Лекция №3
ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ ВОЖАТОГО
Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристик «педагог — организатор» и «старший вожатый», утвержденных приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995г. № 46).
При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. № 92.
Общие положения.
· На должность вожатого назначается и освобождается от должности директором лагеря лицо не моложе 18 лет, имеющее педагогическое профессиональное образование без предъявления требований к стажу педагогической работы или являющееся студентом педагогического учреждения.
· Вожатый подчиняется непосредственно старшему вожатому (методисту), заместителю директора по воспитательной работе.
· В своей деятельности вожатый руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам воспитания воспитанников; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами лагеря (в том числе: Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией).
· Вожатый соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
2. Вожатый обязан:
· Следить за здоровьем и гигиеной воспитанников.
· Проводить с детьми инструктаж по технике безопасности, не создавать ситуации, в которых возможна травма детей
· Знать, где находятся все его дети в любой момент времени.
· Всегда быть в доступном для ребят месте.
· Соблюдать дисциплину, составить четкий распорядок в отряде и следить за его выполнением, не быть безразличным к недисциплинированности детей, к оскорблениям по отношению к детям со стороны других детей.
· Не создавать ситуации, в которых возможна психологическая травма детей, не применять техники манипуляции, агрессивные и жесткие методики, а также методики в которых вожатый некомпетентен (например: психологические, медицинские, парапсихологические и т.п.).
Вожатый — администрация», «вожатый- вожатый», «вожатый — ребенок»
... Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые ... должны умываться, расчесываться и следить за собой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому – помните об этом. Отношения между детьми и вожатым строятся на взаимном доверии и ...
· Создавать для детей ситуацию успеха в индивидуальной и коллективной деятельности, создавать условия для развития чувства эмоционального комфорта.
Обеспечивать личностный рост каждого ребенка.
· Вожатый не имеет право выделять «любимчиков» из отряда, каждый из детей заслуживает индивидуального внимания, каждый ребенок особенный по-своему и не следует предполагать, что кто-то из детей самый лучший.
· Вести в установленном порядке документацию и отчетность;
· Оперативно извещать администрацию лагеря о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
· Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения воспитательного процесса, а также доводит до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении воспитательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма воспитанников.
· Обеспечивать безопасное проведение воспитательного процесса, строгое соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, санитарных и противопожарных правил; немедленно ставить в известность администрацию лагеря об обнаружении у воспитанников оружия, пожаро — и взрывоопасных предметов и устройств, ядов, наркотических и токсичных веществ, иных изъятых из гражданского оборота вещей;
2.1 Вожатому следует:
· Знать об индивидуальных особенностях каждого ребенка, развивать в ребенке позитивное восприятие его способностей.
· Помогать ребенку строить собственные планы и давать возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.
· Учить ребенка общаться с взрослыми любого возраста.
· Воспринимать вопросы и высказывания ребенка всерьез.
· Создавать условия, в которых учитывается мнение детей, давать возможность высказаться каждому.
· Хвалить ребенка только за конкретные успехи и поступки. Сплачивать детский коллектив.
· обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом
Сплачивать детский коллектив
· Вожатый обязан организовывать досуг детей, проводить мероприятия для сплочения отряда.
· Вожатый должен знать межличностные отношения в отряде, решать детские конфликты.
· Вожатому нельзя держаться изолированно, дистанционно от детей, отговариваясь тем, что вожатый должен давать свободу детям.
Содействовать успешной реализации программы.
· Проводить мероприятия во вверенной ему группе детей согласно утвержденной лагерем программе.
· Привлекать к участию детей и участвовать самому во всех мероприятиях, проводимых администрацией лагеря для детей.
· Проявлять инициативу в подготовке мероприятий и выступлений детей.
· Вожатый не имеет права критиковать программу, реализуемую в лагере и отдельные мероприятия в присутствии детей.
Сплачивать педагогический коллектив.
· Вожатый не должен создавать стрессовых и конфликтных ситуаций для детей и коллег.
· Вожатому следует преследовать совместно поставленные общие цели, участвовать в общественной жизни педагогического коллектива лагеря.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа является самой многочисленной. Прогноз их развития ... быть подготовлены к обучению в массовой школе. 4. Отличительная черта детей этой группы – сверхтормози‑мость. Как правило, они очень робкие, пугливые, особенно в контактах, часто не ...
· Обеспечивает безопасное проведение воспитательного процесса, строгое соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, санитарных и противопожарных правил; немедленно ставит в известность администрацию лагеря об обнаружении у воспитанников оружия, пожаро- и взрыво- опасных предметов и устройств, ядов, наркотических и токсичных веществ, иных изъятых из гражданского оборота вещей;
3. Вожатый имеет право:
· Участвовать в управлении лагерем;
· На защиту профессиональной чести и достоинства;
· Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
· Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;
· На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
· Свободно выбирать и использовать методики воспитания, методические пособия и материалы;
· Давать воспитанникам обязательные распоряжения, относящиеся к соблюдению дисциплины, привлекать воспитанников к дисциплинарной ответственности.
4. Вожатый несет ответственность за:
· Жизнь и здоровье воспитанников вверенного отряда, нарушение их прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации.
· Неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил внутреннего трудового распорядка лагеря, законных распоряжений директора лагеря и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
· Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморального проступка вожатый может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
· Виновное причинение лагерю или участникам воспитательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей вожатый несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
· Употребление спиртных напитков и пребывание в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курение в присутствии детей, а также допуск распития алкоголя и курения со стороны детей вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
Пирожок вожатого
... лагеря ролевых игр «Кентавр» приходилось объяснять их обязанности в шутку родилась формула – «пирожок вожатого». Пирожок вожатого это образное изображение уровней ответственности ... Куприянов Б.В. «Пирожок вожатого»: обязанности отрядного вожатого в детском загородном лагере // Вожатый века: общественно-педагогический журнал ... опыт работы в качестве вожатого, воспитателя, зам. начальника лагеря позволяет ...
· Пропуск без уважительной причины планёрки, иных установленных распоряжением администрации собраний педагогических работников вожатый несет также дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
Взаимоотношения. Связи по должности.
Вожатый:
— Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором лагеря по предоставлению заместителя директора по воспитательной работе;
— В соответствии с общим составляет совместно с воспитателем план проведения отрядных дел, в которые рекомендуется включать как мероприятия, игры, требующие активности, так и дела, дающие возможность расслабиться и отдохнуть. План работы утверждается старшим вожатым не позднее двух дней с начала планируемого периода;
— Представляет старшему вожатому (методисту) письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 2 дней по окончании смены;
— Получает от директора лагеря и его заместителей информацию нормативно — правового и организационно — методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
— Работает в тесном контакте с воспитателями, вожатыми, руководителями кружков, психологом, инструкторами по физкультуре и плаванию;
— Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками лагеря.
Единые педагогические требования
Все сотрудники лагеря должны помнить и осознавать, что в лагере нет чужих детей, все дети — общие, все дети — наши. И у руководства лагеря, и у вожатых и воспитателей одинаковые цели: обеспечить детям полноценный отдых, чтобы все дети вернулись домой живыми и здоровыми, хорошо отдохнувшими, набравшимися сил и энергии к следующему учебному году, получив массу новых положительных впечатлений. В условиях рынка появляется дополнительная цель — чтобы в следующем году ребенок захотел приехать именно в этот лагерь.
Цели одинаковые, соответственно и требования к детям должны быть одинаковые. В первую очередь, это требования, касающиеся безопасности пребывания детей в лагере, их жизни и здоровья. Например, если один вожатый запрещает детям курить на территории, то и другой должен также придерживаться этого.
Желательно, еще до начала лагерной смены собрать весь коллектив лагеря и обговорить основные требования и правила поведения в лагере. И, если педагоги, стараясь создать доброжелательную атмосферу в лагере, улыбаются и говорят ласковые слова ребенку, а повар или медсестра может ему нагрубить, то у ребенка все равно испортиться настроение. Поэтому важно согласовывать свои действия и свои позиции со всеми членами коллектива. Тогда в лагере ребенку будет хорошо и комфортно.
Далее представлен кодекс корпоративной этики, включающий единые педагогические требования СПО «Южный Драйв».
Мы, члены студенческого педагогического отряда «Южный Драйв», придерживаемся в работе следующих принципов:
1. Результативность работы в лагере мы ставим выше любых личных целей.
2. Мы воздерживаемся от выражения любой неконструктивной критики в адрес кого-то лично из организаторов или участников лагеря, а конструктивную высказываем только лично человеку без присутствия третьих лиц. Высказывая конструктивную критику отряду в целом, мы воздерживаемся от обидных или несущественных замечаний.
Эстетическое воспитание в детских оздоровительных лагерях
2 Из опыта работы в лагере ДОЛ «Рассвет» Заключение Литература Введение Выбор темы курсовой работы «Эстетическое воспитание в детских оздоровительных лагерях» был определен тем, что в ... отдыха. 4. Обобщение опыта работы База исследования: Детский Оздоровительный Лагерь «РАССВЕТ», Заиграевский район, Республика Бурятия. Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух ...
3. Закон 0:0 мы считаем одним из важнейших и на все мероприятия обеспечиваем явку отряда вовремя.
4. Мы умеем планировать свой график работы, расставлять и выполнять рабочие задачи в порядке важности и сложности
5. Мы не боимся брать на себя ответственность за конкретную часть работы в лагере и строго выполнять данные нам задачи. В то же время мы не берем на себя сверх того, что в состоянии выполнить.
6. Мы относимся ко всем событиям и людям объективно, не примешивая в работу личные привязанности, симпатии или антипатии.
7. Во время проведения кем-то игры, тренинга, лекции и мероприятия мы не позволяем себе комментировать деятельность ведущего. После проведения игры возможен комментарий о других подобных вариантах игры, однако критика ведущего осуществляется строго наедине с ним (см пункт 3).
8. Мы четко умеем ставить перед собой и объяснять другим цели и задачи любых проводимых нами мероприятий.
9. Мы воздерживаемся от курения и принятия спиртных напитков в присутствии участников лагеря. Мы своим примером и словами пропагандируем здоровый образ жизни!
10. Мы не выдаем никакой личной информации (возраст, вредные привычки, семейное положение и т.д. и т.п.) о других членах оргкомитета.
11. Мы уважаем личное время друг друга и на планерках говорим коротко и по существу о состоянии дел в отряде и планах на завтра.
12. В рамках лагеря мы считаем недопустимым повышать голос на кого бы то ни было по любой причине, а также использовать ненормативную лексику. Мы стараемся всегда и при любой ситуации создавать атмосферу комфорта, благожелательности и хорошего настроения.
13. Мы всячески пытаемся беречь свое здоровье и здоровье коллег, разумно распределять свои силы в целях сохранения работоспособности на весь период работы
14. Мы постоянно стараемся повысить свой уровень профессионализма, знакомимся с методической литературой и новыми разработками.
15. В рамках лагеря мы не допускаем никакой дискриминации по любым признакам. Мы содействуем достижению взаимопонимания представителями разных национальностей и.д.
16. Мы всегда открыты для сотрудничества и обмена опытом с любыми заинтересованными лицами.
17. Мы прилагаем все усилия для создания позитивного имиджа педотряда «Южный Драйв», лагеря, в котором работаем и оргкомитета этого лагеря. Мы воздерживаемся от любых любовных связей во время смены c участниками лагеря.
18. Мы придерживаемся норм ЕПТ (единых педагогических требований), ставим перед всеми участниками лагеря одинаковые правила, запреты и разрешения. Мы не разрешаем того, что запрещают другие кураторы, и наоборот. Во всех спорных случаях мы сначала принимаем коллективное решение оргкомитетом, разрешать что-либо или нет, а потом действуем в соответствии с этим решением.
19. Мы умеем признавать свои ошибки и брать ответственность за них на себя, не ища других виновных.
20. Мы не упускаем случая похвалить своих подопечных или коллег.
21. Мы никогда не теряем присутствия духа.
22. Проводя любую игру или тренинг, мы четко оговариваем правила
Социально-культурная работа в детском летнем лагере
... 2. Основные направления социально-культурной работы в детском летнем лагере 2.1 Социально-культурная работа детских лагерей воспитание лагерь социальный культурный Лагерь - это сфера активного отдыха, ... Матросов). Визитная карточка. Ассоциация исследователей детского движения. - М., 1995. Важнейшей задачей школы сегодня является не только подготовка высококвалифицированного специалиста, но и ...