2. Принцип контраста

Конспект лекционных занятий.

Лекция 1. Тема: Развитие и сущность понятия имиджа, его структура.

Имидж как социальный регулятор коммуникации.

Термин «имидж» получил распространение во всем мире и привился практически во всех языковых культурах. Имидж (англ. image) образ, представление, изображение, т.е. это визуальная привлекательность личности, самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других.

В психологии под имиджем понимают «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно является результатом работы специалистов; имидж отражает социальные ожидания определенной группы».

Понятие «имиджа» первоначально использовалось в рекламной практике. В 60-х гг. технология имиджа возникает в сфере предпринимательства как основное средство психологического воздействия на потребителя. С этого периода имидж и технологии формирования имиджа стали основным элементом теории и практики паблик рилейшнз, прочно вошли не только в сферу бизнеса, но и в политическую и общественную жизнь.

В Казахстане осознание имиджа и его значение в деятельности и в практике бизнеса появилось значительно позже — в период обретения независимости.

Прежде всего, имидж можно трактовать как одну из форм социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения. В целом поведение бывает индивидуальное и групповое. Индивидуальное поведение человека регулируется биологическими, психологическими и социальными механизмами, которые взаимодействуют между собой, проникая друг в друга. Поведение групповое или социальное регулируется социальными нормами, ценностями, законами, общественными институтами, организациями, и имидж можно также отнести к одному из таких механизмов социальной регуляции.

Для того чтобы лучше представить особенности имиджа как социального регулятора, необходимо построить теоретическую модель имиджа.

К персональным характеристикам относятся физические, биологические и психологические особенности, характер человека, тип личности, индивидуальный стиль, своя геометрия формы и цвета тела и т. д. Некоторые персоналии обладают особыми качествами, которые делает личность уникальной, неотразимой в глазах других, что позволяет ей осуществлять загадочное влияние на окружающих. Г. Лебон назвал это качество обаянием, М. Вебер – харизмой. Харизма наиболее важное качество с точки зрения коммуникации, оно само устанавливает тесную эмоциональную связь.

4 стр., 1541 слов

Выберите фазу агрессивного поведения, при которой человек готов ...

... установки 3) действия 4) комплексы 5) акцентуации   Выберите фазу агрессивного поведения, при которой человек готов к обсуждению инцидента 1) Фаза I Активация. 2) Фаза II ... Дедукция 2) Индукция 3) Хронология 4) Аналогия Объемом внимания называется 1) Качество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности. 2) Количество объектов, которое ...

Социальные характеристики связаны с текущей социальной ситуацией, которую нужно знать и соответствовать. Это довольно подвижная часть имиджа, тесно связанная с требованиями общества, времени. Общественные потребности и социальные стереотипы иногда очевидны, но чаще необходимо их выявлять. Каждый раз социальные характеристики конструируются заново на основе тщательного анализа сложившейся ситуации. К ним относятся социальный статус, модели ролевого поведения и т.д.

Символические характеристики, напротив, являются устойчивым и неизменно повторяющимся, компонентом. Символические характеристики связаны с идеологией, культурой, традициями. Иначе говоря, существует определенный набор сформировавшихся качеств, характеризующий данный культурный тип.

Лекция 2. Тема: Формирование имиджа. Имиджеформирующая информация.

Имидж и миф.

Воспринимаемый имидж – это имидж человека со стороны окружающих, как видят, оценивают другие. Оно может отличаться от самоимиджа, но человек должен знать верное представление о себе, а не просто желаемое, благоприятное для него.

Воспринимаемый имидж основывается на полученной имиджеформирующей информации: по характеру получения эта информация подразделяется на прямую и косвенную.

Косвенная имиджеформирующая информация – это та информация, которую человек получает через третьи руки. Напр. Отзывы его соседей, коллег. Сюда же относятся слухи и сплетни.

Прямай имиджеформирующая информация – это та, которую человек получает при непосредственном контакте с человеком.

Прямая информация – это информация о внешности, об особенностях психики, темпераменте, интеллекте, характере, мировозренческих и ценностных позициях человека.

Человек и общество существует сразу в двух ипостасях действительности: реальном и символическом. Миф и архетип — это информация, которая на глубинном уровне заложена в каждом человеке и имеет своим истоком историю, культуру, нравы и традиции народа. В сознании человека естественно происходят процессы взаимовлияния и взаимоперехода действительного и символического. Имиджелогия использует мифы, активизируя эту заложенную символику в выгодном направлении, подключая массовое сознание к уже имеющимся стереотипам.

Формирование имиджа может происходить стихийно, но благоприятный и эффективный имидж является результатом сознательной, выстроенной работы. Привлекательный имидж может быть эффективным лишь в том случае, если он базируется на точном понимании его сущностных, психологических характеристик. Создание имиджа – это культивирование нужных черт, знаковых моделей поведения. Никто не будет создавать себе отрицательный или конфликтный имидж.

Обратите внимание на следующие имиджевые характеристики:

— имиджевые характеристики должны быть более структуированны и упорядочены.

5 стр., 2016 слов

Восприятие информации человеком

... при помощи органов чувств, а для осмысления этой информации применяется информация, которая содержится в памяти каждого человека. Восприятия информации человеком могут быть полными и неполными, точными и ошибочными, ... пространстве Там же.С. 139. Есть два способа восприятия и оценки указанных пространственных характеристик окружающих нас предметов и явлений. Один из них используется, когда образ ...

— в них наблюдается преобладание одной черты, все остальные зависимы от нее.

— внешние характеристики имиджа более значимы, чем внутренние, поэтому столь пристальное внимание к внешности.

— имиджмейкер практически занят тем, что подключает массовое сознание к этой важной черте, концентрируя ее на этой характеристике имиджа.

— стратегия имиджмейкера должна быть направлена на визуализацию событийной стороны имиджа.

— имиджмейкер должен значительно упростить характеристики имиджа объекта, ибо массовое сознание воспринимает простое, нежели сложное.

Лекция 3. Тема: Имидж делового человека, основные его компоненты.

Секреты делового имиджа.

«Ваш имидж – это ваш портрет, который Вы показываете окружающему миру, поэтому он должен работать на Вас, а не против вас». Так как имидж – это образ, то в нем должен быть такой набор характеристик, которые будут позитивно оценен этими окружающими.

Исследователи личностного имиджа выделяют несколько его сторон: самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж.

Самоимидж сопровождает личность постоянно: изучение себя, преодоление своих недостатков, выработка самоуважения необходимы всегда. Каждая личность уникальна, неповторима именно в результате построения самоимиджа. Возрастная психотерапия направлена на воспитание самоуважения, восстановления доверия к самому себе. Если у человека нет уважения к самому себе, откуда возьмется уважение других? Надо знать, культивировать и развивать свои способности, черты характера, склонности, а не бороться с ними.

Воспринимаемый имидж – это имидж человека со стороны окружающих, как видят, оценивают другие. Оно может отличаться от самоимиджа, но человек должен знать верное представление о себе, а не просто желаемое, благоприятное для него.

Требуемый имидж – определенный ряд профессий требует необходимые типы поведения, тип одежды, т.е. требуемые профессией имиджевые характеристики. Так напр. военные обязаны ходить в военной форме, судья в мантии, звезды ток-шоу – неординарны, совершенно отличны в одежде и поведении от обычных людей. Менеджеры, журналисты, юристы, медики – их профессиональная деятельность связана с людьми. Поэтому стиль одежды, манера общения крайне важны, ибо влияют не только на личную карьеру, но и на других людей. Внешний вид должен вызывать доверие, готовность к общению.

Секреты делового имиджа.

Создание любого имиджа начинается с оформления внешности.

В деловом имидже сформировались некоторые универсальные правила в оформлении внешности, которым необходимо следовать:

Имидж это образ, следовательно, необходимо быть последовательным и

1. «Избегать внезапных контрастов в вашем образе».

3. Так как, имидж-образ исходит от Вас, то «говорите о себе только то, что другие должны знать о Вас».

4. «Одежда должна соответствовать Вашей профессии лишь на рабочем месте»

Лекция 4. Тема: Деловой этикет и протокол. Этика делового общения.

11 стр., 5406 слов

Имидж деловой женщины 2

... я ставила две цели: 1. Выявить сущность понятия «имиджа»  и рассказать о его развитие. 2. Показать из каких компонентов формируется имидж деловой женщины и в чем их сущность.           В ...

Деловой этикет и протокол.

Деловые отношения издавна имеют свои внутренние нормы и правила этикета. Деловой этикет – это совокупность правил и форм поведения, которые регламентируют взаимоотношения партнеров.

Деловая этика может стать важным компонентом имиджа компании, если к ней относиться очень серьезно:

  1. Следует разработать этические нормы применительно к своей компании, прописать и ознакомить всех сотрудников.

  2. Создать комитет по этике, к функциям которой возложить: разработку правил корпоративной этики; проведение ревизий по их выполнению; обучение и пропаганда корпоративной этики.

Специалистам PR надо знать, что понятия «деловая этика», «мораль», «нравственность» и «этика» хотя и связаны, но и различаются содержательно и функционально. Этика, как философское учение на протяжении многих веков, обращалось к людям с принципами нравственного поведения. Однако люди чаще игнорируют их, нежели следуют им и продолжают творить зло и жить не по законам совести.

Менеджеры и руководители крупных и успешно функционирующих компаний и фирм изначально строят бизнес на фундаменте деловой этики и ставят моральный фактор во главу угла в организации работы компании и во внутреннем взаимодействии его коллектива.

Практика бизнеса Америки и Европы показывает, что там, где деловые отношения в компании строятся на основе взаимного уважения, взаимопомощи и внимания к личности любого сотрудника, гарантия успеха бизнеса, надежность и стабильность роста компании значительно выше, чем в компаниях, где отношения строятся только на жестком администрировании и контроле.

Лекция 5. Тема: Особенности имиджа деловой женщины.

Оформление внешности.

Если понятие «деловой мужчина» устоявшее и почти каждый может, каким – то образом его обозначить, то понятие «деловая женщина» до сих пор спорное — кого отнести к деловой женщине и что она должна собой представлять.

Издревле на женщину возлагались функции «хранительницы домашнего очага и продолжательницы рода», а спор о праве женщине участвовать в политической, государственной жизни страны наравне с мужчинами сегодня свелся к закону в некоторых европейских государствах о 30% представительствах женщин во власти. И весь этот мировой спор – сколько процентов женщин должно быть представлено во властных структурах, происходит на фоне ужасающей дискриминации женщин в повседневной жизни.

Понятие «деловая женщина» в современных условиях чаще всего применяется к представительницам управленческого сектора бизнес — структур, работницам банков, агентств, фирм, к женщинам ведущим собственный бизнес (бизнес-леди), к женщинам, занимающимся общественно — политической деятельностью. Так же деловыми называются женщины руководители ряда профессиональных, властных и образовательных структур, секретари – референты крупных и средних компаний. Все эти названные сферы деятельности, так или иначе, как мы видим, связаны с управленческою деятельностью, с карьерой, с деловым и профессиональным общением. До сих пор, считается, что — руководить, карьерный рост, деловое общение — сфера сугубо мужская. Поэтому понятие имидж деловой женщины не только неопределенно, но и имеет специфические особенности становления:

12 стр., 5627 слов

Имидж и деловые переговоры

... человека.............................. Введение ………………………………………………………………………….. 2.1 Введение............................................................................................................. 2.2 Развитие и сущность понятия «имиджа» …………………………………… 2.3 Имидж делового человека и пути его формирования …………………....... 2.4 Заключение ………………………………………………………………….... 3. Словарь по курсу «Психология ...

Следующие некоторые психологические преимущества, которые следует знать и использовать деловой женщине: В формировании личности мужчины важную роль играют – гены, для женщины — окружающая среда. Но в принципе — это не абсолютная закономерность. Природа сделала женщину более пластичной, она существенно превосходит мужчину в преодолении стрессов, конфликтов, социальных проблем. Женщины – лидеры более эффективны в коммуникации, у них лучше развиты организаторские способности. Они любят и создают образцовый порядок и разумную экономию. Женщина и психологически (эмоционально) и рационально быстрее и легче приспосабливается к окружающей среде и ее изменениям. Она прекрасна, адаптивна к овладению локальным внутренним пространством: быстро различает лучшие формы, легка к общению, лучше слышит и видит.

Однако женщина психологически легче уязвима, поддается гипнотическому влиянию, подчиняется чужому авторитету, чаще расстраивается из–за пустяка, легко переходит от смеха к плачу, нуждается в утешении, поддержке.

Лекция 6. Тема: Объекты формирования имиджа.

Объекты формирования имиджа условно можно разделить на 3 категории:

1. Объекты, рейтинг которых зависит исключительно от созданного ими или для них имиджа

К этой категории следует отнести отдельные публичные личности (политики, телеведущие, лидеры общественных и религиозных движений), представителей социальных групп (военные, студенты, пенсионеры и т.п.), партии, радио — телекомпании и отдельные передачи, общественные социально-значимые движения.

Целью этих объектов является возможность влияния на настроения в обществе.

2. Объекты, рейтинг которых в равной степени зависит как от имиджа, так и от качества произведенных ими товаров или услуг.

Это, в первую очередь, крупные национальные и транснациональные корпорации, фирма. Целью этих объектов является увеличение объемов продаж при одновременном создании положительного имиджа и улучшении качества продукции.

3. Объекты, для которых колебания имиджа не являются решающим фактором их преуспевания.

В основном это мелкие торговые фирмы, магазины. Их успех на рынке зависит в большей степени от качества предлагаемой продукции.

Численность объектов данной категории значительно уменьшается с расширением торговых организаций и развитием культуры рынка.

Тема 7 Тема: Имидж предприятия. Роль имиджа предприятия.

Понятие «имиджа» применяется не только к человеку, но и к предприятию, организации и страны в целом. Развитие рыночной, конкурентной экономики повлекло за собой увеличение субъектов предпринимательства, заинтересованных в формировании положительного имиджа. Одни создают внутри своих предприятий ПР. (паблик рилейшнз) — отделы, которые специально занимаются созданием и поддержанием имиджа фирмы. Другие — те, которые не могут себе позволить содержать отдел по связям с общественностью, обращаются в специальные рекламные и тимбилдинговые агентства.

18 стр., 8698 слов

1. Имидж, как психологическая PR- концепция 7

... организации управления имиджем организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие ... гражданская позиция компании. Для международной общественности глобальные компании должны стремится быть ... предприятия, являющийся гарантом выгодного положения организации в рыночной среде. Успешная деятельность организации во многом определяется ее восприятием общественностью. Имидж ...

Т.Е. достаточно правильно ответить на три классических маркетинговых вопроса, ибо бизнес существует только для того, чтобы приносить прибыль, главная цель компании — делать деньги. Иначе говоря, понимание роли имиджа как второстепенного, дополнительного фактора, а на передний план выдвигается четкое формулирование финансовых целей и финансовых результатов. И объективно большинство казахстанских управленцев не обращают должного внимания на имиджевые цели. Исследования американских ученых показывают, что компании, в идеологии которых представлен широкий диапазон ценностных установок, сформулирован целостный внутренний и внешний имидж, финансовый успех — закономерен и стабилен.

Имидж предприятия — это совсем не фотокопия с точным отражением структуры и характеристик предприятия. Имидж — это спроектированный и созданный образ предприятия, в котором присутствуют и реальные достоинства, достижения коллектива и новые характеристики, черты, благодаря которым предприятие становится известным, запоминающим.

Нематериальные ресурсы предприятия — это внутренний психологический, человеческий потенциал, творческие ресурсы коллектива, их профессиональное и имиджевое качество. Имидж становиться реальностью лишь в том случае, когда он исходит из совокупности положительного внешнего образа предприятия, качества выпускаемой продукции и услуг и широкого диапазона ценностей компании, которые можно определить как идеологию компании.

Лекция 8. Тема: Репутация предприятия.

Среди ценностей компании — центральное место занимает репутация предприятия. Репутация нарабатывается годами. Репутация — это добросовестность (т.е. соблюдение этических норм бизнеса) в осуществлении предпринимательской деятельности, надежность, лояльность предприятия к партнерам, информационная открытость. Репутация — это, безусловно, деловая активность предприятия, т.е. увеличение объема продаж, разнообразие товаров и услуг, гибкость ценовой политики.

Поддержка репутации осуществляется многими акциями. Это и целенаправленная реклама, это и паблик рилейшнз, это постоянная работа по повышению профессионализма сотрудников, это и технологическое оснащение производства, укрепление финансовых ресурсов предприятия.

Важное место в репутации предприятия играет социальный имидж. Это представление широкой общественности о роли и целях данного предприятия в жизни общества, города, страны. Социальный имидж формируется посредством информирования о деятельности коллектива в социальных, культурных делах, таких как спонсорство, меценатство, поддержка молодежных, этнических движений, решения экологических проблем, поддержка малоимущих, детей-сирот, больных и многое другое.

Репутация, создаваемая на долгие времена стоит гораздо больше, чем денежный эквивалент прибыли, полученный «любым путем».

Как можно поддерживать созданный имидж?

Поддержка репутации торговых фирм включает не только качество предлагаемых товаров, качество обслуживания, но и реальная забота о покупателе. Клиентам и покупателям необходимо постоянно и ненавязчиво сообщать: о любых изменениях, о нововведениях, о предполагаемых акциях, о снижении цен, о достоинствах новых товаров, о любых социальных и благотворительных акциях фирмы.

25 стр., 12473 слов

Взаимосвязь компонентов имиджа руководителя и внутреннего имиджа организации

... учредителя и от руководителей компании. Внутренний имидж организации так же, на наш взгляд, играет важную роль в имидже организации, так как именно от сотрудников предприятия зависит качество продукции ... «авторитет». В литературе можно встретить даже отождествление имиджа с этими явлениями, что не следует делать. На наш взгляд необходимо проводить четкую границу между этими понятиями. Мнение ...

Поддерживать доверие и интерес клиентов можно следующими акциями:

  1. Презентация. Доступная, интересная презентация нового товара, выступление менеджеров, каких-то постоянных покупателей создают интерес у покупателей не только к товару, но и торговой фирме.

  2. Мало затратная реклама. Значительно повышает интерес к торговой фирме. Рекламные визитки магазина, товаров, рекламные периодические журналы с указанием ассортиментов товаров и цен, допустимы фотографии лучших сотрудников и продавцов, расписания презентаций, и любая другая информация, интересная для клиентов — повышают репутацию предприятия и доверие клиентов. Все эти мелкие рекламные акции как бы говорят, мы не просто абстрактный магазин за углом, мы служим для Вас, мы выполняем Ваши пожелания.
  3. Торговым предприятиям важно формирование и укрепление своего социального имиджа. Для этого необходимо участвовать в городских праздниках, оформлять фасады и внутренние интерьеры к праздничным датам, проводить специальные акции для социально ущемленных слоев населения.

Лекция 9. Тема: Мастер – план имиджа компании».

Основные задачи в планировании корпоративного имиджа.

Мастер-план имиджа компании включает в себя 4 основные части:

  1. Создание фундамента

  2. внешний имидж
  3. внутренний имидж
  4. неосязаемый имидж

Каждая часть мастер-плана направлена на достижение следующих основных задач в планировании корпоративного имиджа:

  1. Достижение высокого уровня репутации компании

  2. Создание и поддержание позитивного имиджа успешной компании
  3. Установление связей с обществом и тесных контактов с клиентами.

Указанные задачи реализуются при выполнении всех 4 частей Мастер-плана. Напр. для реализации задачи — установление тесных контактов с клиентами, потребителями необходимо учитывать и при создании фундамента, а привлекательный внешний имидж прямо направлен для клиента, т.е. это то, как компанию воспринимает общество, СМИ, инвесторы, покупатели. Иначе говоря, решение указанных основных задач должно принизывать все части Мастер-плана.

Важной частью мастер-плана, которым, к сожалению, часто пренебрегают, является внутренняя корпоративная культура: поведение персонала, его отношение к работе, моральный настрой сотрудников.

Таким образом, создание положительного имиджа – нечто большее, чем просто хорошая рекламная кампания. Это – сложный многосторонний план, все части которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Мастер-план наиболее эффективен тогда, когда все его разделы работают вместе.

Лекция 10. Тема: Создание фундамента компании.

Фундамент обеспечивает создание, развитие и сохра­нение положительного имиджа компании. Закладка такого фундамента – это определение цели, деловых принципов и философии компании, на которых будет покоиться все здание Мастер-плана имиджа. Без поддержки прочными балками, закрепленными в надежном фундаменте, план обречен на неудачу. Без фундамента все остальное не имеет смысла. Образно говоря, чтобы здание выдержало сильное землетрясение, оно должно составлять неразрывное целое с прочным фундаментом. Чтобы выжить в самых трудных ситуациях, бизнес, корпорация, страна должны покоиться на надежном основании.

12 стр., 5789 слов

Корпоративный имидж. Основные компоненты имиджа организации

... по механизмам их формирования, и по формам проявления. Целесообразно разделять имидж на корпоративный (имидж компании, фирмы, предприятия, учреждения, политической партии, общественной организации и т.д.) и ... интерпретируется как «образ», понимаемый как совокупность не только «материальных» («видимых») характеристик объекта, но и «идеальных» («не видимых») его характеристик (для пояснения этих двух ...

Следующий шаг — определение долгосрочных задач. Для создания Мастер-плана имиджа необходимо четко представлять себе, куда двигается, а это определяется долгосрочными задачами.

Теперь стоит важная задача, после того как предприятие определилось с тем, чего оно хочет, нужно решить, каким стандартам должны сле­довать его сотрудники. Эти правила или стандарты, необходимые для достижения целей компании. Подчинение стандартам и правилам всех сотрудников компании — метод, который поможет сохранить в целостности фундамент нового имиджа.

Среди этих правил ключевыми являются 5 базовых стандартов:

Моральные принципы фундамента.

Положение о цели компании.

Личная и деловая философия

Лекция 11. Тема: Инструментарии управления имиджем.

По утверждению Викентьева И.Л. в целом мероприятия PR имеют 5 основных целей:

Позиционирование объекта;

Возвышение имиджа;

Антиреклама (или снижение имиджа) ;

Отстройка от конкурентов;

Контреклама.

Все остальные многочисленные акции: прогнозирование кризисов, изучение общественного мнения, создание единого фирменного стиля и фирменных стандартов, исследование эффективности проведенных акций, работа с персоналом и партнерами всегда подчинены и являются подсистемами этих пяти основных задач. Обратимся к ним.

1. Позиционирование

Технология позиционирования как наиболее эффективный метод воздействия на аудиторию, первоначально было создано для продажи и продвижения товаров на рынок. Позиционирование (от анг. Position — положение, нахождение, состояние, позиция) — это создание и поддержание понятного имиджа. Если объект не позиционирован — он просто непонятен потенциальным клиентам и его раскрутка в рекламе — это реклама непонятного.

Возвышение имиджа.

Позиционирование можно представить как выпячивание в объекте тех характеристик, в которых наиболее заинтересован потребитель. Каждый новый объект требует подобного позиционирования.

Позиционирование как технологию можно представить как серию из трех последовательных действий: трансформация, утрировка и перевод.

Трансформация. Это процесс отбора из многообразных характеристик объекта строго до необходимых, которые и интересны потребителю. Необходимо ограничить объект и сообщать только то, что необходимо знать потребителю.

Утрировка. Выпячивание нужных характеристик, полностью уходя от характеристик, которые не являются сильными с точки зрения потребителя. Кстати, этими несильными чертами объекта могут заняться оппоненты и довести о них потребителям.

12 стр., 5610 слов

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 2

... складывается имидж города; исследовать функции имиджа, которые являются неотъемлемой частью города. Объектом исследования является имидж города ... собор принадлежит не Риму, а отдельному государству — Ватикану. Еще заметнее неопределенность символической ... имиджа городской среды описать принципы имиджевой рекламы в процессе формирования имиджа города. Для достижения поставленной цели необходимо ...

Перевод. Для усиления имиджа необходимо перевести круг нужных характеристик через различные каналы коммуникации. Необходимо передать эти характеристики визуально, действиями, жестами, словами.

Часто позиционирование сравнивают с искусством фотографии мастера, в отличие от домашней фотографии, где много случайного, не сфокусированного на главном.

Главным в технологии позиционирования является аудитория, перевод коммуникации на его цели. Именно требования цели аудитории задает весь набор пропаганды позиционируемого объекта.

Отстройка от конкурентов.

Отстройка это, как правило, комбинация возвышения имиджа при снижении имиджа другого объекта. Или, позиционирование своего объекта на фоне объектов конкурентов. Отстройка бывает явной и неявной. Так характерные примеры рекламы порошков, мыла, косметики основаны на явных и неявных отстройках.

Лекция 12. Тема: Психологические аспекты создания образа-имиджа.

Формирование и управление имиджем невозможно без знаний основ психологии личности, социальных групп, профессиональных качеств. Психология необходима в работе команды имиджмейкеров в реализации следующих задач:

— привлечение и удержание внимания целевой аудитории и установка на доверие;

-использования психологических особенностей личности, отдельных социальных групп;

-использования специфических навыков коммуникации (нейролингвистическое программирование, трансактный анализ, внушение, метод когнитивного диссонанса).

Для привлечения и удержания внимания аудитории существуют психологические средства, которые используются в формировании имиджа. Главный механизм в этих средствах — выделение объекта (подвижного и неподвижного) на каком-то фоне.

При формировании установки на доверие со стороны аудитории имиджмейкер сталкивается с проблемой существования стереотипов. Стереотипы влияют на принятие решения клиентом. Стереотип более конкретен, чем потребность. Это совершенно определенное, зримое, слышимое, представляемое предубеждение людей. Стереотипы относятся к миру мыслей, чувств, но их влияние на реальность, поступки людей всегда огромно. Стереотипы бывают положительные и отрицательные. При решении конкретной PR-задачи всегда полезно ответить на два вопроса:

1. Как типовые отрицательные стереотипы мешают адекватному восприятию запрограммированного заказчиком действия? Или иначе. Что мешает, чтобы Клиент позвонил, купил, поверил, проголосовал и т.п.?

2. Как эти стереотипы можно скорректировать с учетом имеющихся ресурсов?

Нужно использовать в технологии имиджа и другой интересный факт, выявленный психологами. Услышанная информация более эффективна, чем прочитанная, ибо мозг способен воспринять произнесенное слово за 140 миллисекунд, а на понимание печатного слова требуется 180 миллисекунд. Следовательно, для имиджа важно харизма голоса, ибо слушать сообщение — более эффективно, чем читать. Во-первых, произнесенное слово дольше хранится в мозгу, позволяя лучше следить за мыслью. Во-вторых, тембр человеческого голоса сообщает словам эмоциональность, недостижимую никаким изображением.

Лекция 13. Тема: Имидж политического лидера.

Имиджмейкеру необходимо знать при создании политического имиджа лидера, что образ политика не только сам является символом, но и существует в мире символов. Следовательно, необходимо не только знать социальную и политическую символику, но и пользоваться ею при создании имиджа. Имидж лидера достаточно чётко формируется в сознании населения, то есть существует определённый набор желаемых характеристик, удовлетворяющих требованиям основной части населения. Поэтому при формировании имиджа, прежде всего, необходимо добиться доверия, признания компетентности лидера. А это в свою очередь, предполагает системный характер работы имиджмейкеров, способных избежать наиболее часто встречающихся ошибок в формировании и коррекции образа лидера.

Одним из ключевых в имиджмейкинге является группа психологических методов, связанная с конструированием имиджа лидера при непосредственном общении с массами.

Для достижения контроля над толпой используется также эффект психологической заражённости как метода эмоционального обобществления людей таким образом чтобы привлечь к себе внимание массы, вызвать её живую поддержку. Для лидера нет необходимости апеллировать ко всем, эффективнее установить зрительный, вербальный контакты с социокритическим ядром аудитории, вызвать у него соответствующее отношение к себе.

Имиджевые методы воздействия на массы:

  1. Метод социально-психологической стратификации.

  2. Метод эмоционального контакта.
  3. В управлении имиджем необходимо учитывать два психологического феномена: фасцинации и аттракации.

Лекция 14 Тема: Задачи формирования международного имиджа государства.

Имидж государства складывается из очень многих, совершенно разноплановых составляющих. Объектами имиджа могут быть и отдельные сферы жизнедеятельности государства – власть, экономика, армия, внешняя и внутренняя политики и проч.

Таким образом, можно сказать, что международный имидж государства является совокупностью взаимосвязанных между собой характеристик государственной системы, эффективности взаимодействия звеньев политических, экономических, социальных, общественных и других процессов в стране. Это репутация, которую приобретает государство в сознании мировой общественности.

Так как имидж страны многоплановая категория существует много подходов к классификации международного имиджа государства.

Имидж объективный образ, впечатление от страны, которое существует у внутренней или зарубежной общественности.

Имидж субъективный – это образ лидера государства, его окружения. Образ страны в глазах собственных граждан.

Имидж моделируемый – образ государства, который пытаются создать команда руководителя страны или специально привлекаемые специалисты – имиджмейкеры. Международный имидж государства, как совокупность эмоционального восприятия объекта, является корректируемым психологическим образом государства, имеющий свой характер и эмоциональную окраску. По своей сути имидж государства – отражение реального государства, помещенное в определенную эмоциональную среду. Он более комфортен по причине своей иллюзорности, и поэтому обладает высокими регулирующими свойствами.

Таким образом, можно обобщить, что характерными свойствами и признаками имиджа государства являются:

— Простота, схематичное отражение своего объекта имиджа. Международный имидж государства не отражает всех граней страны, он отражает его позитивность и уникальность. В виду огромной информационной и эмоциональной насыщенности имиджа государства следует использовать ограниченный набор символов.

— Подвижность. Имидж страны хоть и конкретен, но он постоянно изменяется под воздействием внутренних и внешних факторов, должен подстраивается под меняющиеся реалии и ситуации.

— Идеализация. Имидж представляет образ как некую совокупность выгодных качеств, идеализирующих объект, наделяя его дополнительными выгодными качествами в соответствии с ожиданиями целевой аудитории.

— Ограниченная самостоятельность. Имидж привязан к своему объекту, однако он может меняться, развиваться по собственным законам, в соответствии с меняющимися психологическими ориентациями целевой аудитории.

— Реальность и желательность. Имидж занимает промежуточное состояние между реальной ситуацией и эмоциональным, психологическим ожиданием целевой аудитории. Имидж расширяет границы восприятия объекта, однако только в заданном направлении, позволяет домыслить образ объекта самой целевой аудитории.

На имидж государства оказывают влияние самые различные факторы. Это и внешняя политика государства, и высказывания культурных деятелей о стране, и уровень развития экономики государства, и ее открытость.

На формирование имиджа государства влияют временное факторы, которые можно разделить на статичные, динамичные и ожидаемые.

Занятие 15 Тема: Сдача проекта: «Мастер-план имиджа компании…..»