Занятия для самостоятельной работы студентов

Учебный план группы нх – 3 на 5 семестр 2012– 2013 уч. Года

Дисциплина

Преподаватель

Зачетная точка

Контрольная работа

Традиционная культура Вятского края

Тимкин Ю. Н.

Лекции

Основы информатики

Бунькова Г. В.

Лекции и практика

Педагогика НХТ

Александрова Н. С.

Лекции, семинары

Есть!

Семиотические основы НХК

Быкова Е. В.

Лекции и практика

Психология художественного творчества

Ковалева Г.В.

зачет

Сольфеджио

Колыванова Е.В.

экзамен

Фортепиано

Рублева Т.Е.

Практика

Хоровой класс

Кибешова Д. В.

Практика

Дирижирование

Кибешова Д.В.

зачет

Хоровая аранжировка

Кибешова Д.В.

Практика

Постановка голоса

Кибешова Д.В.

Практика

ДХП

Кибешова Д. В.

Практика

Методика работы с фольклорным ансамблем

Кибешова Д.В.

Зачет

Изучение репертуара народных хоров и фольклорных ансамблей

Кибешова Д.В.

Зачет

Методика постановки голоса

Кибешова Д. В.

установка

Методика собирания и расшифровки народных песен

Кибешова Д.В.

Лекции, семинары

СРОК СДАЧИ ВСЕХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ – ПЕРВЫЙ ДЕНЬ СЕССИИ!!!

В противном случае вы не будете допущены до сдачи зачетов и экзаменов

ПЕДАГОГИКА НХТ

Темы семинарских занятий

1.Методические основы руководства коллективом народного художественного творчества.

2.Классификация коллективов народного художественного творчества;

3.Функции руководителя коллектива;

4.Педагогические, художественно-творческие, социально-психологические, организационные.

Список литературы

Основная:

1.Концепция этнохудожественного образования М. 2002г

2.Бережнова Л.Н.Этнопедагогика : учеб.пособие для студ.высших учебных заведений. –М.:Издательский центр «Академия»,2008.-240с.

3. Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований.// Советская этнография. 2005.№3. ……

Дополнительная 1.Мид М. Культура и мир детства. М., 1983. 2.Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. 3.Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

4.Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований.// Советская этнография. 1983.№3.

5. Агеева Р. А. Какого мы роду — племени? Народы России: имена и судьбы: словарь-справочник. — М.: Akademia, 2000.

6. Балакина Т.И. . Хрестоматия по художественной культуре. Россия 9 — 20 в. М.: Akademia, 2000..

7.. Ларикова Л.В. Творчество в образовании, культуре и искусстве. — Пермь, 2000. — С.

49 — 52.

Занятия для самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом в объеме 50-70% от общего количества часов, должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике.

Задания для самостоятельной работы составляются в том случае, если по разделам и темам не предусмотрены аудиторные занятия или требуется дополнительно более глубоко проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.

Данный раздел программы может быть оформлен в виде таблицы с указанием конкретного вида самостоятельной работы:

– конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

– проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе), подготовка докладов на семинарах и практических занятиях;

– подготовка к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;

– работа с нормативными документами и законодательной базой;

– поиск и подготовка обзора научных публикаций и электронных источников информации, формирование заключения по обзору;

– выполнение контрольных работ, творческих (проектных) заданий, курсовых работ (проектов);

– решение задач, упражнений;

– написание рефератов (эссе);

– работа с тестами и вопросами для самопроверки;

– выполнение переводов на иностранные языки /с иностранных языков;

– моделирование и/или анализ конкретных проблемных ситуаций;

– обработка статистических данных, нормативных материалов;

– анализ статистических и фактических материалов, формулировка выводов на основе проведенного анализа и т.д.

Самостоятельная работа должна носить систематический характер, быть интересной и привлекательной для студента.

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет, экзамен).

При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов и сообщений, проверка письменных работ и т.д.

Раздел может включать примерный план-график текущего контроля самостоятельной работы студентов по каждому виду занятий с указанием сроков представления контрольных заданий преподавателю, а также рекомендации по организации самостоятельной работы (планирование времени, порядок освоения материала, работа с литературой и т.д.).

Данный раздел программы может быть дополнен методическими указаниями (рекомендациями) по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов. Методические указания (рекомендации) должны мотивировать студента к самостоятельной работе и не должны подменять учебную литературу. В них также представлены требования к содержанию и оформлению работ.

Темы контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению

В данном разделе комплекса приводятся тематика курсовых/контрольных работ/рефератов, раскрывается цель и задачи исследования, требования к содержанию, объему и оформлению курсовых/контрольных работ, даются рекомендации по их выполнению.

1.Предмет и задачи педагогики народного художественного творчества как одной из отраслей современной педагогической науки

2.Междисциплинарный характер педагогики народного художественного творчества: и ее связь с этнопедагогикой,этнопсихологией, социальной педагогикой и т.д

3.Возможности народного художественного творчества в патриотическом воспитании;

4.Возможности народного художественного творчества в формировании и развитии духовно-нравственной культуры личности.

5.Возможности педагогики народного художественного творчества в социализации, социальной адаптации и психолого-педагогической коррекции личности

6.Теории и концепции, научные школы в педагогике народного художественного творчества. ТрудыК.Д.Ушинского.Л.Н.Толстоого, Г.С.Виноградова. Г.Н.Волкова. Г.М.Науменко и др

7.Любительские кружки и студии в России а конце Х1Х-нач. ХХ века, и формы руководства ими.

8.Развитие коллективов художественной самодеятельности в СССР.

9.Подготовка и переподготовка кадров руководителей самодеятельных художественных коллективов.

10.Методические основы руководства коллективом народного художественного творчества.

11.Классификация коллективов народного художественного творчества;

12.Функции руководителя коллектива:педагогические, художественно-творческие, социально- психологические, организационные;

13.Организационные основы работы коллектива народного художественного творчества

14. Основы подготовки нормативной документации;

15. Основы составления план работы коллектива;

16 Основы разработки программы работы коллектива.

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

Настоящие материалы включают темы контрольных работ и методические рекомендации по их написанию, перечень контрольных вопросов по темам курса, а также список рекомендуемой литературы. Контрольные задания позволяют студенту проверить свою подготовку по основным темам курса, способность ориентироваться в своеобразии художественных периодов в истории европей­ского и отечественного искусства, в художественных стилях, направлениях, школах, видах и жанрах изобразительного искусства, развить навыки анализа художественного произведения.

При отборе рекомендуемой литературы предпочтение отдавалось наиболее авторитетным изданиям и изданиям послед­них лет, имеющим научную и справочную ценность. Литература систематизирована по разделам в соответствии с тематическим планом курса. Дополнительно введен общий раздел и список Интернет-сайтов, посвященных истории изобразительного искусства и архитектуры.

Цель написания контрольной работы — составить развернутые тезисы по теме, отобранной из перечня тем.

Содержание тезисов должно быть следующим:

1. Краткая характеристика соответствующего периода в истории искусства:

— истоки и условия формирования;

— особенности художественного мировоззрения и эстетические идеалы;

— художественные направления, стили, школы;

— виды художественного творчества и их взаимосвязь;

— судьба художественного наследия эпохи.

2. Характеристика одного или нескольких художественных произведений эпохи:

— наименование, автор, годы создания, местонахождение, сохранность;

— принадлежность к художественному направлению, стилю, школе;

— идея, замысел, жанр, сюжет (или тип архитектурного строения);

— композиция, колорит, особенности художественного языка;

— историческая судьба художественного произведения; оценка его современниками, потомками (профессионалами и любителями).

Объем и оформление контрольной работы — стандартные: общий объем работы – 15-20 страниц машинописного текста формата А4 14 кеглем, шрифт Times New Roman, 1,5 интервал, поля: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см, поля должны быть выравнены по краям.

Структура работы:

титульный лист;

план (развернутый);

введение (актуальность темы; основные понятия темы; зарубежные и отечественные искусствоведы, разрабатывающие данную тему; цель работы и 3-5 задач, поясняющих цель);

основное содержание – требования к его оформлению:

— материал должен быть отобран из нескольких источников в соответствии с темой, обобщен и структурирован, с выделением ключевых положений;

— представлены сноски или ссылки на использованную литературу. Пример: [5, с. 128] или [8, с. 234-256];

— использовать цитирование используемых источников с ссылками на них;

— в конце параграфов желательно делать обобщающие выводы, выделяющие основные положения;

заключение, в котором делаются ключевые выводы по всей работе в соответствии с поставленными целью и задачами, объем – 1-2 страницы;

список использованной литературы, оформленный по стандарту.

Пример: Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. [Текст] / Т.В. Ильина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2005. – 368 с.: ил.

Вопросы для подготовки к зачету

1.Предмет и задачи педагогики народного художественного творчества как одной из отраслей современной педагогической науки

2.Междисциплинарный характер педагогики народного художественного творчества: и ее связь с этнопедагогикой,этнопсихологией, социальной педагогикой и т.д

3.Возможности народного художественного творчества в патриотическом воспитании;

4.Возможности народного художественного творчества в формировании и развитии духовно-нравственной культуры личности.

5.Возможности педагогики народного художественного творчества в социализации, социальной адаптации и психолого-педагогической коррекции личности

6.Теории и концепции, научные школы в педагогике народного художественного творчества. Труды К.Д.Ушинского. Л.Н.Толстоого, Г.С.Виноградова. Г.Н.Волкова. Г.М. Науменко и др

7.Любительские кружки и студии в России а конце Х1Х-нач. ХХ века, и формы руководства ими.

8.Развитие коллективов художественной самодеятельности в СССР.

9.Подготовка и переподготовка кадров руководителей самодеятельных художественных коллективов.

10.Методические основы руководства коллективом народного художественного творчества.

11.Классификация коллективов народного художественного творчества;

12.Функции руководителя коллектива: педагогические, художественно-творческие, социально- психологические, организационные;

13.Организационные основы работы коллектива народного художественного творчества

14. Основы подготовки нормативной документации.

15. Основы составления план работы коллектива;

16 Основы разработки программы работы коллектива.

.

ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Темы семинарских занятий

Раздел 1. Психологические основы художественного творчества

Тема 3. Художественное творчество как деятельность: творческий процесс и творческий продукт

1. Виды деятельности и творчество. Специфика художественно творческой деятельности.

2. Творческий процесс, уровни протекания творческого процесса.

3. Фазы творческого процесса.

4. Творческий продукт, его критерии.

Литература:

1. Вайман, С. Т. Диалектика творческого процесса // Художественное творчество и психология. Сборник / Отв. ред. А. Я. Зись, М. Г. Ярошевский. – М.: Наука, 1991. – С. 3–31.

2. Блок, В. Б. Сопереживание и сотворчество // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельчонок. – Мн.: Харвест, 1999. – С. 465–503.

3. Гончаренко, Н. В. Вдохновение и интуиция // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельчонок. – Мн.: Харвест, 1999. – С. 296-319.

4. Дорфман, Л. Я. Человек креативный: особенности мышления и личности // Во времени истории и в пространстве культуры: к 30-летию института / Отв. ред. Е. А. Малянов. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2005. – С. 86–119.

5. Пономарев, Я. А. Фазы творческого процесса (вместо введения) // Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я. А. Пономарев. – М.: Наука, 1983. – С. 3–26.

Раздел 2. Основные подходы к изучению творчества

Тема 4. Когнитивный подход

1. Основные линии исследования в рамках когнитивного подхода. Творческое мышление, его особенности.

2. Концепции творческого мышления Гилфорда и Торренса.

3. Сравнительный анализ подходов к творческому мышлению Э. Боно и Я. А. Пономарева.

4. Исследование креативности в рамках когнитивного направления в настоящее время в отечественной психологии (Богоявленская, 2002; Дорфман, 2002, 2005; Дорфман и Гасимова, 2004; Дорфман и Ляхова, 2004; Дружинина, 2000; Егорова, 2000; Ковалева и Дорфман, 2002).

5. Исследование креативности в рамках когнитивного направления в западной психологии (Гилфорд, Боно, Торренс).

6. Барьеры творческого мышления и их преодоление.

Литература:

1. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я. А. Пономарев. – М.: Наука, 1983. – С. 182–195.

2. Де Боно, Э. Латеральное мышление. ─ СПб., 1997. – С. 44-67.

3. Дорфман, Л. Я. Дивергентное мышление и дивергентная индивидуальность: ресурсы креативности // Личность, креативность, искусство / Отв. ред. Е. А. Малянов, Н. Н. Захаров, Е. М. Березина, Л. Я. Дорфман, В. М. Петров, К. Мартиндейл. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2002. – С. 89–120.

4. Дорфман, Л. Я. Человек креативный: особенности мышления и личности // Во времени истории и в пространстве культуры: к 30-летию института / Отв. ред. Е. А. Малянов. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2005. – С. 86–119

5. Дорфман, Л. Я., Гасимова, В. А. Метаиндивидуальный мир и креативное мышление: интеллект как медиатор // Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креативность, искусство, этнос / Под ред. Л. Я. Дорфмана, Е. А. Малянова, Е. М. Березиной. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2004. – С. 40–51.

6. Дорфман, Л. Я., Ляхова, Н. А. Области метаиндивидуального мира и креативное мышление // Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креативность, искусство, этнос / Под ред. Л. Я. Дорфмана, Е. А. Малянова, Е. М. Березиной. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2004. – С. 9–17.

7. Дружинин, В. Метафорические модели интеллекта // Творчество в искусстве – искусство творчества / Под редакцией Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. – Москва: Наука; Смысл, 2000.– С. 171–185.

8. Егорова, М. С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей (возрастной и генетический анализ) // Вопросы психологии, 2000. – № 1. – С. 36–46.

9. Ковалева, Г., Дорфман, Л. Классификации студентов по их креативности мышления и полимодальному Я: результаты кластерного анализа // Личность, креативность, искусство / Отв. ред. Е. А. Малянов, Н. Н. Захаров, Е. М. Березина, Л. Я. Дорфман, В. М. Петров, К. Мартиндейл. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, Прикамский социальный институт, 2002. – С. 185–203.

10. Юркевич, В. С., Динерштейн, И. В. Развитие интеллекта и креативности в школьном возрасте // Одаренность: рабочая концепция / Под ред. Д. Б. Богоявленской. – М.: Исполнительная дирекция Президентской программы «Дети России», 2002. – С. 59–62.

Список литературы

Литература

Основная

1. Выготский, Л. С. Психология искусства: учебное пособие / Выготский Л. С. – Ростов н/Д: Феникс; Мн.: Современное Слово, 1998. – 480 с.

2. Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология творчества: учебное пособие для вузов / Ермолаева-Томина Л. Б. – М.: Академический проект, Культура, 2005. – 303 с.

Дополнительная

1. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие / Богоявленская Д. Б. – М.: Академия, 2002. – 318 с.

2. Во времени истории и в пространстве культуры: к 30-летию института / Отв. ред. Е. А. Малянов. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2005. – 277 с.

3. Дорфман, Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования / Дорфман Л. Я. – М.: Смысл, 1997б. – 424 с.

4. Искусство и эмоции / Отв. ред. Л. Я. Дорфман, Д. А. Леонтьев, В. М. Петров, В. А. Созинов. – Пермь: Пермский государственный институт культуры, 1991. – 368 с.

5. Калошина И. П. Психология творческой деятельности: Учеб. пособие для вузов / И. П. Калошина. – М., ЮНИТИ, 2003. – 431 с.

6. Личность, креативность, искусство / Отв. ред. Е. А. Малянов, Н. Н. Захаров, Е. М. Березина, Л. Я. Дорфман, В. М. Петров, К. Мартиндейл. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2002. – 440 с.

7. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / Маслоу А. Пер. с англ. Г. А. Балл – М.: Смысл, 1999. – 425 с.

8. Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креативность, искусство, этнос / Под ред. Л. Я. Дорфмана, Е. А. Малянова, Е. М. Березиной. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2004. – 138 с.

9. Пономарев, Я. А. Психология творения / Пономарев Я. А. М. – Воронеж, 1999. – 479 с.

10. Творчество в искусстве – искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. – М.: Наука; Смысл, 2000. – 549 с.

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации

Задания для самостоятельной работы студентов

Разделы и темы для

самостоятельного изучения

Виды и содержание

самостоятельной работы

Раздел 1. Психологические основы художественного творчества

Тема 1. Предмет и методы психологии художественного творчества

Проработка учебного материала по конспектам лекций

Тема 2. Творческая природа психики человека

Проработка учебного материала по конспектам лекций

Тема 3. Художественное творчество как деятельность: творческий процесс и творческий продукт

Проработка учебного материала по конспектам лекций, подготовка докладов к семинарам

Раздел 2. Основные подходы к изучению творчества

Тема 4. Когнитивный подход

Проработка учебного материала по конспектам лекций, подготовка докладов к семинарам. Подготовить развернутую характеристику когнитивной сферы творческих людей, итог: характеристика.

Тема 5. Личностный подход

Проработка учебного материала по конспектам лекций, конспектирование первоисточников

Тема 6. Развитие креативности в онтогенезе, гендерные аспекты креативности

Проработка учебного материала по конспектам лекций; конспектирование первоисточников и другой учебной литературы, составить тезисы по возрастной одаренности и индивидуальных различиях — итог: тезисы

Тема 7. Креативность и творческие способности

Проработка учебного материала по конспектам лекций; конспектирование первоисточников и другой учебной литературы, написание рефератов

Раздел 3. Художественное творчество и искусство

Тема 8. Художественное творчество и восприятие произведений искусства

Проработка учебного материала по конспектам лекций, подготовка докладов к семинарам

Тема 9. Развитие креативности в художественной деятельности

Проработка учебного материала по конспектам лекций

Вопросы для подготовки к зачету

1. Предмет психологии художественного творчества, методы исследования.

2. Проблемное поле исследований психологии художественного творчества.

3. Основные области исследования творчества.

4. Теоретические и прикладные аспекты психологии художественного творчества.

5. Общие механизмы творчества. Специфика творчества человека.

6. Классификация типов активности человека, соотношение понятий деятельность и творчество.

7. Творческий процесс, основные подходы к его изучению.

8. Этапы творческого процесса, их структура. Замысел. Концентрация. Исполнение. Импровизация.

9. Основные линии исследования креативности в рамках когнитивного подхода.

10. Интеллект и творчество, основные линии исследования.

11. Концепции творческого мышления Гилфорда, Торренса, Медника и Э. Де Боно (сравнительный анализ).

12. Исследования креативности мышления в рамках когнитивного направления в работах отечественных исследователей (Богоявленская, 2002; Дружинин, 2000; Егорова, 2000, Пономарев, 1999).

13. Исследования креативности мышления в рамках когнитивного направления в работах отечественных исследователей (Дорфман, 2002, 2005; Дорфман и Гасимова, 2004; Дорфман и Ляхова, 2004; Ковалева и Дорфман, 2002).

14. Особенности творческого мышления. Пути и методы развития творческого мышления.

15. Барьеры творческого мышления. Пути преодоления этих барьеров.

16. Креативные личности: их черты и мотивы.

17. Творческая личность и самоактуализация (сравнить подходы К. Роджерса и А. Маслоу).

18. Творчество и психопатология (сравнить концепии Ломброзо и Айзенка).

19. Личностный подход в работах западных исследователей (Маслоу, Роджерс, Айзенк, Ломброзо).

20. Личностный подход в работах отечественных исследователей (Богоявленская, 2002; Дорфман, 2005; Дорфман, Ковалева, 1999; Дорфман, Огородникова, 2004; Леонтьев, 2004; Холодная, 1996).

21. Онтогенез и основные творческие новообразования личности.

22. Основные направления в работе по развитию творческого потенциала ребенка (подходы Мелик-Пашаева, Яковлевой).

23. Основные подходы к проблеме одаренности в западной и отечественной психологии.

24. Возрастная динамика творческого развития личности. Условия и факторы раскрытия и развития способностей к творчеству на разных этапах возрастного развития.

25. Понятие способностей. Структура и природа творческих способностей.

26. Психологические механизмы восприятия художественного творчества.

27. Особенности и этапы процесса восприятия художественного творчества.

28. Волевая саморегуляция и творчество.

29. Познавательные процессы и творчество.

30. Развитие творческого потенциала в младшем школьном возрасте, подростковом, старшем школьном возрасте.

9