Список контрольных вопросов для подготовки Доклада

На эти вопросы Докладчику полезно ответить самому себе при подготовке выступления заблаговременно (хуже, если подобные вопросы возникнут у Слушателей в процессе Доклада).

Естественно, отвечать целесообразно честно…

1. Какова ЦЕЛЬ выступления?

Или: я, автор Доклада, хочу:

· информировать Слушателей о чем-то;

  • объяснить Слушателям что-то;
  • обсудить что-то (проблему, решение, ситуацию и т.п.) со Слушателями;
  • спросить у Слушателей совета;

· пожаловаться Слушателям на что-то (на жизнь, ситуацию в стране и т.п.)

Т.е. ради чего, собственно, затевается выступление?

Если внятного ответа на Вопрос-1 нет, то нужно ли Специалистам такое выступление?

2. Какова Аудитория?

На кого рассчитано выступление:

· на Студентов;

· на Коллег-профессионалов;

· на Конкурентов;

· на присутствующую в аудитории подругу (друзей)?

Как уже было отмечено выше, есть две типовые опасности: рассказывать «азы» коллегам-специалистам или «продавать себя» не присутствующим (!) в аудитории Заказчикам…

3. Каков ОБЪЕКТ выступления?

Т.е. о чем собственно доклад, что является его «ядром»:

· одна модель

· серия моделей

· динамика изменения модели (-ей)

· условия применения моделей

· законченная методика

· типовые ошибки

· прогнозы

· обзор, сравнительный анализ

· постановка проблемы, гипотеза

· иное?

Естественно, качественный Доклад может касаться нескольких пунктов из приведенного списка…

4. Какова АКТУАЛЬНОСТЬ Доклада?

Или: почему сегодня нужно говорить именно об этом?

И почему это должны слушать Специалисты?

5. В чем заключается НОВИЗНА темы?

Или: если заменить многоумные и иноязычные термины в тексте Доклада на обычные слова — не станет ли содержание доклада банальностью?

 

Стоит заметить, что Новизна и Актуальность — разные вещи. Новизна характеризует насколько ново содержание выступления по сравнению с существующими аналогами. Актуальностьнасколько оно сейчас нужно.

Бесспорно, самый выигрышный вариант — и ново, и актуально. Неплохо, если актуально, но не ново. Например, давняя проблема, но так никем и не решенная. Терпимо, если не актуально, но ново — как прогноз, сделанный Д.И. Менделеевым в XIX веке, что в будущем дома будут не только обогревать, но и охлаждать (кондиционеров тогда и вправду не знали).

11 стр., 5160 слов

Составить план а по выбранной теме; составить доклад и выступать ...

... компетентности; · представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи; · публично выступать в соответствии ... работы; · представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи; · быстро адаптироваться в новом ...

Но если и не ново, и не актуально — нужно ли кому-то такое выступление?

6. Разработан ли Автором план (СТРУКТУРА и ЛОГИКА) выступления?

а) Есть ли логичная последовательность авторской мысли? Или же Автор планирует свой Доклад в стиле: «чего-нибудь наболтаю, а раздатка и вопросы Слушателей как-нибудь помогут вытянуть выступление…»?

Первоначально доклад нужно разбить на три части:

1. То, что нужно сказать; обязательные для понятия сути данные.

2. То, что хочется сказать; ваше мнение, интересные факты, отвлеченная информация.

3. То, что можно сказать; информация, относящаяся к вашему докладу, но не влияющая на основную мысль (на ее понимание), заложенную в вашем докладе.

«Краткость — сестра таланта». Поэтому сосредотачивайтесь только на первых двух пунктах, если есть ограничение по времени (а оно на НПК есть).

Лучше опустить что-то, чем пытаться рассказать обо всем, но коротко. Раскрывая суть, раскрывайте ее до конца. В идеале ваш доклад — это первый пункт, немного разбавленный вторым, дабы не быть «пресным» монологом. Ориентируйтесь на качество, а не на количество, ориентируйтесь на эмоции, на впечатление, которое оставит ваш доклад. Поэтому оперируйте только проверенными, подходящими для конкретного доклада, данными. Не стыдитесь закончить ваше выступление раньше отведенного на это времени. Лучше где-то промолчать, чем «сболтнуть» лишнее.

После написания доклада обязательно проверьте его несколько раз (проверять, желательно, не сразу, а через какое-то время):

Цельприсутствует ли, выражена ясно, понятно?

Тоннасколько правильно подобран? Не похоже ли чтение доклада на озвучивание смертного приговора или же, напротив, на лузганье семечек в подъезде?

Порядок повествованиябыть может, вам захочется изменить очередность абзацев и т.п.

В общем, работайте над докладом. Работайте как можно больше, вплоть до самого выступления.

б) Есть ли выводы с четкой фиксацией главного и нового? Как они подводят итог выступлению?

Раздаточные материалы

— Нужны ли они вообще, и если да, то что в них будет содержаться?

— Отражают ли они логику выступления?

— Иллюстрируют ли сложные места доклада?

Важно: раздаточные материалы не должны полностью дублировать текст доклада. Слушатель должен иметь возможность записывать: примеры, дополнения, подробности, свои мысли…

Одна из целей любого выступления перед Специалистами — чтобы что-то из сказанного осталось в голове Слушателей. А для этого необходимо задействовать как можно больше видов памяти. Гигантской практикой образования доказано: материал усваивается лучше, если зрительная и слуховая память подкрепляются моторной. Т.е. надо дать возможность Слушателям записывать, а не только пассивно впитывать материал.

Другой отрицательный момент раздаточных материалов, точно повторяющих рассказ докладчика, отлично сформулировал М.М. Жванецкий. Отвечая на вопрос, как он относится к тому, что во времена «магнитофонной революции» его выступления многократно переписывались и расходились в записях, он сказал: «Куда ни приедешь, везде все знают… Популярность растет, а успех падает». Или иначе: если на руках Слушателей есть полный письменный текст, зачем им нужен докладчик?

2 стр., 907 слов

Доклад — Психология формирования двигательных навыков

... его исполнения. Это обстоятельство должно быть использовано для подготовки учеников к публичным выступлениям. Правила выработки навыка К. Прайор: повышать требования небольшими градациями, чтобы ученик мог ...

Оформление доски

Продуманы ли четкие и понятные записи на доске? Отразят ли они ход доклада? Будут ли видны? Не закроет ли Автор их собой, пока будет писать? Не убрать ли часть второстепенных иллюстраций в раздаточный материал?

К слову сказать, часто красивые слайды не столько иллюстрируют материал, сколько прикрывают бедность содержания…

Корректные ссылки

Уже много веков в научной среде считается хорошим тоном указание ссылок на первоисточники, а не утаивание их.

Что останется у Слушателей

· Раздаточный материал: какой и сколько?

· Собственные записи: какие и сколько? И что сделано Автором по ходу доклада для того, чтобы записи Слушателей не искажали авторский смысл?

· В головах Слушателей: какие понятия, модели, свойства и условия применения я передам Слушателям?

Резюме

Кратко перечислим те ключевые моменты, на которые Докладчику нужно обратить внимание при подготовке своего выступления:

· какова цель Доклада?

· какова аудитория?

· каково содержание Доклада? Оно актуальное? Оно новое?

· как форма подачи материала соответствует цели, аудитории, содержанию?

· что должно остаться на руках и в головах Слушателей после Доклада?

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Классическое чтение доклада состоит из пяти пунктов (выступление на конференции — не тот случай, чтобы менять традиции): ◘ вступление, ◘ основная часть, ◘ выводы, ◘ обсуждение с аудиторией, ◘ заключение.

1. Вступление.

Представьтесь, расскажите, вкратце, о чем ваш доклад, попытайтесь заинтересовать слушателей (та самая выгода, о которой говорилось в предыдущем разделе).

Вступление предполагает

Ø показ актуальности темы и ее важности для слушающих;

Ø показ одного-двух примеров из жизни по теме выступления, которые свидетельствуют о наличии проблемы, требующей анализа;

Ø ссылки на какие-либо официальные источники, требующие разъяснения.

2. Основная часть.

Общая характеристика объекта:

Ø определение понятия и его основных признаков (свойств, черт, функций или структурных компонентов);

Ø краткая история объекта и перспектив его развития;

Подробный анализ и оценка объекта:

Ø структурный анализ объекта;

Ø функциональный анализ;

Ø анализ и оценка каждого компонента или функции объекта с точки зрения интересов слушателей.

3. Выводы. Обобщайте все ранее сказанное, добавляя свои комментарии (не звучавшие в докладе).

4. Обсуждение с залом. Старайтесь отвечать на вопросы ярко, коротко и энергично. Сами вопросы повторяйте в микрофон, так как слышны они бывают не всем.

  1. Заключение. Заканчивать доклад желательно оптимистичными бодрыми словами, которые оставят у слушателей положительные эмоции. Не забудьте поблагодарить всех тех, кто помогал вам в процессе работы над докладом.

Задача докладчика на научной конференции — доказать, обосновать.

7 стр., 3110 слов

Стрессы доклад

Сегодня мало кто может похвастать устойчивостью психики, отсутствием отрицательных эмоций и стабильным самообладанием. Потеря душевного равновесия, чувство тревоги, тоски, неудовлетворенность собой и своей жизнью, снижение работоспособности хорошо известно многим. Стрессовые ситуации ведут к развитию психозов и неврозов. Распространенная в начале прошлого века фраза «все болезни от нервов» ...

В устном докладе содержание работы необходимо излагать по возможности короткими, четкими фразами. Мысли должны быть ясно выраженными, без усложнения излишними эпитетами, придаточными предложениями и деепричастными оборотами. Не считайте, что Вас слушают сплошь одни корифеи.

При изложении доклада не «по бумажке» необходимо логично, четко, не спеша излагать содержание, стараясь акцентировать внимание слушателей на наиболее важном и интересном. Если Вы чувствуете неуверенность или обнаруживаете недостаток времени для устного изложения, лучше все-таки доклад читать «по бумажке».

Не превышайте установленного для доклада отрезка времени. Заранее проведите хронометраж своего выступления и, при нехватке времени (его всегда не хватает) — отсеките все второстепенное. Хронометраж выступления удобно делать по магнитофонной записи. Дефекты собственного выступления особенно заметны, когда Вы слышите его «со стороны». Желание дать максимум информации в ограниченное время приводит к спешке; выступление оказывается смазанным, недоходчивым, аудитория его плохо воспринимает, и в результате — теряет интерес и к Вам, и к Вашей работе.

Не затягивайте вступительную часть доклада, быстрее переходите к сути работы (берите «быка за рога»).

Выводы должны быть краткими и четкими.

Заранее зная, что Вы не успеете членораздельно описать все свои достижения, спровоцируйте аудиторию на вопросы. Для этого скажите мимоходом, что такие-то и такие-то «принципиально важные детали» Вы вынуждены опустить из-за нехватки времени. Аудитория «заглотнет наживку», Вы получите дополнительное время, а в возникшей после этого дискуссии сможете узнать много интересного, увидеть свою работу с новых, неожиданных для Вас, точек зрения.

Каждая минута устного выступления (как и время личного профессионального общения) ценится очень высоко.

Чем короче выступление, тем большего времени для подготовки оно требует. Помните, что Ваш доклад будет оцениваться не по количеству произнесенных слов. Всегда строго соблюдайте регламент. Ничто так не раздражает, как докладчик, не соблюдающий регламент. Как бы ни был интересен Ваш доклад, ни следующий докладчик, ни аудитория, ни председательствующий не согласятся, чтобы Вы превысили отведенное Вам время. Захват чужого времени считается каннибализмом.

Вопросы, как правило, задают после выступления.

Иллюстрации к докладу (слайды) во время выступления служат Вашим путеводителем.

Ø Они должны быть яркими, лаконичными и легко воспринимаемыми, количество надписей на них — минимальным.

Ø Не стремитесь поместить на экране как можно больше буквенной и цифровой информации.

Ø Оставьте только самое необходимое.

Ø Не пишите длинных подрисуночных подписей и определений, пользуйтесь общеизвестными сокращениями.

21 стр., 10211 слов

Доклад-психология жертвы

... в руки», «короткий меч в руках храбреца становится длинным» и др. Из истории известны люди, для которых не было слова «невозможно» ... Бухаресте на конференции психиатров Бенджамин Мендельсон сделал доклад на тему: «Новые перспективы биопсихологии и социологии: виктимология». В ... своем докладе он впервые конкретизировал рамки новой области научных ...

Ø Помните, что картинка показывается на экране короткое время и восприятие помещенной на ней информации должно быть быстрым.

Ø Демонстрируйте на картинках только самое существенное, не распыляйте внимание аудитории.

Ø Каждая иллюстрация должна преследовать свою цель.

Ø Текст и графики должны подкреплять друг друга.

Ø В выступлении Вы можете использовать большее число иллюстраций, чем помещено в письменном докладе.

В дополнение к основным картинкам рекомендуется сделать следующие текстовые:

a. Названия образовательного учреждения, отделения; название доклада; перечень авторов и научных руководителей.

b. Названия основных разделов (план) доклада.

c. Заключение (Выводы) по докладу.

Это поможет Вам сэкономить время представления доклада и сконцентрировать внимание аудитории на главном, основном.

Очень важна самооценка полученных результатов. Нет ничего дороже сделанного собственными руками. И если увлеченный молодой исследователь преувеличивает значение своей работы — это не грех, и Научный Руководитель вряд ли станет гасить огонь Вашего энтузиазма.

Выступление должно завершаться выводами: «следовательно…», «таким образом…». В конце выступления не забудьте поблагодарить своего Научного Руководителя и всех, кто помогал Вам в работе.

Заключительная фраза выступления стандартна: «Я закончил, благодарю за внимание».

Во время выступления будьте сдержаны — не кричите в микрофон (а при отсутствии микрофона — не стесняйтесь говорить громко и весело), не размахивайте руками, не прыгайте и не танцуйте, не ложитесь на кафедру, не утирайте пот мятым носовым платком, не рыдайте, не отворачивайтесь от аудитории, обращаясь к потолку или окнам. Смотрите в глаза слушателям, циклически сканируя своим орлиным гипнотизирующим взглядом ряд за рядом. Каждый будет думать, что Вы обращаетесь именно к нему, и будет очень польщен Вашим вниманием.

 

Похвалу в свой адрес принимайте с подобающей скромностью.

Напутствие

Пусть каждый выбирает свой стиль повествования, главное, чтобы этот стиль был выбран, и оратор четко ему следовал, в противном случае вся серьезность слов не будет восприниматься слушателями как полезная информация. Будьте естественны, так как неестественность заметна всегда, что, естественно, не прибавит веса вашим словам. Выражайтесь ясно, не оставляйте недомолвок, нераскрытых моментов, необоснованных умозаключений. Доклад не подразумевает напыщенности и пафоса, красивых, но непонятных словооборотов, старайтесь говорить только по делу, ну а капля юмора и сарказма в вашем выступлении только придаст ему яркости. Выражайтесь просто, ибо «умные» слова никогда не сделают сам доклад «умным». Откажитесь от словарных нагромождений; если что-то можно подать более «простым» языком — старайтесь излагать свои мысли именно им. Если без узкоспециализированных слов в вашем докладе не обойтись, дайте этим словам краткую расшифровку.

Напоследок несколько общих рекомендаций по выступлению:

1. Дышите глубоко и размеренно (способствует активности мозга и успокаиванию нервов),

2. Смотрите только на публику, старайтесь охватить взглядом в зале всех и каждого (помогает установить эмоциональную связь с аудиторией),

19 стр., 9410 слов

Доклад — Основные формы и методы работы психологов, социальных ...

Поэтому есть все основания говорить не просто о действиях практических психологов и социальных работников в экстремальных ситуациях, а о необходимости создания экстремальной  психологии как самостоятельной отрасли. Дело в том, что экстремальные ситуации требуют спецификации:  *социально-психологической диагностики, *психотехники воздействия *и проведения консультирования, т.е. ...

3. Двигайтесь неторопливо и рассчитано (это увеличит «глубину» ваших слов перед залом),

4. Говорите медленно и внятно (таким образом, вы не сможете потерять нить повествования, исключите непонимание некоторых слушателей, которые «не успевают» за вами, да и вероятность «запнуться» куда меньше),

5. Следите за своими руками; человек, который при диалоге, старается всячески «помочь» себе руками, выглядит со стороны довольно глупо (во время выступления в зале, активная жестикуляция помочь не сможет, а помешать — вполне, ибо внимание слушателей будет направлено только на ваши руки).

Расслабьтесь, и слушатели последуют вашему примеру.

Уважайте себя, собеседников, ораторов.