Признаки причинного объяснения

КОНСПЕКТ

статьи П. Фресса «ХАРАКТЕР ОБЪЯСНЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ»

ФРЕСС П., ПИАЖЕ Ж. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Т.1, Т.2. — М., 1966. – С.158-193.

Поль Фресс (р.1911) – французский психолог, специалист по экспериментальной психологии. Принимал активное участие в создании французской психологической школы. Основной вклад Фресса в экспериментальную психологию заключается в том, что он осуществил важнейшие экспериментальные исследования, призванные проявить сущность восприятия времени.

 

Необходимость объяснения

Проблема объяснения встает перед каждым экспериментатором потому что этапы всякого спонтанного и автономного экспериментального исследования следуют в определенном порядке, причем те, которые выходят за пределы определенного уровня, соответствуют тому, что в науках обычно называют проверкой объяснительной гипотезы.

Постепенный переход от исследования законов к объяснительным гипотезам

Всякий экспериментальный анализ направлен одновременно на установление общих фактов или законов и на формулирование объяснительных гипотез – причем определенное число экспериментов имеет своей целью проверить также их обоснованность, — нам остается в виде введения.

I. ЗАКОНЫ И ПРИЧИНЫ

Анализ объяснительной гипотезы

«Причину» следует искать не на уровне «закон», а на уровне дедукции одного какого-нибудь закона, исходя из другого или совокупности других, следовательно, на уровне дедуктивной конструкции. Для объяснения недостаточно формальной дедукции законов необходимо еще подкрепить эту дедукцию реальным субстратом либо конкретной или абстрактной «моделью», позволяющей представить действующие здесь отношения, и, вообще говоря, скоординировать разные плоскости реальной действительности или ввести между установленными законами иерархи с точки зрения сферы их действия (сознательные оценки, поведенческие реакции, физиологические законы и т.д.)

Три фазы исследования

Первая из которых остается на уровне установления закономерностей, сочетание двух других характеризует причинное объяснение.

1. Прежде всего происходит установление общих фактов или законов. В этом отношении следует признать, что экспериментальная констатация всегда приводит к открытии каких-то законов. Даже третья фаза, которая предполагает введение субстрата или модели и совокупности связей между первоначально установленными законами, означает установление новых законов или предположение, что такие законы существуют, т.к. эти связи в свою очередь выражаются в законах, но шкала их тоньше, чем шкала законов, нуждающихся в объяснении.

9 стр., 4113 слов

1. Психоаналитическая традиция – общая характеристика (индивидуальный ...

... Теория реального конфликта Д.Кемпбелла и М.Шерифа – первые экспериментальные исследования (групповой уровень объяснения межгрупповых отношений) эксперименты М.Шерифа постулаты Д.Кемпбелла эффект групповой относительной ... Когнитивистская традиция в изучении межгрупповых отношений (групповой уровень объяснения межгрупповых отношений) Теория социального доминирования и теория оправдания социальной ...

2. К простому установлению закономерностей прибавляется новый элемент, который не содержится в самой идее закона, а именно дедуктивная конструкция, с помощью которой закон, требующий объяснения, выводят из законов, которые, как предполагается его объясняют.

3. Третья фаза, дополняет предыдущие и составляет второй специфический признак причинного объяснения: дедукция закона, требующего объяснения, из системы объясняющих его законов не остается просто идеальной или «логической», а распространяется на «реальный» субстрат, или модель«, которая считается пригодной для такой дедукции и «репрезентирует» различные ее связи.

Признаки причинного объяснения

Причинное объяснение будет успешным в той мере, в какой каждому преобразованию в отношениях между объектами будет соответствовать преобразование или операция в дедукции, причем последняя тем самым калькируется на реальное. Признаки, которые обычно приписываются причинности в отличие от простого установления закономерностей: а) необходимостью отношений между причинами и следствиями, вытекающей из возможности их дедуктивного выведения друг из друга; б) реальностью этой причинной связи, лежащей в основе измеряемых явлений, реальностью, которая обеспечивается моделью, служащей субстратом дедукции. Эти два новых признака отличаются друг от друга по следующей причине. Координация законов, которая определяет возможность их дедуктивного выведения внутри образованных ими систем, основывается только на правилах логико-математической дедукции, которые остаются формальными.