Идеи дошкольного воспитания Ю.И. Фаусек

Введение Проблема формирования личности ребенка дошкольного возраста традиционно занимает одно из ведущих мест в психолого-педагогической науке и практике. Поиск решения проблем активизации внутренних ресурсов человека, создания условий для творческого расцвета сущностных сил ребенка, полноценного и гармонического развития его личности поднимается в разные исторические эпохи и восходит главным лейтмотивом становления педагогической науки от Я.Л. Коменского и И.Г. Песталоцци к К.Д. Ушинскому, Л.С. Выготскому и к современным исследованиям. На новом этапе развития российского общества третьего тысячелетия этот вопрос звучит с особой социальной злободневностью. Необходимость системных экономических преобразований, выхода на высокие гуманитарные стандарты существования требует реформирования современной отечественной школы и дошкольного образования на основе широкого обращения к лучшим образцам мировой инновационной педагогической практики. В поиске реальных альтернатив построения воспитательно-образовательной практики педагогика всё чаще обращается к уникальному опыту педагогической системы Марии Монтессори (1870-1952).

В отечественной школе первую масштабную и глубокую попытку реализовать систему М. Монтессори предприняла Юлия Ивановна Фаусек (1863-1943).

Её результативный опыт системы М. Монтессори как опыт культурного заимствования зарубежной педагогической системы имеет большое значение для последователей. Ценность наследия Ю.И. Фаусек в полной мере становится понятной именно сегодня, так как доказывает, что система М. Монтессори универсальна и требует минимальной социокультурной адаптации, если общество готово принять ребенка как равноправного человека, но развивающегося и потому не похожего на взрослого. Цель данной работы: всестороннее изучение и характеристика педагогического наследия Ю.И. Фаусек. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 1. Краткая личная история Ю.И. Фаусек Юлия Ивановна Фаусек (1863-1942) дочь военного моряка И. Андрусова, родилась 3 (15) июня 1863 года в портовом городе Керчи — одна из основоположников российской системы дошкольного образования. В девять лет Юлю отдали в пансион, здесь ей не понравилось. Не желая учиться всему тому, чему ее заставляла «мадам» в пансионе, вольнолюбивая девочка убегала на гору Митридат и увлеченно наблюдала за птицами и бабочками, ящерицами и змейками. Когда ее перевели в женскую гимназию, Юля весьма преуспела в рисовании и полюбила уроки русской словесности.

19 стр., 9168 слов

Игра как педагогическое средство развития детей дошкольного возраста ...

... основ работы; . Выявление общих закономерностей в развитии детей дошкольного возраста; . Анализ педагогической деятельности и условий жизнедеятельности детей дошкольного возраста в учреждениях закрытого типа; . Проведение игровых ... общества. Значимым итогом этого процесса является развитие у личности определенной системы качеств, которая фиксируется понятием «социальная зрелость» и включает в себя ...

Избавившись от гнетущего воздействия авторитарного воспитания, она вздохнула с облечением — вот что значит добрые учителя и отсутствие постоянного давления. В семье постоянно не хватало денег, и Юля начала трудиться — уже с пятого класса принялась давать частные уроки для детей из богатых семей. По окончании гимназии, накопив немного денег, пятьдесят рублей, летом 1880 года она впервые в жизни села в поезд и одна отправилась через полстраны в северную столицу. В те времена юные энтузиасты профессию выбирали отнюдь не по личному пристрастию, и, конечно, не по случайной прихоти, — просвещенная молодежь стремилась сохранить верность идеалам Великих реформ — служению интересам народа. Ярко выраженная общественная направленность ее убеждений подвигла Юлию Андрусову отказаться от обучения живописи, к чему ее так влекло, и поступать учиться на «медичку», однако на Женские медицинские курсы принимали с двадцати лет, а ей только исполнилось семнадцать. Брат Николай в письмах звал ее вернуться в Крым, но девушка не желала возвращаться ни с чем. Кроме того, она закончила только 7 классов, а чтобы поступить на Высшие женские курсы, ей предстояло выдержать дополнительные экзамены за 8-й класс: русский и математику.

Директор Кронштадтской женской гимназии Николай Алексеевич Кобеко обнаружил в ее гимназическом аттестате «отлично» по всем предметам, «хорошо» по поведению. Поступить с такой отметкой в высшую школу в те времена считалось немыслимым. Тогда директор переписал свидетельство о выдержанных испытаниях, поставив «пять» за поведение. Разорвав керченский аттестат и выбросив в корзину, он сказал изумленной девушке: «Только дайте слово, что вы никому не расскажете о моем подлоге до самой моей смерти» [2]. Что заставило выпускника историко-филологического факультета Петербургского университета, всю свою жизнь отдавшего делу народного просвещения, так поступить? Возможно, он предвидел дальнейшую судьбу коллеги — будущего педагога. Лишь узнав о его кончине, она рассказала друзьям о великодушии этого человека, открывшего ей путь к высшему образованию. Итак, Юлия Ивановна сумела поступить на естественное отделение самых демократических в столице Высших женских курсов. Юная крымчанка с головой окунулась в бурную жизнь града на Неве, где все поражало: профессора, сокурсницы, книги, проспекты, театры. Она училась у выдающихся ученых: Н.П. Вагнера, И.М. Сеченова, Н.Е. Введенского и С.М. Герценштейна.

Чтобы добыть средства к существованию, как и большинство курсисток и студентов того времени, девушка давала частные уроки — этот особый навык персональных занятий с детьми станет прочной основой ее дальнейшей педагогической деятельности [5]. Фаусек дружила с целой плеядой талантливых и прекрасных людей: В.М. Гаршин и В.А. Герд, П.Б. Струве и В.С. Соловьев, П.М. Третьяков и Н.А. Ярошенко, А.И. Куинджи и А.П. Чехов. Умерла Ю.И. Фаусек в 1943 году в блокаду. Юлия Ивановна Фаусек была первой последовательницей идей Монтессори в России, с идеями которой она познакомилась во время путешествия по Италии с семьей в 1907 году, когда на пароходе неизвестный попутчик, учитель — итальянец рассказал ей все, что знал о Монтессори, ее идеях. Она же сыграла огромную роль в создании российских детских Монтессори-садов. 2. Идеи дошкольного воспитания Ю. И. Фаусек Дошкольное воспитание Ю.И. Фаусек состояло, прежде всего, во внедрении и пропаганде «метода М. Монтессори», в которой она нашла положения, отражающие суть её собственных взглядов. Среди них особо выделяются следующие: — для существующей системы образования характерна недооценка раннего детства как важного периода в развитии личности, отношение к нему как переходному периоду от рождения до «взрослости»; — пренебрежение научными подходами в организации воспитательного процесса приводит к догматическому типу обучения; — недооценка своеобразия отдельных возрастных периодов, специфики потребностей и возможностей детей, связанных с физиологическими и психическими изменениями в организме, приводит к снижению мотивации ребенка в отношении обучения; — жесткий подход в отношении программ и методов в педагогике школы, авторитарный характер воспитания снижает эффективность воспитательно-образовательного процесса, ограничивая творческую инициативу учителя и не позволяя ребенку реализовывать свои возможности и способности; — традиционный подход к определению целей воспитания игнорирует цели и интересы самих воспитанников. В октябре 1913 г. Ю.И. Фаусек при поддержке директора частного Коммерческого училища М.А. Шидловской и профессора С.И. Созонова организовала первый в Петербурге детский сад по системе Монтессори. Опираясь в своей практической деятельности на педагогическую систему М. Монтессори, Ю.И. Фаусек обогатила её своим собственным опытом работы с детьми, значительно углубив и конкретизировав смысл основных положений Монтессори-педагогики применительно к практике отечественного воспитания дошкольников. Совокупность педагогических позиций Ю.И. Фаусек выражается следующим рядом положений [4]. 1) Эффективная педагогика — это педагогика внимания. Возникновение и образование психической деятельности у ребенка начинается с характерного явления внимания. Ю.И. Фаусек утверждала, что воспитывать внимание — это значит воспитывать человека в целом, ибо без развитого внимания нет логического мышления, нет творчества, которое тесно связано с познаванием мира. По ее мнению для такого воспитания необходимы определенные условия: — первое — это вещи, предметы дидактического материала Монтессори. Внимание маленького ребенка привлекается не искусством учителя, но «предметом», который захватывает и фиксирует его внимание. Предметы не могут и не должны быть случайными; они должны быть строго подобраны экспериментальным путем, организованы в пространстве и предложены так, чтобы не вредить естественному развитию органов чувств ребенка; — второе — это свобода, экспериментальное условие для изучения внимания у ребенка. Эта свобода заключается в свободе выбора предметов, в свободе продолжи-тельных упражнений, при этом все равно, какой предмет из дидактического материала выбирает ребенок для занятия; если он длительно предается ему со всей интенсивностью внимания, это есть знак психического здоровья; — третье — подготовка умственных центров в отношении к внешнему предмету, его вызвавшему. Задача учителя, привести внимание в состояние напряжения: для этого он должен вести учеников от известного к неизвестному, от легкого к трудному так, чтобы это известное всегда предшествовало неизвестному, чтобы легкое всегда присутствовало в трудном. — четвертое — это интерес. Не все предметы внешнего мира привлекают наше внимание одинаково. Интересы возбуждаются предметами, полезными внутреннему содержанию нашей жизни. Каждый берет то, что полезно для него. 2) Индивидуальный подход: педагогическое содействие стремлению ребенка к познанию. По убеждению Ю.И. Фаусек, честное воспитание всегда индивидуально и неразрывно связано со свободой. Так как на занятиях ребенку предоставляется свобода выбора работы по своим склонностям и способностям, и свобода отдаваться выбранной работе столько времени, сколько этого требует развивающаяся психическая упорядоченность ребенка, то дети разных возрастов оказываются на одинаковых ступенях развития в той или другой области. А так как им не нужно тянуться друг за другом, не нужно уравниваться в каких-нибудь навыках, что неизбежно при групповых занятиях, они могут не задерживаться на вещах слишком легких для себя и останавливаться на трудных столько, сколько им понадобится. 3) Опора на детскую потребность в работе. Детям необходимо обеспечить такую обстановку, которая бы обеспечивала условия организованной работы. По убеждению Фаусек, следует считаться с ритмом спонтанной работы детей. По ее наблюдениям, наивысший подъем работоспособности у детей бывает между 10,5 и 12,5 часами. Монтессори этот период называет периодом большой работы, которому предшествует период вовлечения в работу. В этот период необходимо занять детей интересной и легкой работой, тогда переход к периоду большой работы становится легче и становится привычкой. Замечено, что после периода большой работы дети даже отдыхают спокойнее, без беготни и возни. 4) Педагогическое содействие стремление ребенка к познанию. Ю.И. Фаусек убеждена в универсальности внутренней тяги к знанию всех детей. Как бы ни был одарен ребенок от природы в нем всегда кроется возможность к совершенствованию. Помогать расти этим возможностям до высшего предела у богато одаренного, помочь среднему ребенку спокойно и равномерно развивать свои способности, вскрыть положительные качества у недостаточно способных детей, не давая им заглохнуть — это задача воспитателя. 5) Воспитание дисциплины как внутренней упорядоченности и свободы. По Фаусек, дисциплина связана с разумной свободой. 6) Непрерывность упражнения как целостная методика. Главным механизмом детского развития, по мнению Ю.И. Фаусек, выступает непрерывность упражнения. Все предметы материала связаны между собой одной непрерывной цепью, одной общей идеей. Упражнения на одном дают усовершенствование на другом, развивают и укрепляют навыки. Ю.И. Фаусек особо подчеркивала, что стремление к методичности заложено в каждом ребенке. И Монтессори своим материалом и приемами только поддерживает это стремление, не давая угаснуть. 7) Порядок в организации развивающей среды. Первое условие организованности — порядок, поэтому обстановка класса должна быть тщательно продумана. Порядок во всем: в расстановке мебели и других вещей, содержание в чистоте материала, с которым работают дети и т.д. в такой обстановке легче ориентироваться, он знает где что лежит, где взять, куда положить. 8) Воспитание тишиной как формирование саморегуляции. Особую роль Фаусек отводит развитию у ребенка умения «слушать тишину», т.е. чувствовать среду и других. Причем важно не то, чтобы дети сидели «абсолютно тихо». Важно, как каждый ребенок приходит к умению сохранять тишину: спокойно сидеть, молчать, бесшумно вставать и идти между столами и стульями, улавливать свое имя, произнесенное шепотом. 9) Воспитание социальной ответственности посредством взаимопомощи. Фаусек этому придает большое значение, по ее мнению, формирование чувства взаимного внимания, поддержки — это способ зарождения социальной ответственности, рождается у ребенка само собою, без обязательного привлечения его к коллективному труду. 10) Формирование воли и внутренней ответственности. Во всех занятиях ребенок сначала развивается, а затем укрепляет волю. Когда ребенок учится читать, писать, упражняться в грации и точности движений, в молчании и пр., он учится владеть собой, учится быть человеком с волей, учится быть послушным. 11) Формирование уважения или кооперативного отношения. 12) Педагогическая толерантность как способность быть рядом и уважать детское состояние: педагогическое внимание вместо педагогического вмешательства. 13) Притягательная индивидуальность — главное качество педагога. 14) Обрести доверие — главная педагогическая задача и нравственная ответственность в воспитании. Опыт работы Ю.И. Фаусек позволил ей выявить и показать специфику дидактических приемов образовательной работы по системе М. Монтессори, суть которых она раскрывает в процессе описания дидактических материалов: — автодидактизм развивающего материала; — трехступенчатый урок как способ введения новых названий в лексику ребенка; — анализ и разложение деятельности на отдельные элементы; — выделение алгоритма выполнения заданий и др. 1. Прием ознакомления детей с новыми названиями по принципу трехступенчатого урока широко распространен в системе М. Монтессори и является основной составляющей технологии. Трехступенчатый урок характеризуется строением из трех составляющих — трех фаз урока: — ассоциация зрительного и тактильного (мускульного) ощущения со звуком (Это…).

2 стр., 992 слов

Использование метода М. Монтессори в практической работе психолога

... выбор темы работы: «Использование метода М. Монтессори в практической работе психолога». 1. Сущность метода М. Монтессори В методе Марии Монтессори на смену уроку приходит свободная работа детей, проживающих в ... уникальный способ работы с каждым ребенком. В Монтессори классе одновременно находится до 20 детей и при этом каждый ребенок работает индивидуально по своим собственным планам. Дети создают ...

8 стр., 3588 слов

Роль старшего воспитателя в создании условий для самостоятельной ...

... близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий? Придумай свою, ... Дивногорска Заключение Список литературы Введение Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической науки и практики на современном ...

10 стр., 4913 слов

На тему: ««ЗОЛОТОЙ МАТЕРИАЛ» М. МОНТЕССОРИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»

... 1907 года в Сан-Лоренцо открылся первый "Дом ребенка", работа в котором была построена по принципам педагогической системы Монтессори. Его обитателями становятся 50 ребятишек от 2 до ... жизнь. Открываются курсы по Монтессоpи-педагогике. В те годы с Марией Монтессори встретилась Юлия Фаусек, открывшая первый в России монтессоpианский детский сад. В 1910 году вышла книга ...

На первой ступени трехступенчатого урока происходит первичное зрительное восприятие ребенком предмета в сочетании со слуховым восприятием; — восприятие (Покажи мне…).

Закрепление ассоциации зрительного, тактильного и мускульного восприятия с произнесенным вслух понятием. Первая и вторая ступени служат формированию пассивного словаря; — речь (Что это?).

К возникшей ассоциации между зрительным, тактильным и звуковым восприятием присоединяются моторные речевые центры, что способствует переводу слова в активный словарь. 2. Анализ и разложение деятельности на отдельные элементы как пропедевтическая подготовка ребенка к эффективному усвоению более сложной интеллектуальной деятельности. Любая учебная деятельность анализируется (расчленяется) на составные элементы и осваивается изолированно от других частей. Весь дидактический материал Ю.И. Фаусек как для сенсорной культуры, так и для обучения грамоте, счету, геометрии, рисованию, музыке и пр., рассчитан на изолированные, но самостоятельные упражнения. Вместе с тем, каждый из элементов не является элементом только одной определенной культуры, но в тех или иных комбинациях входит в другие области. 3. Выделение алгоритма выполнения заданий применительно к большинству дидактических материалов, включающего в себя 3 вида действий. Алгоритм един для большинства материалов по Монтессори и способствует выполнению задачи ребенком с минимальной помощью педагога: — воссоздание, построение из заданной формы различных рядов форм (классификация предметов, выстраивание сериационных рядов и т.д.); — сравнение, сопоставление элементов построенного ряда по формальным и содержательным признакам (подбор пар, предметов или явлений по определенным признакам и т.д.); — конструирование, моделирование, фиксирующее результаты сравнения (строительство башни, составление примеров, задач, предложений и т.д.).

11 стр., 5489 слов

Технология саморазвития по М. Монтессори

... будущих «доспехов духа». М. Монтессори действительно нашла уникальный способ работы с каждым ребенком. Биография Марии Монтессори Мария — единственный ребенок Алессандро и Рейнильде Монтессори — родилась 31 августа 1870 ... Юлия Фаусек, котоpая пеpвая в России откpыла монтессоpианский детский сад. В 1929 году вместе со своим сыном Монтессоpи оpганизует Международную Монтессори Ассоциацию ...

Результаты работы в условиях самостоятельного обучения ребенка в подготовленной развивающей среде позволили Ю.И. Фаусек сделать выводы: — индивидуальная самостоятельная работа ребенка в условиях подготовленной среды способствует раннему выявлению интересов и склонностей детей; — возникновение интереса к работе других способствует формированию свободной кооперации, взаимодействия без соперничества, культуры автономии, — автодидактизм развивающего материала приводит к возникновению элементов самоконтроля; — формирование навыков самоконтроля способствует адекватной самооценке, возникновению положительной мотивации к работе и к самостоятельности вообще; — положительная мотивация к работе сопровождается высокой «концентрацией» и «поляризацией» внимания, что приводит к повышению сложности выбираемой работы; — усвоение знаний, умений, навыков сопровождается формированием общеучебных способов действий («приобретение метода в работе»); — сформировавшиеся «концентрация» и «поляризация» внимания сопровождаются формированием «рабочей установки», что приводит к «нормализации» поведения и облегчает адаптацию ребенка к обучению в начальной школе. Перечисленные выводы позволяют характеризовать педагогическую деятельность Ю.И. Фаусек как систему эффективных методов и приемов, подчиненных следующим задачам: выявление и развитие индивидуальных особенностей детской личности, формирование её мотивационной сферы и создание условий, обеспечивающих свободное саморазвитие в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями. В соответствии с основными принципами, отвечающими гуманистическому направлению в педагогике, такими как — учет возрастных особенностей, сензитивных периодов ребенка, индивидуализация воспитания, предоставление свободного выбора — в центр педагогического пространства выдвигается личность ребенка. Круг методических разработок Ю.И. Фаусек (примененных на практике в 1913-1929 г.г.) затронул широкий спектр важных аспектов воспитания и обучения, среди которых выделяются следующие [2]: — формирование элементарных математических представлений; — воспитание ребенка средствами природы; — изучение исторических, культурных традиций государства; — обучение искусству, развитие воображения в процессе занятий изобразительной деятельностью; — развитие речи и обучение грамоте; — космическое воспитание; — организация трудовой деятельности детей; — разработка методов активного педагогического наблюдения и др. Ю.И. Фаусек провела обстоятельный анализ и разработала методические рекомендации по ряду разделов: — развитие речи и обучение грамоты в детском саду; — организация наблюдений учебно-воспитательного процесса педагогом; — организация трудового воспитания детей; — организация самостоятельной работы детей с материалами по космическому воспитанию; — развитие воображения детей в процессе занятий ИЗО. Она также выполнила сравнительный анализ целям, задачам, формам и методам обучения и воспитания в условиях фронтальной образовательной работы детей по освоению окружающей среды, показав значимость соблюдения таких условий как: учет индивидуальных особенностей детей, организация образовательного пространства, дидактический материал для самостоятельных занятий, роль педагога в организации самостоятельной работы детей. Имея в качестве отправного момента обучения детей письму систему Монтессори, Ю.И. Фаусек рассмотрела письменную речь как сложную знаковую деятельность и способствовала реализации следующих предпосылок: — формирование сенсомоторных навыков, имеющих целью подготовку руки к письму; — развитие таких сложных психических образований как способность к абстрагированию, произвольность, сформированность внутренней речи; — формирование положительной мотивации для освоения письменной речи. Она детально разработала раздел грамматики, изложив теоретические основы и выстроив свою методику с учетом концептуальных требований системы М. Монтессори и особенностей русского языка. В процессе работы над данным разделом, Фаусек выделила алгоритм заданий, который может быть применим к любым дидактическим материалам. Разрабатывая метод активного наблюдения на основе рекомендаций Монтессори, Ю.И. Фаусек получила объективные количественные характеристик развития психических процессов у детей в условиях свободного выбора, показала наличие четырех стадий в процессе «нормализации» детей, указала на сходство и различие в этом процессе детей разных национальностей и слоев. Ю.И. Фаусек была также показана значимость и методы организации общественно-полезного труда в условиях свободного саморазвития по системе М. Монтессори, раскрыв содержание трудовой деятельности и пути формирования положительной мотивации к труду детей. Начав разработку идеи космического воспитания как предмета изучения, уточнила частные аспекты методической стороны и наполнила среду, окружающую ребенка конкретным содержанием. Таким образом, педагогическое наследие Ю.И. Фаусек представляет собой совокупность эффективных методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста по системе М. Монтессори, которые она на протяжении всей своей педагогической деятельности, обогатила собственным опытом работы с детьми, значительно углубив и конкретизировав смысл основных положений Монтессори-педагогики, фактически став организатором нового направления в отечественной практике воспитания дошкольников. фаусек педагогика дошкольный образование Заключение Педагогическое наследие Ю.И. Фаусек отражает многогранную деятельность педагога-исследователя, включающую следующие направления: теоретическая деятельность, публицистическая деятельность, организационно-педагогическая деятельность, практическая работа с детьми, научно-методическая деятельность. Совокупность педагогических позиций Ю.И. Фаусек выражается следующим рядом положений: эффективная педагогика — это педагогика внимания; индивидуальный подход: педагогическое содействие стремлению ребенка к познанию; опора на детскую потребность в работе; воспитание дисциплины как внутренней упорядоченности и свободы; непрерывность упражнения как целостная методика; порядок в организации развивающей среды; воспитание тишиной как формирование саморегуляции; воспитание социальной ответственности посредством взаимопомощи; формирование воли и внутренней ответственности; формирование уважения или кооперативного отношения; педагогическая толерантность как способность быть рядом и уважать детское состояние: педагогическое внимание вместо педагогического вмешательства; притягательная индивидуальность — главное качество педагога; обрести доверие — главная педагогическая задача и нравственная ответственность в воспитании. Таким образом, опыт практического применение Ю.И. Фаусек педагогики М. Монтессори в условиях российского дошкольного образования обеспечил создание уникального педагогического подхода, систему эффективных методов и приемов работы по формированию гармонично развитой, целостной личности ребенка, подчиненных следующими задачами: выявление и развитие индивидуальных особенностей детской личности; формирование ее мотивационной сферы и создание условий, обеспечивающих свободное саморазвитие в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями. При этом учитывая возрастные особенности, сензитивных периодов ребенка, индивидуализацию воспитания, предоставление свободного выбора. Список используемой литературы

11 стр., 5413 слов

Педагогическая система М. Монтессори

... Ясной Поляне. С 1911 года в Петербурге работала педагог Юлия Фаусек, также применявшая метод Марии Монтессори. Она опубликовала несколько книг на русском языке, в которых предложила ... языка, школьных навыков, разработала пособия для школьников для работы по системе Монтессори. В дневниковых записях Фаусек, датированных 1941 годом, сделанных в блокадном Ленинграде, есть фрагменты, подтверждающие ...

13 стр., 6161 слов

Особенности математических представлений у детей с интеллектуальными нарушениями

... представляет метод М. Монтессори, который связывает формирование математических представлений и сенсорное развитие детей. Наглядный дидактический материал, разработанный М. Монтессори, позволяет активизировать работу зрительных, слуховых, ... ё последователями стали Е. И. Тихеева, Ю. И. Фаусек, которые воплотили идеи М. Монтессори в педагогическую практику, адаптировали их к отечественным условиям. ...

1. Детский сад Монтессори [Текст] / сост. К.Е. Сумнительный, Ю.И. Фаусек. — М.: Карапуз, 2011. — 240 с.

2. Князев Е.А. Юлия Фаусек и свободное дошкольное воспитание [Текст] / Е.А. Князев // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 3. — С. 114-119.

3. Педагогика Ю.И. Фаусек [Текст] // Первое сентября. — 2000. — № 54. — С.

4. Петрова Н.Б. Педагогическое наследие Ю.И. Фаусек как опыт реализации системы М. Монтессори в отечественной дошкольной педагогике: дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н. [Текст] / Н.Б. Петрова. — Череповец: ЧГУ, 2002. — 225 с.

5. Сороков, Д.Г. Фаусек Ю.И. Русская учительница. Воспоминания Монтессори-педагога. Кн. 1 [Текст] / Д.Г. Сороков. — М.: Форум, 2010. — 398с.

Размещено на