Тема 1. Введение. Цели и задачи изучения деловой этики

ДЕЛОВАЯ ЭТИКА (34,17) Содержание учебной дисциплины

Основа деловой этики — нетерпимость к пренебрежению общественными интересами, высокое сознание общественного долга. Этические кодексы, моральные требования, определяющие этическое поведение принадлежащих данной профессии: дипломатическая, судебная, медицинская, инженерная, спортивная этика.

Нравственная сторона поступка, его содержание (этика), эстетическая направленность, форма его проявления (этикет).

Деловая этика, нравственные отношения людей в трудовой сфере (материально-производственной, хозяйственно-экономической, управленческой, духовной, культурной и т. д.).

Деловая этика как совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, к людям, с которыми связан в силу характера своей профессии, к обществу в целом.

Деловая этика изучает:

• отношение трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности к обществу, государственным интересам;

  • нравственные качества личности специалиста, необходимые в данной профессии;
  • специфику нравственных отношений специалистов и людей;
  • взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и нравственные нормы, которые выражают эти отношения;
  • профессиональную деятельность как нравственное качество личности;
  • особенности профессионального воспитания, его цели и методы.

Связь деловой этики с общей, универсальной этикой, относительность проявления высших моральных законов в зависимости от ряда факторов, главный из которых -профессиональное разделение труда.

Основные социальные функции деловой этики:

1) содействие успешному решению задач профессии; 2) роль посредника, сочетающего интересы общих и профессиональных групп населения; 3) участие в согласовании интересов общества и личности в рамках данной социальной группы; 4) сохранение моральных традиций, выработанных представителями той или иной профессии; 5) осуществление связи и наследования прогрессивных моральных норм в трудовой сфере жизни общества.

Цель деловой этики — сформировать понятие профессионального долга и чести, привить навыки культуры общения с клиентами, со своими коллегами. Норма в деловой этике как первооснова высокого профессионализма. Соблюдение моральных норм, исторически сложившихся в рамках отдельного вида профессиональной деятельности как условие и требование времени.

4 стр., 1860 слов

Семинарское занятие на тему «Этика служебных отношений в системе

... постоянно творит себя. Семинарское занятие на тему «Этика служебных отношений в системе «педагог-ученик», «педагог-педагог» «Педагог – профессия творческая?» Личность педагога и его творческий потенциал ... волевой нагрузкой. С другой стороны, педагогическая деятельность в большей степени, чем другие профессии, окрашена личностно, и поэтому личностные качества играют значительную роль в достижении ...

Тема 2. Теоретические основы этики как науки о морали.

Предмет этики. Происхождение и взаимосвязь понятий «этика» и «мораль». Структура, ценности и функции морали. Моральное сознание, моральные отношения и моральная деятельность. Моральные требования, нормы, знания, убеждения, принципы и оценки как основные компоненты морального сознания. Связь морального сознания и нравственного поведения, стадии морального развития по Лоуренсу Колбергу. Особенности морального и правового регулирования. Понятие и иерархия моральных ценностей.

Моральные аспекты конституционных ценностей: свобода, справедливость, равенство, права граждан. Проблема утверждения высших моральных ценностей (благо, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство) в сфере управления.

Мораль и нравы. Единство морали и многообразие нравов. Структура нравов. Индивидуальные и национальные нравы. Нравы людей и управленческая деятельность. Значение учета нравов для эффективного управления обществом.

Этика как наука о морали. Структура и функции этики. Индивидуальная этика. Особенности социальной этики. Профессиональная этика как вид прикладной этики, ее нормативный характер.

Тема 3. Этика и экономика: этические аспекты экономической деятельности

Экономическая этика, предмет и сфера действия экономической этики. Экономическая и предпринимательская этика. Этические основания хозяйственной и предпринимательской деятельности.

Эволюция культурно-этического облика предпринимательства в индустриальных и постиндустриальных странах. Проблемы современной экономической этики. Институциональные (рамочные) ограничения участников экономического процесса и их роль в этизации рыночных отношений. «Этика порядка», ее плюсы и минусы.

Этические нормы цивилизованного бизнеса. Формы внутренней и внешней регуляции в этике бизнеса. Этические кодексы фирм, практика их применения. Этические аспекты партнерства, конкуренции, взаимоотношений фирмы с государственными органами и общественными организациями.

Тема 4. Этика деятельности организации.

Виды и социальная ответственность предпринимательских организаций. Плюсы и минусы социально ответственной политики. Этические нормы деятельности организаций и повышении их этического уровня.

Составные части корпоративной культуры. Экономические и социальные функции корпораций: обеспечение качества и безопасности продуктов, производства, окружающей среды. Социальный контроль внутри корпорации и над ней со стороны общества. Этическое поведение внутри корпорации. Виды и типы внутрикорпоративных отношений. Корпоративные этические кодексы и эффективность производства. Государственное учреждение как корпорация. Внутрикорпоративные противоречия. Внутрикорпоративные проблемы.

Защита интеллектуальной собственности, раскрытие корпоративной информации и конфиденциальной информации. Информационные технологии и этика. Камеры слежения. Компьютерная преступность. Промышленный шпионаж. Внутрикорпоративная демократия и внешняя политика корпораций.

8 стр., 3944 слов

Правила этикета в деятельности руководителя

... этика делового общения в управлении является основополагающей. Вот это я и попытаюсь раскрыть в данной работе.     Правила этикета в деятельности руководителя ... указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона — это выражение ... руководство, сколько психологическая поддержка, совместное обсуждение проблемы и совместное принятие решения. Высокий уровень ...

Организационная культура фирмы, ее типы и функции. Имидж и репутация фирмы. Этические принципы рекламной деятельности.

Тема 5. Этика поведения на рабочем месте.

Служебный коллектив: соотношение индивидуального и коллективного начал. Морально-психологический климат коллектива и его влияние на результаты деятельности. Понятие команды, специфика работы в команде.

Место и роль нравственных характеристик в профессиограмме. Проблема соотношения профессиональных и моральных качеств.

Трудности подбора управленческих кадров на основе учета нравственных характеристик. Проблема нравственного совершенствования управленческих кадров. Способы формирования желаемых нравственных качеств: этическое обучение, тренинги, этические деловые игры, создание комиссий по профессиональной этике, учет этических характеристик при аттестации сотрудников.

Нравственное самосовершенствование. Основные методы работы над собой. Самоменеджмент.

Тема 6. Этика руководителя.

Управленческое общение и поведение: специфика и характерные черты. Нравственный авторитет и психология подчинения. Престиж должности и авторитет личности, их соотношение. Функции, условия и законы управленческого общения.

Место и роль руководителя в системе административного управления. Проблема ответственности руководителя: основные подходы и концепции. Понятие «органических функций» руководителя. Общие, конкретные и специфические нравственные качества руководителя.

Руководитель и лидер: соотношение понятий, типология, методика развития профессионально-важных качеств. Классификация стилей руководства и их особенности.

Автократический, демократический и либеральный типы руководителей. Пять стилей руководства в «управленческой решетке» Блейка-Моутона (примитивное, социальное, производственно-социальное, групповое, авторитарное).

Служебная этика руководителя. Руководитель и подчиненный: этика поручения, поощрения, взыскания, увольнения. Проблема делегирования полномочий: основные противоречия и препятствия. Проблема лояльности служащего по отношению к руководителю или учреждению.

Тема 7. Деловая коммуникация

Стороны общения: коммуникативная (обмен информацией), интерактивная (организация взаимодействия между людьми), перцептивная (восприятие партнерами друг

друга).

Деловая коммуникация: устная и письменная (с точки зрения формы речи); диалогическая и монологическая (с точки зрения однонаправленности/ двунаправленности речи между говорящим и слушающим); межличностная и публичная (с точки зрения количества участников); непосредственная и опосредованная (с точки зрения отсутствия/наличия опосредующего аппарата); контактная и дистантная (с точки зрения положения коммуникантов в пространстве).

Вербальная и невербальная коммуникация.

Разнообразие подходов в психодиагностике как условие плодотворности деловых отношений. Характеристики людей по темпераменту (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) и способам восприятия (визуал, кинестетик, аудиал).

8 стр., 3561 слов

Теоретические основы биомедицинской этики. Основные этические ...

... характер современной биомедицинской этики. Этика как наука и этика биомеди­цинской этики. Основные аспекты биомедицинской этики как междис­циплинарной области. Взаимоотношения биомедицинской этики с фило­софией, ... профессиональном авторитете, имидже про­фессии - моральный долг врача. Профессиональная этика и этикет. Правила хорошего тона и прин­ципы деловых отношений. Репутация врачей. ...

Тема 8. Культура поведения и деловой этикет.

Этикет как элемент культуры: гармония внутреннего и внешнего. Нравственный смысл регуляции внешнего поведения человека в служебной ситуации. Виды современного этикета деловых отношений. Функции делового этикета. Процесс трансформации этических ориентации управленца в его деловые и личностные качества (типы отношений к обществу, к себе, к природе, к духовным ценностям).

Отношение к делу. Цель жизни. Средства достижения цели. Отношение к закону. Правила поведения, устанавливаемые для себя.

Принципы современного этикета деловых отношений и их воплощение в нормах и правилах поведения в различных служебных ситуациях. Шесть заповедей делового этикета Дж. Ягера. Речевой этикет в деловом общении: культура устной речи. Культура письменной речи и административный речевой этикет. Культура делового спора. Этикет телефонных переговоров, деловых встреч и переговоров. Внешний облик: одежда, манеры поведения. Этнокультурные особенности делового этикета.

Тема 9. Деловые конфликты и способы их разрешения.

Конфликты в деловых отношениях. Структура и динамика конфликта. Типы и причины деловых конфликтов: структурные конфликты, инновационные конфликты, позиционные конфликты (конфликты значимости), конфликты справедливости, соперничество за ресурсы, динамические (групповая динамика).

Моббинг как этико-психологическая форма принуждения и подавления человека независимо от его ранга на рабочем месте. Функции конфликтов. Профилактика конфликтов.

Стратегии поведения в конфликте: пять основных типов (приспособление, компромисс, сотрудничество, уклонение, конкуренция) поведения людей в конфликтной ситуации по К.Томасу и Р.Килменну. Способы разрешения конфликтов. Метод принципиальных переговоров Р.Фишера и У.Юри. Методы медиации — проведения переговоров с помощью посредников.

4.3. Планы семинарских занятий

Семинар 1. Деловая этика и ее социальные функции.

Основные вопросы:

  1. Универсальная этика. Происхождение и взаимосвязь понятий «этика» и «мораль», функции морали.
  2. Нравственные отношения людей в трудовой сфере (материально-производственной, хозяйственно-экономической, управленческой, духовной, культурной и т. д.).
  3. Этика и этикет: нравственное содержание поступка и эстетическая форма его проявления.

Семинар 2. Этика как наука о морали. Основные вопросы:

  1. Моральное сознание, моральные отношения и моральная деятельность.
  2. Связь морального сознания и нравственного поведения, стадии морального развития по Лоуренсу Колбергу.
  3. Особенности морального и правового регулирования. Моральные аспекты конституционных ценностей.
  4. Мораль и нравы. Значение учета нравов для эффективного управления обществом.
  5. Индивидуальная этика. Особенности социальной этики. Профессиональная этика.

Семинар 3. Этические аспекты экономической деятельности. Основные вопросы:

3 стр., 1210 слов

Кейс №40 Психология конфликта. Конфликты в педагогической деятельности. ...

... общего списка, предложение, удовлетворяющее обе стороны. Рекомендуемая литература: Социальные технологии урегулирования конфликтов: Учеб. пособие / Под ред. А.Б.Белинской. – М.: Прометей, 2000. – 212 с. ... наклонностей, что рано или поздно приведет к семейным конфликтам. 2. Как поведение родителей определяет данный конфликт? Отстраненное поведение родителей в отношении своего сына и агрессия к ...

  1. Экономическая и предпринимательская этика. Этические основания хозяйственной и предпринимательской деятельности.
  2. Проблемы современной экономической этики.
  3. «Этика порядка», ее плюсы и минусы.
  4. Этические нормы цивилизованного бизнеса. Формы внутренней и внешней регуляции в этике бизнеса. Этические кодексы фирм, практика их применения.

Семинар 4. Этика деятельности организации. Основные вопросы:

  1. Виды и социальная ответственность организаций. Плюсы и минусы социально ответственной политики.
  1. Корпоративная культура. Экономические и социальные функции корпораций.
  1. Социальный контроль внутри корпорации и над ней со стороны общества. Корпоративные этические кодексы и эффективность производства.

  1. Государственное учреждение как корпорация.
  1. Организационная культура фирмы. Имидж и репутация. Этические принципы рекламной деятельности.

Семинар 5. Этика поведения на рабочем месте. Основные вопросы:

  1. Служебный коллектив. Специфика работы в команде.
  1. Морально-психологический климат коллектива и его влияние на результаты деятельности.
  2. Профессиограмма: проблема соотношения профессиональных и моральных качеств.

4. Способы формирования желаемых нравственных качеств. Нравственное самосовершенствование.

Семинар 6. Управленческое общение и этика руководителя. Основные вопросы:

  1. Функции, условия и законы управленческого общения. Престиж должности и авторитет личности.
  2. Проблема ответственности руководителя: основные подходы и концепции. Понятие «органических функций» руководителя. Нравственные качества руководителя.
  3. Руководитель и лидер: соотношение понятий, типология, методика развития профессионально-важных качеств. Пять стилей руководства в «управленческой решетке» Блейка-Моутона.
  4. Руководитель и подчиненный: этика поручения, поощрения, взыскания, увольнения. Проблема делегирования полномочий.

Семинар 7. Деловая коммуникация. Основные вопросы:

  1. Стороны общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная. Коммуникативные барьеры. Барьеры непонимания, способы их преодоления. Преодоление социально-культурных и психологических барьеров отношений.
  2. Виды и типы коммуникации. Особенности и функции вербальной и невербальной коммуникации.
  3. Виды делового общения: доклад, речь (информационная, рекламная), деловой разговор (контактный и опосредованный), деловая беседа, совещание, пресс-конференция, деловые переговоры.
  4. Стили делового общения: ритуальный, манипулятивный, гуманистический.
  5. Разнообразие подходов в психодиагностике и характеристики личности (темперамент, характер, направленность, способности, способы восприятия).

Семинар 8. Культура поведения и деловой этикет. Основные вопросы:

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... от направления подготовки, получат дальнейшее развитие при изучении таких дисциплин, как, «Философия», «Этика», «Психология» и др. Освоение дисциплины «Педагогика» необходимо обучающемуся для успешного прохождения практик ...

  1. Этика и этикет: нравственное содержание поступка и эстетическая форма его проявления. Виды современного этикета деловых отношений. Функции делового этикета.
  2. Принципы современного этикета деловых отношений. Шесть заповедей делового этикета Дж. Ягера.
  3. Речевой этикет в деловом общении: культура устной и письменной речи.
  4. Внешний облик: одежда, манеры поведения. Этнокультурные особенности делового этикета.

Семинар 9. Деловые конфликты и способы их разрешения.

Основные вопросы:

1. Структура и динамика конфликта. Типы и причины деловых конфликтов структурные конфликты, инновационные конфликты, позиционные конфликты (значимости), конфликты справедливости, соперничество за ресурсы динамические (групповая динамика).

Функции конфликтов.

  1. Типы поведения людей в конфликтной ситуации по К.Томасу и Р.Килменну (приспособление, компромисс, сотрудничество, уклонение, конкуренция).
  2. Метод принципиальных переговоров Р.Фишера и У.Юри. Методы медиации -проведения переговоров с помощью посредников.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

  1. Кибанов А. Я. Этика деловых отношений : учеб. / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова. — Москва : ИНФРА-М, 2012. — 423 с.
  2. Кузнецов, И. Н. Деловой этикет : учеб. пособие / И. Н. Кузнецов. — Москва : ИНФРА-М, 2011.-347 с.
  3. Липецкий, А. Ф. Международные экономические отношения: вопросы этикета и протокола : [учеб. пособие] / А. Ф. Линецкиы ; Урал. гос. экон. ун-т. — Екатеринбург : Издательство АМБ, 2010. — 377 с.
  4. Макаров Б. В. Деловой этикет : учеб. пособие / Б. В. Макаров, А. В. Непогода. -Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. — 317 с.
  5. Мартова, Т. В. Этика деловых отношений : учеб. пособие / Т. В. Мартова. -Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. — 251 с.
  6. Мирошниченко, А. А. Деловое общение : практ. руководство для менеджера / А. А. Мирошниченко. — Москва : Книжный мир, 2010. — СЭ-ЯОМ
  7. Михалъкевич, Г. Н. Протокол и этикет международного общения : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям «Междунар. отношения», «Междунар. право», «Междунар. журналистика» / Г. Н. Михалькевич ; Белорус, гос. ун-т, Фак. междунар. отношений. — 2-е изд., испр. и доп. — Минск : РИВШ, 2009. — 258 с.
  8. Покровская, Е. А. Бизнес-коммуникации : учеб. пособие для студентов вузов / Е. А. Покровская, И. Б. Лобанов. — Москва; Ростов-на-Дону : Дашков и К: Наука-Пресс, 2009. — 287 с.
  9. Психология и этика делового общения : учеб. / В. Ю. Дорошенко [и др.]. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 415 с.
  10. Скворцов А. А. Этика : учеб. / А. А. Скворцов. — Москва : Юрайт, 2011. — 306 с.
  11. Смирнов, Г. Н. Этика деловых отношений : учебник / Г. Н. Смирнов ; Дипломат, акад. МИД России. — Москва : Проспект, 2009. — 179 с.
  12. Соловьев Э.Я, Современный этикет. Деловой и международный протокол. — 8-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2010. — 320 с.
  13. Этика деловых отношений : учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования, обучающихся по группе специальностей 0600 «Экономика и упр.» / В. К. Борисов [и др.]. — Москва : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. — 175 с.

Дополнительная литература

8 стр., 3681 слов

Этика делового общения 13

... предполагаемые решения Вопрос 4. Комплименты в деловом общении Вопрос 5. Этика делового общения Список использованной литературы Вопрос 1. ... набор эмоциональных качеств личности. Способы разрешения конфликтной ситуации.Стиль поведения при конфликте. Поскольку в реальной жизни не так ... данный период времени - безусловно, моя семья, любимая работа, учеба, мои друзья, мечты и стремление к их выполнению. ...

  1. Бломе-Дрез Ф. , Хоман К. Экономическая этика и этика предпринимательства. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. — 402 с.
  2. Боумэн Д. Не бери последний пончик : новые правила бизнес-этикета / Д. Боумэн. -Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2010. — 296 с.
  3. Власова, Т. И. Профессиональное и деловое общение в сфере туризма : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 100103 «Соц.-культур, сервис и туризм» / Т. И. Власова, А. П. Шарухин, М. М. Данилова. — 2-е изд., стер. — Москва : Академия, 2008. — 256 с.
  4. Гачайда Л. Е. Кодекс деловой этики: нормы корпоративного поведения / Л. Е. Галайда // Справочник кадровика. — 2011. — № 7. — С. 133-142.
  5. Гундарин, М. В. Книга руководителя отдела РК : практ. рекомендации / Михаил Гундарин. — 2-е изд., доп. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2009. — 330 с.
  1. Де Джордж: Р. Т. Настольная книга бизнесмена. Деловая этика. М: Рипол Классик, 2004 г. — 736 с.
  2. Дорофеева Ю. Как выйти из конфликта? / Ю. Дорофеева // Служба кадров и персонал. — 2012. — № 1. — С. 47-49.
  3. Иванов А. С. Соблюдение норм деловой этики — важный ресурс повышения конкурентоспособности российского бизнеса / А. С. Иванов // БИКИ. — 2009. — 14 апр. (№42).-С. 2-3.
  4. Ионова А.И. Этика и культура государственного управления. Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 156 с.
  5. Кантаровыч С. Это не просто общение / С. Кантарович // Служба кадров и персонал. — 2012. — № 3. — С. 31-35.

ХХ.Кукушин, В. С. Деловой этикет : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Менеджмент», «Соц. работа», «Референт-переводчик» / В. С. Кукушин. — Изд. 3-е, испр. и доп. — Москва : МарТ, 2008. — 295 с.

7 стр., 3189 слов

1.Вопрос: Профессиональная этика (определение), ее функции. Какие ...

... этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. Функции профессиональной этики ... соблюдая интересы обеих сторон. В дополнение к этим этическим нормам работники должны также проявлять: · обходительность, ... в космос, создание новой техники, решение научной проблемы и пр.); -мотивацию профессиональной деятельности (во ...

  1. Омелъченко Н.А. Этика и культура управления в системе государственной власти и госслужбы: учебное пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» -080504: Допущено Министерством образования Российской Федерации. — 4-е изд. стер. М.:ГУУ. 2010. — 226 с.
  2. Осипова И.Н. Этика и культура управления: учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2011. -192с.
  3. Политическая и экономическая этика : [учеб. пособие / пер. с нем. С. Курбатовой, С. Костюка]. — М. : Гранд : ФАИР-пресс, 2001. — 365 с. (Содерж.: Малая политическая этика / Б. Сутор. Экономическая и предпринимательская этика / К. Хоман, Ф. Бломе-Дрез).
  4. Попова А. А. Формирование и оценка делового успеха фирмы : науч. изд. / А. А. Попова. — Челябинск : УралГУФК, 2008. — 163 с.
  5. Разил А. В. Современная этика: проблемы и перспективы / А. В. Разин // Вестник Московского университета. Серия 7, Философия. — 2012. — № 1. — С. 81-99.

17′. Руденко, А. М. Психологический практикум : учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Руденко. — Изд. 2-е, стер. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. — 493 с.

  1. Секацкая М. А. Этические идеалы, логические ограничения и проблема свободы / М. А. Секацкая // Вопросы философии. — 2012. — № 2. — С. 81-91.
  2. Сперанский В. И. Декалог этики бизнеса в свободном рынке / В. И. Сперанский // Социально-гуманитарные знания. — 2012. — № 2. — С. 179-191.
  3. Уткин Э.А. Этика бизнеса: учебник для вузов / Э.А. Уткин. — М.: ТЕИС, 2003. — 272 с.
  4. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения/ Пер. с англ. А. Гореловой; Предисл. В. А. Кременюка. — М.: Наука, 1992. — 158 с.
  5. Чеменева Е. Как критиковать подчиненных или начальника, чтобы никто не обиделся / Е. Чеменева // Главбух. — 2011. — № 22. — С. 90-95.
  6. Шабанова М. А. Деловая репутация в проблемной социально-правовой среде / М. А. Шабанова // Общественные науки и современность. — 2011. — № 1. — С. 25-41.
  7. Шиян, Л. К. Профессиональная этика и этикет : учеб. пособие для студентов ун-тов упр., соц.-культур, сервиса и туризма, аспирантов, преподавателей и слушателей ФПК / Л. К. Шиян ; М-во образования и науки Рос. Федерации [и др.]. — Москва : [Альфа], 2008.-415 с.
  8. Эффективная коммуникация с гостями в ресторане : курс обучения «Готовые тренинги»: видеофильм / Ин-т гостеприимства. — [Москва] : Институт гостеприимства, 2008. — СБ-КОМ
  9. Юри У. Преодолевая НЕТ, или Переговоры с трудными людьми/ Пер. с англ. — М.: Эксмо, 2008. — 240 с.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Журнал «Власть». Общенациональный научно политический журнал. —пир://\у\у\УЛ5га5.ги/аи1погку.Ь1т1
  2. Журнал «Ведомости прикладной этики» пир:/А\у\^.1зошл.ш/пц/е{Ыс5/21шгпа1-уедотозй/
  3. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» Ьир://\ууууу.теупг.ги/
  4. Журнал «Этическое воспитание» пПр://еика.пагос!.ги/та!ех.тт
  5. Журнал «Государство и право» — Ьир://у»,лулулергап.ги/ги5/тааа21пе/1П(1ех.Ь1т
  6. Журнал «Управление персоналом» ппр://\у\у\у.юр-рег50па1 ,ги/
  7. Профессиональная этика. Деловая Этика. Этика бизнеса — подборка ссылок Ы1р://\у\улу.паик1-опНпе.ги/ргоГе5510па1пауа-ейка#е§о1

Темы контрольных работ (рефератов)

5 стр., 2254 слов

Этические требования к проведению деловых бесед, встреч, переговоров

... ситуации. Деловой этикет – важнейшая сторона морали профессионального поведения человека. Знание его – необходимое профессиональное качество, один из важнейших показателей общей культуры.   Этика и ... СМИ. 3. Телефон, телетайп, радиосвязь. 4. Деловая переписка, резолюции.     Этические требования к проведению деловых бесед, встреч, переговоров Результаты профессиональной деятельности ...

  1. Единство морали и многообразие нравов. Парадоксы моральной оценки и морального поведения. Связь морального сознания и нравственного поведения, стадии морального развития по Лоуренсу Колбергу.
  2. Система ценностей современного общества. Моральные аспекты конституционных ценностей: свобода, справедливость, равенство, права граждан. Проблема утверждения высших моральных ценностей (благо, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство) в сфере управления.
  3. Профессиональная этика как вид прикладной этики, ее нормативный характер. Экономическая этика, предмет и сфера действия экономической этики. Экономическая и предпринимательская этика.
  4. Этические основания хозяйственной и предпринимательской деятельности. Парадоксы счастья современного предпринимательства. «Этика порядка», ее плюсы и минусы.
  5. Этические нормы цивилизованного бизнеса. Этика пользы. Этические аспекты партнерства, конкуренции, взаимоотношений фирмы с государственными органами и общественными организациями.
  6. Виды и социальная ответственность предпринимательских организаций. Плюсы и минусы социально ответственной политики. Этические нормы деятельности организаций и повышении их этического уровня.
  7. Экономические и социальные функции корпораций. Социальный контроль внутри корпорации и над ней со стороны общества. Корпоративные этические кодексы и эффективность производства.
  8. Интеллектуальная собственность и ее защита. Информационные технологии и этика. Компьютерная преступность.
  9. Организационная культура фирмы, ее типы и функции. Имидж и репутация фирмы. Этические принципы рекламной деятельности.
  10. Место и роль нравственных характеристик в профессиограмме. Проблема соотношения профессиональных и моральных качеств. Профессионально-нравственные деформации.
  11. Нравственное совершенствование управленческих кадров. Способы формирования нравственных качеств: тренинги, этические деловые игры, комиссии по профессиональной этике. Нравственное самосовершенствование.
  12. Функции, условия и законы управленческого общения. Нравственный авторитет и психология подчинения. Проблема ответственности руководителя: основные подходы и концепции.
  13. Руководитель и лидер: соотношение понятий, типология, методика развития профессионально-важных качеств. Классификация стилей руководства и их особенности. Пять стилей руководства в «управленческой решетке» Блейка-Моутона (примитивное, социальное, производственно-социальное, групповое, авторитарное).
  1. Руководитель и подчиненный: этика поручения, поощрения, взыскания, увольнения. Делегирование полномочий: основные противоречия и препятствия. Проблема лояльности служащего по отношению к руководителю или учреждению.
  2. Вербальная и невербальная коммуникация. Разнообразие подходов в психодиагностике как условие плодотворности деловых отношений. Характеристики людей по темпераменту (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) и способам восприятия (визуал, кинестетик, аудиал).
  3. Этикет как элемент культуры: гармония внутреннего и внешнего. Нравственный смысл регуляции внешнего поведения человека в служебной ситуации. Виды и функции этикета деловых отношений.
  4. Женский и мужской стили делового общения: общее и различное. Флирт, служебные романы, сексуальные домогательства: значение для людей и решения задач управления. Мужчины и женщины в деловом общении: равенство или равноценность?
  5. Процесс трансформации этических ориентации управленца в его деловые и личностные качества. Отношение к делу, цель жизни, средства достижения цели. Отношение к закону, правила поведения, устанавливаемые для себя.
  6. Принципы современного этикета деловых отношений и их воплощение в нормах и правилах поведения в различных служебных ситуациях. Шесть заповедей делового этикета Дж. Ягера. Речевой этикет в деловом общении.
  7. Культура письменной речи и административный речевой этикет. Культура делового спора. Этнокультурные особенности делового этикета.
  8. Конфликты в деловых отношениях: структурные конфликты, инновационные конфликты, позиционные конфликты (конфликты значимости), конфликты справедливости, соперничество за ресурсы, динамические (групповая динамика).

    Моббинг как этико-психологическая форма принуждения и подавления человека. Функции конфликтов.

  9. Стратегии поведения в конфликте: пять основных типов (приспособление, компромисс, сотрудничество, уклонение, конкуренция) поведения людей в конфликтной ситуации по К.Томасу и Р.Килменну. Метод принципиальных переговоров Р.Фишера и У.Юри как способ разрешения конфликтов. Методы медиации — проведения переговоров с помощью посредников.
  10. Государственное учреждение как корпорация. Внутрикорпоративные противоречия и проблемы. Коррупция как этическая проблема.
  11. Рациональность и эгоизм. Соотношение цели и средств в деловом общении. Манипуляции и их нейтрализация.

Вопросы к экзамену:

  1. Деловая этика и ее социальные функции. Профессиональная этика как вид прикладной этики.
  2. Предмет этики. Происхождение и взаимосвязь понятий «этика» и «мораль», функции морали. Единство морали и многообразие нравов.
  3. Моральное сознание, моральные отношения и моральная деятельность. Связь морального сознания и нравственного поведения, стадии морального развития по Л.Колбергу.
  4. Особенности морального и правового регулирования. Моральные аспекты конституционных ценностей.
  5. Экономическая и предпринимательская этика. Этические основания хозяйственной и предпринимательской деятельности.
  6. Эволюция культурно-этического облика предпринимательства в индустриальных и постиндустриальных странах.
  1. «Этика порядка», ее плюсы и минусы.
  1. Этические аспекты партнерства, конкуренции, взаимоотношений фирмы с государственными органами и общественными организациями.
  2. Виды и социальная ответственность предпринимательских организаций. Плюсы и минусы социально ответственной политики.
  3. Составные части корпоративной культуры. Виды и типы внутрикорпоративных отношений.
  4. Экономические и социальные функции корпораций. Социальный контроль внутри корпорации и над ней со стороны общества.
  5. Этическое поведение внутри корпорации. Корпоративные этические кодексы и эффективность производства.
  6. Государственное учреждение как корпорация. Внутрикорпоративные противоречия и проблемы.
  7. Интеллектуальная собственность: защита, корпоративная и конфиденциальная информация, промышленный шпионаж.
  8. Информационные технологии и этика: камеры слежения, компьютерная преступность.
  9. Организационная культура фирмы, ее типы и функции. Имидж и репутация фирмы. Этические принципы рекламной деятельности.
  10. Морально-психологический климат коллектива и его влияние на результаты деятельности. Специфика работы в команде.
  11. Место и роль нравственных характеристик в профессиограмме. Проблема соотношения профессиональных и моральных качеств.
  12. Способы формирования желаемых нравственных качеств, учет этических характеристик при аттестации сотрудников.
  13. Нравственное самосовершенствование, методы работы над собой. Самоменеджмент.
  14. Управленческое общение и поведение: специфика и характерные черты. Функции, условия и законы.
  15. Место и роль руководителя в системе административного управления. Проблема ответственности руководителя.
  16. Руководитель и лидер. Классификация стилей руководства и их особенности.
  17. Руководитель и подчиненный: этика поручения, поощрения, взыскания, увольнения.
  18. Проблема лояльности служащего по отношению к руководителю или учреждению.
  19. Деловая коммуникация. Вербальная и невербальная коммуникация.
  20. Разнообразие подходов в психодиагностике как условие плодотворности деловых отношений.
  21. Этикет: нравственный смысл регуляции внешнего поведения человека в служебной ситуации.
  22. Виды современного этикета деловых отношений. Функции делового этикета. Принципы современного этикета деловых отношений.
  23. Речевой этикет в деловом общении: культура устной речи. Внешний облик: одежда, манеры поведения.
  24. Этнокультурные особенности делового этикета (сравнительная характеристика культур).
  25. Конфликты в деловых отношениях. Типы и причины деловых конфликтов.
  26. Функции конфликтов. Профилактика конфликтов. Стратегии поведения в конфликте.
  27. Способы разрешения конфликтов. Метод принципиальных переговоров Р.Фишера и У.Юри. Методы медиации.