Рост — это увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и количества составляющих их молекул, то есть кол

Растет ребенок непрерывно, но неравномерно и это приводит к изменению пропорций отдельных частей его тела. Рост всех тканей и органов протекает с неодинаковой интенсивностью и заканчивается у женщин в 20−22 года, у мужчин в 23−25 лет.

Термин «развитие» связан с именем У. Гарвея (1578−1657 гг.), который провозгласил известный принцип «Все живое происходит из яйца». Но как представлял он себе яйцо? В виде взрослого, но многократно уменьшенного организма, окруженного оболочкой. Причем все части такого микроскопического организма Гарвей считал водянистыми, прозрачными и такими спутанными и извитыми, что для того, чтобы стать видимыми, они должны были в буквальном смысле слова развиться, а потом уже стать непрозрачными, плотными.

Развитие — процесс качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению сложности организации и взаимодействия всех его систем.Развитие идет до 20 лет. Зачем человеку необходим длительный период развития? Вероятно, что только в условиях постепенных морфологических и функциональных преобразований может развиться мозг человека с его сложнейшими психическими функциями. Человек — это социальный организм. Нормальное развитие функций мозга возможно только при общении ребенка с другими людьми. Вне человеческого общества психические функции мозга ребенка (сознание, речь, мышление) необратимо отстают в развитии. Об этом свидетельствуют неоднократно описанные случаи жизни среди животных.

Рост и развитие, то есть количественные и качественные изменения, тесно взаимосвязаны и обуславливают друг друга. В этом случае рост, как и другие структурные и физиологические особенности организма являются генетически предопределенными(множественное действие генов) в каждом из возрастных периодов. То есть, рост не представляет собой чего-либо самостоятельного, а лишь сопутствует основным качественным изменениям, характеризующим развивающийся организм. Например, формирование двигательной активности ребенка связано с созреванием нервно-мышечного аппарата, с увеличением мышечной массы и изменением свойств мышечной ткани, увеличением количества межклеточных связей в подкорковых нервных структурах и коре головного мозга, участвующих в осуществлении двигательных функций. Качественное совершенствование двигательных функций, в свою очередь, способствует количественному морфофункциональному созреванию мозговых структур, так как вследствие увеличения двигательной активности ребенка более интенсивно идет формирование новых межклеточных и межзональных связей в подкорковых и корковых образованиях головного мозга. Как и все в природе, всякое количество соответствует некоторому качеству.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... способами осуществления и выполняет специфические функции в общем процессе умственного развития детей. Наглядно-действенное и наглядно-образное ... человеческого организма. Жан Пиаже и его последователи создали одно из наиболее плодотворных направлений в изучении психического развития ребенка – ... мышления, когда каждый акт мыслительной деятельности обеспечивает рост определен­ных, ясных знаний и умений и ...

Родившийся ребенок имеет своеобразное соотношение частей тела (большая голова, длинное туловище, короткие ноги и т. д.).

Рост при рождении удваивается к 5 годам и утраивается к 15 годам. В младшем школьном возрасте длина тела увеличивается на 4−5 см, в период полового созревания на 6−8 см в год. Вес при рождении утраивается к 1 году.

С возрастом уменьшаются относительные пропорции головы: если у новорожденного высота головы составляет ¼ длины туловища, то в 2 года — 1/5, в 6 лет — 1/6, а у взрослых — 1/8. Также с возрастом увеличивается абсолютная и относительная длина рук и ног.

До начала периода полового созревания отличия в пропорциях тела отсутствуют. В период полового созревания у юношей конечности становятся длиннее, туловище короче, таз уже, чем у девушек. Следует учесть, что половое созревание девочек наступает на 1−3 года раньше, чем у мальчиков, что характеризуется и более высоким их ростом. К 14−15 годам мальчики догоняют, а затем и перегоняют девочек по этому показателю, хотя продолжают отставать в физическом развитии в целом.

К общим биологическим закономерностям роста и развития относят:

1. Неравномерность (гетерохрония) темпов роста и развития в целомПроцессы роста и развития непрерывны, носят поступательный характер, а их темп зависит от возраста: на одних возрастных отрезках преобладает рост (период вытягивания), на других — развитие (период округления).

16 стр., 7723 слов

Профессиональное развитие в период молодости

... - важное условие профессионального и личностного развития в период молодости. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абрамова ... предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности; ... физи-ческих характеристик тела под воздействием внешней, среды. Под профессиональной деформацией понимают всякое изменение, ...

Гетерохрония -закономерность, состоящей в неравномерном развертывании наследственной информации под действием условий окружающее среды.

Обусловленность процессов роста и развития факторами наследственности и среды

Рост и развитие находятся под влиянием генетической программы и воздействия окружающей среды, причем одни из них в большей степени детерминированы генетическими факторами (рост, тип ВНС), а другие больше подвержены действию факторов среды (масса тела, развитие двигательных навыков, деятельность вегетативной НС).

Важными закономерностями роста и развития являются:

1. «Энергетическое правило скелетных мышц» (И.А. Аршавский) особенности энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменение деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры.

2. «Надежность биологических систем» (А.А. Маркосян) — весь путь от зачатия до естественного конца проходит при наличии запаса жизненных сил и возможностей, что обеспечивает развитие и оптимальное течение жизненных процессов при меняющихся условиях среды. Например, в крови человека находится столько тромбина, что его достаточно для свертывания крови у 500 человек. Бедренная кость выдерживает растяжения в 1500 кг, а большая берцовая кость выдерживает нагрузку в 1650 кг, что примерно в 30 раз больше обычной нагрузки на кость. Фактором надежности нервной системы является огромное количество нервных клеток; у женщины может созреть в яичнике 500—600 фолликулов, а закладывается в эмбриогенезе 40 000—200 000 первичных фолликулов; на стенку сонной артерии кровь оказывает давление, не превышающее одной трети атмосферного, а выдержать она может давление в 20 атмосфер; дублирующую роль в порядке взаимозаменяемости эритроцитов при свертывании крови могут выполнить лейкоциты

5 стр., 2015 слов

Психологопедагогическая поддержка ребенка в образовательной среде дошкольного учреждения как усл

... с коллегами и детьми и является условием саморазвития ребенка в среде, которая поддерживает индивидуализированное развитие. Социально-культурное развитие ребенка идет через его ... педагогами значительности своей социальной миссии в развитии детей. Цель развивающей образовательной среды – педагогическая актуализация личностного развития ребенка, обеспечение физического, психического и социального ...

Факторы, влияющие на скорость роста и развития

1. Факторы наследственной природы, с раннего возраста способствуют ускорению или замедлению физиологического созревания.

2. Факторы внешней среды (питание, время года, психологический стресс).

3. Факторы — результат сложного взаимодействия факторов и среды (например, социально-экономическое положение).

В среднем самый быстрый продольный рост происходит в весеннее время, а самые интенсивные прибавки в весе — осенью. Особенно важную роль в возрастном совершенствовании физиологических функций играет мышечная деятельность. Повышение экономичности физиологических функций при систематических занятиях физическими упражнениями приводит к усилению процессов анаболизма и снижению энергетических трат в условиях основного обмена (правило «скелетных мышц»).

На темпы биологического созревания и старения оказывает влияние характер питания. Умеренное по калорийности с сохранением полноценного белкового состава питания благотворно сказывается на темпах роста, предупреждает наступление ранних старческих изменений. Ограничения в питании, особенно белковое голодание, приводит к задержке роста.

Так, по данным Tanner (1962) ежегодные величины веса и длины тела штуттгардских школьников за период с 1911 по 1940 годы неуклонно повышались, но в последние годы второй мировой войны наблюдалась противоположная тенденция — снижение темпов роста. Таким образом, недоедание приводит к задержке роста. В свою очередь избыточное питание ускоряет инволюционные перестройки. По информации ВОЗ до 60 лет доживают 90% худых и 60% тучных людей, а долгожителями становятся 30% худых и только 10% тучных людей.

В последние годы было достоверно установлено, что у некоторых детей под влиянием психологического воздействия (эмоциональный стресс) происходит задержка секреции гормона роста, что сказывается, как и первичное отсутствие гормона, на их росте и развитии. Одним из аргументированных и тщательно проверенных исследований о роли психологического воздействия на процессы роста являются работы Widdowson. После войны автор изучал влияние пищевого рациона на развитие осиротевших детей, получавших скудное питание, доступное в Германии в 1948 г.

3 стр., 1145 слов

Социальная работа с детьми в условиях социального приюта

... в экстренной социальной помощи. Состав детей, помещенных в приют, неоднороден по возрасту, полу и умственному и физическому развитию, причинам, приведшим их в это ... учреждение. В трудной ситуации любой ребенок в ...

По плану эксперимента детям из приюта 2 после восьмимесячного контрольного периода давали прибавку к пищевому рациону, а затем сравнивали их вес и рост с ростом и весом детей из приюта 1, не получивших прибавки. Результат оказался прямо противоположным предполагаемому. Хотя дети из приюта 2 во время первого, контрольного периода лучше прибавляли в весе, чем дети из приюта 1, во время второго периода, когда калорийность их рациона была увеличена на 20%, они стали хуже прибавлять в весе. Причина, по мнению автора, заключалась в том, что как раз на рубеже двух периодов одна из воспитательниц была переведена из приюта 1 и стала во главе приюта 2. Она воспитывала детей розгами и обычно выбирала обеденное время для публичного и зачастую несправедливого наказания провинившихся. Исключение составляли лишь восемь ее любимцев, которых она взяла с собой из приюта 1. Эти восемь всегда весили больше, чем другие, и при повышении рациона в приюте 2 стали прибавлять в весе еще быстрее. Тот же эффект, но менее выраженный, наблюдался и в отношении длины тела. Как пишет Виддаусен: «лучше скудный обед, приправленный любовью, чем жирный окорок, нашпигованный ненавистью».

Таким образом в процессе роста и развития организма реализуются сложные формы взаимодействия наследственных факторов и влияние внешней среды.

Понятие акселерации

Под акселерацией развития (от латинского acceleratio — ускорение) понимают ускорение ростовых процессов, более раннее созревание организма, достижение к периоду зрелости больших размеров.

Ретардация развития (от латинского retardatio — замедление, задержка) — задержка физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.

В настоящее время термин «акселерация» употребляется в основном в двух значениях: акселерация внутригрупповая и эпохальная.

Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 13−20% от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15−17 годам).

13 стр., 6174 слов

Развитие ребенка 2

... приложим и к культурному развитию ребенка. И здесь только на известной ступени внутреннего развития организма становится возможным усвоение того ... изменений в структуре отдельных процессов. Например, измеряя физический рост ребенка, мы видим количественное нарастание. Л. С. Выготский ... физических свойств своего собственного тела и тех объектов и орудий, с которыми ребенок имеет дело. Очень часто ...

Число ретардированных детей внутри возрастных групп достигает 13−20%. Определение школьной зрелости учащихся детей позволит своевременно организовывать группы для детей с замедленным физическим развитием, успешное обучение которых возможно при условии адекватной учебно-воспитательной работы.

К эпохальным (или долговременным — long-term trend) относят прослеживаемые на протяжении тысячелетий и столетий изменения размеров головного мозга, форы черепа и массивности скелета. Сюда включаются также колебания длины тела, изменение продолжительности жизни и др.

Для обозначения сдвигов за короткие периоды времени (а акселерация принадлежит к таковым явлениям) этот термин не подходит. Однако между ними существует много общего, эти процессы взаимосвязаны. Ведь изменение массивности скелета и формы головы прослеживаются не только в тысячелетиях, но и в десятилетиях. Временная динамика длины тела характерна для изменений природы человека как в более отдаленной, так и более близкой ретроспективе. Кажется несомненным, что долговременная и вековая тенденции могут иметь как позитивные (ускорение развития), так и негативные (замедление развития) проявления.

По данным изучения ископаемых остатков людей с использованием костных материалов с последующим расчетом по этим данным соматических характеристик населения минувших эпох удалось воспроизвести примерную картину вековых и тысячелетних колебаний длины тела в филогенезе человека. Так, почти два миллиона лет назад на Земле появились «почти люди» — австралопитеки. 500 — 600 тыс. лет назад — настоящий человек — питекантроп. Он, например, оказался гигантом с ростом до 2,5 метров. Еще через 100 тыс. лет появляется синантроп. Средний рост мужчины 156 см, женщины — 144 см. Около 150 тыс. лет назад Землю населили неандертальцы, ростом всего 154 см. Еще через 100 тысячелетий неандертальцев сменили кроманьонцы, рост которых составлял 187 см. Спустя 30−40 тыс. лет рост людей едва превышал 150 см. Следовательно, в масштабах эволюционных изменений длины тела человека как биологического вида направленность сдвигов имеет колебательный характер.

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... за несколькими процессами одновременно),переключение. а) природное, связанное с саморегуляцией организма (непроизвольное); б) социально обусловленное, связанное с воспитанием и обучением ( ... узнавание. Классы ощущений: -экстерорецептивные (от рецепторы на поверхности тела); -интерорецептивные (от рецепторов внутри тела) -проприорецептивные (от рецепторов мышц и сухожилий). Презентация на ...

Для установления общей картины изменений необходимо исследовать не только долговременные сдвиги, определяющие характер развития, но и относительно кратковременные периоды, например в течение 100 лет. При этом длина тела новорожденных за 100 лет циклически меняется: периоды увеличения сменяются периодами спада и наоборот. Периоды уменьшения средних показателей совпадают с годами экономического неблагополучия населения — военные и неурожайные годы.

Статистика

Длина тела за последние 100−150 лет в среднем увеличилась на 1 см, а масса тела на 300 г. Годовалые дети на 5 см длиннее и на 1,5−2 кг тяжелее, чем дети XIX века. Мужчины больше подвержены акселерации, чем женщины.

Так же стали выше и функциональные возможности как систематически тренирующихся, так и нетренированных детей. В 1968—1969 гг. дети Москвы выжимали на ручном динамометре в 8 лет на 1,3 кг, в 11 лет на 3,6 кг и в 13 лет на 5,7 кг больше, чем их сверстники в 1930 г. По данным немецких ученых школьники 15- 17 летнего возраста в 1958 году прыгали в длину дальше на 40−60 см, в высоту на 20−30 см, толкали ядро на 1,2 — 1,5 м дальше, чем их сверстники в 1910 году. Общеизвестны также факты «омоложения» рекордов во многих видах спорта. Это связано не только с более ранним началом и улучшением физической подготовки, но и в значительной мере с более ранним физическим развитием современных подростков.

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Высказываются предположения о трех уровнях реализации акселерации: эколого-биологическом, биосоциальном (генетическим) и социобиологическом. В первом случае ведущую роль играют экологические факторы, тогда как во втором — генетические (эффект гетерозиса), и социально-экономические условия жизни человека в последнем уровне.

1. Одним из ведущих факторов биосоциальных механизмов акселерации является генетический (гетерозис).

Его действие проявляется при смешивании ранее изолированных групп в результате их свободного скрещивания, что ведет к возникновению гетерозиса. В человеческом обществе явление гетерозиса социально опосредовано: распад традиционных изолятов, увеличение брачного радиуса (расстояния между местами рождения супругов) связаны с развитием средств сообщения, миграцией населения, урбанизацией. Одним из недостатков этой теории является обнаружение фактов, свидетельствующих о прекращении дальнейшего ускорения роста и развития в группах населения, где должно быть проявление гетерозиса.

Оказалось, что существует определенная мера генетического несходства родителей, при которой ростовые процессы активируются. При недостатке этой меры или ее превышении активации роста не происходит.

2. Механизмы и причины акселерации, рассматриваемые с позиции эколого-биологического уровня, связаны с влиянием социальных факторов, в частности антропогенного изменения условий внешней среды. В настоящее время наибольшую угрозу для состояния окружающей среды и здоровья человека представляют глобальные явления: истощение тонкого слоя озона в атмосфере, поглощающего 90% солнечного ультрафиолетового излучения; выбросы в атмосферу диоксида углерода, выпадение кислотных дождей и т. д.

3. Социобиологический уровень предполагает социально-экономические условия жизни человека. Происходит перестройка рациона питания.

Например, при сравнении 1909 и 1974 годов (США): потребляемые жиры раньше имели преимущественно животное происхождение, в современных условиях 80% потребностей покрывается растительными жирами; раньше белки наполовину имели животное происхождение, теперь две трети потребностей организма обеспечивается этими белками; углеводы потреблялись в основном в виде картофельного и зернового крахмала, теперь их объем снизился, потребляются очищенные сахара. Продукты питания нередко теперь содержат в больших количествах гормоны, антибиотики, консерванты. Одни из этих факторов способствуют акселерации роста (современный рацион питания), другие — вызывают ретардацию.

В 70-х годах прошлого столетия в основе механизмов акселерации лежала концепция «конфликта», учитывающая активацию ростовой активности при нарастании внешних воздействий на формирующийся организм до определенного уровня и спад этой активности при дальнейшем увеличении интенсивности внешнего агента или срока его проявления. Указанная закономерность совпадает с фазами стресс-реакции по Селье, однако ее объяснение, очевидно, не сводится, по-видимому, к феномену стресса. Данный факт объясняется тем, что в ходе онтогенеза изменяется восприимчивость организма к факторам среды. Поэтому даже не изменяющиеся условия среды организм каждый момент воспринимает как новые.

Данная концепция получила подтверждение при исследовании ростовой активности у детей Дагестана, перенесших землетрясение в 1970 и 1975 годах. Те из них, кто перенес лишь одно землетрясение, вступили в умеренный конфликт со средой, и в условиях психологического стресса и эндокринной перестройки организма произошла активация роста. Дети, перенесшие оба землетрясения и большое количество толчков между ними, вступили в резкий конфликт со средой, стресс вошел в фазу истощения, гормональная стимуляция ростового всплеска при акселерации прекратилась.

Акселерацию можно рассматривать как ускорение «хода» биологических часов, в соответствии с которыми протекают процессы развития, роста и старения организма. Ускорение хода часов при акселерации может быть обусловлено как генетически (ребенок рождается с потенциями активного роста и реализует их в период детства и юности), так и влиянием экзогенных факторов, что подтверждает роль внешней среды в акселерации развития. Таким образом, судя по всему, справедливы оба предположения. Тем самым подтверждается роль как экзогенных, так и эндогенных факторов в механизме временных изменений организма.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

В каждом периоде жизни детей и подростков содержатся остатки пройденного этапа, новое, характерное для данного этапа, и зачатки будущего. Гармоничное развитие достигается в результате борьбы старого и нового, при активном взаимодействии организма с окружающей средой. И.М. Сеченов подчеркивал, что жизнь организма без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможна.

Ф. Мюллер и Э. Геккель выдвинули так называемый биогенетический закон, согласно которому индивидуальное развитие (онтогенез) повторяет историческое развитие вида (филогенез).

Однако этот закон игнорирует своеобразие и особенности морфофизиологического и психофизиологического развития ребенка, протекающего в конкретной социальной среде (А. А. Маркосян).

Для объяснения сущности онтогенеза и возрастной периодизации за последнее время П. К. Анохиным выдвинута теория системогенеза, И. А. Аршавским «энергетическое правило скелетных мышц», А. Н. Нагорным и В. Н. Никитиным — теория затухающего к старости самообновления протоплазмы.

Большой интерес представляет разделяемой рядом исследователей (А.А. Маркосян, Н. Н. Кипшидзе, М. В. Тордия и др.) концепция Дж. Неймана (1956) о «надежности биологической системы». Под надежностью биологической системы принято понимать такой уровень регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с возможностью, по механизму саморегуляции, экстренной мобилизации резервных возможностей и взаимозаменяемости, гарантирующей надлежащее приспособление к новым условиям, с быстрым возвратом к исходному состоянию.

Согласно этой концепции, весь путь развития (от клетки до целого организма) проходит при наличии запаса жизненных возможностей, а не на грани жизни и смерти. Ф. Энгельс подчеркивает, что без относительного покоя нет развития. Механизм саморегуляции обеспечивает возврат к состоянию относительного постоянства. Установлено, что колебания в пределах физиологической границы составляют ±10% от нормы. Молодому возрасту свойственно при наличии колебаний быстрое возвращение к норме, что указывает на высокую надежность систем организма. В возрасте 50—60 лет начинается нарушение надежности физиологической системы в области свертывания крови (Маркосян).

Приведем несколько примеров физиологической надежности систем:

— в крови одного человека находится столько фермента тромбина, что его вполне достаточно для свертывания крови 500 человек;
 — у женщины может созреть в яичнике 500—600 фолликулов, а закладывается в эмбриогенезе 40 000—200 000 первичных фолликулов;
 — на стенку сонной артерии кровь оказывает давление, не превышающее одной трети атмосферного, а выдержать она может давление в 20 атмосфер;
 — дублирующую роль в порядке взаимозаменяемости эритроцитов при свертывании крови могут выполнить лейкоциты

— при выпадении отдельных функций мозговой ткани головного мозга в порядке компенсации они могут восстановиться за счет рассеянных элементов, механизма конвергенции и уцелевших звеньев данной функциональной системы;
 — у новорожденных птенцов мать может вызвать пищевую реакцию по крайней мере с трех анализаторов: слухового, кожно-тактильного и лабиринтного.

Представление о надежности биологической системы охватывает все этапы развития ребенка, а поэтому при изучении проблем возрастной физиологии, в особенности при обосновании возрастной периодизации, оно может служить основой понимания онтогенеза.

К важным закономерностям онтогенеза ребенка относятся неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохрония, с явлениями опережающего созревания жизненно важных функциональных систем, и акселерация, т. е. вековое" увеличение роста, веса и других компонентов развития детей.

Рассмотрим отдельно каждую из названных закономерностей.

Неравномерность развития. Неравномерность роста тела в длину, отдельных органов и тканей, веса организма ребенка сопровождается рядом возрастных изменений. Происходит и изменение пропорций тела ребенка. Новорожденный отличается от взрослого относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Высота головы новорожденного составляет ¼ длины туловища, у ребенка двух лет — 1/5, шести лет — 1/6, двенадцати лет — 1/7 и у взрослых — 1/8. Свозрастом рост головы замедляется, а рост конечностей усиливается, до начала периода полового созревания различия в пропорции тела отсутствуют, а в пубертатном периоде у юно шей конечности становятся длиннее, туловище короче и то же, чем у девушек.

Можно наметить три периода различных пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния. Если в предпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног, то в пубертатном периоде — за счет роста туловища, с явными утолщениями костей и роста мышечной ткани (А. Андронеску).

Неравномерность роста тела в длину проявляется следующим образом. На первом году жизни рост увеличивается на 25 см и достигает 75 см. На втором году происходит замедление темпа роста — он увеличивается лишь на 10 см. В последующие годы, до 6—7 лет, темпы роста еще более снижаются. К началу младшего школьного возраста рост увеличивается на 7—10 см в год, а в возрасте 8—10 лет до 3—5 см. В период полового созревания темпы роста вновь возрастают, ежегодный прирост составляет 5—10 см. У девочек наибольшее усиление роста в связи с половым созреванием отмечается в 12 лет, у мальчиков в 15 лет. К этому периоду мальчики догоняют, а затем и перегоняют девочек в росте. Рост в основном завершается к 19 годам у девушек и к 20 годам у юношей. С периода новорожденности до взрослого человека длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища в З раза, длина руки в 4 раза, длина ноги — в 5 раз. Отмеченная закономерность в отношении неравномерного развития роста представляет собой приспособление, выработанное на протяжении многих тысячелетий. Механизм этого приспособления сложен. Бурный рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста в последующие годы обусловлено проявлением активных процессов дифференцирования органов, тканей, клеток, функциональных систем.

Следует иметь в виду, что развитие приводит к морфологическим и функциональным изменениям, а рост — к увеличению массы тканей, органов и всего тела. При нормальном развитии ребенка оба эти процесса тесно взаимосвязаны. Однако периоды интенсивного роста могут не совпадать с периодами интенсивной дифференцировки. Усиленная дифференцировка вызывает замедление роста. Нарастание массы головного и спинного мозга в основном заканчивается к 8—10 годам, почти достигая веса взрослого, функциональное же совершенствование нервной системы происходит еще в течение длительного времени. Созревание двигательного анализатора и иннервационного аппарата мышц наступает в 13—14 лет, проходя ряд этапов совершенствования двигательной функции. Вместе с тем в 15—18 лет происходит дальнейший интенсивный рост и дифференциации мышечной ткани. Неравномерность развития сердечно-сосудистой системы проявляется следующим образом: от рождения до 2 лет сердце усиленно растет, а гистологическая дифференцировка изменяется незначительно; от 2 до 6 лет изменения роста и дифференцировка замедлены, оба процесса протекают умеренно; от 7 до 10 лет нервный аппарат сердца становится весьма совершенен, размеры и объем сердца увеличиваются, а значительных структурных изменений в мышце не происходит; с 11—13лет сердце вновь начинает интенсивно расти, в клеточных элементах происходит тончайшая дифференцировка. Неравномерность в развитии может сопровождаться задержкой роста. Так, полевые железы до 12—13 лет развиваются незначительно и только с этого периода возникают бурные процессы формообразования и развития (М. д. Большакова, В. II. Пузик, В. С. Фарфель).

Вес. Наибольшая прибавка веса происходит на первом году жизни. Вес новорожденного составляет в среднем 3—3,5 кг. К концу первого года жизни ребенка его вес утрачивается и достигает 9—10 кг. К концу второго года вес достигает 12—13 кг годовая прибавка веса составляет 2—3 кг. В дальнейшем вес в год прибавляется на 2 кг. С наступлением периода полевого созревания прирост веса у девочек достигает 4—5 кг, а к 14— 15 годам 5—8 кг, а затем ежегодная прибавка в весе вновь составляет 2 кг. У мальчиков уже с 13—14 лет прирост веса составляет7—8 кг в год. В дальнейшем у юношей, как и у девушек, темп прироста веса замедляется. Вес мальчиков и девочек до 10 лет почти одинаков. С 15-летнего возраста вес мальчиков начинает превышать вес девочек, и это опережение веса сохраняется в течение всей дальнейшей жизни.

Разработаны удобные эмпирические математические формулы, с помощью которых можно определить рост и вес ребенка в любом возрасте.

Так, для определения веса ребенка любого возраста после года жизни предложена такая формула:

Р=Р2+(2 кг Х N),

где Р — определенный вес ребенка (в кг),

Р2—вес годовалого ребенка (в среднем 10 кг),

N— число лет ребенка,

2 кг — средняя ежегодная прибавка веса после года.

Для определения длины тела ребенка в возрасте старше года предложена следующая формула:

Z=Z1+(5 Х N), где

Z — определенный рост ребенка,

Z1 — рост годовалого ребенка (в среднем 75 см)

5 — средняя ежегодная прибавка роста после года,

N —число лет ребенка.

Следует отметить относительное значение приведенных формул для определения физического развития детей.

При оценке состояния организма ребенка как единого целого необходимо учитывать не только рост, вес и другие атропометрические показатели (амплитуда грудной клетки и ее размеры, состояние подкожной жировой клетчатки, размеры головы и др.), но и физиологические данные. Однако надо иметь в виду, что основными показателями роста и развития индивидуума являются вес и длина тела.

Развитие ребенка только тогда гармонично, когда оно тесно связано с ростом, т. е. происходит одновременно увеличение массы отдельных органов, дифференцирование органов и тканей и их функциональное совершенствование

Умственное развитие школьников разных возрастов неравномерно. Смена возрастных периодов в школьном возрасте во многом зависит от ранее сложившихся индивидуальных особенностей личности. Процессы роста и развития все более опосредствуются жизненным опытом, типологическими и индивидуальными чертами (Б. Г. Ананьев).

Неравномерность умственного развития школьников напоминает неравномерность их физического развития, что подчеркивает взаимосвязь и единство обоих процессов. Ход психического развития в огромной степени зависит от окружающей среды, в частности от учебно-воспитательных воздействий. Как показали д. Н. Богоявленский и Н. А. Менчинская, наблюдается возрастная вариативность познавательных процессов у детей одного и того же возраста, но обучающихся у разных учителей. Однако следует иметь в виду и то, что у детей, находящихся в течение ряда лет в относительно одинаковых условиях, обнаруживаются индивидуальные различия в темпах развития. В связи с этим представляют большой интерес случаи проявления больших способностей в младшем школьном возрасте. В отношении так называемых вундеркиндов (от немецкого ‘Уппдегiiп4 — чудо- ребенок) существуют противоречивые суждения. Одни считают, что ранние достижения ребенка нередко не соответствуют проявлению способностей в дальнейшем. Еще Кант считал эфемерным ум вундеркинда.

Однако многие выдающиеся люди уже в детстве обнаруживали большие способности. Выдающийся итальянский поэт Торквато Тассо был «первым вундеркиндом мира», в 13 лет он стал студентом Болонского университета. Виктор Гюго в 15 лет получил похвалу Академии наук Франции. С полным основанием вундеркиндами можно назвать Грибоедова, Мечникова, Моцарта, Листа, Паскаля и Лейбница. Основатель кибернетики Н. Винер свою автобиографическую книгу назвал «Бывший вундеркинд».

В Советском Союзе в настоящее время уделяется большое внимание талантливым детям. для них созданы специальные школы, студии, кружки ит. п.

Вот несколько случаев больших способностей у детей. Саша Двораке за один учебный год кончил два класса и в 12 стал студентом Киевского университета («Известия», 7 июля 1968 г.).

Женя Левиче поступил сразу во II класс, 12 лет с экстерном за УII и УIII классы, а через год — за IХ и Х. 14 лет он был зачислен студентом факультета теоретической физики Ленфи («Учительская газета», 23 февраля 1963 г.).

Павел Панков с шести лет разбирался в теоремах, которые проходятся в старших классах, за год освоил программу трех послед классов и окончил школу с отличием в 15-летнем возрасте. поступил в университет, за два года перешел на четвертый курс. В семнадцать лет он решил сложнейшую математическую задачу, которая долго не давалась группе французских ученых («Правда» от 31 января 1968 г.).

Умственно одаренные дети очень деятельны, им чужда лень и скука, они обладают усидчивостью, а вместе с тем и подвижностью, умственная работа для них служит источником удовольствия. На пятом-шестом году жизни без специального руководства со стороны взрослых они научаются читать, писать, считать, при занятиях в школе обычно обнаруживают резко выраженное сосредоточенное внимание, с явлениями «отрешенности» от происходящего вокруг, других учеников в классе совсем не замечают. Непостоянство умственных интересов одаренных детей проявляется весьма разнообразно. В одном случае увлечение сочинительством с шестилетнего возраста к десяти годам сменялось увлечением географией. В другом — смена интересов была связана с театрами, путешествиями, с изобразительным искусством и т. д. Эти переходы от одного вида активной деятельности к другой следует считать физиологически нормальным процессом К. Д. Ушинский придавал большое значение смене впечатлений у детей для охраны их здоровья. Он писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а однообразием или односторонностью».

Как отмечает Н. С. Лейтес, для детей дошкольного и младшего школьного возраста характерна опережающая возраст повышенная склонность к труду, что и представляет собой фактор возрастного развития, который может быть одновременно и фактором одаренности, если эта склонность проявляется у ребенка сильно, с большим волевым напряжением при достижении цели. Одаренным детям свойственно проявление выраженного доминантного состояния рефлекса цели, с помощью которого они преодолевают существенные препятствия. И. П. Павлов придавал рефлексу цели исключительно большое значение. Он считал, что если будут открыты «широкие возможности для практики рефлекса цели, тогда проблема одаренности детей и взрослых может быть решена в широком масштабе и «мы сделаемся тем, чем мы должны и можем быть, судя по многим эпизодам нашей исторической жизни и по некоторым взмахам нашей творческой силы».

В проявления рефлекса цели у одаренных детей роль подражательного рефлекса, по-видимому, сведена к минимуму. Важно подчеркнуть, что многими наблюдениями установлено, что одаренные дети, становись взрослыми, как бы утрачивают одаренность, «выравниваются» с другими. Но Неправы те, кто утверждает, что «будущее вундеркиндов в их прошлом». Развитие таких индивидуумов выше среднего (Л. Термен и М. Оден).

Таким образом, очень раннее проявление умственных способностей — одно из проявлений неравномерности возрастного развития. Это явление связано с ускорением развития, сближением во времени разных возрастных периодов, это результат суммирования возможностей двух или нескольких яозрастных периодов.

Неравномерность умственного развития можно обнаружить у школьников любых классов. Но наиболее убедительные факты получены при изучении шестиклассников. Оказалось, неравномерность в одних случаях проявлялась в задерживании умственного развития, в других — в ускоренном развитии личности. В первом случае наблюдалось доминирование черт, характерных для младших школьников: невольное и резко выраженное подражание учителям, копирование их способов изложения и анализа, интонаций, формализм познавательной деятельности. Во втором случае, когда у ученика обнаруживается опережение своего возраста в развитии, наблюдается проявление самостоятельности и склонности к самообразованию, небрежное отношение к школьному распорядку, соученикам. Подражательность учителям, соученикам сведена к минимуму, тем самым эти учащиеся лишаются важного источника жизненного опыта. Поэтому следует иметь в виду, что ускоренное развитие имеет лишь относительную ценность. Как случаи сохранения некоторых черт предшествующего возрастного периода, так и случаи опережения в развитии не означают в среднем школьном возрасте отставания в общем развитии или проявлении ненормального ускорения развития. Это есть проявление своеобразия индивидуальных особенностей роста и развития, без учета которых нельзя решать практические фундаментальные вопросы воспитания.

Непрерывность развития. Жизнь человека — это непрерывный процесс развития. От периода созревания к зрелому, а затем к старческому возрасту — таковы в основном этапы развития человека. Хотя задачи курса связаны с проблемами возрастной физиологии и школьной гигиены, однако для понимания процессов развития необходимо привлечение данных раннего постнатального онтогенеза и последующих этапов развития.

Организм развивается как единое целое в активном взаимодействии со средой. Поэтому необходимо создание благоприятных условий для нормального роста и развития.

Наша отечественная наука отвергает взгляды буржуазных ученых, отрицающих роль среды в развитии и качественное своеобразие каждого возрастного периода. Еще в середине ХIХ в. С. Ф. Хотовицкий отмечал, что организм ребенка отличается от взрослого особенностями строения и функций.

Установлено, что в процессе развития и роста ребенка происходят непрерывные изменения организма, его обновление, появление новых клеток, усложнение и совершенствование функций, видов деятельности. Начало ходьбы и дальнейшее развитие моторики, первые слова и дальнейшее развитие речевой функции, превращение ребенка в подростка в период полового созревания, непрерывное развитие центральной нервной системы и в первую очередь коры головного мозга, а также усложнение рефлекторной деятельности — эти этапы развития представляют собой лишь часть многогранных и разнообразных динамически протекающих непрерывных изменений организма. При этом развитие всех органов и тканей происходит одновременно с их функциональным совершенствованием.

Как известно, обменные процессы в детском растущем организме связаны со значительным доминированием ассимиляции над диссимиляцией. Регулируются эти процессы нервной системой. Чтобы стать главным распорядителем и главным распределителем всех функций организма, центральная нервная система и ее высшие отделы в процессе непрерывного совершенствования претерпевают целый ряд существенных изменений.

На ранних этапах постнатального онтогенеза приспособление детского организма основано на безусловнорефлекторных механизмах, в осуществлении которых ведущую роль играют подкорковые структуры вследствие еще недостаточного развития коры головного мозга больших полушарий. Но уже в течение первого года жизни врожденные механизмы обогащаются условнорефлекторными. Эти новые механизмы весьма разнообразны и включают в себя положительные и отрицательные условные рефлексы различной степени сложности.

С возрастом условнорефлекторная деятельность все больше усложняется, на первый план начинают выступать процессы, связанные с формированием функциональных систем, динамического стереотипа и механизма «обратной афферентации».

В ходе этой непрерывной и весьма многогранной деятельности организма происходят динамические перестройки рефлекторных механизмов, одни из них за ненадобностью угасают, другие упрочиваются, автоматизируются и приобретают доминантные черты, с тем, чтобы при изменившейся ситуации и они оказались замененными новыми механизмами приспособления. Такие комплексные системы перестройки с возрастом осуществляются легче и быстрее благодаря развитию пластических свойств центральной нервной системы.

Непрерывность процессов наблюдается и в старческом возрасте. Изменения, происходящие в организме при старении, очень сложны, во многом еще не изучены, несмотря на то, что проблема старости привлекала к себе внимание выдающихся мыслителей с глубокой древности.

Наиболее фундаментальные работы в области изучения проблемы старения были выполнены И. И. Мечниковым. Опубликованные в начале ХХ в. «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма» впервые убедительно показали несовершенство фагоцитоза, толстого отдела кишечника с его колоссальной гнилостной микрофлорой, рудиментарными органами (например, аппендиксом).

Его анализ причин отсутствия среди людей «естественной смерти», показ того, что в подавляющем большинстве случаев обрывает жизнь человека какая-нибудь болезнь и в особенности его рекомендации по профилактике старения привлекли к себе внимание исследователей и широкой общественности.

В России исследования по изучению физиологии старения и долгожительства были начаты академиком А. Л. Богомольцем. По данным М. Л. Рохлилой, долгожители худые, седые с редкими волосами, со сморщенной кожей, движения у них медленны, деятельность сердца и кровообращения замедлены, число сердечных сокращений 40—50 в минуту, кровяное давление не превышает 150 мм ртутного столба, деятельность почек ослаблена, выделение мочи, жизненная емкость легких и обменные процессы снижены. Изучение типологических особенностей стариков показало, что наиболее частым является слабый тип нервной системы — 43% от общего числа случаев, сильный — 21% и промежуточный вариант — 36% (этот тип имеет признаки слабого и сильного типа).

В молодости и в зрелом возрасте эти три типа встречаются одинаковое число раз. Промежуточный тип обнаружен был только у стариков. В основе неблагоприятных изменений лежит уменьшение реактивности нервных клеток коры головного мозга, что приводит к снижению приспособительных свойств организма к окружающей среде. У лиц 80-летнего возраста наблюдался сон прерывистый в 97,30% случаев, более поверхностный в 72,25% случаев и менее бодрящий в 69,47% по сравнению с 60—70-летним возрастом. Быстрое засыпание и пробуждение наблюдалось у пожилых в 64,71%. длительность сна в одной группе обследованных составила З—6 часов, а в другой — 8—10 часов.

Бедность мимических движений лица (10%), походка мелкими шагами (30%), нарушение остроты слуха (30%) и другие нарушения функций нервной системы непрерывно нарастали по мере старения. По наблюдениям К. И. Пархона, атрофия и гипотония мышц значительно чаще наблюдается у пожилых мужчин, чем у женщин, трофические нарушения — чаще у женщин, нарушения функций органов движения у пожилых женщин наблюдается в 70%, а у мужчин — в 23% случаев. Поражения сердечно-сосудистой системы наблюдается также чаще у женщин.

Один из главных магистральных сосудов — аорта удлиняется и расширяется до 60—70 лет, а затем отмечается процесс обратного развития. Регрессия особенно выражена как проявление старения в железах внутренней секреции: половых, щитовидной, поджелудочной и др. физиологическое старение до сих пор, к сожалению, осложняется разнообразными заболеваниями (сердечно-сосудистые, трофические, ревматические и др.).

Гетерохрония. Гетерохрония — это неравномерное созревание функциональных систем к моменту рождения младенца. Для обеспечения выживания новорожденного созревают с опережением в процессе эмбриогенеза те функциональные системы, которые имеют жизненно важное значение на первых этапах онтогенеза. Это относится к созреванию сосательного, хватательного, кашлевого, чихательного, мигательного и некоторых других рефлексов, обеспечивающих питание младенца и защитные функции от вредных воздействий среды. Биологическая важность этих рефлексов очевидна. Так, если появляется на свет младенец, у которого к моменту рождения функциональная система сосания оказалась несозревшей, что имеет место обычно в случаях недоношенности, тогда медицинский персонал принимает все меры к тому, чтобы вызвать у ребенка сосательный рефлекс. При отрицательных результатах всех усилий медиков неумолимые центробежные силы естественного отбора этот организм приведут к гибели. С помощью чихательного, кашлевого и мигательного рефлексов удаляются из дыхательных путей и с роговицы глаза пылинки и соринки, которые при отсутствии названных защитных механизмов могли бы создавать опасные для жизни организма ситуации. Из сказанного следует, что есть функциональные системы, которые к моменту рождения не созревают или созревают не полностью. Тройничный нерв, имеющий нервные окончания в коже головы, структурно и функционально оказывается не готовым к моменту рождения выполнять свойственные ему функции. В иннервации сердца гетерохрония проявляется в виде опережающего созревания симпатической иннервации, а парасимпатическая (блуждающий нерв) начинает в полной мере активно участвовать в регуляции сердечной деятельности лишь к 15—16 годам.

Такое гетерохронное созревание и смена функциональных систем в процессе непрерывного развития ребенка является следствием длительного филогенеза и онтогенеза и закрепленных наследственностью прогрессивных форм приспособления в процессе эволюционных преобразований.

Учение о гетерохронии и вытекающее из него учение о системогенезе было впервые выдвинуто академиком П. К. Анохиным в 1937 г. Под системогенезом П. К. Анохин понимает избирательное и ускоренное по темпам развитие в эмбриогенезе разнообразных по качеству и локализации структурных образований, объединяющихся в полноценную функциональную систему, обеспечивающую новорожденному выживание. Такая интеграция разнородных структур организма в функциональную систему становится возможной только на основе гетерохрония, на протяжении всего эмбрионального развития.

Полноценная функциональная система к моменту рождения должна иметь. по мысли П. К. Анохина, следующие звенья: рецепторные аппараты, способные воспринимать специфические воздействия на организм ребенка (холод, тепло, боль, кожно-тактильные, химические и др. раздражения), проводниковые аппараты, центральные межнейрональные связи (синаптические), периферические рабочие аппараты и совокупность афферентных аппаратов, обеспечивающих обратную афферентацию (информации) о действиях новорожденного. Гетерохронные процессы структурного развития могут быть как внутрисистемные, т. е. в пределах одной функциональной системы, так и межсистемные, когда отдельные структурные образования будут необходимы организму ребенка в различные периоды его постнатального развития.

Акселерация. Начиная с 20-х годов текущего столетия из Швеции, Англии, Германии, США, Японии и других государств стали поступать сообщения, что дети в возрасте 6—14 лет в своем развития перегнали своих сверстников, живших 100 лет назад. Было установлено увеличение роста у детей младшего и среднего школьного возраста на 10—15 см, а веса на 8—10 кг. Это явление получило название векового увеличения роста и веса. Но как было установлено позднейшими исследованиями, вековое ускорение развития детей не ограничивается изменениями только роста и веса. Б. Братанов считает, что в последние годы вековое ускорение становится еще более выраженным. Так, 50 лет тому назад индивидуумы достигали максимального роста в возрасте 25−26 лет, а в наше время мальчики достигают полной физической зрелости в возрасте 18—19 лет, а девушки в 16—17 лет.

Для объяснения ускоренного развития детей в течение последних десятилетий предложено множество теорий. Мы приведем лишь несколько, отличающихся наиболее убедительной аргументацией или вызывающих принципиальные возражения.

Теория гелиогенного ускорения. Автор этой теории Косh (1935).

Он ввел в науку понятие акселерация. Согласно этой теории, первичным раздражителем, вызывающим ускорение роста, является солнце. Интенсивная инсоляция на пляжах и во время занятий спортом, легкая одежда, хорошие жилищные условия и освещения, длительное пребывание на свежем воздухе в домах отдыха, на дачах, калорийное питание и обеспеченность детского организма витамином Д — вот факторы, способствующие акселерации.

Однако эта теория поможет объяснить различия в степени ускорения между городскими и деревенскими детьми, между детьми бедных и богатых семей. Сельская молодежь находится на свежем воздухе больше, чем городская, и, кроме того, в деревне нет такой пыли и испарений, как в больших городах.

Ленц причину акселерации видел в увеличении потребления мяса и жиров в США и европейских странах за последние 100 лет. По его данным, среднее потребление мяса в год на душу населения составило: в 1816 г. — 14 кг; 1907 — 46 кг, а в 1934 г. — 54 кг. Потребление сливочного масла и маргарина с 1900 по 1930 г. возросло с 10,3 до 15,3 кг в год на душу населения. Акцелирующее влияние белков и жиров, по мнению Ленца, осуществляется при участии гипофиза и щитовидной железы. Возражением против данной теории служит то, что за последние 20—30 лет потребление мяса и жиров не повышалось в таких размерах, в каких увеличивались антропометрические показатели (А. Зельцлер).

Установлено также, что во время и после второй мировой войны школьники города и деревни питались одинаково, к тому же сельское население иногда питалось лучше, однако городские дети в тот период были крупнее. Следовательно, питание, хотя и является важным фактором, не может рассматриваться как единственная причина акселерации. По данным Lesteга и Millota, среди жителей Огненной Земли есть племя Она, средний рост которых — 175 см и племя яхганов, рост которых не выше 158 см. Эти племена живут по соседству, в одинаковых климатических условиях. Их питание также почти одинаково.

Некоторые авторы (Вегgеr) придают большое значение в ускорении роста витаминам В1, В12 и Д. Другие утверждают, что изменения в процессах роста наблюдались и до «эры витаминов».

Большое распространение имеет теория конституционального отбора, выдвинутая в 1942 г. Bennholdt-Thomsen'ом. По его мнению, акселерация обусловлена увеличением количества людей, отличающихся повышенной способностью к вегетативной, внутрисекреторной я мозговой деятельности или повышенной реактивностью организма.

Более жизнеспособные, одаренные и умственно реактивные переселялись в город, вступая в брак с себе подобными, их свойства закреплялись и передавались по наследству. Ускоряют развитие жителей города, в особенности большого города, такие раздражители, как техника, контрасты, шум, освещение, темп жизни и т. п. Таким образом, на первое место здесь выдвигается фактор отбора при переселении населения из деревни в город. Эта теория является ярким примером реакционного направления в науке, она сводит законы общества к законам природы, стремятся экономические причины, определяющие миграцию населения, подчинить биологическим факторам без учета развития производительных сил и производственных отношений.

Теория Bennholdt-Thomsen бессильна объяснить снижение акселерации в годы кризисов, безработицы, войн. По этой теории, наиболее развитые люди образуют господствующий класс, имеется в виду при этом класс буржуазии.

Treiber (1941) выдвинул радиоволновую теорию, по которой начало увеличения размеров тела по времени точно совпадает с сооружением радиостанций в начале 20-х годов. Радиоволны активизируют гормон роста, что и приводит к акселерации. Возражением против этой теории служит то, что при неблагоприятных внешних условиях (война, голод, эпидемии) ускорение роста тормозятся, а воздействие радиоволн сохраняется.

Ф. Янда считает, что наследственный генетический фактор определяет ускорение роста последующих поколений. В зародышевом веществе фиксируется свойство к ускорению роста, если условия жизни (питание, климат) благоприятны.

Нет никакого сомнения в том, что явление акцелерации обусловлено комплексом причин. Улучшение питания за счет белков и витаминов, улучшение бытовых условий и медицинского обслуживания, снижение инфекционных заболеваний и диспепсий, профилактика физического и умственного перенапряжения и переутомления, создание более благоприятных условий для труда и отдыха и пребывания на свежем воздухе, закаливание организма путем рационального использования солнца, воздуха и воды, физкультура, овладение гигиеническими знаниями и навыками — все это способствует проявлению акцелерации. Но механизмы этих процессов, как и роль нервной системы в их регуляции остаются неизвестными.

А. Зельцлер в своей книге «Причины и формы проявления ускоренного роста детей» (1968) рассматривает, между прочим, вопрос о влиянии ускоренного процесса развития подростков на преждевременное истощение их функциональных способностей. На основании косвенных данных ответ на этот важный вопрос сводится к следующему. Средняя продолжительность жизни с сохранением трудоспособности в Германии составляла к 1895 г. 39 лет, в 1925 г. — 42 года, а в 1959 г. — 44,5 года, т. е. на 5,5 лет больше, чем в 1895 г. Трудящиеся мужчины в возрасте 65 лет и выше составляли в бывшей Германской империи в 1895 г. более 4%, а в 1959 г. в Германской Демократической республике — 7%. На этом основании автор делает вывод, что разница между средней продолжительностью жизни и средним периодом сохранения работоспособности постоянно увеличивается.

В заключение остановимся на роли социальных факторов в формировании растущего организма. Тонкие координированные движения кистей рук вследствие возрастных биологических особенностей достигают развития лишь в старшем школьном возрасте. Но при систематической тренировке, воспитании и обучения юных пианистов уже к 10—11 годам социальный фактор перекрывает биологический, вызывая ускоренное развитие этой функции.

По данным Л. А. Эрисмана (1880), мальчики поселка Глухово Московской области начинают обгонять девочек в росте лишь с 16 лет, по данным Л. А. Сыркина (1927)—уже в 15 лет, по данным же Г. П. Сальниковой (1962) — в 14 лет. Соответственно девочки, по данным Л. А. Эрисмана, обгоняют мальчиков в росте (начало полового созревания девочек) в 12 лет, по данным Л. А. Сыркина — с 11 лет, по данным Г. П. Сальниковой — с 10 лет. Роль социальных факторов здесь очевидна, так как условия быта, питания, обучения, труда до и после революции резко различаются. Г. Н. Сердюковская с сотрудниками (по Норильску) и Ф. Г. Лапицкий (по Советскому Заполярью) показали, что физическое развитие детей и подростков в северных, климатически неблагоприятных районах страны мало отличается от такового в Москве, Санк-Петербурге и других городах. Такие социальные факторы, как материальное благосостояние, хорошие бытовые и культурные условия широкие профилактические и гигиенические мероприятия, положительно влияют на биологические процессы и функции организма. Особую роль в этом диалектическом процессе выполняет трудовая деятельность человека.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector