КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Общая психология»
на тему: «Принципы организации восприятия согласно гештальт-психологии»
Выполнил:
…….
Проверил:
……..
Ижевск, 2012
Содержание
1. Введение. стр. 3
2. Понятие «восприятие». Природа восприятия. Свойства восприятия. Виды восприятия. Теоретические подходы к объяснению механизмов восприятия. стр. 5
3. Понятие гештальт-психологии. История возникновения гештальт-психологии. Основоположники гештальт-психологии. Экспериментальные исследования восприятия движения. Вклад гештальт-подхода в развитие психологии. стр. 11
4. Принципы организации восприятия согласно гештальт-психологии. Принцип прегнантности. Принцип фигуры и фона. стр. 24
5. Заключение. стр.32
6. Список использованной литературы. стр.36
Введение.
Данная работа посвящена обзору принципов восприятия в гештальт-психологии.
Гештальт-психология (от нем. Gestalt — образ, структура), одно из направлений психологии, возникшее как «реакция против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии».[4]
Гештальт-психология возникла из исследований восприятия и изначально была экспериментальной наукой об изучении восприятия, отличной от господствующей тогда теории ассоцианизма, которая рассматривала психику в целом и восприятие частности понимались как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве коих рассматривались ощущения и представления
Макс Вертгеймер, один из основателей гештальт-психологии описал принципы восприятия движения в своей работе «Экспериментальные исследования восприятия движения», опубликованной в 1912 году.
Свои исследования он начал в 1910 году, когда во время отпуска ему пришла идея провести эксперимент по исследованию иллюзии существования движения, в то время когда объективно движения нет.
В эксперименте ему ассистировали К. Коффка и В. Келлер. Вертгеймер был убежден, что это явление, получившее экспериментальное подтверждение в его лаборатории, по-своему так же является элементарным, как и обычное ощущение, но в то же время, представляет собой нечто отличное от одного или даже нескольких простых ощущений.
Тема: .Гештальт психология
... ощущений» оказала непосредственное влияние на возникновение гештальт – психологии. В этой работе рассматриваются проблемы восприятия пространственных объектов и временных процессов. Кристиан ... Вертгеймером в 1910 году и описан в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» 1912 года. Вместе с ассистентами Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой он обнаружил, ...
Вертгеймер исходил из того, что человек воспринимает предметы так же цельно, как воспринимает кажущееся движение состоящее из отдельных сигналов но воспринимающееся – как единое целое, а не как наборы отдельных ощущений.
Если ощущение дает человеку понятие об отдельных свойствах, качествах предметов (горячо, холодно, сладко, громко и т.п.) то восприятие дает понятие о целостном образе предмета или явления. В то же время восприятие это не простая математическая сумма ощущений, это взаимосвязь комплекса ощущений во всем многообразии их качеств, свойств, силы ощущений и составляющие таким образом целостный образ предмета или явления. При этом мозг человека может воспринимать различные образы, дополняя, объединяя, и структурируя их, исходя из определенных принципов и законов. Восприятие имеет тенденцию к организации опыта в доступное пониманию целое.
Иллюстрация целостности восприятия разрозненных частей: например во время демонстрации рисунка буквы с «дефектом», «дырой», сознание человека стремится заполнить пробел, дополнить недостающие части, и мы узнаем целую букву.
Основную проблему гештальт-психологии Вертгеймер формулировал следующим образом: «…существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого. Гештальт-теория есть это, не больше и не меньше».[6]
На основе опыта исследований восприятия и были выведены следующие принципы. Гештальт-психология описывает целостность и упорядоченность восприятия человека исходя из нескольких принципов, таких как близость, простота, непрерывность, схожесть, целостность, замкнутость, смежность, общая зона.
Понятие «восприятие». Природа восприятия.
Восприятие (перцепция, от лат. рerceptio) – психический процесс формирования целостных образов объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств через синтез отдельных ощущений, инициируемых этим объектом.
Восприятие является чувственным этапом познания, оно неразрывно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Восприятию свойственна объективация, вынесение образа вовне. Воспринимая какой-нибудь предмет (дерево, книгу и т.д.), мы осознаем его не как наше субъективное психическое переживание, а как объективный, вне нас существующий предмет
Восприятие представляет собой отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В процессах восприятия формируется целостный образ: образ предмета, образ ситуации, образ другого человека и др. Образ восприятия нередко обозначают как перцептивный образ.
Составной частью процесса восприятия является ощущение как отражение отдельных сторон предметов и явлений. Ощущение выполняет функцию ориентации субъекта в самых элементарных, непосредственных свойствах объективного мира. Если восприятие отражает целостные предметы и ситуации, то ощущение доставляет сведения об отдельных элементах предметов или ситуаций. Глядя на стол, мы воспринимаем его как целостную конструкцию, целостный предмет; в то же время органы чувств информируют нас об отдельных свойствах стола (например, его окраске).
«Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации»
... Вопрос по лабораторной работе №10 «Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации» Вопрос №3: Какие способы кодирования ... буквы лучше использовать для передачи информации о назначении объекта, цифры – для информации о его количественных характеристиках, ... оптимальных условий отображения - необходимым. Таким образом, проблема оптимизации условий предъявления информации на ...
Прикасаясь ладонью к столу, мы ощущаем тепло или холод, гладкость или шероховатость поверхности и т.п.
Восприятие человека это результат длительного филогенетического (исторического) и онтогенетического (индивидуального) развития. Оно формируется в процессе жизнедеятельности человека, его активных взаимоотношений с предметами и явлениями окружающей действительности.
Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия воспроизводилось в опытах с «искажающими очками»: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т.е. пламя было направлено вверх.
С возрастом и накоплением опыта восприятие человека обогащается и модифицируется, образы наполняются большим смыслом, таким образом можно сказать что восприятие это постоянно изменяющийся процесс, различный у двух отдельных индивидуумов.
Существуют четыре уровня восприятия:
· сенсорный – чувственный охват объекта, попадание его в поле зрения;
· перцептивный – осмысление объекта, отнесение его к определенной категории, классу объектов;
· оперативный – охват какой-либо функции, стороны объекта;
· деятельностный – взаимодействие с объектом как целью деятельности.
Виды восприятия:
По типу анализатора:
· Выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа: зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное.
В зависимости от объекта восприятия:
· Восприятие пространства: формы, величины, глубины, удаленности, положения в пространстве; движения; времени; восприятие человека человеком.
Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность
Говоря о свойствах восприятия, необходимо выделить среди них две группы: свойства, характеризующие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса, и свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия.
К первой группе относятся показатели производительности, качества и надежности перцептивной системы:
1. Объем восприятия – количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации.
Образ вожатого
... на себя под таким углом зрения. Или вам еще не приходилось быть объектом пристального внимания и изучения. Теперь вам предстоит таким стать. Хотите вы того ...
2. Точность восприятия – соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.
3. Полнота восприятия – степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.
4. Быстрота восприятия – время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.
Среди основных “сущностных” свойств восприятия выделяются:
1. Константность восприятия (от лат. (сonstans) – постоянный) – свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта.
2. Осмысленность восприятия – свойство приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом. Наиболее простая форма осмысливания предметов и явлений – узнавание. Швейцарским психологом Роршахом было установлено что даже бессмысленные чернильные пятна воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро) и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна просто как абстрактные пятна. Таким образом, восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?»
3. Структурность восприятия – свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. Внешне различные, но по существу однотипные объекты опознаются как таковые благодаря отражению их структурной организации (рис. 1)
Рисунок 1. Внешне различные варианты буквы А.
4. Целостность восприятия – сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа. Отельные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование. Тенденция сознания к целостности объекта, изображенного на рис. 2, настолько велика, что мы даже видим стороны прямоугольника.
Рисунок 2. Иллюстрация целостности восприятия.
5. Предметность восприятия — отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам.
6. Обобщенность восприятия — отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным объектом по какому-либо признаку.
7. Избирательность восприятия – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т.д. Из бесчисленного количества окружающих нас предметов и явлений мы выделяем в данный момент лишь некоторые из них. Остальные предметы и явления остаются фоном. При этом фон играет роль системы отсчета, относительно которой оцениваются пространственные и цветовые качества фигуры. Объект выделяется из фона по его контуру. Чем резче, контрастнее, контуры предмета, тем легче его выделение. Избирательность восприятия сопровождается концентрацией восприятия – субъективным расширением зоны фокуса внимания и сжатием периферийной зоны. При равнозначности объектов преимущественно выделяются центральный и больший объекты (рис. 3)
Основные положения гештальт-психологии
... на исследование целостной структуры (гештальта) воспринимаемого образа и составила основной принцип гештальт-психологии[5] . Вертгеймер распространил принципы гештальт-психологии из области восприятия на ... начало гештальтпсихологии положено М.Вертхеймером. Первые экспериментальные исследования гештальт-психологии посвящены анализу восприятия и позволили выделить ряд новых феноменов в ...
Как видно из рисунка выделяется фигура в центре, а не четыре сегмента по краям.
Рисунок 3. Иллюстрация избирательности восприятия
Процесс восприятия состоит из четырех операций, или четырех уровней, перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям.
В зависимости от того, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).[4]
Теоретические подходы к объяснению механизмов восприятия:
А. Объектно-ориентированный подход.
1. Структуралистская теория восприятия. Э. Титченер, В.Вундт.
2. Гештальт-теория восприятия.
3. Экологическая теория восприятия Дж. Гибсона.
Б. Субьектно-ориентированный подход.
1. Теория восприятия как процесса бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца.
2. Восприятие как процесс категоризации Дж. Брунер.
3. Теория восприятия как циклического процесса У. Найсер.
Понятие гештальт-психологии
История возникновения гештальт-психологии.
Гештальт-психология.
Гештальт-психология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания – характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Гештальт-психология выступила против ассоциативной психологии В. Вундта и Э.Титченера, трактовавшей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Таким образом, опровергалось прежнее представление о том, что развитие психики основывается на формировании все новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы между собой в представления и понятия. Взамен этого выдвигалось новая идея о том, что познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, которые и определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нем. Поэтому многие представители этого направления уделяли большее внимание проблеме психического развития, так как само развитие отождествлялось ими с ростом и дифференциацией гештальтов. Исходя из этого, в результатах исследования генезиса психических функций они видели доказательства правильности своих постулатов.
Свои положения гештальт-психология противопоставила также бихевиоризму, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху. Заслуги гештальт-психологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям. Согласно основным положениям этого направления, зрительное восприятие является не процессом ассоциации отдельных элементов, а целостным структурно организованным процессом.
Идеи, развиваемые гештальт-психологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Это была и первая (и долгое время практически единственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.
Гештальт психология
... поле», которое обладает определенными свойствами и строением. Согласно гештальт-психологии, основными свойствами восприятия являются закон константности восприятия и отношение фигура/фон. Основными компонентами феноменального поля являются фигура ... в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в ...
Развитие этого направления психологии произошло под влиянием идей философов Иммануила Канта, Эрнса Маха, Иоганна Гёте.
Гештальт-психология возникала в Германии благодаря трудам следующих ученых:Вольфганг Келер, Курт Левин, Макс Вертгеймер.
Гештальт-психология оперирует рядом принципов, которые объясняют организацию восприятия. Это законы перцептивной организации.
Важные факты, говорящие о целостности восприятия и ошибочности представления о нем как о мозаике ощущений, были получены датским психологом Рубином, изучавшим феномен «фигуры и фона». Фигура воспринимается как замкнутое, выступающее вперед целое, отграниченное от фона контуром, тогда как фон кажется простирающимся позади. Об их различии убедительно говорят так называемые двойственные изображения, когда рисунок воспринимается то как ваза, то как два профиля (см. рис. 4) [10]
Рисунок 4. «Ваза Рубина»
Гештальт-психологи выступили с новым пониманием предмета и метода психологии: важно начинать с наивной картины мира, изучать переживания, феномены так, как они есть, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. В этой структуре отдельные элементы выделяются, они действительно существуют. Но они вторичны и выделяются, исходя из сложного по своему функциональному значению в этом целом. Коффка писал, что одной из основных ошибок традиционной психологии является то, что она расчленила структуру на элементы, лишая ее тем самым существенных свойств. [4]
В.Кёлер, выступая перед Американской психологической ассоциацией, говорил: «Нас взволновало то, что мы обнаружили, но еще больше – перспектива открыть новые поразительные факты. Была огромная волна облегчения – как будто мы вышли из тюрьмы. Тюрьмой была та психология, которую преподавали в университетах, когда мы были студентами. В то время мы были шокированы тезисом, что все психологические факты состоят из несвязанных инертных атомов и что почти единственными факторами, комбинирующими эти атомы и, таким образом, порождающими действие, являются ассоциации, сформированные под влиянием простой смежности. Нас беспокоили абсолютная бессмысленность этой картины и вывод, подразумевающий, что человеческая жизнь, явно такая многоцветная и динамичная, на самом деле является пугающей скукой. Этого не было в нашей новой картине, и мы чувствовали, что дальнейшие открытия призваны окончательно упразднить старую картину» (W. Kohler, 1959/1978, р. 253-254).
[5]
Само понятие «гештальт» было введено Х.Эренфельсом в статье «О качестве формы» в 1890 г. при исследовании восприятия. Поводом для исследования Эренфельса послужили некоторые замечания Э.Маха о восприятии мелодий и геометрических форм: по Маху ощущение мелодии или звуковой формы в известной мере независимо от ощущений отдельных звуков, поскольку сохраняется при изменении последних в случае транспонирования мелодии в другую тональность. Этот факт Эренфельс поверг специальному анализу. Он выделил специфический признак гештальта – свойство транспозиции (переноса): мелодия остается той же самой при переводе ее из одной тональности в другую; гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения, окраски составляющих его элементов и т.п. Однако Эренфельс не развил теории гештальта и остался на позициях ассоцианизма. [4]
Советская психология в 1920-1930 годах
... педология и психотехника были практически закрыты и запрещены, и были поглощены психологией. Годы Большого террора (1937-38), во время которых развитие науки было несколько ... «человековедения» и представлена разнообразными пограничными школами и исследовательскими традициями. Годом признания советской психологии следует считать 1929, когда первая представительная группа советских ученых была ...
Новый же подход в направлении целостной психологии осуществили психологи Лейпцигской школы диффузно-комплексных переживаний или школы психологии развития (Ф.Крюгер (1874-1948), Г.Фолькельт (1886-1964), Ф.Зандер (1889-1971).
Существовала с конца 10-х до конца 30-х гг.
Главное понятие этой психологии – понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Основу любого психического акта – восприятия, памяти и др. составляет система бессознательных активных процессов и импульсных тенденций, диспозиций, которые детерминируют его продукт. Оформляющая сила духа проявляется особенно в творческих деятельностях по созданию новых идей, форм, а также в играх детей. Исследования лейпцигских психологов привлекли внимание Л.С.Выготского, который отмечал: «Мы обязаны лейпцигским исследователям установлением того замечательного факта, который показал, что вообще в начале развития мы не можем констатировать достаточно дифференцированных отдельных психологических функций, а мы наблюдаем гораздо более сложные недифференцированные единства, из которых постепенно только путем развития и возникают отдельные функции, среди которых мы находим и восприятие. Дальнейшие исследования оказались совершенно не под силу лейпцигской школе с ее ложными методологическими взглядами. Лишь с совершенно иных методологических позиций становятся понятными факты дальнейшего развития восприятия»
Основоположники гештальт-психологии как направления
Макс Вертгеймер (1880–1943)
Макс Вертхеймер (1880-1943) – немецкий психолог, основоположник гештальт-психологии, известный экспериментальными работами в области восприятия и мышления. Родился в Праге, там же получил начальное образование. Учился в университетах Праги, в Берлине – у К.Штумпфа, в Вюрцбурге – у О.Кюльпе. В Вюрцбурге получил ученую степень доктора философии (в 1904 г.).
После этого он вернулся в Берлин, а летом 1910 г. переехал во Франкфурт-на-Майне. Здесь Вертгеймер заинтересовался восприятием движения, но в его объяснении встретился с трудностями, исходившими из структуралистской точки зрения. Как отмечает В. Кёлер, на этом материале Вертгеймер открыл новые принципы психологического объяснения. Его работа привлекла внимание К. Коффки и В. Кёлера, учеников Штумпфа, которые в качестве испытуемых участвовали в исследованиях Вертгеймера. Вместе с ними Вертгеймер обсуждал результаты, метод экспериментального исследования и сформулировал новый подход к объяснению восприятия движения. С этого времени гештальтпсихология особенно активно развивается в Берлине, куда Вертгеймер вернулся в 1922 г. Двадцатые годы являются периодом наивысшего расцвета этой школы. В 1929 г. Вертгеймер был назначен профессором во Франкфурт.
В 1921 году Вертгеймер, Коффка и Келер при содействии Курта Гольдштайна и Ганса Грюле основали журнал «Психологические исследования» (Psychological Research), который стал официальным печатным изданием школы гештальт-психологии. [3]
Основные психологические теории. Гештальт-психология.
... в реальный мир. Для того чтобы достичь целостного восприятия и упорядоченности его структуры необходимо прибегнуть к основным принципам гештальта: Принцип близости – те образы, которые находятся рядом, ... Вертгеймеру, В. Кёлеру, К. Коффка была разработана определенная методология, которая позволила целостно подойти к изучению психологических аспектов человеческого организма. Этот раздел психологии ...
В 1933 г. Вертгеймер эмигрировал в США, где работал в Новой школе социальных исследований (Нью-Йорк).
Здесь в октябре 1943 г. Вертгеймер умер. В 1945 г. вышла его книга «Продуктивное мышление». В ней с позиций гештальт-психологии экспериментально исследуется процесс решения задач, который описывается как процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации.
Вертгеймер произвел сильное впечатление на молодого американского психолога Абрахама Маслоу, который испытывал перед ним такое благоговение, что стал изучать его личные качества и способности. Именно благодаря наблюдениям за Вертгеймером и другими людьми Маслоу впоследствии разработал свою собственную концепцию самоактуализации и способствовал созданию гуманистической школы в психологии. [3]
Курт Коффка (1886–1941)
Курт Коффка родился и вырос в Берлине и там же получил образование в местном университете, проявив исключительный интерес к естественным наукам и философии. В дальнейшем он изучал психологию под руководством Карла Штумпфа и получил докторскую степень в 1909 году. В 1910 году Коффка начал свое длительное и плодотворное сотрудничество с Вертгеймером и Келером в стенах Франкфуртского университета. На следующий год он получил место в университете Гиссена, в 40 милях от Франкфурта, где проработал до 1924 года. Во время первой мировой войны он работал в психиатрической клинике, помогая пациентам с черепно-мозговыми травмами, а также страдающим от афазии.
Статья Коффки, получившая название «Перцепция: введение в гештальттеорию» (1922), содержала основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований и их оценки. Хотя эта статья имела важное значение в качестве первого объяснения американским психологам смысла нового научного направления, все же движению в целом, она, по-видимому, оказала плохую услугу. Дело в том, что ее заглавие, содержащее слово «перцепция», привело к недоразумению, которое рассеялось только через много лет: у многих, прочитавших эту статью, сложилось впечатление, что гештальт-теория имеет дело только с перцепцией и не имеет отношения к другим областям психологии. На самом же деле гештальт-психология в значительной мере затрагивала проблемы мышления и научения, а в конечном итоге и все аспекты сознательного опыта.
«Главная причина, по которой основатели гештальтпсихологии сконцентрировали свои публикации на проблеме перцепции, была обусловлена самим духом времени: психология Вундта, против которой восстали сторонники нового учения, получила свою основную поддержку благодаря результатам исследований ощущений и восприятий, поэтому они выбрали перцепцию в качестве исходного пункта для критики Вундта в его собственной научной цитадели». (Michael Wertheimer. 1979. P. 134.)
В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития» (Die grundlagen der psychischen Entwicklung), посвященную формированию детской психологии. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина, а в 1927 году он получил место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти в 1941 году. В 1933 году Коффка издал книгу «Принципы гештальт-психологии» (Principles of gestalt Psychology), которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал ее автор.[3]
Отечественная психология 40-50-e годы
... основные критерии эффективности и ценности результатов. Основными задачами, которые были поставлены перед психологией, являлись: 1) активное, масштабное применение психологических разработок и результатов исследований в ... качеств мышления и личности полководцев, определяющих успешность их военной деятельности. В годы войны с этой работой знакомились военачальники, офицеры штабов и политорганов. В ...
Вольфганг Келер (1887–1967)
Вольфганг Келер может быть назван глашатаем движения гештальт-психологии. Его книги, написанные с удивительной тщательностью и аккуратностью, дали классическое представление о многих аспектах этого научного направления. Занятия физикой, которую Келер изучал совместно с Максом Планком, убедили его в том, что эта наука должна быть связана с психологией и что гештальты (формы или структуры) встречаются в психологии так же, как и в физике.
Келер родился в Эстонии. Затем его семья переехала в Германию. Образование он получал в университетах Тюбингена, Бонна и Берлина, где в 1909 году защитил докторскую диссертацию у Карла Штумпфа. Затем он отправился в университет Франкфурта, куда прибыл незадолго до появления там Вертгеймера.
В 1925/26 учебном году Келер читал лекции в Гарвардском университете и в университете Кларка. В 1929 году он опубликовал книгу «Гештальт-психология» (Cestalt Psychology), наиболее полно отразившую взгляды нового направления.
Он уехал из Германии в 1933 году из-за конфликта с новым режимом. После эмиграции в США Келер преподавал в Свартморском колледже в Пенсильвании, написал несколько книг и редактировал журнал «Психологические исследования». В 1956 году он был удостоен награды «За выдающийся вклад в науку» Американской психологической ассоциации, а вскоре после этого был избран ее президентом. [3]
Курт Левин (1890-1947)
Немецкий психолог, эмигрировавший в 1932 году в США, Курт Левин (1890-1947 гг.) вошел в историю науки как автор теории поля. Вслед за гештальт-психологами он полагал, что образ мира формируется сразу как целостность, и это происходит в данный момент как инсайт.
Теория поля Левина явилась новым шагом в объяснении поведения. Согласно ей, протекание действий целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля. Понятие поля охватывает факторы как внешней (окружение), так и внутренней (субъект) ситуации. Даже при поверхностном рассмотрении этот подход резко отличается от всех теорий, сводящих поведение к личностным диспозициям и индивидуальным различиям в них. Теория поля — один из ярких примеров объяснения поведения со второго взгляда. Кроме того, с ее помощью пытаются не только выявить все условия, значимые для определения поведения и характеризующие как наличную ситуацию, так и состояние субъекта, но и описать их динамические взаимоотношения.
Стробоскопическое движение. Фи-феномен
История гештальт-психологии начинается в Германии в 1912 года с выхода работы М.Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия. [4]
Д. Шульц, С. Шульц в своей работе «История современной психологии» писали: «Формальное движение, известное под названием гештальт-психологии, сформировалось после опубликования результатов исследования, выполненного в 1910 году Максом Вертгеймером. Однажды, во время летнего отпуска, ему в голову пришла идея одного эксперимента. Его суть состояла в том, чтобы выяснить, почему мы иногда наблюдаем движение, когда на самом деле оно не происходит. Нарушив планы своего отдыха, Вертгеймер сошел с поезда во Франкфурте, купил там игрушечный стробоскоп и провел предварительную проверку своей догадки прямо в отеле. (Стробоскоп, предшественник современного проекционного аппарата, представляет собой устройство, которое на мгновение освещает изображения последовательных фаз изменения положения объектов, создавая у зрителя впечатление их движения.)
Позднее Вертгеймер провел более глубокое исследование проблемы во Франкфуртском университете. Два других психолога, Курт Коффка и Вольфганг Келер, бывшие в то время студентами Берлинского университета, также приехали во Франкфурт, чтобы принять участие в этой работе.[3]
В экспериментах испытуемому последовательно предъявлялись два световых стимула (один — вертикальная или наклонная полоска (А), другой — горизонтальная (В)).
При значительном временном интервале между А и В (более 200 миллисекунд), наблюдатели видели последовательное появление света сначала в одной, а затем в другой прорези. Если временной интервал сокращался, то наблюдателям казалось, что обе прорези освещены постоянно. При длительности интервала порядка 60 миллисекунд, создавалось впечатление, что линия света непрерывно перемещается от одной прорези к другой и обратно.
Это кажущееся движение испытуемые не могли отличить от реального перемещения даже при специальной инструкции. Вертгеймер также описал явление «чистого движения», когда испытуемые, отчетливо видя движение, не воспринимали перемещающегося объекта. Оно получило название стробоскопического движения. [9]
Вертгеймер также описал явление «чистого движения», когда испытуемые, отчетливо видя движение, не воспринимали перемещающегося объекта. Оно получило название стробоскопического движения.
«Так называемый стробоскопический эффект, для возникновения которого отдельные раздражители должны быть отделены друг от друга определенными промежутками времени. Пауза между смежными раздражителями должна быть не менее 0,06 с. В том случае, когда пауза вдвое меньше, изображения сливаются; в том случае, когда пауза очень велика (например, 1 сек), изображения осознаются как раздельные; максимальная пауза, при которой имеет место стробоскопический эффект, равна 0,45 сек. Следует отметить, что на стробоскопическом эффекте построено восприятие движения в кинематографе». [1]
Рисунок 5. Принцип стробоскопического эффекта
Эти открытия могли показаться достаточно тривиальными. О подобных явлениях ученым было известно уже несколько лет, и они перестали кого-либо удивлять. Однако, в соответствии с господствовавшими тогда взглядами психологов, основанными на теории Вундта, все сознательные переживания могли быть сведены к элементарным чувствительным элементам. Но как это восприятие кажущегося движения могло быть объяснено суммированием отдельных элементов, которые были просто двумя неподвижными полосками света? Мог ли один неподвижный раздражитель добавиться к другому и создать впечатление движения? Разумеется, не мог, и в этом была суть замечательного в своей простоте опыта Вертгеймера: он не поддавался объяснению с точки зрения взглядов Вундта. Вертгеймер был убежден, что это явление, получившее экспериментальное подтверждение в его лаборатории, по — своему так же является элементарным, как и обычное ощущение, но, в то же время, представляет собой нечто отличное от одного или даже нескольких простых ощущений. Он назвал это явление фи-феноменом.
Какое же объяснение дал Вертгеймер фи-феномену, который, согласно взглядам, господствовавшим в то время в современной психологии, просто не мог существовать? Оно было таким же простым и гениальным, как и его эксперимент. По мнению Вертгеймера, кажущееся движение вообще не нуждалось в объяснении. Оно существовало в таком виде, в каком воспринималось, и не могло быть разбито на более простые составляющие. Восприятие движения является, по Вертгеймеру, специфическим переживанием, отличным от восприятия самих движущихся предметов. Если имеются два последовательных восприятия объекта в различных положениях (а) и (б), то переживание движения не складывается из этих двух ощущений, а соединяет их, находясь между ними.[1]
Согласно теории Вундта, интроспекция этих стимулов должна была создавать восприятие двух соседних полосок света и ничего более. Но как бы строго ни проводилась интроспекция в опыте Вертгеймера, движущаяся полоска света продолжала наблюдаться, а все попытки объяснения ее появления со старых теоретических позиций оканчивались неудачей. Целое (в данном случае кажущееся движение линии света) было отлично от суммы его составляющих (двух неподвижных световых лучей).
Таким образом, традиционной атомистической ассоцианистской психологии был брошен открытый вызов, на который она не смогла ответить. Вертгеймер опубликовал результаты своего исследования в 1912 году в статье под названием «Экспериментальные исследования восприятия движения». Считается, что именно она положила начало возникновению школы гештальт-психологии». [3] К Вертгеймеру вскоре присоединились В. Кёлер и К. Коффка, благодаря которым гештальт-подход проник во все области психологии.
Принципы организации восприятия согласно гештальт-психологии
Базовая предпосылка принципов восприятия в гештальт-психологи состоит в том, что организация восприятия происходит мгновенно, в тот же момент, когда мы видим или слышим различные формы или образы. Части перцептивного поля становятся связанными, объединяясь между собой, чтобы создать структуру, которая выделялась бы на общем фоне.
Согласно гештальт-теории, первичная деятельность нашего мозга по визуальному восприятию объектов заключается не в накоплении их отдельных проявлений. Область мозга, отвечающая за зрительное восприятие, не реагирует на отдельные элементы визуальных входных сигналов и не связывает их вместе с помощью механического процесса ассоциации. Мозг представляет собой динамичную систему, в которой все элементы являются активными в каждый момент взаимодействия. Элементы, которые являются одинаковыми или близкими друг другу, стремятся к объединению, а элементы, которые являются несходными или далекими друг от друга, не объединяются.
Независимость целого от качества составляющих его элементов проявляется в доминировании целостной структуры над ее составляющими. Так, для целостного восприятия человеческого лица достаточно лишь нескольких элементов его контура [7].
Итак, принципы восприятия согласно гештальт-психологии:
Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:
1. Принцип близости.Объединение в единую форму элементов, расположенных близко друг к другу во времени или пространстве. На рисунке 6 мы видим два квадрата, заполненные кругами, проходящими горизонтальными и вертикальными линиями. Объединение по вертикали или горизонтали происходит исключительно в мозгу, ведь с точки зрения структурализма ни одна из конфигураций не будет необходимой. Таким образом, близость приводит к двум эффектам. Во-первых, объединяет или интегрирует элементы, что называется принадлежностью, а во-вторых, она разделяет элементы, не объединенные близостью, например, отделяет колонки квадратов. Считается, что эта интеграция/сегрегация лежит в основе отношений фигура/фон и отвечает за группировку отдельных элементов в процессе восприятия.
Рисунок 6. Принцип близости
2. Принцип сходства. Объединение в единую форму элементов, имеющих сходные черты. Чем больше части картинки похожи друг на друга по какому-либо зрительно воспринимаемому качеству, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе. В качестве группирующих свойств может выступать сходство по размеру, форме, по расположению частей. В единую целостную структуру объединяются также элементы с так называемой хорошей формой, т.е. обладающие симметрией или периодичностью. Так, несмотря на то, что круги и квадраты на рисунке 7 расположены на одинаковом расстоянии, мы группируем фигуры в столбцы аналогичных элементов: кругов и квадратов.
Рисунок 7. Принцип схожести.
Современная психофизическая методология пытается выяснить, какой принцип гештальта первичен — близости или схожести. Увеличивая расстояние между рядами на рисунке 7 можно определить, когда принцип близости возобладает над принципом схожести (рисунок 8).
Рисунок 8.
3. Принцип заполнения пробелов, или принцип замкнутостиговорит о том, что мы стремимся завершить незаконченные фигуры – мы заполняем существующие пробелы. Мозг всегда стремится свести фрагментарные изображения в фигуру с простым и завершенным контуром.
Таким образом, на рисунке 9 только из-за активной обработки разумом мы склонны видеть треугольники, а не ряд разъединенных линий.
Рисунок 9. Принцип замкнутости
4. Принцип Симметрии.Рисунок 10 показывает, что на верхнем изображении мы воспринимаем ромб, хотя часть его закрыта кругом. Обратите внимание, что ни один из трех других возможных путей завершения конструкции на рисунке ниже не кажется предпочтительным. Способность воспринимать конструкцию именно ромбом называют амодальным завершением; разум работает без использования сенсорного восприятия – зрения, завершая конструкцию амодально по принципу симметрии, ведь зрительно невозможно увидеть скрытую часть ромба.
Рисунок 10. Принцип симметрии.
5. Принцип общей судьбы. Это расчленение воспринимаемых объектов на простые составляющие с каким то общим признаком. Так, например, на рисунке 11 наблюдатель может выделить прямую и изогнутую соприкасающиеся линии (рисунок 12), хотя в принципе рисунок мог бы состоять из двух элементов, содержащих в себе и прямой и изогнутую часть отрезка (рисунок 13).
Рисунок 11. Принцип общей судьбы.
Рисунок 12 и рисунок 13.
6. Принцип вхождения без остатка.Принцип вхождения без остатка это способность структурировать элементы в единую форму без каких либо исключений. Согласно принципу близости, мы на рисунке объединили бы в фигуру две узкие вертикальные полосы, но поскольку по краям остаются еще две линии – мы объединяем линии в три широкие полосы, и тут принцип вхождения без остатка преобладает над принципом близости.
Рисунок 14. Принцип вхождения без остатка.
7. Принцип непрерывности.Объединение в единую форму элементов, имеющих одно направление. В нашем восприятии существует тенденция следования в направлении, позволяющем связывать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или придать им определенную ориентацию. На рисунке 15 мы группируем находящиеся на одной линии элементы в наклонную линию, а другие элементы воспринимаются разрозненными и расположенными беспорядочно
Рисунок 15. Принцип непрерывности
Этот принцип подводит нас к самому основному общему принципу группировки,относящемуся к сущности или конечному смыслу восприятия, который Вертгеймер назвал законом Prägnanz (Законом Прегнантности). Согласно этому закону, перцептивная организация стремится быть настолько хороша, насколько позволяют существующие условия.
Закон прегнантности стал одним из основных принципов гештальт-психологии.
Закон прегнантности или равновесия, базируется на том, что человеческая психика, как и любая динамическая система, стремится к максимальному в наличных условиях состоянию стабильности. В контексте принципа фигуры и фона это означает, что, выделяя фигуру из фона, люди обычно стремятся придать ей наиболее «удобоваримую», с точки зрения удовлетворения изначального интереса, форму. Форма такого рода характеризуется простотой, регулярностью, близостью и завершенностью. Фигуру, отвечающую данным критериям часто называют «хорошим гештальтом».
Мы видим наш мир упорядоченно, последовательно и экономно настолько, насколько это позволяют существующие условия. Хороший гештальт симметричен, прост и стабилен, как, к примеру, мыльный пузырь, и не может быть упорядочен более или сведен к более простой форме. Поэтому на рисунке 16 мы склонны видеть квадрат и прямоугольник, а не сочетание более сложных форм. Изображение на рисунке дает интуитивное подтверждение этого закона.
Рисунок 16. Пример действия закона Прегнантности
Принцип фигуры и фона.Любой образ или предмет имеет тенденцию восприниматься как фигура, выделяющаяся на определенном фоне. Эдгар Рубин (Edgar Rubin, 1886-1951) рассматривал два компонента значимых перцептивных отношений как Фигуру (объект) и Фон. Фигура относится к «предметности» объекта, тогда как фон передает остальную часть сцены. Чтобы показать, что фигура и фон являются взаимоисключающими, Рубин создал знаменитый стимул — обратимые лица/ваза. Когда объектом выступают лица, ваза становится фоном, но когда фигурой становится ваза, лица сразу и полностью отступают на задний план. Рубин считал такой результат свидетельством интеграции и сегрегации значимых сущностей, существующих в мире. Тут можно вернуться к рисунку 4 (ваза Рубина), в которой последовательно можно рассмотреть как белую вазу, так и два черных профиля человеческих лиц, смотрящие друг на друга. В первом варианте фигурой будет белая ваза, во втором случае ваза является фоном, а черные силуэты становятся фигурой.
Впоследствии принципы прегнантности и фигуры и фона были дополнены теорией научения К. Коффки, концепцией энергетического баланса и мотивации К. Левина и введенным последним принципом «здесь и сейчас», согласно которому первостепенным фактором, опосредствующим поведение и социальную функциональность личности, является не содержание прошлого опыта (в этом кардинальное отличие гештальт-психологии от психоанализа), а качество осознавания актуальной ситуации. На этой методологической базе Ф.Перлзом, Е.Полстером и рядом других гештальт-психологов была разработана теория цикла контакта, ставшая базовой моделью практически всех практикоориентированных подходов в гештальт-психологии.
Гештальт-подход подвергался критике за излишнюю расплывчатость и неопределенность терминологии. Например, что означает слово «хороший» в определении гештальта? Как мы можем знать, что данная перцептивная организация является наилучшей возможной? Даже незначительное изменение структуры стимулов может не позволить точно определить понятия «хорошести».
Заключение.
Гештальт-психология как направление в психологии возникла как альтернатива структурализму в связи с необходимостью инструментального исследования психики человека, в частности, восприятия, это было поначалу поистине первое экспериментальное направление в психологии. Развиваясь из экспериментов по восприятию, гештальт-психология оспаривала существующие на тот момент подходы, дополняя и обогащая исследовательский и экспериментальный опыт психологии как науки.
Гештальт-психология не ограничивается одним только восприятием, акцентуация на восприятии была необходима как основной аргумент критики в период главенствования идей теории Вундта.
Работы гештальт-психологов заложили новые подходы к разнообразным проблемам — от творческого мышления до активности личности. Многообразные исследования психики позволили понять закономерности развития восприятия, мышления и личности, сформировать принципиально отличные от прежних экспериментальные методики. [2]
Среди других достижений гештальт-психологии следует отметить: концепцию «психофизического изоморфизма» (тождества структур психических и нервных процессов); представление о «научении через инсайт»; новую концепцию мышления (новый предмет воспринимается не в своем абсолютном значении, но в его связи и сопоставлении с другими предметами); представление о «продуктивном мышлении» (т.е. творческом мышлении как антиподе репродуктивного, шаблонного запоминания); выявление феномена».
В книге «Теория поля и обучение» (1942) Левин раскрыл содержание важного для него понятия временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и служит основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего.
Эти исследования легли в основу разработанной им теории конфликтов. Он выявил и описал три типа конфликтов: «стремление-стремление», «избегание-избегание», «стремление-избегание». В его экспериментах на вызванную агрессию было доказано, что искусственно созданная ситуация фрустрации способна вызвать Конфликт, провоцирующий испытуемого на разные виды агрессии — против себя, других, ситуации. Левину также принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения — демократического, авторитарного, попустительского, а также исследование условий, способствующих выделению лидеров, звезд и отверженных в группах. Эти исследования Левина стали основой нового направления в социальной психологии — процессы групповой динамики.
Исследования Левина помогли создать экспериментальные методы исследования в социальной психологии и психологии личности. Таким образом, он создал новые направления в обеих этих областях, хотя его последние работы получили более широкое распространение, чем работы по исследования мотивации. Социально-психологические эксперименты также помогли Левину, единственному из всех гештальт-психологов, создать новую научную школу в США. [2]
Маслоу серьезно изучал гештальт-психологию, которая исследует восприятие, познание и другие виды сложных проявлений человеческого разума комплексно, целой системой. Он восхищался Максом Вертгеймером (Max Wertheimer), чья работа о продуктивном мышлении была тесно связана с работами Маслоу о познании и креативности. Для Маслоу, как и для представителей гештальт-психологии, основным элементом эффективного мышления и творческого решения проблем является способность воспринимать и осмысливать, скорее, нечто целое или его модели, а не отдельно взятые части.
Фриц Перлз (1893– 1970) , пересмотрев теории Фрейда и взяв за основу принципы гештальт-психологии, создает новое направление в психотерапии: гештальт-терапию, цель которой осознавание непосредственного опыта. На передний план выходит вопрос: «Что Вы чувствуете сейчас?».
Цикл контакта Ф. Перлза:
Гештальт-терапия фокусируется на наших отношениях со средой, как внешней, так и внутренней. Встреча и взаимодействие человека со средой без потери индивидуальности – это и есть контакт. Чтобы встретиться с чем-либо, необходимо иметь опыт выделения себя в окружающей среде, опознавания своей границы и опыт опознавания различий между собой и другими («как он другой»).
В гештальт-терапии есть понятие границы-контакта: пространства, принадлежащего встрече, а не индивиду или среде.
Цикл контакта – это динамика образования гештальта, фигуры из фона, ее формирование и последующее разрушение. Состоит из нескольких стадий сопровождающихся возникновением напряжения на границе контакта организм-среда, вызванного внутренними импульсами или внешними раздражителями, а затем деятельностью организма, направленную на уменьшение этого напряжения и возвращению к энергетическому балансу организма. Последовательность последовательность построения-разрушения гештальтов называемая динамический цикл контакта применяется гештальт-терапевтами в современном консультировании.
Здесь-и-сейчас.
Человек создает себя заново и находит себя снова и снова. Он переживает жизнь во всех проявлениях, открывая в себе необходимые ресурсы для того, чтобы справиться с новыми вызовами и требованиями жизни. Принцип «здесь-и-сейчас» широко используется в гештальт-терапии, он означает, что актуальные потребности организма всегда находятся в настоящем. Ф.Перлз предлагал использовать принцип «здесь и сейчас» в реальной жизни, а не только в ситуации психологического консультирования.
Таким образом, гештальт-психология привнесла в науку новые подходы в изучении восприятия, мышления и сознания; структурировала принципы восприятия исходя из принципа целостности воспринимаемого образа; законы прегнантности, принцип фигуры и фона, а так же теорию поля К.Левина, “здесь-и-сейчас” Ф.Перлза, которые применяются и в настоящее время в психотерапии и психологическом консультировании.
Список литературы:
1. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2000. – 592 с.: ил. (Серия «Учебник нового века»
2. Марцинковская Т.Д.История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 544 с.
3. Шульц Д., Шульц С.История современной психологии. Издательство «Евразия», Санкт-Петербург, 2002 — 533 с.
4. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов. Изд. третье, исправленное. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 512с.
5. Лихи. Т. История современной психологии / Т. Лихи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 448 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
6. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ./Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зинченко. — М.: Прогресс, 1987. — 336 с.: ил. 213.
7. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. – Л., 1976. – С. 5
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений., т. 1. М., 1982, с. 307—308
9. Ждан, А. Н. История психологии: Учебник. / А. Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
10. Ярошевский М. Г. История психологии. От античности до середины ХХ в. Учеб. пособие. – М., 1996. – 416 с.