16.2 Характеристика этапов публичного выступления

Подготовка — (если она возможна), наиболее ответственный этап. Общение нужно планировать, правильно выбирать его место и время, заранее определять для себя установки на результат общения.

Вхождение в контакт — важно почувствовать состояние, настроение аудитории, освоиться самому и дать возможность сориентироваться слушателям. На этом этапе важно расположить слушателей к себе и обеспечить ровное начало. Этот период завершается установлением психологического контакта.

Концентрация внимания на какой-либо проблеме, задаче, являющейся предметом контакта.

Поддержание внимания — к приемам поддержания внимания во время общения нужно обращаться неоднократно, чтобы не пропустить важнее моменты общения вербального и невербального характера.

Аргументация и убеждение в том случае, если имеются расхождения во мнениях.

Завершение выступления — это критический момент в выступлении и нужно сделать так, чтобы на нем был отпечаток перспективы продолжения контактов. Очень важным при этом является самый последний момент, последние слова. Иногда именно они могут сыграть решающую роль в позитивности выступления.

Первые два этапа входят в докоммуникативную фазу, т. е. в фазу подготовки к самому выступлению, которая является не менее ответственным, чем последующие. А все остальные — коммуникативная фаза, иными словами, непосредственное взаимодействие выступающего с аудиторией

16.3 Подготовка к публичному выступлению

Существует четыре способа подготовки к публичному выступлению:

1) экспромт — выступление без подготовки;

2) опора на план-конспект — заранее подготовленный подробный план выступления, где каждый пункт сопровождается перечнем основных идей, которые должны быть изложены;

3) опора на текст — дословное воспроизведение (прочитывание) написанного текста;

4) воспроизведение наизусть — заучивание и воспроизведение без опоры на записи.

Какой из этих способов самый лучший? Это зависит, прежде всего, от подготовленности лектора и степени ответственности выступления. Опытные ораторы (например, преподаватели, много лет читающие лекции в вузах,) пользуются различными видами планов-конспектов. План-конспект — это тот идеал, к которому надо стремиться. Однако, если вы боитесь публики, текст лучше заучить наизусть. При себе можно и нужно иметь записи, но пользоваться ими по возможности реже.

2 стр., 862 слов

Тема 5 Выступление в деловом общении

... привести имеющиеся сведения о видах и структуре выступления в деловом общении и приемах психологического влияния, адекватных для ... то, что вызывает ее непосредственный интерес; необходимость многократного воспроизведения, превращающего идею-понятие в идею-действие, когда ... публичного выступления в рамках деловой коммуникации. Итак, публичная речь требует в своем произнесении и подготовке соблюдения ...

Подбор литературы — это важный навык для любого оратора. Психологи рекомендуют для формирования этого навыка чаще работать с библиотечными каталогами, просматривать перечень статей, который обычно даётся в последнем номере журнала, изучать библиографические издания и справочники. Это позволяет ускорить процесс подготовки к выступлению.

Работая с книгами, обращайте внимание на аннотацию, которая обычно напечатана рядом с выходными данными книги в самом начале или в конце её. В аннотации отражено основное содержание книги, эта информация поможет вам быстро определить, какие из отобранных книг подходят для работы над выступлением больше всего.

Собирая материал, не отбрасывайте то, что сейчас кажется вам лишним. Всегда лучше иметь так называемые резервные знания по теме, они придают выступающему особую уверенность.

Когда материал собран, необходимо структурировать его. Возможно, тема выступления была дана вам заранее. В таком случае надо, как говорят в логике, разделить объём понятия, то есть выделить его составляющие. Они станут пунктами плана выступления, его каркасом. Например, в теме «Проблемы современного студенчества» могут быть выделены такие вопросы: проблема платного / бесплатного образования, качество учёбы, возможность совмещения учёбы и работы, профессиональная реализация после окончания вуза и др. Эти проблемы станут основой выступления.

Если же вам предстоит самостоятельно сформулировать тему, необходимо делать это таким образом, чтобы тема не была слишком общей (например, неудачны темы «Забота о здоровье» или «Российское собаководство»).

Тема должна содержать в себе скрытый вопрос, на который даётся ответ в ходе выступления. Например, уже упомянутая тема «Проблемы современного студенчества» даёт ответ на вопрос, какие проблемы существуют у студентов в наше время. Тема научного доклада должна указывать на раскрываемые в данном докладе научные понятия или на взаимосвязи тех или иных явлений (например: «Влияние фторсодержащих продуктов на зубную эмаль»).

8 стр., 3885 слов

Петров В.Н. Этнические мигранты и полиэтническая принимающая среда проблемы толерантных отношений

... ПЕТРОВ ЭТНИЧЕСКИЕ МИГРАНТЫ И ПОЛИЭТНИЧНАЯ ПРИНИМАЮЩАЯ СРЕДА: ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПЕТРОВ Владимир Николаевич – кандидат философских наук, доцент ... для представителей народов Северного Кавказа и Средней Азии, например, характерен высокий интерес к контактам и удовольствие от ... представляют данные об интегрирующем значении и других факторов. Например, на роль территории указали 49,2% местных ...

Сформулированная тема не должна быть громоздкой. Если в ней десять и более слов, она уже с трудом воспринимается. Длинные формулировки, особенно включающие в себя иноязычную терминологию, отталкивают слушателей, порой даже программируют отрицательное отношение к выступлению в целом.

Структурируя собранный материал, ведите записи. Д. И. Менделеев считал, что «найденная, но не записанная мысль — это найденный и потерянный клад». Наиболее простой вид записи — это выписки. С этим видом работы многие знакомы, но не все делают выписки правильно. Д. Карнеги предлагал: «Записывайте чужие, а особенно свои мысли на клочках бумаги — так будет легче их собрать и классифицировать». Не стоит писать в тетрадях и блокнотах, поскольку там трудно будет быстро найти то, что нужно. Лучше использовать карточки — возможно, цветные. В верхней части напишите, к какой теме относится данная запись, и потом вы легко соберёте вместе все записи на одну тему. Если карточки будут разного формата и размера, их тоже будет проще сортировать. Кроме того, это способствует запоминанию информации. Конечно, не стоит писать на каточке с двух сторон. Эта формальная экономия приведёт к тому, что многое придется переписывать — ведь для дополнительных заметок уже не будет места. Кроме того, может оказаться, что записанное на одной стороне будет использовано в начале доклада, а то, что записано на другой, — в середине.

В результате чтения и выписывания информации вы должны сформулировать собственное отношение к предмету речи, это даст вам возможность в дальнейшем правильно отсортировать информацию.

7 стр., 3073 слов

Методика устных выступлений

... результата при публичном выступлении с научным текстом. ) В устном научном докладе содержание вопроса необходимо излагать по возможности ... отвечать своему назначению; 2) быть разнообразными; 3) жестикуляция не должна быть непрерывной. Сдержанность, уместность и осмысленность ... и деепричастными оборотами. Все это затрудняет восприятие информации слушателями, снижает их внимание. Следует запомнить, ...

Чтобы отобрать из всего собранного материала то, что пригодится для конкретного выступления, можно поступить следующим образом:

— записать перечень собранных фактов на листе бумаги (это должен быть просто перечень, без системы, но в него необходимо включать все, что вы знаете или смогли найти по данной теме, даже то, что имеет к теме косвенное отношение);

— отобрать главное, записать главные положения на листе, оставляя между ними пространство (сюда вы будете записывать второстепенные факты, подтверждающие основные моменты выступления);

— выстроить главные факты в логической последовательности, отмечая их цифрами.

У вас получился подробный план, который необходимо разделить на вступление, основную часть и заключение. Вы сразу увидите, чего вам не хватает, над чем нужно поработать. Если нет необходимости составлять полный текст выступления, то этот план можно считать конспектом, на который можно опираться в процессе произнесения речи. Проработав собранную информацию таким способом, вы уже достаточно хорошо запомните её, чтобы свободно воспроизвести. Останется записать только вступительную и заключительную части.

Однако довольно часто приходится строить выступление по уже написанному тексту. Это бывает, например, при защите курсовых, дипломных работ, диссертаций. В такой ситуации хорошо написанный текст ещё не является гарантом хорошего выступления. Текст должен быть удобен для устного воспроизведения и для восприятия на слух. Последнее особенно важно, потому что иначе самая интересная и убедительная информация не будет оценена аудиторией по достоинству.

Существует ряд приёмов превращения письменного текста в устный.

Во-первых, все малоупотребительные книжные слова и выражения должны быть заменены нейтральными. Исключение составляют научные понятия, на которых базируется исследование. Если эти понятия известны не всем слушающим, необходимо дать им простые, доступные определения. Можно дать синонимы слова, привести примеры его употребления, объяснить происхождение. Объяснение сложных слов и понятий через простые называется популяризацией. Владение этим приёмом является важнейшим условием создания эффективного устного текста.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... современным взглядам, ВТП (внетелесное переживание) представляет собой такое состояние сознания, когда человек явственно ощущает себя отделенным от физического тела. При ... крохотная женщина, скрючившаяся в позе новорожденного. У нее были седые взъерошенные волосы и морщинистое лицо. Женщина была очень ... определенной и знакомой нам местности, или пронесется видение лиц, или места, и мы будем знать, что ...

Иноязычные слова следует по возможности заменять русскими эквивалентами. Так, вместо прессинглучше сказатьсильное давление, а вместоконфронтация — противостояние.

Во-вторых, необходимо использовать более простые синтаксические конструкции. Целесообразно избегать многословия, длинных сложноподчинённых предложений, причастных оборотов — все эти построения плохо воспринимаются на слух. Текст лучше строить с применением простых, коротких предложений. Можно использовать вопросно-ответную форму, которая является наиболее простой для аудиального восприятия. Если в вашем тексте есть обширные цитаты, лучше заменить их пересказом.

В-третьих, важно обратить внимание на приводимые в тексте цифры. Использование цифровых данных значительно повышает убедительность выступления, однако необходимо соблюдать ряд правил, которые помогают сделать цифровую информацию более доступной. Цифр должно быть немного; по возможности их стоит заменять сравнением. Например, вместо точного указания количества произведённого товара можно сказать: в 2006 году было выпущено более 100 тысяч штук, а в 2008 году — в полтора раза больше. Используемые в выступлении цифры лучше округлять.

В-четвёртых, лексика в выступлении должна быть по возможности конкретна. Вместо того, чтобы сказать: «Наше исследование будет интересно владельцам собак всех пород», — лучше конкретизировать: «Наше исследование заинтересует владельцев и сторожевых овчарок, и бойцовых питбультерьеров, и карликовых пуделей». Д. Карнеги учил своих слушателей: «Не говори: Лютер был упрям. Говори:его пороли розгами по 15 раз в день». Использование конкретной лексики приближает выступление к слушателям. Это же относится употреблению глаголов вместо глагольно-именных сочетаний:помочь— вместооказать помощь,улучшить— вместодостичь улучшения.

10 стр., 4883 слов

Деловое общение: беседы, публичные речи

... форм делового взаимодействия и искусства речи. Задание 4. Какова роль языка жестов (кинетического языка) в деловом общении Люди могут обмениваться разными типами информации ... благоприятное впечатление на слушателей, необходимо знать и соблюдать несколько правил: - поза при выступлении должна быть спокойная, а жесты свободные и упругие ...

Кроме того, в устном выступлении вполне уместно прибегать к выразительным языковым средствам и фигурам речи.

17.1 Невербальные средства общения

К основным невербальным средствам общения относятся: Кинестика — рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся: — жестика; - мимика; - пантомимика.

Жестика. Жесты — это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов — самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы — 20, итальянцы — 80, мексиканцы — 180.

Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Мимика. Мимика — это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10−15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего — означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Отчасти долгота взгляда человека зависит от того, к какой нации он принадлежит. Жители южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо.

12 стр., 5838 слов

Психологические проявления лжи в общение людей

... «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» Реферат Психологические проявления лжи в общение людей Выполнила: ученица 9 класса «Б» Меркулова Анастасия Научный руководитель: Савина ... поведения у учащихся шестых классов. Предмет исследования: Признаки лжи в общении людей. Объект исследования: Вербальное и невербальное поведение подростка. Гипотеза исследования: Младшие ...

По своей специфике взгляд может быть: — Деловой — когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства — Социальный — взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения. — Интимный — взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица — до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении. — Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Пантомимика — это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка — это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» — для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать. Те, кто всегда держит руки в карманах — скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей. Человек, держащий руки на бедрах, стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время.

Поза — это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Одним из первых на роль позы человека как средстве в невербальном общении указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это — поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником — это скопировать его позу и жесты.

Такесика — роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т. п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.

Обмен рукопожатием — многоговорящий жест, известный с древних времен. Первобытные люди при встрече протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, чтобы показать свою без-оружность. Этот жест со временем претерпел изменения, и появились его варианты, такие как помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и многие другие, в том числе и рукопожатие. Часто рукопожатие может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность.

Проксемика — определяет зоны наиболее эффективного общения. Э. Холл выделяет четыре основные зоны общения: — Интимная зона (15−45 см) — в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза. — Личная (персональная) зона (45 — 120 см) — зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный — зрительный контакт. — Социальная зона (120 — 400 см) — зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед. — Публичная зона (более 400 см) — зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т. д.

В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных Горой речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Экстралингвистика — это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д.

Просодическими и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.

Голос содержит в себе очень много информации о хозяине. Опытный специалист по голосу сможет определить возраст, место проживания, состояние здоровья, характер и темперамент его обладателя.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Чувства, испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.

Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом, гнев и страх — тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается нас удивить. Обычно речевые недостатки более выражены при волнении или когда человек пытается обмануть своего собеседника.

Поскольку характеристика голоса зависит от работы различных органов тела, то в нем отражается и их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх, например, парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос «садится». При хорошем расположении духа голос становится глубже и богаче оттенками. Он действует на других успокаивающе и внушает больше доверия.

Существует и обратная связь: с помощью дыхания можно воздействовать на эмоции. Для этого рекомендуется шумно вздохнуть, широко открыв рот. Коли дышать полной грудью и вдыхать большое количество воздуха, настроение улучшается, а голос непроизвольно снижается.

Важно, что в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальному. По оценке специалистов мимические выражения несут в себе до 70% информации. При проявлении своих эмоциональных реакций мы, как правило, более правдивы, чем в процессе вербального общения.

17.2 Национальная специфика невербального общения

Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны — они хмурятся, когда сердятся — у них сердитый взгляд. Кивание и покачивание головой также используются во всем мире. Следует отметить, что это скорее врожденный жест, так как он используется глухими и слепыми людьми, помимо этого, эти жесты человек осваивает еще в младенчестве. Все это можно в какой-то мере назвать интернациональными невербальными средствами.

Но помимо интернациональных средств, характерных для большинства культур и наций, существуют также характерные, национально-специфические невербальные средства. Такие средства важно учитывать при любых типах общения с представителями разных культур, начиная с межличностного и заканчивая деловым. Так, если в Голландии повернуть указательным пальцем у виска, подразумевая какую-то глупость, можно самому попасть в неловкое положение, потому что в Голландии этот жест означает, что кто-то сказал что-то остроумное. Говоря о себе, европеец указывает рукой на грудь, а японец — на нос.

Таких примеров можно привести огромное множество.

Рассмотрим некоторые особенности поведения англичан и русских. Отличия у двух этих культур можно найти как в проксемном, кинесическом, тактильном поведении так и в паравербальных характеристиках.

Говоря о проксемном поведении, в глаза бросаются различия в использовании пространства. Независимо от того кто с кем говорит и независимо от дистанции, расстояние между английскими коммуникантами всегда больше. (Например, интимная дистанция у русских — 10−18 см, а у англичан — 10−45 см, разница же в публичной дистанции составляет 1 метр).

Личное пространство у англичан играет большую роль, чем у русских. В английской культуре существует даже специальное слово (privacy) для обозначения такой важной культурной ценности как личное пространство.

Дистанция общения оказывает роль и на использование знаков тактильной коммуникации. Англичане, в отличие от русских избегают физических контактов. Англичане редко обнимают друг друга, жмут руки, подбадривают похлопываниями по плечу. У англичан не принято смотреть в глаза, они предпочитают кивки.

Русские же используют жесты гораздо чаще: они кивают головой в знак согласия, качают головой, когда отвечают «не знаю», пожимают плечами или разводят руки, когда в чем-то не уверены и т. д.

Различия также заметны и в паравербальной сфере: в отличие от русских, англичане предпочитают говорить более тихим голосом, в среднем темпе, не перебивая друг друга. Они не допускают долгих пауз, нетерпимы к молчанию.

Исходя из отмеченного, можно выделить следующие черты, характерные для английской невербальной коммуникации:

— сдержанность в проявлении эмоций;

— значительная пространственная дистанция;

— практически полное отсутствие тактильной коммуникации;

— ограниченное и сдержанное использование мимики и жестов

— бережное отношение к незыблемости личного пространства

Для русской невербальной коммуникации в свою очередь характерны:

— достаточно близкая дистанция;

— более активная жестикуляция

— использование тактильной коммуникации;

— более интенсивная и выразительная мимика;

— незначительная личная дистанция и возможность ее нарушения.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector