I семестр
№ |
Темы |
Кол-во часов |
||
|
|
лекции |
семинары |
лабор |
1 |
Психология как наука, ее предмет, методы, структура и задачи. Проблема человека в психологии |
2 |
4 |
|
2 |
Проблема и природа психического. Этапы развития психики |
2 |
2 |
|
3 |
Познавательная сфера личности. Сенсорно-перцептивные процессы |
2 |
4 |
|
4 |
Память |
2 |
2 |
|
5 |
Мышление и речь |
2 |
2 |
|
6 |
Воображение |
|
2 |
|
7 |
Внимание |
|
2 |
|
8 |
Сознание и бессознательное |
|
2 |
|
9 |
Деятельность и общепсихологическая теория деятельности |
2 |
|
|
10 |
Мотивация |
|
2 |
|
11 |
Эмоции и воля |
2 |
2 |
|
12 |
Темперамент и характер |
2 |
2 |
|
13 |
Способности |
|
2 |
|
14 |
Личность. Психологические теории личности |
2 |
|
4 |
15 |
Психологическое исследование |
|
|
4 |
|
ИТОГО: |
18 |
28 |
8 |
Содержание семинарских занятий
I семестр
Тема 1 (2 часа) Методы и структура современной психологии
- Понятие метода исследования.
- Классификация методов психологии по:
- В.Н. Дружинину,
- Б.Г. Ананьеву,
- Виды исследований в психологии (фундаментальные и прикладные, теоретические и эмпирические; виды эмпирических исследований: экспериментальные, корреляционные, сравнительные, изучение единственного случая).
- Место психологии в системе наук (по Б. Кедрову)
- Структура современной психологии.
Основные понятия:
Метод научного исследования, теория, теоретические методы, эмпирические методы, эксперимент, наблюдение, измерение, фундаментальные и прикладные исследования.
Вопросы для самоконтроля:
- Каковы главные характеристики научного метода?
- Какое место занимает психологический эксперимент в различных классификациях методов психологии?
- Какую роль играют фундаментальные и прикладные исследования в различных отраслях психологии?
Литература:
- Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб, 2005.
- Ломов Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования.- М.: Наука, 1999.-206 с.
- Волков Б.С.Методология и методы психологического исследования: учеб. пособие для вузов. –М.: Мир: Академ. Проект, 2005.-350 с.
- Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии: учеб. пособие. — М.; Воронеж: МОДЭК, 2005.-333 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- СПб.: Питер., 2001.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2000.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.
- Кедров Б.Г. Классификация наук. – Т.3. – М.: Мысль, 1985 [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/publib.html
Тема 2 (2 часа) Этапы развития психики
- Критерии наличия психики (панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, антропопсихизм, позиции А.Н. Леонтьева и К.К. Платонова).
- Концепция этапов развития психики К.Бюлера.
- Концепция этапов развития С.Л. Рубинштейна.
- Концепция этапов происхождения психики А.Н. Леонтьева.
- Критика К.К. Платоновым концепции А.Н. Леонтьева.
Литература:
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.,1981.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.,1986.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер,2004. — 713 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики http://qame.ru/book/common_psychology/problemi_razvitiya_psih/Проблемы%20Развития%20Психики%20-%20Леонтьев%20А.%20Н.%20(ПРП).doc
- Платонов К.К. Структура и развитие личности
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/RUBINSHTEYN_Sergey_Leonidovich/_Rubinshteyn_S.L..html
Тема 3 (2 часа) Ощущение: свойства и закономерности
- Анализатор и его структура.
- Виды ощущений и различные подходы к их классификации (по Б.Г. Ананьеву, по Ч. Шеррингтону).
- Свойства ощущений.
- Основные закономерности ощущений:
- абсолютная и относительная чувствительность,
- закон Вебера-Фехнера-Стивенса,
- адаптация, сенсибилизация,
- зависимость чувствительности от силы нервной системы, от мотивации, от тренировки.
- взаимодействие ощущений, синестезия,
- явление «сенсорного голода».
Основные понятия:
Чувствительность, абсолютная и относительная чувствительность, порог ощущений, адаптация, сенсибилизация, синестезия, модальность ощущений, сенсорные системы, анализатор, аффекторные и эффекторные пути, экстероцептивные ощущения, интероцептивные ощущения, проприоцептивные ощущения.
Вопросы для самоконтроля:
- В чем Вы видите принципиальные различия классификаций ощущений Ч. Шеррингтона и Б.Г. Ананьева?
- В чем сходство и различие явлений адаптации и сенсибилизации?
- Как может использовать педагог взаимодействие ощущений на уроке?
Литература:
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер,2004. — 713 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб, 2004.
- Панферов В.Н.Психология человека: душа и тело. Организм и психика. Функции психики. Структура психики: учеб пособие. -СПБ.: Изд-во Михайлова В.А.,2002.-156 с.
- Сианкин М.И.Общая психология: функциональные явления человеческой психики: учеб-метод. пособие.- М.: Изд-во Моск. психол.-соц. Инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2001.-350с.
- Губанов Н.И. Чувственное отражение: (Анализ проблемы в свете современной науки).
– М.: Мысль, 1986. –237 с.
- Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М.,1975.
- Познавательные процессы: ощущение, восприятие (Сб. ст.) – М.,1982.
- Блинов Н.Н. Глаз и изображение/ Н.Н. Блинов.-М.: Медицина,2004.-320 с.
- Общая психология: в 7 т.: учеб. для вузов -.2-е изд., стер.-М.: Академия. Т.2: Ощущение и восприятие /А.Н. Гусев, 2009.- 415 с.
- Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб.пособие для вузов/В.М. Смирнов, С.М.Будылина.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Академия, 2007.-334 с.
- Психология ощущений и восприятия: учеб. пособие для вузов / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др.-М.: ЧеРо: НОУ Моск. Псих-соц.ин-т,2002.-629 с.
- Современная психофизика/ ред. В.А. Барабанщиков.-М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2009.-542 с.
- Ананьев Б.Г. Теория ощущений. – Л., 1961. [Эл. ресурс] http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_teoriya-oschuscheniy_1961/go,8;fs,0/
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/RUBINSHTEYN_Sergey_Leonidovich/_Rubinshteyn_S.L..html
Тема 4 ( 2 часа) Восприятие и его механизмы
- Физиологические механизмы и особенности восприятия предметов окружающего мира и пространства.
- Развитие восприятия предметов окружающего мира и пространства в детском возрасте.
- Физиологические механизмы и особенности восприятия времени.
- Развитие восприятия времени в детском возрасте.
- Механизмы и особенности восприятия движения.
Основные понятия:
Перцепция, апперцепция, конвергенция зрительных осей, аккомодация хрусталика.
Вопросы для самоконтроля:
- Какое расстояние является оптимальным для восприятия удаленности и величины предметов?
- Какую роль играет образование условных рефлексов в развитии восприятия пространства? Времени?
- От каких факторов зависит восприятие человеком длительности временного промежутка?
Литература:
- Психология восприятия: Материалы советско-норвежского симпозиума / Отв. ред Б.Ф. Ломов. – М:Наука, 1989.
- Психофизиологические исследования восприятия и памяти: Сб ст. / Отв ред Ю.М. Забродин.- М: Наука, 1981..
- Проблемы восприятия пространства и пространственных отношений – М.,1961.
- Кликс Ф. Проблемы психофизики восприятия пространства / Пер. с нем.- М., 1965.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер,2004. — 713 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб, 2004.
- Панферов В.Н.Психология человека: душа и тело. Организм и психика. Функции психики. Структура психики: учеб пособие. -СПБ.: Изд-во Михайлова В.А.,2002.-156 с.
- Сианкин М.И.Общая психология: функциональные явления человеческой психики: учеб-метод. пособие.- М.: Изд-во Моск. психол.-соц. Инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2001.-350с.
- Губанов Н.И. Чувственное отражение: (Анализ проблемы в свете современной науки).
– М.: Мысль, 1986. –237 с.
- Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М.,1975.
- Познавательные процессы: ощущение, восприятие (Сб. ст.) – М.,1982.
- Блинов Н.Н. Глаз и изображение/ Н.Н. Блинов.-М.: Медицина,2004.-320 с.
- Общая психология: в 7 т.: учеб. для вузов -.2-е изд., стер.-М.: Академия. Т.2: Ощущение и восприятие /А.Н. Гусев, 2009.- 415 с.
- Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб.пособие для вузов/В.М. Смирнов, С.М.Будылина.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Академия, 2007.-334 с.
- Психология ощущений и восприятия: учеб. пособие для вузов / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др.-М.: ЧеРо: НОУ Моск. Псих-соц.ин-т,2002.-629 с.
- Современная психофизика/ ред. В.А. Барабанщиков.-М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2009.-542 с.
- Ананьев Б.Г. Теория ощущений. – Л., 1961. [Эл. ресурс] http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_teoriya-oschuscheniy_1961/go,8;fs,0/
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/RUBINSHTEYN_Sergey_Leonidovich/_Rubinshteyn_S.L..html
Тема 5 ( 2 часа) Процессы и развитие памяти
- Виды памяти (по длительности хранения информации, по характеру психической активности, по произвольности).
- Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение.
- Забывание как вид сохранения информации, закономерности забывания (закон Эббингауза, факторы, влияющие на забывание информации)
- Этапы развития памяти в онтогенезе. Характеристика памяти у детей раннего, дошкольного, младшего школьного возраста.
- Возможности развития памяти. Компенсаторные возможности памяти. Способы улучшения запоминания. Мнемические приемы.
- Самостоятельная письменная творческая работа: подбор игры и упражнений, направленных на развитие памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста (подобрать по 2-3 игры, направленные на развитие образной (зрительной, тактильной, слуховой) и словесно-логической памяти)
Основные понятия:
Кратковременная память, долговременная память, объем кратковременной памяти, запоминание, сохранение, воспроизведение, произвольное и непроизвольное запоминание, компенсация, развитие.
Вопросы для самоконтроля:
- Какова взаимосвязь между развитием и компенсацией?
- Какое запоминание является наиболее эффективным в дошкольном возрасте? В младшем школьном?
- В каком возрасте наиболее эффективным является развитие: а) двигательной, б) образной, в) словесно-логической памяти?
Литература:
- Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005.
- Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М.,2011.
- Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология памяти: Хрестоматия. – М.: ЧеРО, 2002.
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. Избранные психологические труды. – М.,1996.
- Изюмова С.А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения. – М.,1995.
- Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. – М.,1993.
- Лорейн Г. Как развить мощную память. – Екатеринбург,1995.
- Куприянович Л.И. Резервы улучшения памяти: кибернетические аспекты. М.,1970.
- Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика. – М.,1970.
- Житникова Л.М. Учите детей запоминать: Пособие для воспитателя. – М.,1972.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.,2000.
- Развитие логической памяти у детей. – М.,1976.
- Клацки Р. Память человека: структуры и процессы [Эл. ресурс] http://lib.uni-dubna.ru/search/files/ps_klatzky_pamiat/~ps_klatzky_pamiat.htm
- Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология памяти: Хрестоматия. – М.: ЧеРО, 2002. [Эл. ресурс] http://qame.ru/book/memory/psihologiya_pamyati/Гиппенрейтер%20Ю.Б.,%20Романов%20В.Я.%20Психология%20памяти.%20М.%20ЧеРо,%202002.%20816%20с/
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. [Эл. ресурс] http://psychlib.ru/mgppu/ZNz-1961/ZNZ-001.HTM
- Лорейн Г. Развитие памяти и способности концентрироваться. [Эл. ресурс] http://www.klex.ru/
- Житникова Л.М. Учите детей запоминать: Пособие для воспитателя [Эл. ресурс]
http://www.pedlib.ru/Books/6/0408/6_0408-1.shtml
18. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии http://log-in.ru/books/praktikum-po-detskoiy-psikhologii-uruntaeva-g-a-afonkina-yu-a-vozrastnaya-psikhologiya/
Тема 6 (2 часа) Мышление и его развитие
- Операции мышления.
- Классификации видов мышления по разным основаниям.
- Этапы развития мышления у детей в концепциях разных исследователей (Ж. Пиаже, Д. Брунер, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова)
- Развитие понятий и умозаключений в детском возрасте. Концепция Л.С. Выготского о развитии понятий у ребенка.
- Способы развития мышления у детей.
- Письменная самостоятельная работа: подбор игр и упражнений, направленных на развитие операций мышления у детей (подобрать по 2-3 игры, направленных на развитие каждой мыслительной операции; 2-3 игры на развитие творческого и конвергентного мышления).
Основные понятия:
Мышление, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, конкретизация, эгоцентризм детского мышления, конкретные операции, формальные операции.
Вопросы для самоконтроля:
- Покажите на примере той или иной мыслительной операции, как проходит развитие мыслительных операций на разных этапах становления детского мышления.
- Какой возраст является наиболее сензитивным для развития а) наглядно-действенного, б) наглядно-образного, в) словесно-логического мышления?
- Каковы психологические условия, способствующие развитию мышления у детей?
- Какова роль общения со взрослым в развитии детского мышления?
Литература:
- Брунер Дж. Психология познания. — М.: Прогресс, 1977.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.,1960.
- Веккер Л.М. Психические процессы. Т.2. Л.:ЛГУ,1974.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды.- М., 1969.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Педагогика-пресс,1994.
- Кольцова М.М. Обобщение как функция мозга.- Л., 1967.
- Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. — М.,1972.
- Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования у детей научных понятий. – Челябинск, 1986.
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. – Обнинск, 1993.
- Зак А.З. Учимся мыслить, стараясь рассуждать. — М., 1996.
- Зак А.З. Развитие мышления детей. — М.,1993.
- Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. – 1990. — № 6.
- Воробьев А.Н. Тренинг интеллекта. — М.,1989.
Интернет-ресурсы:
- Тихомирова О.К. Психология мышления [Эл. ресурс]http://psy.khspu.ru/wp-content/uploads/2012/02/Тихомиров-О.К.-Психология-мышления-фрагмент.pdf
- Гипенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления [Эл. ресурс] http://www.klex.ru/9zz
- Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации [Эл. ресурс]
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление [Эл. ресурс] http://qame.ru/book/superlearning/produktivnoe_mishlenie/Вертгеймер%20М.%20-%20Продуктивное%20мышление.doc
- Пиаже Ж. Психология интеллекта [Эл. ресурс] http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=piazhe_izbrannye-psihologicheskie-trudy_1969
Тема 7 (2 часа) Воображение
- Воображение как психический процесс.
- Функции воображения.
- Виды воображения.
- Механизмы воображения.
- Развитие воображения в детском возрасте.
- Игры и упражнения, направленные на развитие воображения у детей.
Основные понятия:
Воображение, агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация, заострение, мечта.
Вопросы для самоконтроля:
- В чем основное отличие воображения от мышления, от образов памяти?
- Каково практическое значение в деятельности человека различных видов воображения?
- Какие психологические условия способствуют развитию воображения у детей?
Литература:
- Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте.- СПб, 1997.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2004.
- Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения: Сравнительно-исторический анализ. – СПб., 1992.
- Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность: Опыт методологического анализа познавательных функций воображения. – М., 1989.
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М., 1986.
- Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию / Пер. с англ. Под ред Лурия. – М., 1974.
- Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения: Экспериментальное исследование. – Тбилиси, 1972.
- Никифоров О.И. К вопросу о воображении // Вопросы психологии. – 1972. — № 2.
Интернет-ресурсы:
- Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Эл. ресурс] http://www.psyoffice.ru/3-0-hrestomati-readerage007.htm
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/RUBINSHTEYN_Sergey_Leonidovich/_Rubinshteyn_S.L..html
- Дьяченко О.М. [Эл. ресурс] Об основных направлениях в развитии воображения дошкольника http://www.voppsy.ru/issues/1988/886/886052.htm
Тема 8 (2 часа) Внимание
- Дискуссия о сущности внимания (внимание как познавательный процесс, как свойство личности, как регулятивная функция, как деятельность самоконтроля).
- Свойства внимания.
- Развитие внимания в онтогенезе. Особенности внимания дошкольников, младших школьников.
- Возможности и психологические условия развития внимания у детей.
- Развитие внимания детей по методу П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой.
Основные понятия:
Внимание, доминанта, концентрация, распределение, переключение, устойчивость внимания, произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание.
Вопросы для самоконтроля:
- Каковы внешние проявления внимания?
- Охарактеризуйте особенности внимания детей разного возраста.
- Какие свойства внимания в наибольшей степени влияют на эффективной учебной деятельности школьника?
- Какие психологические условия способствуют развитию внимания у детей?
Литература:
- Гатанова Н.В., Тупина Е.Г. Развиваю внимание. – СПб, 2000.
- Осипова А.А., Малашенская Л.И. Диагностика и развитие внимания: программа для детей 5-9 лет.- М.,2001.
- Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания .- М.,1993.
- Андреев О.А., Хролов Л.Н. Тренировка внимания. – Минск, 1997.
- Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания .- М., 1995.
- Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.,1974.
Интернет-ресурсы:
- Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. [Эл. ресурс] Экспериментальное формирование внимания http://www.twirpx.com/file/990108/
- Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания: Хрестоматия [Эл. ресурс] http://klex.ru/3pb
Тема 9 (2 часа)
Сознание и бессознательное
Тема 3. Сознание и бессознательное
- Подходы к определению понятия «сознание».
- Функции сознания.
- Физиологические основы сознания.
- Самосознание: сущность, развитие в онтогенезе.
- Бессознательное: сущность, структура, функции.
Литература:
- Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1989.
- Юнг К. Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тавистокские лекции. Глоссарий. – СПб., 1998.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1975.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2004.
Интернет-ресурсы:
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/RUBINSHTEYN_Sergey_Leonidovich/_Rubinshteyn_S.L..html
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.2. [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/publib.html
Тема 10 ( 2 часа)
Мотивация и теория мотивации
- Понятие «мотивация»: анализ различных подходов к определению понятия.
- Физиологические драйвы.
- Теории мотивации: З. Фрейда, Г.Маррея, У. Макдауголла, А. Маслоу, Д. Аткинсона, Х. Хекхаузена, П.В. Симонова.
- Теория деятельностного происхождения мотивов А.Н. Леонтьева.
- Классификации мотивов.
Основные понятия:
Мотив, драйв, мотивация, либидо, агрессия, альтруизм, самоактуализация, мотивация достижения, мотивация избегания неуспеха.
Вопросы для самоконтроля:
- В чем сходство и различие между мотивом и мотивацией?
- Каковы особенности личности людей с преобладающей мотивацией достижения успеха или мотивацией избегания неуспеха?
- Каковы психологические условия, в которых может сформироваться личность с развитым мотивом самоактуализации?
- Раскройте суть теории деятельностного происхождения мотивов по А.Н. Леонтьеву.
Литература:
- Фрейд З. «Я» и «Оно»: Труды разных лет. – Тбилиси, 1991
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПб., 1999.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб, 2000.
- Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб, 2001.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М.,1986.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.,1988.
- Симонов П.В. Мотивационный мозг: высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии. – М., 1987.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – 2-е изд. – М.,1977.
- История зарубежной психологии. 30-60е гг. Тексты. – М.,1986.
- Маслоу А. Мотивация и личность [Эл. ресурс] http://www.klex.ru/25g
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность [Эл. ресурс] http://qame.ru/book/common_psychology/motivation_handeln/Хекхаузен%20Х.,%20Мотивация%20и%20деятельность.doc
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Эл. ресурс] http://qame.ru/book/common_psychology/motivacia_i_motivi/Мотивация%20и%20мотивы,%20Ильин%20Е.П/
- Фрейд З. Я и Оно [Эл. ресурс] http://www.klex.ru/1an
- Симонов П.В. Мотивационный мозг: высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии [Эл. ресурс] http://www.klex.ru/5ce
Тема 11 ( 2 часа) Воля
- Дискуссия о сущности произвольных и волевых действий.
- Воля: анализ различных подходов к определению понятия.
- Физиологические основы воли.
- Волевые свойства личности.
- Формирование волевых качеств у детей (по С.Л. Рубинштейну, Ж. Пиаже, В.К. Котырло)
Литература:
- Ильин Е.П. Психология воли. – СПб., 2002.
- Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрасте. – М., Воронеж, 1998.
- Цыркун Н.А. Развитие воли у дошкольников. – Минск, 1991.
- Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников.-Киев,1971
Интернет-источники:
- Ильин Е.П. Психология воли [Эл. ресурс] http://qame.ru/book/common_psychology/psihologiya_voli/Ильин%20%20Е.П.,%20Психология%20воли.pdf
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/RUBINSHTEYN_Sergey_Leonidovich/_Rubinshteyn_S.L..html
Тема 12 (2 часа) Характер и его формирование
- Общее понятие о характере и его природе.
- Характер и темперамент.
- Мотивация и характер.
- Основные факторы, влияющие на формирование характера с позиций различных направлений в психологии:
- психоанализа,
- гуманистической психологии,
- бихевиоризма,
- отечественной психологии.
Основные понятия:
Характер, темперамент, тип нервной системы, сила нервной системы, подвижность (инертность) нервной системы, уравновешенность нервных процессов, лабильность.
Вопросы для самоконтроля:
- Каково влияние темперамента на формирование характера?
- Можно ли сказать, что в каждом направлении психологии сложилось свое представление об «оптимальном» характере человека? Каковы его черты и условия формирования?
Литература:
- Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента к характеру и типологии личности. – М., 2001.
- Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М.,1997.
- Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.,1981.
- Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности // Психология бессознательного. – М., 1990.
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПб., 1999.
- Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия / Пер. с англ. – М., К., — 1997.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – 2-е изд. – М.,1977.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб., 2004.
Интернет-ресурсы:
- Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность [Эл. ресурс] http://www.klex.ru/8kt
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/RUBINSHTEYN_Sergey_Leonidovich/_Rubinshteyn_S.L..html
Тема 13 (4 часа) Психологические теории личности
- Определение понятия «личность» с позиций различных направлений в психологии.
- Факторы, влияющие на развитие личности, с позиций различных направлений в психологии.
- Структура личности с позиций различных направлений в психологии.
Примечание: Занятие проводится в виде ролевой игры. Студенты заранее делятся на группы:
- сторонники психоаналитического направления,
- сторонники гуманистической психологии,
- сторонники бихевиоризма,
- сторонники «теории черт»,
- отечественные психологи, разделяющие взгляды В.М. Бехтерева, А.Ф.Лазурского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева, А.В. Петровского, Л.И. Божович, К.К. Платонова, Л.Н.Собчик.
Игра проводится как заседание «круглого стола» по обозначенным в плане вопросам.
Основные понятия:
Личность, идентичность, конгруэнтность, самосознание, сознание, субъект, самоактуализация.
Вопросы для самоконтроля:
- Покажите, как связано в каждом направлении в психологии представление о структуре личности с пониманием сущности этого понятия.
- Как менялось представление о сущности личности в отечественной психологии в разные периоды ее развития?
Литература:
- Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1989.
- Юнг К. Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тавистокские лекции. Глоссарий. – СПб., 1998.
- Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб., 1999.
- Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. –М., Киев, 1997.
- Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликов.- СПб., 2000.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1975.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2004.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. – М., 1968.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.,1977.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1989.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.1986.
- Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики.- М., 1999.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. – СПб., 1998.
Интернет-ресурсы:
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/RUBINSHTEYN_Sergey_Leonidovich/_Rubinshteyn_S.L..html
- Маслоу А. Мотивация и личность [Эл. ресурс] http://www.klex.ru/25g
- Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия http://www.klex.ru/be4
- Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликов [Эл. ресурс] http://www.klex.ru/e2xhttp://qame.ru/book/common_psychology/per_psy/_Куликов%20Л.В.,%20Психология%20личности%20в%20трудах%20отечественных%20психологов.doc
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.2. [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/publib.html
- Платонов К.К. О системе психологии. [Эл. ресурс] http://qame.ru/book/common_psychology/o_sisteme_psih/Платонов%20К.К.%20-%20О%20системе%20психологии.doc
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПБ.: Питер, 2008.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Эл. ресурс] http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008/go,14;fs,0/
- Собчик Л.Н. Психология индивидуальности [Эл. ресурс] http://qame.ru/book/psychodiagnostic_systems/psihologiya_individualnosti/_Собчик%20Л.Н.,%20Психология%20индивидуальности.%20Теория%20и%20практика%20психодиагностики.pdf
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение [Эл. ресурс] http://psylib.org.ua/books/hjelz01/index.htm
Планы лабораторных занятий
Тема 1 (2 часа) Психологический эксперимент
- Сущность эксперимента. Переменные психологического эксперимента.
- Формирование экспериментальной выборки. Генеральная и выборочная совокупность. Основные критерии формирования выборки.
- Стратегии формирования выборки:
- привлечение реальных групп,
- стратометрическая стратегия,
- стратегия попарного отбора,
- рандомизация.
- Численность выборки.
5. Работа в подгруппах: Спланируйте действия по формированию экспериментальной выборки с помощью каждой из перечисленных стратегий для проведения исследования по любой теме из предложенного списка:
- Исследование устойчивости внимания у младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам,
- Исследование уровня развития произвольного запоминания у младших школьников,
- Сравнительное исследование тревожности у девочек и мальчиков младшего школьного возраста.
Основные понятия:
Метод, эмпирические методы, теоретические методы, эксперимент, экспериментальная выборка, экспериментальная группа, контрольная группа, валидность, надежность, закон нормального распределения, рандомизация, стратометрическая стратегия, стратегия попарного отбора, артефакт.
Вопросы для самоконтроля:
- Каким требованиям должна удовлетворять экспериментальная выборка?
- В чем достоинства и ограничения каждой из стратегий формирования выборки?
Литература:
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.,2000.
- Кэмпбелл Д. Модели эксперимента в социальной психологии и прикладных исследованиях. – М.,1980.
- Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. –М.,1998.
- Ломов Б.Ф. Методологические проблемы психологического эксперимента // История и актуальные проблемы развития экспериментальной психологии в России. – М.,1990.
Тема 2 (2 часа) Наблюдение
- Сущность и преимущества стандартизированного наблюдения.
- Виды стандартизированного наблюдения: наблюдение единиц и наблюдение категорий.
- Организация стандартизированного наблюдения.
2. Работа в подгруппах: Разработать план и протокол стандартизированного наблюдения для изучения одной из предложенных проблем :
- Исследование устойчивости внимания у старших дошкольников (младших школьников)
- Исследование уровня и особенностей проявления агрессии у дошкольников с различным уровнем тревожности,
- Исследование эффективности игровой программы коррекции поведения у детей с агрессивным поведением.
В ходе работы требуется:
- определить цель и задачи наблюдения,
- составить план наблюдения (определить этапы, виды наблюдения на каждом этапе, виды протокола на каждом этапе, примерные сроки каждого этапа),
- разработать протокол для этапа структурированного наблюдения,
- определить способ анализа данных, примерные практические рекомендации.
Основные понятия:
Наблюдение, эмпирические методы, субъективность.
Литература :
- Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. – М.,2001.
- Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. – М.,1977.
- Тьюки Дж. Анализ результатов наблюдения. Разведочный анализ. — М.,1981.