Раздел II “Патопсихология”

= УТВЕРЖДАЮ =

начальник кафедры психологии

полковник А.Караяни

«____» ___________ 199 года

П Л А Н

проведения лекции по дисциплине «Клиническая психология»со слушателями (курсантами) 2 факультета — военно-психологического факультета

ТЕМА № 3 “Актуальные проблемы патопсихологии”

ВРЕМЯ: 2 часа

ПРОБЛЕМЫ:

  1. Предмет, задачи, особенности патопсихологии. Патопсихологическое исследование.

2. Основные проблемы современной патопсихологии.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Дать основные теоретические положения патопсихологии как отрасли психологии и сформулировать у слушателей знания и представления о задачах, направлениях и исследованиях в патопсихологии. Раскрыть основные проблемы современной патопсихологии.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: МГУ, 1986.
  2. Блейхер В.М. и соавт. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.
  3. Ясперс К. Общая психопаталогия. – М.: Практика, 1997.
  4. Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия. В двух томах. М.: Медицина, 1994.
  5. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. – Л.: Медицина, 1982.
  6. Клиническая психиатрия /Под редакцией Н.Е. Бачерикова/. – Киев.: Здоровье, 1989.
  7. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л.: Медицина, 1960.
  8. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. – М.: Экспер. Бюро, 1997ю.
  9. Психиатрия. Перевод с английского. /Под редакцией Р. Шейдера/. М.: Практика, 1998.
  10. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.: МГУ, 1989.
  11. Бухановский А.О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. Общая психопаталогия. – М.: 1998.
  12. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А. Е. Психиатрия М.: Медицина, 1995.
  13. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. С-Пб.: ЛЕНАТО, 1998.

Логика изложения лекции По теме №10

2 стр., 981 слов

Патопсихология — отрасль клинической психологии

... основы работы патопсихологов в психиатрии. Два основных типа практических задач — психодиагностические и психокоррекционные. Варианты психодиагностических задач, решаемых практической патопсихологией: а) участие в установлении ... человека. Знания психологии необходимы и для развития медицины как науки. В зависимости от клинических дисциплин могут быть использованы различные разделы психологии. ...

  1. Предмет, задачи, особенности патопсихологии.

Патопсихологическое исследование.

  • Патопсихология. Предмет патопсихологии (П).
  • Цели патопсихологии.
  • Персоналии: Б.В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, В.Н. Мясищев и др.
  • Основные особенности патопсихологии и отличия от психопатологии.
  • Методики патопсихологии.
  • Патопсихологическое исследование и его задачи.

2.Основные проблемы современной патопсихологии.

  • Проблема уровней психического здоровья.
  • Проблема методов и эксперимента в патопсихологии.
  • Теоретико-методологические проблемы патопсихологии.
  • Проблема синдромов патопсихологии.
  • Проблема дифференциации патопсихологии с психопатологией (психиатрией).

= 1 =

ПАТОПСИХОЛОГИЯ (от греческого pathos – страдание) – отрасль психологической науки и практики, изучающая изменения психической деятельности при патопсихологических состояниях мозга, связанных с психическими и соматическими заболеваниями.

Заболевания мозга и соматические заболевания, влияющие на функционирование мозга, приводят к нарушению нормального (N+) протекания высшей нервной деятельности (ВНД), происходят изменения психических процессов, состояний и свойств личности (восприятия, мышления, сознания, сложной целенаправленной деятельности, памяти, внимания, эмоций …).

Задачи патопсихологии.

  1. В теоретическом смысле задачи патопсихологии:
  • биологические и социокультурные закономерности аномального развития;
  • механизмы симптомообразования;
  • индивидуальные, личностные и мотивационные факторы в детерминации структуры и динамики психопатологических синдромов.
  1. В прикладном (практическом) смысле патопсихология используется и в психиатрии в качестве:
  • диагностических критериев при установлении степени интеллектуального снижения;
  • при проведении экспертизы;
  • оценке эффективности лечения;
  • особенно при использовании психофармакологических средств.

Персоналии патопсихологии

Патопсихология – относительно молодая наука, главные имена:

3 стр., 1493 слов

Готовность студентов к профессиональной деятельности как педагогическая проблема

... (необходимые знания, умения, навыки и опыт); - готовность к деятельности является совокупным результатом начальных стадий профессионализации (профориентации, профотбора, профессионального ... проблем, которые ставит перед ним жизнь [162, С. 319]; - ориентацию на свободное творческое саморазвитие, самоопределение и самореализацию личности[91, C. 81]; - активизацию познавательной деятельности ...

Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, Б.Д. Карвасарский, Е.Т. Соколова, Б.С. Братусь, В.М. Блейхер и И.В. Крук смотри краткую историю патопсихологии («Патопсихология», стр. 10-32).

Психологические лаборатории при психиатрических клиниках:

Э. Крепелин, П. Жане, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, В.Ф.Чиж, И.А. Сикорский, П.И. Ковалевский.- конец XIX ,- начало XX века.

Сущность патопсихологии

  • Патопсихология исходит от закономерностей развития и структуры психики в норме (N+).
  • Патопсихология изучает закономерности распределения психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме (N+), она изучает закономерности искажений отражательной деятельности мозга.

Отличия патопсихологии и психопаталогии

Патопсихология, нейропсихология, соматопсихология – в клинической психологии различие условно. Их сближает использование методов исследования, разрабатываемых в другой области, и наличие пограничной патологии – как предмета изучения нескольких дисциплин.

Понятие «патопсихология» идентифицируется с понятием «психопаталогия».

По мнению Б.В.Зейгарник:

  • Патопсихология — исследует структуру нарушений психической деятельности, закономерности её распада в их сопоставлении с нормой (N+), при этом даётся классификация психопаталогических явлений в понятиях современной психологии.
  • Психопаталогия – наука медицинская (является разделом психиатрии), оперирует клиническими понятиями и при этом занимается описанием признаков психических заболеваний в динамике, в течении болезни.

По мнению А.В.Снежневского:

  • Психопаталогия – оперирует в первую очередь медицинскими терминами (этиология, патогенез, симптом, синдром) и использует общепатологические критерии (возникновение болезни, исход болезни).
  • Но Патопсихология – также использует медицинские термины иначе она потеряет прикладное значение. А данные патопсихологического исследования в обязательном порядке соотносятся с психическим статусом больного, стадией течения болезни, её динамикой.

По мнению РосинаО.П.:

  • Патопсихология (также как психопаталогия) изучает закономерность и стереотип развития психической болезни, но предметом исследования патопсихологии является не закономерность смены симптомов, синдромов, а определённое звено в структуре симптомообразования (что предшествует психопаталогическим образованиям в патогенезе болезни, т.е. не сама болезнь а то что ей предшествует).
  • Психопаталогия (также как и патопсихология) – наука изучающая расстройства психики, но пользуются они разными методами: патопсихология изучает психические расстройства методами психологии (тестами, опросниками, проективными методиками), а психопаталогия – в основном использует клиникоописательный метод.
  • Смешение этих наук происходит в основном из-за объекта исследования – нарушений психической деятельности. Однако, при изучении одних и тех же проявлений психической патологии (например разорванности мышления):

а) патопсихологи исследуют их психическую структуру,

7 стр., 3254 слов

Психогенетические исследования психического дизонтогенеза

... страдают и будут страдать какой-либо патологией психического развития. За 15 лет в большом количестве исследований изучалась генетика разнообразных форм отклонений от нормального ... факторов (например, неблагоприятные родительско-детские отношения, дисфункциональные семьи), но современные лонгитюдные исследования не подтверждают эти гипотезы, а указывают на нарушения функционирования ЦНС ( ...

б) а психопатологи дают клиническое этих признаков, прослеживают особенности их возникновения и связь с другими расстройствами в клинике.

Методики патопсихологического исследования

«Психиатрия» (Коркина и соавт.1995.)

Их множество и делятся на:

  • Качественные и психометрические (количественные);

Условное деление:

  • Вербальные и невербальные;

Методики по исследованию той или иной психической функции (условно):

  • Узконаправленные и общенаправленные.

Принципы подбора экспериментальных патопсихологических методик

  • Сочетание методик должно более полно и всесторонне исследовать качественные проявления психической деятельности.
  • Сочетание близких по направленности методик позволяет судить о достоверности, надёжности полученных результатов.

Данные, получаемые в клиническом эксперименте, с помощью одной методики, всегда желательно подтверждать результатами других методик. Обычно используется 8-9 методик, в соответствии с задачами .

Обстоятельства при выборе методик:

а) Цель исследования – дифференцированная диагностика (в зависимости от предполагаемых заболеваний), определение глубины психического дефекта, изучение эффективности психотерапии.

б) Образование пациента, его жизненный опыт .

в) Существенная роль – это особенности контакта с больным.

Эффективность того или иного метода психологического исследования определяется с помощью понятий «надёжности» и «валидности».

«Надёжность – относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном т повторном его применении на одних и тех же испытуемых.

Валидность – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает.(А.Анастази 1982. Смотри психодиагностику)

Патопсихологическое исследование зависит от:

а) уровня развития науки, от принципиальных положений, теоретических и методологических установок, на которых данная область знаний базируется. Методы в свою очередь влияют на развитие патопсихологии.

б) выбор приёмов патопсихологического исследования зависит от задачи клиники (дифференциально-диагностическая, психокоррекционная, экспертная).

С.Я. Рубинштейн (1965) видела 3 способа видоизменений условий влияющих на психическое состояние обследуемого и уменьшающих, либо увеличивающих, присущие больному, психические изменения:

1 способ – заключается в изменении ситуации, в которой на время опыта помещается больной.

2 способ — часто применяемый, заключается в варьировании деятельности больного.

3 способ — отличается от предыдущих тем, что изменение состояния психических процессов у больного достигается введением фармакологических препаратов.

Задачи патопсихологического исследования:

  1. Получение данных для диагностики.
  2. Исследование динамики психических нарушений, в связи с проводимой психотерапией.
  3. Участие в экспертной работе.
  4. Участие в реабилитации.
  5. Исследование недостаточно изученных психических заболеваний.
  6. Участие в психотерапии.

= 2 =

Уровни психического здоровья

Б.Д. Карвасарский:

«Психическое здоровье определяется не негативным образом, — лишь как отсутствие дезадаптации, а с точки зрения позитивного её аспекта – как способность к постоянному развитию и обогащению личности за счёт повышения её самостоятельности, ответственности в межличностных отношениях, более зрелого и адекватного восприятия действительности, умения оптимально соотнести собственные интересы с интересами группы».

Н.Е. Бачериков, К.В. Михайлова и др. рассматривают психическое здоровье : а) как идеальное – норма; б) как практическое:

«Норма (N+) – это оптимальный уровень психического функционирования, дающий возможность полноценной деятельности человека не только в повседневных, но и в экстремальных условиях («идеальное здоровье» в медицинском и социальном смысле).

Психическое здоровье включает и крайние варианты психических реакций, которые могут возникать в экстремальных условиях у так называемых акцентуированных личностей и ограничивают адекватное выполнение их социальных обязанностей («практическое здоровье»).»

Здоровье

идеальное

(N+)

Здоровье

активной личности

(экстремальное)

Психическое

здоровье

практическое

= +

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ):

«Психически здоровым (N+) следует считать человека, которого нормально развиты психические функции, отмечается физиологическое, духовное и социальное благополучие, а также сохранена способность адекватной адаптации к окружающей природной и социальной среде, активной производительной (служебной) и др. деятельности.»

Психологический словарь, 1990 г.:

Психическое здоровье (N+) – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям – окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.

В нём не только:

  • медицинские, психологические критерии,

но и:

  • общественные, групповые нормы и ценности – регламентируют духовную жизнь человека.

Критерии психического здоровья:

(по психологическому словарю)

  1. Соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакций – внешним раздражителям, значению жизненных событий.
  2. Адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности.
  3. Адаптивность в микросоциальных отношениях.
  4. Способность самоуправления поведением.
  5. Разумное планирование жизненых целей и поддержание активности в их достижении и др.

Уровни психического здоровья

(классическая схема)

Психическое

здоровье (N+)

Патология

(N-)

Пограничные

расстройства

(аномальное

развитие)

Психотический

уровень

Нормальное развитие человека и аномалии

(Братусь Б.С., 1988)

Ведущим для человеческого развития является процесс самоосуществления, а его предмет – «родовая человеческая сущность», стремление к приобщению, слиянию с ней и обретение тем самым, всей возможной полноты своего существования как человека.

Нормальное (N+) развитие человека согласуется с этим процессом, направляется на его реализацию;

Нормальное (N+) развитие – это такое развитие, которое ведёт человека к обретению им «родовой человеческой сущности».

Условия и критерии нормального (N+) развития:

  1. Отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода «человек» (центральное, системообразующее отношение).
  2. Способность к децентрации, самоотдаче и любви как к способу реализации этого отношения.
  3. Творческий, целетворящий характер жизнедеятельности.
  4. Потребность в позитивной свободе.
  5. Способность к свободному волепроявлению.
  6. Возможность самопроектирования будущего.
  7. Вера в осуществимость намеченного.
  8. Внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями.
  9. Стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни.

Между условными полюсами — норма (N+) и патология (N-) находится обширное поле отклонений, аномалий развития (аномалии только в крайних вариантах переходят в выраженные патологические явления).

Аномальное развитие – такое развитие, которое не согласуется, подавляет самоосуществление, ведёт к извращению его сути,

это такого рода развитие, которое ведёт человека к отъединению, отрыву от его всеобщей родовой сущности.

Условия и критерии аномального развития человека:

  1. Отношение к другому человеку как к средству, как к конечной, заранее определимой вещи ( центральное системообоазующее отношение).
  2. Эгоцентризм и неспособность к самоотдаче и любви.
  3. Причинно обусловленный, подчиняющийся внешним обстоятельствам характер жизнедеятельности.
  4. Отсутствие или слабая выраженность потребности в свободе.
  5. Неспособность к свободному волепроявлению, самопроектированию своего будущего.
  6. Неверие в свои возможности.
  7. Отсутсвие или крайне слабая внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущему поколениями.
  8. Отсутствие стремления к обретению сквозного общего смысла своей жизни.

Ограничения такого подхода:

  • общий, методический характер;
  • определённая логика (найти признаки нормального (N+) развития и исходя из них выяснить суть аномалий);
  • неисчислимы вариации психических уклонов;
  • не только (N-), но и (N+) – признаки аномалий.

Уровни психического здоровья

(подход кафедры психологии ВУ МО РФ)

N+

Идеальное здоровье

Практическое

здоровье

Личностные

трудности

ЛТ

Пограничные

расстройства

ПР

Переходные

состояния

между ПР и N-

N-

Патология

Пограничные

состояния

N+

2

3

Неврозы,

психопаталогия

4

Предпсихотические

расстр-ва

5

Психотич.

уровень

N-

Критерии здоровья личности

(психоаналитический и гуманистический подход)

  1. Способность любить других;
  2. Независимость и инициативность;
  3. Умение работать и учиться;
  4. Защищать других (если женщина, то детей);
  5. Забота о собственном личностном росте ради других и о развитии других;
  6. Достижение адекватной идентичности (мужской или женской);
  7. Достижение свободы от инфантильной привязанности, любви к родительским объектам;
  8. Способность «Я» адаптироваться к любым внешним условиям, объектам;
  9. Расширение сферы сознания «Я», что делает его сильным «Знание – сила!»
  10. Умеренные чувства вины, стыда, отвращения как функции сверх-Я;
  11. Контроль над инстинктами (любви и агрессии) Эроса и Танатоса;
  12. Гармоничное сочетание эмоциональной сферы и интеллектуальной;
  13. Отказ от пассивных ожиданий, найти всезнающий, могущественный объект;

Синдромы в патопсихологии

Синдромы – это патогенетическая общность симптомов, признаков психических расстройств, внутренне обусловленных и взаимосвязанных. В этом заключается большая диагностическая значимость синдромов по сравнению с симптомами. В диагностическом мышлении врача правильная квалификация синдрома является подступом к определению нозологической принадлежности заболевания.

Психопатологические (клинические) синдромы по своим особенностям существенно отличаются от патопсихологических.

Различие это обусловлено не столько формой синдрома, его составом, сколько различными уровнями функционирования центральной нервной системы, на которых эти синдромы выделяются.

В системе иерархии мозговых процессов различают такие уровни (А.Р. Лурия, Ю.Ф. Поляков):

  • Патобиологический, характеризующийся нарушениями морфологической структуры тканей мозга, протекания в них биохимических процессов и т. п.;
  • Физиологический, заключающийся в изменении течения физиологических процессов;
  • Пато- и нейропсихологический, для которого характерно нарушение протекания психических процессов и связанных с ними свойств психики;
  • Психопатологический, проявляющийся клиническими синдромами и симптомами психической патологии.

При этом, как указывает Ю.Ф. Поляков:

если клинические (психопатологические) исследования обнаруживают закономерности проявлений нарушенных психических процессов,

то патопсихологические исследования должны дать ответ на вопрос, как нарушено протекание (структура) самих психических процессов, приводящих к этим проявлениям.

Таким образом, если психопатолог констатирует наличие в клинической картине тех или иных симптомов или синдромов психической патологии и специфику их течения, то патопсихолог своё исследование направляет на раскрытие и анализ определённых компонентов мозговой деятельности, её звеньев и факторов, выпадение которых является причиной формирования наблюдаемой в клинике симптоматики. (Смотри «Практическая патопсихология», В.М. Блейхер и соавторы, стр. 38-41.)

Синдромы, которыми оперирует патопсихолог – это регистр-синдромы – это синдромы обобщающего значения, характеристика которых более близка к нозологической, их выделение знаменует стадию предварительной диагностики заболевания. Это обстоятельство, а также связь такого рода синдромов с определёнными кругами психических заболеваний дают основания обозначить из как регистр-синдромы.

Патопсихолог может оперировать в своих диагностических заключениях следующим набором регистр-синдромов:

I — шизофренический (распад мыслительных процессов, диссоциация личностно-мотивационной и операционально-процессуальной сфер мышления);

II — аффективно-эндогенный (в клинике ему соответствуют маниакально-депрессивный психоз и функциональные аффективные психозы позднего возраста);

III – олигофренический (психическое недоразвитие, проявляется в первую очередь в интеллектуальной недостаточности, слабоумии, также в недоразвитии эмоциональности, моторики, восприятия, внимания);

IV – экзогенно-органический (в клинике ему соответствуют экзогенно-органические поражения головного мозга – церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговой травмы, токсикомании и т.д.);

V – эндогенно-органический (в клинике – истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге);

VI – личностно-аномальный (в клинике – акцентуированные и психопатические личности и обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реакции);

VII – психогенно-психотический ( в клинике — реактивные психозы);

VIII – психогенно-невротический (в клинике — неврозы и невротические реакции).

В Российской Федерации знание методов выявления и анализа типичных патопсихологических синдромов у больных различными формами психических заболеваний включено с 1993 в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 521 000 – психология.

ВЫВОДЫ:

  1. ПАТОПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологической науки и практики, изучающая изменения психической деятельности при патопсихологических состояниях мозга, связанных с психическими и соматическими заболеваниями имеет огромное прикладное значение.
  2. Патопсихология имеет свой предмет, изучает его методами психологии, она существенно отличается от психопаталогии.

  1. Проблемы раскрываемые патопсихологией (уровней психического здоровья, патопсихологических синдромов и др.) являются действенными инструментами в «руках» практических психологов.

ЗАДАНИЕ на самоподготовку:

Изучить самостоятельно теоретико-методологические проблемы патопсихологии в книге Е.Т. Соколовой «Особенности личности при пограничных расстройствах» М.,1995.

Лекция рассмотрена на заседаннии

ПМК «Психотерапия» от ,, “__________ 199 года.

Руководитель занятия __________

20