МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 Основные социально-психологические особенности молодежи…..6

1.1 Молодежь как социально-демографическая группа………………………..6

1.2 Социальная компетентность как качественная характеристика успешной социализации …………………………………………….………………….15

ГЛАВА 2 Роль деятельности молодежных объединений в социализации и развитии молодежи………………………………………….…………………..21

2.1 Состояние и тенденции развития молодежных объединений современности……………………………………………………………………21

2.2 Социальный потенциал молодежных объединений………………………25

ГЛАВА 3 Эмпирическое исследование развития социальной компетентности членов молодежных объединений………………………………………………31

3.1 Описание программы исследования………………………………………..31

3.2 Описание исследования………………………………………………………..34

3.2.1 Характеристика респондентов…………………………………………….34

3.2.2 Результаты исследования………………………………………………….35

3.2.3 Обсуждение результатов исследования………………………………….47

Заключение………………………………………………………………………..49

Список литературы………………………………………………………………51

Приложение 1…………………………………………………………………….53

Приложение 2…………………………………………………………………….55

Приложение 3…………………………………………………………………….57

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях успешное становление эффективного демократического государства и обеспечение условий конкурентоспособности России и ее граждан, во многом определяется позитивным участием молодежи в процессах реформирования общества, степенью ее активности, сознательности, гражданской позицией, социальной защищенностью.

Молодежь, в большей своей части, занимает особое положение в обществе в силу того, что она обладает высоким, но несформированным потенциалом, как в профессиональной, так и социальной жизни общества, поэтому она практически не готова участвовать в процессе преобразования России, выступать реальным партнером государственных органов, законодательной и исполнительной власти всех уровней в решении задач социального, воспитательного и иного характера.

Формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны. В этом смысле, молодежь — объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития Российского государства и общества.

2 стр., 714 слов

Социокультурные и психологические аспекты становления и деятельности ...

... функции неформальных объединений по отношению к социализации, взросления, развития подростков и молодежи. 2. Перечислите отличительные атрибуты молодежной субкультуры различных неформальных объединениях. 3. ... асоциально - криминогенных молодежных формирований /А.А. Сукало.- Л.: ЛГИК, 1991. - 1 раздел. 8. Щепанская Т.Б.Символика молодежной субкультуры:Опыт исследования системы. СПб.,1998   ...

Политика по отношению к молодежи формируется на уровне общества и государства. Государство обладает наибольшими ресурсами для проведения целостной молодежной политики. Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.

Для укрепления позитивных тенденций в молодежной среде государственная молодежная политика должна быть сориентирована на поддержку и содействие реализации гражданских инициатив, участие в общественно значимой и социально полезной деятельности в сочетании с необходимыми мерами социальной защиты, содействия адаптации и современным социально-экономическим условиям, корректным взаимодействием в случае проявления отклоняющегося поведения.

Участие молодых людей в деятельности молодежного объединения связано с проявлением социальной активности личности, механизмом осуществления ее потребностей и интересов и, в то же время, служит источником изменения ценностных ориентации, формирует определенные стереотипы сознания и поведения. В этом смысле объединение выступает в роли посредника между личностью и обществом: с одной стороны, оно воздействует на социальную реальность в соответствии с интересами молодого человека, с другой — влияет и на его мировоззрение.

Признавая научное значение современных работ в области ювенологии, социологии организаций, исследований «третьего сектора», стоит отметить актуальность изучения детерминирующих факторов и особенностей развития молодежных общественных объединений. Необходимо выявить, являются ли они значимым ресурсом развития гражданского общества в России, в какой мере они «улавливают» актуальные потребности молодежи, как они способствуют решению социальных проблем, проявлению инициативы и активности молодых людей.

Таким образом, актуальность темы исследования и необходимость его научно-практического осмысления определили цель и задачи данной работы.

Цель: определить возможности молодежных общественных объединений в развитии социальной компетентности молодежи.

Под социальной компетентностью мы понимаем совокупность конкретных качеств личности, способностей, социальных знаний и умений, субъективная готовность к самоопределению, обеспечивающие интеграцию человека в обществе посредством продуктивного выполнения им различных социальных ролей.

Достижение поставленной цели осуществляется через постановку и решение следующих исследовательских задач:

1. Проанализировать основные социально-психологические особенности молодежи;

2. Рассмотреть социальную компетентность как качественную характеристику успешной социализации молодежи;

24 стр., 11622 слов

Личность в системе социальных отношений и её социально-психологическая структура

... исторического и социального процесса. Статус личности «задается» системой общественных отношений, социальных образований и дополняется позицией личности и ее ролями – социальными функциями. Позиция личности представляет сложную систему отношений – к обществу, людям, труду, ...

3. Проанализировать потенциал молодежных объединений в социализации и развитии социальной компетентности молодежи;

Объект исследования: молодежные общественные объединения, молодежь являющаяся членами молодежных общественных объединений.

Предмет исследования: развитие социальной компетентности членов молодёжных общественных объединений.

Гипотеза исследования состоит в том, что у членов молодежных объединений уровень социальной компетентности выше относительно молодежи, не принимающей участие в деятельности молодежных объединений.

ГЛАВА 1. Основные социально-психологические особенности молодежи

1.1 Молодежь как социально-демографическая группа общества.

Выделение молодежи как социально-демографической группы населения и длительность периода “молодость” для различных социальных групп определяется их местом в социально-статусной структуре общества. Важнейшей стороной социализации является становление молодого человека как профессионала и гражданина. Чем сложнее сфера профессиональной деятельности, тем больше длительность фазы “молодости”, и чем выше статус социальной группы, тем продолжительнее эта фаза.

Становление личности происходит в течение всего активного периода жизнедеятельности человека, но наиболее интенсивно это осуществляется в периоды детства и юности. Детство можно рассматривать как этап развития, когда происходит интенсивный рост всех органических систем человека, а психосоциальные процессы, обеспечивающие жизнедеятельность личности в социуме, остаются на втором плане. Период молодости больше характеризуется качественным развитием личности, хотя количественный рост также происходит, но менее интенсивно.

В период качественного развития происходит “созревание” психических, смысложизненных, духовно-нравственных и ценностно-мировоззренческих структур, осуществляются процессы ролевой социализации, формирование творческого потенциала личности. На этой основе осуществляется не только социализация, но и индивидуализация молодого человека, самоосознание его как полноценной личности, социального субъекта, самостоятельного в своих решениях и социально ответственного. Здесь следует учитывать, что все это осуществляется на индивидуально личностном уровне, но общество так или иначе стремится оказывать влияние на этот процесс через различные социальные институты, в том числе и через систему образования и воспитания.

Фаза “созревания” или “взросления” особенно сложна для молодежи в современном российском обществе, когда происходит переход от социокультурной модели формирования личности традиционного типа к модели, соответствующей постиндустриальной цивилизации. Для личности первого типа характерна ориентация на однозначную детерминацию с ограниченной свободой выбора и низкой степенью ответственности за результаты своей деятельности. Во втором случае одной из главных особенностей личности будет способность к выбору в широком спектре возможностей, что связано с необходимостью оценки степени вероятности достижения поставленной цели и полнотой ответственности за результаты своего выбора.

Среди социологов и демографов более трех десятилетий продолжаются дискуссии по поводу определения понятия “молодежь” как возрастной когорты и возрастных границ для этой социально-возрастной группы населения. Под возрастными когортами понимаются выделяемые в социокультурной традиции данного социума стадии жизни, этапы жизненного цикла личности, с которыми ассоциируется определенный круг видов деятельности, занятий, статусов, социальных ролей, психологической комфортности, мировосприятия, самоидентификации. [4] Жизнь возрастной группы организуется в соответствии с культурными нормами и социальными ролями, которые регулируют её поведение. Со своей стороны, каждая такая группа на разных этапах своего существования осуществляет отбор социокультурных форм жизнедеятельности в данном обществе.

13 стр., 6122 слов

Ценностно-смысловая структура личности современной молодежи

... без учета определяющего значения исторических и социальных факторов развития личности [13]. Согласно созданной В. Франклом ... личности современной молодежи. Цель исследования: изучить ценностно-смысловую структуру личности современной молодежи. Объект исследования: ценностно-смысловая структура личности. Предмет исследования: ценностно-смысловая структура личности современной молодежи. ...

Возраст — количество лет, прожитых со дня рождения, а «возрастной статус» — понятие более широкое, характеризующее социальное положение человека с учетом его возраста. С этим связаны и возрастные роли как совокупность социальных ожиданий в соответствии с возрастным статусом. Четкое осознание собственных социальных ролей определяет мировосприятие возрастной группы, уровень её внутрипоколенческой сплоченности.

Возрастные границы периода “молодости” достаточно подвижны и во многом социально обусловлены. В различных сферах жизнедеятельности молодого человека в обществе как нижняя, так и верхняя границы молодежного возраста определяются неодинаково, и сам этот период имеет разную временную длительность. Нижняя граница в современной ювенологии, как правило, устанавливается по биопсихическим параметрам: половому созреванию, физическому росту, становлению устойчивой психики и переходу к внутренним проблемам личности, её самоопределению в мире. Верхняя граница связана с наступлением социальной «взрослости», которая характеризуется тем, что человек здесь обладает правом свободы выбора и принятия самостоятельных решений, а также всей полнотой ответственности за результаты своего выбора и действий по его осуществлению.

С позиции психологии, определение периода молодости связано с фазовым подходом, где каждый период развития личности выделяется по характеру переломных, критических точек и стадий единого целостного жизненного цикла.[11] Границы молодежного возраста здесь соотносятся с кризисными периодами возрастного развития. Нижняя граница определяется первым кризисом личностного развития, который начинается в 15-16 лет с попыток смысложизненного самоопределения и обусловливается выбором будущих социальных ролей. Верхняя граница определяется вторым кризисом в духовно-мировоззренческом аспекте, как бы завершающим молодость. Он происходит в возрасте 27-28 лет, когда уже к этому времени сформированы смысложизненные цели, система ценностей, определены мировоззренческие ориентиры и позиции, прошел период профессионального самоопределения и становления, а молодой человек конституируется в обществе как самостоятельная личность, имеющая определенный социально-профессиональный статус.

Кроме того, существуют и различные методологические подходы, которые используются различными науками. Так, например, ведущие ученые в сфере социологии молодежи, в настоящее время выделяют более десяти наиболее типичных подходов к определению понятия «молодежь» и «молодость». В их число входят: психофизиологический, социально-психологический, ролевой, субкультурный, конфликтологический, стратификационный, субъективный, социализационный, интеракционистский и аксиологический процессуальный подходы. [9]

5 стр., 2071 слов

Социально-психологические характеристики молодежи

... развития, которые проходит фирма за период своего существования. Эта теория рассматривается в рамках менеджмента и подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития (аналогия с живыми существами): становление, ... пробах и социальном экспериментировании; · социально-негативная тенденция обнаруживается в приобщении ... от них зависит её развитие. Молодежь уже давно определяет политическую, ...

Конституирующим признаком для выделения молодежи как социального субъекта, должен быть такой, который позволил бы выявить его сущность. В число признаков, составляющих содержание понятия “молодежь”, не следует вводить возрастные границы, поскольку они подвижны для различных социумов в разные периоды их развития. В соответствии с такого рода методологической установкой, в качестве основного конституирующего признака молодежи можно принять фактор социализации в различных сферах жизнедеятельности общества, в процессе которого происходит освоение социальных ролей, становление социально-профессиональных и гражданских качеств личности. Процесс социализации молодежи может выступать в качестве конституирующего, сущностного фактора постольку, поскольку он охватывает практически все сферы становления молодого человека и, в той или иной форме, всегда был присущ вхождению нового поколения в социальную жизнь общества. Наряду с этим, сущностной особенностью современного отношения общества к молодежи является то, что, с одной стороны, молодые люди до определенного возраста (или достижения статуса) ограничиваются в тех или иных правах (в дееспособности), а с другой стороны, — им создаются особые (льготные) условия для их социально-статусного и личностного развития. Общество в той или иной степени создает как бы «тепличные условия» для полноценного развития и социализации молодого поколения, снимая с него часть социальной ответственности и заботы о своем материальном обеспечении.

Исходя из этого, можно определить понятие «молодежь» как социально-возрастную группу населения, которая находится в стадии своего социального становления и освоения социальных ролей, имеющую ограничения в дееспособности по различным сферам участия в социальной жизни общества и пользующуюся определенными социальными льготами на период своего становления.

Молодежь здесь предстает как совокупность молодых людей, которым общество, в пределах установленных границ возраста, предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их некоторыми льготами и освобождая, в той или иной степени, от экономического принуждения, но ограничивая в полноценной дееспособности по различным сферам участия в жизни социума. Так, например, в период социализма существовало положение о молодом специалисте, где, с одной стороны, снималась часть ответственности за результаты его работы, а с другой, — ограничивались возможности роста его профессиональной карьеры.

В то же время молодежь не выступает как определенная социальная целостность, самостоятельный социальный субъект, а представляет собой номинальную социально-возрастную группу. С этих позиций о молодежи можно говорить как о внутренне дифференцированной совокупности молодых людей.

В период “молодости” на этапе наиболее интенсивного социокультурного становления личности решаются две основные группы проблем молодежи. Первая из них связана с проблемами личностного становления, которые молодые люди ставят и решают сами для себя — это взросление, самопознание, саморазвитие, самоопределение в социальном мире. Решение данных проблем зависит, прежде всего, от самой личности, от её активности, способности к рефлексии, силы воли, психологической устойчивости, задатков и способностей к различным видам деятельности, а в целом — от уровня жизнеспособности. Здесь происходит внутренняя самореализация в процессе формирования способностей и личностных качеств на основе задатков, формируются смысложизненные цели, и создается потенциал внешней самореализации, выступающей движущей силой достижения социально-значимых целей. Вторую группу проблем для молодежи определяет общество. Для эффективной жизнедеятельности и продуктивной самореализации в социальной среде необходимо освоение социальных ролей, достижение определенного социального статуса, формирование гражданских качеств личности.

4 стр., 1805 слов

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.ИНДИВИДНЫЕ СВОЙСТВА ...

... не данность, а результат развития. 3. Социально-исторический образ жизни как источник развития личности Введение представлений о социально-историческом образе жизни как источ-нике развития личности позволяет исследовать развитие личности на пересечении двух ...

Процесс становления социальной зрелости молодёжи, выбор ею жизненного пути происходят во всех основных сферах жизнедеятельности личности, реализуясь посредством обучения и воспитания, усвоения и преобразования опыта старших поколений. Основными социально-психологическими регуляторами этого процесса и одновременно показателями положения молодёжи в обществе и в структуре исторического процесса развития выступают ценностные ориентации, социальные нормы и установки. Они определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения.

Молодость — это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование — характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему возрасту. Это связано с тем, что период активной ценностно-созидательной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённостью молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых черт и качеств — стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Неуст……..

ого технического университета, №1 (13).

— 2005.

7. Левичева, В. Ф. Неформальные самодеятельные объединения / В. Ф. Левичева // Знание. — 1989. — № 6. — 61с.

8. Маслоу, А.Г. Психология бытия / А.Г. Маслоу. — М.: — 1997.

9. Немов, Р.С. Психология. Кн. 1 / Р.С. Немов. — Москва: Просвящение: ВЛАДОС: — 1995. — 576с.

23 стр., 11283 слов

Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр

... объединения, которое на том или ином этапе своей работы не применяло интеллектуальные и творческие игры как средство развития ... когда попытки теоретического анализа данного явления пытаются осуществить люди, далекие от практики, а практические разработки не получают ... Сборник одобрен к публикации кафедрой психологии Владимирского Государственного Педагогического Университета. Рецензенты: - доктор ...

10. Официальный сайт Молодежного общественного объединения «Молодая гвардия Единой России» [Электронный ресурс] // (www.molgvard-krsk.ru)

11. Официальный сайт Молодежного общественного объединения «Наши» [Электронный ресурс] // (www.nashi.su < >12. Практикум по социологии молодежи / Ю.Р. Вишневский [и др.]. — М.: Социум, — 2000. — 20с.

13. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии // Психология развития человека: учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. — М.: — 2000. — 308-330с.

14. Сухов, А.Н. Прикладная социальная психология./ Под ред. А.Н.Сухова и А.А. Деркача. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: Модэк: — 1998.

15. Ширыбанов, С.В. К вопросу о лидерстве в юношеском возрасте // VIII Международная конференция студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов — 2001». — Нижний Новгород, 2001.

16. Эльконин, Д.Б. К проблеме контроля возрастной динамики психического развития детей. / О диагностике психического развития личности / Д.Б. Эльконин. — Таллин: 1974. — 129 — 141с.

17. Энциклопедия социальной работы: в 3 томах. — Т. 1: — М.: Центр общечеловеческих ценностей. — 1993. — 226с.