1. Философия жизни: Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр

Вопросы для семинаров по философии.

Семинар 5

  1. Философия жизни: Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр.
  2. Позитивизм и его исторические формы.
  3. Экзистенциализм: Камю, Сартр и др.
  4. Герменевтика и психоанализ.

Философия жизнисделала предметом своего исследования не материю и не дух, а “жизнь” в ее целостности и объявила высшей ценностью не разум, а волю (к жизни, к власти, к творчеству).

Поскольку “жизнь” в понимании этой школы не тождественна ни духу, ни материи, можно говорить об одной из первых попыток преодолеть крайности материализма и идеализма.

Артур Шопенгауэр– немецкий философ — иррационалист. Считал, что мир существует вне человеческого интеллекта. Воля к жизни забросила нас во враждебный мир. Интеллект утомляется, а воля неутомима. Человеческая жизнь бессмысленна. Оптимизм – издевательство над человечеством. Нужно принять истину индусов: постепенное угасание воли к жизни на пути аскезы. Мир управляется иррациональными силами.

Когда Бог умер, то каждое явление стало иметь свой собственный смысл. Возникает тоталитаризм. Если исчезнет субъект, то мир перестанет существовать. Мир – это мое представление. Наука – недостоверное знание, а философия начинается там, где заканчивается наука. Всякая жизнь существует за счет другой жизни. Жизнь – страдания. Нас всегда сопровождает чувство неудовлетворенности. Избавление от страданий с помощью эстетических созерцаний. Самое совершенное искусство – музыка – непосредственная объективация в нас мировой воли.

ФридрихНицше– немецкий философ. Предпринял попытки установить господство жизни над интеллектом. Воля к власти – естественный порядок вещей. Свою философию Ницше называет переоценкой ценностей. Мораль христианства – это мораль рабов. Рабская мораль – противостоит естественному эгоизму. Наиболее лжива та мораль, которая предстает в чистом виде. Рабская мораль стадная – направляет солидарность на больных и беспомощных. Общество выше личности.

Себя Ницше считает аристократом. Сверхчеловек – это аристократ, соль земли, не герой, не великий человек, а новая порода людей. Сверхчеловек – это плод развития всего человечества, он не имеет старой морали, их справедливость заключается в неравенстве. Аристократическая мораль – готовность к ответственности, почитание правдивости, оторванность от толпы. Призирает льстецов, трусов. Нужно быть самодостаточными. Для Ницше не существует понятия добра и зла. Настоящий сверхчеловек находится по ту сторону добра и зла. Плохое – низменное, хорошее – высокое и знатное.

5 стр., 2176 слов

Ф. Ницше о сверхчеловеке и воле к власти

... как он «всласть описывает власть». Образ сверхчеловека — это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. Ницше подчеркивает, что воля к власти – это воля к насилию, господству, и именно воли к власти нет в высших человеческих ... - морали). 3.Для такого человека жизнь - есть постоянная борьба, ибо он в сущности своей человек войны. 4.В противовес любви к ближнему утверждается любовь к дальнему. ...

Ницше Христа называет самым благородным человеком. Он считал, что христианство переродилось в церкви, а церковь – это ненависть и предательство. Жизнь – это вечный поток становления, а не биологический процесс. История – увеличение силы и власти. Ницше возвращается к концепции циклического времени.

Истина – форма заблуждения. Слабые должны погибнуть – первая заповедь человечества. Нигилизм – внешние цели, нормы, ценности недействительны. Смерть Бога – предвестие тоталитаризма. Демократия – мораль стадных животных. Не фашизм есть создание Ницше, а Ницше есть создание фашизма. Труды: “Антихрист”, “Воля к власти” и т.д.

2. Позитивизм и его исторические формы

Позитивизм– философское течение. Возникло во второй половине 19 века. Самое влиятельное течение западной философии. Выступает против философии как метафизики. Позитивизм – философия позитивного знания, которая отвергает все теории умозрения.

Этапы позитивизма:

  1. 30-70 гг. 19 века – Конт, Спенсер.
  2. эмпириокритицизм – Мах, Авенариус.
  3. неопозитивизм – Корнак, Витгенштейн.

Огюст Конт– французский философ, один из основоположников позитивизма. Работа: “Курс позитивной философии”. Считал, что философия имеет право на существование только в качестве науки. Попытался классифицировать науки. Математика – низшая ступень. Далее – астрономия, механика. Высший уровень – социология – высшая форма знания, так называемая социальная физика.

В рамках позитивизма Конт разрабатывал идею трех стадий интеллектуальной эволюции человечества, которыми определяется все развитие общества.

Стадии развития познания:

  1. теологическая – все явления объясняются на основе религиозных представлений.
  2. метафизическая – заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы различного рода сущностями, причинами и иными метафизическими категориями.
  3. позитивная – научная стадия, на основе которой возникает настоящая наука об обществе.

Конт предпринял попытку создать научную религию. Ключевая формула Конта: предвидение на основе знания, действия на основе предвидения. В конце своей жизни Конт впал в безумие, стал считать, что все философские проблемы не разрешимы, что философия может ориентироваться только на эмпиризм.

Эмпириокритицизм– теория критики опыта. Главный инструмент познания – экономия мышления. Человеческое познание, в том числе и научное, начинается с опыта. Опыт нужно очистить от философских категорий. Структурой опыта являются только ощущения. В рамках человеческого опыта нет ни резкой грани, ни принципиальной разницы между физическим и психическим: в одном случае ощущения отнесены к миру вне нас, в другом случае – к нашему телу. О физическом мы знаем только с помощью психического. А у истоков психического лежат ощущения. Мах: “Не тела вызывают ощущения, а комплексы ощущений образуют тела”.

13 стр., 6269 слов

Человек в дискурсе власти : на материалах современной философии

... из основных категорий и одна из самых дискуссионных проблем политической философии и политической науки. Тайна власти порождает небывалое многообразие подходов и теорий, пытающихся ответить на вопрос ... большое значение для эффективности власти и ее долговечности. Здесь важно подчеркнуть, что властные отношения объективно присущи общественной жизни. Это своеобразная плата за жизнь в обществе, ибо жить ...

Неопозитивизм– все наше знание о мире дают конкретные науки. Развитие лингвистической философии. Одной из ее задач является детальный анализ фактического использования естественного разговорного языка с тем, чтобы устранять недоразумения, возникающие вследствие его неправильного употребления. Логический анализ неопозитивисты подводят к математической логике (сущность философии).

Смысл философии в устранении путем анализа естественного языка не только философских, но и иных высказываний, оцениваемых как своего рода заболевания. Неопозитивисты исключают из философии всю философскую проблематику, тем самым ее ликвидируя.

3. Экзистенциализм: Камю, Сартр и др.

Экзистенциализм– это философия существования, иррациональная философия. Представители: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан Поль Сартр, Альберт Камю и т.д. Возник в Германии, после Первой Мировой Войны. Ставит вопрос о выборе и личной ответственности. Исходный путь – одинокий индивид, интересы которого сосредоточены на себе самом. Бытие – единственный предмет философии.

Философия не может быть наукой. Тезис: “Существование предшествует сущности”. Человек – кузнец собственного счастья. Человек – это проект самого себя. Страх – это исходное переживание, которое лежит в основе существования. В конечном счете – это страх перед смертью.

Ясперс: “Существование раскрывается в пограничных ситуациях”. Настоящая философия – это прежде всего сам процесс философствования. Ясперс различает вида мышления: философское и рациональное. Переживая, человек познает смысл. Смысл приходит в зрелости. По-настоящему счастливы зрелые люди. Логотерапия – нахождение смысла через синтез локальных жизненных смыслов. Смерть заставляет взыскивать этот смысл.

Есть бытие в себе и бытие для себя. Ничто – это то, что противостоит бытию. Бытие человека есть ничто. Осознавая свое ничтожество, он начинает действовать в сторону преодоления страха.

Свобода – это свобода вне общества. Свобода противостоит необходимости. Внешний мир не должен влиять на наш выбор. “Решайся, и выбирай свое я, единственное и неповторимое. Чем субъективнее твое решение, тем оно вернее”. Свобода – это не произвол, она тесно связана с ответственностью. Сущность человека – это экзистенция. Бытие – потенциальные возможности человека.

Камю: “Мир абсурден и бессмыслен, как вся человеческая жизнь, так как показателем нашей жизни является только смерть”. Философия подталкивает человека к свободе и к жизни. Познать самого себя означает стать свободным. Человек – незавершенное создание, он сам зависит от опыта собственной жизни. И только на основании его выбора можно судить о самом человеке. Основная добродетель – это честность. Человек не должен перекладывать свою вину на других.

Главная работа Камю – “Бунтующий человек”. Человеку должны быть присущи моральные ценности. Человек познает себя только чувствами (абсурдности).

Абсурд преодолеть невозможно – это внутренняя характеристика жизни, но не стоит мериться с абсурдом. Нужно не мериться с судьбой, а осуществлять собственный проект.

8 стр., 3880 слов

1 ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ ШЕВЧЕНКО

... смысле материализма) или как становление и жизнь, или как представление, или как волю, или как субстанцию, или как субъект, или как энергию, или как вечное воз- Философия бытия ... к космическому разуму, а с позиций познава­тельных способностей человека. Разуму не непосредственно дано Философия бытия ■> 161 бытие, необходима познавательная деятельность на основе спосо­бов и методов ...

Сартра волнуют проблемы человеческого сознания и психики. Воображение – это средство отрыва сознания от мира. Человек постоянно строит сам себя вплоть до мельчайших деталей. Сущность человека – то, что он умеет делать из своего существования во встречающихся ему ситуациях. Человеческому существованию принадлежит страх, неуверенность в будущем, всеобщая бессмысленность жизни. Человек существует, лишь, поскольку он свободно выбирает.

4. Герменевтика и психоанализ

Психоанализ– это метод лечения психических заболеваний, предложенный Зигмундом Фрейдом.

Психоанализ – это комплекс гипотез, которые объясняют роль бессознательного в жизни. Бессознательное – особая психическая реальность. Бессознательное контролирует сознание.

Психика состоит из слоев:

  1. срединный слой “Я” – эго – сознание.
  2. нижний слой “Оно”– бессознательное.
  3. верхний слой “сверх Я” – моральная цензура, идеальные модели поведения.

Наше сознание находится между моральной цензурой и биологическим инстинктом. Сознание не является хозяином в собственном доме. Таким образом, появляются неврозы. Когда принцип удовольствия не совпадает с принципом реальности, возникают душевные заболевания. Либидо сублимируется по иным каналам человеческой активности. Сексуальный импульс реализован тремя средствами:

  1. выпущен на свободу непосредственно
  2. вытеснен в бессознательное
  3. подавлен деятельностью “сверх Я”

Психическая деятельность есть сублимация сексуального инстинкта. Суть психоаналитического метода: стремится сделать бессознательный инстинкт осознанным. Сны – это реализация скрытых стремлений. Психоанализ объясняет настоящее исходя из прошлого.

Фазы развития детской сексуальности:

  1. оральная
  2. анальная
  3. фаллическая

Заканчиваются эдиповым комплексом.

В 20-е годы Фрейд создает вторую психологическую систему. Рассматривает проблему возникновения либидо. Господствующий инстинкт жизни – эрос – обеспечивает конструктивные потребности человека. Тонатос – инстинкт смерти, подталкивает человека к деструктивности.

Ритуал – коллектив бессознательного общего (религия, искусство).

По мере развития цивилизации человеческие страсти подавляются, что приводит к массовым психозам. Люди образуют толпу и ищут лидера Человек, который уверен в собственной исключительности и может стать лидером. Работа Фрейда: “Массовая психология и анализ Я”.

Эрик Фромвыделил человеческие типы:

1. биофилы (конструктивный ч. т.)

2. никрофилы (деструктивный ч. т.)

Положительная личность – человек с плодотворной нравственной реализацией.

Продуктивные силы: сила разума, любви и воображения.

Герменевтика– это искусство разъяснения, перевода и истолкования текстов. Тезис: “Существовать, значит быть понятым”. Главный вопрос – Что есть понимание?

Представители: Шлейермахер, Рейнер и др.

Согласно Шлейермахеру, когда мы толкуем текст, с помощью грамматического метода – дух языка, а с помощью психологического – дух автора. Понимание осуществляется при девенации – вчувствование в душу автора. Сравнение – сопоставление фактов и других данных. Язык – центр человеческого бытия. Смысл мира раскрывается в диалоге. Философия – это диалог человека с миром.

Юрген Хабермас считает, что язык – это символ соцвласти. Если в обществе отсутствует взаимопонимание, где-то в языке есть патология. Язык – важнейшее средство упорядочивания событий в нашем понимании. Язык артикулирует весь человеческий опыт. Герменевтика связана с логикой и риторикой.

23 стр., 11342 слов

Психоанализ Зигмунда Фрейда. Сознательное и бессознательное. ...

... психики в психоанализе До Фрейда психология в качестве объекта исследования имела, как правило, нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания. Анализ бессознательного психического ... него созрело решение стать ученым-натуралистом. Фрейд упорно овладевает знаниями, успешно изучает языки, планомерно готовит себя к научной карьере. Но Фрейд был еврей. А ...