Типовые контрольные тестовые задания

1. Специфическими чертами тренинга являются:

1) групповой опыт противодействует отчуждению; группа отражает общество в миниатюре; в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений

2) соблюдение ряда принципов групповой работы; акцент на взаимоотношениях между участниками группы; объективация собственных чувств и эмоций; атмосфера раскованности и свободы общения

3) в группе участники могут идентифицировать себя с другими; группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; групповая форма предпочтительней и в экономическом плане

2. Психологический тренинг – это… (выберите наиболее полное и корректное определение):

1) область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психол. работы с целью развития компетентности в общении

2) процесс взаимодействия участников группы, в котором при содействии ведущего-психолога они включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем

3) многофункциональный метод преднамеренных изменений пси­хологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека

3. Распределите принципы тренинга по группам:

A Принципы создания среды тренинга   Субъект-субъектное обще­ние и Объективация поведения
B Принципы поведения участников тренинга   Требование гомегенности и гетероген-ности состава при комплектовании группы
C Организационные принципы   Соответствие заявленных целей тренинга его содержанию
D Этические принципы   Реалистичность и избыточность

 

4. Изначально более склонны к сплоченности тренинговые группы, которые по своему составу…

1) Гомогенны

2) Гетерогенны

3) Нет верного ответа

5. Наибольшее значение имеет гомогенность тренинговых групп по следующим параметрам:

1) Убеждения и ценностные ориентации

2) Социальный статус и пол

3) Психологические проблемы и возраст

4) Тип личности и поведения

6. Методические средства тренинга делятся на:

1) Содержательные упражнения, формирующие навыки; психогимнастика; упражнения на обратную связь

2) Короткие лекции, систематизированные обзо­ры, программированные инструкции и дискуссии

3) Техники представления информации, имитационные техники, техники создания реальной среды

4) Все ответы верные

7. Распределите техники тренинга по группам:

A Представление информации   Задания с физическими рисками, выполне-ние заданий с незнакомыми людьми
B Создание реальной среды   Ролевые игры, деловые игры, мозговой штурм
C Имитационные техники   Мини-лекции, видеолекции, систематизированные обзоры
      Психодрама, визуализация, психогимнастика
      Кратковременные ротации, работа с реальной документацией
      Модерация, рисуночные методики, дискуссия

 

8. В чем заключается роль обратной связи в тренинге?

1) Создание условий для осознания

2) Создание условий для коррекции невербальных компонентов поведения и деятельности

3) при получении обратной связи человек обнаруживает имеющиеся у него дефициты умений и навыков

4) при получении обратной связи человек обнаруживает неадекватность установок и стереотипов

5) все ответы верные

 

 

9. В процедуре дискуссии выделяются следующие шаги:

1) определе­ние целей и темы, сбор точек зрения, мнений, идей всех участ­ников дискуссии

2) упорядочение, обоснование и совместная оценка полученной информации

3) подведение итогов дискуссии, сопоставление ее целей с полученными результатами

4) все ответы верные

10. Для чего необходима ситуативная диагностики в тренинге (ее цель)?

1) Чтобы понять, насколько эффективен тренинг

2) Чтобы понять, как участники относятся к тренеру

3) Чтобы не нанести вреда и принести максимум пользы участникам

4) Для постановки психологического диагноза участникам

5) Все ответы верные

11. Что является наиболее общей характеристикой, отражающей сущ­ность тренерской позиции в системе внутригрупповых отноше­ний?

1) высокий творческий и эмоциональный потенциал ведущего

2) ведущий является безупречным образцом и указывает участникам, как они должны действовать и изменяться

3) отказ ведущего от ак­цента на собственные директивные высказывания и интерпре­тации

4) ведущий стремится приобрести высокий авто­ритет в глазах участников тренинга, чтобы они прислушивались к мнению тренера

5) все ответы верные

 

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Общая характеристика, понятие, задачи, виды и специфические черты психологического тренинга.

2. Общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы.

3. Преимущества групповой формы психологической работы.

4. Соотношение понятий «психотерапия», «психокоррекция», «обучение».

5. Принципы психологического тренинга: принципы соз­дания тренинговой среды, принципы пове­дения участни­ков тренинга, организационные и этические принципы тренинга.

6. Понятие тренинговой группы. Особенности формирования состава группы.

7. Основные этапы тренинга: вступительное слово, этап создания работоспособности, этап ориентации, этап изменений, заключительный этап. Цели, механизмы и средства этапов тренинга.

8. Основные этапы тренинга и фазы развития группы. Групповая динамика.

9. Методические средства психологического тренинга: техники представления информации в тренинге, имитационные техни­ки, техники создания ре­альной среды.

10. Важные аспекты отношений ведущего с группой. Возможности влияния тренера на характер, масштаб и устойчивость происходя­щих в тренинге изменений. Особенности поведения тренера в группе.

11. Мотивирование участников группы и работа с сопротивлением.

12. Ситуативная психодиагностика в тренинге. Основные разделы и принципы диагностики в тренинге.

13. Методические особенности организации обратной связи. Критерии эффективности обратной связи. Технологии объективации поведения участников.

14. Оценка эффективности тренинга. Роль тренера в обеспечении эффективности тренинговых процедур.

15. Уровень профессиональной квалификации тренера.

16. Коммуникативная компетентность ведущего тренинговой группы. Требования к личностным особенностям ведущего. Личностная и этическая зрелость тренера.

17. Тренерский имидж.