Периоды детского возраста.
Физическое и
зав.кафедрой детских инфекций
Поздеева Ольга Сергеевна
Ребенок
—рост и развитие
—возрастной этап
—морфологические, физиологические и психологические качества Потребность выделения периодов (этапов) развития
Значение анатомо-физиологических особенностей каждого периода:
—
—
—адекватные рекомендации режимов жизни, питания, воспитания;
—адекватные рекомендации профилактики заболеваний.
Периоды детства:
1.Период новорожденности – от момента рождения по 28 день жизни.
2.Период грудного возраста – от 29 дня жизни до года.
3.Преддошкольный или ясельный период
– от 1 года до 3 лет.
4.Дошкольный период – от 3 до 7 лет.
5.Младший школьный возраст – от 7 до
Периоды развития теории управления
... – вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации (до 1960 г.) на основе ... -а вида разделения труда: Вертикальное разделение – иерархия: выработка и проведение в жизнь главных перспективных направлений деятельности организации, т.е. высшее руководство; оперативное управление – составление ...
11лет.
6.Старший школьный возраст – от 12 до
Период новорожденности делится:
—ранний неонатальный период;
—поздний неонатальный период.
Ранний неонатальный период –
период от момента перевязки пуповины до окончания 7 суток жизни (168ч).
Этот период самый ответственный для адаптации ребенка к внеутробному существованию.
Физиологические изменения в ранний неонатальный период:
—начало легочного дыхания;
—функционирование малого круга кровообращения;
—изменение энергетического обмена и терморегуляции;
—начинается энтеральное питание ребенка;
—все функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия;
—адаптационные механизмы легко нарушаются, что существенно отражается на
общем состоянии новорожденного.
Поздний неонатальный период охватывает 21 день (с 8 по 28 день жизни ребенка). Характеристика периода:
—интенсивное развитие анализаторов (прежде всего зрительного);
—начало развития координации движений;
—образование условных рефлексов;
—возникновение эмоционального, зрительного и тактильного контактов с матерью;
—около
радости (начало психической жизни ребенка).
Презентация на тему: Период грудного возраста – от 29 дня жизни до года
Период грудного возраста – от 29 дня жизни до года.
Характеристика:
Роль семьи в жизни ребенка
... и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает ... к человеку многообразны, то и видов развития существует несколько. Материальной основой жизни ребенка является организм. Поэтому одним из ведущих видов развития является общефизическое. Оно ...
—основные этапы адаптации к внеутробной жизни завершены;
—механизм грудного вскармливания достаточно сформирован;
—происходит очень интенсивное физическое,
Преддошкольный или ясельный период – от года до 3 лет.
Характеристика:
—некоторое снижение темпов физического развития и большая степень зрелости основных физиологических систем;
—интенсивно увеличивается мышечная масса;
—заканчивается прорезывание молочных зубов;
—стремительно расширяются двигательные возможности;
—интенсивно развиваются все анализаторы;
—совершенствуется речь;
—четко определяются индивидуальные черты
характера и поведения.
Презентация на тему: Дошкольный период – от 3 до 7 лет. Характеристика:
Дошкольный период – от 3 до 7 лет. Характеристика:
—идет дифференцировка строения различных внутренних органов;
—интенсивно развивается интеллект, улучшается память;
—совершенствуются координированные движения;
—формируются индивидуальные интересы и увлечения;
Развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху нового времени
... Студент должен знать: ― источники изучения медицины периода Нового времени; ― особенности развития физиологии; ― становление патологической анатомии как науки; ― развитие внутренней медицины. Студент должен уметь: ― находить ... его частей, систем, органов и клеток в тесной взаимосвязи с окружающей природой. В XVIII в. большую роль в развитии физиологии сыграл швейцарский естествоиспытатель, врач ...
—увеличивается длина конечностей;
—постепенно выпадают молочные зубы,
начинается рост постоянных зубов.
Младший школьный возраст – от 7 до 11 лет:
—происходит замена молочных зубов постоянными;
—улучшается память,
—повышается интеллект;
—формируются самостоятельность и волевые качества, расширяется круг интересов.
Старший школьный возраст – с 12 до 17-18 лет.
—самый трудный период психологического развития,
—формирование воли, сознательности, гражданственности, нравственности.
—характеризуется резким изменением функции эндокринных желез.
—период полового развития и пубертатного скачка роста.
Физическое развитие — процесс изменения размеров тела, телосложения, мышечной силы и работоспособности детского организма и соответствие их возрастной норме.
Физическое развитие и рост ребенка зависят от целого комплекса факторов:
—биологических;
—генетических;
—
—бытовых;
—алиментарных.
К показателям физического развития, которые обычно рассматриваются врачами с целью контроля за динамикой процессов развития детей, Периоды развития теории управления">роста и развития относятся:
—длина тела;
—масса тела;
—окружность грудной клетки;
—окружность головы.
Наряду с этими, могут рассматриваться также и другие показатели (например,
Критерии оценки физического развития.
Уноворожденных и детей первого года жизни измеряют:
—длину тела лежа;
—массу тела;
—окружность грудной клетки;
—окружность головы.
Удетей от 1 года до 7 лет измеряют:
—длину тела;
—массу тела;
—окружность грудной клетки;
—окружность головы (до 3 лет включительно)
Презентация на тему: Удетей до 7 лет определяют:
Удетей до 7 лет определяют:
—длину тела;
—массу тела;
—окружность грудной клетки;
—степень жироотложения;
—форму позвоночника;
—форму грудной клетки;
—форму ног и стоп.
Удетей старше 7 лет измеряют:
—длину тела стоя;
—массу тела;
—окружность грудной клетки (вдох, выдох, пауза);
—показатели спирометрии;
—показатели динамометрии;
—становую силу;
—артериальное давление;
—определяют:
степень развития мускулатуры; степень полового созревания.
Законы нарастания роста и массы ребенка Вес тела доношенного новорожденного 32003500г.
У новорожденных транзиторная потеря первоначальной массы тела:
—дефицит молока и воды в первые дни жизни;
—обезвоживание (потеря воды с дыханием и потом).
Максимальная убыль первоначальной массы тела обычно наблюдается на
Для ориентировочного расчета долженствующей массы тела в первом полугодии жизни можно использовать формулы:
1.Масса тела при рождении + 800г×n, где n – число месяцев в течение 1 полугодия; 800г – средняя ежемесячная прибавка массы тела в течение 1 полугодия.
2.Масса тела ребенка 6 мес. равна 8000г, за каждый недостающий месяц вычитается по 800г. 8000 — 800
Для ориентировочного расчета долженствующей массы тела во втором полугодии жизни можно использовать формулы:
1.Масса тела при рождении + прибавка массы тела за 2 полугодие;
(800×6) + 400 × (n – 6), где n – возраст в месяцах; 400 – средняя ежемесячная прибавка массы тела за 2 полугодие.
2.Масса тела ребенка 6 мес. равна 8000г, за каждый следующий месяц
прибавляется по 400г. 8000+400
Длина тела доношенного новорожденного колеблется от 46 до 56см.
Первые 3 месяца по 3 см;
С4 по 6 мес. – по 2,5см;
С7 по 9 мес. – по 2см;
С9 по 12 мес. – по
Молочные зубы прорезываются в следующие сроки:
—центральные нижние и верхние резцы – в период от 6 до 9 мес.;
—боковые нижние и верхние резцы – от 9 до 12 мес.; В 1 год жизни – 8 зубов.
Средние прибавки массы тела и длины у детей первого
года жизни
Возраст ребенка, мес. |
Масса тела, г |
Длина тела, см |
1 |
600 |
3 |
2 |
800 |
3 |
3 |
800 |
2,5 |
4 |
750 |
2,5 |
5 |
700 |
2 |
6 |
650 |
2 |
7 |
600 |
2 |
8 |
550 |
2 |
9 |
500 |
1,5 |
10 |
450 |
1,5 |
11 |
400 |
1,5 |
12 |
350 |
1,5 |
Всего: |
7150 |
25,0 |
Возраст 6мес. – масса 8кг.
До 6мес. ежемесячная прибавка 800г.
Старше 6мес. – 400г.
Физическое развитие детей от 2 до 15 лет
На 2 году жизни вес тела ребенка увеличивается в среднем на 2,5кг; На 3 году жизни – на 2 кг;
С3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг;
С10 до 15 лет – на
Презентация на тему: Ориентировочно долженствующую массу тела можно рассчитать по формулам:
Ориентировочно долженствующую массу тела можно рассчитать по формулам:
1. Масса тела ребенка в возрасте
2. В 10 лет ребенок весит 30кг: старше
10 лет – ежегодная прибавка составляет 4кг.
После года скорость роста начинает замедляться. В течение 2 и
Прекращение роста, по Таннеру, относится у мальчиков к возрасту 17,5 лет, у девочек – к возрасту 16,5 лет.
Для ориентировочного расчета длины тела у детей старше года можно использовать ряд формул:
1. Ребенок в возрасте 4 лет имеет рост 100см. Если возраст меньше 4 лет, рост равен:
100см – 8
Если возраст старше 4 лет, рост ребенка равен: 100 + 6
2. Рост ребенка от 2 до 15 лет определяется исходя из роста
На каждый недостающий год от 130см отнимается 7см, на каждый последующий
прибавляется 5см.
Зубы:
после года
в
в
К 2 годам – 20 молочных зубов. Чтобы определить количество
молочных зубов, которые должен иметь ребенок до 2 лет, следует от числа месяцев жизни отнять 4.
После рождения — оценку основных антропометрических
показателей проводят по соответствующим таблицам
сигмального или центильного типа.
Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (перцентиля) детей данного возраста и пола.
К группе внимания относятся дети с признаками в диапазонах
Каждый измеренный у ребенка признак (рост, масса тела, окружность груди) может соответственно помещен в свою область или свой «коридор» центильной шкалы в соответствующей таблице.
В заключении дается оценка уровня и гармоничности физического развития.
Уровень физического развития определяется по росту ребенка, который является одним из главных индикаторов состояния здоровья.
Общая задержка физического развития:
От 0 |
до 3 перцент |
I кор – очень низкий рост |
От 3 |
до 10 перц |
II кор – низкий рост |
|
Вариант нормы: |
|
От 10 до 25 перц |
III кор – ниже среднего |
|
От 25 до 75 перц |
IV кор – средний |
|
От 75 до 90 перц |
V кор – выше среднего |
|
От 90 до 97 перц |
VI кор – высокий |
Показатели роста ± 10% от значения, полученных по формулам, физическое развитие — среднее, более > 10% — выше среднего, менее < 10% — ниже среднего.
Средние сроки развития и возможные границы моторных актов у детей первого года жизни
Средний Возможные
Движение возраст границы овладения
Улыбка |
5 недель |
|
Гуление |
7 недель |
|
Держание |
2 месяца |
|
головки |
|
|
Направленные |
4 месяца |
|
движения ручек |
|
|
Переворачивание |
5 месяцев |
|
Презентация на тему: Сидение
Сидение |
6 месяцев |
|
Ползание |
7 месяцев |
|
Произвольное |
8 месяцев |
|
хватание |
|
|
Вставание |
9 месяцев |
|
Шаги с |
9,5 месяцев |
|
поддержкой |
|
|
Стояние |
10,5 месяцев |
|
самостоятельное |
|
|
Ходьба |
11,5 месяца |
|
самостоятельная |
|
|
Нервно-психическое развитие детей
ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
При характеристике нервной системы в педиатрии используются два определениясинонима:
Критериями оценки НПР являются:
—моторика;
—статика;
—
—речь (2 сигнальная система);
—высшая нервная деятельность.
Моторика (движение) — это целенаправленная, манипулятивная деятельность ребенка.
Для здорового новорожденного в спокойном состоянии характерным является так называемый физиологический мышечный ГИПЕРТОНУС и на фоне этого сгибательная поза. Мышечный гипертонус симметрично выражен во всех положениях: на животе, спине, в положениях бокового и вертикального подвешивания. Руки согнуты во всех суставах, приведены и прижаты к грудной клетке. Кисти согнуты в кулак, большие пальцы приведены к ладони. Ноги также согнуты во всех суставах и слегка отведены в бедрах, в стопах преобладает тыльное сгибание. Даже во время сна
мышцы не расслабляются.
Движения новорожденного ограниченные, хаотичные, беспорядочные, атетозоподобные — дрожащие. Тремор и физиологический мышечный гипертонус постепенно угасают после первого месяца жизни.
В дальнейшем показатели моторики у здорового ребенка развиваются в следующем порядке:
1)сначала координированным становится движение мышц глаз (на
2)поворот головы вслед за игрушкой указывает на развитие шейных мышц
3)мануальная деятельность рук развивается на 4 месяце жизни: ребенок приближает верхние конечности к глазам и рассматривает их, потирает пеленку, подушку. Движения становятся целенаправленными: малыш берет игрушку руками (на втором полугодии может сам взять бутылочку с молоком и выпить его и т.д.);
4)на
а на
5) когда к концу первого года жизни ребенок сам идет за интересным предметом в другой угол комнаты, то признаком моторики является не просто процесс ходьбы, а координированное целенаправленное движение всех мышц в необходимом направлении.
За постепенным своевременным развитием моторики у человека можно проследить, наблюдая совершенствование движений пальцев от первого хватания карандаша ребенком первого года до манипуляций у взрослых лиц — рисование,
игра на скрипке и пианино, лепка, вязание и т.д.
Статика — это фиксация и удерживание определенных частей туловища в необходимом положении.
Первый признак статики — удерживание головы — появляетсяна
Второй признак — малыш сидит — развит в
месяцев. Кроме того, на
месяцев.
Четвертый признак — малыш ходит — к концу
первого года жизни.
Презентация на тему: Условно-рефлекторная деятельность — это адекватная реакция ребенка на раздражающие факторы окружающей среды и
Условно-рефлекторная деятельность —это адекватная реакция ребенка на раздражающие факторы окружающей среды и собственные потребности. Главным рефлексом у новорожденного является пищевая доминанта. Подошло время кормления, ребенок проголодался и он плачет — это хорошо. Пососал материнскую грудь, поел — успокоился, уснул. К концу первого месяца через несколько минут после начала кормления наступает небольшая пауза — ребенок внимательно рассматривает лицо матери, ощупывает грудь. На втором месяце формируется улыбка, на третьем — радостное движение конечностей при виде матери. Все это указывает на формирование условных
рефлексов на внешние раздражители.
При оценке ПМР нужно помнить, что признаки
динамичны по времени. т.е. в каждом возрасте каждый критерий проявляется поразному.
Например.
1. Если
года жизни указывает на задержку НПР.
2. Приближение незнакомого человека, матери, отца к ребенку
радостное торжествование на лице, выраженная улыбка, малыш перебирает ручками, ножками. На
До конца первого года возникает сенсорная речь: понимание малышом отдельных слов, которые звучат со стороны. Это обнаруживается поворотом головы, потягиванием ручек и т.д. Речь появляется у ребенка на
В6 месяцев ребенок произносит отдельные слоги (ба-
К концу первого года жизни в лексиконе малыша уже
Среди них имеются звукоподражатели (амам — кушать,
В2 года запас слов доходит до 300, появляются краткие
предложения.
Высшая нервная деятельность. Этот критерий развивается на основании становления нервной системы, формирования всех предыдущих критериев, воспитания и развития ребенка. Он является признаком созревания умственной способности и интеллекта человека. Окончательный вывод о состоянии высшей нервной деятельности можно сделать в
Для точной оценки своевременности становления НПР в зависимости от возраста ребенка условно выделено 6 этапов:
І этап — |
|
|
II этап — |
|
месяца; |
III этап — |
|
месяцев; |
IV этап — |
|
месяцев; |
V этап — |
|
|
VI этап — |
|
года. |
Психомоторное развитие детей в I полугодии
Ввозрасте 2 месяцев ребенок спокойно бодрствует, подолгу рассматривает висящие над ним игрушки, улыбается, когда с ним разговаривают, начинает держать или хорошо держит головку.
В3 месяца ребенок на обращенную к нему речь отвечает улыбкой, звуками, оживленными движениями рук и ног. Долго лежит на животе, поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, хорошо держит голову.
В4 месяца он начинает гулить, по звуку определяет местонахождение предмета, издающего звук, подолгу занимается висящими над кроваткой игрушками.
В5 месяцев он подолгу гулит, пускает пузыри, узнает близких ему лиц, различает интонацию, с которой к нему обращаются. Движения его рук четкие, он берет погремушку и долго держит ее в руке. Переворачивается со спины на живот, крепко упирается ножками, стоит при поддержке.
В6 месяцев он начинает произносить отдельные слова («ма», «ба», «да» и др.).
Свободно сам берет игрушку и подолгу ею играет.
Переворачивается с живота на спину, начинает передвигаться по манежу, немного подползая. При виде подносимой пищи сам открывает рот, хорошо ест из ложечки.
Психомоторное развитие детей во II полугодии
В7 месяцев ребенок подолгу лежит, играя погремушкой, стучит, размахивает ею. Хорошо ползает, легко садится, держась за пальцы взрослого; стоит, держась за барьер.
В8 месяцев он громко повторно произносит различные слоги, ищет и находит глазами предметы, когда их называют. Выполняет по просьбе движения «ладушки». Игрушками постукивает, рассматривает их.
Сам садится, сидит, ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и переступает вдоль барьера.
В9 месяцев он отвечает на заигрывание «догоню, догоню», играет в прятки, выполняет по просьбе взрослых некоторые движения – «дай ручку», «до свидания» и пр. С разными игрушками и предметами занимается
В10 месяцев он знает название некоторых предметов и имена людей, повторяет за взрослыми разнообразные звуки и слоги.
В11 месяцев он выполняет несложные поручения, сосредоточенно играет; накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольцо и др. Самостоятельно (без поддержки) стоит, ходит при незначительной помощи взрослых.
Презентация на тему: Голосовые реакции и последовательность развития
Голосовые реакции и последовательность развития
речи у здоровых детей
Возраст |
Голосовые реакции и развитие речи |
|
Гуление: |
|
Гуление: |
4 месяца |
Свирель: |
|
Лепет: произносит слоги |
|
да и т.д.). Модулированный лепет – |
|
повторяет слоги с разнообразными |
|
интонациями. |
|
Слова: |
9,5-18 Звукоподражательные слова:«ав-ав», «тик-так», «мумес. му» и т.д. Все существительные употребляются в
именительном падеже, в единтсвенном числе.
мес. Усваивается повелительное наклонение глаголов
очень наглядна).
Словарь доходит до 300 слов.
3-й Появляются те грамматические формы, которые
год помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам, пространству (падежи), во времени (глагольные времена).
Сначала появляется родительный падеж, затем дательный, творительный и предложный. Однако, полное овладение падежными формами происходит значительно позже. Появляются многословные фразы, придаточные предложения; к концу года – соединительные союзы и местоимения.
фраза в развитии языка. Второй период вопросов «почему?».