Электоральной активности молодежи

ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СРЕДИ

СТУДЕНТОВ ИГУ

Курсовая работа

По направлению «Политология»

 

Студент 2 курса очного отделения

__________________C. В. Лопатин

Руководитель:

__________________ . Д. А. Мясников

 

 

Защищена с оценкой

_____________________

 

Дата

_____________________

 

Иркутск 2016

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты формирования электоральной активности молодежи………………………………………………………………………
1.1 Понятие электоральной активности и его формирования……………
1.2 Методы повышения электоральной активности среди студенческой молодежи ………………………………………………………………..  
Глава 2.Причины низкой электоральной активности.………………………
2.1 Анализ мнения студентов ИГУ о причинах пассивности на выборах.    
2.2 Результаты исследования……………………………………………….  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
Список источников и литературы………………………………………………

 

 

Введение

Активность молодежи, формирование ее гражданской и жизненной позиции, желание участвовать в принятии государственных решений – это залог национальной безопасности государства. Однако практика проведения выборов различных уровней показывает, что активность молодого избирателя в последнее время снижается. Существует множество факторов, влияющих на электоральное отчуждение молодых избирателей: психологические, исторические, социальные, экономические и другие. В российской политической традиции их принято объединять в три основные группы: правовой нигилизм, недоверие к власти, негативная социальная адаптация. Таким образом, становится очевидной актуальность выработки комплекса мер по формированию политико-правовой культуры молодежи, преодолению ее электоральной пассивности, выстраиванию диалога между молодым поколением и органами государственной власти.

Объектом исследованиявыступают студенческая молодежь Иркутского Государственного Университета, в возрасте от 18-23 лет.

Предмет исследования – электоральная активность студентов ИГУ.

Гипотеза исследованиязаключается в том, что слабая избирательная активность студенческой молодежи является следствием низкой политической культуры и острых социально-экономических проблем.

Целью работывыступает раскрытие причин электорального отчуждения молодых избирателей. Для выполнения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Рассмотрение теоретических аспектов электоральной активности среди молодежи и её формирования;

2. Характеристика причин молодежного абсентеизма среди студентов.

3. Ознакомление с методами повышения электоральной активности.

4. Анализ мнения студентов ИГУ о причинах пассивности на выборах.

5. Выявление основных проблем отчуждения среди студентов.

Для того чтобы изучить данную тему более эффективно, в работе были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ литературы по данной теме;

2. Проведение социологического опроса.

Данная курсовая работа включает в себя 2 главы. Первая глава – теоретическая. В ней содержатся основные аспекты формирования имиджа

Вторая глава включает анализ восприятия образов С. Левченко и С. Ерощенко в период выборов губернатора Иркутской области с помощью социологического исследования.

Введение данной курсовой работы определяет актуальность, объект, предмет, цель, задачи, методы и гипотезу исследования. В заключении представлен вывод избирательной кампании 2015 года. Далее следует список использованных источников и литературы, а также приложения из проведённого исследования.


Глава 1. Теоретические аспекты формирования

электоральной активности молодежи

1.1 Понятие электоральной активности и его формирования

 

Электоральная активность предполагает активность населения, проявленную в ходе выборов. Она демонстрирует процент пришедших на выборы и проголосовавших результативно. Игнорирование выборов негативно сказывается на всей системе общественно-политических институтов страны, поскольку только с помощью волеизъявления граждан в полной мере могут реализовываться через вся-

ческие общественные ожидания, сдерживаться и разрешаться социальные

конфликты.

В социологии под молодежью понимается социально-демографическая

группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. Молодежь в свою очередь, представляет собой особую социально-демографическую группу в возрасте от 14 до 30 лет, проходящую стадию социализации и составляющую примерно пятую часть населения страны. По этой причине, электоральная активность молодежи, формирование ее гражданской и жизненной позиции, желание участвовать в принятии государственных решений является залогом национальной безопасности.

Опираясь на имеющиеся теоретические разработки, эмпирические данные представляется возможным выявить противоречие между заинтересованностью общества и органов государственной и муниципальной власти в сознательном, эффективном участии молодежи в электоральных процессах и преобладанием иррациональных и случайных мотиваций молодежного участия. С этим противоречием связана и основная проблема исследования. Она заключается в недостаточной изученности факторов, влияющих на молодежный электорат, следовательно, специфики избирательной культуры молодежи и путей совершенствования механизма управления избирательным поведением.

Электоральное поведение определяется как изменение в численности, и удельном весе голосов, отданных партиям и кандидатам на выборах, по сравнению с предшествующими выборами, а также как изменение в численности и удельном весе (по отношению к зарегистрированным избирателям абсентеистов (избирателей, не принявших участие в голосовании) и опустивших незаполненные или неправильно заполненные, а, следовательно, недействительные бюллетени. Поведение электората изучается на основании электоральной статистики и данных социологии и предполагает исследование процесса формирования выбора, факторов, влияющих на сохранение избирателями своих ориентаций и отказа от них, а также обстоятельств, определяющих конечный выбор избирателей, не имеющих устойчивый политических предпочтений.

Электоральное поведение в таком понимании может анализироваться как объективными (различными характеристиками социального положения), объясняющими специфику поведения отдельных групп, так и субъективными (самоидентификация с политическими партиями, символами, идеологиями, восприятие отдельных, в данный момент политических проблем, воздействие средств массовой коммуникации, личного общения и др.)

Существует три основные модели электорального поведения (в основе данного подхода к анализу электорального поведения лежит исследование, проведенное группой американских ученых Колумбийского университета под руководством П. Лазарсфельда в 1944 г., в котором основное внимание было уделено отдельным избирателям):

1.Социологическая модель выдвигает в центр внимания, наряду с анализом статистических данных результатов выборов, с одной стороны, анализ влияния текущей политики на решения избирателей с социально-структурными основополагающими их поведения.

2.Социально-психологическая модель — модель «зависимого избирателя» в которой партийная идентификация связана с процессами социализации, и, прежде всего юношеской социализации (точнее, партийных предпочтений родителей, семьи в целом).

Здесь же существенное влияние оказывает референтная группа, а также складывающаяся традиция голосования за представителей определенной партии.

3.Модель рационального выбора состоит в том, что каждый гражданин голосует за ту партию, которая, как он полагает, предоставит ему больше выгод, чем любая другая.

Из проведенного анализа теоретико-методологической базы мы делаем вывод о том, что электоральное поведение – это совокупность действий и поступков граждан, связанных с осуществлением местных или общенациональных выборов в органы власти, а также их участием в референдумах.

Бурное развитие электоральной деятельности сегодня вступает в противоречие с уровнем готовности и способности различных групп населения российских регионов, в особенности молодых избирателей, к эффективному участию в ней. Речь в данном случае идет не только о явке на избирательные участки, но о сознательном выборе и умении использовать инструмент выборов для защиты собственных интересов и достижения социальных целей. Исследуя электоральное поведение молодежи, мы в той или иной степени изучаем и специфику молодежной избирательной культуры, определяем основные тенденции ее развития. Это позволяет сформировать ясное представление о молодежи как субъекте политики в современном российском обществе, предложить концептуальные решения проблемы ее социальной субъектности в целом.

Исследуя электоральное поведение молодежи на региональном уровне, необходимо учитывать реальное состояние дел в молодежной среде, ее предпочтения и ориентации. Важными оценочными показателями здесь являются степень заинтересованности политикой и участие в ней, а также самоидентификация молодых людей с конкретными социально-политическими силами современной России. Данные критерии позволяют выявить отношение к политике, выступающей сегодня в качестве главного инструмента в механизме реформирования общества. Исследуя проблему сознательного и добровольного неучастия россиян в политической жизни страны мы выявили, что в основе этого современного явления лежит абсентеизм (от лат. absentis — отсутствующий).

Этим термином обозначают одну из форм бойкотирования выборов, отказ от участия в них, проявление безразличия к осуществлению своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит и т.п. Можно предположить, абсентеизм возникает тогда, когда исчезает внешнее принуждение к политической деятельности, когда у человека появляются право и реальная возможность воздержаться от политических действий. Анализируя причины, побуждающие избирателя приходить на избирательные участки, мы приходим к выводу, что поддержка тех или иных политических сил определяется совокупностью факторов социальной и экономической группы. Среди субъективных факторов, оказывающих влияние на исход выборов, можно выделить социальные характеристики электората: возрастная структура населения, уровень жизни, доля лиц с высшим образованием, региональная политическая культура и другие.

Среди объективных факторов электорального поведения населения выделяют: самовосприятие избирателем своей социальной принадлежности, целенаправленную деятельность политических партий и других общественных организаций, личность кандидата, текущие моменты политической жизни и особенности избирательной системы. Однако на исход выборов влияет не один фактор, а их сложное переплетение. В различных регионах значимость факторов неодинакова, и поэтому в каждом регионе следует выявлять наиболее значимый, приоритетный фактор или их группу.

 

Глава 1.2 Методы повышения электоральной активности среди

Студенческой молодежи

Абсентеизм является своеобразным измерителем уровня доверия к политической системе в целом. Зачастую он определяется двумя позициями: проявление недовольства политикой власти и сомнение в легитимности выборов одной части граждан, и отсутствие интереса в целом к выборам — другой. Общим для большинства российских аналитиков является суждение о том, что участию молодого поколения присущ «более экстремистский», по сравнению с традиционными стереотипами участия, характер. Общение с молодежью разного возраста позволило выделить три основные модели молодежного абсентеизма:

1. Первая может быть выражена так: «На выборы не хожу, потому что никому не верю». Данная модель голосования объясняет неучастие молодежи в выборах, исходя из общего неприятия действующей власти и института выборов. Выборы – это циничный процесс, их механизм, как полагают молодые избиратели, хорошо известен. За деньги кандидат нанимает команду, ему пишут речи, выпускают листовки, учат подстраиваться под избирателей – и победа обеспечена. Он много обещает, но ничего не делает. Молодые люди не хотят быть пешками в чужой игре и поэтому отказываются в ней участвовать.

 

2. Вторая модель негативного электорального поведения представляется так: «На выборы не хожу, потому что мой голос ничего не изменит». Неучастие молодежи в выборах объясняется обстоятельством, согласно которому на политической сцене отсутствуют силы, способные артикулировать и агрегировать интересы молодежи, что неизбежно ведет к неверию молодых людей в силы собственные.

 

3. Третья модель выражается следующей фразой: «На выборы не хожу, потому что мне это вообще неинтересно». Такая модель характерна для значительной части молодежи, которая занята своими собственными делами и для которой политическая жизнь вообще не представляет никакого интереса. Подобная формула является указанием на нежелание что-либо объяснять по поводу своего отношения к выборам. Она довольно удобна, поскольку за ней скрывается первая или вторая модели поведения.

 

На активность молодежи влияет ее отношение к современной политике.

В последнее время молодые люди стали активно интересоваться происходящем в стране, но при этом, все же многие из них не используют свое активное избирательное право. Это объясняется тем, что они усомнились в легитимности выборов, свободе своего волеизъявления в избирательном процессе. Вообще, следует особо подчеркнуть, что политическая обстановка в стране, а именно регулярные новости о коррупции и взяточничестве, о недобросовестном исполнении законов, о грязной борьбе партий между собой, о публичных оскорблениях порождают недоверие к органам власти и абсентеизм как следствие данного аспекта.

Существует несколько эффективных методов повышения электоральной активности молодежи. Первым, который можно применять к любой возрастной категории граждан, является анонимное анкетирование с указанием следующих критериев: пол, возраст, социальный статус (работающий/студент/пенсионер).

Такие опросы можно проводить в местах наибольшего количества пребывания молодежи: в парках, скверах, кинотеатрах и т.д.

Немало важным является проведение встреч представителей ТИК с избирателями, организацию семинаров, конференций, конкурсов, выставок, форумов, которые сейчас регулярно проводятся региональными избиркомами. Не будут лишними памятки для молодого избирателя (особенно для тех, кто голосует впервые), общественного наблюдателя. Помимо мотивирующих факторов, на граждан могут повлиять программы обучения, возможность тщательнее разбираться в избирательном процессе, самим стать общественными наблюдателями и проследить за системой выборов в действии.

Проблема электоральной активности молодежи имеет в значительной

степени комплексный характер и как следствие имеет множество путей решения, которые необходимо применять в совокупности. Анализ существующих форм и методов, направленных на повышение избирательной активности молодежи, позволяет выделить несколько групп.

К первой группе относят организацию различного рода специализированных мероприятий, направленных на поддержание интереса к выборам, избирательным процедурам, избирательному праву, избирательным технологиям. К ним относят мероприятия досугового плана: концерты, выставки и т.п., и мероприятия образовательного и научного характера: деловые игры, дебаты, конкурсы научных работ, олимпиады, конференции.

Ко второй группе относят материальные средства стимулирования избирательной активности, направленные на привлечение молодежи на избирательные участки в день голосования. Это, например, вручение подарков избирателям, голосующим впервые, билеты на концерты, проведение лотерей среди избирателей, участвовавших в голосовании и т.п.

Третья группа включает в себя политологические средства. Это различного рода конкретные обещания кандидатов и партий в ходе избирательных кампаний, рассылка смс-сообщений с призывами прийти на избирательный участок, обход агитаторами домов и квартир, рассылка писем.

Четвертую группу составляют организационные средства, это в частности создание специализированных органов по делам молодежи, например, Комитет по делам молодежи Иркутской области, квотирование мест для молодых депутатов политическими партиями.

К пятой группе относят правовые средства, в числе которых стоит назвать легальное закрепление форм участия молодежи в общественно-политической жизни через такие институты как молодежный парламент, общественные молодежные организации, и в целом создание соответствующей нормативной базы для вовлечения молодежи в общественно-политическую деятельность.

Свое нормативное закрепление многие из указанных средств нашли в

Молодежной электоральной концепции[2]. Так, в качестве основных форм и

методов повышения электоральной активности молодежи в ней названы

следующие:

– правовое просвещение молодых и будущих избирателей;

– обучение будущих избирателей;

– проведение дня молодого избирателя;

– привлечение молодежи к работе в избирательных комиссиях;

– взаимодействие с молодежными парламентами;

– повышение правовой культуры молодых журналистов, освещающих

ход избирательных кампаний, референдумов.

Глава 2. Причины низкой электоральной активности.

2.1 Анализ мнения студентов ИГУ о причинах пассивности на выборах.

 

Политическая культура, как и любая другая, характеризует уровень интеллектуального эмоционального развития человека и общества в области политических отношений, она производна от качества и глубины усвоения политических

знаний и имеет своим результатом деятельность по преобразованию общественных отношений. Высокая политическая культура общества, в том числе молодого поколения, и является необходимым условием подлинной демократизации, которое означает широкое участие населения в процессах организации общества и системы власти в нем.

К экономическим условиям относится: низкая заработная плата, безработица, высокие цены и т. п. Так, например люди с наименьшими доходами — они не живут, а выживают. Поэтому где уж тут думать о предстоящих выборах, кандидатах и их предвыборных программах. Платное образование делает невозможным получение знаний молодежи из малообеспеченных семей, и они идут работать, а те же, кому удалось поступить и окончить высшее учебное заведение, не могут устроиться по специальности.

Уровень социального положения молодых людей и их семей также оказывает влияние на отношение к избирательному процессу. Существует такое понятие как социальная стратификация — это система признаков социальной дифференциации. На основе таких признаков как образование, бытовые условия, занятие, доходы, психология, религия и т.п. общество делится на «высшие», «средние» и «низшие» классы. Такое электоральное поведение демонстрируют не только различного рода неформалы и радикалы, но и часть студенческой и рабочей молодежи, которая поглощена проблемами исключительно личного характера. К сожалению, число молодых людей, придерживающихся данной позиции, постепенно возрастает.

Таким образом, одной из важнейших задач российского государства должно стать преодоление абсентеизма. Для этого необходимо постепенно внедрять в сознание молодежи установки ответственности граждан за происходящее в стране. Противовесом, указанным тенденциям могла бы стать конституционная норма, устанавливающая обязательное участие в голосовании для граждан. Видимо, не случайно в молодежной среде доминирует установка, что политика – это «грязное дело». Регулярное невыполнение политиками своих обещаний, политические скандалы, связанные с коррупцией, личной нечистоплотностью, нечестностью, непорядочностью являются основными темами СМИ во время избирательных компаний, поэтому перестали быть сенсациями. Более того, они оказались органично вплетены в ежедневные обыденные коммуникации, все это в комплексе негативно отражается на характере электоральной активности молодых избирателей, их политических предпочтениях.

Итак, в основной своей массе молодежь оказалась представленной самой себе, что, естественно, сказалось на характере ее общей и политической социализации, формировании гражданских качеств, социального и политического поведения, в том числе и электорального. За годы реформ в молодежной среде сложилась особая негативно-психологическая атмосфера, своя система ценностных ориентации. Переломить сложившееся политико-психологическое отчуждение молодежи возможно лишь реальными проектами политических и социальных институтов, созданием для нее правовых, экономических и организационных условий и гарантий, обеспечивающих ей субъектное отношение к проводимым в стране реформам.

 

2.2 Результаты исследования.

 

Для проведения исследования было проведено анкетирование среди студентов ВУЗа г. Иркутска – Иркутского Государственного Университета.

Исследование проводилось в мае 2016 года с целью анализа причин низкой электоральной активности студентов. В качестве целевой группы были взяты студенты, обучающиеся в ИГУ. В ходе исследования было опрошено 60 студентов ИГУ в возрасте от 18-23 лет.

Для опроса было использовано заочное анкетирование посредством разосланного респондентам файла через социальные сети. При проведении исследования также широко применялись методы – опрос, наблюдение и анализ документов. Обработка результатов осуществлялась методами математической статистики.

Была разработана анкета, включающая 10 вопросов.

Согласно проведённому исследованию, среди опрошенных студентов на вопрос: интересуетесь ли вы политикой? Голоса респондентов показывают, что большинство из них не интересуется. «Нет» — ответили 60% ,это 36 студентов (прил. 2.2).

Наиболее четким и показательным индикатором политической активности или неактивности населения является участие в выборах. По полученным данным на вопрос «Скажите, пожалуйста, Вы лично участвуете в выборах всегда, часто, редко или никогда не участвуете в выборах?» респонденты от 18 до 23 лет ответили следующим образом: 46,6% / 28 – редко, 20,0% / 12 чел.– никогда, 16,6% / 10 чел. – всегда, 13,3% / 8 чел. – часто, 3,3% / 2 чел.– затруднились ответить.

Задавая вопрос «Согласны ли вы с утверждением, что результаты выборов отражают мнение народа?» респонденты от 18 до 23 лет ответили следующим образом: 25% / 15 чел. — согласны, 70% / 42 чел — не согласны, 5% / 3 чел. — затруднились ответить. Можно сделать вывод, что среди студентов ИГУ бытует устойчивое недоверие к институту выборов.

Анализируя данные, можно сказать, что большинство опрашиваемых студентов Иркутского Государственного Университета пассивно в своих политических устремлениях. Однако каждое демократическое общество заинтересовано в активной гражданской позиции своих членов и, особенно, молодежи, как стратегического ресурса общества. Решение стоящей перед Россией задачи построения гражданского общества невозможно без активного вовлечения молодежи в общественную жизнь.

Большинство молодого поколения России характеризуется низким уровнем доверия к политике и власти, а также высоким процентом политических абсентеистов, что ставит под сомнение легитимность существующей политической системы и возможность становления гражданского общества в нашем современном государстве. На вопрос: «Скажите, пожалуйста, с чем связана точка зрения, что молодежь в настоящее время аполитична и на выборы в большинстве случаев не ходит?» были получены следующие ответы: Выборы – игра, ничего

не решают — 53,3% /32 чел; это не интересно — 35,0% / 21 чел; Много дел, нет времени — 11,7% / 7 чел.

Исходя из полученных ответов можно предложить следующие модели электорального поведения молодежи на выборах:

Первая модель может быть выражена следующим образом: «На выборы не хожу, потому что мой голос ничего не изменит». Исходя из этой модели неучастие молодежи в выборах объясняется тем обстоятельством, что на политической сцене отсутствуют политические силы, способные артикулировать и агрегировать интересы молодежи, что неизбежно ведет к неверию молодых людей в собственные силы.

Вторая модель негативного электорального поведения может быть выражена так: «На выборы не хожу, потому что мне это вообще неинтересно». Эта модель характерна для значительной части молодежи, которая занята своими собственными делами и для которой политическая жизнь вообще не представляет никакого интереса. Для части респондентов данная формула является указанием на нежелание что-либо объяснять по поводу своего отношения к выборам.

 

Заключение

Подводя итог, стоит отметить, что исследование темы электорального поведения вообще, и в частности на примере студентов ИГУ, имеет большое значение в рамках построения в России развитого демократического общества. Отношение граждан к процессу выборов, как лакмусовая бумага, помогает определить степень приверженности населения демократическим ценностям.

Можно сказать, диагностика существующего политического и демократического климата в стране, попытки повлиять на его формирование, несомненно, внесут свой вклад в обеспечение реального соблюдения избирательных стандартов в Российской Федерации. Опыт правового воспитания молодежи, формирования правовой культуры, повышения электоральной активности в российской практике пока невелик. Этой проблематикой должны заниматься все уровни власти: от государственной до муниципальной. Важно не забывать, что PR, с его коммуникативными возможностями и ориентацией на диалог, способен помочь как формированию позитивного имиджа органов управления, их легитимности, так и становлению активного молодого избирателя. Принципиально возможно изменить отношение молодежи к политике только тогда, когда она почувствует себя реальным участником и субъектом всех процессов, происходящих в стране. Это станет возможно, если молодежная политика станет приоритетной в России реально, а не формально, будут решены другие социальные вопросы.

Сегодня, как никогда ранее, необходимо её исследование, которое позволит дать максимально возможный достоверный прогноз избирательной активности молодёжи, её ориентаций в преддверии президентских и парламентских выборов. Сделать это необходимо, чтобы на основе такого прогноза обеспечить разработку и реализацию эффективной стратегии управления избирательными кампаниями в молодёжной среде. В целом можно сделать вывод о том, что поскольку такая демографическая группа как молодежь является наиболее динамично развивающейся, наименее устойчивой, но в тоже время играющая роль основного населения в дальнейшем развитии государства, поэтому следует говорить о проблемах не только в сфере избирательной активности, но и касательно действий молодежи в целом. Тем не менее, электоральная активность может считаться неким мерилом ситуации в сфере молодежной политики и общественной жизни молодых людей.

Из вышесказанного необходимо констатировать, что в привлечение молодежи к политическому процессу должны быть задействованы как государственные институты власти, так и не государственные. Широкое участие молодежных, волонтерских, общественных организации, студенческих научных кружков и обществ в работе избирательных комиссий различного уровня, открытость и защищенность наблюдателей оппозиционных политических объединений при подсчете голосов, публикация фактов фальсификации на страницах как государственных, так и независимых СМИ будут способствовать повышению уровня доверия среди молодежи, повышению ее правовой грамотности и политической активности.

Молодёжь в любом обществе была и остаётся наиболее активной и деятельной его частью. Молодёжь России — не исключение. Она действительно заинтересована в решении не только собственных проблем, но в реализации государственных задач, помощи обществу в целом. Для конструктивного взаимодействия государственной власти и молодёжи, необходима заинтересованность политических субъектов проблемами молодёжи, готовность прислушиваться к её мнению, восприятие молодого поколения как полноправной части общества, способной к адекватному сотрудничеству. Воспитание в молодом поколении чувства собственного достоинства, патриотизма, чувства ответственности за происходящие в жизни страны события и желания эффективно влиять на них в соответствии со своими интересами, в совокупности с необходимым уровнем правовой культуры, будет способствовать осознанию собственной роли в отношениях между властью и гражданином. Только открытость и действительное желание сотрудничества с молодёжью со стороны власти, будет гарантом добровольного участия молодого поколения в политической жизни страны, и, в частности, реализации своего электорального права.