Агрессия в конфликте

Оглавление

  • Введение
  • 1. Определение конфликта
  • 1.1 Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов
  • 1.2 Структура конфликта
  • 2. Феномен агрессии
  • 3. Способы снижения агрессии в конфликте
  • 3.1 Управление эмоциями в конфликте
  • 3.2 Способы снижения агрессии в конфликте
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение Во все времена видные философы и мыслители проявляли интерес к феномену агрессии. Данной теме посвящено много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания, о причинах возникновения агрессивного поведения. Известные исследователи в области агрессии — Р. Бэрон, А. Назаретян, Э. Фромм, Б. Крэйхи, Д. Доллард, А. Бандура, Л. Берковиц, К. Лоренц, К. Изард, Д. Ричардсон, А. Реан. Учитывая пагубность агрессивного поведения и его распространенность в человеческих обществах, поиск объяснений того, почему люди его проявляют, всегда имел наибольшее значение в исследовании агрессии. Ежегодно в свет выходят сотни статей, десятки фотографий, посвященных самым различным вопросам стимуляции и снижение агрессии с использованием самых различных методов.

Не отрицая возможного влияния биологических или генетических факторов на агрессивные поступки или мотивы, значительное число исследователей полагают, что на все случаи проявления агрессии, на ее специфические формы и на цели, которые преследует выбравший эту модель поведения, в значительной степени влияют уникальные приобретенные навыки индивидов, различные аспекты когнитивных процессов, например, мышление, память, интерпретация собственных эмоциональных состояний и пр. и множество социальных и средовых факторов. Таким образом, с этой точки зрения, агрессия отнюдь не является неизбежной и предопределенной стороной человеческих общественных отношений, напротив, при соответствующих обстоятельствах ее можно предотвратить или проконтролировать. Стоит заметить, что тщательное изучение психологической литературы, посвященной проблеме агрессии, показало нам фактически полное отсутствие статей о специфических методах и методиках, позволяющих ограничивать размах агрессивных действий. В большом количестве исследований целью является изучение факторов, способствующих проявлению агрессии, значительно меньше работ посвящено разработке превентивных мер или способов контроля агрессивного поведения.

11 стр., 5086 слов

Тест «описание поведения в конфликте К. Томаса» 3 Методика диагностики ...

... 3.1 Результаты опросника Айзенка 3.2 Результаты теста «описание поведения в конфликте К. Томаса» 3.3 Результаты диагностики доминирующей стратегии психологической ... совершенствования процесса взаимодействия); • инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий); • перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует ...

Таким образом, основной целью нашей работы стало изучение «способов снижения агрессией в конфликте». Но прежде чем перейти к способам снижения агрессии в конфликте, определим что же является конфликтом.

1. Определение конфликта Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей. В психологии конфликт определяется как: «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями» Краткий психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. Ростов-н/Д: Феникс, 1999. 506 с. . Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получат возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер Козырев Г.И. Конфликтология. Межличностные конфликты // Социально-гуманитарные знания. — 1999. — № 3. — С. 82-91. .

1.1 Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует и на практике возникают конфликты, которые можно классифицировать в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя), межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками); между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса. Возможны также классификация конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных. Они также наиболее нежелательны для руководителя, так как в них он как бы «связан по рукам и ногам». Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.

17 стр., 8131 слов

Динамика развития конфликта: основные этапы и их характеристика

... 2) открытый конфликт (собственно конфликт): инцидент (начало конфликта); эскалация (развитие) конфликта; завершение конфликта; (3) послеконфликтный период. Таким образом, развитие конфликта проходит в обычных условиях три стадии - ... теории, и на практике при анализе конфликтов зачастую допускается общая ошибка: за конфликт принимается его завершающая стадия, «взрыв», после которого наступает или ...

Допустима классификация также по характеру вызвавших конфликт причин. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается, как указывает Р.Л. Кричевский в книге «Если вы — руководитель» Кричевский Р.Л. Если вы — руководитель… — М.: Дело, 1993. , следующими тремя группами причин: Обусловленными трудовым процессом; Психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологической коммуникацией и т.д.; Личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью. Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации.

Рассмотренные конфликты могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные. Конфликты, несмотря на свою специфику и многообразие имеют в целом общие стадии протекания: · стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм; · стадию перехода потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов; · стадию конфликтных действий; · стадию снятия или разрешения конфликта Майерс Д. Социальная психология /Перевод с англ. — СПб.: Питер, 1999. 688 с. .

1.2 Структура конфликта Кроме того, каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон. Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами. Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками. И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.

Объективные причины только тогда явятся причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые интересы. Реакция индивида во многом определяется зрелостью личности, допустимыми для нее нормами поведения, принятыми в коллективе социальными нормами и правилами. Кроме того, участие индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает их реализовать. Чем более важная цель стоит перед субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы её достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает. Выбор способа преодоления препятствий будет, в свою очередь, зависеть от эмоциональной устойчивости личности, располагаемых средств защиты своих интересов, объема располагаемой власти и многих других факторов. Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит, зачастую, к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций. Психологическая защита личности происходит бессознательно как система стабилизации личности для предохранения сферы сознания индивида от отрицательных психологических воздействий.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов ... эмпатией, проявляющейся в: быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в психологию учащегося; эмоциональной идентификации педагога с учащимся; активной целенаправленной совместной ...

В результате конфликта данная система срабатывает непроизвольно, помимо воли и желания человека. Необходимость в такой защите возникает при появлении мыслей и чувств, представляющих угрозу самоуважению, сформировавшемуся “я — образу” индивида, системе ценностных ориентаций, снижающих самооценку индивида. В некоторых случаях восприятие ситуации индивидом может быть далёким от реального положения дел, но реакция человека на ситуацию будет формироваться исходя из его восприятия, из того, что ему кажется и это обстоятельство существенно затрудняет решение конфликта. Возникшие в результате конфликта отрицательные эмоции достаточно быстро могут быть перенесены с проблемы на личность оппонента, что дополнит конфликт личностным противодействием. Чем больше усиливается конфликт, тем непригляднее выглядит образ оппонента, что дополнительно усложняет его решение. Появляется порочный круг, который крайне сложно разорвать. Целесообразно это сделать на начальной стадии развертывания события, пока ситуация не вышла из-под контроля Майерс Д. Социальная психология /Перевод с англ. — СПб.: Питер, 1999. 688 с. .

2. Феномен агрессии Согласно Лоренцу, агрессия берёт начало, прежде всего из врождённого инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Эта охотничья «природа» и составляет основу человеческой агрессии. Социобиологи убеждают нас в следующем: агрессивность это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (преимущественно на генетическом уровне) в естественном отборе. Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Когнитивные модели агрессии помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы. Согласно теориям данного направления, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий, например, как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение. В соответствии с теориями социального научения, глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания: 1) на то, каким путём агрессивная модель поведения была усвоена; 2) на факторы, провоцирующие её проявление; 3) на условия, способствующие закреплению данной модели поведения.

7 стр., 3340 слов

Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей в школе

... приготовленные карты – схемы. Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей в школе (составлена на основе материалов, ...           Конфликтность Сам провоцирует конфликт           Отвечает конфликтно на ... наблюдение должно происходить в различных учебных (жизненных) ситуациях. Необходимые для наблюдения ситуации: • Начало учебного дня: 1-2-й ...

Теории социального научения утверждают, что агрессия проявляется только в соответствующих социальных условиях, то есть, в отличии от других теоретических направлений, теории этого направления гораздо более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия её под контроль Назаретян А. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи [Текст]: лекции по социальной и политической психологии: Учеб. пособие для студ. вузов по направлению и специальностям психологии / А.П. Назаретян. — СПб. и др.: Питер, 2003. — 189с. Анализ имеющейся литературы по проблеме агрессии позволяет утверждать, что на сегодняшний день в психологии, в том числе и сложившихся определенных ее направлениях (фрейдизм, бихевиоризм и др.) отсутствует единое понимание термина «агрессия» Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. — 2001. — N 1. — С. 60-72. . Так, например К. Бютнер понимает «под агрессией чувства, оскорбляющие, ранящие партнера и даже направленные на его уничтожение». А. Басс разделяют агрессию и враждебность, подчеркивая, что они не всегда сочетаются и не всегда встречаются одновременно. При этом, описывая агрессию, А.

Басс и А. Дарки опираются на такие ее проявления, как нападение, раздражение, вербальная и косвенная агрессия. Враждебность с точки зрения авторов выражается в обидчивости и подозрительности. Таким образом, термин «агрессия» имеет разные значения. С точки зрения социальной психологии агрессия понимается как особая форма социального поведения, которая, с одной стороны формируется социальным миром индивида, а с другой — воздействует на этот социальный мир и его представителей. С точки зрения этологии агрессия понимается как внутренняя энергия — этологический подход. Социология рассматривает агрессию как продукт эволюции — социобиологический подход. Генетика поведения понимает агрессию как наследственную предрасположенность. Существуют разные психологические объяснения агрессии — это инстинкт разрушения; реакция на отрицательные эмоции; результат процесса принятие решений; функция переработки информации. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: Учеб. пособие для вузов. — СПб.: «Питер», 2000. — С. 92-123, 220-227, 286-328. . Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения агрессии, как физического или вербального поведения, направленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Майерс Д. Социальная психология /Перевод с англ. — СПб.: Питер, 1999. — С485. Также в настоящее время большинством психологов принимается следующее определение: Агрессия это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. — 2001. — N 1. — С. 60-72. . Ежедневно практически во всех областях социальной жизни происходят происшествия агрессивного характера. В целом ряде зарубежных обзоров обобщены результаты многочисленных исследований гендерных проявлений агрессии. Была установлена большая агрессивность мальчиков и мужчин по сравнению с девочками и женщинами как одно из наиболее устойчивых гендерных различий. Мальчики и мужчины превосходят девочек и женщин по открытой физической агрессии, а девочки и женщины чаще прибегают к скрытой вербальной агрессии. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. — Спб.: Питер, 2005. — С. 240. . Ранний дошкольный, младший школьный и младший подростковый периоды — это время максимального проявления агрессивности. Максимального, потому что агрессивность проявляет себя спонтанно, непроизвольно, т.к.

6 стр., 2579 слов

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...

... социальным наукам, является разрыв между вербализованным поведением и поведением в жизненных ситуациях (модели действия), в которых вербализованное поведение является лишь незначительным компонентом» [11, с. ... как явление сравнительно недавно появилось в науке (в психологии здоровья, психологии личности и социальной психологии). Его появление связано с переносом методологического акцента с ...

отсутствуют развитые механизмы контроля и самоконтроля. Именно поэтому детский и отчасти подростковый возрастной период — это периоды преимущественного проявления агрессивности, нежели агрессивного поведения. По мере формирования и развития самой личности, в частности ее самосознания, агрессивность становится все более контролируемым параметром Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. Пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. — С. 211. . Агрессивное поведение старшеклассников определяется влиянием семьи, сверстников, а в школе — влиянием классного руководителя, педагогов, недостаточной работой школьного психолога. Специалисты в области психического здоровья давно уже рассматривали семью и как «кузнецу», в которой выковывается индивидуальный характер, и как главный, источник антисоциальных наклонностей. Степень сплоченности семьи, ее полнота или неполнота, близость между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, стиль семейного руководства, уровень семейной гармонии или дисгармонии — вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение юношей и девушек в семье и вне её, а также влиять на их отношения с окружающими.

Юноши и девушки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками в школе или за ее пределами, наблюдая за поведением других детей. Учителя в школе отмечают, что агрессивных девушек и юношей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Такие педагогические воздействия как наказание и выговор скорее усилят особенности таких детей и ни в коей мере не способствуют их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему. Педагоги должны знать и понимать особенности поведения, общения детей. Очень часто при общении этих двух сторон возникают межличностные конфликты, которые не только приводят к непониманию, но и к нарушению обратной связи и взаимодействия в целом Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. Пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. — 379 с. .

агрессия конфликт эмоция управление

Юноши и девушки в семье и школе имеют возможность — эффективно или неэффективно — участвовать в межличностном конфликте, каждый из них выбирает свою модель межличностного конфликта. Доминирование — забота только о своих интересах, использование власти. Уступчивость — беспокойство о других и покорность. Избегание — отсутствие беспокойства и за себя, и за других, избегание другого человека. Понимание и компромисс — обеспокоенность, как за себя, так и за другого человека. Личностные характеристики детей могут меняться в зависимости от их выбора своей стратегии в конфликте, зато их реакция в значительной степени зависит от того, кто является в конфликте оппонентом (родители, сверстники, классный руководитель, педагоги) Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений /Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс, ЭКС-МО-Пресс, 2000. — С. 280 — 285. .

15 стр., 7127 слов

1.Возникновение и развитие психологии девиантного поведения (дп)

... нарушением самоактуализации и непринятием себя, в силу выработанных неадекватных моделей поведения. 2. Структура психологии девиантного поведения в современных условиях В структуре можно выделить следующие виды:1. Индивидуальные ... предписанием обязательным для выполнения со стороны всех людей и в любой ситуации. Особую трудность представляет такое свойство как относительность и динамичность. В целом ...

3. Способы снижения агрессии в конфликте

3.1 Управление эмоциями в конфликте Конфликт всегда сопровождается переживанием эмоций, которые негативно влияют на наше состояние. Но призыв к участникам конфликта привести в порядок свои эмоции часто воспринимается ими как призыв к поражению. Но контролировать эмоции необходимо по следующим причинам: 1. Стресс, неизменно присутствующий в конфликтной ситуации, сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, приводит к снижению контроля сознанием над поведением. Контроль конфликтной ситуации осуществляет тот оппонент, который сможет справиться со своими эмоциями. Это позволит ему выбрать наилучшую стратегию поведения. 2. По мере эскалации конфликта растет эмоциональная вовлеченность участников, которая сама по себе ведет к росту конфликтности; это провоцирует встречные агрессивные реакции. Уравновешенное состояние помешает нарастанию враждебности. 3. Длительное и регулярное пребывание в некоторых эмоциональных состояниях губительно воздействует на состояние организма и приводит к возникновению соматических расстройств. Такого рода заболевания называют психосоматическими, а эмоции, их вызывающие — разрушительными переживаниями Психология мотиваций и эмоций: учебное пособие / Издат.

дом Рос. акад. образования; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. — 2-е изд., стер. — М.: ЧеРо: Омега-Л: МПСИ, 2006. — 751 с. . Выделяется несколько этапов протекания эмоций в конфликте: восприятие события, символизация его психического образа в сознании; эмоциональная оценка события; внутреннее эмоциональное переживание; внешняя эмоционально-насыщенная поведенческая реакция; эмоциональный след после выхода из ситуации. В соответствии с этими этапами предлагаются следующие методы управления эмоциями в конфликтной ситуации: направленные на изменение процесса восприятия события; направленные на изменение эмоциональной оценки события; направленные на изменение процесса внутреннего эмоционального переживания; направленные на изменение внешней, доступной для наблюдения реакции; направленные на изменение эмоционального следа, оставшегося после прекращения конфликтного взаимодействия Психология мотиваций и эмоций: учебное пособие / Издат. дом Рос. акад. образования; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. — 2-е изд., стер. — М.: ЧеРо: Омега-Л: МПСИ, 2006. — 751 с. .

3.2 Способы снижения агрессии в конфликте Агрессивное поведение — одна из форм реагирования оппонентов на конфликтную ситуацию Она вызывает для вовлеченных в конфликтную ситуацию лиц негативные последствия и требует адекватных мер противостояния. Выделяются следующие способы снижения агрессии в конфликте — как собственной, так и агрессии оппонента Шишко М.В. Агрессивные состояния личности и их психокоррекция/ М.В. Шишко // Прикладная психология и психоанализ. — 2006. — N 4. — С. 175-177. : пассивный способ предполагает возможность кому-то поплакаться, выговориться. активный способ состоит в двигательной активности человека; логический способ годится только для людей сугубо рациональных, которые могут посмотреть на ситуацию со стороны. Предлагается несколько приемов, которые помогают не просто противодействовать агрессии в трудной ситуации, а пытаться влиять на агрессивность оппонента. 1. Разрядка вопроса: («В этом вопросе содержится еще несколько вопросов, надо выделить главный вопрос…» и т.п.).

19 стр., 9113 слов

Калюжный А.С. — Психология личности военнослужащего. Учебное ...

... отечественной и зарубежной психологии нет единого подхода к пониманию личности. Вот почему в учебном пособии изложен материал на ... психической деятельности человека и животных, проявляющихся в их поведении и обеспечивающих их существование. Формирование инстинктов на первых ... как поведет себя человек в той или иной ситуации. Следовательно, знание сущности, структуры, содержания и механизмов ...

2. Перевод вопроса на другой предмет («Вопрос поставлен так, что на него трудно дать однозначный ответ, следует обратиться к другому вопросу»), далее идет обстоятельный разговор, уводящий в сторону от заданного вопроса. 3. Снижение значимости вопроса: «Было бы неверно ставить вопрос именно так…». Чем выше уровень конфликтоустойчивости и конфликтологической компетентности, тем лучше человек способен справиться с эскалацией конфликта. Человек использует три основных способа ответа на агрессию: 1. Ответная атака — аналогичный ответ на реплики оппонента, что воспроизводит круг агрессии, служит доказательством достижения агрессором своей цели. 2. Логически обоснованный спор — попытка убедить оппонента путем подкрепления своей позиции доказанными или общепризнанными фактами. Есть небольшой шанс остановить агрессию, если второй оппонент действительно 3. Просьбы и мольбы в большинстве случаев приводят к обратному результату — сигнализируя агрессивному оппоненту, что он добился своей цели Козлов, Владимир Владимирович. Управление конфликтом [Текст] / В.В. Козлов, А.А. Козлова. М.: Эксмо, 2005. 222 с. . Иногда агрессия может быть редуцирована с помощью демонстрации.

Речь идет о тех случаях, когда в критической ситуации кто-либо проявляет сдержанность и/или призывает других не поддаваться на провокации. В отличие от других способов редуцирования агрессии (например, запугивания возможностью мести или наказания), демонстрация наглядных примеров неагрессивного поведения может снизить частоту и интенсивность как прямых, так и косвенных проявлений агрессии. На агрессию, как и на другие формы социальных взаимодействий, сильное влияние оказывают различные когнитивные факторы. Так, характер реакции индивидуума на провоцирующие действия других людей в значительной степени будет зависит от совершаемых индивидуумом атрибуций, то есть от того, какое причинностное объяснение получат действия, квалифицируемые индивидуумом как провокация. С наибольшей вероятностью агрессия возникает в тех случаях, когда провокативность поведения других людей расценивается индивидуумом как злоумышленная и преднамеренная Батов В. Агрессия и деструктивность // Прикладная психология и психоанализ. — 2001. — N 4. — С. 5-17. . Информирование о наличии смягчающих обстоятельств — например, сообщение о принудительности чьего-либо участия в провокационных действиях — может оказаться весьма эффективным способом снизить агрессивность ответной реакции на подобные действия.

14 стр., 6850 слов

Выявление психологических механизмов агрессии в поведении подростков ...

... исследований, выполненных в области специальной, возрастной и педагогической психологии; - теоретико-прикладное моделирование программы изучения агрессии в поведении подростков школьного возраста и особенностей их субъектной активности ... недоверчивости подростков (ибо они – и психологи это отлично знают - открыты и доверчивы). Они скорее эксплицируют мнение, бытующее в нашем обществе и транслируемое ...

Если подобное информирование носит упреждающий характер, то ответная реакция на провокационные действия, когда они все-таки совершаются, может оказаться практически беззлобной. Часто эффективным способом предотвращения негативных последствий агрессивного взаимодействия может послужить попытка оправдать агрессора, дать причинное объяснение его агрессивному поведению, грубо нарушившему наши ожидания Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 2000, с. 22-54, 125-187, 286-330. Довольно эффективным способом предотвращения агрессии является также индукция несовместимых реакций, то есть реакций, несовместимых с гневом или открытой агрессией. Подобные реакции и последующее ослабление открытой агрессии могут возникнуть при виде боли и страданий жертвы агрессии, в результате просмотра юмористических материалов и при умеренной эротической стимуляции. Результаты новейших исследований показывают, что индукция несовместимых реакций способна существенно ослабить конфликт в производственных условиях. В такой ситуации эффективным средством индукции несовместимых реакций может послужить скромный, но неожиданный подарок, ненавязчивая похвала и показ юмористических материалов. Одна из причин того, что многие люди с удивительным постоянством попадают в конфликтные ситуации, заключается в отсутствии у них элементарных навыков общения.

Существуют специально разработанные программы по развитию навыков общения у такого рода «конфликтных» личностей, которые нередко позволяют добиться весьма ощутимых результатов Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 2000, с. 22-54, 125-187, 286-330. Также хорошим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения. От этого зависит и “окрашенность» конфликта, т. е какую роль (положительную или отрицательную) сыграет он на взаимоотношениях коллектива или группы Кирьянова Е. Агрессия в современном обществе // Управление персоналом. — 1999. — №2. — С. 52-58. . К.У. Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. Стиль поведения в конкретном конфликте, указывают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

Заключение Вплоть до самого недавнего времени внимание исследователей было направлено главным образом на выяснение причин агрессии, а не на поиск средств ее предотвращения или редуцирования.

Столь неутешительное положение дел можно объяснить широким распространением, с одной стороны, убеждения в том, что нам уже известны наиболее эффективные способы предотвращения агрессивных действий — наказание и катарсис; и, с другой — представления о том, что агрессию можно редуцировать путем элиминации факторов, способствующих ее проявлению. Накопленные факты относительно воздействия наказания и катарсиса свидетельствуют о том, что ни то, ни другое не является действительно эффективным для контроля открытой агрессии, как это считалось ранее. Более того, механизм воздействия обоих факторов гораздо сложнее и его «запуск» может произойти в более ограниченных условиях, чем предполагалось раньше. Поэтому, несмотря на то что и наказание и катарсис могут в какой-то степени использоваться для управления агрессией, они не станут — ни раздельно, ни в сочетании друг с другом — панацеей от всех проявлений человеческого насилия. По мере того как убежденность в достоверности упомянутых выше аргументов таяла, количество исследований, посвященных непосредственно предупреждению или контролю человеческой агрессии, возрастало. Многие исследователи обратили свое внимание на не рассматривавшиеся ранее способы снижения агрессии.

К ним относятся такие факторы, как наблюдение за действиями в моделях неагрессивного поведения и индукция несовместимых реакций у потенциальных агрессоров. В добавление к этому, учитывая возросший интерес психологов к когнитивным процессам, значительное внимание было уделено потенциальной роли некоторых когнитивных процессов в контроле открытой агрессии. Результаты в этой области оказались довольно обнадеживающими, позволяющими предположить, что когнитивное вмешательство действительно может оказаться весьма эффективным средством, способствующим уменьшению вероятности и силы проявления открытой агрессии. Наконец, следуя высказыванию, что профилактика лучше, чем лечение, значительное внимание было уделено социальным навыкам индивидов, необходимым для недопущения агрессивного взаимодействия с другими, а также технике самоконтроля — тактике, к которой они могут прибегнуть в самых различных ситуациях, чтобы обуздать свой гнев или характер. Таким образом, мы уверены, что не существует убедительных научных доказательств, позволяющих заключить, что агрессия неизбежна. Напротив, все больше данных свидетельствует о том, что такое поведение можно предотвратить или, по крайней мере, уменьшить частоту его проявлений.

Список использованной литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. — 379 с.

2. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений /Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.512с.

3. Батов В. Агрессия и деструктивность // Прикладная психология и психоанализ. 2001. N 4. — С.5-17.

4. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. — Спб.: Питер, 2005. — 431 с.

5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: Учеб. пособие для вузов. СПб.: «Питер», 2000. — 352 с.

6. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. — 2001. — N 1. — С.60-72.

7. Кирьянова Е. Агрессия в современном обществе // Управление персоналом. — 1999. — №2. — С.52-58.

8. Козлов В.В. Управление конфликтом. М.: Эксмо, 2005.222 с.

9. Козырев Г.И. Конфликтология. Межличностные конфликты // Социально-гуманитарные знания. — 1999. — № 3. — С.82-91.

10. Краткий психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. Ростов-н/Д: Феникс, 1999.506 с.

11. Кричевский Р.Л. Если вы — руководитель. — М.: Дело, 1993.

12. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб.: Питер, 2003.333 с.:

13. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1999.688 с.

14. Назаретян А. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи [Текст]: лекции по социальной и политической психологии: Учеб. пособие для студ. вузов по направлению и специальностям психологии / А.П. Назаретян. — СПб. и др.: Питер, 2003. — 189с.

15. Психология мотиваций и эмоций: учебное пособие /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: ЧеРо: Омега-Л: МПСИ, 2006.751 с.

16. Ремезова И. Проблема агрессии в человеческой природе // Alma Mater: Вестник высшей школы. — 1999. — №3. — С.17-22

17. Шишко М.В. Агрессивные состояния личности и их психокоррекция // Прикладная психология и психоанализ. — 2006. — N 4. — С.175-177.

Размещено на