Виды деятельности ребенка дошкольного возраста и их особенности при нарушении интеллектуального развития

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5

2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВОСПРИЯТИЕ СКАЗКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 10

3.ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.

Исследованиями последних лет доказано, что не только у нас в России, но и за рубежом растет число детей с умственной недостаточностью. По данным исследователей, в детской популяции России на начало двадцать первого века в возрастной группе от 3 до 7 лет детей с умственной отсталостью приходится 6−8%.

Произошедшее изменение акцентов в специальной психологии, общей и специальной педагогике, укрепление их взаимодействия и взаимообогащения с педиатрией, патопсихологией, физиологией, генетикой, неврологией и психиатрией привели к тому, что в стране начала активно складываться система раннего выявления и ранней коррекционной поддержки детей «группы риска», оформились новые организационные подходы в специальном дошкольном образовании, закрепленные на нормативно-правовом уровне. Все это способствует предупреждению многих вариантов отклоняющегося развития среди детского населения и предотвращению вторичных осложнений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Общеизвестно, что чем раньше начат процесс коррекционно-развивающей поддержки ребенка с умственной недостаточностью, тем выше его эффективность, тем более значимо он сказывается на личностном становлении ребенка и перспективах гармоничного вхождения в социум. Кроме того, многими авторитетными исследователями доказано, что эффективность коррекционного процесса зависит от направленности и содержания педагогического воздействия.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте (с рождения до 7 лет)

... к делу (целе­устремленность). Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте В младенчестве ребенок проходит эмоциональный этап в освоении бытовой деятельности, когда главным образом фор­ ... играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте: формируется осознание необходимости выполнять ...

Ребенок с отклонениями в развитии «выпадает» из ситуации социального и культурного пласта общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать традиционную «взрослую» культуру как источник развития высших психических функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности. По отношению к ребенку с нарушениями развития перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы решения традиционных воспитательно — образовательных задач, рассчитанные на нормальный тип развития. Из-за такого «выпадения» ребенка из традиционного образовательного пространства нарушаются условия для «врастания ребенка в культуру», страдает реализация его права на наследование социального и культурного опыта человечества.

Необходимость теоретического осмысления и определения стратегии организации воспитания и обучения детей с умственной недостаточностью, значимость разработки подходов к отбору методов и содержания коррекционно-развивающего обучения позволяет выделять тему исследования как весьма актуальную в области коррекционной педагогики.

Общетеоретические вопросы развития детей дошкольного возраста раскрыты в трудах Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского и др.

Цель работы: раскрыть виды деятельности ребенка дошкольного возраста и их особенности при нарушении интеллектуального развития.

Задачи исследования:

— Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

— Изучить особенности видов деятельности ребенка дошкольного возраста.

— Выделить особенности деятельности ребенка при нарушении интеллектуального развития.

1. ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно — манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.

6 стр., 2854 слов

Особенности психосоциального развития детей дошкольного возраста

... семьи. Таким образом, целью дипломной работы является исследование особенностей психосоциального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях. Цель обуславливает решение следующих задач: 1 ... неполной семье 29 2.3 Психосоциальное развитие в дошкольном возрасте 36 3. Экспериментальное исследование различий детей дошкольного возраста из полных и неполных семей 46 3.1 ...

С этим же возрастом связано начало двух других важных, для развития видов деятельности: труда и учения. Определенные этапы последовательного совершенствования игр, труда и учения детей в этом возрасте можно проследить, условно разделив в аналитических целях дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3 — 4 года), средний дошкольный возраст (4 — 5 лет) и старший дошкольный возраст (5 — 6 лет).

Такое деление иногда проводится в возрастной психологии для того, чтобы подчеркнуть те быстрые, качественные изменения психологии и поведения детей, которые в дошкольном детстве происходят каждые один-два года.

Младшие дошкольники играют еще, как правило, в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.

Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности — ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. Детские сюжетно-ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся детьми в игре, — это, как правило, или семейные роли (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь и т. п.), или воспитательные (няня, воспитательница в детском саду), иди профессиональные (врач, командир, пилот), или сказочные (козлик волк, заяц, змей).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- ... с большим интересом и желанием участвует в музыкальных играх-драматизациях; берет на себя роль того или иного персонажа и музыкально действует ...

Исполнителями ролей в игре могут быть люди, взрослые или дети, или заменяющие их игрушки, например куклы.

В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте. Многие предметы натурального характера, используемые в игре младших дошкольников, здесь заменяются условными, и возникает так называемая символическая игра. Например, простой кубик в зависимости от игры и отведенной ему роли может символически представлять и различные предметы мебели, и машину, и людей, и животных. Ряд игровых действий у средних и старших дошкольников только подразумевается и выполняется символически, сокращенно, или лишь обозначается словами.

Особая роль отводится в игре точному соблюдению правил и отношений, например субординационных. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.

Кроме игр, включающих реальные практические действия с воображаемыми предметами и ролями, символической формой игровой индивидуальной деятельности является рисование. В него постепенно все более активно включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребенок со временем переходит к рисованию того, что знает, помнит и придумывает сам.

В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. Предполагается, что именно в таких играх формируется и закрепляется у детей дошкольного возраста мотивация достижения успеха.

10 стр., 4636 слов

Физиологическое развитие детей старшего дошкольного возраста

... ситуация, характерная для дошкольного возраста, называется ребенок - общественный взрослый. 2 Игра - ведущая деятельность в развитии детей дошкольного возраста. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - это ... дошкольника. 1 Роль игры в социальном развитии детей дошкольного возраста. В самом начале дошкольного возраста социальная ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым распадается. ...

В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок научается пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления.

Игра, являясь ведущим видом деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, занимает важное место в их жизни. Это связано с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют свою речь. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Она по…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Педагогика, 1983 г.

2. Головина, Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. М: Просвещение, 1974. — 258 с.

3. Доскин В.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации в современных условиях// Проблемы младенчества: нейропсихолого — педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений: Материалы научно-практ. конференции. — М., 2009 г. — 547 с.

4. Дреер С.С., Потыкан А. Н. Комплексная диагностика усвоения программы под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. — Волгоград: Учитель, 2012 г. — 398 с.

5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта-Прогр. ДУ компенсирующего вида для детей с нар. интеллекта — М.: Просвещение, 2007 г. — 478 с.

21 стр., 10094 слов

1. Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

... и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальной психологии). Психология- это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики ... деятельности, в которые включен ребенок данного возраста, - игра, общение и труд влияют на его личностное развитие. Закрепляется волевой мотив достижения ...

6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды/В. В. Давыдова, В. П. Зинченко: В 2 т. — М., 1981 г.

7. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. — М.: МГУ, 1969 г.

8. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика — Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2010 г. — 357 с.

9. Лыкова И.А. Конспект занятий по изобразительной деятельности в средней группе — М.: Карапуз — дидактика, 2010 г. — 369 с.

10. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей" -Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — М.: Просвещение, 2009 г. — 452 с.

11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — Москва: Академия, 2009 г. — 389 с.

12. Щербатых Ю.В. Общая психология. — СПб: Питер, 2008 г. — 589 с.

13. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до семи лет) — М.: Учпедгиз, 1960 г.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector