Организация социальной защиты населения в системе образования

Контрольная работа

Организация социальной защиты населения в системе образования

Особенности социальной работы в системе образования

Социальная работа в сфере образования играет очень важную роль, поскольку, во-первых, она охватывает практически все население страны, включая, прежде всего, такие группы, как обучающиеся во всех образовательных учреждениях от дошкольного до высшего и послевузовского образования, воспитатели, педагоги, учителя, преподаватели профессионального образования, а также родители обучающихся. Во-вторых, сам институт образования выполняет в обществе важнейшие функции обучения, воспитания, социализации и подготовки человека ко всей его многогранной жизнедеятельности, что, безусловно, требует эффективного функционирования института социальной работы, выполняющего поддерживающую социозащитную функцию системы образования.

Таким образом, объектом социальной защиты в системе образования становятся как отдельные личности, так и социальные группы — обучающиеся разных возрастов и в различных учебных заведениях и целые коллективы образовательных учреждений всех видов.

Предметом социальной работы в сфере образования является посредническая деятельность между школьниками, учащимися и преподавателями, а также между родителями и работниками инфраструктуры образования, т. е. деятельность с целью гармонизации отношений в сфере образования и содействия более адекватному и эффективному функционированию института образования Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : учеб. пособие / под ред. проф. П.Д. Павленка. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Дашков и К. 2008. С. 164..

Несмотря на исключительную важность социальной работы в системе образования в России она только начинает складываться. Можно согласиться с мнением М.В. Фирсова и Е.Г. Студеновой о том, что ее контуры должны выглядеть следующим образом:

дошкольное воспитание (уход, воспитание и обучение в яслях, детских садах, группах дневного пребывания и т. д.);

воспитание в детских домах и приютах (воспитание, сопровождение, создание условий, близких к домашним и т. д.);

работа с молодежью (воспитание, сопровождение, организация досуга, консультации, профессиональная ориентация, работа с молодежными клубами и т. д.);

5 стр., 2489 слов

Проблема социального воспитания детей

Проблема социального воспитания детей-сирот Социализация – это процесс усвоения ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, системы социальных ролей, необходимых для успешной самостоятельной жизни, и осуществляется как в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей ...

работа с взрослыми (профессиональное обучение и образование, социальная работа на предприятиях, организация самопомощи, семейное консультирование и т. д.);

социально-педагогическая помощь семье (консультации, помощь в решении повседневных проблем);

социальная работа в школе;

социальная работа в системе начального профессионального и среднего специального образования;

социальная работа в вузе;

социальная работа в системе послевузовского образования (аспирантура, докторантура, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, переподготовка и т. п.) Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М. : Владос. 2000. С. 201..

Социальная работа в системе образования имеет свои специфические особенности, связанные, прежде всего, с тем, что она развивается в самых различных образовательных учреждениях: средних общеобразовательных школах, учреждениях начального профессионального образования, средних специальных учебных заведениях, вузах, дошкольных и внешкольных развивающих или корректирующих учреждениях и организациях (специализированные детские сады, клубы, кружки, курсы и т. д.), а также спортивных, национальных, религиозных, патриотических и других общественных организациях. Социальная работа в сфере образования обусловлена и связана с проблемами, проявляющимися и порождающимися образовательными процессами. Исследователи выделяют различные проблемы, приводящие к необходимости активизации социозащитной деятельности в сфере образования. Так, М.В. Фирсов и Е.Г. Студенова рассматривают два типа проблем, которые возникают в школе. Следует отметить, что эти проблемы могут возникать во всех секторах образования.

Проблемы детей, традиционно находящихся в фокусе внимания социальных служб — детей-инвалидов, детей-сирот, детей из неблагополучных и многодетных семей.

Проблемы неуспевающих учеников, т. е. те, которые выходят за рамки чисто педагогических проблем и становятся социальными. Речь идет о детях, испытывающих те или иные трудности с обучением, которые часто бросают школу, не могут устроиться на работу и пополняют ряды лиц с отклонениями в поведении. Количество таких детей постоянно растет и может достигать значительных размеров Теория и методика социальной работы : учеб. пособие / И.Г. Зайнышев [и др.]. М. : Союз, 1994. Ч. 1. С. 202..

7 стр., 3488 слов

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА социальная педагогика

Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Кафедра педагогики и психологии детства (наименование кафедры) Назарова Ирина Васильевна (фамилия, имя, отчество студента) Институт ПиП курс 4 группа 3333.03 ...

Однако более системный подход к определению проблем, возникающих в сфере образования, выражен в книге «Технологии социальной работы» под ред. В.И. Жукова

Технологии социальной работы / под ред. В.И. Жукова. М., 2011.. Там эти проблемы разделены на несколько уровней: первый уровень — проблемы, порожденные самой системой образования. Они обусловлены постоянно повышающимся уровнем требований общества к знаниям, профессиональной подготовке, что приводит к значительному увеличению объема знаний и информации, расширению и усложнению образовательных программ и в конечном счете к резкому росту требований к обучающимся и, как следствие, может вызвать у них стрессовое состояние и психоэмоциональную перегрузку. Второй уровень — социальные проблемы детей из неблагополучных семей (малообеспеченные, педагогически запущенные, девиантные).

Дети в таких семьях могут иметь слабое здоровье, нервные и психические расстройства, агрессивность, неспособность учиться в образовательных заведениях. Третий уровень — проблемы, порожденные особенностями взаимодействия учеников и учителей, внутри коллектива учеников или студентов, учителей или преподавателей. Эти проблемы связаны, с одной стороны, с особенностями современных детей, например гиперактивность при дефиците внимания. С другой стороны, это связано со спецификой проблем учителей и преподавателей (состояние здоровья, профессиональное «выгорание», нарушение эмоционального равновесия и т. п.).

Проблемы обучающихся авторы учебника также делят на следующие группы :

Проблемы, возникающие в ходе образовательной деятельности (недостаточная готовность обучающихся к обучению; трудности в освоении образовательных программ; отказ обучающихся посещать образовательные учреждения; высокая степень педагогической запущенности детей).

Проблемы, связанные со здоровьем (общая физическая ослабленность; хронические заболевания, инвалидность; посттравматический синдром; неврозы; психические последствия перенесенного лечения).

9 стр., 4343 слов

Место и роль подвижных игр в развитии физических качеств у детей с нарушениями зрения, обучающихся в специальной (коррекционной) образовательной школе

... Проблема: как подвижные игры способствуют развитию физических качеств у детей с нарушениями зрения, обучающихся в специальной (коррекционной) образовательной ... с различными патологическими нарушениями, людей разного уровня образования, социального положения, профессий и национальностей. А.В.  ... его значимости для индивида, числа повторений. Образование и запоминание у незрячих точных и простых ...

Психофизиологические проблемы (отклонения интеллектуального и личностного развития; низкая работоспособность; патохарактерологическое развитие личности; нарушение эмоционально-волевой сферы личности; проблемы в общении; последствия перенесенного физического или психического насилия).

Социально-правовые проблемы (семейные отношения, сложные жизненные условия; нарушение прав детей; проживание в неблагополучной или малообеспеченной семье; социальное сиротство; социальная дезадаптация или дезориентирование; склонность к противоправным по- ступкам)Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : учеб. пособие / под ред. проф. П.Д. Павленка. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Дашков и К, 2008.

С.166-168..

Нетрудно заметить, что все эти и другие проблемы порождены двумя группами причин: экзогенными (внешними) и эндогенными (внутренними) или их сочетанием (чаще всего).

К внешним факторам относятся условия, в которых растет и развивается ребенок, включая социальную депривацию или гиперопеку, а также экономические, экологические, педагогические и другие факторы. К внутренним факторам относятся прежде всего состояние здоровья, отклонения в физическом развитии и т. д.

Решение социальных проблем обучающихся — важнейшая задача всего общества и института социальной работы в частности. Вся дальнейшая жизнь ученика, студента во многом зависит от того, как был пройден учебно-воспитательный процесс в школе, в профессиональных учебных заведениях разного уровня.

Как видим, проблемы, возникающие в системе образования, носят комплексный характер, а стало быть, и их решение должно также быть системным и интегративным, требующим участия специалистов различного профиля и уровня: медиков, психологов, педагогов, юристов, социальных работников. Как справедливо замечают многие исследователи проблем социальной работы в сфере образования, таким интегрирующим институтом и должна стать социальная работа.

Социальная работа в сфере образования выполняет следующие функции: диагностическую, психокоррекционную, оздоровительную (медикосоциальную), учебно-воспитательную, научно-методическую, социальноправовую, консультационную, социально-аналитическую, просветительскую Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : учеб. пособие / под ред. проф. П.Д. Павленка. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Дашков и К, 2008. С. 169..

5 стр., 2481 слов

Об образовании по образовательным программам дошкольного образования

Фамилия, имя ребенка ______________________________ Группа компенсирующей направленности _______________________   Договор №___________, Регулирующий отношения семьи и Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 17 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга об образовании по образовательным программам дошкольного образования. Санкт- ...

Социальная работа в сфере образования сосредоточивает внимание в основном на устранении недостатков, на которые указывают обучающиеся, педагоги, родители. Образовательные учреждения ставят перед собой следующие цели: способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации обучающихся из социально неблагополучных семей и групп населения; развивать процесс опережающей социализации, имеющей целью ознакомить обучающихся с их ролевыми перспективами и шансами в будущем и подготовить их к критическому восприятию этих перспектив; способствовать развитию личностных и социальных образовательных процессов на стадии обучения, выбора и получения профессии; участие в решении реальных и потенциальных конфликтов.

Для реализации этих и других целей социальные работники образовательных учреждений осуществляют свою деятельность в тесном контакте с учителями, психологами, педагогами, врачами; используют методы анализа, консультирования, лечения, воспитания, воздействуя не только на обучающихся, но и их родителей; оказывают всестороннюю помощь отдельным обучающимся и группам обучающихся, работают с педагогическими коллективами. В последнее время в различных образовательных учреждениях создаются специальные социальные службы, предназначенные для организации взаимодействия администрации, педагогов, обучающихся, их родителей как между собой, так и с внешними социальными структурами для оказания социальной помощи обучающимся и педагогам. Социальные службы выполняют следующие функции: выступают поручителями, обеспечивающими социальные гарантии каждому члену педагогического коллектива; охраняют права и свободы личности, относящиеся к сфере образования; создают благоприятные условия для обучающихся и педагогических работников; оказывают социальную помощь и поддержку нуждающимся обучающимся и педагогам; регулируют взаимоотношения в педагогических коллективах; изучают общественное мнение в педагогических коллективах; организуют социально-психологические, социально-педагогические и правовые консультации для обучающихся и педагогов; разрешают конфликтные ситуации между обучающимися, обучающимися и педагогами, обучающимися и родителями, родителями и педагогами; формируют здоровый образ жизни обучающихся и педагогов; организуют работу «телефонов доверия».

8 стр., 3664 слов

Современное социальное образование, его социальные функции и проблемы

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Филиал г. Мурманск КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Современное социальное образование, его социальные функции и проблемы г. Мурманск 2008г. СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Профессиональные особенности социальной работы 2. Становление специальности «социальная работа» 3. Структура социального образования 4. Проблемы содержания социального образования Заключение Список ...

Социальная служба образовательного учреждения действует на основании ряда принципов: многофункциональность (разнообразие мер по социальной защите обучающихся и педагогов); объективность (непредвзятость, учет как можно большего числа факторов развития педагогических коллективов и отдельных обучающихся); коммуникативность (организация системы связи всех субъектов и объектов оказания социальной помощи нуждающимся обучающимся и педагогам); интеграция (сбор информации о социальной жизни образовательных учреждений в некую замкнутую систему с сохранением анонимности респондентов и тайны); оперативность (быстрое разрешение или профилактика социальных проблем и противоречий педагогического коллектива); автономность (независимость от администрации образовательных учреждений); репрезентативность (представительство во всех социальных группах педагогических коллективов и учет их интересов); адаптация (быстрое приспособление к изменениям внешней среды или свойств личности обучающихся).

Место и роль социального работника в системе образования

В рамках первого вопроса нами были обозначены основные образовательные учреждения, где трудятся социальные работники, поэтому начнем анализ с учреждений дошкольного образования, так как именно они первыми начинают важнейшую деятельность по воспитанию и обучению детей, от эффективности и качества которой зависит вся дальнейшая жизнедеятельность человека. Предметом внимания социальных работников являются потребности и интересы дошкольников, возможности родителей

влиять на поведение своих детей и создавать им благоприятные условия для воспитания и обучения. При этом необходимо учитывать возраст детей-дошкольников, а также иметь правильные представления о необходимых условиях для благоприятного развития воспитательных и образовательных процессов. Социальный работник вмешивается в эти процессы тогда, когда поведение ребенка создает определенные проблемы для окружающих или в случае попадания ребенка в трудную жизненную ситуацию. Социальный ребенок при этом становится участником или автором разработки профилактических мероприятий по устранению признаков неблагополучия, выступает посредником между образовательным учреждением и семьей, детьми и родителями, детьми и воспитателями, воспитателями и родителями. Особое значение деятельность социального работника приобретает тогда, когда ребенок не посещает образовательное учреждение, имеет неухоженный вид, подвергается жестокому обращению в семье. Если проблемы выходят за рамки компетенции социального работника, то он обращается в соответствующие инстанции, способные их решить.

8 стр., 3534 слов

Профессиограмма специалиста по социальной работе

Введение Социальный работник - милосердная, добрая профессия, которая официально появилась в России всего 20 лет назад. С переходом страны к рыночной экономике труднее всех было справиться незащищенным слоям населения: одиноким немощным старикам, одиноким мамам и папам, инвалидам, тяжелобольным и детям, лишенным родительской заботы. На помощь им пришли представители новой профессии - социальные ...

В период нахождения ребенка в дошкольном учреждении, как правило, выявляются многие отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии, для коррекции которых необходимо привлечь медиков, психологов, социальных педагогов, юристов и других специалистов. Таким образом, дошкольные образовательные учреждения становятся одними из первых мест, где фиксируются и устраняются отклонения в развитии и сокращается число детей «группы риска», а впоследствии дезадаптированных. Помимо посещающих сады и ясли детей, социальные работники держат в поле своего внимания и детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Согласно Конституции и законам об образовании, включая недавно принятый ФЗ № 273 от 29.12.12 г., родители являются первыми педагогами и закладывают основы здоровья своих детей. Государство, в свою очередь, гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей, обеспечивает доступность образовательных услуг. Социальный работник должен знать о возможностях семьи реализовать свой воспитательный потенциал и помогает ей это делать. Таким образом, деятельность специалиста социальной работы в дошкольных образовательных учреждениях носит прежде всего профилактический характер (выявление социально неблагополучных детей, причин этого явления).

Важнейшей функцией также является организация адресной помощи детям, что, в свою очередь, значительно уменьшает число неблагополучных детей, поступающих в среднюю школу.

Следующим важнейшим образовательным учреждением является школа, которая обеспечивает получение начального, основного общего и полного среднего общего образования. Так же как и при реализации дошкольного образования, социальные работники исходят из необходимости удовлетворения потребностей и интересов учащихся, учитывая возможности семей обучающихся. В своей деятельности социальный работник руководствуется положениями законодательства, прежде всего Конституции РФ и ФЗ № 273 от 29.12.12 г. «Об образовании». Социальный работник организует оказание помощи нуждающимся детям и стремится к оздоровлению семейной обстановки, если она вызывает некоторые опасения. Социальный работник следит за динамикой посещения школы, успеваемостью, материальным и социальным положением учащихся, прежде всего из малообеспеченных, неблагополучных семей, а также отношений со сверстниками, педагогами, родителями. Для этого он часто посещает семьи учащихся, знает положение ребенка в семье, его трудности, что является основой для принятия мер, направленных на изменение ситуации в благоприятную сторону. Он может, например, наладить межличностные отношения с помощью психолога или привлечь ребенка к участию в общественном мероприятии.

Особую категорию представляют дезадаптированные школьники. С ними работать значительно труднее, так как в данном случае социальный работник не может рассчитывать на поддержку семьи. Здесь надо прибегать к помощи других специалистов — социального педагога, психолога, нарколога, инспектора по делам несовершеннолетних и др. Специалисты социальной работы в школе, помимо перечисленных функций, выполняют и такие обязанности, как забота о детях, исключенных из школы; оказание помощи родителям при переводе ребенка в другую школу, если того требуют определенные обстоятельства; защита прав детей из национальных и других меньшинств; поддержка детей, получающих внешкольное образование, пресечение случаев насилия в семье; обучение умениям решать социально-бытовые проблемы, участвовать в общественных мероприятиях.

Во многих школах профессиональная деятельность социального работника включает такие этапы, как диагностика условий жизни обучающегося; оформление социальных паспортов-характеристик; формирование системы социальной помощи нуждающимся. Такая работа более эффективно проводится в школах инновационного типа, где ребенок и родители выступают важнейшими объектами и субъектами учебно-воспитательного процесса.

Следующим звеном в системе образования выступают учреждения начального и среднего специального образования. Социальный работник обязан учитывать особенности возраста обучающихся в подобных учреждениях. Это, как правило, молодые люди в возрасте от 15 до 19 лет. Необходимо учитывать их интересы, потребности, стремление найти себя в жизни, в сфере труда и т. д. Социальный работник оказывает помощь с учетом того, что сами обучающиеся уже могут работать и зарабатывать денежные средства и на оплату досуга, и на оплату обучения. Социальным работникам приходится выполнять те же обязанности, что и в школе, но с учетом достижения обучающимися более социально зрелого возраста. Важными остаются работа с семьей обучающегося, выполнение посреднических функций. Составление социальных паспортов на обучающихся помогает выявить проблемы и трудности конкретного молодого человека. Необходимо взаимодействие социального работника с государственной службой занятости. По-прежнему актуальна адресная социальная помощь.

Свои специфические особенности имеет социальная работа в вузах. Здесь объектом социальной защиты и поддержки выступают студенты и преподаватели, учебно-вспомогательный персонал (УВП), а также бывшие работники вуза. Все эти группы клиентов имеют свои специфические потребности и интересы, удовлетворение которых зачастую не может осуществляться без участия служб социальной работы и поддержки, которые в различных вузах могут называться по-разному, например социально-психологический центр, социальная служба, отдел социального развития и т. п. Как правило, они подчиняются непосредственно проректору по воспитанию и социальным вопросам. Те студенты, которые вынуждены работать в силу определенных обстоятельств, могут получить помощь в виде предложений на проведение каких-либо исследований или работ либо получение вакантных должностей в вузе или в учреждении, организации, предприятии. При этом посреднические функции выполняют как раз те социальные структуры, которые взаимодействуют с работодателями, общественными и благотворительными организациями. Для студентов, проживающих в общежитии, создаются группы поддержки из числа старшекурсников, чтобы избежать возможные лишения и неудобства. Специалисты социальной работы помогают студентам определить наиболее приемлемые способы получения образования в ситуации выбора вида и характера работы. В вузах обучаются студенты, имеющие инвалидность, дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных и малообеспеченных семей, имеющие детей и другие категории, имеющие право на те или иные меры социальной поддержки. Всем им оказывается помощь в соответствии с действующим законодательством. И в этом случае социальный работник контролирует реализацию прав студентов и проводит разъяснительную работу по поводу получения соответствующей помощи и поддержки. Социальный работник, так же как и в других образовательных учреждениях, заполняет социальный паспорт на каждого студента, что позволяет ему ознакомиться с особенностями его социального положения и при необходимости оказать помощь. Социальный работник уделяет особое внимание и одаренным студентам, показывающим большие успехи в учебе, но вынужденные из-за отсутствия средств переводиться на вечернее или заочное отделение, что сужает их образовательные возможности, так как не позволяет им оплатить дополнительные образовательные услуги, углубляющие и расширяющие знания.

Социальный работник и социальный педагог: должностные обязанности и функции

Как известно, специальности «Социальная работа» и «Социальная педагогика» появились в России одновременно в 1991 г. Спустя более 20 лет они постепенно развились, были созданы соответствующие социальнопедагогические и социальные службы, которые призваны проводить диагностику, коррекцию и управление отношениями в обществе в интересах формирования и развития физически, психически и нравственно здоровой, социально защищенной и творчески активной личности .

Социальный педагог осуществляет, прежде всего, воспитание человека в социуме, в то время как социальный работник акцентирует свое внимание на поддержании, развитии и реабилитации индивидуальной и социальной субъектности человека, содействует реализации прав и свобод и способствует социальному благополучию индивида, группы, общности людей в социуме. В отличие от работы школьного учителя социальному работнику приходится трудиться и на улице, и в семье, и совместно с общественными и другими организациями. К основным функциям социального работника относятся: диагностическая (определение характера «заболевания» клиента); терапевтическая (выбор средств «лечения», исправление ситуаций, непосредственная помощь, консультирование, психотерапия и т. п.); диспетчерская (приглашение других специалистов (психолога, психотерапевта, сексолога, экономиста, юриста) или содействие органов власти, других заинтересованных организаций); информационная (сбор необходимой информации о клиенте, семье, их проблемах и условиях жизнедеятельности для обеспечения необходимого вмешательства и одновременно информирования клиентов о предоставляемых услугах)16.

Вместе с тем сложилось мнение, что на рынке труда сферы деятельности социальных педагогов и социальных работников не разделяются. К такому выводу пришли многие зарубежные ученые, такие как М. Ленер, Ю. Гриз, Й. Тепфер и др. В России тоже наметилась тенденция сближения этих направлений профессиональной деятельности. Например, в современных условиях и тем и другим требуются новые знания в области терапии, музыки, групповой работы. Кроме того, необходимо постоянное повышение квалификации и получение дополнительных специализаций. Все чаще требуются знания методологического плана, навыки совместной работы с добровольцами и волонтерами, фандрейзинговой деятельности, администрирования и управления в чрезвычайных ситуациях. Поскольку социальный работник в системе образования помогает ребенку справиться с социальными и психологическими проблемами, мешающими процессу социализации, то можно конкретизировать функции социального работника: оказание помощи и поддержки детям в ситуации дезадаптации; обеспечение и контроль выполнения норм и стандартов социального обеспечения для лиц, имеющих право на льготы, пособия, пенсии, стипендии и т. п.; защита от жизненных рисков, бедствий, связанных с нетрудоспособностью, несостоятельностью родителей; посредничество между ребенком и школой, семьей, другими социальными институтами; организация и проведение консультаций для детей, родителей, педагогов, общественных и государственных организаций по проблемам охраны и защиты детства.

Рассмотрим должностные обязанности социального педагога. Они включают в себя: мероприятия по воспитанию, развитию и социальной защите обучающихся в учреждениях и по месту жительства; изучение медицинских, психологических и педагогических особенностей личности обучающихся, а также их условий жизни; выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и оказание им социальной помощи и поддержки.

Посредничество между личностью обучающихся и учреждениями, семьей, специалистами различных социальных служб и административных органов; определение задач, форм и методов социально-педагогической работы по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод обучающихся, их социальному благополучию; организация различных видов деятельности обучающихся, мероприятий, развивающих социальные инициативы, участие в разработке и реализации социальных проектов и программ; развитие гуманных отношений в микро- и макросреде обучающихся; содействие созданию благоприятного нравственнопсихологического климата в коллективах обучающихся, забота об охране их жизни и здоровья; осуществление работ по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающимся из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей; взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными возможностями здоровья, девиантным поведением, попавшим в трудную жизненную ситуацию .

Таким образом, социальный педагог и социальный работник осуществляют свою деятельность, направленную на защиту интересов, прав и свобод обучающихся, их социальное благополучие.

Основные технологии социальной работы в сфере образования

В сфере образования могут применяться самые разнообразные технологии социальной работы как общего, так частного характера. Напомним, что общая классификация технологий зависит от масштаба, объекта, сферы, поставленных целей и задач. Технологии могут быть глобальными и региональными, инновационными и традиционными, информационными и интеллектуальными, историческими (опирающимися на осмысление опыта), демографическими (направленными на изменение демографического поведения), технологиями согласия и партнерства, разрешения конфликтов, политические, финансово-экономические, административноуправленческие, психологические, педагогические и др.

Наряду с указанными выше, в системе образования успешно применяются и такие технологии, как диагностика, социальная профилактика, социальная адаптация, социальная реабилитация, коррекция, терапия, консультирование, социальное обеспечение, социальное страхование, посредничество, социальное проектирование, прогнозирование и экспертиза. Эти социальные технологии характеризуют более частный уровень технологий и носят практический характер.

Опираясь на общие классификации технологий социальной работы, можно выстроить и специфические технологии, применяемые в сфере образования. Социальная работа в образовании проводится с множеством социальных групп, отличающихся между собой по возрасту, положению, социальным ролям, психологии и тем задачам, которые они выполняют. Все известные технологии специфически преломляются при их применении по отношению к той или иной группе клиентов.

Мы согласны с подходом авторов известных учебных пособий, которые предлагают выделить следующие направления социальной работы в образовании:

социальная работа с дошкольниками и младшими школьниками;

социальная работа с подростками и старшими школьниками;

социальная работа с семьями школьников;

социальная работа со школьными учителями;

социальная работа с учащимися и студентами;

социальная работа с преподавателями училищ, ссузов и вузов;

профилактика девиантного поведения в специализированных учебных заведениях и детских домах.

Каждое из этих направлений может использовать все технологии социальной работы, преломляя их через свои особенности, связанные с определенной группой.

Рассмотрим в общих чертах особенности технологий социальной работы по выделенным нами направлениям. Так, технологии социальной работы с дошкольниками и младшими школьниками направлены, прежде всего, на предотвращение школьной дезадаптации и подготовку к учебной деятельности в младших классах школы. Здесь хорошо себя зарекомендовали развивающие образовательные программы, учитывающие индивидуальные особенности ребенка в форме «обучение — воспитание», которые применяются в интегрированных школах-детсадах. В этот период для ребенка очень важны корректирующие и оздоровительные технологии, предотвращающие возможную дезадаптацию. Причем эти технологии применяются и в отношении одаренных детей, которые часто ведут себя своеобразно и в какой-то степени могут противопоставлять себя другим детям и педагогам-воспитателям, использующим недостаточные для одаренных детей приемы и методы познавательной деятельности. Такие отклонения надо диагностировать и не допускать развития негативных отношений. При работе с данной категорией детей по-прежнему востребованы такие технологии социальной работы, как компенсирование, стимулирование, исправление. Компенсирование направлено на усиление и закрепление некоторых качеств ребенка, которые помогают ему уравновесить отсутствующие или недостаточно сформированные качества. Стимулирование помогает этому процессу и закрепляет положительную гамму отношений в классе, усиливает самооценку и подчеркивает успехи в учебе. Исправление как один из методов социальной коррекции и терапии предполагает диагностику тех черт характера ребенка, которые предполагается изменить к лучшему, причин имеющихся девиаций. Эти методы граничат с психотерапией. При этом важно ставить перед ребенком цель, разделенную на задачи, этапы выполнения которых социальный работник проходит совместно с ребенком-школьником, тем самым закрепляя воспитательные и познавательные успехи.

Социальная работа со школьниками-подростками может быть как индивидуальной, так и групповой. При этом важно учитывать социальные проблемы учеников 5-11 классов. Это, во-первых, возрастные психологические проблемы и умение решать их. Во-вторых, проблемы все возрастающей учебной нагрузки. В-третьих, проблемы социализации школьников. Именно эти проблемы в своем сложном противоречивом переплетении сильно влияют на выбор жизненных ценностей, социальную и индивидуальную идентификацию подростка, профессиональное самоопределение и освоение нового статуса — взрослеющего человека. Особенно нелегко сделать такие шаги в условиях современной России, которая сама ищет адекватное место в мировой цивилизации. В этой связи возрастает роль групповых и средовых технологий, которые под сильным влиянием СМИ и массовой культуры формируют новые системы ценностей и нравственные качества подростков. В этой связи эффективны технологии клубной и кружковой работы, формирующие коллективистские навыки поведения и выражающие потребности к объединению, общей поддержке, взаимопониманию. Таким образом, в социальной работе со школьниками- подростками чрезвычайно важное значение приобретают социализированные (отработка моделей, принятых в обществе) и личностные (ориентированные на самоактуализацию, самоидентификацию, личностное самоопределение подростка) технологии социальной работы.

Специфичны технологии социальной работы с учащимися профтехучилищ, ссузов и вузов. Они также разнообразны и обусловливаются теми проблемами, с которыми сталкиваются представители этих групп обучающихся. Наиболее значимыми из них являются материальные, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социокультурные и социально-правовые. Для начинающих процесс обучения первокурсников на первый план выдвигаются проблемы адаптации, для более старших студентов — проблемы профессионального и личностного самоопределения, трудоустройства. Могут возникать и проблемы общения со сверстниками, преподавателями и др.

В образовательных учреждениях разных уровней обучения немало молодых людей с отклонениями от норм общественного поведения, поэтому необходимо активизировать социальную работу с лицами девиантного поведения и особенно усиливать профилактику и социальную реабилитацию обучающихся с девиантным поведением. Обе эти технологии реализуются непосредственно в местах обучения, но требуют участия и других социальных учреждений, входящих в структуру образования. Это очень сложное направление социальной работы, так как социальным работникам приходится иметь дело с молодыми людьми, чьи социальные и физические качества еще формируются и у кого не выработался иммунитет ко многим пагубным привычкам, которые к тому же кажутся им «привлекательными». Именно поэтому социальные работники должны обладать специальными знаниями и навыками диагностики девиантного поведения и опираться на опыт других специалистов и социальных учреждений.

Особые технологии применяются в интернатных учебных заведениях для беспризорных детей и подростков, а также в учебных заведениях для детей с различными физическими и умственными недостатками. В этих условиях технологии социальной работы сочетаются со специализированными медицинскими, психологическими, психиатрическими что дает положительный эффект.

Следующее направление социальной работы в сфере образования — работа с семьями обучающихся. Семья играет огромную роль в решении проблем школьников и студентов, поэтому социальному работнику необходимо постоянно взаимодействовать с этим важнейшим социальным институтом. Прежде всего, нужно обращать внимание на те семьи, которые могут способствовать возникновению тех или иных девиаций. Тип семьи лишь опосредованно влияет на формирование отклонений в поведении детей. Девианты могут появиться и в многодетной, и в неполной, и в однодетной семье. Но все же специалисты полагают, что вероятность развития детской девиации более высока в тех семьях, где родители мало общаются с детьми, не обращают внимания на их проблемы, не интересуются окружением детей, не контролируют их досуг. К тому же, немаловажную роль играют и другие объективные причины дезадаптации и девиации, в том числе экономические, медицинские, психологические. Диагностируя причины и проблемы, социальный работник вырабатывает методы воздействия и определяет технологии, которые могут помочь в разрешении конкретной ситуации обучающегося. И прежде всего это методы и технологии собеседования, консультирования (правового, психологического, семейного).

Такие методы приносят результаты тогда, когда родители стремятся помочь своему ребенку. Социальный работник может выбирать и более жесткие методы в защите интересов ребенка особенно тогда, когда семья выступает негативным фактором воспитания и обучения, например лишение родительских прав.

Социальная работа в системе образования традиционно была направлена на обучающихся. Но не надо забывать, что в этой сфере работают сотни тысяч учителей, преподавателей и других категорий персонала. Все эти люди также нуждаются в помощи и поддержке, реабилитации. Социальные технологии в этом направлении до конца еще не сформировались, но уже давно применяются такие испытанные методы оказания помощи, как консультирование, реабилитация, психологическая коррекция, тренинги и адаптация к новым условиям педагогического труда, социальнопедагогические технологии (повышение квалификации, переподготовка и др.).

Таким образом, мы рассмотрели некоторые важные аспекты социальной работы в сфере образования, показали ее специфику, содержание, направления деятельности, а также место и роль социального работника в этой очень значимой сфере общественной жизни. Именно от состояния образования зависит и общественный прогресс, и социальное благополучие, и социальная безопасность. Вот почему так важно и необходимо совершенствовать социальную работу с теми группами обучающихся и педагогических работников, которые требуют к себе особого внимания и заслуживают самого большого уважения.

Список литературы

социальная работа образование педагог

Жуков, В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития / В.И. Жуков. — М. : Финстатинформ,1998.

Жуков, В.И. Социальное образование в России / В.И. Жуков. — М. : Союз, 2000.

Закон РФ № 273 от 29.12.12 г. «Об образовании» // Российская газета. — 2012. — 31 дек. (№ 5976).

Мардахаев, Л.В. Методика и технология работы социального педагога / Л.В. Мардахаев, М.А. Галагузова. — М.: Академия, 2002. — 192 с.

Никитин, В.А. Начала социальной педагогики : учеб. пособие / В.А. Никитин. — М. : Флинта, 1998. — 72 с.

Организация социальной работы с различными группами населения и в различных сферах жизнедеятельности : метод. указания к семинарским занятиям / сост. В.А. Филатов. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2011. — 39 с.

Социальная работа: теория и практика : учеб. пособие / отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. — М. : ИНФРА-М, 2001. — 427 с.

Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : учеб. пособие / под ред. проф. П.Д. Павленка. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Дашков и К, 2008. — 608 с.

Технологии социальной работы : учебник / под ред. В.И. Жукова. — М. : Изд-во РГСУ, 2011. — 388 с.

Фирсов, М.В. Теория социальной работы : учеб. пособие / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. — М. : Владос. — 2000. — 432 с.

Размещено на