Семинарские и практические занятия модуль 1 психологическая служба в системе образования

Занятие №1 История становления психологической службы образования в отечественной и зарубежной практике (Семинарское занятие – 4 часа)

Цель: акцентирования внимания студентов на проблеме становления психологической службы на разных ее этапах и на наиболее важных и существенных ее аспектах.

Задачи:

  1. Становление и этапы формирования детской практической психологии и педологии.
  2. Психологическая служба в США: структура и организация деятельности.
  3. Организация психологической службы в странах Европы.
  4. Психологическая служба в системе образования Израиля.
  5. Становление практической психологии образования в России.
  6. Развитие практической психологии и педологии в 20-30-е гг.
  7. Деятельность школьной психологической службы в Москве.
  8. Принципы организации и направления развития отечественной психологической системы поддержки образования.

Литература:

  1. Детская практическая психология / Под ред. Т.И. Марцинковской. М., 2001, с. 4-20.
  2. Практическая психология образования. Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2009, с. 16-30
  3. Венгер А.Л. Организация психологической службы в израильской системе образования // Журнал практической психологии и психоанализа, 2003, №4.
  4. Психологические центры. Организация, содержание деятельности, документация. / Под ред С.Б. Малых. М., 2007
  5. Рубцов В.В. Селявина Л.К. Малых С.Б. Система психологической поддержки образования// Психологическая наука и образование. 1999, № 2 (5-32).

Вопросы для самопроверки:

1. Расскажите, как взаимосвязаны детская практическая психология и педология.

3. Расскажите, в чем Э. Клапаред видел главные отличия практической детской психологии от теоретической.

4. Опишите достоинства и недостатки тестов, ведущие направления развития тестологической работы.

5. Перечислите проблемы, которые стояли перед отечественной практической психологией в начале XX в.

6. Назовите причины активного развития детской практической психологии в России в 20-30-е гг.

9 стр., 4150 слов

_Л.С. Выготский — К психологии и педагогике детской дефективности

Л.С. Выготский К ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ ДЕТСКОЙ ДЕФЕКТИВНОСТИ I Всякий телесный недостаток — будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие — не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект, или порок, реализуется как социальная ненормальность поведения. Даже в семье слепой или глухой ребенок есть прежде всего особенный ...

7. Перечислите задачи, стоявшие перед практической психологией в этот период.

Доклады:

  1. Система оказания кризисной психологической помощи субъектам образовательной среды в сша

Литература:Павлова Т.С. Система оказания кризисной психологической помощи субъектам образовательной среды в США (обзор исследований за последнюю декаду) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. №1. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2012/n1/50140.shtml (дата обращения: 26.01.2014)

  1. Национальная ассоциация школьных психологов за рубежом.

Литература: http://www.narcom.ru/parents/parents/15.html; http://org.nauki-online.ru/psikhologi-za-rubezhom.

Формы участия студентов в практической деятельности.

Студенты выступают с небольшими 8-10 минутными докладами. Докладчики назначаются руководителем семинара из числа желающих. Доклады делаются устно, разрешается обращаться к записям. При этом следует стремиться к выражению мыслей своими словами, путем свободной устной речи. Не допускается зачитывание конспекта лекций. Докладчику задаются вопросы. После ответов на них желающие вносят коррективы и дополнения (до 5 минут).

Руководитель семинара может вызывать студентов для ответов на отдельные вопросы при обсуждении доклада. Обсуждение докладов производится в свободной форме, в плане развития дискуссии, творческого обсуждения вопросов темы.

Форма текущего контроля

Критерий оценки

Максимальный балл

1

Выступление с докладом

См. критерии оценки публичного выступления в методических рекомендациях

20

2

Активное участие в дискуссии семинара

10

Итого

30

Занятие №2. Психологическая служба в образовании: предмет и задачи, структура и содержание (Семинарское занятие – 2 часа).

Цели:

Усвоение студентами теоретических знаний; развитие теоретического мышления; формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.

Задачи:

  1. Современные подходы к содержанию деятельности психологической службы образования (Рубцов В.В.)
  2. Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования (Дубровина И.В.)
  3. Структура психологической службы.
  4. Направления деятельности психологической службы.

Литература:

  1. Практическая психология образования. Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2009, с. 30-61
  2. Психологические центры. Организация, содержание деятельности, документация. / Под ред С.Б. Малых. М., 2007, с. 15-23
  3. Дубровина И.В. Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования // Портал психологических изданий PsyJoumais.ru, 2011, №3(28).

Вопросы для самопроверки:

  1. Каково главное назначение психологической службы образования?
  2. Каков путь клиента (ребенка) в континууме психологической помощи в системе образования?
  3. Каковы профессиональные ограничения у рассматриваемой профессии?

Доклады:

  1. О профессиональной подготовке практического психолога образования.

    Литература: Дубровина И.В. О профессиональной подготовке практического психолога образования // Электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2012, №1

Форма текущего контроля

Критерий оценки

Максимальный балл

1

Выступление с докладом

См. критерии оценки публичного выступления в методических рекомендациях

20

2

Активное участие в дискуссии семинара

10

Итого

30

Занятие №3 Культурно-нравственной потенциал психологической службы в системе образования (Семинарское занятие – 2 часа)

Цель:

Сформировать у студентов представления о современном состоянии научно-теоретической и научно-практической психологии в системе образования, об основных направлениях ее дальнейшего развития. Сформировать представления о нравственной составляющей психологических знаний и психологической культуре специалиста педагога-психолога.

Задачи:

  1. Психологическая культура личности как феномен.
  2. Ресурсный потенциал психологической службы образования на современном этапе ее развития (Дубровина И.В.).
  3. Особенности психического развития ребенка и психологических условий этого развития (Идеи Л.С. Выготского).
  4. Психическое и психологическое здоровье личности ребенка в условиях образовательной среды. Психологическое образование.

Литература:

  1. Дубровина И.В. Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования // Психологическая наука и образование. 2011. №3 (28)
  2. Дубровина И.В. Психологическая культура личности как феномен // Психологическая наука и образование. 2013. №1
  3. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. №3(20)
  4. Дубровина И.В. О профессиональной подготовке практического психолога образования // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2012. №1.
  5. Практическая психология образования. Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2009. 592 с.
  6. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 448 с.

Вопросы для самопроверки:

  1. Каково главное назначение психологической службы образования?
  2. Каков путь клиента (ребенка) в континууме психологической помощи в системе образования?
  3. Каковы профессиональные ограничения у рассматриваемой профессии?
  4. Соотношение возрастного и индивидуального развития у детей и школьников.
  5. Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах.

Формы участия студентов в практической деятельности (см. предыдущие семинары).

Форма текущего контроля

Критерий оценки

Максимальный балл

1

Выступление с докладом

См. критерии оценки публичного выступления в методических рекомендациях

20

2

Активное участие в дискуссии семинара

10

Итого

30

Занятие №4 Психологический инструментарий педагога-психолога.

Цель: Сформировать у студентов представления об основных психологических методах, используемых педагогом-психологом в процессе диагностики, в процессе психологического консультирования, а также дополнительные методы психокоррекционного и психотерапевтического направления.

Задачи:

  1. Психодиагностические методы в деятельности практического психолога на разых этапах детства.
  2. Методы, необходимые в психологическом консультировании: эмпатическое слушание, нерефлексивное слушание, фасилитация, выдвижение гипотез и т.д.
  3. Психокоррекционные методы и методы психотерапии в работе практического психолога.
  4. Клинический метод в психологическом консультировании детей.

Литература:

  1. Практическая психология в образовании: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов. Часть 1./ Составление и общая редакция: Погорелова Е.И. – Ростов-на-Дону, 2011
  2. Абрамова Г.С. Практическая психология Учебник для студентов вузов — Изд. 6-е., перераб. и доп. — М : Академический Проект, 2001. — 480 с.
  3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
  4. Иствуд Атватер. Я вас слушаю. Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. М., Экономика, 1988.
  5. Гуткина Н.И. Клинический метод в психологическом консультировании детей // Журнал практической психологии и психоанализа, 2001. № 1-2, май.

Вопросы для самопроверки:

  1. Основные виды работы практического психолога и их взаимодействие.
  2. Задачи психопрофилактической работы и способы ее осуществления.
  3. Специфика консультативной работы психолога, работающего в учебно-воспитательном учреждении.
  4. Требования к методам, используемым в практической психодиагностике.
  5. Психологические особенности педагогики сотрудничества.
  6. Психологическая помощь семье в воспитании ребенка.

Формы участия студентов в практической деятельности (см. предыдущие семинары).

Форма текущего контроля

Критерий оценки

Максимальный балл

1

Выступление с докладом

См. критерии оценки публичного выступления в методических рекомендациях

20

2

Активное участие в дискуссии семинара

10

Итого

30

Занятие №6. Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками (семинарское занятие — 2 часа)

  1. Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками.
  2. Психокоррекционная работа в образовательных учреждениях.
  3. Составление психокоррекционных программ для детей разного возраста.
  4. Игротерапия
  5. Арттерапия.
  6. Поведенческая терапия.

Литература:

  1. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 98-111.
  2. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – СПб., 1993.
  3. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование // Проблемы психического развития детей. — М., 1990.
  4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1997

Контрольные вопросы:

  1. Как определяется объект и предмет психологической коррекции?
  2. В чем состоит отличие психокоррекции от психотерапии?
  3. Каковы сущность и принципы психокоррекции?
  4. Какие теоретические подходы определяют методику психокоррекционной работы с детьми и подростками?
  5. Какова специфика психокоррекционного процесса?

Формы участия студентов в практической деятельности (см. предыдущие семинары).

Форма текущего контроля

Критерий оценки

Максимальный балл

1

Выступление с докладом

См. критерии оценки публичного выступления в методических рекомендациях

20

2

Активное участие в дискуссии семинара

10

Итого

30