Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Психологические особенности семьи в пространстве взаимоотношений………………………………………………………………5

1.1. Понятие и формы внутрисемейных отношений………………………….5

1.2. Психологическая характеристика внутрисемейных отношений…….14

1.3 . Детско-родительские взаимоотношения и их роль в жизни ребенка….19

Глава 2. Рисунок ребенка как способ познания изучения внутрисемейных отношений…………………………………………………………………..…23

2.1 Особенности детского рисунка и его психологическая интерпретация……………………………………………………………………………………….23

2.2 Значения детских рисунков в восприятии внутрисемейной жизни……33

Заключение……………………………………………………………………40

Литература……………………………………………………………………..41

Приложение……………………………………………………………………44

Введение

Проблеме семейных взаимоотношений уделяется в настоящее время много внимания, она всегда была актуальна. Ведь именно в семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как человека и гражданина.

Детская душа — тайна, которую надо уметь разгадывать. То, что скрыто за семью печатями детских обид и невысказанных эмоций, в рисунке раскрывается в полном объеме и откровенно заявляет о себе! Рисунок для ребенка является не искусством, а речью.

По словам Л.С.Выготского, детский рисунок — своеобразная графическая речь. Детские рисунки — символы предметов, так как имеют сходство с тем, что обозначают, в отличие от знака, который подобного сходства не имеет. Рисунок позволяет слову стать знаком.

Рисунок является продуктом изобразительной деятельности, одной из форм проявления и характерным показателем развития ребенка.

Каждому ребенку рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.

17 стр., 8374 слов

Исследование особенностей зрительного восприятия у детей дошкольного ...

... сформировать тему курсовой работы: «Исследование особенностей зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом». Цель исследования: Выявить и описать особенности зрительного ... виды восприятия: 1. Восприятие пространства - отражение объективных пространственных свойств и отношений предметов. Сложный процесс, включающий в себя разные виды ощущений - зрительные, ...

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

В курсовой работе поставлена цель — выявить посредством рисунков детей внутрисемейные отношения.

Объект исследования — процесс изучения семейных взаимоотношений.

Предмет исследования — отражение семейных взаимоотношений в рисунках детей.

Актуальность проблемы позитивности в семейных отношениях заключается в том, что экономические и политические задачи государства никогда впрямую не влияют на семейные отношения, но проходят сложный извилистый путь и часто могут принимать несколько искаженные формы.

Однако в последнее время наметились изменения, общественный интерес к проблемам семьи возрос и 2008 год был годом семьи в России.

Исследованиям, направленным на изучение семейных отношений с помощью рисуночных тестов посвящали работы ряд авторов, среди них А.И.Захаров, Л.Корман, Г.Т.Хоментаускас, В.Хьюлс.

В исследовании выдвигается гипотеза — рисунки детей являются материалом, с помощью которого можно передать особенности семейных взаимоотношений.

Задачи исследования:

— Анализ теоретических исследований по проблеме семьи;

— Изучение особенностей семейных отношений с помощью рисунков детей;

— Проведение экспериментального исследования по проблеме.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, цитирование, систематизация и классификация материала, эксперименты, наблюдение.

Глава 1. Психологические особенности семьи в пространстве взаимоотношений

1.1 Понятие и формы внутрисемейных отношений

Спецификой семейного воспитания является «многомерность» жизни семьи и широта и многогранность влияний, условий, которые, будучи созданы осмысленно и целенаправленно, могут стать основой всестороннего развития личности

Семья — это трудовой коллектив, и моральная опора, и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба), и пространство для отдыха, и школа доброты, и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми.

Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы — основы всего этого закладываются в семье [1, с.26].

Традиционно главным институтом воспитания личности ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность, ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

12 стр., 5646 слов

Дети-инвалиды в системе семейных отношений

... опыта воспитания детей, защиты прав семей и др. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Социальный работник является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъектами семейной политики ...

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Конфликтная ситуация в семье может сильно повлиять на формирование личности ребенка [16, с.375].

Взаимоотношения в семье — психологические отношения субъектов, связанных родством, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Известно, что семья как малая социальная группа является наилучшей воспитательной средой. Однако, некоторые факторы, связанные с составом семьи, состоянием ее внутренних взаимоотношений или воспитательно-неверными позициями родителей, могут вызывать снижение воспитательной способности семьи. Эти факторы могут приводить к нарушениям в поведении детей и даже к отрицательным явлениям в формировании их личности [5, с.132].

Одним из факторов, нарушающих выполнение воспитательных функций семьи, могут быть изменения в ее составе.

В выполнении воспитательной функции по отношению к детям главную роль играет супружеская пара — отец и мать. В связи с этим говорят о полной семье и неполной, когда отсутствует один из родителей. Стабильность семейной среды является важным фактором для эмоционального равновесия и психического здоровья ребенка. Распад семьи, вызванный разводом или раздельным проживанием родителей, всегда приносит глубокое потрясение и оставляет у ребенка прочную обиду, которую можно лишь смягчить. Это явление — существенная общественно-воспитательная проблема [16, с.376].

Разлука с одним из родителей может привести к появлению у ребенка чувства страха, депрессии и ряду других симптомов невроза.

Атмосфера напряженности в конфликтных семейных ситуациях действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильности семейной системы может привести ребенка, особенно в младшем школьном и подростковом возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения. Надо помнить, что чем длительнее по времени разногласия в семье, тем сильнее их отрицательное влияние на ребенка. [16, с.378].

Рассматривая основные типы внутрисемейных отношений, необходимо иметь в виду влияние каждого из них на формирование поведения и определенных черт личности ребенка.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная, система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Психологами выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... Петровский); • воспитание в широком социальном смысле — воздействие на личность общества в целом. Воспитание — целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, воззрений и ... Этот процесс организуется и осуществляется в различных социальных институтах: семье, воспитательных (детском доме, интернате), образовательных (школе, гимназии, лицее), профессионально ...

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов [17, с.138].

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. [17, с.140].

Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека — заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более, общих проблем семьи.

На признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, строиться тактика «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом [17, с.143].

Большое значение в становлении самооценки и личности ребенка имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Можно выделить три стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный, попустительский (либеральный) [20, с.13].

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Это стиль «согласия»; при авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку — стиль «подавления»; при попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Младший школьник видит себя глазами близких взрослых, воспитывающих его. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

М.И.Лисина[19] проследила развитие самосознания и личности младших школьников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников, прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто положительно поощряют, а наказывают, в основном, отказом от общения.

2 стр., 931 слов

5. Психология предбрачного ухаживания

... приемлемо для обоих). Проектирование семейной жизни. Это определение и согласование уклада будущей семьи. Эгалитарная семья предполагает полное и подлинное равноправие во всех без исключения вопросах семейной ... есть муж, а тактическим (внутрисемейным) и эмоциональным - жена. В неоматриархальных семьях наоборот. Типология семей за П. Хербетом (американский социолог): 1. Автономный образец. У мужа и ...

Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают их способности, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних, что является очень болезненным для ребенка. Родители не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. Они не уверены в силах своего чада. Дети чувствуют это и принимают как должное, это становится установкой их дальнейшей жизни. Что является преградой в общении с окружающими людьми (родителями, учителями и сверстниками) и в постановке и достижении каких-либо целей [19, с. 39].

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом практически невозможно избавиться) [9].

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению).

Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая, поэтому у него формируется завышенное мнение о себе.

Для того, чтобы ребенок адекватно относился по отношению к себе, необходима гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок этого заслуживает. Дети с за……..

Литература

1) Акутина С.П. Особенности семейного воспитания // Классный руководитель. — 2006. — № 7. — С.29

2) Акутина С.П. Рекомендации родителям // Классный руководитель. — 2007. — № 3. — С.132 — 134

3) Баранова О. Рисунок семьи. Диагностика межличностных отношений в семье. — [электронный ресурс.] — режим доступа: [< razd/risunok_semi/>]

4) Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

5) Брюхова В.М. Психолого-педагогическое просвещение родителей // Классный руководитель. — 2007. — № 7. — С.115

6) Детский рисунок как метод исследования внутрисемейных отношений. — [электронный ресурс.] — режим доступа: [< view.aspx?id=8970>]

7) Монахова А.Ю. Психология и семья: активные методы взаимодействия / Художник А.А.Селиванов. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. — 160 с., ил. — (Практическая психология в школе).

26 стр., 12728 слов

Конфликтность в семье в первые годы совместной жизни

... семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У ... Сама по себе тема конфликтность в молодой семье не получила должной разработки как в отечественной педагогике и психологии, так и в зарубежной в настоящее время ...

8) Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В. Психологический анализ рисунка и текста — СПб.: Речь, 2006. — 524 с.

9)Психология ребенка. Семейные взаимоотношения. — [электронный ресурс.] — режим доступа: [ psychology/16045]

10) Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко , Б.Г. Мещерякова. — 2-е издание — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 479 с.

11) Психология: учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. — 660 с. — (Университеты России).

12) Смолярчук И.В. Мы растем вместе с тобой, мы растем вслед за тобой, мы помогаем тебе расти // Начальная школа. — 2011. — № 2. — С.7 — 12

13) Федорова Л. Что спрятано в детском рисунке // Семья и школа. — 2008. — №1. — С. 20 — 21

14) Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. / Под ред. Д.Я.Райгородского — Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2008. — 624 с.

15) Ясыр Антон. Агрессия в семье и ее последствия. — [электронный ресурс.] — режим доступа: [< >]

Дополнительная литература

16) Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. — 429 с.

17) Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. — М.: Просвещение, 1988 — 207 с.

18) Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 160 с: ил. — (Психология для всех).

19) Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. — М: «Просвещение», 1986. — 129 с.

20) Земская М. Семья и личность. — М.: «Прогресс», 1986. — 50 с.

21) Тейлор Кэтрин. Психологические тесты и упражнения для детей. — М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002. — 224 с.

22) Лосева В.К. Рисуем семью. Диагностика семейных отношений. — М.: А.П.О., 1995. — 40 с.

23) Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. — 7-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 456 с.

24) Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике — М.: Дидакт, 1992. — 250 с.

25) Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. — 1986. — № 1. — С.165-171.