Организация социальной защиты населения в пенитенциарной системе

Организация социальной защиты населения в пенитенциарной системе

В процессе общения людей возникают нормы поведения, являющиеся общепринятыми правилами, а следование им становится обязанностью каждого члена общества. Существует два вида нормативных систем: моральные нормы, нарушение которых приводит к изменению отношения к нарушителю со стороны других членов общества; правовые нормы, нарушение которых преследуется наказанием. До возникновения государства правовые и моральные нормы четко не разграничивались и лишь в условиях государственности создаются специальные институты права и принуждения, основным элементом которых становится наказание.

В истории известны различные теории наказания. Так, на протяжении многих веков действовала теория Талиона — теория возмездия за совершенное преступление. Она была частично поддержана Аристотелем, утверждавшим, что если размер наказания не обеспечивает исправление преступника, то он должен быть увеличен. Против этой теории выступал Протагор, говоривший, что наказание есть способ выпрямления прямого сосуда, подразумевая под этим такие функции наказания, как исправление и обезвреживание преступника. Наряду с теорией возмездия развиваются и другие теории: теории устрашения, целесообразности, психологического принуждения и др. Томас Гоббс отрицал наказание, но полагал, что оно необходимо для устрашения преступника, что позволяло предупреждать новые преступления. Против жестокого наказания выступали в XVIII в. итальянец Чезаре Беккариа и француз Жан-Поль Марат. В XIX в. немецкий ученый Барт говорил, что наказание безнравственно, но необходимо, ибо государство всегда стоит перед выбором: отказаться от защиты интересов общества или наказать преступника.

Рассмотрим, что такое уголовное наказание. Имеется несколько характерных черт, характеризующих этот институт права. Во-первых, наказание предусмотрено уголовным правом и осуществляется от имени государства. За ошибочно назначенное наказание ответственность несет тоже государство. Во-вторых, наказание может быть назначено лишь в отношении лица, признанного виновным. В-третьих, наказание всегда связывается с определенными лишениями и ограничениями для этого лица и приносит определенные моральные страдания.

В истории известны более 100 видов наказания. Их можно сгруппировать следующим образом:

1. Предусматривающие лишение жизни наказуемого. В настоящее время сохранились шесть видов смертной казни: повешение, расстрел, электрический стул, газовая камера, инъекция яда, побивание камнями. Однако половина стран отменила либо ввела мораторий на смертную казнь, в том числе и Россия.

7 стр., 3308 слов

Теория постиндустриального общества д. Белла

Фрейд обосновал гипотезу о существовании особого уровня человеческой психики, отличающегося от сферы сознания - бессознательного, которое оказывает мощное воздействие на сознание. Впоследствии, опираясь на краеугольный камень классического психоанализа - постулат о тождестве (единстве) филогенеза (общеисторического развития) и онтогенеза (индивидуального развития) душевной жизни человека и ...

2. Причиняющие физические страдания для наказуемого (порка, клеймение, отрубание рук и т.д.).

3. Связанные с лишением определенных прав (от поражения в правах до запрета заниматься определенным видом деятельности или занимать определенную должность либо лишение наград и званий).

4. Связанные с возложением дополнительных обязанностей (исправительные работы, возложение обязанностей загладить нанесенный ущерб, обязательные работы).

5. Связанные с мерами имущественного характера (штраф, конфискация имущества).

6. Связанные с лишением или ограничением свободы. Этот вид наказания как раз и осуществляется в работа в пенитенциарных учреждениях">пенитенциарных учреждениях. Места предварительного заключения делятся на изоляторы временного содержания. В них содержатся подозреваемые в совершении преступления. Срок содержания — до 10 суток, а по некоторым преступлениям — до 30 суток. Следственные изоляторы (СИЗО) предназначены для содержания обвиняемых, а также осужденных, приговоры в отношении которых еще не вступили в законную силу. Там же могут содержаться лица, осужденные на срок до 3 лет за нетяжкие преступления и в пределах 7% от общей численности содержащихся под стражей.

Учреждениями, исправляющими наказание, являются:

1. Исправительно-трудовые колонии (ИТК).

ИТК делятся на мужские и женские. Мужские бывают трех видов режима — общего, строгого и особого (жесткого), женские — общего и строгого.

2. Воспитательно-трудовые колонии (ВТК).

Там содержатся несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. Иногда до 21 года, но только по рекомендации администрации и определением суда в интересах перевоспитания. ВТК бывают для мальчиков и для девочек. Причем для мальчиков — двух видов режима (общего и усиленного), а для девочек — общего.

3. Тюрьмы — учреждения с наиболее суровым режимом содержания — общим и строгим.

7 стр., 3050 слов

Назовите причины, виды, общие признаки умственной отсталости приобретенной.

ТЕМА 9. СЛАБОУМИЯ (ПРИОБРЕТЕННАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ). СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗЛИЧНЫХ ПОРАЖЕНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА. ВОПРОСЫ: 1. Назовите причины, виды, общие признаки умственной отсталости приобретенной. 2. Перечислите и охарактеризуйте психические расстройства при травмах головного мозга. Дайте им судебно-психиатрическую оценку. 3. Перечислите и охарактеризуйте психические расстройства ...

4. Исправительно-трудовые колонии-поселения — отличаются более мягким по содержанию средством воздействия в сравнении с режимами других учреждений. Делятся на три категории: для осужденных за неосторожные преступления; для лиц, совершивших умышленные преступления, но осужденных не более чем на 5 лет; для лиц, твердо вставших на путь исправления и переведенных из учреждений общего и строгого режимов.

Уголовный кодекс РФ предусматривает создание еще двух видов пенитенциарных учреждений: арестных домов для исполнения ареста на срок от 1 до 6 месяцев и мест отбытия ограничения свободы.

Правовые основы социальной защиты осужденных

Всеобщая декларация прав человека (1948) и Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) определяют основные права человека на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, право не подвергаться пыткам и жестокому обращению, произвольному аресту. В 1955 г. были приняты Минимальные стандарты правил обращения с заключенными и управления пенитенциарными учреждениями, которые декларировали принципы содержать заключенных как можно ближе к дому, предоставлять учебные материалы; обеспечивать минимальную поддержку семьям заключенных; уважать религиозные убеждения и культурные традиции, создавать условия для работы заключенных, которая бы приносила им денежные средства, предоставлять право на медицинское обслуживание и создавать условия для адаптации лиц, отбывших наказание. В 1984 г. была принята Конвенция против пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Эта Конвенция налагает на государства-участники запрет на применение пыток или применение жестоких, бесчеловечных видов обращения и наказания. В 1985 г. приняты минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Рекомендуется содержать несовершеннолетних заключенных в условиях, исключающих вредные влияния и учитывающих возрастные особенности.

Главными российскими правовыми документами, регламентирующими пенитенциарную деятельность, являются Конституция РФ и Уголовно-исполнительский кодекс РФ, другие нормативно-правовые акты. Целью уголовно-исполнительского законодательства является исправление правонарушителей и предупреждение совершения новых преступлений. Задачи: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления заключенных; охрана их прав, свобод и законных интересов; оказание помощи. В УИК определяются основные права граждан, отбывающих наказание (ст. 12, 13, 14):

12 стр., 5591 слов

Совершенствование социально-культурной деятельности школьных образовательных учреждений средствами игровых методик

Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусств Факультет культурологии Отделение социально-культурных технологий Кафедра социально-культурной деятельности Курсовая работа на тему: «Совершенствование социально-культурной деятельности школьных образовательных учреждений (на примере средних школ г. Санкт- Петербурга) средствами игровых методик» г. Санкт-Петербург г. Введение В ...

— право на получение информации о своих правах и обязанностях,

о порядке и условиях отбывания наказания; на вежливое обращение со стороны персонала; на личную безопасность; на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или в вышестоящие органы управления, суд, прокуратуру, органы государственной власти и местного самоуправления;

— право давать объяснения, переписываться, обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами; на охрану здоровья, включая получение первичной медико-социальной помощи; на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий; на услуги адвоката и других юридических лиц; на свободу совести и вероисповедания.

Рассмотрим систему прав заключенных в учреждениях исполнения наказания. Ст. 99 УИК РФ определяет материально-бытовое обеспечение заключенных. Так, норма жилой площади на 1 человека в исправительных колониях не может быть меньше 2 м2 (для женщин — 3,5 м2), в лечебно-исправительных учреждениях — 3 м2, в лечебно-профилактических учреждениях — 5 м. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места, постельные принадлежности, одежда, средства гигиены, туалетная бумага, одноразовые бритвы и т.п. Не работающие и не получающие пенсию заключенные обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства. Работающие и получающие пенсию возмещают стоимость питания, одежды, коммунальных услуг. Беременным женщинам и кормящим матерям питание предоставляется бесплатно. Отбывающим наказание в воспитательных колониях и инвалидам первой и второй групп питание, одежда, коммунальные услуги, индивидуальные средства гигиены предоставляются бесплатно. Для них также создаются улучшенные жилищные условия и устанавливаются повышенные нормы питания. За счет собственных средств заключенные могут дополнительно приобретать одежду, оплачивать иные разрешенные услуги.

5 стр., 2426 слов

особенности диагностической и консультационной работы неблагополучной семьей, в социально-педагогическом центре.

Содержание Введение…………………………………………………………………………………... 1 Теоретические аспекты социальной работы с неблагополучной семьей …………. 1.1 Социальные проблемы неблагополучной семьи ………………………………. 1.2 Социально - педагогический центр как субъект социальной работы ………… 2 Оопыт решения проблем неблагополучных семей в УО «Буда-Кошелевский государственный социально-педагогический центр»………………………………………… 2.1 ...

Ст. 100 УИК РФ определяет особенности материально-бытового обеспечения беременных женщин, кормящих матерей и женщин, имеющих детей. В частности, в исправительных учреждениях могут организовываться дома ребенка, куда можно помещать своих детей в возрасте до 3 лет и общаться с ними в установленное свободное время, а также проживать вместе с ними. По исполнению ребенку трех лет он может быть передан родственникам или отправлен в детские дошкольные учреждения. Осужденные имеют право на государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение. Все работающие в ИТУ граждане подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Женщины обеспечиваются пособиями по беременности и родам. Выплата пенсий осуществляется органами социальной защиты населения путем перечисления пенсии на их лицевые счета. Ст. 88 УИК РФ предоставляет право отбывающим наказание на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных ими, или за счет пенсий, пособий, переводов. Ст. 89 УИК РФ закрепляет право на свидания. Они могут быть краткосрочными в течение 4 часов и длительными — трое суток на территории учреждения. Разрешается заменять длительное свидание на краткосрочное, а краткосрочное и длительное на телефонные переговоры. Также заключенные имеют право на свидание с адвокатом или иными лицами, оказывающими юридическую помощь. Ст. 90 УИК РФ предоставляет право на получение посылок, передач, бандеролей, причем женщинам и лицам, содержащимся в воспитательных колониях, разрешается получать их без ограничения, а мужчинам — в ограниченном количестве. Ст. 91 УИК РФ закрепляет право заключенных на переписку, а также получение и отправление денежных переводов без ограничения количества. Получаемая и отправляемая корреспонденция подвергается цензуре со стороны администрации, за исключением переписки с правоохранительными и правоисполнительными органами. Заключенные имеют право на приобретение литературы и письменных принадлежностей (ст. 95), на телефонные разговоры (ст. 92).

Количество разговоров может быть ограничено до 6 в год. Продолжительность разговора не должна превышать 15 минут. Оплата производится за счет собственных средств или средств родственников. Осужденные имеют право на просмотр кинофильмов и телепередач не реже 1 раза в неделю (ст. 94); право на получение общего и профессионального образования, профессиональную подготовку (ст. 108 и 112).

20 стр., 9793 слов

Проблема многодетной семьи в контакте социальной работы

Оглавление ВВЕДЕНИЕ Глава 0. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 0.Основы социальной защиты населения 0. Методология социальной работы. Проблематика и задачиГлава 0. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В РАЗНЫХ МОДЕЛЯХ ЕЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ0. Психолого-ориентированные теории0.0.0. Экзистенциальная модель теоретического обоснования социальной работы 0. Гуманистическая модель ...

В пенитенциарных учреждениях проводится также и воспитательная работа. Ст. 113 УИК РФ определяет меры поощрения для заключенных за хорошее поведение, добросовестный труд, обучение, активное участие в самодеятельности. Мерами поощрения могут быть благодарность, ценный подарок, денежная премия, разрешение на получение дополнительной посылки или передачи, предоставление дополнительного свидания, разрешение на дополнительные расходы денег в пределах одной четверти МРОТ, увеличение времени прогулки, досрочное снятие взыскания и др.

Все пенитенциарные учреждения работают в соответствии с рассмотренными нормативно-правовыми документами международного и российского уровня. Отдельные направления жизнедеятельности осужденных заключенных и освободившихся из мест отбывания наказания регулируются также следующими документами: Постановление от 13.01.2000 г. №3 Минтруда РФ и Минобразования РФ №1 «Об утверждении положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки незанятого населения»; письмо МВД №1/3919 и ФСЗ №218-ФП от 28.09.1992 г. «О некоторых изменениях порядка трудового и бытового устройства лиц, высвобождаемых из учреждений, исполняющих уголовные наказания»; Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 г. №338 «О развитии сети специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов»; Приказ Минсоцзащиты РФ от 25.12.1995 г. №312 «О примерном положении и примерных правилах внутреннего распорядка специального дома-интерната».

Место и роль социальной работы в пенитенциарной системе

В нормативных документах, регулирующих деятельность пенитенциарных учреждений, нет упоминания о социальной работе. Однако это не значит, что социальная работа там вовсе отсутствует. Мировой опыт показывает востребованность социальных работников в случаях, когда политические или административные рычаги не помогают решить ту или иную социальную проблему. В пенитенциарных учреждениях социальная работа находится пока на стадии становления. Формы ее разнообразны и зависят от объекта, характера решаемой задачи, имеющихся традиций и опыта. Поэтому на первый план могут выходить разные направления социальной работы: социальное исследование, социальная защита, социальное обучение, социальная терапия, социальное прогнозирование и т.д.

9 стр., 4452 слов

Глава II. Сущность и цели социальной работы

§1. Социальная работа, социальная помощь, социальная защита Определение сущности социальной работы связано с уточнением ключевых категорий: социальная защита, социальная помощь, социальная поддержка, социальное обеспечение, социальное обслуживание. Именно смыслы этих терминов и образуют содержательную характеристику социальной работы. В обыденном сознании, в ряде нормативных актов эти понятия не ...

Специфика социальной работы в пенитенциарных учреждениях обусловливается, прежде всего, следующими положениями:

— она проводится в учреждениях высокой степени изолированности и закрытости;

— объектами являются лица с высокой степенью неблагополучия и повышенной стрессогенностью;

— она проводится в ситуации противоборства двух непримиримых этико-правовых концепций, носителями которых выступают тюремный персонал и заключенные, причем ни те ни другие не считают социальную работу необходимым элементом тюремного образа жизни;

— социальная работа связана с исполнением уголовного наказания и имеет практически те же цели и задачи;

— социальная работа не должна прекращаться с окончанием исполнения наказания и должна продолжаться после освобождения из мест заключения;

— социальный работник объективно занимает особое место среди персонала пенитенциарного учреждения, являясь посредником между властью и заключенным и между философией наказания и философией тюремного мира.

Социальная работа занимает особое место среди видов воздействия на заключенных. В УИК РФ говорится о пяти основных направлениях перевоспитания преступников: режим отбывания наказания (система правоограничения и дополнительных обязанностей, возлагаемых на заключенного в целях исполнения наказания); общественно полезный труд как обязанность осужденного и его право; воспитательная работа; общеобразовательная и профессиональная подготовка; оперативная работа, направленная на раскрытие совершенных и предотвращение новых преступлений. Социальная работа присутствует во всех этих направлениях, однако ее следует считать самостоятельным видом деятельности. Социальная работа способствует успешному протеканию процессов исправления и перевоспитания осужденных. Социальная работа призвана защищать интересы и права осужденных.

Задачи социальной работы в пенитенциарных учреждениях:

— развитие и укрепление социально полезных связей между заключенными и внешним миром;

— повышение социального статуса заключенного;

— помощь в построении отношений заключенного, которые бы соответствовали целям заключения под стражу или исполнения наказания и одновременно влекли наименьшие физические и социальные издержки для наказуемого;

— содействие в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий предварительного заключения или отбытия наказания;

— содействие в социальном развитии заключенного, включая повышение его культуры, изменение ценностных ориентаций, развитие социальных потребностей;

— содействие заключенным в получении помощи специалистов (медиков, психологов, психиатров и др.);

— организация и обеспечение социальной защиты пенсионеров, инвалидов и других нуждающихся категорий заключенных;

— помощь заключенным в поиске социальных интересов (работа, семья, искусство, религия и т.п.);

— помощь в разрешении конфликтных ситуаций;

— социальное развитие и прогнозирование развития учреждения;

— социально-правовая защита персонала.

Эти и другие задачи решаются в зависимости от многих условий и факторов, таких как статуса социального работника и его квалификация; особенностей социально-психологической обстановки в учреждении и стиля руководства; готовности к сотрудничеству с социальным работником заключенных; уровня психологической и социально-правовой защищенности социального работника. Статус социального работника в пенитенциарном учреждении характеризует его положение в коллективе сотрудников и среди заключенных. Статус зависит от профессионализма социального работника, его коммуникабельности, следовании этическим принципам, иммунитета к профессиональным деформациям, авторитета, настойчивости и упорства в достижении целей, умения находить союзников среди заключенных, должностных лиц администрации.

Организация социальной работы в пенитенциарных учреждениях ведется по следующим важнейшим направлениям: сохранение и развитие социально полезных связей; свобода совести и реализация права на отправление религиозных убеждений; организация учебной работы; организация трудовой деятельности; организация медицинской помощи.

Сохранение и развитие социально полезных связей заключенного выступают основным связующим звеном между заключенным и социальным окружением. В литературе все социальные связи заключенного подразделяются на социально полезные, нейтральные и социально-негативные. Социально полезные — это такие связи, к установлению или поддержанию которых стремится заключенный. Эти связи помогают заключенному адаптироваться к непростым условиям заключения и могут развивать у него некоторые положительные качества. Таким образом, социально полезные связи обладают следующими особенностями: заключенный выступает их активным субъектом, их ценности рассматриваются как очень высокие, и они позитивно влияют на личность самого заключенного.

По мнению известного исследователя проблем пенитенциарной социальной работы А.В. Бабушкина, можно выделить несколько моделей поведения заключенного в отношении установления, поддержания и развития социально полезных связей:

1 модель: объект социально полезных связей отсутствует, попыток наладить их заключенный не предпринимает.

2 модель: объект социально полезных связей отсутствует, но заключенный проявляет активность в их налаживании.

3 модель: объект социально полезных связей пропал, заключенный пытается его найти.

4 модель: объект социально полезных связей противится установлению и поддержанию их, в то время как клиент стремится к их установлению и развитию.

5 модель: клиент поддерживает социально полезные связи, однако его интересы не выходят за пределы использования объекта только в качестве источника материальной и физической поддержки.

6 модель: социально полезные связи выступают не только источником материальной поддержки, но и моральной. Заключенный активно интересуется объектом, изменениями в его жизни и даже пытается влиять на него.

7 модель: клиент активно поддерживает социально полезные связи и сам оказывает объекту посильную поддержку.

Как видим, спектр моделей социально-полезных связей достаточно широк и позволяет заключенному выбрать и развивать ту или иную из них.

Социальный работник активно участвует в процессе установления, сохранения и укрепления социально полезных связей, исходя из целей исправления заключения и действуя в интересах своего клиента. Прежде всего, он оценивает полезность связи и принимает меры к ее блокированию, изменению или развитию; определяет наиболее перспективную модель социально полезной связи для заключенного; помогает клиенту оценить объект связи с точки зрения возможных вариантов развития отношений; помогает защитить клиента при крушении его социально полезных связей путем замещения ценностей или отыскания нового объекта связей; оказывает содействие в поиске объекта связей (родственников или друзей); оказывает содействие в развитии навыков социального самоконтроля; помогает в устранении препятствий при установлении и развитии социально полезных связей. В качестве форм поддержания социально полезных связей законом рассматриваются переписка, отправление и получение денежных переводов, получение посылок и бандеролей, телефонные переговоры, свидания, отпуск с выездом к месту жительства, заключение брака, участие в гражданско-правовых сделках.

Следующим направлением является реализация свободы совести и права на отправление религиозных убеждений.

В советское время заключенным было запрещено отправлять религиозные убеждения. В 1992 г. в ИТК была внесена статья 8/1, которая предоставила заключенным право исповедовать религию либо не исповедовать никакой. Одновременно служителям культа разрешалось посещать пенитенциарные учреждения. С точки зрения социальной работы религиозная деятельность имеет очень большое значение, так как она производит нравственное оздоровление социальной среды пенитенциарных учреждений за счет переключение внимания заключенного на установки смирения, покаяния, самопознания, осознание преходящего характера земной жизни и страданий и необходимости служить Богу через служение другим людям. Кроме того, возникает религиозная община людей с положительной нравственной ориентацией, в которой ее члены могут получать поддержку друг от друга, что увеличивает возможность выхода за пределы жестко регламентированной жизни в местах заключения. Это повышает степень внутренней свободы заключенного. Для тюремного персонала служитель культа выступает как некий внешний наблюдатель, человек со стороны, который может дать оценку деятельности по исправлению наказания, что дисциплинирует сотрудников и удерживает от нарушений. У заключенных развиваются духовные ценности и мотивы, которые позволяют им легче переносить все тяготы тюремного заключения. Многие исследователи утверждают, что там, где активно действует церковь, снижается количество нарушений и преступлений, улучшается нравственно-психологическая обстановка, а после освобождения заключенные легче адаптируются к свободной жизни.

Еще одним значимым направлением социальной работы в пенитенциарных учреждениях является организация учебной работы с заключенными.

Роль образования в пенитенциарных учреждениях огромна: повышение образования повышает социальный статус заключенного; более высокий уровень образования помогает выработать иммунитет к интеллектуальной и духовной деградации заключенных; открываются более широкие возможности выбора форм поведения, ролей, прогнозирования результатов поведения; образование помогает выработать адекватную самооценку заключенного, анализировать причины неудач и поступков. Социальному работнику в этой связи предстоит решать следующие задачи: содействовать всем желающим получить образование там, где уже работают школы, формировать у заключенных мотивацию к получению образования; там, где школ нет, необходимо выяснить количество желающих учиться и поставить перед администрацией вопрос о реализации конституционного права заключенных на получение образования по очно-заочной форме обучения, об открытии филиала вечерней школы или учебно-консультационного пункта; ориентировать педагогов на предоставление заключенным практически полезных для них знаний из области права, психологии, медицины и т.п.; установить контакт с местной библиотекой, органами образования для оказания школе помощи в обеспечении литературой; ориентировать освобождающихся на продолжение образования; выявлять у обучающихся способностей к обучению; привлекать спонсоров для выплаты обучающимся стипендий. В настоящее время во многих регионах при пенитенциарных учреждениях открыты филиалы некоторых вузов, где заключенные могут получить высшее профессиональное образование.

Одно из самых значимых направлений социальной работы — организация трудовой занятости заключенных. Труд выступает для заключенного источником жизни и мощным средством перевоспитания. Однако трудовая деятельность в пенитенциарных учреждениях имеет свои особенности. К ней предъявляются следующие требования: работа заключенного должна давать ему квалификацию, которая позволила бы ему трудиться после освобождения; организация труда заключенного должна быть такой же, как и на «воле»; интересы исправления и профессиональной подготовки нежелательно подчинять только интересам получения прибыли, хотя это и важно для самоокупаемости содержания заключенных в местах исправления наказания; администрация должна оказывать содействие в организации индивидуально-трудовой деятельности осужденных, создании хозрасчетных малых предприятий.

Задачи социального работника при организации трудовой деятельности заключенных: наблюдать за тем, чтобы при обеспечении заключенного работой учитывались состояние здоровья, образование и профессиональный опыт; осуществлять контроль за состоянием техники безопасности и гигиены труда; оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих на производстве, связанных с нормами выработки, оплатой труд и т.п.; содействовать в обеспечении работой или изменении ее характера для заключенных, нуждающихся в социальной помощи; обеспечивать права заключенных на ведение индивидуально-трудовой деятельности, создание малых предприятий, включая помощь в составлении учредительных и иных документов; изучать профессиональные склонности и способности заключенных к той или иной трудовой деятельности.

Еще одно значимое направление социальной работы в пенитенциарных учреждениях — организация медицинской помощи заключенным. Известно, что человеческий организм противоречиво относится к условиям заключения. Все болезни, имеющиеся у человека, могут обостриться, а уровень физиологической защиты снижается, что приводит к заболеваниям. Однако реакция может быть и противоположной, когда уровень физиологической защиты повышается и человек выдерживает высокие физические и психические перегрузки. Основные заболевания в пенитенциарных учреждениях — туберкулез, сердечно-сосудистые, желудочные, нервно-психические и другие болезни.

К задачам социального работника при организации медицинской работы относятся: внимательно следить за тем, чтобы при наложении на заключенного взыскания, назначения на работу, перевода с одной работы на другую обязательно учитывались факторы медицинского характера, анализировались жалобы на состояние здоровья; изучать оценку заключенными состояния санитарно-гигиенической работы и медицинской помощи, сопоставлять полученные данные с собственными выводами и при необходимости доводить результаты до сведения администрации, вырабатывать рекомендации по улучшению ситуации; проводить воспитательную работу с симулянтами заболеваний, выявлять причины симуляции, а в случаях обоснованных отказов от работы помогать разрешить сложившуюся ситуацию; обеспечивать заключенных лекарствами, доступом к медицинской помощи врачей-специалистов; работать в тесном контакте с психологами, психотерапевтами и психиатрами; обращать особое внимание на заключенных с заболеваниями, способными вызвать дополнительные социальные проблемы (энуретики, эпилептики и др.), доводить до сведения администрации информацию о таких заключенных; необходимо обеспечивать доступность для заключенных прохождения медико-социальной экспертизы, для этого нужно установить контакт с органами социальной защиты населения.

Таким образом, можно убедиться, что многие причины преступного поведения имеют специфическую социальную природу и не могут быть преодолены каким-либо иным способом, кроме методов социальной работы, которая может разворачиваться по самым различным направлениям и способствует достижению целей исправления наказания.

Список литературы

пенитенциарный преступление осужденный социальный

1. Бабушкин, А.В. Карманная книга заключенных и их родственников / А.В. Бабушкин. — М., 1999. — 134 с.

2. Волков, В.Н. Медицинская психология в ИТУ / В.Н. Волков. — М., 1989. — 254 с.

3. Галагузова, М.А. Социальная работа с осужденными: учеб. пособие / М.А. Галагузова. — М.: Изд-во МГСУ, 2002. — 256 с.

4. Голубев, В.Н. Типология поведения осужденных / В.Н. Голубев. — М., 1995.

5. Закон Российской Федерации от 15.07.95 г. №103-ФЗ (с изм. на 03.12.11 г.) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Российская газета. — 2011. — 27 апр. (№5466).

6. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. — М., 1995.

7. Организация социальной работы с различными группами населения и в различных сферах жизнедеятельности: методические указания к семинарским занятиям / сост. В.А. Филатов. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. — 39 с.

8. Правила внутреннего распорядка ИТУ. — М., 1992.

9. Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы МВД РФ. — М., 1996.

10. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 427 с.

11. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие / под ред. проф. П.Д. Павленка. — 3-е изд., пере — раб. и доп. — М.: Дашков и К, 2008. — 608 с.

Размещено на