Особенности воспитания и развития слепого ребенка в период раннего детства

Оглавление

Введение 3

1. Особенности воспитания и развития слепого ребенка в период раннего детства 4

2. Компенсация слепоты в раннем возрасте 6

3. Развитие моторики 14

3.1. Вставание 17

3.2. Ползание 19

3.3. Ходьба 21

3.4. Ориентировка 22

Литература 24

Введение

Период ожидания ребенка — счастливое время в жизни семьи. Много планов строят супруги, представляя будущего ребенка, ту радость и счастье, которое принесет с собой новый маленький член семьи. И редко кто думает о возможных врожденных или наследственных болезнях.

Совершенно естественно, что известие о слепоте новорожденного, как и о всяком другом заболевании, является серьезным эмоциональным потрясением для всех членов семьи. Они оказываются неподготовленными к его воспитанию, и нужно время, чтобы родители приняли слепоту сына или дочери. Многое зависит от того, когда они узнали о слепоте ребенка.

Слепой ребенок создает новые психологические условия в семье. Перед родителями возникает трудная задача преодоления эмоционального барьера неприятия слепого ребенка членом своей семьи.

Случаи возникновения эмоционального неприятия слепого ребенка, чувства отчужденности, так и не преодоленного членами семьи, встречаются в практике довольно редко. Чаще любовь и привязанность, возникающие у родителей к ребенку, помогают им преодолеть горе, реально взглянуть на специфические проблемы его воспитания в семье, познакомиться со специальными приемами и методами воспитательной работы и овладеть ими.

Цель воспитания ребенка-это подготовка сознательного члена общества, активно участвующего в жизни и труде. Но, воспитывая слепого, необходимо знать своеобразие его развития и специальные методы воспитания, поскольку для активной жизни и деятельности у него необходимо сформировать компенсаторные процессы, позволяющие развивать психические качества ребенка, дающие ему возможность адекватно реагировать на жизненные проблемы и ситуации.

1. Особенности воспитания и развития слепого ребенка в период раннего детства

Развитие зрячего ребенка при сформировавшемся зрительном восприятии происходит под влиянием зрения. В рамках сложившегося зрительного поля начинают развиваться предметность и сигнальность слухового восприятия, понимаются значения слов. Зрение позволяет ребенку знакомиться с предметным миром не только через реальные предметы, но и через их изображения.

30 стр., 14700 слов

Изучение роли семьи в период появления первого ребенка

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования "Челябинский Государственный Педагогический Университет" Институт дополнительных творческих педагогических профессий Квалификационная работа Практическая психология На тему "Изучение роли семьи в период появления первого ребенка" Челябинск - ...

При формировании координации движений зрение позволяет точно, целенаправленно и экономно осуществлять предметные действия на основе

зрительного подражания, а также способствует развитию тонких манипуляций.

При обучении ходьбе зрительная ориентировка помогает развить восприятие пространства. Для зрячего ребенка зрительное восприятие становится основным компонентом в формировании предметной деятельности.

Отсутствие зрительного восприятия у ребенка вносит в его развитие особенности, которые не компенсируются без специальных занятий с раннего возраста.

В период примерно от шести месяцев до трех лет слепой ребенок серьезно отстает в психическом развитии. Это выражается в меньшем объеме знаний и представлений об окружающем мире, в значительном формализме речи, ограниченном понимании слов, в менее развитых и скоординированных движениях и слабой ориентировке в пространстве.

В психическом развитии ребенка необходимо обратить особое внимание на интенсивное развитие речевого общения, овладение функциональными действиями с предметами, самостоятельной ходьбой в знакомом пространстве и на элементарное самообслуживание.

Трудности развития компенсации слепоты в этот период связаны с тем, что способы, которыми возможно компенсировать недостатки развития, возникающие в результате слепоты, не могут стать достоянием ребенка преддошкольного возраста, так как его компенсаторные возможности на этой стадии развития очень ограничены.

В обучении и развитии аномального ребенка, отмечал Л. С. Выготский, нужно искать обходные пути, искать «те пуды здоровья», которые заложены в потенциальных возможностях его развития. Каждая психическая функция у нормально и аномально развивающегося ребенка имеет свой оптимальный период развития, соответствующий времени главенствующего положения этой функции в сознании. В компенсации слепоты и преодолении вторичных отклонений, вызванных слепотой, на каждом возрастном этапе необходимо опираться на развитие таких психических образований, которые в данный

21 стр., 10164 слов

Развитие творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в ходе кружковой работы

Министерство образования и науки Республики Казахстан Казахстанско-Российский Университет Кафедра «Педагогики и психологии» Дипломная работа тема: «Развитие творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в ходе кружковой работы» Студентка: гр.УПП-301 Кузнецова А.Е. Научный руководитель Аналбекова К.Т. Караганда – 2008 Содержание Введение Глава I. ...

отрезок времени меньше страдают от слепоты и находятся в сензитивном периоде своего развития. Осуществление компенсации происходит в ведущей для каждого возраста деятельности, что требует достаточно высокого уровня ее сформированности.

В этом возрасте такой деятельностью является предметная деятельность, в процессе которой развиваются основные движения тела и рук, речевое и неречевое общение, создается система дифференцированных восприятий, накапливается чувственный опыт.

2. Компенсация слепоты в раннем возрасте

Компенсация слепоты является сложным психическим образованием, системой психических процессов и свойств личности, которая формируется в процессе роста и развития ребенка. Важным моментом в ее компенсации является вера в ребенка, в потенциальные возможности его развития. Развивающемуся, растущему ребенку необходимо помочь найти пути преодоления психических отклонений, возникающих в результате слепоты. Возможность компенсации дефекта, по словам И. П. Павлова, объясняется тем, что организм обладает несколькими различными способами выполнения одного и того же действия.

Некоторые ученые считают слепоту фатальной для судьбы ребенка, считают что ребенок, лишенный такого важнейшего органа, как зрение, познает мир позднее, а самое главное, менее совершенно, чем зрячий. Другие ученые считают, что динамика развития психических процессов у слепого ребенка значительно лучше и что различия постепенно сглаживаются, а в отдельных случаях слепой ребенок может опередить в своем психическом развитии зрячего.

12 стр., 5983 слов

Основные характеристики развития познавательных процессов. Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучени

... замедленность всех психических процессов Восприятие Нарушено Задержка в развитии свойств восприятия: ... и индивидуальных возможностей. Компенсация – сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление и ... характер приобретает ориентировочная деятельность. Слепота – наиболее резко выраженная ... играть социально-психологические службы.   ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ...

Различия в понимании психического развития слепого ребенка обусловлены тем, что одни авторы рассматривают слепого, прежде всего как аномальный организм (человек минус зрение), другие же видят в нем активную развивающуюся личность, все более восполняющую непосредственные дефекты наглядного восприятия комплексной опосредованной познавательной деятельностью.

Активный характер компенсации слепоты непосредственно связан с активностью познания человеком внешнего мира и с его отражением в сознании человека.

Формирующеес……..

Литература

1. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии.- М.: Просвещение, 1967.

2. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Психол. и метод, аспекты реабилитации.-Л., 1982.

3. Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье: Сб. науч. тр. / Под ред. Л. И. Солнцевой, В. П. Ермакова.- М., 1979.

4. Ерастова Е. А. Воспитание слепых детей в семье.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

5. Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста.- М.: Педагогика, 1980.

6. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства.- М.: Полиграф сервис, 2000.

7. Уайт Б. Первые три года жизни.- М.: Педагогика, 1982.

8. Юн Г. Дети с отклонениями: Родители о своих детях.- Кишинев: Штиинца, 1987.