Профилактика недоношенности

1. Охрана здоровья будущей матери, начиная с самого раннего детства.

2. Своевременная санация хронических очагов инфекции девочки – будущей матери.

3. Планирование беременности.

4. Создание благоприятных условий для протекания беременности.

5. Регулярное наблюдение за беременной в женской консультации.

6. Отказ беременно женщины от вредных привычек.

7. При угрозе выкидыша обязательное стационарное лечение беременной женщины.

Лекция: «Новорожденный ребенок» (дополнение).

При организации ухода за новорожденным следует помнить о склонности их к инфекционным заболеваниям.

Основными входными воротами для инфекции являются: кожа и слизистые оболочки глаз и носа, пупочная ранка. Необходимо строго соблюдать асептику и антисептику при уходе за новорожденными.

Асептика – это система мероприятий, направленных на предупреждение попадания микроорганизмов в ранку.

Антисептика – это система мероприятий, направленных на уничтожение уже попавших микроорганизмов в ранку.

При рождении ребенка необходимо зафиксировать время (включить часы на столике или посмотреть на настенные часы).

Для каждого ребенка должен иметься индивидуальный стерильный набор, включающий в себя: комплект белья, зажимы, пинцет, скобу или шелковую лигатуру для перевязки пуповины, палочки с ватой для обработки пуповины, пипетки для профилактики гонобленореи, клеенчатые браслеты, на которых пишут паспортные данные новорожденного.

Новорожденного принимают в теплые стерильные пеленки, лоток, покрытый стерильной пеленкой. Укладывают его га одном уровне с матерью и приступают к ПЕРВИЧНОЙ ОБРАБОТКЕ:

— отсасывают слизи из верхних дыхательных путей

— профилактика гонобленореи

— отделяют плод от матери после прекращения пульсации пуповины

— показывают ребенка матери, объявляют пол.

Если у матери беременность протекала без осложнений, роды – физиологические, ребенок родился с оценкой по шкале Апгар 8-10 баллов, то после профилактики гонобленореи ребенка прикладывают к груди матери. Это очень полезно для новорожденного: его организм заселяется материнской флорой, с молозивом он получает много антител. Раннее прикладывание к груди полезно также для матери: сосание ребенка стимулирует лактацию и сокращение матки, что облегчает рождение последа.

После первичной обработки акушерка переносит новорожденного на пеленальный столик под лучистый источник тепла. Меняет стерильный халат, перчатки. Обрабатывает руки 80 град. спиртом. Приступает ко ВТОРИЧНОЙ ОБРАБОТКЕ:

6 стр., 2940 слов

Психологические особенности матери ребенка-инвалида с ДЦП

... Эйдемиллера. Обработка результатов проводилась по программе корреляционного анализа по методу Пирсона из пакета программы SPSS 16.0. Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей матери ребенка-инвалида ... период родов или в период новорожденного). Основным клиническим симптомом при ДЦП является нарушение двигательных функций, однако, кроме этого, у детей с ДЦП имеют место ...

— обработка пуповинного остатка

— туалет кожи

— антропометрия

— пеленание

— заполнение документации (история развития, паспорт новорожденного, 3 клеенчатые бирки: 2 «браслета» и 1 «медальон», где пишут: №, Ф.И.О. матери, дату рождения и пол ребенка, массу тела, длину тела, окружность головы и груди ребенка. Браслеты одевают на ручки ребенка, затем его пеленают и поверх пеленка одевают «медальон».

Номер кровати матери и ребенка, номер на браслетах и медальоне должны быть одинаковыми. Затем все паспортные данные, данные антропометрии заносят в историю родов, обменную карту, историю новорожденного.

Если в родильном зале есть комната для наблюдения за новорожденным, то он остается в ней на 2 часа. Через два часа повторяют профилактику гонобленореи. Затем переводят ребенка в детское отделение. Если нет комнаты наблюдения за новорожденным, то его переводят в детское отделение сразу после вторичной обработки.

ЗАПОМНИТЕ! Профилактика гонобленореи проводится двукратно:сразу после рождения ребенка и через два часа. Для этого используется 30% раствор сульфацила натрия в оба глаза, а девочкам и в половую щель. В истории развития новорожденного отмечают время проведения, серию и срок годности лекарственного препарата, ставять мед.сестры.

Правила перевода в детское отделение.

Ребенок переводится вместе с заполненной историей развития. Мед. сестра отделения в присутствии акушерки:

— проверяет документацию(сверяет записи на браслетах, в истории развития)

— повторно взвешивает

— фиксирует время поступления

— обрабатывает складки кожи ребенка 2% танниновой мазью или цинковой пастой, ногти рук и ног 2 % р-ром иода

— пеленает

— фиксирует сведения в журнале детского отделения

— ребенок укладывается на бочок с возвышенным изголовьем с целью профилактики аспирации околоплодных вод.

Детское отделение должно быть боксировано с таким расчетом, чтобы в каждом боксе находилось не более 4-6 новорожденных. Выделяют три отделения:

— патологии (для новорожденных,перенесших,ГБН , асфиксию и др заболевания)

— обсервационное (дети от матерей с инфекционной патологий)

— физиологическое (для здоровых детей).

Грудное молоко – лучшая пища для ребенка. Борьба за сохранение грудного вскармливания должна начинаться во время беременности, продолжаться в родильных домах, а затем в детских поликлиниках.

Количество молока на сутки (формула Тура) = п х 70 или 80, где п – день жизни.

70 – если вес ребенка при рождении < 3200 гр.

80 – если вес ребенка при рождении > 3200 гр.

Выписку здорового новорожденного проводят на 6-ой день, если отмечается тенденция к восстановлению первоначальной массы тела сократилась пупочная ранка, выполнены профилактические прививки: БЦЖ и против вирусного гепатита.

2 стр., 631 слов

А) процесс развития индивида от рождения до смерти

... особенностям личности? Б) темперамент Г) талант 45. Онтогенетическое развитие человека – это А) процесс развития индивида от рождения до смерти 46. Первая лаборатория психологии была открыта ... существа, обладающие нервной системой, называется Г) нейропсихизм 30 На интеллектуальной стадии развития психики находятся Б) обезьяны 31. Способность живых организмов реагировать на абиатические ...

Перед выпиской матери показывают распеленутого ребенка, сверяют документацию, дают советы по уходу и вскармливанию. Проверяют адрес, по которому будет выписан ребенок. В день выписки передается телефонограмма в поликлинику по месту жительства ребенка: адрес, дата рождения и выписки, вес при рождении и выписке, рост, сведения о вакцинации, лактации.

В течение трех первых суток после выписки новорожденного проводится первичный патронаж из детской поликлиники участковым педиатром и медицинской сестрой.

 

 

Л Е К Ц И Я №3

ТЕМА: «НЕДОНОШЕННЫЕ ДЕТИ»

Недоношенный ребенок – это ребенок, родившийся живым, в срок до 37 недели внутриутробного развития, с массой тела менее 2500 гр. и длиной менее 45 см. и имеющий морфологические и функциональные признаки незрелости.

Существуют следующие факторы риска рождения недоношенного ребенка:

4. Со стороны матери:

— возраст беременной (первородящие в возрасте до 18 лет и старше 30 лет);

— тяжелые соматические и инфекционные заболевания, перенесенные во время беременности;

— генетическая предрасположенность;

— аномалии развития репродуктивной системы;

— отягощенный акушерский анамнез (частые предшествующие прерывания беременности или оперативное вмешательство, патология беременности, привычные выкидыши, мертворождения и пр.);

— психические и физические травмы;

— бесконтрольный прием медикаментов.

5. Со стороны плода:

— хромосомные абберации, пороки развития;

— иммунологический конфликт;

— внутриутробное инфицирование.

6. Социально-экономические факторы:

— профессиональные вредности;

— вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания);

— низкий социальный статус (недостаточный уровень образования, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, плохое питание);

— нежелательная беременность;

— уклонение от медицинского наблюдения.

 

Степень зрелости новорожденного зависит от его способности жить внеутробно и адаптироваться к условиям внешней среды. Наиболее тесно понятие зрелости связано с гестационным возрастом.

Гестационный возраст (gestatio — беременность) – это возраст ребенка от момента зачатия до рождения, иначе – срок внутриутробного развития.

Степень зрелости недоношенных детей зависит от срока гестации и массы тела при рождении.

 

Выделяют четыре степени недоношенности

(в зависимости от гестационного возраста и массы тела при рождении

ребенка)

 

————————————————————————————————

Степень Гестационный возраст Масса тела

недоношенности

 

1 37-35 недель 2500-2000 гр.

 

11 34-32 недели 2000-1500 гр.

 

111 31-29 недель 1500-1000 гр.

 

1V 28-22 недели менее 1000 гр.

14 стр., 6976 слов

Рост – это увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков, ...

... все в природе, всякое количество соответствует некоторому качеству. Родившийся ребенок имеет своеобразное соотношение частей тела (большая голова, длинное туловище, короткие ноги и т.д.). ... основным качественным изменениям, характеризующим развивающийся организм. Например, формирование двигательной активности ребенка связано с созреванием нервно-мышечного аппарата, с увеличением мышечной массы ...

 

————————————————————————————————

 

Чем меньше гестационный возраст, тем более значительно выражены признаки недоношенности.

Для оценки состояния ребенка, помимо гестационного возраста и массы тела необходимо учитывать и другие признаки недоношенности: морфологические и функциональные.

 

Основные морфологические признаки недоношенности:

 

— непропорциональное телосложение: конечности относительно длиннее туловища; головка занимает 1\3 часть от длины тела

— выраженное преобладание мозговой части черепа над лицевой

— пупочное кольцо расположено ближе к гону

— обильное лануго, более густые и длинные волосы на голове, их низкий рост на лбу и затылке

— кожа красного цвета, тонкая, морщинистая

— подкожно-жировой слой не развит

— стопки гладкие, неисчерченные

— ушные раковины мягкие, бесформенные, тесно прижаты к голове

— ногти на пальцах рук и ног тонкие, не достигают краев ногтевого ложа

— кости черепа мягкие, податливые, подвижные, иногда заходят друг за друза, головные швы не закрыты, открыты большой, малый и боковые роднички

— ареолы и соски грудных желез недоразвиты или отсутствуют

— у девочек – большие половые губы не прикрывают малые, половая щель зияет, клитор увеличен

— у мальчиков – яички не опущены в мошонку, находятся в паховых каналах или в брюшной полости.

Функциональные признаки недоношенности

 

— низкий мышечный тонус. У глубоко недоношенных поза «лягушки»длительная физиологическая эритема, желтуха

— слабость и быстрая истощаяемость рефлексов, в том числе и сосательного

— тихий, короткий, малоэмоциональный крик

— вялая реакция на осмотр

— склонность к гипотермии

— лабильность водно-электролитного обмена

— появление гемодинамических расстройств

— склонность к ателектазированию легких из-за дефицита сурфактанта

— склонность к срыгиванию, метеоризму, диспепсиям

— склонность к инфекционным заболеваниям.

Недоношенный ребенок требует создания максимально благоприятных условий выхаживания.

Система выхаживания недоношенного ребенка начинается с первых часов его жизни и состоит из трех этапов.

1 ЭТАП. Интенсивная терапия в роддоме.

11ЭТАП. Наблюдение и лечение в специализированном отделении для недоношенных детей.

111ЭТАП. Динамическое наблюдение в условиях детской поликлиники.

1 ЭТАП. Интенсивная терапия в роддоме.

ЦЕЛЬ: Сохранить жизнь ребенка.

Первые лечебно-профилактические мероприятия начинаются в родильном зале: дополнительный обогрев, отсасывание слизи из верхних дыхательных путей, при гипоксии вводят медикаментозные средства и т.д.

После первичной обработки и перевязки пуповины недоношенные дети с массой тела более 2000 гр., завернутые в пеленки и конверт из байкового одеяла, помещаются в кроватки, при температуре окружающего воздуха 24-26 гр. С, т.к. они в состоянии сами поддерживать нормальный температурный баланс.

9 стр., 4498 слов

Этапы исследования методом наблюдения

Виды экспериментов, как и формы наблюдения, можно рас­классифицировать по ряду оснований1. Не приводя всех возмож­ных классификаций, воспользуемся одной из них, предложенной известным отечественным психологом А. Р.Лурия |78]. Он разделил все методы экспериментального исследования на три группы. Группа методов структурного анализа, с помощью которых выделяется и анализируется структура ...

Недоношенные дети с массой тела более 1500 гр. могут эффективно выхаживаться в специальных кроватках «Беби-терм» с обогревом и дополнительной оксигенацией.

Недоношенных детей с массой тела при рождении 1500 гр. и ниже, а также детей, находящихся в тяжелом состоянии, помещают в кувезы.

Кувез – это аппарат, внутри которого автоматически поддерживается определенная температура (от 36 до 32 гр.С).

Влажность воздуха в кувезе в первые сутки составляет 80-90 %, а затем – 50-60%. Необходимо обеспечить ребенку такую оптимальную концентрацию кислорода, при которой исчезают признаки гипоксемии (цианоз кожных покровов и слизистых, апноэ и др.).

В зависимости о состояния ребенка пребывание его в кувезе может составлять от нескольких часов до 7-10 дней.

Здоровый недоношенный ребенок, способный поддерживать нормальную температуру без дополнительного обогрева, регулярно прибавляющий массу тела, по достижении ее 2000 гр. может быть выписан домой. Все больные дети, независимо от массы тела, и здоровые недоношенные ,не достигшие в первые 2 недели жизни массы 2000 гр. , переводятся на 2- ой этап выхаживания в отделение для выхаживания маловесных детей детской больницы. Транспортируют недоношенного не ранее, чем через час после кормления, с дополнительным обогревом в специализированных машинах.

11 ЭТАП. Наблюдение и лечение в специализированном отделении для

недоношенных детей.

ЦЕЛЬ: удовлетворение основных жизненно важных потребностей

недоношенных детей.

Основные задачи:

— оказание высококвалифицированной медицинской помощи;

— организация сестринского ухода со строжайшим соблюдением правил асептики;

— создание комфортных микроклиматических условий (дополнительное согревание и оксигенация);

— обеспечение адекватным питанием;

— мониторирование состояния;

— обучение родителей приемам выхаживания ребенка в домашних условиях и др.

Как уже говорилось, что ребенка переводят из кувеза в кроватку для дальнейшего выхаживания в том случае, если это не приводит к изменению его состояния (температуры тела, окраски кожных покровов, двигательной активности и др.).

Если ребенок в кроватке плохо «удерживает» температуру тела, то применяется дополнительное согревание. Для этого используют резиновые и гелевые грелки, термоматрацы, термозащитные пленки, кроватки с подогревом, вязаные комплекты, матрац из меха. Каждые 2 часа проводить термометрию тела, чтобы избежать перегревания или переохлаждения недоношенного ребенка.

При проведении оксигенотерапии необходимо обеспечить оптимальную концентрацию кислорода. Рекомендуется вдыхание газовой смеси, содерожащей не более 30% кислорода. Оксигенотерапия проводится с помощью носовых катетеров, канюль, маски или кислородной палатки.

Особенности вскармливания недоношенных детей.

Основными принципами вскармливания недоношенных детей являются

ОСТОРОЖНОСТЬ и ПОСТЕПЕННОСТЬ.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... и четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной координации. ... со взрослым смотрит на свое отражение и повторяет за взрослым названия частей тела (Оклендер, 1997). АГРЕССИЯ Агрессия (от латинского «agressio» – нападение, приступ) – это ...

Способы кормления:

— Недоношенных детей с большим сроком гестации, при выраженности сосательного, глотательного рефлексов и удовлетворительном состоянии, можно начать кормить через 3-4 часа после рождения (прикладывать к груди или кормить из бутылочки).

— При выраженности глотательного рефлекса и отсутствии сосательного, ребенка можно кормить из ложечки.

— Детей с малой массой тела и гестационным возрастом менее 32 недель кормят через назо — или орогастральный зонд. Введение молока необходимо осуществлять капельно.

— Глубоко недоношенным детям с дыхательными расстройствами, нарушением кровообращения. Угнетением ЦНС назначается парентеральное питание (5% -10% раствора глюкозы, микроэлементы, витамины, аминокислоты и др.).

Существуют различные методики расчета питания для недоношенных детей:

1. Формула Ромелля определяет суточное количество пищи в первые 10 дней жизни:

Y сут. = (10+п) х m : 100, где п число дней жизни, m – масса ребенка в граммах

С 11 дня суточная потребность в молоке составляет 1/7 массы тела, а к концу первого месяца – 1/5 массы тела.

2. Калорийный метод (энергетический):

Количество молока, необходимое недоношенному ребенку на первые 10 дней жизни, рассчитывают по формуле:

— 1-3 сутки – 30-60 ккал/кг./сут.

— 7-8 день – 70-80 ккал/кг./сут.

— 10-14 день – 100-120 ккал/кг./сут.

— 1 мес. – 130-140 ккал/кг./сут.

Калорийность 100 мл. грудного молока составляет приблизительно 70 ккал (молозива 140 ккал).

Физиологическая кратность кормления недоношенных детей составляет 7-8 раз, глубоко недоношенных – до 10 раз в сутки.

Пример:

Вес 2кг., 3-и сутки

60х2=120 ккал в сутки

120 ккал – х мл молока

70 ккал – 100мл молока

х = 120 х 100 : 70 = 171 мл. в сутки молока

При смешанном и искусственном вскармливании калорийность пищи повышается на 10-15 ккал/кг/сутки.

 

Критерии выписки недоношенного ребенка из стационара:

 

— масса тела должна быть не менее 2500 гр. при постоянной положительной динамике;

— способность удерживать постоянную температуру тела;

— наличие выраженных физиологических рефлексов;

— устойчивость всех жизненно важных функциональных систем.

 

111 Этап. Динамическое наблюдение в условиях детской поликлиники.

Цель: разработка индивидуальной реабилитационной программы,

направленной на обеспечение жизненно важных потребностей

недоношенного ребенка, при условии взаимодействия – врач-

медицинская сестра – родители ребенка.

 

Индивидуальная программа реабилитации и схема динамического наблюдения за недоношенным ребенком:

 

— постоянный контроль весоростовых показателей;

— ежемесячная оценка физического и психомоторного развития;

— регулярная оценка функционального состояния органов и систем (кожи, слизистых, опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха и др.);

— контроль и коррекция питания соответственно функциональным возможностям и возрасту;

— своевременная профилактика рахита, анемии;

— обучение и консультирование родителей по вопросам закаливания;

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

— обучение родителей комплексам массажа и гимнастики;

— вакцинация по индивидуальному календарю;

— осмотр ребенка педиатром и специалистами узких специальностей в декретированные сроки;

— лабораторное исследование анализов крови, мочи в декретированные сроки и по необходимости.

Недоношенный ребенок должен состоять на диспансерном учете во 2 группе здоровья (группа риска) в течение 2-х лет.