« Психология». Тезаурус (для студентов 1 курса института искусств)

4

модуль 1//Психология – наука о психике, психических явлениях и процессах

Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы, основные отрасли психологии

Психология, психика, психические явления, психические процессы (познавательные, эмоционально – волевые); психические свойства, психические состояния, жизнедеятельность, душа, сознание, интроспекция, поведение, предмет психологии (факты психической жизни, механизмы и закономерности психики); задачи психологии (теоретические, практические); методы психологических исследований, наблюдение, виды наблюдения (стандартизированное, свободное, внешнее, внутреннее (самонаблюдение), включенное, невключенное, фронтальное, индивидуальное); способы регистрации данных наблюдения (протокол, записи в дневнике наблюдений), условия наблюдения, опрос. письменный опрос (анкетирование), опросник, закрытые вопросы, открытые вопросы, устный опрос (беседа интервью), условия успешной беседы, тестирование, виды тестов, анализ результатов (продуктов) деятельности, контент-анализ, метод экспертных оценок, эксперимент, виды эксперимента (естественный, лабораторный), этические нормы психологического исследования, отрасли психологии (общая психология, возрастная психология, педагогическая психология, социальная психология, психология личности, психогенетика, дифференциальная психология, психодиагностика, специальная психология – психология: слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология); зоопсихология, музыкальная психология, психология творчества, психология бизнеса, психология спорта, военная, юридическая, медицинская психология и т.д.).

Тема 2. Природа психики. Мозг и психика

Филогенез, сенсорная психика (чувствительность), перцептивная психика (восприятие), практический интеллект высших животных, практический и абстрактный интеллект человека, фазы развития человеческого интеллекта (научение и навыки высших животных, переход от животного к человеку, появление абстрактного мышления); головной мозг, блоки мозга (энергетический, информационный; программно–регуляторный), полушария головного мозга (левое (логическое), правое (эмоциональное), функциональная асимметрия мозга.

6 стр., 2615 слов

Психика и мозг — изучение психики в развитии и в процессе деятельности

Тема 6: Проблема возникновения и развития психики и сознания. Развитие психики в филогенезе. Подходы к решению проблемы происхождения и развития психики и сознания. Теории распространенности психического в природе. Изменение условий существования живых организмов и возникновение простейших форм психического отражения. Раздражимость и чувствительность. Стадии развития психики в филогенезе. Отличие ...

Тема 3. Сознание человека

Сознание (первичное, рефлексивное); бессознательное состояние, сон, ясность сознания, самосознание, самопознание, переживание собственного отношения к себе, самооценка, виды самооценки (глобальная, частичная, адекватна, неадекватная (завышенная, заниженная), регуляция и самоорганизация поведения, механизм самоконтроля, бессознательное, бессознательные установки, ориентации, мотивы, подсознание, предсознание, сверхсознание (высшее бессознательное), индивидуальное, коллективное бессознательное, архетипы, личностные проявления бессознательного (ошибочные действия, непроизвольное забывание, сновидения, грезы, мечты, бред); соотношение сознания и бессознательного.

Тема 4. Познавательные процессы

Познавательные процессы, познавательная (когнитивная) сфера, степени познания (чувственное отражение, абстрактно-теоретическое отражение), ощущение, органы чувств, виды ощущений (экстероцептивные, контактные, дистантные, тактильные, температурные, вкусовые зрительные, слуховые, обонятельные, интероцептивные, проприоцептивные, болевые,. кинестетические, обонятельные, вибрационные, статические); свойства ощущений (качество, длительность, инерция, пространственная локализация, интенсивность); анализатор, энергия раздражителя (стимула), пороги ощущений (нижний абсолютный порог, верхний абсолютный порог, средние значения абсолютных порогов, относительный порог, разностный (дифференциальный порог); закон Вебера-Фехнера (основной психофизический закон), закон Стивенса, сенсорная адаптация (негативная, позитивная); синестезия, сенсибилизация, восприятие, свойства восприятия (предметность, целостность и структурность, константность, осознанность (категориальность); закономерности восприятия, апперцепция, зрительные иллюзии (иллюзия цвета, иллюзия движения, иллюзия кино), механизмы восприятия (пространства, размера, направления, времени, движения); закон константы, внимание, виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное (вторичное непроизвольное), свойства внимания (объем, распределение, переключение, концентрация (направленность), устойчивость); отвлечение внимания, колебания внимания, внимательность, память, процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание), виды памяти (двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая, мгновенная, кратковременная, долговременная, оперативная, непроизвольная, произвольная, смысловая (логическая), механическая); запоминание, формы запоминания (запечатление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание); сохранение, забывание, воспроизведение, формы воспроизведения (узнавание, припоминание (воспоминание), эффекты памяти (эффект края, эффект направленности на себя); типы памяти (наглядно-образный, словесно-абстрактный, промежуточный); мнемические свойства личности, продуктивность памяти (объем, скорость и точность запоминания, прочность и продолжительность сохранения, готовность к воспроизведению); памяти человека 3">факторы продуктивности памяти, воображение, виды воображения (активное, пассивное, непроизвольное, произвольное, абстрактное, конкретное, реалистическое, фантастическое, научное, художественное, техническое, репродуктивное (воспроизводящее), творческое); формы синтеза образов или приемы воображения (гиперболизация, схематизация, типизация, заострение (акцентирование), агглютинация, аналогия); мышление, особенности мышления, умственные действия (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация); виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, теоретическое, практическое, эмпирическое, дискурсивное, аналитическое, интуитивное, реалистичное, аутическое, репродуктивное, продуктивное (творческое), патогенное, саногенное); профессиональное мышление, индивидуальные особенности мышления (скорость, глубина, широта, гибкость и самостоятельность, ригидность, критичность, логичность, рефлексивность, импульсивность); интеллект, виды интеллекта (вербальный, математический, пространственный, социальный); речь, язык, значение слова, понятие, функции речи (коммуникативная, функция влияния, сигнификативная, экспрессивная); виды речи (внутренняя, внешняя, устная, письменная, эгоцентрическая, монологическая, диалогическая, активная, пассивная, жестовая); ментальность.

2 стр., 825 слов

Виды и свойства внимания

СОДЕРЖАНИЕ: 1. Введение ________________________________________4 2. Виды внимания___________________________________6 Непроизвольное внимание________________________8 Произвольное внимание__________________________13 Послепроизвольное внимание_____________________20 3.Свойства внимания, описанные в трудах западных психологов_____________________21 4. ...

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

Бытовую деятельность человека составляют бытовые процессы. Характе­ристикой последних выступает их повторяемость через определенные проме­жутки времени, чередование и систематичность. Бытовая деятельность возни­кает первоначально на основе удовлетворения биологических потребностей малыша в пище и отдыхе. В дальнейшем биологические потребности человека преобразуются в социальные. (Происходит это в ...

Тема 5. Деятельность

Деятельность, структура деятельности, составляющие деятельности, действия (сенсорные, моторные, волевые, умственные, мнестические, предметные, импульсивные); операции, интериоризация, екстериоризация, виды деятельности (предметная, теоретическая, практическая, общение, игра, учеба, труд); компоненты деятельности (знания, умения, навыки, привычки).

модуль 2 //Психология личности

Тема 1. Личность

Личность, человек, индивид, индивидуальность, структура личности, модели структуры личности, психоаналитическая модель (Ид, Его, Суперего), черты личности, устойчивость личности.

Тема 2. Способности

Способности, природное (биологическое) и приобретенное (культурное) в способностях, факторы развития способностей (наследственность, окружающая среда, волевые усилия человека), задатки, виды способностей (общие специальные, теоретические (умственные), практические, учебные, творческие, социальные (способности к общению), предметные, профессиональные, педагогические (педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность передавать знания, артистизм, ораторские данные), профессионально важные свойства личности (ПВС), работоспособность, одаренность (общая, специальная), талант, гениальность.

Тема 3. Темперамент

Темперамент, динамические особенности действий (темп, скорость, ритм, интенсивность, энергичность), компоненты темперамента (общая активность, моторика, эмоциональность), свойства темперамента (сила, уравновешенность, подвижность НС), типы темперамента (холерический, сангвинический меланхолический, флегматический), индивидуальный стиль деятельности (ИСД).

Тема 4. Характер.

Характер (цельный, противоречивый, сильный, слабый), черты характера, экстраверсия, интроверсия, экстраверт, интроверт, акцентуации характера, акцентуированные черты, типы акцентуации характера (интровертный, эктравертный, неуправляемый, неврастенический, сенситивный, демонстративный (истероидный).

9 стр., 4076 слов

Развитие человеческой деятельности

Деятельность – это процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, позволяющий удовлетворять ему свои жизненно необходимые потребности; Поведе́ние — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организации. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов ...

Тема 5. Воля

Воля, волевой акт (простой, сложный), потребности, интересы, структура волевого акта (влечения, желания, борьба мотивов, выполнение), сильная воля (решительность, выдержка, настойчивость, организованность), недостатки волевой сферы (слабоволие, нерешительность, внушаемость, податливость, упрямство, неорганизованность).

Тема 6. Эмоции и чувства

эмоциональная сфера личности, (эмоции, чувства, аффекты, настроения, страсти, стресс), виды чувств (моральные, интеллектуальные, эстетические), качественные характеристики эмоций (знак, модальность (качество) положительные и отрицательные эмоциональные переживания стенические, астенические эмоции, фундаментальные (базальные) эмоции (радость, гнев, страх, печаль, интерес, удивление, отвращение, презрение, стыд, вина), эмоциональность, количественные характеристики эмоций (сила, глубина, интенсивность, длительность переживаний), виды стресса (дистресс, эвстресс, информационный, эмоциональный), стадии стресса (адаптация, резистентность, истощение).

Тема 7. Мотивация

Мотивация (диспозиционная, ситуационная), диспозиционные (внутренние) факторы поведения (мотивы, потребности, цели, намерения, желания, интересы, задачи), ситуационные (внешние) факторы поведения (стимулы), внутренняя мотивация, внешняя мотивация, параметры мотивационной сферы (широта, гибкость, иерархичность), мотивация достижения успехов, мотивация избегания неудач, мотивация аффилиации, мотивация власти, локус контроля (интернальний (внутренний), экстернальний (внешний).

Модуль 3 // развитие личности в онтогенезе (Возрастная психология)

Тема 1. Предмет, возрастной психологии">задачи и методы возрастной психологии

Возрастная психология, предмет возрастной психологии, задачи возрастной психологии, методы исследования в возрастной психологии, метод поперечных срезов, метод продольных срезов.

9 стр., 4413 слов

Механизмы развития мотивации в подростковом возрасте

... предмету: «Возрастная психология» на тему: «Механизмы развития мотивации в подростковом возрасте» Содержание Введение Механизмы развития мотивации человека Заключение Список литературы Введение Изучение мотивации является традиционной ... е. направляющих поведение на удовлетворение потребностей. На основе психического отражения регулируется не весь процесс удовлетворения биологических потребностей, а ...

ТЕМА 2. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ.

возрастная периодизация, разделы возрастной психологии, возрастные периоды (фаза новорожденности, стадия младенчества, переход к раннему детству, дошкольное детство, младшее школьное детство, подростковый возраст, старший подростковый возраст, переход к юности, юношеский возраст, молодость, переход к расцвету, расцвет, зрелость, старость: пожилой возраст, старческий возраст, долголетие), ведущий вид деятельности (игра, учеба, общение, труд).

ТЕМА 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА.

возрастные изменения психики (эволюционные, революционные, ситуационные), закономерности психического развития человека (неравномерность развития, интеграция психики, пластичность психики и возможность компенсации одних свойств другими), сензитивные периоды.

ТЕМА 4. ФАКТОРИ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

онтогенез, факторы психического развития личности (природный (наследственность) социальный (общение, обучение, воспитание, трудовая деятельность), собственная активность человека), задатки, социализация, движущие силы психического развития, противоречия возрастного развития, интериоризация, екстериоризация.

ТЕМА 5. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ

возрастные кризисы, кризис трех лет («я сам!»), кризис младшего школьного возраста («малый» кризис, «большой» кризис), психогенная школьная дезадаптация (ПШД), кризис подросткового возраста, рефлексия, самопознание, самоутверждение, самовыражение, «внешняя взрослость», негативизм, грубость, агрессивность.

ТЕМА 6. РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ

проблема соотношения развития и обучения, уровень актуального и зона ближайшего развития ребенка.

ТЕМА 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

психологическая готовность ребенка к обучению в школе (мотивационная, умственная, эмоционально-волевая, готовность к общению со сверстниками и взрослыми).