креативности в рамках когнитивного направления в настоящее время в отечественной психологии (Богоявленская, 2002; Дорфман, 2002, 2005; Дорфман и Гасимова, 2004; Дорфман и Ляхова, 2004; Дружинина, 2000; Егорова, 2000; Ковалева и Дорфман, 2002). 5. Исследование креативности в рамках когнитивного направления в западной психологии (Гилфорд, Боно, Торренс). 6. Барьеры творческого мышления и их преодоление. Литература: 1. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я. А. Пономарев. – М.: Наука, 1983. – С. 182–195. 2. Де Боно, Э. Латеральное мышление. ─ СПб., 1997. – С. 44-67. 3. Дорфман, Л. Я. Дивергентное мышление и дивергентная индивидуальность: ресурсы креативности // Личность, креативность, искусство / Отв. ред. Е. А. Малянов, Н. Н. Захаров, Е. М. Березина, Л. Я. Дорфман, В. М. Петров, К. Мартиндейл. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2002. – С. 89–120. 4. Дорфман, Л. Я. Человек креативный: особенности мышления и личности // Во времени истории и в пространстве культуры: к 30-летию института / Отв. ред. Е. А. Малянов. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2005. – С. 86–119 5. Дорфман, Л. Я., Гасимова, В. А. Метаиндивидуальный мир и креативное мышление: интеллект как медиатор // Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креативность, искусство, этнос / Под ред. Л. Я. Дорфмана, Е. А. Малянова, Е. М. Березиной. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2004. – С. 40–51. 6. Дорфман, Л. Я., Ляхова, Н. А. Области метаиндивидуального мира и креативное мышление // Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креативность, искусство, этнос / Под ред. Л. Я. Дорфмана, Е. А. Малянова, Е. М. Березиной. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2004. – С. 9–17. 7. Дружинин, В. Метафорические модели интеллекта // Творчество в искусстве – искусство творчества / Под редакцией Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. – Москва: Наука; Смысл, 2000.– С. 171–185. 8. Егорова, М. С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей (возрастной и генетический анализ) // Вопросы психологии, 2000. – № 1. – С. 36–46. 9. Ковалева, Г., Дорфман, Л. Классификации студентов по их креативности мышления и полимодальному Я: результаты кластерного анализа // Личность, креативность, искусство / Отв. ред. Е. А. Малянов, Н. Н. Захаров, Е. М. Березина, Л. Я. Дорфман, В. М. Петров, К. Мартиндейл. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, Прикамский социальный институт, 2002. – С. 185–203. 10. Юркевич, В. С., Динерштейн, И. В. Развитие интеллекта и креативности в школьном возрасте // Одаренность: рабочая концепция / Под ред. Д. Б. Богоявленской. – М.: Исполнительная дирекция Президентской программы «Дети России», 2002. – С. 59–62. |
Список литературы
Литература
Основная
1. Выготский, Л. С. Психология искусства: учебное пособие / Выготский Л. С. – Ростов н/Д: Феникс; Мн.: Современное Слово, 1998. – 480 с.
2. Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология творчества: учебное пособие для вузов / Ермолаева-Томина Л. Б. – М.: Академический проект, Культура, 2005. – 303 с.
Дополнительная
1. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие / Богоявленская Д. Б. – М.: Академия, 2002. – 318 с.
2. Во времени истории и в пространстве культуры: к 30-летию института / Отв. ред. Е. А. Малянов. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2005. – 277 с.
3. Дорфман, Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования / Дорфман Л. Я. – М.: Смысл, 1997б. – 424 с.
4. Искусство и эмоции / Отв. ред. Л. Я. Дорфман, Д. А. Леонтьев, В. М. Петров, В. А. Созинов. – Пермь: Пермский государственный институт культуры, 1991. – 368 с.
5. Калошина И. П. Психология творческой деятельности: Учеб. пособие для вузов / И. П. Калошина. – М., ЮНИТИ, 2003. – 431 с.
6. Личность, креативность, искусство / Отв. ред. Е. А. Малянов, Н. Н. Захаров, Е. М. Березина, Л. Я. Дорфман, В. М. Петров, К. Мартиндейл. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2002. – 440 с.
7. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / Маслоу А. Пер. с англ. Г. А. Балл – М.: Смысл, 1999. – 425 с.
8. Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креативность, искусство, этнос / Под ред. Л. Я. Дорфмана, Е. А. Малянова, Е. М. Березиной. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2004. – 138 с.
9. Пономарев, Я. А. Психология творения / Пономарев Я. А. М. – Воронеж, 1999. – 479 с.
10. Творчество в искусстве – искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. – М.: Наука; Смысл, 2000. – 549 с.
Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации
Задания для самостоятельной работы студентов
Разделы и темы для самостоятельного изучения |
Виды и содержание самостоятельной работы |
Раздел 1. Психологические основы художественного творчества |
|
Тема 1. Предмет и методы психологии художественного творчества |
Проработка учебного материала по конспектам лекций |
Тема 2. Творческая природа психики человека |
Проработка учебного материала по конспектам лекций |
Тема 3. Художественное творчество как деятельность: творческий процесс и творческий продукт |
Проработка учебного материала по конспектам лекций, подготовка докладов к семинарам |
Раздел 2. Основные подходы к изучению творчества |
|
Тема 4. Когнитивный подход |
Проработка учебного материала по конспектам лекций, подготовка докладов к семинарам. Подготовить развернутую характеристику когнитивной сферы творческих людей, итог: характеристика. |
Тема 5. Личностный подход |
Проработка учебного материала по конспектам лекций, конспектирование первоисточников |
Тема 6. Развитие креативности в онтогенезе, гендерные аспекты креативности |
Проработка учебного материала по конспектам лекций; конспектирование первоисточников и другой учебной литературы, составить тезисы по возрастной одаренности и индивидуальных различиях — итог: тезисы |
Тема 7. Креативность и творческие способности |
Проработка учебного материала по конспектам лекций; конспектирование первоисточников и другой учебной литературы, написание рефератов |
Раздел 3. Художественное творчество и искусство |
|
Тема 8. Художественное творчество и восприятие произведений искусства |
Проработка учебного материала по конспектам лекций, подготовка докладов к семинарам |
Тема 9. Развитие креативности в художественной деятельности |
Проработка учебного материала по конспектам лекций |
Вопросы для подготовки к зачету
1. Предмет психологии художественного творчества, методы исследования.
2. Проблемное поле исследований психологии художественного творчества.
3. Основные области исследования творчества.
4. Теоретические и прикладные аспекты психологии художественного творчества.
5. Общие механизмы творчества. Специфика творчества человека.
6. Классификация типов активности человека, соотношение понятий деятельность и творчество.
7. Творческий процесс, основные подходы к его изучению.
8. Этапы творческого процесса, их структура. Замысел. Концентрация. Исполнение. Импровизация.
9. Основные линии исследования креативности в рамках когнитивного подхода.
10. Интеллект и творчество, основные линии исследования.
11. Концепции творческого мышления Гилфорда, Торренса, Медника и Э. Де Боно (сравнительный анализ).
12. Исследования креативности мышления в рамках когнитивного направления в работах отечественных исследователей (Богоявленская, 2002; Дружинин, 2000; Егорова, 2000, Пономарев, 1999).
13. Исследования креативности мышления в рамках когнитивного направления в работах отечественных исследователей (Дорфман, 2002, 2005; Дорфман и Гасимова, 2004; Дорфман и Ляхова, 2004; Ковалева и Дорфман, 2002).
14. Особенности творческого мышления. Пути и методы развития творческого мышления.
15. Барьеры творческого мышления. Пути преодоления этих барьеров.
16. Креативные личности: их черты и мотивы.
17. Творческая личность и самоактуализация (сравнить подходы К. Роджерса и А. Маслоу).
18. Творчество и психопатология (сравнить концепии Ломброзо и Айзенка).
19. Личностный подход в работах западных исследователей (Маслоу, Роджерс, Айзенк, Ломброзо).
20. Личностный подход в работах отечественных исследователей (Богоявленская, 2002; Дорфман, 2005; Дорфман, Ковалева, 1999; Дорфман, Огородникова, 2004; Леонтьев, 2004; Холодная, 1996).
21. Онтогенез и основные творческие новообразования личности.
22. Основные направления в работе по развитию творческого потенциала ребенка (подходы Мелик-Пашаева, Яковлевой).
23. Основные подходы к проблеме одаренности в западной и отечественной психологии.
24. Возрастная динамика творческого развития личности. Условия и факторы раскрытия и развития способностей к творчеству на разных этапах возрастного развития.
25. Понятие способностей. Структура и природа творческих способностей.
26. Психологические механизмы восприятия художественного творчества.
27. Особенности и этапы процесса восприятия художественного творчества.
28. Волевая саморегуляция и творчество.
29. Познавательные процессы и творчество.
30. Развитие творческого потенциала в младшем школьном возрасте, подростковом, старшем школьном возрасте.
9