РОЛЬ коммуникаций — одно из средств достижения успеха.

ПОНЯТИЕ КОММУНИКАЦИИ и ОБЩЕНИЕ. ЗНАЧЕНИЕ ДК. ЭТАПЫ ПРОЦЕССА КОММУНИКАЦИИ.

БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ.

Задание слушателям для самостоятельной работы:

— Ознакомиться с лекционным и дополнительным материалом. Смоделировать конкретную коммуникативную ситуацию любого уровня общения, учитывая свою профессиональную специфику, с наличием нескольких барьеров коммуникации. Проанализировать наиболее важные с позиций ситуации этапы коммуникации и «шумы», обратив особое внимание на способы их преодоления (правила, оргпредложения).

История вопроса:

Со второй пол. XX в. — начало активного изучения процессов общения:

1950—1960-е гг. — в рамках кибернетики и информатики интерес к способам формализации сообщения (его кодирование и декодирование, передача информации адресату).

1960—1970-е гг.- психологи и лингвисты акцент сделали на псих. и социально-языковые характеристики общения (семантическую интерпретацию, правила и особенности речевого поведения, психологические характеристики).

1980-е гг.- социологи о социальной сущности общения, а также логико-семиотический и культурологический интерес в рамках социо- и психолингвистики.

90ые -н.21 В.- информационная революция (техносфера) привела к глобализации à киберкоммуникации.

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Виды общества и Коммуникационная среда Преимущественные формы сообщества Характер коммуникативных связей
ДОИНДУСТРИАЛЬНОЕ- «первая природа» ЕСТЕСТВЕННЫЕ Имитация действия других людей при взаимодействии- обезличенность и ритуальность; антропоморфизм
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ — «вторая природа» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ Использование опыта прошлых поколений при взаимодействии — традиционность
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ- «ТРЕТЬЯ ПРИРОДА» («виртуальная реальность») СИСТЕМНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Интерперсональные взаимодействия с применением инфокоммуникаций

• Прогресс в системе коммуникаций — движущий фактор в развитии

Цивилизаций

Однако он несет не только положительные, но и отрицательные моменты для человека и общества (информационный мусор, ложный профессионализм и т.(д).

— Подумайте, что положительного и что отрицательного принесла информационная революция для коммуникаций.

Лат. «communico» — делаю общим, связываю

Термин «коммуникация» появился в научной зарубежной литературе в н. XX в. для обозначения средств связи субъектов

Коммуникация— это процесс взаимного обмена информацией между субъектами. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации яв­ляется речь, с помощью которой не только передает­ся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

КОММУНИКОЛОГИЯимеет МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД. Процесс КОММУНИКАЦИИ изучается различными науками. Социологиярассматривает общение как человечес­кие контакты, приводящие к социальным результатам и последствиям. Лингвистикаизучает язык, речь, слова и термины как инструмент кодирования и деко­дирования информации.

— Подумайте, какую сторону общения изучают следующие науки:

Логика. Психология. Философия. Культурология. Этнография.

РОЛЬ коммуникаций — одно из средств достижения успеха.

Выстроенные коммуникации с целевыми группами общественности позволяют организации создать не только позитивный имидж компании, но добиться максимального эффекта от деятельности. Рассматривая целевые группы общественности, мы зачастую забываем, что помимо таких важных групп как потребители, клиенты, акционеры, конкуренты, СМИ, органы власти, существует и еще одна общность, чье отношение к деятельности компании может стать решающим для успеха всей ее деятельности. Эта общность — сотрудники компании. Потери компаний от нелояльного отношения персонала в среднем в три раза выше, чем от деятельности конкурентов или недружественных СМИ. Тем не менее, в современной российской практике, лишь немногие компании ведут осознанную работу по созданию коммуникативной системы и установлению благоприятных коммуникаций со своим персоналом. Трендом последних лет в западных странах стало создание в компаниях Управления по ценностям, которое занимается созданием философии (идеологии) компании с последующим распространением и утверждением ценностей компании, что способствует установлению крепких коммуникативных связей и формированию благоприятной атмосферы. Развитию эффективной коммуникации с внутренней аудиторией и созданию и укреплению корпоративной лояльности посвящен внутренний PR.

Также большая проблема — прямые потери информации в деловых коммуникациях (40% потерь).

Роль этики в деловых коммуникациях. Эти явления преследуют по сути одну цель. Смысл коммуникаций и этики одинаков — достижение взаимопонимания. Основополагающие принципы этики — уважение, внимание честность и справедливость — являются основополагающими и в коммуникациях. Принципы этики деловых отношений дают концептуально-этическую платформу при налаживании коммуникативных связей. Морально-психологическая неподготовленность предпринимателей, управленцев проявляется в их неуёмном стремлении к сиюминутным успехам в ущерб налаживанию долгосрочных отношений.

Принципы деловых отношений:

1. «Золотой стандарт»: в рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к подчиненным, руководству, клиентам и даже конкурентам таких поступков, каких не желаете по отношению к себе. Чаще ставьте себя на место контактера!

2. Берегите свое и чужое время!

3. Значимо не то сообщение (message), которое отослано, а то, которое получено!

4. Здравый смысл: именно он подсказывает, что ДК направлена на организацию и поддержание порядка и системы, экономию времени и другие разумные цели.

5. Принцип исправления — никто не застрахован от ошибок. Дайте возможность её исправить.

6. Принцип максимума прогресса — действия должны способствовать дальнейшему поступательному развитию (в том числе этическому) организации или ее частей.

7. Кросс-культурная толерантность.

8. Сочетание индивидуального и коллективного начал.

9. Никакого насилия!

10. Стремление к бесконфликтности (своевременное разрешение противоречий).

Процесс общения подчиняется некоторому алго­ритму. На первом этапе восприятия человек, видя­щий (или слышащий, осязающий, обоняющий) друго­го, идентифицируетего по полу, возрасту, внешним характеристикам и т. д. В соответствие с особеннос­тями процесса сознания человеческий мозг сортиру­ет полученную от органов чувств информацию.

2 этап — процесс, когда новый объект в коре го­ловного мозга попадает в поле уже имеющихся понятий. Его можно назвать «стереотипизацией». Полученная информация как бы притягивает новую по принципу «подобное — к подобному».

Следующий этап процесса общения — бессозна­тельная «рефлексия». Рефлексияесть способность сознания человека сосредоточиться на самом себе, своем сознании. В контексте общения рефлексия включается на этапе анализа собственной позиции в данном акте обще­ния (важно-неважно, интересно-неинтересно, полезно-вредно и т. д.).

После того как прошла стереотипизация, вклю­чаются механизмы реакции на контактера. Человек сознательно или бессознательно либо готовится к обороне, либо к уходу от более тесного контакта, либо наоборот, он расслабляется, рад общению и го­тов к самораскрытию и т. п.

В этом отношении рассматривают основные коммуникативные позициитрех ТИПОВ.

Открытаяпозиция: участник контакта демонстри­рует свою готовность к общению или прямо стимули­рует активную обратную связь партнера.

Закрытаяпозиция: демонстрируется отсутствие заинтересованности в обратной связи. Может быть и так, что партнеры просто не умеют показать такую за­интересованность.

Отстраненная позицияхарактерна для формаль­ных (служебных или официальных) отно­шений: сотрудники выполняют свои обязанности, мало интересуясь тем, как их поведение будет вос­принято коллегами или клиентами.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ (этапы) КОММУНИКАЦИИ

В данном контексте использование термина «ком­муникация» соответствует исходному латинскому слову «communicatio» (от communico — делаю общим, связываю, общаюсь).

Различают следующие основные элементы ком­муникации:отправитель/кодировщик; сообщение; канал; получатель (реципиент)/декодировщик; вос­приятие; обратная связь.

При осуществлении успешной коммуникации анализу подвергается каждый из основных элементов коммуникации (не только прямой, но и обратной связи).

Например:

Канал.Решение использовать письменный или уст­ный канал может быть частично обосновано ответами на следующие вопросы:

1. Нужна ли немедленная обратная связь? Устная коммуникация обеспечивает самую быструю обрат­ную связь.

2. Актуален ли вопрос о позитивном восприятии послания? Если вероятно неприятие данного сооб­щения, устная коммуникация лучше письменной.

3. Есть ли необходимость в документировании ком­муникации? Если важна ответственность и подотчет­ность, письменная коммуникация предпочтительнее устной.

4. Нужна ли детальная точность? Если передавае­мое сообщение содержит детали или уточняющую информацию или объясняет сложную процедуру, письменный метод является основным средством коммуникации.

Получатель /декодировщик. Следует задуматься над следующими вопросами:

1. Много ли получа­тель знает о теме послания? Что именно?

2. Готов ли деколировщик к получению послания? Насколько вероятно то, что по­лучатель воспримет и сообщение, и отправителя со­ответствующим образом? Как добиться такого восприятия?

3. Какой опыт и уровень общения с отправителем имеет получатель?

СХЕМА «ЭЛЕМЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ»

.

Получатель в первую очередь описывается двумя ас­пектами поведения — умением слушать (воспринимать) и умением обеспечить обратную связь с отправителем.

КОММУНИКАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ

1. Логико-смысловые барьерысвязаны с пробле­мами понимания значения и смысла информации.

2. Куль­турные барьерывыражаются в затруднении комму­никаций между людьми разных культурных уровней или традиций вследствие разного воспитания, мане­ры поведения со знакомыми и незнакомыми людьми.

3. Мировоззренческие различия (на смысл жизни, религию и т. п.)также могут быть препятствием на пути взаимопонимания.

4. Профес­сиональные барьерывыражаются в том, что в каж­дой профессии есть свои области знаний и свой лек­сикон.

5. Личностно-психологические барьерыопределяются проблемами психологического клима­та, системы ценностей, негативными установками друг против друга и предубеждениями. Неумение слушать и невладение собой тоже создают лишние барьеры.

6. Социо­культурные барьерывозникают между людьми раз­ных социальных положений и культур. На протяжении своего существования человечество выработало разные сис­темы социальных ритуалов и условностей. Эти уста­новки носят как официальный, так и бытовой статус. Общественные правила субординации предписывают рамки общения и его стиль, что очерчивается дело­вым этикетом и этикой деловых отношений в том или ином обществе.

7. Организационные барьерымогут быть связаны с удалением участников общения друг от друга, авто­ритарным стилем управления и отсутствием инфор­мированности сотрудников, заведомым искажением фактов.

8. Технические барьерывозникают при от­сутствии или неисправности технических средств связи хотя бы у одного из партнеров.

9. Совмести­мость и ее принципы.Совместимость определяет­ся как способ­ность членов группы к совместной деятельности, ос­нованную на их оптимальном сочетании, т. е. способность людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания. Уровень координации в коллективеопределяет степень психологической совместимости членов коллектива.

— Можете дополнить список!

Пример причин возникновения шумов при межкультурном общении:

Литература:

Кривокора Е.И. Деловые коммуникации

Основы теории коммуникации (под ред. М.А.Василика)

Гречихин В., Агапов П. Управление социальными коммуникациями.

Персикова Т. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура

Материалы лекций, Интернета.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector