процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования выразительного образа в аппликации как средства развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 7

1.1. Проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 7

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 19

1.3. Методика формирования выразительного образа в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 29

Выводы по первой главе 42

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию творческих способностей в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 44

2.1. Характеристика творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 44

2.2. Организация работы по формированию творческих способностей в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 51

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 56

Выводы по второй главе 61

Заключение 63

Список литературы 66

Приложение 73

Введение

Понятие творчества вообще и детского, в частности, всегда привлекало к себе внимание психологов, педагогов, искусствоведов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя ставить все новые вопросы перед учеными и находить оптимальные пути для его развития и формирования. Дошкольный возраст с характерными для него особенностями в психической сфере выступает как сензитивный период в развитии творчества.

В настоящее время наблюдается большое количество детей, имеющих различные виды нарушения. Среди них особое место занимают дети с речевыми нарушениями. Многими учеными отмечается связь между недоразвитием речи и недоразвитием психических процессов. Так, Л.C. Выготский говорил, что задержка в развитии речи знаменует собой и задержку развития воображения.

7 стр., 3486 слов

Анализ развития кратковременной и долговременной памяти детей ...

... процессов памяти         1.4  Особенности памяти детей младшего школьного   возраста Глава 2. Исследование особенностей памяти детей семи лет:          2.1. Цель, задачи, ... что-либо запомнить и прикладывает к этому определенные усилия, речь идет о произвольном запоминании. 5. Механический вид запоминания – ...

Поиску эффективных психолого-педагогических условий, методов и приемов, средств обучения, направленных на преодоление нарушений познавательных психологических процессов у дошкольников с речевым недоразвитием, посвятили свои исследования многие ученые (В.П. Глухов, Ю.Ф. Гаркуша, Г.С. Гуменная, И.Т. Власенко, В.А. Калягин, В.А. Ковшиков, В.С. Кочергина, Т.О. Овчинникова, О.Н. Усанова, Л.С. Цветкова, Н.А. Чевелева, Ю.А. Элькин и др.).

Отклонения в формировании речи обусловливают специфические особенности психофизиологического развития ребенка, а для детей с общим недоразвитием речи характерны: недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения; отставание в развитии словесно-логического мышления; инертность, быстрая истощаемость процессов воображения; недостаточный объем сведений об окружающем мире, свойствах и функциях предметов действительности; неадекватная самооценка: ощущение своей неполноценности, робость, неуверенность в своих возможностях; общая психофизиологическая расторможенность; недоразвитие общей и мелкой моторики.

Большие возможности в преодолении речевых нарушений детей заключены в развитии творчества в изобразительной деятельности. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети получают представление об окружающем мире, лучше понимают его. Творчество доставляет детям радость, создает положительный эмоциональный настрой и уверенность в собственных силах, закрепляет чувство успеха.

Актуальной является проблема поиска эффективных методов и приемов, средств по преодолению общего недоразвития речи у детей. Данная проблема возникает из противоречия между необходимостью преодоления общего недоразвития речи у детей посредством развития творчества в изобразительной деятельности, с одной стороны, и с другой — отсутствием специальной обучающей методики по преодолению общего недоразвития речи у детей посредством развития творчества в изобразительной деятельности.

Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы обусловили выбор темы квалификационной работы: «Формирование выразительного образа в аппликации как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня».

Цель исследования – теоретически изучить и экспериментально проверить методику формирования выразительного образа в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Объект исследования – процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Предмет исследования – формирование выразительного образа в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

В соответствии с целью, объектом и предметом сформулирована следующая гипотеза: процесс формирования выразительного образа в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет эффективным, если будут соблюдены педагогические условия:

5 стр., 2333 слов

Адаптация детей раннего возраста в детском саду

... следующие задачи: - Изучить теоретической основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению в младшем дошкольном возрасте; - Определить особенности организации адаптации к ДОУ. ... Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. - Изучить особенности возраста; - Подобрать методы и формы организации адаптации; ...

— интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Художественной творчество»;

— развитие мелкой моторики пальцев рук в непосредственно образовательной деятельности;

— взаимодействие с родителями.

В соответствии с целью и гипотезой решаются следующие задачи:

1. На основе изучения психолого-педагогической литературы выявить основные теоретические подходы и обобщить ключевые положения, относящиеся к проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста.

2. Выявить особенности развития творчества у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Разработать и апробировать методику формирования выразительного образа в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Поставленные задачи решались с использованием комплекса методов: теоретических (изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы, моделирование); эмпирических (изучение педагогического опыта, наблюдение, эксперимент).

Исследование осуществлялось в три этапа.

I этап (октябрь – декабрь 2011 г.): проводилось изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования и анализ проблемы, уточнялись предмет и объект исследования.

II этап (январь — март 2012 г.): осуществлялась опытно-экспериментальная работа по формированию творческих способностей в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

III этап (март — апрель 2012 г.): анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлялось текстовое оформление материалов, делались выводы по теме исследования.

База исследования: Негосударственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №147 «Сказка».

Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении указывается актуальность, цели и задачи, объект и предмет исследования, гипотеза, методы, структура исследования.

В первой главе раскрываются теоретические основы формирования творческих способностей в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Во второй главе представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческих способностей в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Заключение подводит итог проделанной работе по определению и экспериментальной проверке методов и средств формирования творческих способностей в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Список литературы состоит из 66 источников, адекватных предмету и задачам исследования.

В приложении представлены тесты по диагностике творческих способностей детей, занятия по аппликации.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования выразительного образа в аппликации как средства развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

1.1. Проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Проблемой способностей в психологии занимались Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых.

7 стр., 3145 слов

«ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА»

... детей разного психологического возраста. Объект исследования: представление о семье у детей дошкольного возраста Предмет исследования: особенности представление о семье у детей раннего и старшего дошкольного возраста. ... семьи в развитии и воспитании детей дошкольного возраста 3. рассмотреть представления о семье детьми разного психологического возраста. 4. подобрать диагностический инструментарий ...

Под способностями понимаются индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны. При этом успешность в какой-либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность.

Отечественные психологи А.Н. Леонтьев и Б.М. Теплов занимались изучением способностей с разных точек зрения. В фокусе внимания Б.М. Теплова были индивидуально-психологические предпосылки неодинакового успешного развития тех или иных функций и умений; А.Н. Леонтьева интересовало, главным образом, то, как из природных предпосылок на основе структур человеческой деятельности возникает качественно психические функции и процессы [8].

Творческие способности (творчество) означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, котор…….

Список литературы

1. Богоявленская, Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская // Вопросы психологии. — 1999. — №2. — С. 35-41.

2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.

3. Ветлугина, Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей [Текст] / Н.А. Ветлугина // Художественное творчество и ребенок: монография / под ред. Н.А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1972. — С.7-21.

4. Виниченко, В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества [Текст] / В. Виниченко // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 5. — С.41-43.

5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк [Текст]: кн. для учителя / Л.С. Выготский. — М.: Просвещение. 1991. — 93 с.

6. Герасименко, Ю.В. Исследование состояния общей моторики у детей третьего года жизни с отклонениями в речевом развитии [Текст] / Ю.В. Герасименко // Логопед в детском саду. — 2005. — №4. — С.17-22.

7. Гончарова, В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и с ОНР [Текст] / В.А. Гончарова // Логопед в детском саду. – 2005. — №1. – С.9-15.

8. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: метод. пособие / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 96 с.

9. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст]: учебн. пособие для студентов средн. пед. учеб. заведений / Г.Г. Григорьева. — М.: Академия, 1997. — 272с.

10. Гусакова, М.А. Аппликация [Текст] / М.А. Гусакова. — М.: Просвещение, 1987. – 289 с.

11. Гусарова, И.Л. Аппликация в детском саду [Текст] / И.Л. Гусарова. — М.: Просвещение, 1968. – 64 с.

12. Давыдов, В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени [Текст] / В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. — 1997. — №1. — С.3-18.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... памяти, внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении вопроса развития связной монологической речи детей дошкольного возраста необходимо также проанализировать исследования С.Л.Рубинштейна, которые раскрывают механизм ... выделить следующие их типы: описание, повествование, рассуждение и контаминированный (смешанный) текст, когда элементы описания (или рассуждения) органически включаются в процесс ...

13. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы [Текст]: сб. методических рекомендаций. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

14. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста [Текст] / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии. — 1980. — № 2. — С. 107-114.

15. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2005. – 320 с.

16. Запорожец, А.В. Восприятие и действие [Текст] / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская. — М.: Просвещение, 1967. — 323 с.

17. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект [Текст] / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80с.

18. Ильенков, Э.В. Личность и творчество [Текст] / Э.В. Ильенков. – М., 1999. – 272 с.

19. Интеграция специалистов при коррекции речевых нарушений у детей [Текст] / Под ред. М.А. Поваляевой. – Ростов н/Д.: РГПУ, 2001. – 138 с.

20. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду [Текст] / М.Ю. Картушина. — М.: Сфера, 2005. – 192 с.

21. Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей [Текст]: пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей / О.В. Клезович. — Мн: Аверсэв, 2005. – 152 с.

22. Кныш, В.А. Логоритмические минутки. Тематические занятия для дошкольников [Текст] / В.А. Кныш, И.И. Комар, Е. Б. Лобан, Ю.В. Дудик. – Мн.: Аверсэв, 2008. – 188 с.

23. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей [Текст] / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. — М.: Сфера, 2004. — 112 с.

24. Колидзей, Э.А. Личностно-ориентированное физическое развитие ребенка [Текст] / Э.А. Колидзей. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. — 480 с.

25. Коллективная изобразительная деятельность – одно из средств воспитания дружеских взаимоотношений детей 3-7 лет [Текст]: методические указания для воспитателя детского сада. — Магнитогорск, 1982. — 36с.

26. Комарова, Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? [Текст] / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 2005. — №2. – С.80-86.

27. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192 с.

28. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лабораторный практикум [Текст]: учебн. пособие для студентов пед. институтов / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1987. – 388 с.

29. Кудрова, Т.И. Как сделать увлекательными занятия дома [Текст] / Т.И. Кудрова // Логопедия. — 2006. — №3. — С.59-61.

30. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: учебник / Т.А. Куликова. – М., 1999. – 232 с.

31. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р.И. Лалаева. — М.: Владос, 1999. — 224 с.

8 стр., 3706 слов

Диагностическое исследование развития грамматического строя речи детей.

... психолого-педагогического обследования учитывают как общепринятые принципы всестороннего исследования речи детей, так и специфические. 1.Принцип комплексного изучения ребенка с речевой патологией позволяет обеспечить всестороннюю оценку особенностей его ...

32. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды [Текст] / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224 с.

33. Левицкая, И.Б. Развитие креативности школьников [Текст] / И.Б. Левицкая // Педагогика. — 2007. — №4. — С.112-114.

34. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. — М. : Прометей, Юрайт, 1998. — 464 с.

35. Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Владос, 1999. — 678 с.

36. Лыкова, И.А Экспериментирование в изобразительной деятельности [Текст] / И.А. Лыкова // Наука о дошкольном детстве – традиции и современность. Материалы международной юбилейной научно-практической конференции / Отв. ред. В.Т. Кудрявцев, Л.А. Парамонова. — М.: Аванти, 2000. — С.157-158.

37. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 208 с.

38. Максакова, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст]: пособие для воспитателей дет. сада / А.И. Максакова. — М.: Просвещение, 1982. — 159с.

39. Маханева, М. Ищем новые формы развития творчества дошкольников [Текст] / М. Маханева // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 7. — С.12-16.

40. Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. — М.: Знание, 1981. — 96с.

41. Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В.Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 240с.

42. Микляева, Н.В. Изменение родительских установок на процесс коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Микляева // Логопед. – 2008. — №5. – С.119-123.

43. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи [Текст] / С.А. Миронова. – М.: АПО, 1993. – 57с.

44. Нищева, Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР [Текст] / Н.В. Нищева. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 240 с.

45. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) [Текст] / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.

46. Овчинникова, Т.С. Психомоторика дошкольников шести-семи лет с нарушениями речи [Текст] / Т.С. Овчинникова // Логопед в детском саду. — 2005. — №4. — С. 52-58.

47. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология [Текст] / Н.Н. Палагина. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 288 с.

48. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст] / под ред. В.Д.Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.

49. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я.А. Пономарев. – М.: Педагогика, 1976. – 280 с.

50. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / под ред. Т.В. Волковой. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 256 с.

51. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст]: учебно-метод. пособие / Ред. Т.В. Волосовец. — М.: Ин-т общегуманитарных исследований; М.: В. Секачев, 2002. — 256 с.

15 стр., 7334 слов

Исследование развития активной речи детей раннего возраста на ...

... благоприятных условиях к трем годам речь детей развивается настолько, что они в состоянии выразить словами ... пользоваться речью. К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства. При систематической работе и при ...

52. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей [Текст] // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: Коррекция нарушений речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др. – М.: Просвещение, 2008. – С.72-117.

53. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1973. – 208 с.

54. Свободина, Н.Г. Логопед и родители: как правильно строить взаимоотношения [Текст] / Н.Г. Свободина // Логопед. – 2007. — №2. – С.4-9.

55. Скоролупова, О.А. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании [Текст] / О.А. Скоролупова, Н.В. Федина // Дошкольное воспитание. – 2010. — №5.

56. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст]: практическое пособие / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.

57. Степанова, Е.А. Организация логопедической работы в ДОУ [Текст] / Е.А. Степанова. – М.: Сфера, 2004. – 112 с.

58. Теплов, Б.М. Способности и одаренность [Текст] / Б.М. Теплов // Психология индивидуальных различий: тексты. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – С. 136.

59. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Профессиональное образование, 1993. — 232с.

60. Филичева, Т.Б. Основные направления коррекционной работы [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой. В 5 кн. – М.: Владос, 2003. – Кн.5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – С.158-167.

61. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 224 с.

62. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Флерина. — М.: Учпедгиз, 1956. — 160с.

63. Хватцев, М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками [Текст]: книга для родителей / М.Е. Хватцев. — М.: АСТ, 2002. — 266 с.

64. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г.Р. Шашкина. — М.: Академия, 2003. — 240 с.

65. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / Г.С. Швайко. – М.: Владос, 2006. – 144 с.

66. Щербаков, В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество [Текст] / В.С. Щербаков. — М.:Просвещение, 1969. — 30 с.