Тематический план курса

I семестр

Темы

Кол-во часов

лекции

семинары

лабор

1

Психология как наука, ее предмет, методы, структура и задачи. Проблема человека в психологии

2

4

2

Проблема и природа психического. Этапы развития психики

2

2

3

Познавательная сфера личности. Сенсорно-перцептивные процессы

2

4

4

Память

2

2

5

Мышление и речь

2

2

6

Воображение

2

7

Внимание

2

8

Сознание и бессознательное

2

9

Деятельность и общепсихологическая теория деятельности

2

10

Мотивация

2

11

Эмоции и воля

2

2

12

Темперамент и характер

2

2

13

Способности

2

14

Личность. Психологические теории личности

2

4

15

Психологическое исследование

4

ИТОГО:

18

28

8

Содержание семинарских занятий

I семестр

Тема 1 (2 часа) Методы и структура современной психологии

  1. Понятие метода исследования.
  2. Классификация методов психологии по:
  • В.Н. Дружинину,
  • Б.Г. Ананьеву,
  1. Виды исследований в психологии (фундаментальные и прикладные, теоретические и эмпирические; виды эмпирических исследований: экспериментальные, корреляционные, сравнительные, изучение единственного случая).
  2. Место психологии в системе наук (по Б. Кедрову)
  3. Структура современной психологии.

Основные понятия:

Метод научного исследования, теория, теоретические методы, эмпирические методы, эксперимент, наблюдение, измерение, фундаментальные и прикладные исследования.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы главные характеристики научного метода?
  2. Какое место занимает психологический эксперимент в различных классификациях методов психологии?
  3. Какую роль играют фундаментальные и прикладные исследования в различных отраслях психологии?

Литература:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб, 2005.
  2. Ломов Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования.- М.: Наука, 1999.-206 с.
  3. Волков Б.С.Методология и методы психологического исследования: учеб. пособие для вузов. –М.: Мир: Академ. Проект, 2005.-350 с.
  4. Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии: учеб. пособие. — М.; Воронеж: МОДЭК, 2005.-333 с.
  5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- СПб.: Питер., 2001.
  6. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2000.
  7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.
  8. Кедров Б.Г. Классификация наук. – Т.3. – М.: Мысль, 1985 [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/publib.html

Тема 2 (2 часа) Этапы развития психики

  1. Критерии наличия психики (панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, антропопсихизм, позиции А.Н. Леонтьева и К.К. Платонова).
  2. Концепция этапов развития психики К.Бюлера.
  3. Концепция этапов развития С.Л. Рубинштейна.
  4. Концепция этапов происхождения психики А.Н. Леонтьева.
  5. Критика К.К. Платоновым концепции А.Н. Леонтьева.

Литература:

  1. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.,1981.
  2. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.,1986.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер,2004. — 713 с.
  4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики http://qame.ru/book/common_psychology/problemi_razvitiya_psih/Проблемы%20Развития%20Психики%20-%20Леонтьев%20А.%20Н.%20(ПРП).doc
  5. Платонов К.К. Структура и развитие личности
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/RUBINSHTEYN_Sergey_Leonidovich/_Rubinshteyn_S.L..html

Тема 3 (2 часа) Ощущение: свойства и закономерности

  1. Анализатор и его структура.
  2. Виды ощущений и различные подходы к их классификации (по Б.Г. Ананьеву, по Ч. Шеррингтону).
  3. Свойства ощущений.
  4. Основные закономерности ощущений:
  • абсолютная и относительная чувствительность,
  • закон Вебера-Фехнера-Стивенса,
  • адаптация, сенсибилизация,
  • зависимость чувствительности от силы нервной системы, от мотивации, от тренировки.
  • взаимодействие ощущений, синестезия,
  • явление «сенсорного голода».

Основные понятия:

Чувствительность, абсолютная и относительная чувствительность, порог ощущений, адаптация, сенсибилизация, синестезия, модальность ощущений, сенсорные системы, анализатор, аффекторные и эффекторные пути, экстероцептивные ощущения, интероцептивные ощущения, проприоцептивные ощущения.

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем Вы видите принципиальные различия классификаций ощущений Ч. Шеррингтона и Б.Г. Ананьева?
  2. В чем сходство и различие явлений адаптации и сенсибилизации?
  3. Как может использовать педагог взаимодействие ощущений на уроке?

Литература:

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер,2004. — 713 с.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб, 2004.
  3. Панферов В.Н.Психология человека: душа и тело. Организм и психика. Функции психики. Структура психики: учеб пособие. -СПБ.: Изд-во Михайлова В.А.,2002.-156 с.
  4. Сианкин М.И.Общая психология: функциональные явления человеческой психики: учеб-метод. пособие.- М.: Изд-во Моск. психол.-соц. Инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2001.-350с.
  5. Губанов Н.И. Чувственное отражение: (Анализ проблемы в свете современной науки).

    – М.: Мысль, 1986. –237 с.

  6. Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М.,1975.
  7. Познавательные процессы: ощущение, восприятие (Сб. ст.) – М.,1982.
  8. Блинов Н.Н. Глаз и изображение/ Н.Н. Блинов.-М.: Медицина,2004.-320 с.
  9. Общая психология: в 7 т.: учеб. для вузов -.2-е изд., стер.-М.: Академия. Т.2: Ощущение и восприятие /А.Н. Гусев, 2009.- 415 с.
  10. Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб.пособие для вузов/В.М. Смирнов, С.М.Будылина.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Академия, 2007.-334 с.
  11. Психология ощущений и восприятия: учеб. пособие для вузов / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др.-М.: ЧеРо: НОУ Моск. Псих-соц.ин-т,2002.-629 с.
  12. Современная психофизика/ ред. В.А. Барабанщиков.-М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2009.-542 с.
  13. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. – Л., 1961. [Эл. ресурс] http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_teoriya-oschuscheniy_1961/go,8;fs,0/
  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/RUBINSHTEYN_Sergey_Leonidovich/_Rubinshteyn_S.L..html

Тема 4 ( 2 часа) Восприятие и его механизмы

  1. Физиологические механизмы и особенности восприятия предметов окружающего мира и пространства.
  2. Развитие восприятия предметов окружающего мира и пространства в детском возрасте.
  3. Физиологические механизмы и особенности восприятия времени.
  4. Развитие восприятия времени в детском возрасте.
  5. Механизмы и особенности восприятия движения.

Основные понятия:

Перцепция, апперцепция, конвергенция зрительных осей, аккомодация хрусталика.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какое расстояние является оптимальным для восприятия удаленности и величины предметов?
  2. Какую роль играет образование условных рефлексов в развитии восприятия пространства? Времени?
  3. От каких факторов зависит восприятие человеком длительности временного промежутка?

Литература:

  1. Психология восприятия: Материалы советско-норвежского симпозиума / Отв. ред Б.Ф. Ломов. – М:Наука, 1989.
  2. Психофизиологические исследования восприятия и памяти: Сб ст. / Отв ред Ю.М. Забродин.- М: Наука, 1981..
  3. Проблемы восприятия пространства и пространственных отношений – М.,1961.
  4. Кликс Ф. Проблемы психофизики восприятия пространства / Пер. с нем.- М., 1965.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер,2004. — 713 с.
  6. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб, 2004.
  7. Панферов В.Н.Психология человека: душа и тело. Организм и психика. Функции психики. Структура психики: учеб пособие. -СПБ.: Изд-во Михайлова В.А.,2002.-156 с.
  8. Сианкин М.И.Общая психология: функциональные явления человеческой психики: учеб-метод. пособие.- М.: Изд-во Моск. психол.-соц. Инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2001.-350с.
  9. Губанов Н.И. Чувственное отражение: (Анализ проблемы в свете современной науки).

    – М.: Мысль, 1986. –237 с.

  10. Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М.,1975.
  11. Познавательные процессы: ощущение, восприятие (Сб. ст.) – М.,1982.
  12. Блинов Н.Н. Глаз и изображение/ Н.Н. Блинов.-М.: Медицина,2004.-320 с.
  13. Общая психология: в 7 т.: учеб. для вузов -.2-е изд., стер.-М.: Академия. Т.2: Ощущение и восприятие /А.Н. Гусев, 2009.- 415 с.
  14. Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб.пособие для вузов/В.М. Смирнов, С.М.Будылина.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Академия, 2007.-334 с.
  15. Психология ощущений и восприятия: учеб. пособие для вузов / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др.-М.: ЧеРо: НОУ Моск. Псих-соц.ин-т,2002.-629 с.
  16. Современная психофизика/ ред. В.А. Барабанщиков.-М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2009.-542 с.
  17. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. – Л., 1961. [Эл. ресурс] http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_teoriya-oschuscheniy_1961/go,8;fs,0/
  18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/RUBINSHTEYN_Sergey_Leonidovich/_Rubinshteyn_S.L..html

Тема 5 ( 2 часа) Процессы и развитие памяти

  1. Виды памяти (по длительности хранения информации, по характеру психической активности, по произвольности).
  2. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение.
  3. Забывание как вид сохранения информации, закономерности забывания (закон Эббингауза, факторы, влияющие на забывание информации)
  4. Этапы развития памяти в онтогенезе. Характеристика памяти у детей раннего, дошкольного, младшего школьного возраста.
  5. Возможности развития памяти. Компенсаторные возможности памяти. Способы улучшения запоминания. Мнемические приемы.
  6. Самостоятельная письменная творческая работа: подбор игры и упражнений, направленных на развитие памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста (подобрать по 2-3 игры, направленные на развитие образной (зрительной, тактильной, слуховой) и словесно-логической памяти)

Основные понятия:

Кратковременная память, долговременная память, объем кратковременной памяти, запоминание, сохранение, воспроизведение, произвольное и непроизвольное запоминание, компенсация, развитие.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какова взаимосвязь между развитием и компенсацией?
  2. Какое запоминание является наиболее эффективным в дошкольном возрасте? В младшем школьном?
  3. В каком возрасте наиболее эффективным является развитие: а) двигательной, б) образной, в) словесно-логической памяти?

Литература:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005.
  2. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М.,2011.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология памяти: Хрестоматия. – М.: ЧеРО, 2002.
  4. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. Избранные психологические труды. – М.,1996.
  5. Изюмова С.А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения. – М.,1995.
  6. Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. – М.,1993.
  7. Лорейн Г. Как развить мощную память. – Екатеринбург,1995.
  8. Куприянович Л.И. Резервы улучшения памяти: кибернетические аспекты. М.,1970.
  9. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика. – М.,1970.
  10. Житникова Л.М. Учите детей запоминать: Пособие для воспитателя. – М.,1972.
  11. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.,2000.
  12. Развитие логической памяти у детей. – М.,1976.
  13. Клацки Р. Память человека: структуры и процессы [Эл. ресурс] http://lib.uni-dubna.ru/search/files/ps_klatzky_pamiat/~ps_klatzky_pamiat.htm
  14. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология памяти: Хрестоматия. – М.: ЧеРО, 2002. [Эл. ресурс] http://qame.ru/book/memory/psihologiya_pamyati/Гиппенрейтер%20Ю.Б.,%20Романов%20В.Я.%20Психология%20памяти.%20М.%20ЧеРо,%202002.%20816%20с/
  15. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. [Эл. ресурс] http://psychlib.ru/mgppu/ZNz-1961/ZNZ-001.HTM
  16. Лорейн Г. Развитие памяти и способности концентрироваться. [Эл. ресурс] http://www.klex.ru/
  17. Житникова Л.М. Учите детей запоминать: Пособие для воспитателя [Эл. ресурс]

http://www.pedlib.ru/Books/6/0408/6_0408-1.shtml

18. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии http://log-in.ru/books/praktikum-po-detskoiy-psikhologii-uruntaeva-g-a-afonkina-yu-a-vozrastnaya-psikhologiya/

Тема 6 (2 часа) Мышление и его развитие

  1. Операции мышления.
  2. Классификации видов мышления по разным основаниям.
  3. Этапы развития мышления у детей в концепциях разных исследователей (Ж. Пиаже, Д. Брунер, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова)
  4. Развитие понятий и умозаключений в детском возрасте. Концепция Л.С. Выготского о развитии понятий у ребенка.
  5. Способы развития мышления у детей.
  6. Письменная самостоятельная работа: подбор игр и упражнений, направленных на развитие операций мышления у детей (подобрать по 2-3 игры, направленных на развитие каждой мыслительной операции; 2-3 игры на развитие творческого и конвергентного мышления).

Основные понятия:

Мышление, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, конкретизация, эгоцентризм детского мышления, конкретные операции, формальные операции.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Покажите на примере той или иной мыслительной операции, как проходит развитие мыслительных операций на разных этапах становления детского мышления.
  2. Какой возраст является наиболее сензитивным для развития а) наглядно-действенного, б) наглядно-образного, в) словесно-логического мышления?
  3. Каковы психологические условия, способствующие развитию мышления у детей?
  4. Какова роль общения со взрослым в развитии детского мышления?

Литература:

  1. Брунер Дж. Психология познания. — М.: Прогресс, 1977.
  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.,1960.
  3. Веккер Л.М. Психические процессы. Т.2. Л.:ЛГУ,1974.
  4. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды.- М., 1969.
  5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Педагогика-пресс,1994.
  6. Кольцова М.М. Обобщение как функция мозга.- Л., 1967.
  7. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. — М.,1972.
  8. Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования у детей научных понятий. – Челябинск, 1986.
  9. Акимова М.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. – Обнинск, 1993.
  10. Зак А.З. Учимся мыслить, стараясь рассуждать. — М., 1996.
  11. Зак А.З. Развитие мышления детей. — М.,1993.
  12. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. – 1990. — № 6.
  13. Воробьев А.Н. Тренинг интеллекта. — М.,1989.

Интернет-ресурсы:

  1. Тихомирова О.К. Психология мышления [Эл. ресурс]http://psy.khspu.ru/wp-content/uploads/2012/02/Тихомиров-О.К.-Психология-мышления-фрагмент.pdf
  2. Гипенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления [Эл. ресурс] http://www.klex.ru/9zz
  3. Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации [Эл. ресурс]
  4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление [Эл. ресурс] http://qame.ru/book/superlearning/produktivnoe_mishlenie/Вертгеймер%20М.%20-%20Продуктивное%20мышление.doc
  5. Пиаже Ж. Психология интеллекта [Эл. ресурс] http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=piazhe_izbrannye-psihologicheskie-trudy_1969

Тема 7 (2 часа) Воображение

  1. Воображение как психический процесс.
  2. Функции воображения.
  3. Виды воображения.
  4. Механизмы воображения.
  5. Развитие воображения в детском возрасте.
  6. Игры и упражнения, направленные на развитие воображения у детей.

Основные понятия:

Воображение, агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация, заострение, мечта.

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем основное отличие воображения от мышления, от образов памяти?
  2. Каково практическое значение в деятельности человека различных видов воображения?
  3. Какие психологические условия способствуют развитию воображения у детей?

Литература:

  1. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте.- СПб, 1997.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2004.
  3. Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения: Сравнительно-исторический анализ. – СПб., 1992.
  4. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность: Опыт методологического анализа познавательных функций воображения. – М., 1989.
  5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М., 1986.
  6. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию / Пер. с англ. Под ред Лурия. – М., 1974.
  7. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения: Экспериментальное исследование. – Тбилиси, 1972.
  8. Никифоров О.И. К вопросу о воображении // Вопросы психологии. – 1972. — № 2.

Интернет-ресурсы:

  1. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Эл. ресурс] http://www.psyoffice.ru/3-0-hrestomati-readerage007.htm
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/RUBINSHTEYN_Sergey_Leonidovich/_Rubinshteyn_S.L..html
  3. Дьяченко О.М. [Эл. ресурс] Об основных направлениях в развитии воображения дошкольника http://www.voppsy.ru/issues/1988/886/886052.htm

Тема 8 (2 часа) Внимание

  1. Дискуссия о сущности внимания (внимание как познавательный процесс, как свойство личности, как регулятивная функция, как деятельность самоконтроля).
  2. Свойства внимания.
  3. Развитие внимания в онтогенезе. Особенности внимания дошкольников, младших школьников.
  4. Возможности и психологические условия развития внимания у детей.
  5. Развитие внимания детей по методу П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой.

Основные понятия:

Внимание, доминанта, концентрация, распределение, переключение, устойчивость внимания, произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы внешние проявления внимания?
  2. Охарактеризуйте особенности внимания детей разного возраста.
  3. Какие свойства внимания в наибольшей степени влияют на эффективной учебной деятельности школьника?
  4. Какие психологические условия способствуют развитию внимания у детей?

Литература:

  1. Гатанова Н.В., Тупина Е.Г. Развиваю внимание. – СПб, 2000.
  2. Осипова А.А., Малашенская Л.И. Диагностика и развитие внимания: программа для детей 5-9 лет.- М.,2001.
  3. Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания .- М.,1993.
  4. Андреев О.А., Хролов Л.Н. Тренировка внимания. – Минск, 1997.
  5. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания .- М., 1995.
  6. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.,1974.

Интернет-ресурсы:

  1. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. [Эл. ресурс] Экспериментальное формирование внимания http://www.twirpx.com/file/990108/
  2. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания: Хрестоматия [Эл. ресурс] http://klex.ru/3pb

Тема 9 (2 часа)

Сознание и бессознательное

Тема 3. Сознание и бессознательное

  1. Подходы к определению понятия «сознание».
  2. Функции сознания.
  3. Физиологические основы сознания.
  4. Самосознание: сущность, развитие в онтогенезе.
  5. Бессознательное: сущность, структура, функции.

Литература:

  1. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1989.
  2. Юнг К. Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тавистокские лекции. Глоссарий. – СПб., 1998.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1975.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2004.

Интернет-ресурсы:

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/RUBINSHTEYN_Sergey_Leonidovich/_Rubinshteyn_S.L..html
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.2. [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/publib.html

Тема 10 ( 2 часа)

Мотивация и теория мотивации

  1. Понятие «мотивация»: анализ различных подходов к определению понятия.
  2. Физиологические драйвы.
  3. Теории мотивации: З. Фрейда, Г.Маррея, У. Макдауголла, А. Маслоу, Д. Аткинсона, Х. Хекхаузена, П.В. Симонова.
  4. Теория деятельностного происхождения мотивов А.Н. Леонтьева.
  5. Классификации мотивов.

Основные понятия:

Мотив, драйв, мотивация, либидо, агрессия, альтруизм, самоактуализация, мотивация достижения, мотивация избегания неуспеха.

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем сходство и различие между мотивом и мотивацией?
  2. Каковы особенности личности людей с преобладающей мотивацией достижения успеха или мотивацией избегания неуспеха?
  3. Каковы психологические условия, в которых может сформироваться личность с развитым мотивом самоактуализации?
  4. Раскройте суть теории деятельностного происхождения мотивов по А.Н. Леонтьеву.

Литература:

  1. Фрейд З. «Я» и «Оно»: Труды разных лет. – Тбилиси, 1991
  2. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПб., 1999.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб, 2000.
  4. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб, 2001.
  5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М.,1986.
  6. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.,1988.
  7. Симонов П.В. Мотивационный мозг: высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии. – М., 1987.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – 2-е изд. – М.,1977.
  9. История зарубежной психологии. 30-60е гг. Тексты. – М.,1986.
  1. Маслоу А. Мотивация и личность [Эл. ресурс] http://www.klex.ru/25g
  2. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность [Эл. ресурс] http://qame.ru/book/common_psychology/motivation_handeln/Хекхаузен%20Х.,%20Мотивация%20и%20деятельность.doc
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Эл. ресурс] http://qame.ru/book/common_psychology/motivacia_i_motivi/Мотивация%20и%20мотивы,%20Ильин%20Е.П/
  4. Фрейд З. Я и Оно [Эл. ресурс] http://www.klex.ru/1an
  5. Симонов П.В. Мотивационный мозг: высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии [Эл. ресурс] http://www.klex.ru/5ce

Тема 11 ( 2 часа) Воля

  1. Дискуссия о сущности произвольных и волевых действий.
  2. Воля: анализ различных подходов к определению понятия.
  3. Физиологические основы воли.
  4. Волевые свойства личности.
  5. Формирование волевых качеств у детей (по С.Л. Рубинштейну, Ж. Пиаже, В.К. Котырло)

Литература:

  1. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб., 2002.
  2. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрасте. – М., Воронеж, 1998.
  3. Цыркун Н.А. Развитие воли у дошкольников. – Минск, 1991.
  4. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников.-Киев,1971

Интернет-источники:

  1. Ильин Е.П. Психология воли [Эл. ресурс] http://qame.ru/book/common_psychology/psihologiya_voli/Ильин%20%20Е.П.,%20Психология%20воли.pdf
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/RUBINSHTEYN_Sergey_Leonidovich/_Rubinshteyn_S.L..html

Тема 12 (2 часа) Характер и его формирование

  1. Общее понятие о характере и его природе.
  2. Характер и темперамент.
  3. Мотивация и характер.
  4. Основные факторы, влияющие на формирование характера с позиций различных направлений в психологии:
  • психоанализа,
  • гуманистической психологии,
  • бихевиоризма,
  • отечественной психологии.

Основные понятия:

Характер, темперамент, тип нервной системы, сила нервной системы, подвижность (инертность) нервной системы, уравновешенность нервных процессов, лабильность.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каково влияние темперамента на формирование характера?
  2. Можно ли сказать, что в каждом направлении психологии сложилось свое представление об «оптимальном» характере человека? Каковы его черты и условия формирования?

Литература:

  1. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента к характеру и типологии личности. – М., 2001.
  2. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М.,1997.
  3. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.,1981.
  4. Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности // Психология бессознательного. – М., 1990.
  5. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПб., 1999.
  6. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия / Пер. с англ. – М., К., — 1997.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – 2-е изд. – М.,1977.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб., 2004.

Интернет-ресурсы:

  1. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность [Эл. ресурс] http://www.klex.ru/8kt
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/RUBINSHTEYN_Sergey_Leonidovich/_Rubinshteyn_S.L..html

Тема 13 (4 часа) Психологические теории личности

  1. Определение понятия «личность» с позиций различных направлений в психологии.
  2. Факторы, влияющие на развитие личности, с позиций различных направлений в психологии.
  3. Структура личности с позиций различных направлений в психологии.

Примечание: Занятие проводится в виде ролевой игры. Студенты заранее делятся на группы:

  • сторонники психоаналитического направления,
  • сторонники гуманистической психологии,
  • сторонники бихевиоризма,
  • сторонники «теории черт»,
  • отечественные психологи, разделяющие взгляды В.М. Бехтерева, А.Ф.Лазурского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева, А.В. Петровского, Л.И. Божович, К.К. Платонова, Л.Н.Собчик.

Игра проводится как заседание «круглого стола» по обозначенным в плане вопросам.

Основные понятия:

Личность, идентичность, конгруэнтность, самосознание, сознание, субъект, самоактуализация.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Покажите, как связано в каждом направлении в психологии представление о структуре личности с пониманием сущности этого понятия.
  2. Как менялось представление о сущности личности в отечественной психологии в разные периоды ее развития?

Литература:

  1. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1989.
  2. Юнг К. Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тавистокские лекции. Глоссарий. – СПб., 1998.
  3. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб., 1999.
  4. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. –М., Киев, 1997.
  5. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликов.- СПб., 2000.
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1975.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2004.
  8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. – М., 1968.
  9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.,1977.
  10. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1989.
  11. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.1986.
  12. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики.- М., 1999.
  13. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. – СПб., 1998.

Интернет-ресурсы:

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/RUBINSHTEYN_Sergey_Leonidovich/_Rubinshteyn_S.L..html
  2. Маслоу А. Мотивация и личность [Эл. ресурс] http://www.klex.ru/25g
  3. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия http://www.klex.ru/be4
  4. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликов [Эл. ресурс] http://www.klex.ru/e2xhttp://qame.ru/book/common_psychology/per_psy/_Куликов%20Л.В.,%20Психология%20личности%20в%20трудах%20отечественных%20психологов.doc
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.2. [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/publib.html
  6. Платонов К.К. О системе психологии. [Эл. ресурс] http://qame.ru/book/common_psychology/o_sisteme_psih/Платонов%20К.К.%20-%20О%20системе%20психологии.doc
  7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПБ.: Питер, 2008.
  8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Эл. ресурс] http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008/go,14;fs,0/
  9. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности [Эл. ресурс] http://qame.ru/book/psychodiagnostic_systems/psihologiya_individualnosti/_Собчик%20Л.Н.,%20Психология%20индивидуальности.%20Теория%20и%20практика%20психодиагностики.pdf
  1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение [Эл. ресурс] http://psylib.org.ua/books/hjelz01/index.htm

Планы лабораторных занятий

Тема 1 (2 часа) Психологический эксперимент

  1. Сущность эксперимента. Переменные психологического эксперимента.
  2. Формирование экспериментальной выборки. Генеральная и выборочная совокупность. Основные критерии формирования выборки.
  3. Стратегии формирования выборки:
  • привлечение реальных групп,
  • стратометрическая стратегия,
  • стратегия попарного отбора,
  • рандомизация.
  1. Численность выборки.

5. Работа в подгруппах: Спланируйте действия по формированию экспериментальной выборки с помощью каждой из перечисленных стратегий для проведения исследования по любой теме из предложенного списка:

  • Исследование устойчивости внимания у младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам,
  • Исследование уровня развития произвольного запоминания у младших школьников,
  • Сравнительное исследование тревожности у девочек и мальчиков младшего школьного возраста.

Основные понятия:

Метод, эмпирические методы, теоретические методы, эксперимент, экспериментальная выборка, экспериментальная группа, контрольная группа, валидность, надежность, закон нормального распределения, рандомизация, стратометрическая стратегия, стратегия попарного отбора, артефакт.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каким требованиям должна удовлетворять экспериментальная выборка?
  2. В чем достоинства и ограничения каждой из стратегий формирования выборки?

Литература:

  1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.,2000.
  2. Кэмпбелл Д. Модели эксперимента в социальной психологии и прикладных исследованиях. – М.,1980.
  3. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. –М.,1998.
  4. Ломов Б.Ф. Методологические проблемы психологического эксперимента // История и актуальные проблемы развития экспериментальной психологии в России. – М.,1990.

Тема 2 (2 часа) Наблюдение

  1. Сущность и преимущества стандартизированного наблюдения.
  2. Виды стандартизированного наблюдения: наблюдение единиц и наблюдение категорий.
  3. Организация стандартизированного наблюдения.

2. Работа в подгруппах: Разработать план и протокол стандартизированного наблюдения для изучения одной из предложенных проблем :

  • Исследование устойчивости внимания у старших дошкольников (младших школьников)
  • Исследование уровня и особенностей проявления агрессии у дошкольников с различным уровнем тревожности,
  • Исследование эффективности игровой программы коррекции поведения у детей с агрессивным поведением.

В ходе работы требуется:

  • определить цель и задачи наблюдения,
  • составить план наблюдения (определить этапы, виды наблюдения на каждом этапе, виды протокола на каждом этапе, примерные сроки каждого этапа),
  • разработать протокол для этапа структурированного наблюдения,
  • определить способ анализа данных, примерные практические рекомендации.

Основные понятия:

Наблюдение, эмпирические методы, субъективность.

Литература :

  1. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. – М.,2001.
  2. Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. – М.,1977.
  3. Тьюки Дж. Анализ результатов наблюдения. Разведочный анализ. — М.,1981.