Теоретико-методологические предпосылки развития системы среднего образования во Франции. Лекция№1

• Педагогические парадигмы, определяющие теорию обучения системы среднего образования во Франции:

• Парадигма в науке- это свод правил, которыми пользуется научное сообщество в определенный промежуток времени.

В парадигме выделяют:

1)начало;

2)апогей;

3)закат;

4)смену.

• Система среднего образования- это сеть образовательных учреждений государственных стандартов и ручной направленности.

• В педагогической теории прослеживаются 2 основные парадигмы:

• Социальная;

• Гуманистическая.

Социальная парадигма(также именуется традиционной) рассматривает процесс образования как путь усвоения академических знаний, исходя из тезиса о том, что общее образование наилучшим образом адаптирует индивида в качестве индивида демократического общества.

Представители этой парадигмы считают целью образования сохранение и передачу молодому поколению наиболее существенных элементов наследия человеческой цивилизации- Знания, Умения, Навыки.

Успеваемость обеспечивается доскональной проработкой учебного материала с опорой на память, и повторением пройденного.

Аффективная сфера учащегося, его психоэмоциональное развитие НЕ находятся в эпицентре. Основной считается идея предметоцентризма и директивной педагогики, т.е. авторитета и полновластия учителя в классе.

Во французской педагогике представителями традиционной парадигмы являются педагоги-социологи, писавшие о воспитании и образовании, и отрицавшие саму возможность воспитуемости и индивидуальных различий, исходя из механизмов психической деятельности или из физиологии высшей нервной системы.

Во взаимодействии индивида и общества они искали ответы на вопросы о природе человека как субьекта(учитель) и объекта(ученик).

Среди сторонников ведущей роли социума в учебно-воспитательном процессе остаются заложившие основы современной педагогики Дюркгейм, Шартье и Аллен.

Дюркгейм считал социализацию личности превращением человека из биологического существа в социальное. Природа личности производна от природы общества и его «коллективного сознания».

Дюркгейм рассматривал человека как существо двойственное: индивидуальное, имеющее корни в собственном организме, и социальное, которое является в нем представителем наивысшей реальности, интеллектуального и морального порядка, которую можно познать путем наблюдения, имея в виду общество.

10 стр., 4611 слов

Влияние общества на человека

... регулятора личностных отношений между людьми в обществе. 1.2 Определение термина «человек» и формирование личности Человек - общественное существо, индивид, обладающий сознанием и разумом. Индивид - это отдельный конкретный человек, личность, наделенная своей индивидуальностью. ...

В какой мере индивид причастен к обществу, в такой же мере он перерастает самого себя и тогда, когда он мыслит и когда действует.

Предназначение школы.

Ребенок, входя в жизнь, лишь привносит в неё природу своей индивидуальности.

Общество имеет задачу с наименьшими издержками из эгоистичного и асоциального существа сделать другое, способное вести моральную и социальную жизнь.

Учёба и педагогика есть методологическая социализация личности.

Педагогика- это знание о воспитании человека обществом.

Дюркгейм установил параллель между воспитанием «обществОМ» и воспитанием «обществА».

Он акцентировал обратное влияние воспитания и образования на общество.

Педагогика призвана вызывать «гармонию» между социальными силами и индивидуальными способностями воспитуемых.

Для обоснования дифференцированного обучения, Дюркгейм в своих лекциях по курсам педагогики в Сорбонне использовал историко-экономический подход к вопросам воспитания.

Он доказывал необходимость дифференциации тем, что с ходом истории во всех цивилизованных странах дифференцируется само производство, следовательно, в любом цивилизованном обществе обучение не может быть единым.

История знает лишь 1 пример единого обучения- это первобытный строй.

Подчеркивая социальную природу воспитания , Дюркгейм критиковал психологический подход к воспитанию и педоцетризм.

Психологически ориентированные педагоги просто дают индивиду осознать свои интересы. Но человек становится социальным существом благодаря воспитанию , принимая идеи, чувства, способы деятельности той группы или групп, частью которых индивид является.

Через воспитание индивид побуждается искать те качества, которые общество в данный исторический момент признает желательными.

Лекция №2

• Поскольку общество- это наиболее могущественный «фокус» физических и моральных сил, постольку индивид имеет только одну возможность подняться до высших форм существования, а именно- реагировать на элементы, влияющие на общественную жизнь.

• Выход для активности ребенка может быть обеспечен только организацией его социальной среды. Спонтанная активность расточительна: она не направлена в необходимое русло, она неорганизованна, случайна.

• Слепая вера в «природу» человека сводит к абсурду саму идею обучения, если спонтанные желания детей не направить к развитию подлинных потребностей. Потребности выявляются в ходе попыток осознать свои цели и в поисках средств для их достижения.

• Следующим представителем социопедагогики является Аллен.

Он разрабатывал идею двойственной функции воспитания: как подготовки к жизни, так и самой жизни. Воспитание призвано дать ребенку возможность справиться не только с будущим, но и с настоящим. Путь к достижению обеих целей лежит через трудности ребенка и соотнесение наличных сил с трудностями требований и заданий.

• Алленом выдвинута концепция «строгого воспитания». Согласно ей, школьник должен осознать, что всякий результат зависит от его усилий.

Обучение, основанное на развлекательности, может обратиться в пустой звук: «Дитя не любит детские игры, стремится вырваться из детского состояния. Ребенок нуждается в трудностях, а не в удовольствиях. Он хочет учиться, надо ему дать возможность работать в максимально посильном режиме»

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... направлению соответствуют следующие определения: • воспитание — целеустремленное, систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества (Н.Е. Ковалев); • воспитание ... и проф. деятельности. В теории воспитания в подходах к определению понятия «воспитание» можно выделить два направления. В основе первоголежит взгляд на ...

• Сущность образования, по Алену, состоит в усвоении фундаментальных идей и опыта, на который в дальнейшем можно «нанизывать» необходимые знания. Аллен считал «компасом» в начальной школе- наглядность, а в средней- абстрактное мышление.

• При кропотливом учебном труде интересы школьника обогащаются, возникает наслаждение от плодотворной учебы.

• Аллен не сомневался, что можно овладеть и управлять вниманием школьника, преодолев равнодушие и скуку. Он требовал политической нейтральности учителя.

Преподаватель является послом от «мира взрослых» при «народе детей», который живет по законам тайного единства, и нарушать их не имеет права.

• Школьник может успешно учиться, если учитель уважает автономию класса , которая должна и может быть независима от внешних сил.

• До начала 80-х годов ХХ века определяющее воздействие на характер и основные направления школьной политики во Франции оказывали элитарно-технократические (традиционалистские) концепции, развивавшие теорию Аллена.

• Создателями являлись: Арон, Фурастье, и Кро.

•Являясь руководителями научно-исследовательских центров, кафедр университетов и других высших школ, они участвовали в составлении государственных планов развития просвещения.

• По утверждению теоретиков этого направления, решающим фактором современной общественной жизни является уровень развития экономики и техники. По мере развития технического прогресса, реальное управление производством оказывается доступно лицам, прошедшим очень высокую спецподготовку. Это учёные, инженеры, высокообразованные организаторы производства- аристократия индустриального общества, в руках которой сосредотачиваются все нити управления.

• Цены знаний беспрерывно возрастают, поэтому фигура менеджера заслоняет собой реального владельца предприятия.

• Технократические концепции служат обоснованием деления общества на всемогущую элиту и подчиненную ей массу. Подобное деление общества неизбежно базируется на дихотомической организации труда (размежевание сфер управления и исполнения).

• Если общество неизбежно делится на элиту и нетворческую массу, то образование, предназначенное для этих слоев, должно быть разным.

• В 1968 году Арон выступил против проекта реформы, который предусматривал уступки демократической общественности. Он решительно отстаивал элитарность образования, так как считал, что общество не может обходиться без иерархии и элиты.

• Касаемо реформ либерального направления, Арон называл их «уступками анархистским тенденциям», приводящим власть к полному бессилию.

•Педагогические взгляды представителя элитарно-технократического направления Эжена Фурастье получили широкое распространение во Франции и других западных странах.

• Особое место Фурастье отводит проблеме экономики и её связи с образованием .

Он был одним из первых западных социологов, попытавшихся перевести на язык цифр и фактов объективные требования, предъявляемые общественным производством системе образования.

• Система образования, по Фурастье, должна быть строго функциональной. Её основные задачи- это обеспечение нужд производства и личного успеха наиболее одаренных молодых людей.

6 стр., 2761 слов

Готовность к школе детей эмигрантов

... готовности к школе детей эмигрантов в старшем дошкольном возрасте 1.1. Общая характеристика детей дошкольного возраста Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период ... образовательных учреждениях в направлении усиления его неоднородности по национальному составу, культурной и религиозной принадлежности, уровню обученности и воспитанности. Дети эмигрантов, вынужденные ...

•Луи Кро был представителем демократического направления. Он резко критиковал практику французской школы за схоластичность, преобладание книжно-вербальных методов и авторитарность учителя. «В результате реальной опасностью является атрофия многих важных способностей и стерилизация интеллекта».

Лекция№3

•Кро ставит вопрос о переходе монолога учителя к диалогу между ним и классом.

Необходимость перестройки школы он связывает прежде всего с процессом модернизации экономики Франции ,изменением характера труда ,и квалификационной структуры активного населения. Кро подчеркивает, что расширение образования важно для укрепления страны на международной арене, так как ее материальные ресурсы весьма скромны, и главным богатством должны стать человеческие ресурсы, работники с высоким уровнем интеллекта. Базой для интеллектуального оснащения является школа. Кро был первым из деятелей народного просвещения кто считал что после окончания начальной школы все дети должны поступать в единый тип учебного заведения и оставаться там до окончания срока обязательного обучения .Он исходил из убеждения, что следует сохранить деление учащихся начиная с 11-ти летнего возраста на потоке в зависимости от их способностей и склонностей (дифференциация),но это деление должно осуществляться в рамках одного учебного заведения .При этом условии, по мнению Кро, значительно облегчается ориентация на то или иное направление в учебе. Но нужно избегать соблазна изолировать элиту от массы ибо руководители должны знать своих исполнителей, а исполнители хорошо понимать своих руководителей ,поэтому не стоит раньше времени разделять будущих руководителей и подчиненных, наоборот в школе должно начаться их взаимное сотрудничество.

Концепция сторонников сохранения социально-технократического характера школы встречает растущее сопротивление приверженцев демократических и гуманистических принципов построения школы. Они подчеркивают что необходимо крайне осторожно подходить к оценке интеллектуальных возможностей и избегать негативных категорических заключений которые самым отрицательным образом сказаться на судьбе ребенка.

• Гуманистическая парадигма- главной дидактической проблемой сторонники считают создание условий для наполнения каждого ребенка личностно-значимым учением(деятельность ученика).

Они отстаивают гуманное отношение к ребенку, считают, что школа должна предоставить больше свободы выбора познавательной активности и ответственности за нее.

• Гуманисты отстаивают право индивида на автономию в собственном развитии и образовании. Реальное значение в школе приобретает творческое отношение к знаниям, собственный опыт ребенка в овладении знаниями является главной способностью познания.

В результате автономного поиска знания являются личностными знаниями ,и поэтому наиболее прочными.

Гуманистический подход исходит из признания равноправия взрослого и ребенка.

Учитель и ученик являются сотрудниками, осуществляют определенную активность,что ведет к самореализации каждого.

• Главный критерий оценки в гуманистической парадигме- это показатель личностного роста.

Чем более зрелой становится личность, тем эффективнее она решает жизненные проблемы.

17 стр., 8087 слов

Теоретические и методологические проблемы психологической помощи ...

... которых функционируют и развиваются природные свойства человека как индивида. Итак, в отечественной психологической школе процесс психического развития человека рассматривался как многомерный и многоуровневый. В ... эта пах жизни ребенка, имеют опосредованную социальную структуру. Развитие психики проявляется в изменении отношений между отдельными функциями. В ходе детского развития, как подчеркивал ...

Это является успешным показателем работы школы.

• К гуманистическому направлению в дидактике можно отнести концепции фрейдизма и неофрейдизма, католицизма, «нового воспитания»,а также экзистенциализма.

• Важным методологическим источником педагогических концепций лежащих в русле французского гуманизма служит психоаналитическое учение Фрейда.

Его труды изучаются в ряде университетов на кафедрах психоанализа.

Современные французские педагоги-представители фрейдистской теории утверждают ,что без опоры на психоанализ невозможно понять ни опоры детской психики, ни пути воздействия на этот процесс со стороны воспитателя и подчеркивают методологическую важность психоанализа для теории и практики воспитания.

• Психоанализ особенно важен потому, что ,являясь методом лечения неврозов, выступает вместе с тем как метод исследования механизмов нормальных процессов развития детской психики(все мы родом из детства).

• Эмпатический(от слова «эмпатия», что означает «сочувствие») психоанализ -его представители считали что движущая сила развития ребенка-это аффективное отношение с теми людьми, которые о нем заботятся.

• Условия осмысленности его личного существования это разделяемый с другими людьми жизненный опыт. По мнению этих исследователей ,в основе нарушений развития личности ,агрессии и жестокости лежат не только конфликты ,но и нехватка эмоционального тепла в раннем возрасте.

Чтобы воспитать свободную, достойную, автономную личность, необходимо глубоко понимать ребенка и заботиться о нем, создавать атмосферу дружбы ,понимания в воспитывающей среде.

Следующим течением в гуманистической парадигме является экзистенциализм.