процесс развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития детской самостоятельности в условиях предметно-игровой деятельности 7

1.1. Самостоятельность как качество личности и особенности его развития в дошкольном возрасте 7

1.2. Предметно-игровая деятельность и ее значение в развитии ребенка 15

1.3. Игровая деятельность как условие развития детской самостоятельности 27

Выводы по первой главе 37

Глава 2. Организация предметно-игровой деятельности в ДОУ как условие развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста 38

2.1. Изучение уровня самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста 38

2.2. Работа по организации предметно-игровой деятельности во второй младшей группе 45

2.3. Анализ результатов работы 55

Выводы по второй главе 57

Заключение 59

Библиографический список 61

Приложение 70

Введение

Современное дошкольное образование ориентировано на развитие базовых качеств личности, которые начинают формироваться в детском возрасте, довольноо скоро закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность человека. Одним из таких качеств выступает самостоятельность.

Современное общество требует от нынешнего поколения различных личностных качеств, одним из которых является самостоятельность. Общепризнано: от самостоятельности граждан в значительной степени зависит будущее страны, ее поступательное развитие, совершенствование социальных и экономических отношений. Самостоятельность помогает человеку успешно проявить себя в различных жизненных ситуациях, быстрее и лучше адаптироваться в социуме.

В исследованиях последних лет наиболее отчетливо проявляет себя подход к самостоятельности как интегральному качеству личности, объединяющему в себе интеллектуальную, нравственно-волевую, эмоциональную сторону личности. Самостоятельность определяется как генерализированное качество личности, проявляющееся в инициативности, критичности, самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность, посупки, поведение.

Динамика развития самостоятельности зависит от особенностей, потребностей и интересов детей в разные периоды жизни. Это значит, что на разных возрастных этапах присутствуют такие виды деятельности, в которых развитие самостоятельности проходит более интенсивно и успешно, так как основывается на интересах и потребностях детей. В раннем возрасте это предметная деятельность, общение со взрослым, элементарное самообслуживание, в дошкольном – игровая, познавательная и продуктивная деятельность.

23 стр., 11089 слов

Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического ...

... с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д. «Театрализованная деятельность дошкольников», как понятие, законодательно ... речи, игровых навыков и творческой самостоятельности. I. Теоретические основы исследования использования театрализовано-игровой деятельности в развитии речи и фонематического слуха ...

Необходимость воспитания у детей самостоятельности в игровой деятельности отмечается и в нормативных документах дошкольного образования. В «Концепции дошкольного воспитания» (1989) отмечается, что «основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра, специфика которой заключена в условном характере действий».

Стремление к самостоятельности является объективной необходимостью и естественной потребностью ребенка. В работах педагогов (Н.М. Акрасина, Р.С. Буре, М.В. Крулехт, Л.В. Куцакова, Л.Н. Павлова, С.Н. Теплюк, Р.А. Юдина) рассматриваются вопросы воспитания самостоятельности у детей. В них отмечается, что особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года, в период кризиса трех лет, когда ребенок заявляет: «Я сам!». В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. К концу третьего года жизни самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.

Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры).

В продуктивных видах деятельности — изобразительной, конструировании — ребенок сам находит способы и средства для реализации своего замысла.

Таким образом, третий и четвертый годы жизни ребенка являются сензитивным, благоприятным периодом для развития самостоятельности. Важно создать необходимые для этого условия с учетом влияния ведущего вида деятельности на развитие ребенка.

Проблемой формирования активности и самостоятельности в детском возрасте занимались многие известные психологи, педагоги, а также представители других, смежных наук (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн К.Д. Ушинский, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, А.Л. Венгер; Н.М. Акрасина, Р.С. Буре, М.В. Крулехт, Л.В. Куцакова, Л.Н. Павлова, С.Н. Теплюк, Р.А. Юдина), которые внесли огромный вклад в изучение активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Тем не менее при достаточно количестве литературы проблема воспитания самостоятельности у детей остается открытой, ведуются поиски наиболее эффективных форм, методов и средств развития самостоятельной личности.

Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность проблемы исследования обусловили выбор темы работы: «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в предметно-игровой деятельности».

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить методику развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в предметно-игровой деятельности.

Объект исследования – процесс развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – предметно-игровая деятельность как условие развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно ... ему (в известных пределах) удовлетворять возрастное стремление к самостоятельности. Дошкольника бытовая деятельность привлекает меньше, по­скольку его самоутверждение и самореализацию ...

Гипотеза исследования: предметно-игровая деятельность может являться условием развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста, если:

— воспитатель проводит работу по развитию самостоятельной игровой деятельности детей;

— в группе создана предметно-игровая среда;

— поощряются проявления самостоятельности ребенка со стороны педагогов и родителей (в игре, в труде по самообслуживанию, в различных видах деятельности).

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.

2. Рассмотреть условия развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в предметно-игровой деятельности.

3. Разработать методику развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в предметно-игровой деятельности и проверить ее эффективность в ходе экспериментальной работы.

Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение психолого-педагогической и методической литературы), эмпирические (наблюдение, тестирование, эксперимент).

Экспериментальная база исследования: МДОУ ЦРР №462 г. Челябинска.

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития детской самостоятельности в условиях предметно-игровой деятельности

1.1. Самостоятельность как качество личности и особенности его развития в дошкольном возрасте

Самостоятельность — одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность – свойство человека, результат воспитания и самовоспитания, важнейшее условие самореализации личности ее творческих возможностей.

Идея формирования самостоятельности у ребенка была заложена еще в глубокой древности и анализировалась Аристотелем, Сократом, Платоном и другими философами. Дальнейшее развитие она получила в работах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, а также в сочинениях отечественных педагогов и общественных деятелей: В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и других.

Античные философы (Аристоксен, Сократ, Платон, Аристотель), глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности — путем самопознания (Сократ).

Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний.

Свое дальнейшее развитие проблема самостоятельност……

Библиографический список

1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст]/ Н.М. Аксарина. — М.: Медецина 2007. — 304с.

2. Алямовская, В.Г. Ясли — это серьезно [Текст]/ В.Г. Алямовская. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. — 159с.

3. Амонашвили, Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества [Текст] / Ш. А. Амонашвили. — Киев: Освита, 1991. — 111 с.

16 стр., 7766 слов

Особенности развития речи у детей раннего возраста с нарушенной ...

... из трех параграфов, заключения и списка литературы. Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей раннего возраста с нарушенной слуховой функцией 1.1 Речь - понятие, виды, средства Речь - это ... не выраженную словами), а в другом понимании или непонимании мысли, выраженной автором текста, собеседником. Если предметом речевой деятельности является мысль, чувство, то понятно, насколько важно ...

4. Анохина, Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду [Текст]/Т.Анохина // Дошкольное воспитание. — 1999. — №5. – С.32-34.

5. Арсентьева, В.П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст]: учеб. пособие / В.П. Арсентьева. — М.: ФОРУМ, 2009. — 144 с.

6. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст]/ О. Артамонова // Дошкольное воспитание. — 1995. — №4. – С.37-42.

7. Башлай, Е.Ю. Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста [Текст]/ Е.Ю. Башлай // Самые маленькие в детском саду: Из опыта работы московских педагогов / авт.-сост. В. Сотникова. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. — С. 17-19.

8. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие для студ. вузов / В.Н. Белкина. — М.: Академический проект, 2005. -256 с.

9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. – 464 с.

10. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А.К. Бондаренко.- М.: Основа, 2001. – 123 с.

11. Ветчинкина, Т.А. Проект предметно-развивающей среды в группе раннего возраста [Текст]/ Т.А. Ветчинкина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. — №12.

12. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов [Текст]/ Под ред. Т.И. Оверчук. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. — 314 с.

13. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду. Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» [Текст] / Сост. Т.Н. Доронова. — М., 2005. – 240 с.

14. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

15. Галигузова, Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста [Текст]/ Л.Н. Галигузова // Вопросы психологии. — 1993. — № 2. — С. 17-24.

16. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст]/ Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. — М.: Владос, 2007. – 289 с.

17. Гальперин, П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» [Текст] / П.Я. Гальперин. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1993. – 124 с.

18. Гринявичене, Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды [Текст] // Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции).

— М., 2006. — 311 с.

19. Гринявичене, Н.Т. Предметно-игровая среда как условие развития сюжетно-ролевых игр дошкольников [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.Т. Гринявичене. – Киев, 1989. – 21 с.

20. Гришина, А.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста [Текст] / А.В. Гришина. — М.: Просвещение, 1988. — 93 с.

21. Давыдов, В.В. Проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения [Текст] // Вопросы психологии. — 1997. — №5. — С.28-37.

22. Детская практическая психология [Текст]/ Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2003. – 253 с.

23. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб.: Акцидент, 1999. – 224 с.

7 стр., 3441 слов

1. Общая социально-психологическая характеристика старшего школьного ...

... оценках, интеллекте, отношениях с родителями, сверстниками и учителями, понимании свободы и ответственности. Возраст ранней юности (а именно к нему относятся старшеклассники), не всегда признавался в истории ... пониманию развития на данном этапе. Э.Эриксон подчеркивает, что на каждой стадии развивающийся ребенок должен приходить к жизненно важному для него чувству собственной состоятельности и его ...

24. Джуринский, А.Н. Педагогика: история педагогических идей [Текст] / А.Н. Джуринский. — М: Педагогическое общество России, 2000. – 197 с.

25. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: методическое пособие [Текст]/ Е.О. Смирнова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.- 144 с.

26. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада [Текст]/ Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; под ред. С. Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 1985. — 144 с.

27. Доронова, Т.Н. Игрушки для развития детей раннего возраста [Текст]: Предметно-методический комплект для занятий и игр с детьми раннего возраста / Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов. – М: Детям XXI века, 2005. – 62 с.

28. Доронова, Т.Н. Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет [Текст] / Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. – 2002. – № 2. – С. 49-55.

29. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. — М.: Просвещение, 2004. — 456 с.

30. Дошкольная педагогика [Текст]/ Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина .- 2-е изд. — М.: Феникс, 2007. – 207 с.

31. Егоров, С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С.Ф. Егорова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.

32. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности [Текст] / Л.В. Жарова. — М.: Просвещение, 1993. – 86 с.

33. Железнова С.В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении [Текст] / ДОУ №122 «Солнышко» г.Тольятти / С.В. Железнова, Т.А. Фалькова. — Ульяновск, 2001. — 72 с.

34. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст]/ Р.И. Жуковская. — М.: Просвещение, 1975.

35. Запорожец, А.В. Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях [Текст] / А.В. Запорожец // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. — М.: Просвещение, 1998. – 187 с.

36. Запорожец, А.В. Психология [Текст]/ А.В. Запорожец — М.: Сфера, 2001. – 228 с.

37. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методиеский аспект [Текст] / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80с.

38. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей [Текст] / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. — М.: Сфера, 2004. — 112 с.

39. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

40. Коменский, Я.А. Антология гуманной педагогики [Текст] / Я.А. Коменский. — М.: Издательский Дом Ш.Амонашвили, 1996. — 224с.

41. Концепция дошкольного воспитания [Текст] // Дошкольное образование в России в документах и материалах 2004 года: сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. — М.: изд-во ГНОМ и Д, 2004. — 214 с.

9 стр., 4109 слов

Педагогическая система ранней комплексной помощи детям с отклонениями ...

... ёнка проявятся стойкие нарушения. Своевременная коррекционная помощь ребенку в раннем возрасте позволяет достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в ... Монтессори и др.) давно показали важность раннего возраста, охватывающего сенситивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т.е. те периоды, когда данная функция ...

42. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Народное образование. — 2002. — №4. — С.254-269.

43. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] / А.Е. Иванова; под ред. Н.В. Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2005. — 112 с.

44. Корчак, Я. Педагогическое наследие [Текст] / Я. Корчак. -М.: Педагогика, 1991. -136с.

45. Кроха [Текст]: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб.-метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г.Г. Григорьева и др. – М. : Просвещение, 2003. – 253 с.

46. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина; под ред. А.Г. Рузской. – М. «Институт практической психологии», 1997. – 384 с.

47. Макаренко, А.С. Проектировать лучше в человеке [Текст] / А.С. Макаренко. — Минск: Просвещение, 1989. – 124 с.

48. Меджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детсада / Под ред. Т.А. Марковой [Текст]/ Д.В. Меджерицкая. — М., 1982.

49. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.

50. Назарова, А.Г. Играть любят все [Текст]/ А.Г. Назарова.- СПб.: Питер,2004. – 183 с.

51. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда [Текст] / С.Л. Новоселова. — М.: МДО, 1995. — 174с.

52. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах [Текст]/ С.Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с.

53. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие [Текст] / Л.Н. Павлова. — М.: Айресс Пресс, 2007. -119 с.

54. Основы дошкольной педагогики [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, Б.Д. Маркова. — М., 2004. — 156 с.

55. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве взрослых [Текст] / М.В. Осорина. — СПб.: Питер, 2000. – 277 с.

56. Павлова, Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие [Текст]/ Л.Н. Павлова. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 208 с.

57. Павлова, Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста [Текст]/ Л.Н. Павлова; отв. редактор Л.Е. Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2004. – 109 с.

58. Пантелеев, Г.Н. Оформление помещений дошкольных учреждений: пособие для воспитателя и зав. дет. садом [Текст]/ Г.Н. Пантелеев. – М.: Просвещение, 1982. – 274 с.

59. Парамонова, Л.А. «Истоки». Базисная программа развития ребенка-дошкольника. Раннее детство. Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца [Текст] / Л.А.Парамонова и др. — М., 2001. – 220 с.

60. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики [Текст]/ Под ред. Н.Н.Тулькибаевой, Л.В.Трубайчук [Текст]. — М.: Изд. Дом «Восток», 2003. – 274 с.

6 стр., 2813 слов

Лекция 1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. ...

... г. Рыбинске Ярославской области Возрастная психология и психология развития: тексты лекций Учебно-методическое пособие   Составитель: Инесса Олеговна Карелина,   Рецензент: Т.Г. ... младшего школьника, обусловливая характер отношений ребенка со взрослыми и сверстниками (В.С. Мухина). Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста - ориентация на группу сверстников ...

61. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]. — М., 2003. – 252с.

62. Петровский, А.В. Психология развивающейся личности [Текст] / А.В. Петровский. — М.: Педагогика, 1997. – 268 с.

63. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровскиий, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. — М.: Просвещение, 1993. – 102 с.

64. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада [Текст]/ К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с. .

65. Печора, К.Л. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста: методические рекомендации [Текст]/ К.Л. Печора, В.М. Сотникова. — М., 2000. – 190 с.

66. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка [Текст] / Ж. Пиаже — М., 1998. — 347 с.

67. Попова, Н. Цвет в интерьере детских садов [Текст]/ Н.Попова // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 4. – С.12-17.

68. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации [Текст]/ сост. Н.В. Нищева. — СПб.: Детство-Пресс, 2006. — 195 с.

69. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 4.

70. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Л.А. Парамоновой. — М.: Карапуз-Дидактика, 2004. — 194 с.

71. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с.

72. Психологический словарь [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

73. Репкин, В.В. Развивающее обучение. Теория и практика [Текст] / В.В. Петровского. — Томск: Пеленг, 1997. – 96 с.

74. Родионова, О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. канд. пед. наук [Текст]/О.Р. Родионова. — М., 2000. — 18 с.

75. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003. – 720 с.

76. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]/ Н.А. Рыжова. — М.: Линка-Пресс, 2004. — 174 с.

77. Селиверстов, В.И. Дидактические игры с детьми [Текст] / В.И. Селиверстов. — М.: Просвещение, 2000. — 190 с.

78. Семенова, М.Л. Воспитание детской любознательности [Текст] / М.Л.Семенова // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы 6 всерос. научн.-практ.: в 5 ч. / Под ред. Д.Ф.Ильсова. — Челябинск: Изд-во «Образование», 2005. — С.112-115.

79. Смирнова, Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста [Текст]/ Е.О.Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М: Мозаика-Синтез, 2007. – 160 с.

5 стр., 2053 слов

Развитие коммуникативных умений у детей раннего возраста в детском саду

... данной проблемы была определена тема исследования: «Развитие коммуникативных умений у детей раннего возраста в детском саду». Цель исследования – разработать и теоретически обосновать содержание работы по формированию ... 1999 - 375 с. 2. Бертынь, Г.П. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / Г.П. Бертынь, З.М. Дунаева, К.С. Лебединска; под ред. К.С. Лебединской. - ...

80. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.И. Сорокина. — М.: Детство-Пресс, 2008. – 183 с.

81. Сотникова, В.М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ [Текст]/ В.М. Сотникова, Т.Е. Ильина. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005. – 80 с.

82. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения. Т.1 [Текст] / В.А. Сухомлинский. — М.: Просвещение, 1979. – 238 с.

83. Теплюк, С.Н. Дети раннего возраста в детском саду: программа и методические рекомендации [Текст] / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.

84. Тристапшон, Т.Г. Дидактические и сюжетно-ролевые игры. 3-4 годы жизни / Т.Г. Тристапшон. – М.: Основа, 2007. – 178 с.

85. Трубайчук, Л.В. Личностно-ориентированное обучение [Текст] / Л.В. Трубайчук // Учебное занятие: поиск, инновации, перспективы. — Челябинск. — 2007. -№2 (4).

— С.46-49.

86. Трубайчук, Л.В. Признаки современного учебного занятия и дидактические принципы его организации [Текст] // Учебное занятие: поиск, инновации, перспективы. Научно-методический сборник. — Челябинск, 2006. — С.35-38.

87. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений в двух томах [Текст] / К.Д. Ушинский. — М., 1950. — Т.2. — С.500.

88. Философский словарь [Текст] / Под ред. И.Г.Фролова. — М.: Изд. «Политическая литература», 1996. – 589 с.

89. Щелованов, Н.М. Диагностика развития детей раннего возраста [Текст]/ Н.М. Щелованов. — М.: Эксмо, 2005. — С.15-19.

90. Эльконин, Д. Психология игры [Текст] / Д. Эльконин. – М.: Владос, 2007. — 360 с.

91. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]/ Д.Б. Эльконин. — М.: Наука, 2000. — 499с.